Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Предисловие

Тягчайшим испытанием и школой мужества для советских людей, воинов армии и флота явилась Великая Отечественная война. Весомый вклад в общее дело Победы над фашистской Германией и ее союзниками внесли славные советские Военно-воздушные силы. За время войны они произвели около 4 млн. самолетовылетов, сбросили на врага более 30 млн. бомб общим весом около 700 тысяч тонн, причинив ему огромный урон в живой силе и технике. Из 77 тысяч вражеских самолетов, уничтоженных в годы войны на советско-германском фронте, 57 тысяч на боевом счету летчиков{1}.

За этими и многими другими цифрами, характеризующими боевую деятельность советских ВВС в годы самой жестокой и кровопролитной в истории человечества войны, стоит не только массовый героизм летчиков, но и огромный самоотверженный труд и мастерство наземных авиационных специалистов. Это они, боевые друзья летчиков, в сложнейших условиях войны подготовили миллионы самолетовылетов, подвесили на самолеты и снарядили десятки миллионов бомб, обеспечили безотказную работу авиационных пушек и пулеметов, бортового и наземного оборудования. Высоко были оценены их заслуги перед Родиной. Многие тысячи инженерно-технических специалистов отмечены боевыми орденами и медалями. В этом отношении весьма показателен такой пример. Первые награждения за подвиги в Великой Отечественной войне состоялись 8 июля 1941 г. Три отважных сокола стали в этот день первыми Героями Советского Союза, 83 авиатора – первыми кавалерами боевых орденов. В числе награжденных орденом Красной 3везды были военинженер 3-го ранга Г.Л.Грибов и моторист красноармеец И.С.Гордиенко{2}.

На следующий день после опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР «Правда» посвятила награжденным большую статью, в которой, в частности, говорилось:

«Среди награжденных орденами – Григорий Логинович Грибов, военный инженер 3-го ранга. В своей авиационной части он работает старшим инженером по эксплуатации. [4] Подвиг Грибова совершен не в воздушных высотах. Он ведет скромную работу на земле – четко и бесперебойно организует технико-эксплуатационную службу. За все боевые вылеты не было в полку ни одного отказа материальной части, и ни одной задержки в вылетах. Бесстрашие наших летчиков, их отвага и мастерство опираются на героический труд скромных техников и инженеров, содержащих в безукоризненном порядке боевую материальную часть, грозное боевое оружие.»{3}

Справедливо оказано! Эти слова в полной мера могут быть высказаны и в адрес тех младших авиаспециалистов, техников и инженеров, с которым читатель познакомится в очерках полковника в отставке С. Н. Иконникова. Такой же высокой оценки достойны фронтовая деятельность и послевоенная служба самого автора воспоминаний.

После окончания Великой Отечественной войны прошли годы, Неузнаваемо изменилась техника Военно-воздушных сил, намного образованнее стал личный состав. Но боевой опыт бесценен, он должен быть взят на вооружение сегодняшними воинами. К сожалению, о работе инженерно-технического состава в боевых условиях написано очень мало. Поэтому, тем более следует приветствовать появление этой книги. В ней рассказывается о героизме летчиков и ратном труде личного состава инженерно-авиационной службы ВВС. Весьма положительно, что на её страницах излагаются не общие рассуждения и статистические данные, а живым языком участника и очевидца событий описываются конкретные факты из повседневной деятельности фронтового поколения инженерно-технического состава ВВС. Факты живые, поучительные, актуальные.

Книга будет, безусловно, полезна для слушателей и курсантов инженерных и технических авиационных училищ, инженерно-технического состава частей, для молодёжи, которая хочет посвятить свою жизнь службе в Военно-воздушных силах.

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Е.Ф.Кондрат

Дальше