Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} Воздушная мощь Родины /В.С. Шумихин, В.И.Пинчук, В. С. Бруз и др. М.: Воениздат. 1988. С. 246.
{2} Правда. 1941, 9 июля.
{3} Правда, 1941. 9 июля.
{4} Опытная 37 мм пушка Ш-37 конструкции Б.Г.Шпитального.
{5} Пулемет калибра 7,62 мм ШКАС конструкции Б.Г.Шпитального и И.А.Комарницкого (Шпитальный, Комарницкий, авиационный скорострельный).
{6} Пулемет калибра 12,7 мм БС конструкции М.Е.Березина (Березин, синхронный).
{7} Пушка калибра 20 мм ШВАК конструкции Б.Г.Шпитального и С.В.Владимирова (Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалиберная).
{8} ТХП - трубка холодной пристрелки, оптическое устройство, вставляемое в ствол оружия для наводки его на мишень.
{9} СМЕРШ - военная контрразведка, сокращение наименования "смерть шпионам".
{10} Синхронный привод - устройство, обеспечивавшее пролет пули или снаряда оружия, стреляющего через плоскость, ометаемую воздушным винтом, на заданном расстоянии от его лопастей, исключающем их повреждение.
{11} РО - ракетное орудие
{12} АНО - аэронавигационные огни.
{13} Конус - конусообразный рукав из грубой ткани - воздушная мишень. Для его буксировки в каждой части оборудовался специальной установкой боевой или учебно-тренировочный самолет. По одному конусу поочередно выполняли стрельбу несколько летчиков. Для того чтобы после сбрасывания конуса на аэродром можно было подсчитать, попадания, каждого лётчика, головки пуль окрашивались специальной краской различного цвета.
{14} ВHOС - посты воздушного наблюдения, оповещения, связи.
{15} Расположение завода противник знал хорошо, так как в его строительстве принимали участие немецкие специалисты. Но хваленая вражеская разведка была осведомлена далеко не так, как это старалась представить геббельсовская пропаганда. Оборонный завод был давно эвакуирован в глубокий тыл.
{16} Советский народ свято чтит память русского героя-летчика. На месте первого в истории воздушного тарана установлен монумент. Город Толква Львовской области переименован в честь героя в г. Нестеров.
{17} В литературе можно встретить утверждения, что иностранные летчики таран не применяли. Это не совсем точно. Так, этот прием воздушного боя использовал летчик республиканских ВВС Испании Уртуби. В тревожные дни наступления фашистов на Мадрид, он, совершая разведывательный полет, был атакован эскадрильей "Фиатов", Несмотря на многочисленное превосходство противника, сбил фашистский самолет. Будучи раненым, продолжал мужественно сражаться с врагом. Когда кончились боеприпасы, догнал ближайший "Фиат" и бросил на него свой самолет. Сам погиб. О подвиге испанского летчика рассказывает в своих воспоминаниях Игнасио Идальго де Сискерос "Меняю курс" М.: 1966. С. 361.
{18} Правда, 1985, 30 марта
{19} История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат Т.5. Кн.1. С. 147.
{20} Правда. 1974, 29 октября.
{21} Правда. 1985. 30 марта.
{22} Авиация и Космонавтика.№ I. 1990. С. 36.
{23} Зайцев А. Д. Оружие смелых духом. Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина.
{24} Новиков А.А. В небе Ленинграда. М.: Воениздат. 1970. С.78...79
{25} Подсчеты сделаны на основе описания таранов, приведенных в трудах А.Д.Зайцева "Оружие сильных духом". Части 1,2,3. Монино: ВВА им Ю. А.Гагарина. I984-I985.
{26} Вишняков И.А. На крутых виражах. М: Воениздат. 1973. С. 48
{27} Покрышкин А. И. Небо войны. И: Воениздат. 1980. С. 310-311.
{28} Двухфюзеляжный самолет "Фокке-вульф-189", прозванный "рамой".
{29} "Кобра" - сокращенное название самолета "аэрокбора". "Аэрокобры" поступали к нам из США.
{30} Лавриненков В. Д. Возвращение в небо. М.: Воениздат. 1974. С 104.
{31} Ворожейкин А.В. Солдаты неба. М.: Воениздат. 1986. С. 115
{32} Советские Вооруженные Силы. М.: Воениздат. 1987. С. 224.
{33} Зимин Г.В, Истребители. М.; Воениздат. 1988. С. 64... 68,
{34} ЦАМО ф. 147 ИАД, опись 20182, д.1, с. 49
{35} ЦАМО Ф. 721 ИАП, опись 53337, д. I, с. 34
{36} ФКП - Фотокинопулемет - прибор для контроля правильности прицеливания летчиком при выполнении стрельб в воздухе.
{37} "Красная звезда", 1959. 21, 22 и 23 сент.
{38} Первый - позывной командира дивизии.
{39} 12,7 мм пулемет конструкции Березина.
{40} Кузнецов Н.Ф. Фронт над землей. - М,: Воениздат. 1970. С. 80.
{41} Сафонов Б.Ф. известный летчик-истребитель, первым во время войны, 14 июня 1942 года был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
{42} Хаметов М.И. В небе Заполярья. М.: Воениздат. 1983.С.132.
{43} Покрышкин А.И. Небо войны. М.: Воениздат. 1980. С. 325.
{44} Покрышкин А.И. Небо войны. М.: Воениздат. 1980. С. 91.
{45} Хаметов А.И. В небе Заполярья. М.: Воениздат. 1983. С. 54.
{46} Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. I. 1976. М.: Политиздат. С.43
{47} Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. I. 1976. М.: Политиздат. С.26.
{48} Яковлев А.С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М.:Политиздат1969. С.292.
{49} Пулемёт БС калибра 12,7 мм
{50} ЦАМО СССР, ф.147, с.20182, Д.1. л.50251.
{51} Герой Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.: Воениздат т.2. С.600.
{52} Советский пилот. 1960. 11 февраля. Газета ВВС Одесского военного округа.
{53} 16-я воздушная. М.: Воениздат. 1973. с. 202.
{54} ПАРМ - полковая авиаремонтная мастерская, размещенная на одной-двух крытых грузовых автомашинах.
{55} Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в великой Отечественной войне 1941-1945 гг. м.: Воениздат. 1978. с.85.
{56} Фонарь - подвижная часть остекления кабина лётчика.
{57} Красная звезда . 1942. 19 сентября
{58} БК - боекомплект.
{59} "фоккер" - "фокке-вульф-190", "мессер" - "мессерашидт-109",
{60} "Горбатыми" на фронте называли штурмовики Ил-2.
{61} Абрамов А. С. Двенадцать таранов. Свердловск: Средне-Уральское издательство. 1970. С.43.
{62} Гуськов П. Особое задание // Красная звезда. 1986. 13 сентября.
{63} Абрамов А.С. Замок на реке Грон. Свердловск: средне-уральское книжное издательство, 1984.
{64} Арлазаров М.С. Фронт идёт через КБ.М.: Воениздат.1975. С.50...51,60.
{65} Семёнов А.Ф. На взлёте. М. Воениздат. 1969. С.96.
{66} БАО - батальон авиационного обслуживания
{67} Кок - обтекатель втулки воздушного винта
{68} Ветрянка - предохранительное устройство, обеспечивающее безопасность взрывателя при хранении, обращении, транспортировке и во время полета самолета,
{69} Взрыватель штурмового действия использовался при сбросе бомб с малой высоты, для избежания поражения собственного самолета имея замещение 11 или 22 секунд. В данном случае надо было рассчитывать на худший вариант, т.е. 11 секунд.
{70} Fool-proof (англ.) - фулпруф - случай с дураком, расчет на дурака.
{71} Недбайло А.К. В гвардейской семье. Киев. Политиздат Украины.1975. С. 191...190.
{72} Козлов П. Илы родились весной //Авиация и космонавтика.I980. № 3
{73} Стефановский П.М. Триста неизвестных М, : Воениздат. 1973.С. 194.
{74} Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом, М.: Воениздат.1976, С. 55
{75} К 15 мая 1943 года было изготовлено около 600 тысяч противотанковых бомб.
{76} Авиация и космонавтика. 1963. № 7. С.71.
{77} Руденко С.14. На полях сражений / Красная звезда. 1945. 2 февраля
{78} ЦAMO. ф. 302. oп. 4196. д. 39. л. 14.
{79} Стартер - специальная грузовая автомашина с установкой для запуска авиационных моторов
{80} Об этом более подробно см.: Иконников С.Н. Мужество инженера Авиация и космонавтика. 1939. № 8. С. 17
{81} ЦА МО СССР, 286 ИАД, O.2I63I7, д.1. С. 294...295
{82} В то время в семьях погибших воинов оставляли только ордена Отечественной войны
{83} Всего за годы войны летчиками полка было уничтожено 202 вражеских самолета.
{84} Ленд-лиз (англ. Lend-lease , от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду) система пе редачи Соединенными штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различный товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы мировой войны 1939...1945гг. Материалы, уничтоженные, утраченные или употребленные во время войны оплате после окончания войны не подлежали. Оставшиеся после воины материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично, а военные материалы CШA могла затребовать обратно (Советская Военная Энциклопедия. Т. 4, С. 559)
{85} История международных отношений и военная политика СССР . М. Политиздат. Т. 2. С. 136...137; 140...141.
{86} Дунаева Н. Ленд-лиз: факты и вымыслы // Военно-исторический журнал. 1977 г. № 3. С. 103.
{87} Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время ВОВ 1941...1945 гг. М.: Политиздат. Т. I. С. 43
{88} Мазурук И.П. Воздушная трасса Аляска - Сибирь //Военно-исторический журнал 1977. №3. С. 51.
{89} Покрышкин А.И. В небе войны. М.: Воениздат. 1980. С. 365...366.
{90} Супрун Ф.П.(брат известного летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза С.П.Супруна, погибшего в начале войны) - военный инженер испытатель НИИВВС, в послевоенный период длительное время возглавлял один из факультетов КВВАИУ.
{91} Шелест И.И. Лечу за мечтой. М.: Воениздат. 1973. С. 322...334
{92} Мвзурук И.П. Воздушная трасса Аляска-Сибирь //Военно-исторический журнал. 1977. № 3. С. 51.
{93} Эренбург И. Закал России велик //Литературная газета. 1985. 1 января. -
{94} Хаметов М.И. В небе Заполярья. М.: Воениздат. 1983. С. 86.
{95} Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941...1945 гг. И.: .Политиздат. 1976. Т. 2. С. 31 .
{96} Шатаев К. За чистое небо: Федя. Сборник статей. Л.: Лениздат. 1978.-С. 221.
{97} Полбин И.С. Дважды Герой Советского Союза. Впервые в нашей авиации применил бомбометание с пикирования по малоразмерным целям.
{98} Жолудев Л.В. Стальная эскадрилья. М.: Воениздат. 1972. С. 125.
{99} ЦАМО СССР, ф-302, оп. 4233 д 5, С. 5
{100} Шитик И.П. Из опыта модернизации и ремонта в полевых условиях: Сборник статей "Самолет приказано восстановить за ночь..." Киев: КВВАИУ. 1987.
{101} Шевчук В.М. Командир атакует первым. М.: Воениздат. 1990.С.251.
{102} КУИНЖ - курсы усовершенствования инженеров.
{103} Молодчий А.И. Самолеты уходят а ночь. Киев: Политиздат Украины. 1983. С. 21...24.
{104} Захаров Г.Н. Повесть об истребителях. М.: Воениздат. 1977, С. 122...123
{105} В.Силантьев. Воздушные разведчики: Записки авиамеханика, 14.: Воениздат. 1983. С. 96.
{106} Военный энциклопедический словарь. У..: Воениздат. 1983. С.139.
{107} Шепелев Л.А. В небе и на земле. М.: Воениздат. 1974. С. 145.
{108} Покрышкин А.И. Небо войны. П.: Воениздат. 1960. С. 132...142.
{109} Волкогонов Д.А. К вершинам мужества/ Комсомольская правда.1984. 13 мм.
{110} Иван Шамов. Как дорога ты мне Россия. М.: Воениздат. 1966. С. 46...47.
{111} Сивков Г. На грани риска// Авиация и космонавтика. 1980. c. 5.
{112} Вершинин К.А. Четвертая воздушная. М.: Воениздат. 1975. С.313
{113} А. Фёдоров. Из под огня противника //Авиация и космонавтика. 1962 №2
{114} Михайленко К. Медаль за Познань //Авиация и космонавтика 1979. № 5.
{115} Семенов А.Ф.; Эскадрилья ".Монгольский арат". М.: Воениздат. 1978. С. 116...117.
{116} Улыбышев II. Равнение на подвиг// Советская армия. 1981. 15 апреля.
{117} Покрышкин А.И. Небо войны. М.: Воениздат. 1980. Г. 46...47.
{118} Молодчий А.И. Самолеты уходят в ночь. Киев: Политиздат Украины. 1983. С. 64...65
{119} Голубев Г.Г. В паре с "сотым". М.: Воениздат. 1978. С.74...75.
{120} Иванов А.Л. Скорость, маневр, огонь. М.: Воениздат. 1974. С. 75...76.
{121} Во время Великой Отечественной войны эскадрилья французских летчиков, а затем полк "Нормандия-Неман" воевал на самолетах "Як" в составе ВВС Советской армии. Командовал полком полковник Луи Дельфино. Французский технический персонал в условиях сильных морозов обслуживать самолеты не смог и вскоре был заменен советскими специалистами.
{122} Лавриненков В. Д. Беловол Н.Н. Шпага чести. Киев: Политиздат Украины. 1980. С. 275...276.
{123} Захар Сорокин. Звезды на фюзеляже. М.: Воениздат. 1977. С,19.
{124} Традиции - молодым //Авиация я космонавтика. 1980. 12.
Содержание