На отпор врага
Неспокойно было весной сорок первого. Немецко-фашистские оккупанты уже маршировали по многим странам Европы. Прибрали к рукам Польшу, запахло порохом у нашей государственной границы.
Мне и моим товарищам по оружию все чаще приходили в голову напутственные слова М. И. Калинина: «Готовьтесь ко всяким неожиданностям». И мы готовились. Наши самолеты были рассредоточены, личный состав в состоянии повышенной готовности. Сообщение 22 июня о вероломном нападении Германии на Советский Союз хотя было ошеломляющим, но не застало нас врасплох.
По команде в считанные минуты выстроился на летном поле личный состав полка. На митинге выступают пилоты, штурманы, стрелки-радисты, техники, механики. Речи короткие, но полны горечи, гнева и боли, ненависти к врагу и неукротимой воли дать сокрушительный отпор зарвавшемуся агрессору.
В каждом выступлении беспредельная преданность Родине. Звучат слова:
Наш экипаж не дрогнет в бою...
Наше звено будет беспощадно громить фашистских извергов...
Наша эскадрилья выполнит любой боевой приказ командования...
Летчики не пожалеют жизни во имя победы над кровавым фашизмом. Подлый враг будет разбит...
Война на Балтике началась внезапным массированным ударом фашистской авиации по аэродромам Прибалтийского военного округа, военно-морским базам Либава (Лиепая), Виндава (Венспилс) и по Кронштадту. Корабли противника начали ставить мины в водах операционной зоны Краснознаменного Балтийского флота.
После митинга на аэродроме командир полка майор Н. В. Абрамов (он только что получил это назначение) приказал подготовить экипажи к вылету для удара по кораблям противника в море. Несколько экипажей третьей эскадрильи тут же пошли на разведку в южную часть Балтийского моря.
Примерно в 16 часов над нашим аэродромом Беззаботное появился самолет-разведчик противника Ю-88. Шел он на высоте 2000 метров. Тройка советских истребителей, находившаяся в этом районе, перехватила и подожгла фашиста. Из горящей машины выпрыгнули с парашютами трое. Приземлились они всего в километре от аэродрома, неподалеку от своего горящего «юнкерса».
Немецких летчиков поймали и доставили в штаб полка. Нас брало любопытство посмотреть на новоявленных завоевателей: что представляют из себя гитлеровские летчики, с кем нам предстоит иметь дело? Сколько-нибудь внушительного впечатления сбитые гитлеровцы не произвели на нас. Двое из них офицеры с Железными крестами были так же перепуганы, как и их ефрейтор. У всех дрожали руки. Ни один из пленных даже не пытался запираться на допросе, с готовностью отвечал на вопросы: из какой части, аэродром базирования, какова цель полета и т. д.
Чего на них смотреть! Не летчики, а мокрые курицы, заметил кто-то из офицеров.
Не спеши, друг, с выводами, поправил его капитан Плоткин. Еще наглядишься на настоящих воздушных пиратов.
И действительно, последующие дни наглядно показали, с каким злобным, остервенелым врагом нам придется столкнуться в воздухе.
Первым боевым днем нашей части надо считать 24 июня. Ранним утром полку была поставлена боевая задача: во взаимодействии с 57-м бомбардировочным авиаполком (БАП) нашей 8-й авиабригады уничтожить морской десант противника, обнаруженный в Балтийском море, в 35 километрах севернее военно-морской базы Либава. Запасная цель корабли и транспорты в порту Мемель (Клайпеда).
В 11.30 команда на взлет. 36 самолетов ИЛ-4 четырьмя девятками (эскадрильями) взмывают в воздух, строятся в боевой порядок и ложатся на заданный курс город Пярну, а от него в расчетное место в море, где должен находиться десант противника. Ведущий группы заместитель командира полка, капитан К. В. Федоров, штурман автор этих строк. Ведущие в эскадрильях - М. Н. Плоткин, В. А. Гречишников, К. Е. Беляев, Н. В. Челноков.
День выдался теплый. Небо безоблачное. Видимость превосходная. Эскадрильи летят в плотных боевых порядках клина звеньев. Дистанция между ними не превышает 300 метров.
Впереди видим большую группу самолетов, летящую курсом на запад. Тот же, что и у нас, порядок построения четыре эскадрильи, идущие колонной девяток. Наши! 57-го БАП. Их ведет командир полка Е. Н. Преображенский. Нам с ними взаимодействовать, ведь цель у нас единая.
Сила внушительная. Летят в общей сложности 70 самолетов бомбардировщики, торпедоносцы. Но почему-то без истребительного прикрытия. Почему?
Прошли город Пярну. Вышли в Рижский залив. В южной его части видим боевые корабли крейсер и два эсминца. Они держат курс параллельно нашему на юго-запад, в направлении Ирбенского пролива. Сведущих самолетов летят вниз красные ракеты сигналы опознавания: мы свои.
Но цель кораблей нам неведома.
Они что, тоже идут на удар по вражескому десанту? спрашивает меня Федоров. Но и мне столько же известно, сколько ему. Мы оба пожимаем плечами.
Было бы, конечно, неплохо, если бы вслед за нами ударили по противнику и корабли, продолжает Федоров.
Тем временем позади нас остался Ирбенский пролив. Мы в море. Берем курс в расчетный район. Но нигде не видно вражеского десанта.
- А кто обнаружил этот десант? спрашиваю я командира. Наши ли самолеты-разведчики, корабли флота, или такое донесение поступило от агентурной разведки? У кого можно уточнить, где вражеский десант?
И здесь загадка. А дополнительной информации по радио не поступает.
К счастью, видимость над морем отличная, и мы занялись поиском. Летим большой массой самолетов по значительному квадрату, с каждым заходом увеличиваем его. Уже более сорока минут продолжаем поиск, а результатов никаких.
Наконец поступает команда полковника Преображенского - выходить на запасную цель. Полки, не меняя боевого порядка, берут курс на Мемель.
Начались доклады командиров о наличии топлива в самолетах. Хватит ли его после удара по запасной цели для возвращения на свой аэродром? Сопоставив поступившие сообщения, Федоров принимает решение: посадку производить на промежуточном аэродроме o Пярну. Такая же команда последовала от полковника Преображенского экипажам 57-го полка.
Итак, цель Мемель. Стрелок-радист старшина Ка-зунов докладывает командиру:
С самолета-разведчика принято донесение: в порту Мемель с двух больших транспортов разгружается на причалы военная техника.
Тем лучше, отвечает Федоров и передает экипажам:
Бомбоудары наносить по транспортам в порту и по местам разгрузки техники.
А что делать с высотными торпедами, если не окажется морской цели? запрашивает флагмана командир четвертой эскадрильи К Е. Беляев.
Что предлагает штурман? адресует мне этот
вопрос Федоров.
Предлагаю сбрасывать торпеды на те же транспорты и портовые сооружения, отвечаю я и уточняю: -При ударе о причал или о палубу корабля высотная торпеда непременно взорвется и сделает свое дело.
Бросать торпеды вместе с бомбами, отвечает
Федоров Беляеву.
Над морем по-прежнему безоблачно. Серебрятся в лучах солнца гребни волн. Наша высота 3000 метров. Летим курсом 90 градусов. По расчету через десять минут будем над целью. Дистанции и интервалы в боевых порядках эскадрилий и в полку в целом сократились. И вот на горизонте Мемель.
Зенитная артиллерия противника открыла интенсивный огонь. Но разве может она удержать нашу воздушную армаду! На причалах и в зоне портовых сооружений уже взметнулись ввысь языки огня, столбы дыма.
Ветер дует с моря, и это нам кстати. Черная дымовая завеса заволакивает город, а порт, его причалы, сооружения видны как на ладони. Отчетливо просматриваются все цели. Нам хорошо виден горящий транспорт, видны очаги пожаров среди портовых сооружений.
Сотни бомб, сброшенных с самолетов 57-го полка, уже сделали свое дело. Но теперь накатываются на порт волны бомбардировщиков и торпедоносцев 1-го МТАП. С флагманского корабля я замечаю еще нетронутые цели. Самая важная это левый причал. У его стенки возвышается большой транспорт, а невдалеке корабль типа сторожевика. Вот наши цели. На них и навожу самолет. А за флагманским, как и было условлено, идут все эскадрильи полка. По сигналу ведущих самолеты, один за другим, наносят бомбоудары. Три эскадрильи бомбардировщиков обрушивают бомбовый груз на транспорт и военный корабль, и обе эти цели буквально на глазах исчезают под водой возле разрушенных взрывами причалов.
Остается теперь выбрать удачную цель для эскадрильи капитана Беляева. Ведь на борту ее самолетов помимо бомб еще и высотные торпеды, а их надо спускать на парашютах.
Нацеливайтесь на портовые сооружения, еще раз передаем мы с флагманского корабля.
Две торпеды не долетают до причалов, приводняются вблизи них в бухте и не срабатывают, просто зарываются в грунт. Зато остальные, сброшенные вместе с бомбами, ложатся с большой точностью среди портовых сооружений, подымая в воздух краны, разметая находящуюся вокруг них военную технику.
Бомбардировка Мемельского порта закончена. Задача выполнена, можно сказать, блестяще. Цель эта оказалась весьма важной в планах нашего командования. В результате массированного налета противник потерял два крупных транспорта с боевой техникой, сторожевой корабль. Оказались выведенными из строя сложные портовые сооружения, разрушены причалы вместе с находящейся на них военной техникой.
И все это далось нам без каких-либо потерь. Все 70 самолетов уцелели от зенитного огня, ни один из них не получил сколько-нибудь серьезных повреждений. А истребители противника по каким-то причинам так и не появлялись.
Окрыленные боевой удачей, авиационные полки отходили от Мемеля. Самого города с высоты полета не было видно его плотно покрывало облако непроглядно-черного дыма. И только виднелись огромные языки пламени в морском порту.
Как и было условлено, авиационные полки взяли курс на Пярну. Но возникла тревожная мысль: что значит посадить одновременно на сравнительно небольшой аэродром 70 самолетов к тем сорока, которые постоянно базируются на этом аэродроме? И как быстро произойдет там дозаправка 70 боевых машин при весьма ограниченном количестве заправочных средств на аэродроме?
Крепко задумались над этим полковник Преображенский и капитан Федоров, да и командиры эскадрилий. В самом деле, нельзя было не учитывать того, что вражеская авиация наверняка попытается отплатить нам за сокрушительный удар по Мемельскому порту и вряд ли упустит возможность ударить по скоплению самолетов на аэродроме Пярну.
К этому шло. На Пярнуском аэродроме явно не ладилось с рассредоточением и дозаправкой приземлявшихся в большом количестве самолетов. А тут, словно по заказу, над летным полем пролетел немецкий самолет-разведчик. Теперь жди налета авиации противника.
Экипажи в спешном порядке стали замерять остаток горючего в баках. Слышались голоса командиров:
Должно хватить.
На пределе, но дотянем...
И самолеты, один за другим, взмывали в воздух и брали курс на свои аэродромы. А некоторые экипажи прямо от Мемел|я пошли основным маршрутом на свои базы.
В конечном итоге только немногим экипажам пришлось произвести дозаправку своих машин в Пярну. Но и они поднялись в воздух до налета фашистской авиации и благополучно приземлились в Беззаботном и Котлах.
В авиационном деле вообще, а тем более в боевой работе военных летчиков очень часто возникают экстремальные ситуации, в которых принимать единственно верное решение надо буквально в считанные мгновения. Именно единственно верное, ибо ошибка летчика, как и сапера, ведет к трагическому исходу. Надо ли говорить, сколь высоким мастерством должны обладать авиаторы. И мастерство, как показали уже первые схватки с врагом, было у авиаторов. В жестоких воздушных боях с фашистами оно росло. Все возможное для этого делали командиры частей и подразделений.
Успех первого боевого вылета поднял моральный дух личного состава авиационных полков. С 26 июня части и соединения авиации Балтфлота, куда входил и наш полк, совместно с авиаторами Северного фронта и ВВС Северного флота участвовали в операции по уничтожению самолетов 5-го немецкого воздушного флота (Люфтваффе) на аэродромах Финляндии и Норвегии. В массированных ударах участвовало 230 бомбардировщиков и 220 истребителей. По данным воздушного фотоконтроля, фашисты потеряли на аэродромах более 130 самолетов. Серьезные повреждения получили их ангары, аэродромы, бензохранилища.
Наш полк в ходе этой операции уничтожал самолеты противника на аэродромах Лахти и Лаппенранта. Там по наблюдениям экипажей происходили взрывы и пожары, было уничтожено 17 немецких самолетов. 28 и 29 июня авиаторы полка наносили бомбовые удары по пушечному заводу в городе Турку (Финляндия) и вели интенсивную разведку в Балтийском море. А в ночное время ставили мины с воздуха на фарватерах военно-морских баз Котка, Турку, Хельсинки.
Так завершилась для нас первая неделя войны. И кто мог знать тогда, сколько таких недель впереди, и чего они будут стоить нам? [19]