Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Смоленская операция



Уничтожение немецкого бронепоезда на станции Павлиново, что между Ельней и Спасск-Деменском, было поручено нашему полку не зря, полк по своим летным и тактическим данным превосходил остальные полки дивизии.

Задание было ответственное, сопровождать нас должны были истребители 12-го гвардейского истребительного полка в который входила эскадрилья «Нормандия». Получив задание мы взлетели, построились двумя четверками и взяли курс на аэродром истребителей. Подлетая к ним мы сделали круг над аэродромом и к нам пристроилось 12 самолетов Як-7, из них 8 человек наши летчики и 4 француза. До линии фронта дошли спокойно, высота облачности была 400–600 метров. В это время слева появилась довольно большая группа самолетов, до 30 фоккеров и Ме-109. Наши самолеты прикрытия кинулись в бой и мы дальше пошли без прикрытия. Железную дорогу мы пересекли не доходя до станции Гривна и пошли по той стороне железной дороги искать бронепоезд, приказ был: найти и уничтожить.

Вскоре вдали показался бронепоезд, стоявший в ложбине немного не доходя до станции Павлиново и над ним 8 самолетов Фокке-Вульф-190. К бронепоезду мы подошли без потерь Н=500 м.

Первым был сбит самолет тов. Отчика В., затем сбили самолет тов. Козина. Первая четверка в это время уже полностью накрыла бронепоезд и на малой высоте стала выходить из атаки.

В пикирование пошел самолет тов. Левченко и за ним я. Отстреляв быстро Р.Сы, я дал несколько очередей из пушек и пулеметов и приготовился выводить из пикирования и сбросить бомбы, вернее высыпать, так как у нас было по 50 штук в 4-х кассетах, т.е. по 200 шт. на самолете.

В этот момент при пикировании мой самолет сильно тряхнуло, я глянул, отваливается левая плоскость, вероятно детонация бомб, которые я еще не успел сбросить.

Самолет загорелся и перестал двигаться вперед, а стал как бы проваливаться, я крикнул два раза стрелку, – «Митька, прыгай», – (стрелок Дмитрий Скоркин), но ответа не последовало.

В этот момент взрывной волной вблизи разорвавшегося снаряда был сбит фонарь с моей кабины, это очень облегчило мне выброситься на парашюте, так как при такой высоте у меня не хватило бы времени на открытие фонаря. Приземлялся я в 30 метрах от самолета, горевшего огромным факелом, и в 50 метрах от железной дороги, внизу меня ожидали 8 человек немцев. После некоторой немецкой формальности (съездили по морде и повыворачивали все карманы), я был отправлен в лагерь город Рославль в госпиталь, так как при этом был ранен, где пробыл около месяца.

В Рославле я встретил стрелка командира 1 АЭ Левченко – Добровольского. Он рассказал мне, что после бронепоезда на них слева зашел Фокке-Вульф-190 и с пушек дал длинную очередь по передней кабине. Самолет загорелся и стал пикировать. С пикирования ему удалось выброситься. А старший лейтенант Левченко вместе с самолетом пошел к земле.

Из воспоминаний участника штурмовки бронепоезда Прокофьева Бориса Георгиевича

12/IX 1965 г.
Кадиевка.


Содержание