Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Николаевская обл.

Вознесенский р-н ст. Мартыновская
в/ч 78530
Нач. политотдела майору тов. Свалову.

Уважаемые товарищи!

С большим вниманием прочитал Ваше письмо. Историческая дата празднования 20 – годовщины победы Советского народа над Фашистской Германией для меня самый дорогой и светлый праздник. Как Зам. Командира по Политической части в 1941 по 1944 год оставили у меня в памяти славные победы, рост и овладение боевым мастерством славных моих боевых товарищей по оружию.

Хочется многое вспомнить, рассказать молодым товарищам о боевых делах Великой Отечественной войны, о наших летчиках, техниках, воздушных стрелках и о всем коллективе Гвардейской части прославившихся в годы войны отвагу, мужество и героизм.

Поздравляю личный состав Гвардейцев с великой победой над врагом и в мирных условиях укрепляющих мощь нашего государства.

Благодарю Вас за особое приглашение. Однако состояние здоровья не позволяет мне провести с Вами этот исторический праздник.

С приветом к Вам Полковник запаса, бывший Зам. полит Гвардейской части

И. Вотинов
4/IV – 1965 года.


На бронепозд



11 августа 1943 года гвардейский штурмовой авиационный полк получил особое, боевое задание, оно было сложным и ответственным.

Выполнение особого, боевого, задания требовало опытных к отважных летчиков, имеющих боевой опыт штурмовых ударов по технике и живой силе врага.

Наступление войск Западного фронта началось рано утром 7 августа. После артиллерийской подготовки из района восточнее Спас-Деменска перешли в наступление три армии её ударной группировки: 5-я под командованием генерал-лейтенанта В. С. Поленова, 10-я гвардейская, которой командовал генерал-лейтенант К. П. Трубников и 33-я под командованием генерал-лейтенанта В. II. Гордова.

Гитлеровцы пытались применить свою обычную тактику. С началом артподготовки они оставили первую траншею и по ходам сообщения кинулись в следующие траншеи. Но Советская артиллерия и здесь накрыла их своим огнем. Вслед за огненным валом двинулась в атаку пехота, поддержанная танками. Советские части быстро овладели первой траншеей. Однако борьба за главную полосу вражеской обороны приняла упорный и затяжной характер. Противник предпринял одну контратаку за другой, поддерживая их массированным огнем орудий и минометов. Активно действовала, несмотря на плохую погоду, авиация 1-й Воздушной армии, которой командовал генерал-лейтенант М. М. Громов. В течении первых суток наступления она произвела более тысячи самолетовылетов, из них около 200 – ночью. Действуя по танковым войскам противника, по артиллерии, подходящим резервам, складам боеприпасов, советские летчики нанесли врагу больше потери. Наступающие наземные войска, выполнив первую задачу, натолкнулись на серьёзную преграду, не дававшую возможность быстро завершить операцию. На перегоне между станциями Гривка и Павлиново стоял фашистский бронепоезд. Бронированные орудия несли смерть, препятствовали продвижению наземных частей и дальнейшее продвижение наземных войск было приостановлено. «Штурмовой авиации найти и уничтожить бронепоезд!» – так гласил боевой приказ. Задача осложнялась тем, что бронепоезд не стоял на одном месте, он маневрировал, точное местонахождения его не было известно.

Бронепоезд был хорошо замаскирован в цвет и форму железнодорожного полотна со шпалами. Кроме того, он прикрывался сильными средствами зенитной обороны, а с воздуха беспрерывно патрулировали немецкие истребители на самолетах «Фокке-Вульф» и «Мессершмитах». Выполнение сложной и особо ответственной задачи командование штурмовой дивизии эту боевую задачу поручило нам, гвардейскому полку, имеющему 2-х годичный боевой опыт Великой Отечественной войны. Для выполнения специального боевого приказа над картой данного района склонили свои голова командир гвардейского полка, подполковник т. Гребень, его заместитель, автор данного рассказа и начальник штаба полка, подполковник т. Семенов. После изучения приказа и района полетов выполнение боевой задачи было поручено 2-й эскадрильи коммунисту ст. лейтенанту т. Соколову. Эскадрилья имела отличную подготовку летного состава, крепкий, спаянный комсомольский коллектив, большой опыт боев без потерь на Калининском, Волховском и Западном фронтах. Командир штурмовой дивизии полковник т. Вальков и командир полка подполковник т. Гребень лично ставили боевую задачу экипажам. Ведущим группы в эскадрилии был назначен ст. лейтенант т. Соколов, воздушный стрелок, комсомолец-сержант т. Салахов. В группу вошзли ст. лейтенант т. Левченко, лейтенанты: тт. Никифоров, Литвинов, Прокофьев, Отчик, Козин и Исаев. Воздушные стрелки комсомольцы: тт. Барковский, Добровольский, Григоренко и Зуйков. Летчики, нанеся наземную обстановку на карту и проложив маршрут полета, получив последние боевые указания, отборная восьмерка в 16—00 покинула свой аэродром и легла на курс ж.д. станция Гривка-Павлиново. Спустя 30 минут полета цель была обнаружена. Замаскированный бронепоезд стоял на участке железной дороги станции Павлиново, (на пересечении железной и грунтовой дороги деревни Клюшки и Лядцо). Орудия и дальнобойные пулеметы бронепоезда были направлены в направлении наших войск, непрерывно посылая свинцовый дождь, бронированные и осколочные снаряды и снопы искр в направлении наступающих частей Советской армии. «Цель обнаружена, иду в атаку!» Такое краткое радиодонесение поступило на командный пункт от командира эскадрилий ст. лейтенанта тов. Соколова.

В одно мгновение весь этот район превратился в кромешный ад. Казалось, что нет ни одного живого места в пространстве, где бы не пролетали пули или снаряды. Ливень огня зениток и бронепоезда встретил наших штурмовиков. Из-за облаков свалилась группа вражеских истребителей. В бой брошено все, только бы не допустить «Илов» к бронепоезду.

В обстановке шквального огня нужна была отвага, мужество и героизм, военное умение и находчивость в выполнении боевого приказа «Идти только вперед», так. поступила гвардейская восьмерка.

Командир эскадрилии ст. лейтенант тов. Соколов повел группу в атаку. Самолеты вошли в пикирование один за другим. Ни один из гвардейцев не изменил курса ни на один градус. Весь колоссальный груз бомб и снарядов накрыл цель. Бронебойные и противотанковые бомбы подожгли бронепоезд, он перестал быть бронепоездом. Сильные взрывы, треск, клубы дыма и столбы огня долгое время закрывали цель. Сквозь небольшие просветы и густую дымку экипажам удалось заметить, что бронепоезд был разворочен, бронеплощадки и броневагоны снесены вместе с путями. Бронепоезд дымился внизу железнодорожной насыпи, лежа вверх колесами. Рельсы, шпалы, бронеплиты и орудия – все смешано и разорвано.

Вдали, на переднем крае огня Советские наземные части восторжено наблюдали за атаками наших штурмовиков, подбрасывали в верх пилотки, на глазах блестели слезы радости, с тревогой и благодарностью в глазах проводили они три израненные и истерзанные машины, вышедшие из боя победителями. Побитые огнем вражеских зениток и истребителей противника экипажи лейтенантов т. Литвинова и т. Исаева, едва перелетев линию фронта произвели посадку в расположении наших войск. Лейтенант т. Никифоров до конца проявил свое летное мастерство и искусство – прилетел на свою базу и благополучно посадил свой поврежденный самолет.

Лейтенант тов. Прокофьев получил ранение, на горящем самолете взмыл в верх, срывая пламя и убедившись, что самолет теряет управление произвел прыжок с парашютом и приземлился вдоль ж.д. полотна и оказался в лапах противника.

Не все экипажи при атаке цели вышли из поля боя. Атакуя цель ст. лейтенант т. Соколов от огня зенитных батарей и атаки истребителей противника был подбит, теряя высоту передал воздушному стрелку, своему комсомольцу т. Салахову «прыгай», который выполнил его приказ и выбросился из кабины самолета с парашютом. Приземление произошло удачное, в районе лесного массива, где разыскал скрытое место, скатился в лог и замаскировался в корнях деревьев. Спустя несколько дней сумел перейти линию фронта и вернулся в свой полк. Посадку подбитого самолета своего командира тов. Салахов уже не мог видеть и судьба его осталась не известна.

Ст. лейтенант т. Левченко, лейтенанты т. Отчик и Козин с их воздушными стрелками, молодыми комсомольцами, будучи подбиты зенитным огнем и истребителям противника, проявили бессмертный подвиг и своим звеном пошли на таран бронепоезда. I

Немецко-фашистский бронепоезд лобовым ударом самолетов в броню был опрокинут с железно-дорожной насыпи за полотно, перевернувшись лежал вверх колесами.

Летчики, гвардейцы: ст. лейтенант Левченко, лейтенанты тт. Отчик и Козин со своими воздушными стрелками выполнили приказ Родины, за которую отдали свою молодую комсомольскую жизнь. Так погибли мужественные комсомольцы – летчики, но боевой приказ был выполнен. Своим бессмертным тараном, своей грудью, броня на броню они вписали еще одну славную страницу в летопись героизма нашего Советского народа против немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны.

Слава им! Вечная слава погибшим в борьбе за освобождение нашей Родины. Их имена будут вечно жить в сердцах нашего народа. Их Родина не забудет!

Операция по уничтожению бронепоезда помогла и облегчила действия наземных частей. После уничтожения бронепоезда наши войска продвинулись вперед, от немецко-фашистских захватчиков 13 августа 1943 года был освобожден г. Спас-Демянск, ж.д. станция Гривка и Павлиново, а так же до 100 населенных пунктов Тульской и Смоленской области.

Разбитый бронепоезд попал в руки советских бойцов. Обгорелые и разбитые части самолетов лежали рядом, подтверждая своим присутствием то, что здесь была проявлена отвага, мужество и гвардейский массовый героизм.

Подвиг восьми гвардейцев штурмовиков – еще одна славная летопись боевой славы воспитанников нашего Ленинского комсомола. Этот подвиг о героизме комсомольцев летчиков остался мне в памяти на вся мою жизнь. Я, как комиссар гвардейской части и как летчик штурмовик, готовил своих боевых друзой к великой битве. Этот бессмертный подвиг записан в книге истории гвардейской части в/ч 78530 – Одесский военный округ.

Герой подвига, бывший лейтенант Никифоров Михаил Павлович работает инженером строителем в Донбассе г. Красный Луч Луганской области, майор запаса.

Бывший лейтенант Прокофьев Борис Георгиевич раненый попал в руки врага. Все мы считали его погибшим. Родные получили извещение о смерти своего сына. А в это время тов. Прокофьев с другими военнослужащими Советской армии томился в лагерях. Сколько пришлось перенести за это время, сколько увидать ужасов плена. Лейтенант Прокофьев награжден Красной звездой и уже после войны получил орден «Отечественной войны 1-й степени», которым он был награжден за участие в выполнении героического подвига, причем награжден был посмертно. Тов. Прокофьев работает в Донбассе на Алмазнянском металлургическом заводе Луганской области в должности сталевара доменного цеха.

Бывший лейтенант Литвинов Федор Иванович работает в Новосибирском аэроклубе ДОСААФ, летчик, мастер спорта, майор запаса.

Слава Вам гвардейцы штурмовики!

Как в годы войны, так и в мирном труде, Вы снова на передней линия огня. Стройте, плавьте металл и готовьте кадры для мирного труда. Большого Вам счастья друзья однополчане!

Бывший зам. командира
Гвардейского штурмового полка
Гв. полковник запаса Вотинов И. Я.


Дальше