Боевой вылет
Самолеты стояли, готовые к вылету. Личный состав подразделения находился тут же на аэродроме, ожидая боевого приказа. Техники в последний раз проверяли материальную часть, правильность подвески бомб.
Капитан Гребень поднял обе руки вверх: приказ – «ко мне!». Несколько секунд, и все экипажи в сборе. Капитан коротко об'яснил задачу, маршрут полета. Подразделению было приказано уничтожить живую силу противника, скопившегося в пункте М. на берегу реки. Убедившись, что весь личный состав понял задание, капитан скомандовал:
– По самолетам!
Сделав короткий разбег, машины оторвались от земли, быстро набрали высоту и легли на боевой курс. Строй бомбардировщиков вел капитан Гребень. Погода благоприятствовала противнику: была сплошная облачность. Командир отряда непрерывно поддерживал связь с машинами сигнализацией. Он предупреждал ведомых, где можно ожидать обстрела зениток, откуда возможна атака истребителей.
При заходе на цель самолеты были обстреляны из зенитных орудий, ружейным и пулеметным огнем. Капитан сделал разворот, за ним – ведомые. Под ураганным огнем противника самолеты начали бомбить врага.
После этого экипажи перешли на бреющий полет. Капитан передал штурману комсомольцу Вылегжанину и стрелку-радисту:
– Уничтожайте фашистских гадов пулеметным огнем!
На врага полился горячий свинцовый дождь. Колонна его была прижата к земле. Воспользовавшись этим, капитан стал выводить самолет из-под огня противника.
Вдруг стрелок-радист почувствовал запах бензина. «Горим», – подумал он. Осмотрелся: дыма нет. Оказалось, что из перебитой бензиновой системы тонкой стрункой вытекал бензин. Самолет терял горючее. Ему угрожала опасность остаться на вражеской территории. Не теряя ни секунды, стрелок-радист доложил командиру о случившемся.
Капитан решил садиться. Вот показалась лужайка. Самолет пошел на снижение. Но тут летчик заметил группу противника. Командир полетел дальше. Под огнем он снова набрал высоту и продолжал поиски посадочной площадки. Горючее исчезало на глазах.
Пересекли линию фронта и сели на небольшом клочке ровной земли. Вылезли из кабин. Бензин продолжал течь. Нужно было перевязать поврежденное место в бензосистеме. Но чем? Попробовали носовыми платками. Не помогло.
– Товарищ капитан, давайте перевяжем бензосистему индивидуальными пакетами. – предложил стрелок-радист. Распоров пакеты, экипаж починил боевую машину. Горючее не просачивалось через повязку.
Тем временем летчики, возвратившиеся на свой аэродром, с тревогой ожидали командира.
– Наш капитан вернется. Он найдет выход из любого положения, – говорили они.
Прошло еще несколько минут. Срок, установленный для возвращения миновал. Вдруг кто-то крикнул: – Капитан Гребень!
Все вскочили и стали присматриваться. Да, это была машина командира подразделения. Сделав разворот над аэродромом, капитан благополучно посадил раненую машину. В ней оказалось 75 пробоин.