Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Второе пополнение 130 гв. шап. Ясские оборонительные бои 2.6.1944 г. по 17.8.44 г.

Полк в Ясско-Кишиневской наступательной операции 20 по 30.8.1944 г.

По окончании боевых действий на Западном фронте на аэродроме Мышково сев. Спас-Деменска в шести км, полк пополнился людьми и материальной частью, проходил усиленно боевое применение отрабатывая точное бомбометание по точечным подвижным целям с применением ПТАБ (противотанковыми бомбами) и зажигательными ампулами.

В руководстве полка вместо убывшего заместителя по политической части Вотинова, прибыл майор Черкасов, тоже летчик, но по характеру совсем не политработник. Штурманом полка стал майор Верховский. Зам. командира полка майор Крылов и начальник ВСС капитан Карасашвили. Оба последние и некудышние летчики и неважные командиры. Оба как говорят были чреваты летными происшествия.

На пополнение 1-й аэ прибыли: командир 1-й аэ – Пролыгин А. И., зам. командира аэ лейтенант Зарубин, летчики Козлов А. М., Еремеев А. А., Гальцев А. В., Кравченко И. П., Исаенко С. И..

Из старого состава остались командирами звеньев Архипов А. К., Леньков А. М., летчиками – Морозов Н. М., Исаев Б. Н. и Попов Д. В.

2-я авиаэскадрилья пополнилась летчиками: Тимофеев М. А., Байков П. В., Мосякин А. К., Семеряков Н. И. и Рубан В. А. Из старого состава остались командир 2-й авиаэскадрильи капитан Джабаров И. Д., зам. Командира эскадрильи Литвинов Ф. Ив., командирами звеньев стали Курепин В. Н. и Тырышкин.

В 3-й аэ прибыли летчики: Рыжов П. Д., Сороченко Н. Г. и Гайдаш Б. Еф.. Из старого состава остались: командир аэ Самоделкин В., зам. командира аэ Никифоров М. П., командиры звеньев Хитаришвили и Кривощапов М. П. и летчики: Кузнецов А. М., Трошкин Г. И., Дудник В. В., Петров П. А. [28]

2-й шак Ставки Верховного Главнокомандования поступал в распоряжение командующего 5 ВА 2-го Украинского фронта.

Проследовав с аэродрома Мышкова с посадками в Брянске, Курске, Полтаве, Кировограде, Котовске. 18 мая 1944 г. полк сосредоточился на аэродроме Руши в 12 км от линии фронта на территории Румынии севернее Тыргу-Фурмос в 45 км уезд Барошани.

Это было первое наше знакомство с жизнью и людьми иностранного государства.

Наш наземный эшелон прибыл лишь 25 мая (на станцию Бельцы). Всматриваясь в жизнь румынских крестьян их одежды и быт, а также домашнюю обстановку вспомнилась моя Украина времен моего детства, период до 1-й мировой войны.

Самотканое белье – верхняя одежда мужчин: шаровары белые шерстяные или полотняные на очкуре, белая длинная рубаха, повязанная широким сыромятным ремнем и самотканой шерсти серая свитка. На ногах чуни.

Одежды женщин описывать не буду. Это точная копия старинной украинской одежды девушек, как правило носят не юбку, а плаху черную самотканую шерстяную с узорами цветов по канве. Плахта плотно охватывает стан девчины. Из под плахты просматривается белая сорочка.

Народ очень трудолюбив, но забит и в основном неграмотен. [29]

В связи с тем, что питается в основном мамалыгой – невыносливый.

Помню на аэродроме Руши производились некоторые земляные работы по выравниванию летного поля румынскими крестьянами.

Они садились кушать через каждые три часа. Кушали они одну мамалыгу и по очень большому объему и количеству. Только некоторые, видимо кто в большем достатке, ели мамалыгу с брынзой. Силы же, видимо, от этой мамалыги мало.

До 2 июня полк производил редкие боевые вылеты на разведку и по обнаруженным целям. С 3-го июня противник пытался прорвать оборону наших войск севернее гор. Яссы, но в трехдневных боях успеха не имел.

С целью маскировки аэродромов полк 25 мая перелетел в Танча на аэродроме Фуши, оставив макеты самолетов. 7.7.1944 г. перелетел в Лихнештий на правом берегу реки Прут, оставив в Танча макеты самолетов.

Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов готовили наступательную операцию с целью вывести Румынию из состояния войны, освободить Болгарию и оказать непосредственную помощь союзной нам Югославии.

Путь к центральной Румынии прикрывала группа армий «Южная Украина» – 6 и 8 немецкие армии и 39 и 49 румынские, насчитывавшие в своем составе около 50 дивизий. Кроме того, на пути наших войск находились два укрепленных железобетонными сооржениями полосы: Яссы – Карпаты; и от Прут, севернее г. Фокшаны – Карпаты. [30]

Однако, после неудавшейся попытки вернуть территорию Румынии, занятую нашими войсками в боях под Яссами с 3-го по 5 июня, при королевском дворе в Румынии готовились меры по выходу из германского союза.

Приближалось время перехода наших войск в решительное наступление, которое началось 20 августа 1944 года.

В подготовке этой операции чувствовалась высокая организованность и полнота.

В подготовке этой операции полк производил непрерывное наблюдение и фотографирование с малых высот объектов противника до глубины 200 км. Все пути вероятных направлений и дорог для бронетанковых войск были зафотографированы нашими разведывательными самолетами, специально установленными на них счетверенными фотоаппаратами для перспективной съемки вперед, с наклоном осей вниз на 15 градусов. Высоты фотографирования были 25–30 метров.

В полку основными разведчиками были Литвинов, Хитаришвили, Семеряков.

Фотографировал дороги с высот 25–30 метров лейтенант Кравченко Николай, глупо потом погибший на территории соседнего аэродрома. Показывая класс низкого полета, он столкнулся с землей и сгорел.

Вспоминается первый день прорыва укреплений противника под Яссами, 20 августа 1944 года. [31]

В тот день стояла сухая августовская погода. Ни ветерка. Появившись с группой в районе целей сразу после артподготовки наблюдал следующее: дым и желтая пыль повисла над полем боя до высот 900–1200 метров. Местность, даже вертикально вниз, просматривалась очень плохо. Но было предусмотрено заранее, что расположение целей, подлежащих ударам авиации будут указываться постановкой над ними артиллерийских реперов – то есть цветных разрывов артснарядов. Это было очень хорошо. Кроме того с передовыми подвижными отрядами следовали станции наведения.

В первый же день нашего наступления румынские солдаты стали массами сдаваться в плен. Румынский гвардейский корпус в Бухаресте изгнал немцев из столицы. Румыния вышла из немецкого союза.

Группа германских дивизий западнее Кишинева в районах Онешти, Хущи, Васлуй – около 22 дивизий попали в окружение и прорывались к Карпатам. Полк вел боевые действия на уничтожение прорывающихся колонн немцев.

26 августа полк перелетел на аэродром Фокшаны, и в нашем тылу пересекая шоссейную дорогу Роман – Фокшаны, еще прорывались отдельные группы немецких войск с востока на запад к Карпатам.

Привожу обстоятельства гибели командира 2-й аэ капитана Джабарова 20 августа 1944 года. [32]

Получив задачу уничтожать артпозиции противника на западной окраине г. Яссы, он с группой обнаружил зенитные позиции и атаковал.

Во время атак его самолет загорелся. Он решил оставить самолет путем самовыбрасывания, как это делал Литвинов и я под Ельней. Но ему этого не удалось, падающий самолет своим противовесом руля поворота его догнал, пробил спину и капитан Джабаров упал вместе с обломками своего самолета. Воздушный стрелок приземлился в окоп с румынскими солдатами и вместе с ними перешел на сторону наших войск.

Расскажу еще один случай. Мы находились на аэродроме Андрушений 23 августа 1944 года во второй половине дня на ложный аэродром, находящийся в 4-х километрах от нашего аэродрома приземлился немецкий самолет последней серии самолет ФВ-190.

В конце пробега летчик, не зная куда рулить, остановился и выключив мотор вышел из самолета. Тут к нему подбежали наши солдаты БАО и привели его к нам на КП.

Зная несколько немецкий язык, я его спрашиваю как и почему он произвел посадку на этот аэродром? Он, охая и ахая, показывает мне карту с начерченным небрежно курсом – линией Вена–Реши, причем подпись – значение и время курса полета записаны вдали от курсовой линии и на полетной карте повернуты и не видны летчику.

Оказалось что курс и время летчик держал неправильно. Немецкий летчик перемахнул и Карпаты, не заметив их, пролетев далее на восток около 200 километров. Летчик этот был заводским перегонщиком самолетов. Имел Железный крест – говорит за участие в боях во Франции. Сам австриец. Все спрашивал не расстреляют ли его. Он рассказал нам об особенностях этого новейшего самолета.

Этот пример подсказывает каждому летчику о недопустимости небрежной подготовки карты, а также небрежность ее укладки в планшет.

Бывший командир полка Гребень, 12 сентября 1965 года, Киев. [33]
Дальше