Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Полк в боях по прорыву блокады г. Ленинграда.

5 января 1943 года полк в составе 232 шад вошел во временное подчинение 14-й ВА Волховского фронта и обеспечивал ударами с воздуха наземным войскам Волховского и Ленинградского фронтов успех в прорыве блокады Ленинграда.

С 5 по 25 января 1943 года, базируясь на аэродроме Будогощь, наносил удары по железнодорожным узлам Чудово, Любань, Тосно, Мга, а также по переднему краю обороны и артиллерийским позициям.

За этот период полк потерь не имел.

Условия боевой работы с Будгощского аэродрома: мороз 25–35 градусов, в воздухе дымка, как-будто кругом горит лес. Глубокий снег. Взлетно-посадочная полоса расчищается и укатывается. Обочины, как взлетно-посадочной, так и рулежных дорожек завалены снегом.

Размеры полосы поддерживались в пределах – длина 1200 метров, ширина 60 метров.

Полоса проходила по окраине леса, а все аэродромное хозяйство, самолеты и люди, как полка, так и батальона аэродромного обслуживания находились в лесу. Люди в землянках, отапливаемых печками, сделанными из железных бочек, самолеты и транспорт в укрытиях–капонирах, сооруженных из бревен и обвалованных землей.

В землянках было сыро, влажно. Постельное белье покрывалось плесенью.

Взлет самолета взметал облако снежной пыли и взлет следующего задерживался.

Вспоминается случай при посадке после боевого задания заместителя командира по политчасти 3-й аэ капитана Ломакина. Не выдержав на разбеге направления и уклоняясь вправо, налетел на сугробы снега и скапотировал. Самолет повреждений не имел, но капитану пришлось хлебнуть воздуха с газами травленного продуктом Р-9 бензина и отлежаться в лазарете. Для наглядного представления о расположении полка в это время прилагаю схему. [12]

25 января 1943 года мы перебазировались на аэродром Кипуя, что 20 км северо-западнее Волховской ГЭС.

Период пребывания полка на этом аэродроме характерен очень напряженной боевой работой, так как в это время наши наземные войска прогрызали сильно укрепленные позиции немцев, особенно в районе Синявино.

Некоторое потепление, наступившее в этот период, вызвало ухудшение погоды. Преобладали пасмурные дни с моросящими осадками при высотах облачности 250–300 метров и видимости 2,0–0,5 км.

Дым поля боя, продвигавшийся по господствующим северо-западном направлении ветра, еще более ухудшал видимость.

Тяжелые бои наших наземных войск требовали максимальной поддержки их усилий с воздуха и к нам со штаба дивизии они непрерывно поступали в виде приказов «хотя парочками непрерывно производить удары по … целям».

Участившиеся полеты наших Ил-2 в составе пары привлекли внимание противника и он предпринял меры к их уничтожению.

Отдельные истребители противника подсаживались вблизи передовых позиций и выжидали появления наших пар. По «зрячему» их настигали, подходя к ним незамеченными над лесными массивами, и с коротких дистанций их уничтожали огнем своих пушек.

Вот что о таком случае рассказывает считавшийся в погибших, зам. командира 1-й аэ лейтенант Клишевич Ф. К., ныне проживающий в Минской области, г. Старобин. [13]

В паре с лейтенантом Кравченко, и.о. командира 2-й аэ, они в предшествующем полете обнаружили позиции дальнобойной артиллерии в районе станции Мга.

«Не дойдя до цели, – говорит Клишевич, – «я заметил что мой ведущий Кравченко исчез, в тот же миг вижу трасса огня сверкнула по моему самолету и мотор остановился. Высота малая, снижаюсь прямо перед собой на лес, сбросил аварийно бомбы. С травмированной грудной клеткой, извлеченный из кабины, я оказался в немецком блиндаже, потом в госпитале для русских военнопленных, а далее на немецкой каторге – каменоломнях в южной Германии».

Для нас некоторое время было непонятно при каких обстоятельствах исчезают наши пары– В условиях плохой погоды ясно посылались в составе пар наиболее подготовленные лучшие летчики и полк терял именно эту часть своих людей.

Был ли большой эффект от действия этих пар, трудно сказать, но потери полк нес очень тяжелые. За короткий промежуток времени мы потеряли 12 летчиков и 3-х воздушных стрелков (тогда не все Ил-2 были двухместными).

При погоде с более высокой облачностью, когда ходили группами, полк потерял всего 2-х летчиков. [14]

Несмотря на частые случаи невозвращения людей с боевого задания и труднейшие условия боевой работы, летчики и весь личный состав полка мужественно переносил все эти трудности и беззаветно преданный своей Родине, шел на выполнение заданий не проявляя чувства страха, а такие летчики как младший лейтенант Агмалов З. А., всегда рвались в боевой полет. Это был неутомимый и храбрейший юноша.

Всмотритесь дорогие однополчане в его мужественное лицо и запомните как он погибал.

Группа Ил-2 несла свой смертоносный груз на сильно укрепленные позиции немцев под Синявино. На каждом самолете было подвешено на внешних замках по две ФАБ-250. Группа шла на цель под кромкой облачности на высоте 250–270 метров. Разрывом снаряда ему отрывает часть крыла, самолет делает что-то вроде бочки. Самолет снизился на 100 метров, но усилием летчика удерживается в горизонтальном полете и шел к цели. Второй удар зенитного снаряда кончает существование этого бесстрашного юноши.

Пусть его светлый образ всегда останется жить в Ваших сердцах.

В тяжелых условиях ленинградской зимы, имея короткий ночной отдых, работая с 3-х утра до 10–11 часов вечера трудился технический состав под руководством старшего инженера полка товарища Сергеева. В их составе 17 девушек-оружейниц. Иногда с плачем от обиды, что не хватает сил подвесить бомбу в замок держателя, они мужественно разделяли тяжести ратного труда наравне с мужчинами.

Меньшикова Т. С., Сагалаева К. Я., Слонь Н. К. были в группе первых из технического состава ШАП представленных к правительственным наградам. [15]

Неся летную боевую работу заместитель командира полка по политчасти майор Вотинов успевал охватывать своим вниманием и заботой каждого бойца полка.

В этих тяжелых боях полк снискал себе славу гвардии, проявив бесстрашие и мужество в борьбе с сильным и коварным врагом.

Вечная слава павшим в этих суровых боях: Мельнику П. М., Кравченко Т. Т., Агмалову З. А., Майдоровскому И. М., Борисову В. А., Борзенко Б. Е., Кирюхину Н. В., Дымарь И. В., Колоярову Г. Т., Корняхину А. Ф., Треневу В. И., Кузовкину А. Н., Свиденко А. С., Шугай М. А., Ежикову Н. К., Гришину Н. В., Сарычеву В. И..

Пусть память о них вселяет у каждого из Вас, дорогие однополчане, силу на трудовые подвиги в овладении современным вооружением, искусством боя и летного мастерства.

Зорко берегите мир. Пусть никогда не повторится война.

Бывший командир полка этого периода Гребень, 1 сентября 1965 г. Киев. [16]

Дальше