Полк в бою на самолете Ил-2. Первые боевые вылеты.
Убывая из Юго-Западного фронта, 230 скоростной бомбардировочный полк там же передал почти весь летный состав и всю свою материальную часть10-му гвардейскому ночному авиаполку.
К переучиванию на самолете Ил-2 полк приступил 7-го августа 1942 года. Из полка С.Б. осталось три летчика: я, лейтенанты Мельник и Кравченко. Заместителем по политической части прибыл бывший комиссар академической авиа эскадрильи майор Вотинов Иван Яковлевич, прекрасный политработник и хороший летчик. На должность штурмана полка прибыл майор Чирьев из летного состава «Осоавиахима».
Командирами авиаэскадрилий были: 1 аэ – капитан Соловьяненко, 2-й – лейтенант Мельник, 3-й – капитан Цветков.
Капитан Соловьяненко был очень слаб в ориентировке и самостоятельно группу водить не мог.
После самолета С.Б. летчики, летавшие на нем, в самолете Ил-2 чувствовали себя в начале очень неудобно; обзор, удобство кабины и пилотажные качества самолета Ил-2 были несравненно хуже самолета СБ. Но Ил-2 обладал мощным огнем, он имел 2-ве пушки 23 мм, 2 самолета и РС. Бомбовый груз – 600 кг. Самолет имел надежную бронезащиту мотора и экипажа от ружейных пуль и арт-осколков.
За период с 7 августа по 10 октября 1942 года с оценкой «отлично» и без летных происшествий, закончив переучивание, в составе 32-х боевых экипажей 26.10, полк прибыл на аэродром Борки в 80 км севернее Москвы и поступил в распоряжение командования 232 ШАД 2-го ШАК Резерва Главного Командования.
Коротко пройдя дополнительную программу боевого применения 12 ноября 1942 г. в составе 2-го ШАК полк поступил в подчинение командующего 3-й ВА Калининского фронта, сосредоточившись на аэродроме Васильево в 18 км северо-западнее г. Кувшиново Калининской области. [9]
Первый боевой вылет был совершен группой шесть ИЛ-2 во главе штурмана полка Чирьева.
Этот летчик в условиях тыла работал исключительно аккуратно, как в подготовке полета, так и в процессе полета. Но, увы! Этот первый полет стал для меня «уроком».
Обстановка для успешного выполнения боевого задания была исключительно благоприятной: ясная погода, прекрасные ориентиры для выхода на цель, отсутствие истребителей противника над полем боя.
При подходе к цели группа была встречена несколькими разрывами зенитных снарядов, потеряв здравый рассудок, ведущий группы шарахнулся в сторону, расстроил группу и устремился на восток до полного расхода горючего. Посадку произвел невдалеке от одного из наших советских аэродромов в поле.
Ведомые, собранные заместителем, – командиром звена, выполнив задание, благополучно прибыли на свой аэродром.
Я переоценил личные качества Чирьева, не выявил у него слабой стороны – наличие элемента трусости. Правда, что короткий период его пребывания в полку, к тому же в условиях тыла, не дали мне возможности к нему присмотреться, а ему выявить самого себя. В последствии при выполнении боевых заданий у него была склонность быстрее, одним заходом, отработать и назад. Но я при всех обстоятельствах стремился включать в состав большой группы и его, при полетах, когда общей группой руководил в полете я.
Поработав еще некоторое время на Волховском фронте он был отозван в Москву в ВВС КА инспектором штурмовой авиации. [10]
В последующих боевых вылетах поочередно каждую группу водил сам. Учитывая психологическое состояние каждого летчика в первом полете, спокойным голосом над целью подбодрял ведомых, – коротко указывал цели, поощряя словом за хорошее действие.
Такие первые боевые вылеты групп были выполнены во время боев за города Ржев и Белый.
Летчики осмотрелись, и убедились, что когда группа встанет в круг и бьет по наземным целям, то поле боя на этом участке как бы замирает, только издали и то не всегда ведет огонь ЗА.
За короткий период времени на Калининском фронте, участвуя в боевой деятельности, полк произвел 67 боевых вылетов и потерь в людях не имел.
Наиболее целесообразной высотой подхода была высота 900–1300 метров. При такой высоте хорошо просматривались цели. Удар передним оружием наносился под углом наклона 25–30 градусов до высот, в зависимости какие бомбы сбрасывались на выходе – крупно-осколочные и фугасные требовали высот 300–250 метров, противотанковые – 25–30 метров.
После пикирования самолет Ил-2 был в состоянии с высоты 50–100 метров набрать 600–700 метров.
Мы убедились, что наиболее целесообразной группой Ил-2 была группа в 6–8 самолетов. Она была способной замкнуть круг и создать между самолетами огневое прикрытие от атак истребителей противника.
5 января 1943 года в составе 232 шад полк перебазировался на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда.