Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

К 25-летию в/ч 78530

Воспоминания ветерана части Гребень М. З.

Дорогие однополчане! Прежде чем дать некоторое описание нашему полку в период его создания и подготовки первого комплектования, я несколько слов хочу сказать о том, каким образом я пришел в этот славный полк, с которым связала меня судьба и он стал для меня частью моей жизни.

Весной 1940 года, сдав очередные зачеты по 2-му курсу заочного командно-штурманского факультета академии им. Жуковского, я зашел в отдел кадров ВВС СССР и попросил перевода из Научно-Испытательного Зенитного полигона, где я был командиром авиаотряда, вооруженного разнообразными самолетами того времени, как-то СБ, И-16, Р-зет, Р-5, УТ-1, УТ-2.

Авиационный отряд полигона обслуживал всевозможные опыты зенитных средств при разных метеоусловиях и высотах. Там я, как и весь летный состав, получили богатую практику полетов, прочувствовали полет ночью при освещении группой прожекторов и мы хорошо знали способности зенитных средств, их сильные и слабые стороны. Это потом, в войну, мне очень пригодилось. Однако однообразная работа, мне казалось, не способствовала всестороннему развитию авиационного командира.

Отдел кадров удовлетворил мою просьбу и назначил командиром 9-го корпусного авиаотряда в г. Краснодар. [1]

Однако новое назначение меня не порадовало. Корпусные авиаотряды того времени были вооружены самолетами Р-5, это уже и по тому времени были устаревшие машины, они уже не производились, а те, что были в частях, имели по несколько капитальных ремонтов.

После такого красавца, каким был СБ, на Р-5 не хотелось и смотреть.

Я рвался на современную материальную часть.

Пробыв в отряде до осени, я по делам службы поехал к командующему ВВС СКВО комбригу Красовскому, чтобы попутно попытать «счастья», добиться перевода для дальнейшей службы на современной материальной части.

После разговора с командующим, через месяц я получил назначение в г. Ростов на Дону в 230 скоростной бомбардировочный полк, заместителем командира 3-й авиаэскадрильи.

В ноябре 1940 года я вступил в исполнение своих обязанностей.

230-й СБ полк представлял из себя в то время «последнее слово авиационной техники», он был вооружен пикирующими скоростными самолетами, так называемыми «Щуками», прозванными так за свои острые обтекатели моторов. Он имел для бомбометания с пикирования выбрасывающиеся наружу держатели бомб. [2]

Я с великой удовлетворенностью влился в ряды летчиков этого полка.

Полк располагался на главном военном аэродроме, – на западной окраине города Ростова на Дону. Он имел «Х»-образные взлетно-посадочные полосы, прекрасные и в достаточном количестве аэродромные служебные помещения: мастерская, ангары, учебная база и т.д.

В одном километре от аэродрома был городок для размещения личного состава и их семей.

Полк состоял из пяти эскадрилий, – 10 самолетов. В эскадрильи было два звена по 4 самолета, самолет командира эскадрильи и заместителя командира эскадрильи. Наилучшей, наиболее манёвренной группой самолетов СБ была пятерка в строю «клин».

В полку было 52 боевых экипажа.

Рядовой летный состав представлял из себя только-что окончившую летные военные и ГВФ училища молодежи. Средний возраст каждого был около 21–22 года.

В руководящем летном составе было много летчиков, побывавших в Испании. Груди у них были украшены боевыми орденами. В полку они были окружены исключительным вниманием и почетом. Даже в большом зале столовой, для них возвышался отдельно, на почетном месте, специальный стол орденоносцев. На них мы посматривали с некоторой завистью. Они были по сравнению с нами героями, имели боевую практику и мы ими гордились. [3]

Командование полка у нас было солидное: командир полка подполковник Брюханов, – по виду очень напоминает нашего сегодняшнего (1965 г.) командира полка Николая Григорьевича Жукова. Такой же стройный, мощный и мужественный.

Заместитель командира полка по летной части майор Канатов, каждому бросалась в глаза исключительной аккуратностью обмундирования – подтянутость и высокой культуры. Кроме всего он был очень красив. Олицетворяя в себе эти особенности, он был высоким мастером летного искусства.

Командиры эскадрилий были люди с большим стажем своего дела.

В полку была крепкая партийная организация.

В общем полк представлял из себя то новое, молодое и растущее, что характерно для нашей Родины, – бурно развивающейся социалистической страны.

Полку предстояло ввести в строй молодых летчиков, штурманов-бомбардиров и воздушных стрелков, по первому году службы.

Весь руководящий летный состав занимался инструкторским делом, а программы повышения своего мастерства не имел.

Молодой летный состав допускался к полетам в дневных условиях при хорошей погоде.

Отрабатывались: взлет, расчет, посадка; пилотирование в зоне, бомбометание с горизонтального полета; стрельбы штурманов и воздушных стрелков по конусам. [4]

Как потом, в обстановке войны, стала ощутима слабость и недостаток курса боевой подготовки мирного времени!

Очень мало отводилось в нем места бомбардированию с пикирования и совсем не было приемов атаки целей на малых высотах, не изучались и не тренировались способы скрытого подхода к цели, методы поражения целей в сложных метеоусловиях, т. е. все то, что приходилось делать на войне.

Хотя бы эти задачи отрабатывались руководящим составом, до комзвена включительно; а получалось так что он выше практики рядового летчика не имел. В войну за это приходилось расплачиваться жизнями людей.

До войны у нас в полку было так. Перед полетами командиры эскадрилий собираются на командный пункт к командиру полка.

Вот выйдет на воздух подполковник Брюханов, оглядит кругом, как говорят «нюхает воздух» и, если малейшее сомнение о том, что не будет устойчивой хорошей видимости и нужной высоты, говорит, «нет, братцы, сегодня полетов не будет, заниматься по плану нелетного дня».

Человек он был осторожный, кому нужны летные происшествия, тем более летный состав еще молодой, не опытный, не введен в строй.

А ведь можно было такие дни использовать для полетов руководящего состава, ведя с ними особую программу предварительной подготовки. [5]

Плохо когда командир полка сам не особенно стремиться летать!

Не предполагал, видимо, наш командир полка, что так скоро грянет война и потребует она от подчиненных летчиков выполнения разнообразных боевых задач в сложнейших метеоусловиях, лишь бы было можно «пробраться к цели»; что придется летать в облаках, выходить из облаков при высоте их нижнего края 75–50 метров и летать при видимости до 1 км. А кто из летчиков не знает, что выход из облаков при такой высоте нижнего края облаков дело очень тонкое. Кроме того, надо учитывать и рельеф местности. Ели местность волнистая, покрытая лесом, там облака клубятся снижаясь местами до соприкосновения с землей.

Скорость снижения должна быть не более 0,1 м/с.

Верно когда-то говорил Суворов: «тяжело в ученьи, легко в бою». «Все», чему быть на войне, в мирное время должно быть освоено.

Нам на войне приходилось попутно осваивать упущенное в мирное время.

Счастье тому подразделению или части, где командиры были способны выполнять эту задачу. Выполнить ее мог тот командир, который обладал знанием и имел практику. [6]

6 мая 1941 года полк перебазировался на полевой аэродром у города Сальск.

По всему было видно, что быть войне. Пульс жизни страны бился напряженно. На предприятиях было увеличено рабочее время, из запаса армии многие были вызваны в части. Эшелоны с людьми и техникой продвигались на запад. Немецкие самолеты нарушали воздушное пространство, – производили полеты в пограничной полосе на низких высотах. Немцы сосредотачивали свою армаду у наших границ.

В полку началось форсированными темпами летная подготовка. К концу мая закончили программу по вводу в строй молодых летчиков, а руководящий летный состав приступил к инструкторским полетам ночью.

На таком уровне боевой подготовки началась Великая Отечественная война советского народа против полчищ гитлеровской фашистской армии поработителей и убийц, которую вынес наш народ под руководством коммунистической партии с честью. Вооруженные силы Советского Союза в тяжелой борьбе закалились и окрепли. Приобрели большой опыт воинского мастерства.

Лучшие из лучших части и соединения были удостоены наименования гвардейских и награждены орденами Советского Союза. В том числе и наш полк.

Прошло 25 лет – четверть века, как наш полк был таким как об этом коротко повествует моя статья. За эти 25 лет прошли тяжелые годы войны и годы мирного труда. Появившиеся уже к концу войны новейшие средства разрушения и смерти, связанные с атомной энергией и реактивной силой, резко изменили мощь армий. Однако дела и усилия людей остаются в отношении техники тоже. Техникой надо овладевать до предела ее полного использования в нашем земном пространстве. [7]

На западе Европы как и в те времена, накапливает силы новый очаг агрессивной войны. ФРГ, всемерно поддерживаемая могущественной капиталистической державой С.Ш.Америки. Нет гарантий, что нарастающий политический конфликт между силами реакции и социализма не превратится в пожар войны. Используя растущий раскол в лагере социалистических стран (Китай, Албания в отношении Советского Союза) американский империализм, а за ними и западно-германские реваншисты наглеют.

Их наглость в политике переходит к нажиму силой оружия. Они подготавливают, как и Гитлер перед войной, свои базы и тылы, а силы сопротивления давят.

Ваша конкретная задача, дорогие однополчане, быть в любую минуту и любых условиях готовыми и способными нанести наибольшей силы удар по врагу.

Может быть многим кажется, что это только разговоры. Нет, дорогие друзья, пацифистами быть, значит повторить ошибки прошлого.

Немцы готовились к войне серьезно, к войне рассчитанной на нападение и они были лучше к ней подготовлены, чем мы, готовившиеся к тому, чтобы дать врагу отпор, не допустить бы нам повторения прошлых ошибок.

Чтобы без ошибок готовиться к вероятному столкновению с врагом, еще в мирное время надо его хорошо знать, а военным в первую очередь знать его качественные факторы: производственную мощь, технику, выучку людей, его моральную силу. На основании анализа своей силы и силы врага, направлять свои усилия для достижения превосходства над оным. [8]

Дальше