Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания и комментарии

OCR: Комментарии и примечания сведены вместе, если нет пометки «Примеч. ред.» или «Примеч. автора», то это комментарий В. Ю. Грибовского.

{1} Биографические данные Г. К. Графа и сведения о его службе приводятся по материалам РГАВМФ и различным публикациям 1901-1995 годов. Примеч. ред.
{2} В книге предисловие было дано в виде фотокопии из первого издания, то есть в старой орфографии. Здесь оно приведено в новой орфографии. — OCR.
{3} Мобилизация Балтийского и Черноморского флотов была скрытно объявлена в 00 ч 00 мин 17 июля 1914 года. Всеобщую мобилизацию в России император Николай II объявил в полдень 18 июля. Ввиду напряженной обстановки часть мобилизационных мероприятий на Балтике началась уже 12 июля по инициативе командующего флотом адмирала Н. О. Эссена.
{4} К началу войны Балтийский флот включал в свой состав броненосный крейсер «Рюрик» (флаг комфлота), бригаду линейных кораблей (четыре линейных корабля-додредноута), бригаду крейсеров (броненосный крейсер, три крейсера типа «Баян», эскадренный миноносец «Новик»), бригаду крейсеров резерва (броненосный крейсер, два крейсера), 1-ю минную дивизию (1-, 2-, 4-й дивизионы, всего 27 эскадренных миноносцев), 2-ю минную дивизию (3-, 5-, б-, 7-й дивизионы, всего 19 эскадренных миноносцев, 9 миноносцев), бригаду подводных лодок (1-й и 2-й дивизионы, всего 8 подводных лодок), отряд заградителей (шесть заградителей), а также корабли 2-го резерва, в т. ч. крейсеры «Аврора» и «Диана», учебный отряд подводного плавания (четыре подводные лодки), сводный дивизион миноносцев и др.
{5} Начало мобилизации застало линейный корабль «Андрей Первозванный» в Кронштадте, где он ремонтировался в доке после навигационной аварии. Корабль присоединился к флоту только 6 августа 1914 года на внешнем Свеаборгском рейде.
{6} Головной дредноут — «Севастополь» — прибыл в Гельсингфорс и присоединился к флоту 9 ноября 1914 года, «Полтава» — 6 декабря, «Петропавловск» — 22 декабря и «Гангут» — 23 декабря того же года. Корабли были в целом готовы и прошли испытания, хотя еще много месяцев на них продолжались отдельные достроечные и наладочные работы.
{7} В составе отряда заградителей 18 июля 1914 года ставили мины заградители «Амур», «Енисей», «Ладога» и «Нарова». За 4 ч 20 мин они выставили 2124 мины (из них 11 взорвались) в восемь линий, сформировав главное минное заграждение Центральной позиции.

Канин Василий Александрович (1862-1927) — командовал линейным кораблем «Синоп» (1908-1911), в 1915 году — начальник Минной обороны Балтийского моря, в 1915-1916 годах — командующий флотом Балтийского моря, 10 апреля 1916 года произведен в адмиралы.

Эссен Николай Оттович (1860-1915) — выдающийся флагман начала XX века, адмирал (1913). Отличился в русско-японской войне 1904-1905 годов, в 1911-1915 годах командовал Морскими силами и флотом Балтийского моря, создатель школы морской и тактической выучки. В своей книге Г. К. Граф уделил Н. О. Эссену достаточно много внимания.

{8} Эскадренный миноносец «Новик» был построен в 1910-1913 годах на Путиловском заводе с технической помощью немецкой фирмы «Вулкан», поставившей турбины и котлы. При нормальном водоизмещении около 1600 т «Новик» развивал скорость до 36 уз (при мощности 42000 л. с.) и на вооружении имел четыре 102-мм орудия и четыре двухтрубных минных аппарата для 45-см мин Уайтхеда (торпед). При необходимости мог принимать на палубные рельсы 60 мин заграждения образца 1912 года. Дальность плавания составляла около 1800 миль экономическим (16 уз) ходом. Созданный по инициативе и на средства Особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования «Новик» послужил прототипом для создания эскадренных миноносцев не только в Российском флоте, но и в других флотах мира. Такая направленность в развитии эсминцев (мореходный быстроходный артиллерийско-торпедный безбронный корабль) сохранилась до второй мировой войны, а отчасти и после ее окончания. В Российском флоте 105-мм орудий не было (они имелись в германском флоте). Автор довольно часто допускает отдельные неточности в цифрах и наименованиях. Так, в обеих своих книгах («Моряки» и «На «Новике») он упоминает о находившейся в Столовом зале Морского кадетского корпуса большой модели брига «Меркурий». В действительности этот бриг (фактически — полунатурная модель) носил название «Наварин».
{9} Крейсер II ранга «Новик» был затоплен в августе 1904 года после боя с японским крейсером 3-го класса «Цусима», а не с эскадрой, как утверждает автор.
{10} »Новик» обнаружил германские крейсера «Магдебург» и «Аугсбург», которые под флагом контр-адмирала Мишке в сопровождении трех эскадренных миноносцев совершали свой первый демонстративный поход в северную часть Балтийского моря. Встреча с «Новиком» заставила Мишке отвернуть и нарушила первоначальный замысел немцев, которые, мягко говоря, растерялись при появлении русского корабля. Однако и «Новик» из-за неисправности радиотелеграфа не смог подробно донести о противнике, ограничившись сигналом «вижу неприятеля». Это не позволило русскому командованию использовать шанс для перехвата германских крейсеров.
{11} Палецкий Петр Петрович (1877 — ?) — во время русско-японской войны служил старшим штурманским офицером крейсера I ранга «Диана», на котором участвовал в сражении в Желтом море 28 июля 1904 года.
{12} Непенин Адриан Иванович (1871-1917) — во время русско-японской войны командовал миноносцами «Расторопный» и «Сторожевой», георгиевский кавалер (1905), вице-адмирал (1916). Начальник Службы связи Балтийского моря (1911-1916) и командующий Морской обороной приморского фронта крепости Петра Великого (1914-1915). Выдающийся организатор службы военно-морской разведки на Балтике в годы первой мировой войны. С сентября 1916 года командовал флотом Балтийского моря. 4 марта 1917 года, в дни Февральской революции, убит матросами в Гельсингфорсе.
{13} »Новик» встретил «Аугсбург», шедший под флагом контр-адмирала Беринга, и выпустил свои торпеды из невыгодной позиции: с дистанции не менее 40 кабельтовых (по наблюдениям немцев) и находясь от «Аугсбурга» на 4-5 румбов позади левого траверза.
{14} Колчак Александр Васильевич (1874-1920) — один из выдающихся российских флагманов времен первой мировой войны, адмирал (1918). В русско-японскую войну командовал миноносцем «Сердитый», впоследствии служил в Морском генеральном штабе, командовал транспортом «Вайгач», эскадренными миноносцами «Уссуриец» и «Пограничник», в 1913-1915 годах — флаг-капитан по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря, пользовался особым доверием адмирала Н. О. Эссена, был инициатором и руководителем многих боевых операций, отличался энергией и предприимчивостью. В декабре 1915 — июле 1916 года — начальник Минной дивизии, в июле 1916 — июне 1917 года — командующий флотом Черного моря. В гражданскую войну принял титул Верховного правителя России. Расстрелян 7 февраля 1920 года в Иркутске по распоряжению Военно-революционного комитета.
{15} В поход 14-16 сентября 1914 года адмирал Н. О. Эссен ходил с двумя крейсерами — «Рюриком» и «Палладой», которые выдержали сильнейший шторм.
{16} На «Палладе» погибли 22 офицера, два врача, священник, два корабельных гардемарина и 570 кондукторов и нижних чинов — весь экипаж корабля вместе с командиром — капитаном 1 ранга С. Р. Магнусом. Остались в живых девять человек, по разным причинам не находившиеся на крейсере в его последнем походе.
{17} »Палладу» потопила подводная лодка «U-26», выпустившая торпеду с дистанции около 500 м (2,8 кабельтова).
{18} В октябре 1914 года Балтийское море прорвались две английские подводные лодки — «Е-1» и «Е-9». Третья лодка — «Е-11» — вернулась в Англию вследствие опоздания, вызванного ремонтом двигателя, а также из-за преследования германскими миноносцами. В августе 1915 года через Зунд сделали попытку прорыва еще две британские лодки — «Е-8» и «Е-13». Первая благополучно достигла Финского залива, а «Е-13» села на мель в датских водах и была уничтожена германскими миноносцами.
{19} Гадд Георгий Оттович (1873-1952) — один из выдающихся командиров периода первой мировой войны, капитан 1 ранга (1915). В русско-японскую войну командовал миноносцем «Сильный», в первую мировую — эскадренным миноносцем «Сибирский Стрелок», 3-м и 7-м дивизионами миноносцев, линкором «Андрей Первозванный» (1915-1917), с апреля по июль 1917 года — 2-й бригадой линейных кораблей, с января 1918 года — в отставке, жил в эмиграции, контр-адмирал (1930).
{20} »Новик» встретился с германским малым крейсером «Тетис» (десять 105-мм орудий), который, обнаружив «трехтрубный» корабль, обстрелял его пятнадцатью снарядами, считая дистанцию стрельбы равной 5,5-9,3 кабельтова.
{21} Германский морской штаб позже признал эту потерю. Примеч. автора.
{22} По свидетельству спасшихся с «Прута», лейтенант Рагузский в последние минуты корабля бросился вниз с подрывным патроном в руках. Возможно, взрыв этого патрона, ускоривший затопление заградителя, стоил герою жизни.
{23} Трубецкой Владимир Владимирович, князь (1868-1931) — питомец школы Н. О. Эссена, один из выдающихся командиров и флагманов первой мировой войны, контр-адмирал (1916). В русско-японскую войну командовал подводной лодкой «Сом», в 1909-1912 годах — эсминцем «Донской Казак» Балтфлота, в первую мировую войну — дивизионом миноносцев Черноморского флота, линкором «Императрица Мария» (1915-1916). В августе 1916 года по представлению нового командующего флотом — вице-адмирала А. В. Колчака — назначен начальником Минной бригады. Участвовал в минных операциях и боях, отличаясь храбростью и инициативой. Георгиевский кавалер (1916), награжден английским орденом Бани 3-й степени (1916).
{24} В бою у мыса Сарыч на «Евстафии» было убито 34 человека (в том числе пять офицеров) и ранено 24. На «Гебене», по германским данным, в каземате 150-мм орудия погибло 12 человек (в том числе один турок), а «несколько человек» получили тяжелые отравления газами и позднее скончались.
{25} Подлинные причины гибели «Летучего» и «Исполнительного» остаются загадкой до сих пор. Вероятно, «Исполнительный» стал жертвой взрыва мин на борту, а «Летучий» затонул от потери остойчивости. Из экипажей обоих кораблей в живых остался лишь один матрос с «Исполнительного».

{26} По воспоминаниям М. И. Смирнова, одним из инициаторов «новогоднего» похода крейсеров являлся капитан 1 ранга А. В. Колчак, который также настоял на продолжении операции (В. А. Канин, считая «Россию» обнаруженной, собирался повернуть обратно).

{27} »Россия» поставила 98 мин севернее Арконы, «Олег» и «Богатырь» — по 100 — восточнее острова Борнхольм (заграждение № 11). На мине последнего заграждения в ночь с 11 на 12 января 1915 года подорвался легкий крейсер «Аугсбург», который немцам удалось спасти и отбуксировать в Свинемюнде.
{28} Бахирев Михаил Коронатович (1868-1919) — один из выдающихся флагманов периода первой мировой войны, вице-адмирал (1916). Участвовал в боевых действиях в Китае (1900-1901), за храбрость при взятии фортов Таку был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, в русско-японскую войну командовал миноносцем «Смелый», в первую мировую — крейсером «Рюрик», 1-й бригадой крейсеров (1914-1915), 1-й бригадой линейных кораблей (1915-1917), Минной обороной Балтийского моря (1917). Участник многих операций, боев и сражений, пользовался уважением и любовью подчиненных, отличался решительным характером и храбростью. В 1918-1919 годах работал в Морской исторической комиссии в Петрограде. Арестован органами ВЧК и расстрелян в 1919 году.
{29} Затонувший турецкий крейсер «Меджидие» был поднят и после ремонта и вооружения артиллерией русского образца в 1916 году вошел в состав Черноморского флота под названием «Прут». В 1918 году после захвата немцами Севастополя возвращен турецкому флоту.
{30} Беренс Михаил Андреевич (1879-1943) — один из выдающихся командиров периода первой мировой войны, контрадмирал (1920). В декабре 1904 года прорвался из Порт-Артура на миноносце «Бойкий», до «Новика» с 1911 года командовал эскадренными миноносцами на Балтике, в 1916-1917 годы — линкором «Петропавловск». Во время гражданской войны служил в белом Русском флоте на Черном и Азовском морях. Стал последним командующим Русской эскадрой в Бизерте (1920-1924). Умер в Тунисе.
{31} »Дракон» выпустил три торпеды по малому крейсеру «Тетис». Эти атака сорвала постановку немцами минного заграждения у Богшера.
{32} Адмирал А. И. Русин (1861-1956) в 1914-1917 годах был начальником Морского генерального штаба, а с 1915 года одновременно — начальником Морского штаба Верховного главнокомандующего (Николая II). Адмирал К. В. Стеценко (1862 — ?) с 1914 года являлся начальником Главного морского штаба. Вице-адмирал Л. Б. Кербер (1863-1919) при Н. О. Эссене служил начальником штаба командующего флотом, потом некоторое время командовал эскадрой на Балтике, но в декабре 1915 года был «разведен» с В. А. Каниным во избежание соперничества и разногласий и в 1916-1917 годах являлся старшим морским начальником на Севере.
{33} Трухачев Петр Львович (1867-1916) — вице-адмирал (1916), в русско-японскую войну командовал миноносцем «Бесстрашный», в первую мировую — крейсером «Олег» (1913-1915), Минной дивизией Балтийского моря (1915), с декабря 1915 года — начальник 1-й бригады крейсеров. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (1915).
{34} »Окунь» неудачно атаковал броненосный крейсер «Принц Адальберт» (флагманский корабль контр-адмирала Гопмана) и был протаранен эсминцем «G-135». На лодке взрывы сброшенных немцами подрывных патронов ошибочно приняли за взрывы своих торпед.
{35} Прохоров Константин Викторович (1873-1915) — капитан 1 ранга (1914), участник Цусимского сражения на «Авроре», в первую мировую войну командовал заградителем «Енисей», на котором участвовал в минно-заградительных операциях. В апреле 1915 года был награжден Георгиевским оружием.
{36} В бою с легким крейсером «Бреслау» (двенадцать 105-мм орудий) «Гневный» и «Дерзкий» (по три 102-мм орудия на каждом) добились трех попаданий в противника, в результате чего немецкий корабль потерял семь убитых и раненых.
{37} »Новику» встретились малый крейсер «Любек» (десять 105-мм орудий) и эсминец «S-130».
{38} Русские эскадренные миноносцы вели бой с крейсером «Любек», который не получил прямых попаданий, но один из 102-мм снарядов пробил кормовой флаг, а осколки от других снарядов осыпали палубу корабля.
{39} Потом выяснилось, что это был не крейсер, а заградитель «Альбатрос». Примеч. автора.
{40} Наведение 1-й бригады крейсеров на противника в походе 19 июня 1915 года осуществлялось по данным радиоперехвата с расшифровкой переговоров германского флагмана и командиров кораблей. Заслуга этого первого в истории морских войн наведения своих сил на противника с помощью радиоразведки принадлежала контр-адмиралу А. И. Непенину и капитану 2 ранга И. И. Ренгартену. Подробности работы Службы связи Балтийского моря во время войны, естественно, были окружены завесой секретности, и Г. К. Граф мог их не знать.
{41} В действительности в бою у Готланда германские эсминцы торпед не выпускали, но применяли дымовые завесы.
{42} »Рюрик» сражался с «Рооном» (четыре 210-мм и десять 150-мм орудий) и «Любеком» (десять 105-мм), причем последний стрелял с очень высокой точностью.
{43} В бою у Готланда «Рюрик» понес следующие потери: матрос 1-й статьи Максим Шиянов умер от ран спустя шесть с половиной часов после боя, восемь нижних чинов были ранены, а в носовой башне 254-мм орудий получили отравления газами лейтенант Г. А. Алексеев и шесть нижних чинов, которые вернулись в строй после оказания медицинской помощи. «Рюрик» получил десять попаданий, вероятно, 105-мм снарядами с «Любека». Сам «Рюрик» выпустил по своим противникам сорок шесть 254-мм, сто два 203-мм и сто шестьдесят три 120-мм «фугасные бомбы».
{44} B действительности подводная лодка «Е-9» под командованием коммаддера (капитана 2 ранга) Макса Хортона торпедировала флагманский броненосный крейсер «Принц Адальберт», который немцам с трудом удалось довести до базы. Силуэт этого корабля очень напоминал силуэт линейных кораблей типа «Дойчланд», поэтому в «ошибке» английского командира нет ничего удивительного.
{45} В этот день у Ирбенского пролива появились «Аугсбург» (под брейд-вымпелом коммодора Карфа), эсминцы «V-99» и «V-100» и новый малый крейсер «Пиллау», вступивший в состав Флота открытого моря 1 декабря 1914 года. Последний являлся одним из двух крейсеров типа «Невельской», «предусмотрительно» заказанных русскими в Германии незадолго до войны и реквизированных немцами. Поэтому Г. К. Граф здесь пишет «типа «Невельской». «Пиллау», бывший «Муравьев-Амурский», был вооружен восемью 150-мм орудиями и являлся в то время сильнейшим малым крейсером германского флота. После войны он достался итальянцам и получил название «Бари». «Эльбинг» (бывший «Адмирал Невельской») вступил в строй в августе 1915 годам погиб в Ютландском сражении 1916 года.
{46} Утром 31 июля «Дракон» атаковал «Пиллау», на котором своевременно заметили следы трех торпед и успели уклониться.
{47} »Новик» один сражался с двумя новыми германскими эсминцами «V-99» и «V-100» и добился убедительной победы, наглядно показав техническое и тактическое превосходство российских кораблей этого класса над аналогичными кораблями германского флота. Интересно, что оба этих эсминца, значительно более крупных, чем их предшественники, немцы построили «вынужденно», специально под мощные механизмы, заказанные накануне войны фирме «Вулкан» российским Морским министерством. При водоизмещении 1847 т (в полном грузу) «V-99» и «V-100» развили скорость свыше 36 уз и были вооружены четырьмя 88-мм орудиями и четырьмя торпедными аппаратами (шесть торпедных труб) каждый. В бою выяснилось, что калибр «маловат», а точность стрельбы «хромает». «V-99», подбиты и снарядами «Новика», потерял управление, и его снесло на минное заграждение, где он и погиб, понеся в итоге ощутимые потери — 21 человек убитыми. После этого боя, в подробности которого немецкие военно-морские историки до сих пор предпочитают глубоко не вникать, германское командование срочно приняло меры по перевооружению эсминцев 105-мм артиллерией и усилению своего флота большими эсминцами (подобными «Новику»), доведя калибр орудий на последних из них даже до 150-мм.
{48} Плен Павел Михайлович (1875-1918) — один из выдающихся командиров периода первой мировой войны, капитан 1 ранга (1914). В русско-японскую войну командовал миноносцем «Скорый», в первую мировую — эскадренным миноносцем «Донской Казак» (1912-1914), крейсером «Адмирал Макаров» (1914-1915), 5-м дивизионом миноносцев (1915-1916), линейным кораблем «Слава» (1916-1917). Ушел с флота в 1918 году и работал в Петрограде, в том же году погиб, став жертвой красного террора.
{49} »Сивуч» был потоплен в неравном бою огнем крейсера «Аугсбург» и линкора «Позен» (десять 280-мм орудий). Стрелял по русской канонерской лодке и однотипный с «Позеном» дредноут «Нассау», так как немцы приняли «Сивуч» за грозную «Славу». Кроме этого, канлодку атаковали шесть германских эскадренных миноносцев. Заслуживает особого внимания, что «Сивуч» (возможно, находившийся вместе с ним «Кореец») добился в таких условиях попадания в «Аугсбург», на котором был сбит носовой прожектор и ранено семь человек. Командир «Сивуча» капитан 2 ранга П. Н. Черкасов до последнего руководил боем, почти беспримерным в истории по неравенству в соотношении сил, и погиб. Его посмертно наградили орденом Св. Георгия 4-й степени.

Немцы подобрали из воды 50 человек (в том числе двух офицеров), из которых доставили в Свинемюнде 27 раненых и 15 целых и невредимых моряков «Сивуча».

{50} Подводная лодка «Е-1» 6 августа 1915 года торпедировала линейный крейсер «Мольтке» в носовую часть. В затопленном таранном отсеке погибли восемь германских моряков. «Мольтке» сохранил 15-узловой ход, но его повреждение заставило контр-адмирала Ф. Хиппера увести свои три линейных крейсера в Данциг, для того чтобы пополнить запас топлива и тщательно осмотреть пробоину «Мольтке». Подводная лодка «Акула» в августе 1915 года в атаки не выходила. Здесь — ошибка автора.
{51} Григоров Николай Митрофанович (1873 — ?) — контр-адмирал (1915), командовал линкором «Гангут» (1911-1915). Был начальником штаба командующего флотом Балтийского моря с 1915 года до 15 марта 1917 года, когда его зачислили в резерв чинов Морского министерства. После гражданской войны — в эмиграции, умер в Ницце (Франция).
{52} Максимов Андрей Семенович (1866-1951) — вице-адмирал (1916), одна из ключевых фигур событий 1917 года на флоте. Участвовал в боевых действиях в Китае (1900-1901) и в русско-японской войне (1904-1905), в которой командовал миноносцем «Бесшумный». В начале первой мировой войны — начальник 1-й бригады линейных кораблей (дредноутов), с 1915 года командовал Минной обороной Балтийского моря, в начале марта 1917 года был избран командующим Балтийским флотом, с сентября 1917 года — начальник Морского штаба Верховного главнокомандующего. В Красном флоте служил старшим инспектором Реввоенсовета Республики (1918), командовал Черноморским флотом (1920-1921). В 1924 году в качестве командира сторожевого корабля «Воровский» возглавил его переход из Архангельска во Владивосток. Позднее некоторое время состоял для особых поручений и был уволен в отставку. Отрицательная оценка автором личности Максимова во многом объясняется отношением последнего к Февральской революции и к советской власти.
{53} Капитана 1 ранга Сергея Сергеевича Вяземского (1869-1915) и капитана 2 ранга Владимира Александровича Свиньина (1881-1915), погибших на «Славе», можно отнести к числу выдающихся офицеров Российского флота. Ветеран Таку и Цусимы, Вяземский командовал кораблями с 1906 года. За умелое командование «Славой» в боях с противником в 1915 году его посмертно наградили Георгиевским оружием. Свиньину Балтийский флот во многом обязан отличной подготовкой по артиллерийской части, которой он в масштабе флота ведал с мая 1913 года, а до этого более двух лет служил флагманским артиллерийским офицером в Бригаде линейных кораблей. По злой иронии судьбы именно в день гибели этих офицеров был подписан приказ о производстве их в следующие чины — контр-адмирала и капитана 1 ранга. Уцелевший в 1915 году на «Славе» Анатолий Петрович Ваксмут (1890 — после 1960) окончил Морской корпус в 1910 году, в 1917 году по выбору команды был назначен командиром эскадренного миноносца «Гром», на котором доблестно сражался в неравном бою на Кассарском плесе 1 октября 1917 года. В гражданскую войну Ваксмут стал активным участником белого движения, воевал на суше и на Черном море, Дону, Каспии, закончил службу капитаном 2 ранга и флаг-капитаном штаба командующего белой Сибирской флотилией (1922). В эмиграции жил в Китае и в Австралии.
{54} Саблин Михаил Павлович (1869-1920) — вице-адмирал (1919), в первую мировую войну командовал Минной бригадой Черноморского флота, участвовал во многих боях и походах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау» и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком. Летом 1917 года назначен начальником штаба командующего Черноморским флотом, в начале 1918 года фактически вступил в командование флотом и 31 мая — 2 июня руководил переходом его боеспособной эскадры из Севастополя в Новороссийск, откуда вскоре выехал, не желая участвовать в потоплении кораблей. В 1919-1920 годах командовал белым Черноморским флотом. Умер от болезни в октябре 1920 года.
{55} Шишко Павел Оттонович (1881-1967) — капитан 1 ранга (1917), герой первой мировой войны. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, добровольно вызвавшись прорваться на пароходе в Порт-Артур, а потом, добившись назначения на 2-ю Тихоокеанскую эскадру, при Цусиме сражался с японцами на броненосце береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В первую мировую войну командовал эскадренными миноносцами «Инженер-механик Дмитриев» и «Гавриил» (1916), а в октябре 1917 года во главе Ревельского морского батальона смерти во время Моонзундского сражения до последней возможности защищал Ориссарскую дамбу. Был ранен и попал в плен. В гражданскую войну командовал танками в Северо-западной армии генерала Н. Н. Юденича. После войны — в эмиграции в США.
{56} Нас обстреливают (нем.). - Примеч. ред.
{57} Во время боя у банки Спаун (Спон) в ноябре 1915 года русские эсминцы потопили маленький сторожевой корабль «Норбург» (№ 19, бывший траулер вместимостью 214 брт, вооруженный двумя 37-мм пушками). Русские подняли из воды командира и 19 человек команды. Этот незначительный успех, тем не менее, нарушил организацию немецкой дозорной службы.
{58} В ноябре 1915 года на минах, поставленных русскими крейсерами, подорвался только крейсер «Любек», который немцам удалось спасти. «Бремен», о котором автор пишет позднее, погиб с большими потерями в людях 4 декабря 1915 года на минах, поставленных русскими эсминцами.
{59} 1-м дивизионом эскадренных миноносцев командовал капитан 1 ранга Владимир Степанович Вечеслов (1876 — ?), действительно не участвовавший до этого в боях ни с японцами, ни с немцами. Но уже 25 апреля 1916 года его наградили орденом Св. Георгия 4-й степени за успешные операции своего дивизиона. В гражданскую войну Вечеслов служил в Красном флоте, в том числе начальником штаба флота на Каспии в 1920 году. В 1922 году был уволен в отставку.
{60} Фактически дальность стрельбы 102-мм орудий эсминцев «Новик», типов «Орфей» и «Изяслав» была доведена до 87,5 кабельтова, более старых кораблей — до 75-76-кабельтовых.
{61} Здесь опечатка оригинала или ошибка автора, калибр орудий русских эсминцев — 102 мм, а не 100 (см. п. 7).
{62} Иванов Николай Иудович (1851-1919) — генерал от артиллерии (1908), в первую мировую войну командовал Юго-Западным фронтом (1914-1916) и войсками Петроградского военного округа (1917).
{63} Попов Пантелеймон Николаевич (1889-1916) — выпускник Морского корпуса 1912 года.
{64} Эмме Виктор Евгеньевич (1889-1938) — в декабре 1914 года был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. После гражданской войны — в Красном флоте, военинженер 1 ранга, арестован органами НКВД, расстрелян.
{65} Англичане потеряли в Ютландском сражении три линейных крейсера, три броненосных крейсера, лидер, семь эскадренных миноносцев, 6097 человек убитыми, 510 ранеными и 177 пленными; немцы — линейный крейсер, линейный корабль-додредноут, четыре легких крейсера, пять эскадренных миноносцев, 2551 человека убитыми, 507 — ранеными.
{66} Вспомогательный корабль «Н» — «Герман» — был оборудован в качестве ловушки подводных лодок и вооружен четырьмя 105-мм орудиями, то есть как эскадренный миноносец.
{67} Курош Александр Парфенович (1862-1919) — вице-адмирал (1916). В 1917 году — комендант Кронштадтской крепости, потом — в отставке. Арестован органами ВЧК в 1918 году, вероятно, расстрелян в 1919 году.
{68} Описание Г. К. Графом Ютландского сражения 1916 года, по понятным причинам, содержит много неточностей. Их пояснение не входит в задачу настоящего издания. Наиболее серьезные описания этого сражения имеются в книгах: Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914-1918 годов/ Пер. с англ. М.: Госвоениздат, 1935; Bennett G. The Battle of Jutland. London, 1964.
{69} Кедров Михаил Александрович (1878-1945) — вице-адмирал (1920), участник русско-японской войны: в сражениях в Желтом море и Цусимском. В первую мировую войну плавал на кораблях союзного британского флота, в 1915-1916 годах командовал линкором «Гангут», в июне 1916-го сменил А. В. Колчака в должности начальника Минной дивизии. В 1917 году направлен в Англию, представлял интересы Временного правительства и белого движения. В октябре 1920-го возглавил белый Русский флот на Черном море, который увел в Константинополь и далее в Бизерту. Жил во Франции, активно участвовал в общественном движении русских эмигрантских организаций. Умер в Париже.
{70} Вирениус Николай Андреевич (1884-1916) — капитан 2 ранга (1913), участник русско-японской войны, до назначения командиром «Добровольца» служил преподавателем в Артиллерийском офицерском классе.
{71} Вилькен Павел Викторович (1879-1939) — капитан 1 ранга (1916). В русско-японскую войну сражался на броненосце «Победа» и на сухопутном фронте в Порт-Артуре. В первую мировую войну командовал эскадренным миноносцем «Сибирский Стрелок», 4-м, 1-м дивизионами миноносцев и линкором «Севастополь», на котором участвовал в Ледовом походе (1918). Перешел на сторону белых, принимал участие в наступлении Юденича на Петроград (1919) и в Кронштадском восстании (1921). Эмигрировал в Финляндию, умер в Хельсинки.
{72} Развозов Александр Владимирович (1879-1920) — контр-адмирал (1917). В русско-японскую войну — старший минный офицер эскадренного броненосца «Ретвизан», отличился в боях. В первую мировую войну — командир эскадренного миноносца «Уссуриец», с 1914 по 1917 год командовал дивизионами эскадренных миноносцев, с марта 1917 года — Минной дивизией, с июля того же года — Балтийским флотом. Участвовал во многих операциях и боях, руководил действиями флота во время Моонзундского сражения, пользовался уважением и авторитетом у офицеров и нижних чинов. В декабре 1917 года освобожден от должности и уволен в отставку, в марте 1918 года вновь призван к руководству Балтийским флотом, однако снят с поста комфлота из-за разногласий с правительством большевиков. В 1918-1919 годах в Петрограде работал в Морской исторической комиссии, в 1919 году арестован органами ВЧК, умер в тюремной больнице от последствий неудачной операции.
{73} Черкасский Михаил Борисович, князь (1882-1918) — контр-адмирал (1917), в русско-японскую войну служил на крейсере 1 ранга «Диана», в первую мировую войну — в штабе командующего флотом Балтийского моря, с марта по декабрь 1917 года — начальник штаба. Погиб в огне гражданской войны.
{74} Основной причиной замены командующего флотом Балтийского моря в 1916 году являлась пассивность сил флота в кампании этого года, которая не соответствовала общей военной обстановке. Флот перешел к позиционной обороне, хотя немцы после Ютландского боя не могли предпринимать крупных операций на Балтике. Инициативу в выборе именно А. И. Непенина для замены В. А. Канина проявили офицеры штаба флота — М. Б. Черкасский, И. И. Ренгартен, Ф. Ю. Довконт; кандидатуру А. И. Непенина поддержали в Ставке капитан 1 ранга В. М. Альтфатер, адмиралы А. И. Русин и И. К. Григорович.
{75} Горковенко Арсений Николаевич (1891-1916) — лейтенант (1915), морской летчик, окончил Морской корпус (1912).
{76} Китицын Михаил Александрович (1885-1960) — выдающийся командир-подводник периода первой мировой войны, в 1915-1916 годах командовал подводной лодкой «Тюлень» на Черном море, капитан 1 ранга (1917), в 1917 году был послан на Дальний Восток на практику с гардемаринами. В 1919 году основал там Морское училище белого флота, в 1920 году прибыл с воспитанниками этого училища в Севастополь. В 1921-1922 годах служил в Морском корпусе в Бизерте.
{77} На минах, поставленных русскими эскадренными миноносцами, погибли германские тральщик «Т-64» и пароход.
{78} Рашевский Станислав Казимирович (1884 — ?), инженер-механик старший лейтенант (1915), окончил Морское инженерное училище (1908).
{79} Пилкин Алексей Константинович (1881-1960), капитан 2 ранга, за подвиги в русско-японской войне награжден золотой саблей с надписью «за храбрость», в первую мировую войну, до назначения командиром «Новика», служил старшим офицером броненосного крейсера «Россия», командовал эскадренным миноносцем «Москвитянин». Командиром «Новика» являлся до ноября 1917 года. После гражданской войны — в эмиграции.
{80} Радко-Дмитриев Радко Дмитриевич (1859-1918), генерал от инфантерии, на русскую службу перешел в 1914 году из болгарской, командовал 3-й, 12-й армиями, а в 1916-1917 годах — 7-м Сибирским корпусом. В 1918 году арестован органами ВЧК в Пятигорске в качестве заложника и расстрелян.
{81} Бестужев-Рюмин Анатолий Иванович (1873-1917) — контр-адмирал (1916), участник боевых действий в Китае (1900-1901) и русско-японской войны 1904-1905 годов, в 1914-1915 годах командовал дредноутом «Севастополь», в 1916 году во главе Отряда судов особого назначения (флаг — на линейном корабле «Чесма») совершил переход с Дальнего Востока на Север, в 1917 году — начальник Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива. Скоропостижно скончался от болезни.
{82} Кирилл Владимирович (1876-1938) — великий князь, контр-адмирал (1915), в русско-японскую войну был начальником военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане (вице-адмирала С. О. Макарова), спасся при катастрофе броненосца «Петропавловск»: в 1915-1917 годах — командир Гвардейского экипажа, в 1917 году выехал в Финляндию. В эмиграции объявил себя местоблюстителем престола (1922), а потом — императором всероссийским (1924), скончался в Париже.
{83} Никольский Михаил Ильич (1877-1917) — капитан 1 ранга (1916), участник русско-японской войны. Командовал «Авророй» с февраля 1916-го по февраль 1917 года.
{84} Относительно 9-го дивизиона миноносцев сведения были неверны. Бунт вспыхнул не на нем, а на тральщиках. Примеч. автора.
{85} Февральскую революцию 1917 года в действительности приняло подавляющее большинство офицеров и флагманов флота. Об А. С. Максимове — см. п. 51.
{86} Муравьев Лев Петрович (1885 — ?) — капитан 2 ранга (1915), в 1915 году служил в Учебно-минном отряде преподавателем Минного офицерского класса и флагманским минным офицером. Василевский Кесарь Иванович (1886 — ?) — старший лейтенант (1915) — в 1914-1915 годах служил в Морском генеральном штабе.
{87} Тирбах Петр Игнатьевич (1890-1953) — старший лейтенант (1916), кадетом участвовал в русско-японской войне, флаг-офицер штаба командующего Морскими силами Балтийского моря (1913), исполняющий должность старшего флаг-офицера по оперативной части (1917). После гражданской войны — в эмиграции.
{88} Вице-адмирал А. И. Непенин, очевидно, был убит анархистами. Имя одного из убийц известно — это матрос Береговой минной роты П. А. Грудачев.
{89} Небольсин Аркадий Константинович (1865-1917) — контр-адмирал (1915). Участвовал в Цусимском сражении старшим офицером крейсера I ранга «Аврора». С 1915 году командовал 2-й бригадой линейных кораблей Балтийского флота.
{90} Список убитых в феврале-марте 1917 года в Гельсингфорсе и Кронштадте офицеров (80 фамилий) опубликован А. М. Чижовым в морском информационно-историческом вестнике «Андреевский флаг», № 3-4 за 1992 год. Отдельные данные этого списка нуждаются в дальнейшем уточнении.

По сведениям М. А. Беспяткина (Центральный военно-морской музей), общее количество жертв среди офицеров в событиях 1-4 марта 1917 года на Балтийском флоте достигает 95 человек, в том числе в Гельсингфорсе — 45, Кронштадте — 40, Ревеле — 5, Петрограде — 4. Пропали без вести 11 и покончили с собой 4 офицера. Кроме того, погибли более 20 кондукторов. В Кронштадте в перестрелке с полицией и жандармами были убиты семеро восставших.

{91} Дмитриев Степан Николаевич ( 1878-1921) — контр-адмирал (1917). В русско-японскую войну командовал миноносцем «Сердитый», на котором в 1904 году прорвался из Порт-Артура в Чифу. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени и золотого оружия с надписью «за храбрость». Командовал линейным кораблем «Император Павел I» с 1915 года. В гражданскую войну — в Красном Флоте, командовал Действующим отрядом судов Балтийского флота (1919-1920), организовав отпор английским интервентам, в 1920-1921 годах — начальник бригады линкоров, участвовал в Кронштадтском восстании 1921 года, за что был арестован органами ВЧК и расстрелян. Оценка этого выдающегося офицера Г. К. Графом, очевидно, объясняется тем, что Дмитриев остался служить в Красном Флоте.
{92} См. п. 89. Количество убитых именно в Гельсингфорсе нуждается в некотором уточнении.
{93} Версия автора об организации убийств офицеров именно «евреями-большевиками» представляется сомнительной. Убийства во многом носили стихийный характер. «Большевизация» флота наступила гораздо позже.
{94} Гучков Александр Иванович (1862-1936) — организатор «Союза 17 октября», активный деятель Государственной Думы (III и IV созывов), в 1917 году — военный и морской министр Временного правительства. После гражданской войны — в эмиграции.
{95} Вирен Роберт Николаевич (1856-1917) — адмирал (1915), с февраля 1909 по февраль 1917 года — главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. Автор, в целом, дает ему очень верную характеристику.
{96} Сапсай Алексей Дмитриевич (1860-1922) — вице-адмирал (1914), в 1915-1917 годы — командующий учебными отрядами и отдельно плавающими учебными судами Балтфлота, в гражданскую войну — в Красном флоте, в 1918 году — арестовывался органами ВЧК, но был освобожден, затем служил в Управлении военно-морских учебных заведений РККФ.
{97} Бутаков Александр Григорьевич (1861-1917) — сын знаменитого адмирала Г. И. Бутакова, контр-адмирал (1913), с 1913 года — начальник штаба Кронштадтского порта, расстрелян матросами в Кронштадте.
{98} В Кронштадте было убито более 40 офицеров, кондукторов и унтер-офицеров (см. п. 89 комментариев), но и эти данные нуждаются в дополнении и уточнении.
{99} Вердеревский Дмитрий Николаевич (1873-1947) — контр-адмирал (1916), в 1911-1914 годах командовал «Новиком», в 1914-1917 годах — крейсерами «Адмирал Макаров», «Богатырь» и Подводной дивизией Балтийского моря, в июне-июле 1917 года — Балтийским флотом, арестовывался и Временным правительством, и большевиками, но всякий раз освобождался, в сентябре-ноябре 1917 года был помощником военного и морского министра (военно-морским министром) А. Ф. Керенского. После гражданской войны — в эмиграции.
{100} Старк Юрий (правильно — Георгий ) Карлович 1878-1950) — контр-адмирал (1917), участник Цусимского сражения на крейсере I ранга «Аврора», в первую мировую войну командовал эскадренными миноносцами, дивизионами и с 1917 года — Минной дивизией. В 1918-1919 годах сражался на стороне белых у Колчака, в 1921-1922 годах — командующий белой Сибирской флотилией, которую увел в Гензан и далее — в Шанхай и Манилу (Филиппины), где продал корабли, разделив деньги между членами экипажей. Скончался в эмиграции в Париже.
{101} Эссен Антоний Николаевич (1888-1917) — старший лейтенант (1915), окончил Морской корпус (1907), сын адмирала Н. О. Эссена и прекрасный офицер.
{102} Батарея Серро (у автора Сэрро) не топила германских миноносцев. В Моонзундском сражении 1917 года российский Балтийский флот потерял линейный корабль «Слава» и эскадренный миноносец «Гром»; несколько эсминцев, линкор «Гражданин» (б. «Цесаревич»), крейсер «Баян» получили повреждения. Немцы потеряли эскадренный миноносец «S-64», сторожевые суда «Альтаир», «Дельфин», «Гутхель» и «Глюкштадт» ( два последних — после отхода российского флота), тральщики «Т-56» и «Т-66» (бывшие миноносцы), и «Роланд III». Линкоры «Байерн», «Гроссер Курфюрст», плавбаза «Индианола», транспорт «Корсика», эсминцы «В-98» и «В-111» получили серьезные повреждения и вышли из строя.
{103} Бой на Кассарском плесе 1 октября 1917 года описан автором по односторонним данным. Действительно, в неравном бою с противником отличились весь дивизион во главе с капитаном 2 ранга Г. С. Пилсудским, в особенности эсминец «Победитель». «Гром», находившийся в беспомощном положении, был преждевременно покинут командой, но ее спасла канонерская лодка «Храбрый» под командованием старшего лейтенанта И. Э. Ренненкампфа. Своим огнем «Храбрый» отправил на дно поврежденный «Гром» и повредил германский эсминец «В-98», пытавшийся взять «Гром» на буксир. Более подробные сведения о Моонзундском сражении содержатся в следующих работах: Косинский А. М. Моонзундская операция 1917 г. Л., 1926; Грибовский В. Ю. Балтийцы в Моонзундском сражении 1917 г. // Судостроение. 1987.№ 7.
{104} Шевелев Клавдий Валентинович (1881-1971) — контр-адмирал (1919). Участник русско-японской войны, один из выдающихся командиров и флагманов периода первой мировой войны, во время которой командовал эскадренными миноносцами «Генерал Кондратенко» и «Изяслав», 3-м дивизионом эсминцев Балтфлота. В гражданскую войну — на стороне белых у Колчака, после войны — в эмиграции.
{105} Линкор «Слава», поврежденный в бою с германскими дредноутами, был затоплен у кромки Моонзундского канала, но не преградил фарватер (германские дредноуты по своей осадке этим фарватером пройти не могли); позднее корабль разобрали эстонцы.
{106} Как-то потом мне случайно пришлось видеть в кинематографе картину — снимок германцев с пленных «товарищей-солдат» на острове Моон. Она представляла длинный фронт солдат, растерзанных и неопрятных, которых обходил германский генерал со своим штабом. Но недавней наглости, нахальства и развинченности не было и в помине. Прежние «товарищи» стояли навытяжку и «ели» глазами генерала... Где вы, посох Иоанна Васильевича Грозного и дубинка Великого Петра!.. Примеч. автора.
{107} Эскадренный миноносец «Новик» в 1918-1925 годах находился на долговременном хранении (в консервации), в 1929 году его ввели в строй после модернизации под наименованием «Яков Свердлов». Корабль погиб 28 августа 1941 года при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт от подрыва на мине.
{108} Должность командующего флотом Балтийского моря была упразднена после Октябрьской революции 1917 года, командование флотом перешло к коллегиальному органу — Центробалту (Центральному комитету Балтийского флота).
{109} Это слух, подхваченный автором в силу его политических убеждений (см. Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора» Л.: Судостроение, 1987).
{110} Кедров Василий Константинович (1872-1917) — капитан 1 ранга (1915), начальник 7-го дивизиона эскадренных миноносцев, до этого назначения служил помощником начальника Отряда подводного плавания.
{111} Иванов Модест Васильевич (1875-1942) — контр-адмирал (1917), в период обороны Порт-Артура командовал Партией траления, удостоен золотого оружия с надписью «за храбрость». В первую мировую войну — командир крейсера «Диана» (1915-1917), начальник 2-й бригады крейсеров (1917), в ноябре 1917 года председателем Совнаркома В. И. Ульяновым (Лениным) назначен управляющим морским министерством. Уволен в отставку из Красного Флота в 1924 году, служил в торговом флоте СССР капитаном ряда судов.
{112} Лебедев Владимир Иванович - из политических эмигрантов, в июне 1917 года — управляющий морским министерством.
{113} Увы! «Модест» скоро лишился своего «высокого поста» и долгое время находился не у дел. Только три года спустя опять взошла его звезда: он получил в командование все суда, находившиеся в распоряжении «Чека», то есть чрезвычайки... Что же! На этом месте он, пожалуй, и будет полезен советской власти. Примеч. автора.
{114} Ружек Александр Антонович (1877-1930) — контр-адмирал (1917), в 1913-1916 годах командовал минзагом «Амур», в 1917 году — отрядом заградителей, в декабре 1917 года возглавил оперативную часть Центробалта (выполнявшую урезанные функции комфлота), с марта 1918 года — в отставке, с 1919 года — в Красном Флоте, сменил множество должностей, с 1926 года — в отставке. За командование «Амуром» был награжден Георгиевским оружием (1914 год).
{115} Дудкин Василий Федорович (1881 — ?) — капитан 2 ранга (1914), командовал подводными лодками и 1-м дивизионом подлодок, в 1917 году — начальник Подводной дивизии Балтийского моря, в мае 1918 года — в отставке. Потом — в Красном Флоте,участвовал в гражданской войне, в 1924 году уволен в отставку.
{116} Измайлов Николай Федорович (1892-1971) — призван на флот в 1913 году, с 27 октября 1917 года — председатель Центробалта, потом — главный комиссар Балтийского флота, один из организаторов Ледового похода 1918 года, отличался крайне радикальными взглядами и непримиримостью к «врагам революции», активный участник гражданской войны в составе Красного Флота, с 1923 года — на хозяйственной работе.
{117} Раскольников (Ильин)Федор Федорович (1892-1939) — один из выдающихся моряков-революционеров, молодых флагманов Красного Флота. Окончил Отдельные гардемаринские классы (1917), лейтенант (1917), и в 1918 году фактически — один из главных организаторов и руководителей Красного Флота, лично командовал Волжской флотилией (1918), набегом на Ревель (в декабре 1918 года попал в плен к англичанам), Астрахано-Каспийской и Волжско-Каспийской военными флотилиями (1919-1920). Руководил победоносной Энзелийской операцией (1920), кавалер двух орденов Красного Знамени. В 1920-1921 годах командовал Балтийским флотом, но после Кронштадтского восстания 1921 года переведен на дипломатическую работу. Полпред (посол) СССР в Афганистане, потом — в Эстонии, Дании, Болгарии. В 1938 году, не желая погибать в застенках НКВД, не вернулся из Болгарии в СССР, а выехал в Париж. Во Франции написал и опубликовал известное «Открытое письмо Сталину» (1939). Внезапно скончался в Ницце от болезни.
{118} Щастный Алексей Михайлович (1881-1918), капитан 1 ранга (1917), активный участник русско-японской и первой мировой войн. В 1916-1917 годах командовал эскадренным миноносцем «Пограничник», с июня 1917 года — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря. С 17 апреля 1918 года — командующий Балтфлотом, возглавил знаменитый Ледовый поход 1918 года и спас флот от захвата немцами. В июне 1918 года пал жертвой неправедного суда, инспирированного наркомвоенмором Л. Д. Троцким, и был расстрелян.
{119} Лисаневич Георгий Николаевич (1894-1938) — один из выдающихся офицеров отечественного флота, окончил Морской корпус (1914), после восстания в Минной дивизии (1918) уехал на Север и принимал участие в гражданской войне на стороне белых, в 1920 году арестован, но вскоре освобожден, работал в промышленности и в научно-исследовательских учреждениях РКВМФ. Арестован органами НКВД и расстрелян в 1938 году по ложному обвинению.
{120} Список «ренегатов», приведенный Г. К. Графом, может быть продолжен и займет не одну страниц. В Красном Флоте служили очень многие бывшие офицеры Российского флота, при этом часть из них, например, такие выдающиеся, как А-М. Щастный и С. В. Зарубаев, погибли в результате сомнительных обвинений уже в 1918-1921 годах. Многие П. Н. Леонов, М. В. Викторов, Н. И. Игнатьев, В. П. Римский-Корсаков и другие) пали жертвами репрессий 1937-1938 годов. Некоторые стали адмиралами Красного (Советского) Флота, например, Ю. Ф. Ралль, Л. А. Галлер С. П. Ставицкий, А. П. Шершов, Н. Б. Павлович, И. П. Чернышев, А. В. Шталь и т. д. Служба в Красном Флоте являлась естественным продолжением службы в Российском флоте. Мотивы ее, естественно, были разными, как и у военнослужащих в настоящее время, после распада СССР (1991) и ликвидации Советской власти (1993).
{121} Офицеры, несмотря на требования публики, не встали, когда играли Марсельезу. Затем, после приведенной здесь речи Лебедева, они все ушли. Примеч. автора.
{122} Железняков Анатолий Григорьевич (1895-1919) — матрос Балтийского флота призыва 1915 года, анархист, активный участник революционных событий 1917 года и гражданской войны на стороне красных. Погиб в бою, командуя бронепоездом. Отличался храбростью и инициативой.
{123} Спиридонова Мария Александровна (1884-1941) — выдающаяся революционерка, в 1917-1918 годах — одна из лидеров партии левых эсеров. Отличалась смелостью и принципиальностью, летом 1918 года разошлась с большевиками, неоднократно арестовывалась, начиная с 1905 года, убита в тюрьме НКВД без суда в 1941 году. Оценка ее Г. К. Графом, вызвана эмоциями автора воспоминаний.
{124} Гутан Николай Рудольфович (1886-1940-е годы) — капитан 2 ранга (1917), в первую мировую войну служил на Черноморском флоте, с 1917 года командовал эсминцем «Поспешный», в белом Русском флоте на Черном море командовал эскадренным миноносцем «Дерзкий», который в 1920 году увел в Бизерту. Скончался в эмиграции, предположительно, в Тунисе. Автор воспоминаний, опубликованных в сборнике «Гангут» (СПб.: издательство «Гангут», 1992-1994, выпуск 4-6).
{125} Убийства офицеров в Севастополе в декабре 1917 — феврале 1918 годов были вызваны разгулом анархии и отчасти бандитизма, который вышел из-под контроля растерявшегося Севастопольского совета. Жертвами этих расстрелов стали такие незаурядные флагманы и офицеры, как вице-адмирал П. И. Новицкий (1857-1917), контр-адмирал М. И. Каськов (1867-1917), капитан 1 ранга И. С. Кузнецов (1871-1917), А. Ю. Свиньин (1870-1917), капитаны 2 ранга Н. С. Салов (1885-1917), Н. Д. Каллистов (1883-1917), В. М. Пышнов (1884-1917), В. И. Орлов (1879-1917), старший лейтенант Б. В. Вахтин (1882-1918) и другие. Всего, по подсчетам известного историка А. Е. Иоффе, в 1917-1918 годах на Черноморском флоте были убиты 62 офицера (в т. ч. адмиралы и генералы), три морских врача и священник.
{126} Немитц(Биберштейн) Александр Васильевич (1879-1967) — вице-адмирал (1941), в июле-декабре 1917 году командовал Черноморским флотом, незадолго до разгула убийств офицеров, выехал из Севастополя в Москву. С 1918 года — в Красном Флоте, в 1920-1921 годах командующий Морскими Силами Республики. Кавалер ордена Красного Знамени. С 1922 года — на штабной и преподавательской службе, с 1947 года — в отставке. Автор ряда научных трудов по истории и теории войны на море.
{127} Тихменев Александр Иванович (1879-1959) — контр-адмирал (1919). В первую мировую войну командовал на Черном море эсминцами «Жуткий», «Беспокойный» и дредноутом «Воля». В гражданскую войну — в белом Русском флоте, с которым ушел в Бизерту, скончался в Тунисе.
{128} В действительности Минную бригаду увел в Новороссийск старший лейтенант Евгений Сергеевич Гернет (1882-1943), командир эсминца «Калиакрия». В гражданскую войну Е. С. Гернет служил в Красном Флоте, в том числе командовал Азовской военной флотилией (1920). С 1922 года — в отставке, участвовал в гидрографических исследованиях и экспедициях, автор оригинальных научных трудов. В 1938 году сослан в Казахстан, где и скончался.
{129} Лебедев Виктор Иванович (1881 — ?) — капитан 1 ранга. Выпускник Морского кадетского корпуса (1900), командир эскадренного миноносца «Живой» (1914-1915), командовал эсминцем «Гневный» (1916), в 1918 году — начальник Минной бригады Черного моря. Награжден Георгиевским оружием (1915).
{130} Остроградский Михаил Михайлович (1870-1921), контр-адмирал (1917), в гражданскую войну — в белом Русском флоте.
{131} Островская Надежда Ильинична (1881-1933) — состояла в РКП(б) с 1901 года, активная участница революции и гражданской войны, в 1917 году — в Севастопольском Совете, в мае-июне 1918 года — в Чрезвычайном Черноморском ревкоме по обороне Новороссийского района.
{132} Глебов-Авилов (Авилов)Николай Павлович (1887-1942) — состоял в РКП(б) с 1904 года, с мая 1918 года — комиссар Черноморского флота. После гражданской войны — на партийной и государственной работе. Арестован органами НКВД и погиб.
{133} Вахрамеев Иван Иванович (1885-1965) — полковник (1949) — активный участник революции и гражданской войны на стороне красных, в 1917 году служил машинным унтер-офицером на Балтийском флоте, в 1917-1918 годах — один из руководителей Красного Флота, с 1921 года — на административно-хозяйственной работе, участвовал в Великой Отечественной войне.
{134} Уже в 1920-1921 годах стало очевидно, что уничтожать корабли Черноморского флота в июне 1918 года не следовало, а если и требовалось, то надо было их топить на мелком месте, чтобы потом легко поднять. Однако в мае-июне 1918 года никто не мог предположить, что осенью 1918 года германская армия развалится и Германия капитулирует перед Антантой, не успев воспользоваться захваченными ею в Севастополе кораблями Российского флота.
{135} Смысл, разумное основание (франц.) — Примеч. ред.
{136} Кукель Владимир Андреевич (1885-1940) — капитан 1 ранга (1937) — активный участник гражданской войны на стороне красных, окончил Морской корпус (1905), кавалер ордена Красного Знамени, в 1921-1928 годах — на дипломатической работе, потом — в морских частях погранохраны ОПТУ и НКВД. Арестован в 1937 году органами НКВД и погиб (расстрелян?). Автор воспоминаний о потоплении кораблей Черноморского флота в Новороссийске.
{137} С 1904 года матросы флотских экипажей Черноморского флота носили георгиевские (оранжево-красные) ленточки на фуражках в память об отличиях, проявленных моряками в период обороны Севастополя в 1854-1855 годы.
{138} Берг Владимир Фердинандович (1875-1961), инженер-механик, генерал-лейтенант (1920), окончил Морское инженерное училище (1896), в гражданскую войну — в белом Русском флоте, с 1920 года — в эмиграции, скончался в Германии.
{139} Что вы здесь делаете? (франц.) — Примеч. ред.
{140} Келлер Павел Федорович (1883 — ?) — в 1919 году — начальник штаба белого Русского флота на Черном море, адмирал, участник русско-японской и первой мировой войн.
{141} Союзе (франц.) — Примеч. ред.
{142} Остатки белого Русского флота — так называемая Бизертская эскадра — были расформированы в 1924 году, после признания Францией СССР. Однако французское правительство не вернуло корабли, ссылаясь на долговые обязательства старого российского правительства, и корабли Бизертской эскадры в 1928-1936 годы пошли на слом.
{143} Английский флот направил крейсерскую эскадру на Балтику в ноябре 1918 года по особому решению британского правительства. Эта эскадра (командующий — контр-адмирал Александер-Синклер), а потом и флот (адмирал Коуэн) должны были «сдержать большевиков» и поддержать существование лимитрофных государств в Прибалтике, отрезавших Россию от моря. Набег на Ревель в декабре 1918 года являлся авантюрой, предпринятой Л Д. Троцким, В. М. Альтфатером и Ф. Ф. Раскольниковым. Эсминцы «Спартак» и «Автроил» находились в низкой степени готовности и практически оказались неспособными вести бой и даже развить полный ход. Поэтому они и стали легкой добычей англичан.
{144} Англичане, действительно, спешили вооружить новоявленную Эстонию и передали ей «Спартак» (он стал называться «Вамбола») и «Автроил» («Леннук»). Однако эсминцы оказались «не по карману» Эстонии, и в 1933 году были проданы в Перу, где и окончили свою службу. На вырученные средства эстонцы приобрели в Англии подводные лодки «Калев» и «Лембит».
{145} Во время набега на Кронштадт 19 августа 1919 года английским торпедным катерам удалось потопить плавбазу подводных лодок «Память Азова» и легко повредить линкор «Андрей Первозванный», получивший торпедное попадание у форштевня. Два английских катера были потоплены огнем эсминца «Гавриил» (командир — В. В. Севастьянов, участник боя «Грома» 1 октября 1917 года), а один англичанам пришлось затопить при отходе.
{146} На минную постановку в ноябре 1919 года в Копорский залив вышли четыре эскадренных миноносца, из которых на английских минах погибли три — «Гавриил», «Свобода» и «Константин». «Азарду» удалось выйти из района заграждения задним ходом.
{147} Чаплин Георгий Ермолаевич (1886-1950) — выпускник Морского корпуса 1907 года, капитан 1 ранга (1919), активный участник гражданской войны на стороне белых на Севере.
{148} Приведенные Г. К. Графом данные по потерям флотов воюющих держав содержат много неточностей. См., например, Х. Вильсон. Линейные корабли в бою / Пер. с англ. М., Л.,: Военное издательство, 1938. (Прим. OCR: В отношении потерь российского флота и действовавших против него флотов Вильсона не стоит считать авторитетом — слишком он неточен).
Список иллюстраций