Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

XVI. Уничтожение сторожевого судна у банки Спаун. Второй поход с 1-й бригадой линейных кораблей. Постановка заграждения у Виндавы. Неудачный поход. Авария «Забияки»

7 ноября, утром, в Куйваст пришел на «Охотнике» капитан 1 ранга А. В. Колчак. В 10 часов к нему были приглашены на совещание командиры всех миноносцев для обсуждения плана предполагаемой операции. В 1 час дня по сигналу начальника дивизии «Новик», «Страшный» и 1-я группа 5-го дивизиона снялись с якоря и вышли в Рижский залив вслед за «Охотником», на котором был поднят брейд-вымпел капитана 1 ранга Колчака.

В море стоял густой туман; мы прошли весь залив, ничего не видя. Возможность ориентироваться представилась только у Ирбенского пролива, когда рассеялся туман.

В Балтийское море отряд вышел новым фарватером мимо Цереля, в кильватерной колонне, имея впереди «Эмира Бухарского» под брейд-вымпелом начальника 5-го дивизиона капитана 1 ранга П. М. Плена, и задним — «Новика».

Целью нашей операции было уничтожение неприятельского дозорного корабля у банки Спаун, на подходах к Виндаве. Выйдя на чистую воду, отряд повернул к югу. «Новику» было приказано держаться на правом траверзе «Охотника». Вскоре совсем стемнело, и было очень трудно что-либо рассмотреть.

Около 9 часов 30 минут нашему сигнальному старшине, обладавшему отличным зрением и навыком, удалось увидеть справа по траверзу какой-то силуэт. Все мы так и впились глазами в эту точку. Можно было определенно сказать, что там что-то [152] видно, но что именно, пока определить было трудно. Когда мы прошли еще немного вперед, то стало ясно видно, что это силуэт какого-то корабля. Тогда командир приказал сделать «Охотнику» условный сигнал ратьером «Г, Г, Г...», что означало — «вижу неприятеля». Продолжая идти по направлению силуэта, мы все время старались разобраться, что это за судно, и в один момент нам показалось, что это подлодка в надводном состоянии.

Ввиду того, что немного раньше было перехвачено радио начальника Службы связи, в котором он предупреждал нашу подлодку «Вепрь», что она может встретить в море свои миноносцы, мы стали очень бояться принять ее за неприятеля.

Так колеблясь и боясь ошибиться, мы, наконец, подошли близко к силуэту и сделали ему опознавательный сигнал. Он ответил, но неверно. В тот же момент мы заметили дым и контуры обыкновенного парохода. Тогда стало ясно, что это неприятель, и «Новик» открыл огонь. Нашему примеру сейчас же последовал «Охотник», шедший несколько в стороне от нас.

От первого же нашего попадания на пароходе возник пожар, и он, дав в ответ несколько беспорядочных выстрелов, замолк. Между тем, мы стали замечать, что близко от нас ложатся чьи-то снаряды. Можно было думать, что это стреляют какие-нибудь подошедшие неприятельские суда; но кругом кроме горевшего парохода да наших миноносцев никого не было видно. Тогда стало ясно, что это не что иное, как перелеты «Охотника», который зашел за пароход с противоположной нам стороны и, таким образом, стрелял одновременно и по «Новику». Когда у самого нашего носа разорвалось подряд три снаряда, нам пришлось прекратить огонь и, дав полный ход, выйти из-под обстрела. Отойдя немного к N, мы повернули обратно и стали медленно подходить к месту боя, делая опознавательные.

В это время пароход, объятый пламенем, продолжал гореть, представляя собой огромный костер. «Охотник» и «Страшный» расстреливали его, подойдя вплотную. Время быстро шло, и очень-то медлить было нельзя. Поэтому начальник дивизии приказал «Охотнику» выпустить мину, которая, попав в пароход, вызвала огромный взрыв, после чего он быстро пошел ко дну.

Остальную часть боя «Новик» находился уже в стороне и только наблюдал за происходившим. Зрелище было жутким, но в то же время и очень красивым, особенно в такую темную ночь.

Когда с пароходом было кончено, отряд сейчас же повернул на N и не мешкая стал уходить. Да и было пора это сделать, так как по радио нас предупредили, что неприятелем выслана погоня и нескольким флотилиям миноносцев приказано отрезать нас от Ирбена. Кроме того, еще в самом начале боя телеграфист [153] уничтоженного нами судна, по-видимому, по своей инициативе стал судорожно телеграфировать, повторяя без конца: «Wir werden beschossen!..»{56} На это ему кто-то ответил, давая квитанцию... Да и пленные сообщили, что поблизости в море ходит крейсер «Любек» с миноносцем, а из Либавы кто-то вышел им на выручку. В нашем же отряде, кроме нас, остальные миноносцы были тихоходы; следовательно, тем важнее было не терять времени и уходить. Благодаря этим предупреждениям, нам удалось вовремя уйти и, сориентировавшись по маяку Дагерорт, войти в Финский залив.

В дальнейшем из опроса пленных выяснилось, что потопленное отрядом судно было дозорным пароходом,{57} вооруженным всего двумя 57-миллиметровыми орудиями. Он целый день находился в дозоре, а на ночь встал на якорь у банки Спаун, в 25 милях на NW от Виндавы. В тот момент, когда мы его обнаружили, вся команда сидела за ужином, и потому нас заметили очень поздно. Разобрав, что мы — неприятель, попробовали было стрелять. Но, сделав два выстрела, сразу поняли тщетность сопротивления и, все побросав, начали спасаться. Часть команды села на шлюпки, а другие, надев спасательные пояса, бросились за борт. Те из команды, которые очутились в холодной воде, стали неистово кричать, моля о спасении. Их голоса разносились далеко вокруг, и как-то тяжело становилось, слушая их и невольно ставя себя в их положение. После гибели парохода «Страшный» подошел к месту, где плавали утопавшие, и ему удалось спасти из воды 1 офицера и 19 матросов, «Охотник» и «Москвитянин» спасли еще по одному человеку. По показанию пленных, на судне всего было 23 человека команды и 3 офицера; следовательно, на шлюпке могло спастись еще четыре человека, но ее мы не нашли.

С рассветом отряд подошел ко входу в Моонзунд и пошел в Рогокюль, а «Страшный» с пленными был послан в Ревель. В этот день над Ирбеном усиленно летали неприятельские аэропланы, но бомб не сбрасывали; походило, будто они стараются определить, какие корабли произвели ночной набег.

10 ноября начался сильный шторм от SW, так что всем волей-неволей пришлось простоять в Рогокюле в полном бездействии. На следующий день туда прибыл выздоровевший начальник дивизии контр-адмирал Трухачев и временно остановился на «Новике».

Дополнительно теперь стало известно, что с потопленного дозорного корабля спаслось на шлюпке еще четыре человека, которых на следующий день подобрал неприятель. Таким образом, [154] никто из его команды не погиб. От спасшихся на шлюпке неприятелю удалось узнать подробности гибели, а то там считали в первый момент, что это сделала подлодка.

Сегодня до нас дошли сведения, что в Оландских шхерах с матки подлодок «Оланд» у дежурного офицера пропал радиотелеграфный код, принадлежавший подлодке «Белуга». Эта в достаточной мере таинственная история доказывает, насколько развит неприятельский шпионаж и насколько следует быть осторожными с секретными документами. Теперь придется менять весь код. Не говоря уже о сложности этой работы, очевидно, неприятель узнал много наших секретов.

12 ноября уехал с дивизии капитан 1 ранга А. В. Колчак, сдавший командование адмиралу Трухачеву. Почти все офицеры миноносцев, стоявших в Рогокюле, провожали его до поезда. Нельзя было не отдать должного этому энергичному человеку с ясным умом и сильной волей, вносившему в каждое дело, за которое он только брался, индивидуальность и живую струю.

Время все шло, и дело близилось к зиме. Всякая деятельность в наших водах стала замирать, и «Новик» спокойно продолжал стоять в Рогокюле. Моонзунд уже всем нам ужасно надоел, и хотелось поскорее уйти в Ревель. Но, как назло, зима все не устанавливалась, и холода держались недолго. Стоило только задуть южному ветру, как начинавший было образовываться лед сейчас же таял. В эти дни до нас дошли сведения, что на заграждении, поставленном во время последнего похода крейсерами, взорвался один неприятельский крейсер, но какой и когда — осталось невыясненным.{58}

Из рассказа командира лодки «Е-19» удалось узнать подробности атаки на крейсер «Ундине». «Е-19» находилась в районе Арконы, на путях сообщения между Засницем и Треллеборгом. Вдруг она увидела на горизонте приближающиеся дымы: это шел крейсер «Ундине», конвоирующий, с двумя миноносцами, паром.

Лодка немедленно приготовилась к атаке: когда караван приблизился, она выпустила мину в крейсер и попала ему в нос. Тот сейчас же накренился; на баке его вспыхнул большой пожар. Он стал медленно тонуть. Вся команда столпилась на корме и, по-видимому, собиралась спасаться. Миноносцы же кружились и стреляли в воду, но совсем в другом месте, чем была лодка.

Видя, что крейсер тонет медленно, и не будучи уверен, что он совсем потонет, командир «Е-19» приказал пустить вторую мину, которая попала в корму, где как раз в этот момент столпилась команда. В перископ было видно, как произошел страшный взрыв и человеческие тела полетели в воздух. Через три [155] минуты крейсера не стало, и только миноносцы подбирали тонущих людей. Им удалось спасти всего около ста человек. Пассажиры парома с ужасом наблюдали за трагедией, разыгравшейся на их глазах, боясь, как бы и их самих не постигла та же участь.

19 ноября «Новику» было приказано принять полный запас нефти и быть готовым к 9 часам утра следующего дня. Утром, в назначенное время, вместе с 6-м дивизионом мы пошли на рейд Севастополь. В море была страшная пурга и мгл, так что при входе в шхеры пришлось около часу плутать, не имея возможности как-нибудь ориентироваться. В конце концов кое-как влезли, и в 3 часа дня были на месте.

На рейде уже находились крейсера «Рюрик», под флагом контр-адмирала Бахирева, «Адмирал Макаров», «Баян» и «Олег», а «Богатырь» стоял рядом в Юнгфрузунде. На следующий день туда пришли заградители «Урал» и «Амур» и передали на все крейсера мины.

Погода стояла очень свежая, дул NW, и температура упала до -6° Реомюра.

22 ноября, в 2 часа 45 минут дня, все крейсера и миноносцы снялись с якоря и пошли к выходному фарватеру от Эрэ, где присоединились к линейным кораблям «Петропавловск» (флаг вице-адмирала Кербера), и «Гангут».

После этого вся эскадра, конвоируемая 6-м, 7-м и 9-м дивизионами миноносцев, стала медленно выходить в открытое море. К 5 часам вечера стало сильно темнеть, и так как эскадра уже достаточно отошла от опасной зоны, адмирал отпустил все миноносцы, кроме «Новика».

В этот день погода была немного лучше вчерашней. Ветер стих, и волна улеглась. С заходом солнца вдруг сразу стало очень темно, так что даже во время отделения наших миноносцев от эскадры, когда они проходили мимо нас, наш вахтенный начальник в темноте принял их за неприятельские и поднял тревогу. Но мы теперь были уже достаточно опытны, чтобы быстро разобраться в обстановке и не поднять напрасной тревоги.

Всю ночь эскадра шла 19-узловым ходом. К полуночи погода стала еще лучше, и ветер совсем стих. Благодаря разошедшимся тучам стало совсем светло и, таким образом, держаться было нетрудно. Вообще поход начался очень приятно.

Когда во время такого похода в тихую, лунную ночь стоишь на мостике корабля, который несется полным ходом, то невольно и мысли несутся тоже вперед — куда-то далеко-далеко...

Кругом серебрится величавая водная ширь. По ней скользят совершенно темные силуэты кораблей. Сверху глядит черно-синее [156] небо с яркой луной и мириадами звезд. Тишина — поразительная. Она заглушает все звуки, как бы подчеркивая журчание воды, рассекаемой носом корабля... На душе так хорошо, так спокойно, как это может быть только в море.

В голове, несмотря на то, что стараешься сосредоточить все внимание на темном горизонте и окружающих кораблях, возникают другие, далекие картины. Картины, дорогие сердцу. Переносишься туда, где теперь царит мирная тишина, где не витают призраки войны и смерти, где все дышит спокойствием и уютом. И так ясно, так реально представляешь себе эту картину...

В мечтах улетаешь далеко; кругом все как-то плывет, колыхается и исчезает... Но вдруг приходишь в себя, точно от чьего-то прикосновения, и начинаешь ходить по мостику; задашь, чтобы отвлечь свои мысли, ненужный вопрос рулевому или сигнальщику, и снова смотришь вперед...

Слишком чарующе хороша эта ночь, слишком красиво море! Нельзя не поддаться обаянию этой красоты!..

Эскадра шла в кильватерной колонне, имея впереди «Баяна» и «Адмирала Макарова»; затем следовали «Петропавловск», «Гангут», «Рюрик», «Богатырь», «Олег» и «Новик».

Суда эскадры вытянулись как по ниточке, так что казалось, будто впереди шел только один корабль. Но если бы кто-нибудь взглянул на нас сбоку, то перед ним, как призраки, встали бы гигантские тени всех судов эскадры. Казалось, что они мертвы; на них не было видно ни одного огня, не слышно ни одного звука; и только черные клубы дыма выдавали, что внутри них кипела жизнь: там все было готово к бою, и стоило только появиться на горизонте каким-либо силуэтам, как они все ожили бы и опоясались вспышками орудийных выстрелов...

Ночью мы получили известие, что неприятель сегодня тоже предпринял заградительную операцию и поставил мины у южной части внешней стороны Ирбенской позиции. Ставились они с заградителя, который охранялся крейсером «Аугсбург» и миноносцами. Вышло оригинальное совпадение: неприятель пришел к нам и поставил мины, и почти в одно и то же время мы за тем же идем к нему.

К 9 часам утра эскадра благополучно подошла к району на 5 миль южнее того места, где ставились мины в прошлый раз, и крейсера сейчас же начали постановку. Всего было поставлено 700 мин, в две линии. Это заграждение должно было служить продолжением прежнего и располагалось поперек моря, составляя район в 31 милю.

Во время постановки линейные корабли и «Новик», как и в прошлый раз, установили завесу с юга. [157]

В 10 часов 30 минут все было кончено, и эскадра повернула на N, а нам адмирал приказал произвести разведку к югу. Сейчас же дав 30 узлов, мы вышли из строя и пошли прямо на юг. Пройдя около часу и ничего не обнаружив, мы повернули обратно и к 12 часам присоединились к эскадре, вступив на свое место, на траверз адмирала.

Все время эскадра шла переменными курсами, избрав путь между островом Готланд и шведским берегом; ход был 19 узлов. Головным шел «Богатырь», сзади с обеих сторон шли «Адмирал Макаров» и «Баян», в середине «Петропавловск», «Гангут» и «Рюрик», а сзади «Олег».

В 5 часов, с наступлением темноты, эскадра разделилась на две группы. В первую вошли линейные корабли, «Богатырь» и «Новик», и она должна была, по возможности, определившись по Фарэ, идти в Ревель, а вторая, крейсерская, группа — прямо на Утэ в шхеры.

В 5 часов 30 минут мы открыли Фарэ и, удачно определившись, взяли курс ко входу в Финский залив. Чем севернее поднималась эскадра, тем становилось все холоднее и холоднее, и погода стала заметно портиться. При входе в Финский залив началась пурга, и температура упала до -6° Реомюра. Когда наступила ночь, нам на «Новике» пришлось очень туго: было страшно темно, снег слепил глаза и, стоя на ветру, мы совершенно окоченели, так что с трудом держались в кильватере линейных кораблей, которые к тому же очень часто меняли курс.

К 9 часам утра, совершенно обледеневший, с толстым слоем льда на носу, корме и отводах, «Новик» наконец добрался до Ревельской гавани.

Командующий флотом и вице-адмирал Кербер изъявили нам особую благодарность, и мы были оставлены в Ревеле.

С 25 ноября до 1 декабря «Новик» стоял в Ревеле. Походило на то, что, по-видимому, нас в Моонзунд больше посылать не собирались. Да там и нечего было больше делать, так как всякая деятельность неприятеля совершенно замерла и только в редкие хорошие погоды летали аэропланы.

За этот период у нас произошла катастрофа с подлодкой «Акула», которая была послана ставить мины в неприятельские воды и вот уже третью неделю не возвращалась обратно. Теперь уже не могло быть никаких сомнений в том, что она погибла. Это был у нас первый опыт использования подлодки для постановки заграждения, и все приспособление было совершенно ново и испробовано только на рейде. Возникло предположение, что именно из-за этого и могло произойти несчастье.

2 декабря «Новику» было приказано выйти на рейд и принять [158] 50 мин с заградителя «Волга». Исполнив это, мы подошли к стоявшему на рейде миноносцу «Победитель» и ошвартовались к его борту. На следующий день предполагался поход с вновь вошедшими в строй миноносцами «Победитель» и «Забияка». Они были только что закончены, и даже не все мелкие работы на них были доведены до конца, так что им предстоял первый боевой поход.

Руководство операцией было поручено начальнику 1 дивизиона миноносцев, еще не принимавшему лично участия ни в этой, ни в прошлой войнах, а следовательно, не обладавшему никаким боевым опытом.{59}

Съемка с якоря была назначена на 3 декабря, в 9 часов утра; однако из-за пурги миноносцы снялись только в 10 часов.

Наш отряд состоял из трех миноносцев — «Победителя», «Забияки» и «Новика» и шел в строе уступа, имея 20 узлов ходу. Погода была довольно тихая, пурга прекратилась, и идти было очень хорошо. Главное — было хорошо то, что горизонт был очень ясен.

Недалеко от Оденсхольма, прямо по курсу, мы встретили три плававшие мины, и нам пришлось их обходить. Вообще все шло пока гладко, и только чувствовалась какая-то неуверенность у руководителя операции, выражавшаяся в частых изменениях курсов, переменах ходов и усиленной сигнализации.

Отряд шел к Виндаве, в тот район, где должна была выбросить свои мины погибшая «Акула». Заграждение предполагалось поставить в месте скрещивания фарватеров на Виндаву, Люзерорт и в открытое море. По сведениям от пленных, невдалеке от этого места должен был находиться буй, а иногда ставилось на якорь и сторожевое судно.

В 9 часов 30 минут вечера миноносцы подошли к назначенному пункту, но ни буя, ни судна не увидели. По нашей, новиковской прокладке, однако, выходило, что мы попали на не совсем верное место и ошиблись на три мили. Чтобы сообщить об этом «Победителю» не сигналя, командир подошел к нему и передал все в рупор. Тот сейчас же исправил свою ошибку, но и тогда мы ничего не увидели, хотя, может быть, и потому, что было очень темно.

К 10 часам облака разошлись, и начала светить полная луна. Наш отряд продолжал идти по направлению берега. Мы находились теперь в самом опасном месте, потому что были уже совсем близко от Виндавы и окружавших ее заграждений.

По каким-то соображениям, когда отряд еще не совсем дошел до места постановки, начальник дивизиона приказал «Забияке» поставить мины. Затем поставил их и «Победитель». [159]

Наконец, по нашим данным, мы пришли в назначенное для нас место, и командир приказал начать постановку.

«Новик» должен был поставить три отдельные группы: первую в 25 мин, вторую в 20 и третью в 5. Первую группу нам удалось поставить совершенно точно, как и надо было, поперек фарватера, имея 20 узлов ходу и сбрасывая мины через каждые 5 секунд. Вторую группу поставили не так удачно: во время постановки «Победителю», по-видимому, что-то почудилось, и он метнулся в сторону, сбив нас. Эта группа располагалась вдоль фарватера с большими интервалами между минами, так как их сбрасывали через каждые 10 секунд. Третья, и последняя, группа должна была ставиться на месте предполагаемого буя, но, из-за какого-то неожиданного маневра «Победителя», нам опять пришлось поставить ее не совсем точно; впрочем, в конце концов, это уже было не так важно. Вся наша постановка, таким образом, длилась очень долго, более часа, и так как при этом мы имели очень большой ход, а сбрасывать мины приходилось через 5 секунд, то все страшно утомились. Вообще это очень трудная задача — ставить мины так быстро одну за другой. Чуть малейшая задержка — и сейчас же произойдет растяжение всей линии, а следовательно, будет нарушена густота заграждения и границы его района; сохранение же их, по тактическим заданиям, иногда бывает чрезвычайно важно.

Как раз во время постановки мы получили предупреждение, что неприятельский корабль, кажется, «Кайзерин Августа» в 5 часов утра выходит в дозор и для него приказано осветить Виндаву и Либаву. У нас уже было почти все кончено и опасаться было больше нечего, а вот этот корабль нельзя не пожалеть, так как ему придется идти именно тем фарватером, на котором мы разбросали мины.

В половине первого ночи отряд совсем закончил постановку и повернул на N. В 4 часа 30 минут мы должны были открыть Дагерорт и по нему определиться, чтобы проверить наше место для входа в Финский залив. Мы открыли его на полчаса позже, и то увидели только лишь несколько проблесков. Это обстоятельство, видимо, сильно смутило начальника дивизиона, и он около трех часов ходил малым ходом около этого места, совершенно запутав наше счисление. Дагерорт и Тахкона открылись только на рассвете. Тогда миноносцы, дав 24 узла, без всяких недоразумений в 1 час дня пришли в Ревель.

Для «Новика» этим закончилась 12-я постановка мин с начала войны, при его непосредственном участии. Всего он поставил 542 мины. Кроме того, он участвовал еще во многих постановках, охраняя ставившие мины суда. [160]

6 декабря был торжественный день. Нашего командира произвели в капитаны 1 ранга, старшего офицера — в капитаны 2 ранга и младшего механика — в лейтенанты. Целый день у нас были поздравители с разных судов и вообще шло торжество.

В дополнение ко всему было получено приятное для нас радио штаба флота: «Флот извещается, что 4 декабря вечером нами потоплены в Балтийском море крейсер «Бремен» и большой миноносец». Из дальнейшего выяснилось, что эти два неприятельских корабля попали на заграждение, которое было поставлено «Новиком» 4 декабря у банки Спаун. Их гибель произошла всего через несколько часов после ухода нашего отряда. Из-за темноты и холодной воды неприятелю удалось спасти всего лишь 110 человек.

10 декабря пришло известие, что на том же заграждении взорвались еще один миноносец и дозорный корабль. Очевидно, место постановки было выбрано очень удачно, и неприятель после первого случая не обратил достаточно серьезного внимания на то, чтобы исследовать не только место гибели, но и прилегающий район.

Последующий период, с 11-го до 22 декабря, прошел совершенно спокойно, да и погода изменилась, и стало заметно быстрое приближение зимы. Уже несколько дней держался мороз, и температура спустилась до -16° Реомюра. Условия плавания становились очень тяжелыми, а для миноносцев, с их тонкой обшивкой, и рискованными.

23 декабря был назначен новый начальник дивизии — капитан 1 ранга А. В. Колчак, а контр-адмирал П. П. Трухачев получил 1-ю бригаду крейсеров. В тот же день он обошел все миноносцы, прощаясь с офицерами и командами.

В соответствии с темпераментом нового начальника дивизии, энергичным и крайне деятельным, нас в тот же день выгнали на рейд и заставили принять 40 мин с заградителя «Волга». После окончания приемки мы встали на рейде на якорь. В 6 часов вечера на «Новик» переехал новый начальник дивизии со своим штабом, избрав нас на поход своим флагманским кораблем.

В 8 часов вечера он устроил совещание командиров «Победителя», «Забияки», «Сибирского Стрелка», «Генерала Кондратенко» и «Пограничника», которые должны были идти вместе с нами в поход. Постановка предполагалась у маяков Пограничный и Стейнорт.

24 декабря, в 7 часов утра, отряд снялся с якоря и вышел в море. Пройдя остров Нарген, он попал в довольно густой туман, но, тем не менее, продолжал путь. У Оденсхольма туман рассеялся, но зато ветер, который все время дул от SW. вдруг переменился [161] и задул от NW. Это обстоятельство в данный период времени было очень серьезно для нас, так как образовавшийся у северного берега залива лед мог быть отнесен к югу и на обратном пути мы могли быть отрезанными от Ревеля. Пробираться же миноносцам сквозь плавающий лед было совершенно невозможно из-за тонкости обшивки борта. Опасаясь этого, начальник дивизии запросил Службу связи о ветре у острова Нарген, чтобы узнать, местный ли ветер дует в районе, где мы находимся, или это изменение произошло везде. На наше счастье, оказалось, что у Наргена дует по-прежнему SW, и мы спокойно продолжали путь.

В 1 час дня отряд подошел к Дагерорту и на своем курсе встретил две плававшие мины, так что «Новику» даже пришлось отклониться. Третьим в строе уступа шел «Забияка», который заметил эти мины слишком поздно. Левым бортом он задел за одну из них, и произошел сильный взрыв. В результате, у «Забияки» получилась огромная пробоина в корме с левого борта, в помещении кондукторов. Кроме того, были согнуты оба вала винтов, образовался большой крен, корма села и руль заклинило. Первое впечатление было таково, что «Забияка» вот-вот перевернется и затонет. Начальник дивизии приказал «Победителю» немедленно подать ему буксиры. Тот попробовал подойти, но вышло как-то неудачно, и он даже чуть не протаранил нас; тогда, опасаясь вообще за удачность маневра, начальник дивизии приказал подать, буксиры «Новику». Командир сейчас же подошел к борту «Забияки», и уже через полчаса было подано два стальных буксира. Когда мы начали пробовать буксировать и увеличили ход до 70 оборотов, один из буксиров лопнул; пришлось начинать сначала. Произошло это потому, что из-за заклиненного руля «Забияка» все время стремился вправо и натягивал буксир, который и не выдержал такого большого натяжения. Тогда было решено подать буксиром якорный канат, тем более, что у нас остались только тонкие перлиня, непригодные для буксировки.

Ввиду этого, мы подтянули 40 саженей якорного каната «Забияки», закрепили его стальным перлинем и начали опять буксировать, доведя свободно до 100 оборотов, что соответствовало 5 узлам хода.

Поход, конечно, пришлось отставить и возвращаться в Ревель. Дальше все шло хорошо. Руль удалось поставить более или менее прямо, и буксиры больше не лопались. Тем не менее, весь вечер и всю ночь мы провели страшно беспокойно, так как боялись, что ветер может засвежеть и буксиры лопнут, а тогда, в темноте, «Забияку» не удастся спасти. [162]

Таким образом, никогда нам не приходилось проводить такого печального сочельника, как в этом году. Только к 10 часам утра, 25 декабря, «Новику» удалось благополучно прибуксировать «Забияку» на Ревельский рейд в передать спасательному пароходу «Эрви», высланному нам навстречу.

Еще счастье, что потери в личном составе на «Забияке» были не очень большие — убито три кондуктора и тяжело ранено пять матросов; из офицеров никто не пострадал.

Так печально кончился наш последний поход в этом году, и хотя начальник дивизии непременно хотел повторить его, но погода больше этого не позволяла. Понемногу наступала настоящая зима.

Тем не менее, до 29 декабря «Новик» держали еще в полной готовности, и только потом нам было разрешено вступить в ремонт. Наша деятельность на зиму замерла.

В начале января пришло известие, что союзники, наконец, отказались от дальнейших действий на Галлиполийском полуострове. Их упорство сломлено, но какой ценой! Пока еще нет общего списка потерь в людях, но говорят, что они колоссальны; особенно много потерь у англичан.

В двадцатых числах декабря был получен приказ об отозвании войск, и их стали перевозить обратно на континент.

Любопытно подсчитать потери флота за эти девять месяцев. Англичане потеряли пять броненосцев («Иррезистибл», «Оушен», «Голиаф», «Трайэмф» и «Маджестик») и французы один — «Буве». Помимо этого погибло много миноносцев, подлодок и транспортов. В особенности много союзники потеряли подлодок, которые все время пытались пройти Дарданеллы и при этом погибали. Тогда, с не меньшим упорством, на прорыв шли другие подлодки, но и они не возвращались. Потом эти попытки превратились уже как бы в спорт, в котором англичане и французы состязались в умении и отваге. Только одной английской подлодке удалось проникнуть в Мраморное море, где 26 июля она потопила старый турецкий броненосец «Хайредин Барбаросса» и произвела некоторый переполох.

В операциях у Дарданелл принял участие и наш легкий крейсер «Аскольд», своими действиями стяжавший очень лестные отзывы. В марте, во время попыток форсировать пролив, его стрельба была отмечена самим союзным командованием.

Итак, вопрос о Дарданеллах пока кончен. Теперь уже можно определенно сказать, что это действительно была только авантюра. Вряд ли кто в будущем решится так легкомысленно предпринять подобные операции...

Истек 1915 год. Для «Новика» он был очень удачен в боевом [163] и навигационном смысле. За небольшими перерывами, нам пришлось все время проявлять живую деятельность и участвовать в боях и многих походах. Ввиду того, что война на нашем театре вылилась в чисто позиционную борьбу, то соответственно с этим и характер наших действий был оборонительный; приходилось защищать заранее приготовленные позиции и действовать в тылу неприятеля.

По своему вооружению и типу «Новик» был построен для активной борьбы, именно — для эскадренного боя. Но опыт войны доказал, что при навигационных условиях Балтийского театра и при подавляющем численностью противнике было очень мало шансов, чтобы такой бой мог состояться. В силу этого, наш миноносец чаще служил как заградитель или артиллерийский корабль, а не миноносец как таковой, имеющий сильное минное вооружение. Вообще мины на миноносцах понемногу перешли на второй план и, казалось, что едва ли их удастся использовать во время текущей войны.

Я подчеркиваю это обстоятельство потому, что оно непосредственно вытекало из опыта войны и неизбежно должно было сказаться на вооружении наших будущих миноносцев, а может быть, и заставить разработать совершенно новый тип корабля применительно к условиям борьбы в наших водах.

Личный состав «Новика» за эту кампанию приобрел большой боевой опыт и знания, плавая в тяжелых условиях военного времени, да еще под командой такого выдающегося командира, как М. А. Беренс. Пережитые опасности и трудности нас всех сплотили, внушили любовь и гордость к своему кораблю и веру в благополучный исход войны. У нас создалось убеждение, что «Новик» — корабль, которому везет; что он всегда с успехом выйдет из любого положения, как бы оно опасно ни было. Кто знает моряков, для тех ясно, какое большое значение имеет такое убеждение и как оно способствует общему настроению всего личного состава корабля. Моряки вообще суеверны, а в военное время — тем более. У нас на флоте, да и, наверно, в других флотах, замечались корабли и командиры, которых считали в этом смысле счастливыми и несчастливыми, вне зависимости от их личных качеств и свойств.

Но вторая боевая кампания дала себя знать, и личный состав сильно утомился, так как в течение девяти месяцев беспрерывно находился в плаваниях, иногда по полтора-два месяца не съезжая на берег. Обычным состоянием в течение этого времени было ожидание или готовность в любой момент к самому худшему, а это сильно действовало на нервы. В результате получалась усталость, чисто физическая и духовная от войны вообще. [164]

Дальше