Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Эпилог

...Отгремели бои Великой Отечественной. Полк отважных и неутомимых, как именовали в авиации флота личный состав нашего гвардейского авиаполка, в полной боевой готовности охраняет с воздуха море и рубежи Родины.

По-разному сложились судьбы гвардейцев после войны. Меня болезни и ранения почти на год свалили в палаты различных госпиталей. Лечиться, как и воевать, нужно с упорством и желанием. Поэтому через восемь месяцев я вновь встал в строй. Люди нашего гвардейского остались в моей душе и памяти. Я буду следить за их судьбой, где помогать, когда нужно в житейских делах. Многих однополчан, даже самых молодых, я встречу на северных и Черном морях, в необъятной Сибири, в различных учебных заведениях.

Сейчас, в зимнее ненастье 1999 года, я сижу за столом, освещенным настольной лампой, рассматриваю пожелтевшие фронтовые и чистые, яркие послевоенные фотографии однополчан, а рядом кипы рукописей увидевших свет книг и статей и тех, что еще не готовы. Здесь кусочки наших биографий, нашей боевой молодости и послевоенных лет. Так же, как и в войну, победы и потери, радости и печали живут рядом. Жаль, что нет возможности описать послевоенный путь многих, даже самых близких боевых друзей. Скажу лишь несколько слов. [505]

Прославленный авиатор, Герой Советского Союза И. Г. Романенко уезжает с Балтики весной 1942 года на Тихоокеанский флот, командует авиационной дивизией, передает боевой опыт балтийцев, а в 1945 году заканчивает войну на Дальнем Востоке. Затем, после академии, в звании генерал-лейтенанта авиации командует крупными объединениями и военными учреждениями ВМФ и ВВС Советской Армии.

Неутомимый боец всегда при деле. Выйдя в отставку, многие годы руководит многотысячным коллективом ветеранов морской авиации. Совет ветеранов сделал многое, чтобы увековечить память об авиаторах всех флотов, и особенно Балтийского, отдавших свои жизни за спасение Родины, за Победу.

Вот уже много лет я бываю в Ленинграде в 188-й средней школе, где создан замечательный музей боевой славы 4-го ГИАП, а пионерская дружина носит имя Героя Советского Союза Л. Г. Белоусова. Часто приезжаю на встречи морских авиаторов, проводимые ежегодно в Ленинграде 7–9 мая.

Но время летит и берет свое. На 86-м году жизни Иван Георгиевич Романенко, Леонид Георгиевич Белоусов на 89-м ушли от нас навсегда. Не дожили до наших дней политработники высокого ранга генералы И. И. Сербин, А. Г. Соловьев, контрадмирал А. Г. Ганжа, безвременно оборвалась жизнь генералов В. С. Корешкова, Е. Т. Цыганова, М. И. Бурцева, А. М. Селютина, Д. М. Татаренко, полковников П. Л. Ройтберга, М. С. Панфилова, А. В. Тарараксина, И. П. Бискупа, В. А. Звонцова, М. П. Цаплина, А. И. Абанина, инженер-полковников Н. А. Николаева, С. Ф. Мельникова, М. С. Бородина и многих других боевых друзей.

Характерно, что все ветераны, бывшие гвардейцы нашего полка, придя на трудовой фронт сумели за короткое время врасти в рабочие коллективы, успешно освоили гражданские профессии, успели внести большой вклад в трудовые победы. У большинства из них к боевым наградам прибавились медали и ордена за доблестный труд.

Встречаясь с однополчанами, я узнавал и узнаю об их подвигах в мирное время, видел и вижу их хотя и постаревших, но устремленных и упорных. Как хорошо, что они как были, так и остались гвардейцами. Недаром в народе говорят и в песне поется: «Солдат всегда солдат».

Еще осенью 1946 года до нас, военных, на особо высокой ноте долетели слова разъяренного представителя мирового империализма Черчилля. Он призывал к новому крестовому походу против СССР. Ну что же, от некоторых бывших союзников в войне против Гитлера это можно было ожидать, тут они действовали оперативнее, чем при открытии второго фронта. [506]

Вывод был один — пока не поздно, надо учиться. Меняется техника, а за этим и способы ее применения, изменяют тактика, оперативное искусство и стратегия. Тут же подаю рапорт о приеме в Военно-морскую академию и заранее начинаю готовиться по всем предметам, а их более двадцати пяти.

Зачисление в академию произошло только в 1948 году. Ленинград. Васильевский остров, живу на Петроградской стороне. Часто хожу на занятия пешком. Смотрю на многоводную своенравную Неву, монолитные мосты, на Петропавловскую крепость с ее высоченным шпилем, на красавец Зимний дворец, и память воскрешает былое... Война. 900 дней блокады, битва за Ленинград, разгром врага в Прибалтике, в средней и южной части Балтийского моря, в Восточной Пруссии и в Померании. Для меня — огромные испытания и часть жизни, для большинства боевых друзей и однополчан — вся жизнь. Нет, господа империалисты! Народ восстановит разрушенную страну, а мы, военные, освоим высшую науку побеждать и защитим Родину от любой новой агрессии.

Три года учебы. Каждый день с девяти часов утра до девяти вечера. Только так можно по-настоящему подготовить себя, чтобы умело командовать дивизиями и армиями.

В 1951 году, успешно окончив академию, продолжаю службу на Северном флоте командиром авиадивизии. Получен приказ — до середины 1952 года переучить все полки дивизии на реактивные самолеты-истребители, не снижая боевой готовности. Период сложный. Можно и без войны наломать дров, оставить сирот и вдов. Теперь вновь, как и в войну, учусь сам и учу своих подчиненных. Как помог опыт прожитых лет, опыт войны, академические знания! Шесть месяцев днем и ночью, с самолета на самолет, с аэродрома на аэродром, сновал как ткацкий челнок. И не зря. Все летчики днем, а часть ночью освоили новую реактивную технику. Дивизия без единого происшествия закончила учебный год, заняла первое место в ВВС ВМФ. Не успели решить эту задачу, как поступил следующий тип сверхзвукового самолета — всепогодного перехватчика, а срок на его освоение еще короче. Но авиаторам, привыкшим летать в самых тяжелых метеорологических условиях, теперь все по плечу. Да и сам я вырос в звании — стал генерал-майором авиации.

Какую бы должность ни давали военному человеку, сколько бы текущих дел, решений и других служебных вопросов ни набегало, руководитель должен быть одним из лучших летчиков. Это хорошо понимала моя спутница Сашенька и понемножку взрослевшая школьница Галочка. И им нужно уделить время и внимание. Как бы ни делил сутки на часы и минуты, [507] все равно нужно везде успеть, все увидеть, все сделать, тогда ты летчик, командир и семьянин.

Длительная работа в должности командира полка и дивизии — четырнадцать лет (вместе с учебой) — дали возможность успешно работать в последующие годы на более высоких должностях в объединениях ВМФ, войсках ПВО страны и в различных высших штабах, в том числе и за пределами Родины.

С июля 1968 по 1970 год война в Египте. На старшего советника по ПВО страны легла ответственность: создать сильную противовоздушную оборону, разбить основную группировку ВВС Израиля, заставить Израиль временно прекратить войну.

Все эти главные задачи были успешно выполнены. За это получаю высший военный орден Египетской Республики и седьмой орден Красного Знамени.

Но рано или поздно в жизни человека настает время, когда приходится менять профиль деятельности. И такой возрастной момент настал. В январе 1971 года, по моей просьбе, я был назначен старшим преподавателем Академии Генерального штаба.

Теперь, когда достигнута высота летного мастерства, знаний по боевому использованию соединений, объединений, некоторых родов войск и видов Вооруженных Сил, мало быть даже хорошим теоретиком-преподавателем. Здесь, в высшем учебном военном заведении, понадобились степень и звание военного ученого, на получение которых необходимо найти в себе силы и время. И опять летят годы, месяцы и дни в рабочем ритме с утра до позднего вечера.

Пока ты в строю, ты не имеешь права на остановки, на передышку, ты обязан эти напряженные годы прожить с полной отдачей и всякий раз уметь критически смотреть на достигнутые результаты.

И вот защита диссертации, написание учебных пособий, статей, монографий, выступления и доклады в войсках и управлениях. Но в службе, как и в спорте, есть финиш. К нему необходимо прийти, не потеряв биения сердца. К такому финишу, прослужив 42 года, пришел и я.

Люди, с раннего детства не знавшие праздного времени, миновав финиш, оборвав напряженный труд, неизбежно оказываются перед катастрофой, если вовремя не смогут перестроиться, найти себя в новой обстановке. Вот почему многие ветераны войны, закончив службу в Вооруженных Силах, с чувством радости и удовлетворения идут трудиться в народное хозяйство, берутся за перо или отдают все свое свободное время воспитанию молодого поколения — ему жить после нас, ему беречь Родину от любого врага.

Примечания