Пояснение
Текст, принадлежащий перу писательницы и известного литературоведа Лидии Яковлевны Гинзбург, представляет собой одно из ценных свидетельств пограничного опыта человека, оказавшегося в блокадном городе. Этот человек женщина. Записки явно женский взгляд на события. Повествование проблематизирует блокадную повседневность. Происходит постоянный возврат к оппозиции женского/мужского взглядов на происходящее.
Например, Л. Гинзбург обращает внимание на различие женских и мужских практик в описываемых ею трудах и днях блокады. Так, стояние а очередях с в блокаду продолжало восприниматься как «женское дело». От того, что женщина добудет в очереди, зависела жизнь близких. Женщина была центральным действующим лицом в повседневной борьбе между жизнью и смертью.
«Особенно плохо переносят очередь мужчины, привыкшие к тому, что их время оценивается. Дело даже не в объективном положении вещей, а именно в наследственных навыках. Работающие женщины унаследовали от своих бабок и матерей время, которое не учитывается. Быт не дает заглохнуть этому атавизму. Мужчина считает, что после работы он должен отдыхать или развлекаться; вернувшаяся с работы женщина работает дома. Блокадные очереди вписались в многолетний фон выдаваемого, доставаемого, в привычную раздражительность и привычное женское терпение.Зато почти каждый из появляющихся в магазине мужчин пытается пролезть к прилавку без очереди. Мужчины не могут объяснить, откуда у них это чувство внутренней правоты при внешней явной неправомерности поступка. Но они твердо знают: очередь это бабье дело».
Обратим внимание на главное противоречие данного текста. Повествование ведется от имени условного и суммарного блокадного человека, которого писательница обозначает Эн. Эн мужчина. Зачем женщина пишет от имени мужчины? Вероятно для того, чтобы придать своему повествованию силу объективности. Получается, что женское свидетельство такой силой обладать не может. Известно, что в XVIII-XIX в. женщины-писательницы вели повествование преимущественно от лица мужчины. Здесь мы сталкиваемся с аналогичной уже во второй половине XX в.