Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Пояснение

Текст, принадлежащий перу писательницы и известного литературоведа Лидии Яковлевны Гинзбург, представляет собой одно из ценных свидетельств пограничного опыта человека, оказавшегося в блокадном городе. Этот человек — женщина. Записки — явно женский взгляд на события. Повествование проблематизирует блокадную повседневность. Происходит постоянный возврат к оппозиции женского/мужского взглядов на происходящее.

Например, Л. Гинзбург обращает внимание на различие женских и мужских практик в описываемых ею трудах и днях блокады. Так, стояние а очередях с в блокаду продолжало восприниматься как «женское дело». От того, что женщина добудет в очереди, зависела жизнь близких. Женщина была центральным действующим лицом в повседневной борьбе между жизнью и смертью.

«Особенно плохо переносят очередь мужчины, привыкшие к тому, что их время оценивается. Дело даже не в объективном положении вещей, а именно в наследственных навыках. Работающие женщины унаследовали от своих бабок и матерей время, которое не учитывается. Быт не дает заглохнуть этому атавизму. Мужчина считает, что после работы он должен отдыхать или развлекаться; вернувшаяся с работы женщина работает дома. Блокадные очереди вписались в многолетний фон выдаваемого, доставаемого, в привычную раздражительность и привычное женское терпение.

Зато почти каждый из появляющихся в магазине мужчин пытается пролезть к прилавку без очереди. Мужчины не могут объяснить, откуда у них это чувство внутренней правоты при внешней явной неправомерности поступка. Но они твердо знают: очередь — это бабье дело».

Обратим внимание на главное противоречие данного текста. Повествование ведется от имени условного и суммарного блокадного человека, которого писательница обозначает Эн. Эн — мужчина. Зачем женщина пишет от имени мужчины? Вероятно для того, чтобы придать своему повествованию силу объективности. Получается, что женское свидетельство такой силой обладать не может. Известно, что в XVIII-XIX в. женщины-писательницы вели повествование преимущественно от лица мужчины. Здесь мы сталкиваемся с аналогичной уже во второй половине XX в.

Дальше