Через годы, через расстояния
В пятидесятых годах по состоянию здоровья я ушел в запас, а несколько позже и в отставку. Но все это время душой и сердцем остаюсь с флотом, с кораблями-тральщиками, с товарищами и друзьями, с которыми прошел через тяжкие испытания войны с первого ее дня и до последнего, с кем довелось встретить светлый и радостный день Победы.
Я поддерживаю связи со многими бывшими овровцами-черноморцами, моряками «Щита». Видимся, конечно, редко, больше переписываемся. Почти все ветераны в меру своих сил еще трудятся, а некоторые продолжают служить в кадрах Военно-Морского Флота.
Никита Павлович Савощенко живет в Севастополе, активно участвует в пропаганде революционных и боевых традиций, в воспитании молодежи. В Одессе живет и трудится Евгений Брониславович Якубовский. Василий Васильевич Леонов ленинградец. Он работал мастером на заводе, сейчас на пенсии. Наш боцман Анатолий Тимофеевич Евменов живет и трудится в Душанбе. Он тоже активно участвует в военно-патриотической работе.
Командир отделения рулевых «Щита» В. И. Баглай после тяжелого ранения длительное время находился на излечении в госпиталях. Когда поправился, был направлен в морскую пехоту, командовал взводом, участвовал [155] в многочисленных десантах и жарких боях. В 1944 году его назначили командиром тральщика. Уволившись в запас, Владимир Иванович работал лоцманом, проводил наши суда в порты Румынии и Болгарии. Затем стал капитаном парусника «Товарищ», на котором проходят морскую практику курсанты мореходных училищ. Позже он плавал капитаном на пароходе «Аргунья», теплоходе «Дмитрий Пожарский» и других лайнерах. С 1970 года Владимир Иванович возглавляет океанографическое судно Академии наук СССР «Бежица». Его доблестный труд отмечен высокой правительственной наградой орденом Трудового Красного Знамени. Экипаж «Бежицы» занесен в Книгу почета пароходства и удостоен высокого звания коллектива коммунистического труда.
Петр Алексеевич Васильянов, тоже в прошлом командир отделения рулевых, долгое время служил на флоте и лишь совсем недавно в звании капитана 1 ранга ушел в отставку. Сейчас он живет в Алма-Ате, работает в одной из организаций ДОСААФ. Механик «Щита» Владимир Васильевич Кириллов живет в Дубне, трудится в одной из организаций ДОСААФ, ведет большую военно-патриотическую работу среди молодежи. А его предшественник механик Иван Мефодьевич Самофалов жил в Горьком, несколько раз был у меня в Москве. Но в последнее время давненько от него не было вестей.
В Херсоне живет и работает бывший старшина трюмных машинистов Константин Георгиевич Хвалеев. В конце войны он служил в морской пехоте и с боями дошел до столицы Чехословакии Праги. Константин Георгиевич почти ежегодно бывает в Новороссийске своем родном городе, навещает могилы героев «Щита», погибших во время Керченско-Феодосийской десантной операции.
Хвалеев часто встречается с молодежью, выступает с воспоминаниями о боевых походах нашего доблестного тральщика. [156]
Переписываюсь я и со своими сослуживцами по соединению. Многие из них тоже в запасе и отставке, но не порывают с морем. На гидрографическом судне «Фаддей Беллинсгаузен» плавал бывший командир «БТЩ-27» А. М. Ратнер, а комдив В. А. Янчурин заведует в Одессе учебным отделом Института инженеров морского флота. Немало бывших командиров и политработников соединения живут и трудятся в Ленинграде и Прибалтике.
К сожалению, время берет свое многих моих сослуживцев уже нет в живых. Ушли из жизни вице-адмирал Владимир Георгиевич Фадеев, бывший начальник штаба ОВРа Владимир Иванович Морозов, наш корабельный фельдшер и парторг Иван Моисеевич Прилипко, комсомольский вожак Анатолий Федотьевич Агафонов, старшина группы электриков Николай Алексеевич Степаненко, моторист Григорий Наумович Петренко...
Когда выпадает возможность, я с большим волнением посещаю места, где пришлось воевать.
По приглашению командования Краснознаменного Черноморского флота, а также совета ветеранов мне посчастливилось вновь побывать в Севастополе и в Одессе, повстречаться с друзьями-однополчанами, с новым поколением военных моряков, с трудящимися городов. Впечатления от таких поездок остаются удивительные и неизгладимые.
Приезжая в Севастополь, обязательно захожу в Стрелецкую бухту. Здесь сохранился причал, где мы стояли. Невдалеке от него воздвигнут гранитный памятник. На граните высечено: «За исключительное мужество и доблесть, проявленные экипажами кораблей в боях с немецко-фашистскими захватчиками, тральщики «А. Раскин», «Мина», «Щит», «Трал» награждены орденами Красного Знамени, а бригада траления орденом Ушакова I степени.
Тральщику «Защитник» присвоено гвардейское звание. [157]
Дивизиону тральщиков присвоено наименование «Бургасский».
Моряк-черноморец! Свято храни и умножай боевые традиции!»
Имя «Щита» в числе других отличившихся черноморских кораблей высечено и на воздвигнутом на площади Нахимова мемориале, посвященном обороне города-героя в 1941–1942 годах.
После окончания Великой Отечественной войны прошло более трети века. Сейчас наша страна имеет уже качественно новый, океанский, ракетно-атомный флот, оснащенный совершенными кораблями и самолетами.
Изумление и безграничную гордость вызывают люди сегодняшнего флота, высокообразованные матросы, старшины, мичманы и офицеры, которым подвластны эти чудо-корабли, эти умнейшие машины и приборы, грозное ракетно-ядерное оружие. Я бесконечно счастлив, что в рядах советских моряков находится и мой сын, капитан-лейтенант Игорь Гернгросс. Счастлив, что он достойно продолжает дело, которому я посвятил всю свою жизнь.
Ныне на флоте не встретишь корабли, на которых мы воевали. Все заметнее редеют и ряды ветеранов войны. Но их подвиг, их доблесть не забыты. Не забыты и боевые традиции. Они живут в боевом почерке моряков атомоходов и ракетоносцев, в метких залпах ракетчиков и артиллеристов, в отличной службе экипажей больших и малых кораблей, в беззаветном служении наших сыновей и внуков социалистической Родине. И пусть неисчерпаемый арсенал боевого опыта и впредь находится на вооружении нашего флота, который вместе с Советской Армией надежно стоит на страже величайших завоеваний советского народа, строящего светлое здание коммунизма.