Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

В наступлении

На моем настольном календаре — 2 февраля 1943 года. Ночью мы пришли из Поти в прифронтовой Геленджик, доставив его защитникам боеприпасы. Началась разгрузка, и я сошел с мостика в каюту, чтобы немного отогреться. Не снимая реглана, сажусь за стол, борюсь с одолевающей дремотой. Спать некогда: от оперативного дежурного штаба флота вот-вот должен поступить ответ на мой запрос о дальнейших действиях.

После памятного августовского перехода в Хопи характер боевой деятельности «Щита» мало в чем изменился. Нашей главной задачей по-прежнему остается обеспечение морских перевозок и непосредственное участие в них на участке Батуми — Геленджик.

Враг стремится захватить наши военно-морские базы и порты Кавказского побережья и тем самым уничтожить Черноморский флот. Немецко-фашистское командование видит в этом важнейшее условие овладения Кавказом (план «Эдельвейс»). И резонно — наш флот, несмотря на тяжелые условия базирования, оказывает активное содействие приморскому флангу сухопутных войск, надежно прикрывает побережье от возможной высадки противником десантов с моря.

Осенью 1942 года гитлеровцы были остановлены на туапсинском направлении. После поражения врага под [133] Сталинградом Советская Армия развернула наступление на огромном фронте от Ленинграда до Кавказа. И теперь все мы живем в предчувствии больших событий на юге. Морские пехотинцы поговаривают, что противник усиленно укрепляет свои позиции, особенно в районе Новороссийска. Выходит, он уже не собирается наступать, а ждет нашего удара.

Мои размышления прерывает стук в дверь. В каюту входит старшина 2-й статьи Анатолий Аношкин с радиограммой. Ее содержание несколько озадачивает: «Встать на якорь в бухте, завтра в 8.00 быть в штабе флота». Да, такое редко случается — будем сутки находиться без задания. К чему бы это?

Чуть встревоженный, выхожу на палубу. Навстречу спешит мой новый помощник лейтенант Е. Б. Якубовский, заменивший Николая Матвеевича Сотникова, назначенного с повышением — командиром дивизиона катерных тральщиков.

Якубовский докладывает, что выгрузка боеприпасов закончена. Я сообщаю ему о полученном указании, затем поднимаюсь на мостик. Вскоре тральщик отходит от причала и становится на якорь.

После завтрака ко мне в каюту заходит капитан-лейтенант Савощенко. Он теперь заместитель командира по политчасти. Но это его новое положение не изменило наших отношений. Мы по-прежнему работаем дружно, понимаем друг друга с полуслова.

— Людям просто не верится, что почти сутки отдыхаем, — говорит, улыбаясь, Никита Павлович. — Но коль выпала такая возможность, надо подумать, как лучше использовать свободное время.

— Давай подумаем, — отвечаю. — Прежде всего соберем командиров подразделений. Очень важно, чтобы каждый краснофлотец и старшина привел В порядок свое заведение, свой боевой пост. [134]

— Вот именно, — подхватывает Савощенко. — Об этом я поговорю также с секретарями партийной и комсомольской организаций.

Весь день уходит на осмотр и ремонт механизмов. Вечером обхожу боевые посты и кубрики. В машинных отделениях и после ужина продолжаются работы. Здесь под руководством мичмана Ляхевича трудятся мотористы и электрики. Среди них вижу старшин Савенкова, Агафонова, Степаненко, Емельянова, краснофлотцев Артемова, Дуботолкова, Петренко. Они всегда вот так: как только выпадает передышка — снова и снова осматривают технику, устраняют неполадки. Потому-то и главные и вспомогательные механизмы никогда нас не подводят.

После напряженного труда люди отдыхают. Одни смотрят кинофильм в самом большом — кормовом кубрике, другие пишут письма, читают газеты. А в носовом кубрике слышатся песни. Запевает и аккомпанирует на гармошке знакомый уже читателю кок Николай Братских. Песни лирические перемежаются с военными, патриотическими.

Братских сочиняет частушки. Вот и теперь он вместе с Радченко поет куплеты, высмеивающие Гитлера и его войско. Попадает и нашим союзникам — за задержку с открытием второго фронта.

Словом, экипаж умеет не только воевать, но и отдыхать. Бывает, что в свободный вечерний час на корабль заглядывают флотские литераторы и композиторы. Совсем недавно, например, свои новые песни исполнили К. Листов и В. Макаров, читали стихи поэты Л. Длигач и П. Панченко.

В кают-компании застаю командиров боевых частей, мичманов и главных старшин-свехсрочнослужащих. Уже и не помню, когда мы вот так все вместе сидели за чашкой чая, беседовали, шутили, смеялись. А ведь кают-компания [135] — это не только столовая, но и место для занятий, интересных встреч и коллективного отдыха комсостава.

В хорошем настроении расходимся по каютам. Почти все они расположены по обеим сторонам коридора носовой надстройки. Моя находится рядом с кают-компанией. Ночую я в ней редко, ночи в походах приходится коротать на ходовом мостике. И теперь просто не могу свыкнуться с мыслью, что буду спать в постели.

Кажется, я уже отвык замечать вещи в каюте. Мое внимание на этот раз привлекают и репсовая занавеска, отгораживающая койку, и письменный стол под единственным иллюминатором, и книжная полка над небольшим диваном, обтянутым кожей, и графин с водой на подставке, прикрепленной к переборке, и два тяжелых кресла. Будто впервые примечаю, что занавеска зеленая, кожа на диване коричневая, дверь, платяной шкаф и стол покрашены под дуб, а палуба покрыта темно-серым линолеумом.

...Просыпаюсь рано, хотя уже рассвело. Выхожу на палубу и с удивлением замечаю необычайно большое скопление в бухте кораблей и судов, в том числе канонерских лодок, морских охотников, болиндеров, шхун, сейнеров, мотоботов. В воздухе барражируют краснозвездные истребители. Со стороны Новороссийска доносится артиллерийская канонада.

К «Щиту» подходит штабной катер, и мы с Савощенко отправляемся на флагманский командный пункт. На улицах Геленджика наше внимание привлекают несколько групп замаскированных танков. Да, готовится что-то очень важное и серьезное.

В штабе флота встречаем своих товарищей по соединению: командира БТЩ «Защитник» капитан-лейтенанта В. Н. Михайлова, командира «БТЩ-16» старшего лейтенанта В. И. Царевского и его заместителя по политической [136] части старшего политрука Н. Т. Шкляра и многих других.

Нас приглашают к контр-адмиралу Н. Е. Басистому. Он объясняет боевую обстановку и ставит перед кораблями боевую задачу.

В те дни войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом проводили наступательную операцию. Задачи флота заключались в том, чтобы артиллерийским огнем содействовать прорыву вражеской обороны под Новороссийском и высадкой основного десанта в районе Южной Озерейки и вспомогательного у селения Станичка отвлечь силы противника от направления главного удара войск фронта. Для проведения десантной операции выделялось свыше 70 кораблей и судов. На основном направлении предполагалось высадить две бригады морской пехоты, стрелковую бригаду, противотанковый артполк, танковый и пулеметный батальоны, а у Станички — отряд морской пехоты. Морской частью операции руководил командующий флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский.

Командиром высадки был назначен контр-адмирал Н. Е. Басистый. Он сообщил нам, что за 30 минут до начала высадки корабли отряда артиллерийской поддержки под командованием вице-адмирала Л. А. Владимирского и авиация нанесут удары по оборонительным сооружениям и батареям противника. Тральщики «Щит», «Защитник» и «БТЩ-16» должны буксировать несамоходные болиндеры, сейнеры, буксиры и баркасы.

Место высадки нам не объявили, но командирам тральщиков вручили запечатанные конверты, которые мы должны были вскрыть с выходом в море. Более подробно проинструктировал нас начальник штаба высадки капитан 2 ранга Евгений Николаевич Жуков. Он сообщил перечень плавсредств, которые предстояло нам буксировать, и дал указания по организации связи и порядка выхода. [137]

Задача тральщиков заключалась в следующем: каждый из них буксирует из Геленджика несамоходный болиндер, рейдовый буксир, рыбацкий сейнер и баркас; не доходя до берега десяти кабельтовых (место обозначит подводная лодка «А-2» двумя светящимися буями), выбирает буксирный конец. После этого рейдовый буксир с ошвартованным к нему болиндером следует к берегу, а сейнер и баркас подходят к канлодкам, на которых находится 255-я морская стрелковая бригада — основная боевая сила первого эшелона десанта, и помогают им высаживать десантников. Тральщики тем временем прикрывают корабли и суда с моря.

Сторожевые катера должны доставить первый бросок десанта. Возглавляет их капитан 3 ранга А. П. Иванов, работник оперативного отдела штаба флота. Александр Петрович — участник высадки десантов в Феодосию и Судак. Эти катера вооружены артиллерийскими установками, расчеты которых хорошо обучены стрельбе в ночных условиях.

Уточнив детали боевой задачи, мы возвращаемся на тральщик. Я тут же созываю совещание комсостава «Щита» для разъяснения полученного задания. Затем проводим партийное собрание и митинг личного состава. Перед строем зачитывается обращение Военного совета флота, призывающее черноморцев оказать эффективное содействие войскам фронта в наступлении. Работники политорганов проводят среди участников десанта большую разъяснительную работу.

В полдень сторожевые катера, а потом и остальные корабли и суда начинают принимать десантников. На болиндеры грузятся танки, по десять на каждое судно.

Из Геленджика выходим в 19 часов 30 минут. Во главе отряда высадки, построившегося в походный ордер, идет эсминец «Незаможник» под флагом контр-адмирала Н. Е. Басистого. «Щит» буксирует рейдовый буксир «Ялта», [138] болиндер № 4, сейнер и баркас. Тральщик, выкладывая всю мощь своих двигателей, весь напрягшись, натуженно режет волну. Он мало приспособлен для такой цели. Но чего не бывает на войне!

С наступлением темной южной ночи буксировка еще более усложняется. Трудно наблюдать за четырьмя подопечными судами. А тут еще погода начинает портиться, порывистый ветер разводит волну. Качка усиливается, и буксирные тросы то ослабевают, то резко натягиваются, грозя оборваться.

Тральщики не имеют специального оборудования, предусмотренного на буксирах, — автоматической лебедки на корме, регулирующей натяжение троса, буксирных арок, буксирного гака и других приспособлений. Поэтому уже на выходе из бухты оборвался буксирный конец у БТЩ «Защитник», и корабль при маневрировании врезался в проходивший рядом «СКА-0111». Сторожевой катер получил большую пробоину и был вынужден вернуться в Геленджик.

Рвались буксирные тросы и на других тральщиках, а на то, чтобы завести новые, уходило немало времени. Нас, видимо, спасла предусмотрительность лейтенанта Якубовского, предложившего для гарантии закрепить болиндер еще и тросом от трала.

Тральщики на переходе прикрывалась с обоих бортов сторожевыми катерами. БТЩ «Защитник», шедший концевым, охраняли «СКА-081» и «СКА-041». Неудачи и дальше преследовали этот БТЩ. У него еще несколько раз рвались буксирные тросы. Из-за этого он заметно отстал от отряда. Контр-адмирал Басистый был вынужден приказать сторожевым катерам догнать остальные корабли, а «Защитнику» следовать самостоятельно.

Подходам к светящимся буям, выставленным подводниками. Смотрю на часы и с тревогой отмечаю, что мы опаздываем с высадкой почти на полтора часа. [139]

В районе Южной Озерейки уже находился отряд артиллерийской поддержки, вышедший рано утром из Батуми. В его составе крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Сообразительный» и «Беспощадный». Командир отряда вице-адмирал Владимирский держит свой флаг на «Красном Кавказе». По плану операции самолеты должны корректировать огонь кораблей и нанести бомбовый удар по району Озерейки, а также поджечь отдельные строения для облегчения ориентировки десанту.

Издали глухо доносится артиллерийская стрельба. Это, должно быть, эсминец «Бойкий» и четыре сторожевых катера обстреливают побережье между Анапой и селением Благовещенское перед высадкой демонстративного десанта в долине реки Сукко.

У нас же пока тихо. Контр-адмирал Басистый в связи с тем, что мы опаздывали к месту высадки, передал на крейсер «Красный Кавказ» радиограмму о необходимости отложить начало стрельбы на полтора часа. Высадочные средства в 15–20 кабельтовых от берега застопорили машины.

В 2 часа 31 минуту корабли отряда вице-адмирала Владимирского начинают обстрел долины Южной Озерейки. Но самолеты-корректировщики, очевидно не предупрежденные о задержке с открытием огня, израсходовали горючее и вернулись на аэродром. Поэтому стрельба ведется по площадям. Она продолжается тридцать минут, но ожидаемого эффекта не дает. Когда начинается высадка, противник открывает ураганный огонь.

«Щит» и другие тральщики по радиосигналу флагмана у светящихся буев выбирают буксирные тросы. Затем рейдовые буксиры швартуются лагом к болиндерам и направляются с ними к берегу.

Сначала к месту высадки подходят сторожевые катера, на борту которых находятся бойцы штурмового отряда. [140]

Не доходя до берега метров сто, они производят артиллерийский залп; берег покрывается взрывами снарядов. В следующую минуту катера подходят к берегу. Враг, освещая катера прожектором, ведет ожесточенный обстрел. Вода вокруг них кипит как от ливневого дождя. Особенно тяжело приходится «СКА-051» и «СКА-041», стоящим у открытого песчаного берега. Другие катера находятся левее, где береговой урез выше.

Под конец высадки вдруг раздается сильный взрыв, на мгновение освещающий прибрежную полосу ярким заревом. Это от прямого попадания вражеского снаряда в бензоотсек взлетает в воздух «СКА-051». Погибают работник оперативного отдела флота капитан 3 ранга А. П. Иванов, командир катера старший лейтенант Степан Бычков, его помощник младший лейтенант Анатолий Горлов и почти весь экипаж катера.

Большие потери и на «СКА-041». Здесь снарядом убиты командир катера лейтенант Сергей Коренев, старшина сигнальщиков Дроздов, старшина минеров Сухов, сигнальщик Кочергин, радист Орлов и более десяти десантников.

Когда дым от взрыва рассеивается, боцман катера Яковлев встает вместо командира за руль. Дав задний ход, «СКА-041» отходит от берега. В эту минуту на катере загораются деревянные ящики со снарядами. Но раненый дивизионный артиллерист лейтенант Павел Мохначев, старшина 1-й статьи Петр Завадский и старший краснофлотец Морозов предотвращают взрыв, сбросив горящие ящики за борт.

Тем временем буксиры «Алупка», «Геленджик» и «Ялта» ведут болиндеры к берегу. Однако малая глубина не позволяет им подвести глубокосидящие суда близко к урезу воды. Гитлеровцы сосредоточивают на этих судах артиллерийский и минометный огонь. От прямых попаданий снарядов и мин один за другим загораются все три болиндера. [141] На их борту взрываются боеприпасы, вспыхивают танки. Объяты огнем и буксиры «Алупка» и «Геленджик».

Канонерские лодки, тральщики и сторожевые катера ведут обстрел вражеских огневых точек. Вот гаснет прожектор. Мы вынуждены прекратить огонь, чтобы в темноте не угодить по своим кораблям.

К берегу направляются канлодки. В это время снова включается прожектор. Мы опять открываем стрельбу. Большего сделать не можем: цели не разведаны. Под градом снарядов и мин канонерские лодки отходят севернее.

Чувствуется, что мы действуем в районе, где враг создал крепкую противокатерную оборону. И все же канонерским лодкам удается высадить почти полторы тысячи десантников. Одновременно в районе Глебовка, Васильевка высаживается отряд парашютистов.

В 6 часов 20 минут мы получаем приказ возвращаться в Геленджик. Уже там узнаем, что высаженный десант понес значительные потери.

Поначалу действия десантников развивались успешно. С ходу овладев Южной Озерейкой, они продвигались в глубь обороны противника, но затем были отрезаны от берега. В течение двух дней в районе Глебовки морские пехотинцы отражали натиск превосходящих сил врага. В конце концов им удалось прорвать кольцо окружения и выйти к селению Станичка, Рыбзаводу, которыми к тому времени овладел вспомогательный десант.

О причинах неудачи высадки десанта в районе Южной Озерейки трудно высказывать безапелляционные суждения. Но, думается, при подготовке операции были допущены серьезные просчеты. Видимо, не было сделано все необходимое по обеспечению скрытности операции, в том числе в период ее подготовки. Плохо разведанным оказался район высадки. Иначе трудно объяснить, почему именно здесь противник сосредоточил столько огневых средств. [142]

Высадке десанта, бесспорно, помешала и штормовая погода{20}.

Я уже упоминал, что в ту же ночь на западном берегу Цемесской бухты, в районе Станички, высаживался вспомогательный десант. В его первом броске было всего лишь 250 морских пехотинцев. Но герои-десантники, возглавляемые майором Ц. Л. Куниковым, цепко ухватились за берег. Под прикрытием береговых батарей катера старшего лейтенанта Н. И. Сипягина доставляли на плацдарм новые и новые группы десантников, К пяти часам утра 4 февраля их уже здесь насчитывалось 870 человек. Десантники расширили плацдарм до семи километров по фронту и четырех километров в глубину. В ночь на 5 февраля отряду было доставлено около 200 человек пополнения и немного боеприпасов.

Чтобы развить этот наметившийся успех, командующий флотом принял решение высадить в районе Станички основные силы десанта.

В осуществлении этого решения принял участие и наш «Щит». Но перед этим, 4 февраля, мы получили задание снова идти к Южной Озерейке, выбрать там светящиеся буи и затем находиться в ночном дозоре у Керченского пролива. В назначенный район прибыли около 23 часов, но буев там уже не было: видимо, гитлеровцы уничтожили их. Дозор прошел спокойно: корабли противника не появлялись.

В Геленджик вернулись утром 5 февраля. А вечером я получил приказ — принять 500 пехотинцев и доставить [143] их на плацдарм, впоследствии получивший название Малая земля. Туда же направлялись с войсками 18-й армии канонерские лодки «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия». Они вышли раньше нас — с наступлением темноты. Мы же вместе с тральщиками «Защитник», «Искатель», «Земляк» и различными катерами оставили Геленджик в 23.00. Переход, несмотря на сильный ветер и разгулявшуюся волну, прошел успешно. Ошвартовались лагом к «Красной Грузии», стоявшей у разрушенной рыбачьей пристани, и высадили через канлодку подразделения пехотинцев.

В эту ночь мы успели сделать к рыбачьей пристани еще один рейс, доставив из Геленджика еще 500 десантников. На этот раз противник вел интенсивный огонь по месту высадки. Но наш тральщик, как и другие корабли, не пострадал. Сказались отличные, я бы сказал виртуозные, действия всего экипажа. На швартовку, высадку десантников и отход мы затрачивали считанные минуты.

В следующую ночь мы снова направились с войсками к Малой земле, но рыбачья пристань оказалась в руках врага. Подвергшись ожесточенному обстрелу, корабли были вынуждены возвратиться. Наш экипаж серьезных потерь не понес, но получили ранения лейтенант Е. Б. Якубовский и восемь пехотинцев.

Днем наши войска отбили район высадки, и в последующие ночи «Щит» вместе с другими кораблями регулярно доставлял на Малую землю армейские подразделения.

Только в период с 5 по 9 февраля сюда было доставлено свыше 15 400 человек, а также большое количество боевой техники, боеприпасов, продовольствия. В стремительном порыве наши войска вышли на рубеж южная окраина Новороссийска, Федоровка, полуостров Мысхако. Однако дальше они продвинуться не смогли. Гитлеровцы сосредоточили против десанта значительные силы. Но отбросить [144] десантников с занимаемых ими позиций врагу не удалось.

Нам неоднократно доводилось доставлять на Малую землю бойцов, командиров и политработников прославленной 18-й десантной армии. Многие из них, быть может, впервые оказывались на зыбкой палубе корабля. Но люди как на переходе морем, так и при высадке на берег держались достойно, показывали исключительную выдержку и организованность. Хочется особо подчеркнуть, что в ходе высадки десанта, а затем и в развернувшихся боях на Малой земле ярко проявились взаимодействие армии и флота, нерасторжимая боевая дружба моряков и десантников, их массовый героизм.

С расширением плацдарма мы могли высаживать подкрепления не только у рыбачьей пристани, но и у западного берега Суджукской косы. В один из приходов на плацдарм мы с чувством горечи узнали о тяжелом ранении героя Малой земли майора Цезаря Львовича Куникова. Случилось это в ночь на 9 февраля, когда он шел встречать прибывавшие к Суджукской косе суда с войсками. Военфельдшер отряда Мария Виноградова оказала майору первую помощь, затем он был доставлен в Геленджик. Но медицина оказалась бессильной — Куников скончался.

Цезарь Львович не был кадровым военным моряком. Перед войной он трудился на журналистском поприще, редактировал газету. На фронте же проявились его незаурядные командирские качества. Сначала он командовал отрядом катеров, действовавшим в донских плавнях, а затем — батальоном морской пехоты. И не случайно поэтому ему поручили возглавить десант, высаженный у Станички.

Благодарная Родина по достоинству оценила подвиг отважного черноморца. Он посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Имя Ц. Л. Куникова [145] сначала было присвоено одному из кораблей, а когда этот корабль отслужил свой срок, — современному танкеру. Предместье Новороссийска — Станичка ныне называется Куниковка.

На плацдарме бои продолжались более восьми месяцев. Части и соединения на Малой земле представляли собой постоянную угрозу с фланга вражеским войскам, окопавшимся в Новороссийске. Удержание плацдарма а конечном итоге явилось благоприятной предпосылкой успеха Новороссийской десантной операции, проведенной в сентябре 1943 года.

Отгремели жестокие бои и сражения, но не забыли советские люди об отважных куниковцах, о тех героях 18-й десантной армии, кто на протяжении многих месяцев сдерживал яростный натиск превосходящих сил гитлеровцев. После войны полуостров Мысхако так и называется — Малая земля. В Новороссийске на площади Героев, где похоронены Герои Советского Союза Ц. Л. Куников и Н. И. Сипягин, воздвигнут гранитный памятник освободителям города и зажжен Вечный огонь Славы. И утвердилась добрая традиция: ежегодно в ночь на 5 февраля новороссийцы и советские воины совершают торжественное факельное шествие от площади к месту высадки отряда Ц. Л. Куникова.

Легендарный подвиг малоземельцев вошел яркой страницей в летопись Великой Отечественной войны, стал символом мужества, стойкости и самоотверженности советских воинов.

И мы, моряки тральщика «Щит», гордимся тем, что своими боевыми делами способствовали этому подвигу, успешно выполнили задачи, стоявшие перед кораблем в десантной операции. [146]

Дальше