Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

В десанте

Во время ожесточенных декабрьских боев под Севастополем я получил приказ следовать в Новороссийск в составе конвоя. Вместе с тремя катерами-охотниками «Щиту» предстояло сопровождать транспорт с ранеными бойцами и эвакуируемыми жителями на борту.

Выходили из базы в ночь на 27 декабря. В начале перехода конвой подвергся атакам вражеских бомбардировщиков. Встреченные дружным огнем корабельных зенитчиков, самолеты сбросили бомбы мимо целей.

Первая военная зима на Черном море выдалась на редкость суровой. Утром по радио мы получили штормовое предупреждение. Оно поступило с запозданием. Уже ночью ветер резко усилился. Поднялась волна. Ее гребни покрылись широкими сверкающими полосами фосфорящейся пены — признак свежей погоды.

Вахтенные верхних боевых постов были вынуждены надеть валенки и полушубки. Боцман Анатолий Евменов предусмотрительно натянул штормовые леера, а лейтенант Сотников перевел расчеты зенитных орудий с юта в более укрытое от ветра место — под полубак{14}, в коридор кают командного состава. [75]

Тяжелые волны, ударяясь о борт корабля, мелкими брызгами обдают тральщик. Постепенно корпус, палуба, надстройки и мачты покрываются слоем льда. Намерзая больше всего по левому борту, на шлюпках, обвесах мостика и даже на вантах, лед создает опасный крен. «Щит» резко ложится от волны на борт, а выравнивается очень медленно. При дальнейшем увеличении ледяного слоя он может и опрокинуться, если не принять экстренных мер.

Я вынужден объявить аврал. Сотников мобилизует всех свободных от вахты. Краснофлотцы и старшины, вооружившись ломами, топорами и кирками, на отведенных участках дружно скалывают лед. Студеные волны нередко обкатывают их с ног до головы, но никто не прекращает работу.

Вот моторист Алексей Вавилкин, удобно устроившись на прожекторном мостике и для страховки привязавшись к поручням, ловко откалывает куски льда большим гаечным ключом. Во время сильного крена Алексей повисает над пенящейся водой, но продолжает свое дело.

Часа через два корабль в основном освобождается ото льда и уже идет без критического крена. После студеного душа участники аврала отогреваются и сушат обмундирование в машинных отделениях.

Во второй половине дня еще раз объявляю аврал-корабль опять стал тяжелым. Снова начинается борьба со льдом.

Еще труднее приходится транспорту и катерам-охотникам. Для них обледенение более опасно. Поэтому там чаще скалывают лед.

В Новороссийск приходим уже ночью. Тральщик, как фантастический призрак, весь обледенелый, ошвартовался у Старопассажирской пристани. Комиссар и помощник сокрушаются, что не можем сфотографировать «Щит». [76]

Отдыхать некогда. Надо сколоть лед, осмотреть и привести в порядок технику и оружие.

Как только подошли к причалу, меня срочно вызвали в штаб военно-морской базы, где объявили, что «Щит» примет участие в десантной операции. К 17 часам 28 декабря тральщик должен быть готов к выполнению боевого задания. Нам предстоит вместе с другими кораблями и судами высаживать десант в Феодосию. Но начальник штаба базы предупреждает: в интересах скрытности экипажу не следует говорить об истинной цели боевого похода.

Наш «Щит» из Новороссийска должен был следовать в Туапсе для проведения двухнедельного планово-предупредительного ремонта. Однако я понял, что сейчас не до ремонта. Начальник штаба базы разрешил, оставаясь в часовой готовности, перебрать лишь отдельные механизмы. Вернувшись на корабль, объявляю об этом механику. Затем в кают-компании собираю командиров подразделений и информирую их, что «Щиту» вместе с другими кораблями предстоит доставить в один из портов стрелковые подразделения. Даю указания по подготовке к выходу в море.

После совещания прошу комиссара зайти ко мне в каюту и сообщаю ему, что мы будем участвовать в высадке десанта в Феодосию.

— Отлично, командир! — восклицает Никита Павлович. — Добрую весть принес. Это задание — знак большого доверия к кораблю. А что касается самой операции, то она, несомненно, окажет свое влияние на ход боев под Севастополем. Гитлеровцы будут вынуждены ослабить натиск на нашу главную базу.

Общий замысел операции мне пока неизвестен. Я немного посвящен лишь в то, что должно произойти в Феодосии. Знаю, что от выполнения этой части плана в значительной степени зависит успех всей операции. [77]

В 18 часов 28 декабря должны сняться с якоря три эсминца и отряд высадочных средств в составе двух быстроходных тральщиков («Щит» и № 16) и двенадцати сторожевых катеров. Через час в море выйдут два крейсера, составляющие отряд корабельной поддержки. Возглавляет этот отряд капитан 1 ранга Владимир Александрович Андреев.

Походный ордер определен такой: за головным эсминцем «Шаумян» будет следовать крейсер «Красный Кавказ» под флагом командира высадки капитана 1 ранга Николая Ефремовича Басистого, затем крейсер «Красный Крым» с командиром 9-го стрелкового корпуса генерал-майором И. Ф. Дашичевым на борту. В кильватере у них пойдут эсминцы «Железняков» и «Незаможник», а по бортам на соответствующих курсовых углах — тральщики «Щит» и № 16. В кильватере у тральщиков будут идти катера.

Трем эсминцам, двум тральщикам и двенадцати сторожевым катерам предстоит ночью внезапно ворваться в гавань Феодосии и высадить десант.

Такова картина предстоящих боевых действий кораблей по овладению Феодосией.

Никита Павлович после нашего разговора, посоветовавшись с Прилипко и Агафоновым, составляет план партийно-политической работы по обеспечению выполнения боевого задания. Трудность состоит в том, что мы пока не можем сказать людям об участии корабля в десантной операции. Однако стараемся сделать все возможное для мобилизации личного состава на всестороннюю подготовку к выходу в море. Провели партийное собрание с участием комсомольского актива. На этом собрании речь шла о месте и роли коммунистов и комсомольцев в бою, подчеркивалась особая ответственность мотористов, артиллеристов, сигнальщиков, наблюдателей.

Редколлегия выпустила специальный номер стенной [78] газеты, зовущий моряков корабля к доблести, к самоотверженным действиям в предстоящих боях. В заметках краснофлотцы и старшины заявляли о своей беззаветной верности партии, ее великому делу, о готовности выполнить любой приказ Родины. Были выпущены также боевые листки, посвященные наиболее отличившимся в боях и походах морякам тральщика. На самых видных местах мы вывесили призывы и лозунги.

В подразделениях проводились политбеседы. Агитаторы в отделениях, расчетах и группах разъясняли морякам их задачи по подготовке к выходу в море.

Усилия командиров подразделений, коммунистов и комсомольцев дали свои результаты. Повсюду на корабле развернулась напряженная предпоходная работа. Ни минуты не терялось зря. Люди уже вторые сутки были без сна и отдыха, но каждый трудился без устали. Особенно много дел было у специалистов БЧ-V. Мотористы, машинисты, электрики в промасленных комбинезонах тщательно проверяли свои заведования, осматривали каждую деталь, каждую гайку и болт.

С начала войны мы прошли уже около двух тысяч миль. Но главные двигатели, да и другие машины и механизмы корабля работали безотказно. Этим мы обязаны в первую очередь нашей промышленности, обеспечивающей флот надежной, первоклассной техникой. Вместе с тем я отдаю должное и нашему инженеру-механику, всем краснофлотцам и старшинам электромеханического подразделения, влюбленным в свое нелегкое дело. С чувством огромной ответственности трудятся специалисты БЧ-V, обеспечивая бесперебойную работу технических средств. Пока материальная часть не приведена в полную боевую готовность, они забывают о сне, отдыхе, еде. Откуда только берутся у людей силы и энергия!

Особый энтузиазм проявляют коммунисты и комсомольцы. Подлинный вожак нашей комсомолии — командир отделения [79] мотористов Анатолий Агафонов. Великолепный специалист, инициатор многих патриотических дел молодежи, Анатолий пользуется большим уважением на корабле. Доверенный ему и его подчиненным дизель всегда находится в образцовом состоянии.

Да ведь иначе и нельзя. Корабельные двигатели работают с огромным напряжением. В море, особенно во время налетов вражеской авиации и при артобстрелах, приходится то и дело менять ход. При шторме крен корабля достигает 40 градусов, значительно возрастает давление на некоторые подшипники. И если в бою откажет какой-либо маслопровод, нарушится смазка, подшипник перегреется. Тогда ничего не остается, как выключить агрегат. А чем это грозит в боевой обстановке, каждому ясно. Вот что заставляет самозабвенно ухаживать за техникой и Анатолия Агафонова с Иваном Савенковым, которым доверены наши главные дизели, и Николая Ляхевича, возглавляющего группу мотористов, и других специалистов. А что касается инженер-лейтенанта Самофалова, возглавляющего электромеханическую боевую часть, то тут, я считаю, нам здорово повезло. Мы все на тральщике давно привыкли к мысли, что у Ивана Мефодьевича не может быть каких-либо серьезных срывов, что он и его подчиненные нас никогда не подведут.

Комиссар, не раз бывавший на боевых постах БЧ-V, с удовлетворением рассказывает о добрых делах и хорошем настроении мотористов и электриков. Я в свою очередь интересуюсь, как идет подготовка к выходу в море в других боевых частях и службах.

В первых боевых походах выявилось, что несколько членов нашего экипажа неуверенно действуют в бою и даже теряются в сложной обстановке. Тогда командиры подразделений усилили к ним внимание, старались в трудной ситуации быть рядом, влиять на них словом и личным примером. Сейчас, перед столь ответственным боевым заданием, [80] я снова поинтересовался этими краснофлотцами. Командиры боевых частей доложили, что теперь это умелые и смелые воины, на которых можно всегда положиться.

17 часов. Тральщик готов к выходу в море. Обменявшись мнениями с комиссаром, решаем провести митинг. Проходит он с большим подъемом. В единодушно принятой резолюции выражается решимость экипажа благополучно доставить до места назначения стрелковые подразделения.

Прилипко и Агафонов дают конкретные поручения и советы коммунистам и комсомольцам каждого боевого поста.

После митинга приказываю открыть радиовахту на ультракоротких волнах прямо на ходовом мостике. Обычно мы всегда так делаем при совместном плавании кораблей. Радист старший краснофлотец Василий Леонов, поставив недалеко от меня рацию, устанавливает связь с руководством отряда. Вскоре мы получаем приказание перейти на другой причал.

Звучит сигнал «По местам стоять, со швартовов и якоря сниматься!». «Щит» медленно отходит от пирса и через несколько минут швартуется в определенном нам месте. Здесь уже стоит «БТЩ-16». Вскоре на причале появляются стрелковые подразделения. Мы с «шестнадцатым» принимаем на борт девятьсот человек с оружием, с полной выкладкой. Многовато, конечно, но мы уже не раз имели возможность убедиться в высокой устойчивости и мореходности своих БТЩ. Уверены, что они выдержат и на этот раз.

Десантников разместили в кубриках и вспомогательных помещениях, накормили горячей пищей. Коммунисты Бережной, Сотников и Опара рассказали им о боевых возможностях и мореходных качествах корабля, о традициях экипажа. Старшины ознакомили бойцов с корабельными [81] правилами и мерами соблюдения скрытности на переходе морем.

Всюду на тральщике завязывались теплые дружеские беседы моряков «Щита» с пехотинцами. Армейские командиры рассказали мне, что вначале их дивизия не предназначалась для высадки в первом броске. Для этого была выделена бригада морской пехоты. Но в связи с обострением положения под Севастополем она была срочно переброшена туда. Времени до начала операции оставалось мало, и дивизия почти не имела возможности для специальной подготовки. Но боевой дух ее бойцов и командиров был исключительно высокий. В полку, следующем на тральщиках, имелась значительная партийная и комсомольская прослойка. Тон во всем задавали коммунисты. Десантники давали письменные клятвы, в которых выражали свои патриотические чувства, свою готовность оправдать доверие командования.

Около 18 часов с флагманского крейсера по УКВ поступает сигнал «Сняться с якоря». Мы с «шестнадцатым» одновременно отходим от причала, выходим из порта и занимаем свои места в кильватерной колонне. Впереди идут эсминцы, затем крейсера, за ними следуют тральщики. Замыкают колонну катера — морские охотники. Пройдя фарватер, все корабли по сигналу флагмана перестраиваются в заранее определенный походный ордер.

Савощенко обходит боевые посты и объявляет, что мы идем высаживать десант в Феодосию. Страстный призыв комиссара образцово выполнить боевую задачу находит горячий отклик в сердцах моряков тральщика.

— Нам оказано большое доверие, — сказал своим товарищам по отделению краснофлотец Алексей Вавилкин. — Так поклянемся же, что никто из нас не дрогнет в бою.

— Клянемся! — дружно ответили мотористы. [82]

Воодушевленные славной победой советских войск под Москвой, все мы горим желанием подкрепить этот замечательный успех освобождением Феодосии. Наши патриотические чувства и мысли в какой-то мере выражают боевые листки, выпущенные радистом Василием Леоновым и другими активистами.

Никита Павлович время от времени поднимается на мостик, рассказывает о боевом настрое личного состава, о беседах, в которых принимают участие и десантники.

Не перестаю поражаться, как удивительно точно комиссар определяет свое место на каждом этапе выполнения боевой задачи. И всегда он там, где труднее, где прежде всего решается успех дела. В подготовительный период его часто можно было видеть в машинных отделениях, сейчас, в море, он главным образом находится на верхних боевых постах. Уверен, что при прорыве в порт своим местом Савощенко изберет ходовой мостик, а во время высадки десанта будет у сходней.

Переход проходит в сложных метеорологических условиях. Подувший резкий студеный северо-западный ветер к полуночи достигает 6–7 баллов. На крупной волне особенно трудно приходится сторожевым катерам. Поэтому Н. Е. Басистый приказывает сбавить скорость хода отряда с шестнадцати узлов до четырнадцати. Но сплошная облачность и плохая видимость нам на руку — отряд скрытно подходит к Феодосии.

3 часа ночи 29 декабря. По сигналу флагмана корабли перестраиваются в боевой ордер для стрельбы по берегу. В 3 часа 50 минут мощные артиллерийские залпы с крейсеров разрывают ночную тишину. Артподготовка длится около пятнадцати минут. Затем к входным фарватерам устремляются морские охотники со штурмовым отрядом на борту. В составе отряда, возглавляемого старшим лейтенантом А. Ф. Айдиновым, немало бойцов, участвовавших в десанте у деревни Григорьевка под Одессой. В отряд [83] входят также краснофлотцы, ранее служившие в Феодосии и хорошо знавшие расположение улиц.

До обстрела порта нашими кораблями там было спокойно, лишь изредка в небо взвивались осветительные ракеты.

— Это фашисты для самоуспокоения швыряют, — заметил стоявший рядом со мной Савощенко.

Но как только отряд корабельной поддержки открыл огонь по порту и городу, впереди стало светло как днем: начала бить вражеская береговая артиллерия, над акваторией порта повисли гирлянды ракет. Они освещали не только наши корабли, но и круглые поплавки открытых боновых заграждений. Это было опять же нам на руку: легче стало ориентироваться.

Первым ворвался в порт катер под командованием лейтенанта И. Г. Черняка. На его борту находилась группа морских пехотинцев в составе четырех отделений — 28 человек. В каждом отделении имелся ручной пулемет, у всех бойцов были автоматы, гранаты, ножи. Катер высадил группу на стенку защитного мола, где стояли фашистские противотанковые орудия. Расчеты орудий, застигнутые врасплох, не успели добежать до пушек.

Овладение молом заняло всего пять минут. Несмотря на ожесточенный огонь противника, быстро высадили десантников и другие катера. Штурмовой отряд, поддержанный огневыми средствами морских охотников, в коротком упорном бою выбил гитлеровцев из порта.

Высаженная на берег гидрографическая партия сумела включить огонь Феодосийского входного маяка.

По сигналу командира отряда высадочных средств начали прорываться в порт эсминцы и тральщики.

Между тем сопротивление гитлеровцев на берегу усилилось. Вскоре положение стало настолько тяжелым, что потребовалось срочно сформировать из членов немногочисленных экипажей катеров штурмовые группы для поддержки [84] отряда Айдинова. Во главе одной из таких групп сошел на берег комиссар отряда высадочных средств старший политрук Вантос Иванович Еремеев. Группа стремительно атаковала противника и заняла каменное здание, превращенное фашистами в опорный пункт. В этой короткой схватке с гитлеровцами В. И. Еремеев пал смертью храбрых.

«Щит» набирает скорость. Направляю его прямо в гавань. Проходим боновые ворота. Вижу, что все причалы свободны, но из-за сильного юго-западного ветра принимаю решение швартоваться не к указанному мне причалу, а к Широкому молу: здесь при прижимном ветре удастся быстрее высадить людей.

Теперь артиллерийско-минометный огонь врага сосредоточен на наших кораблях. Вокруг тральщика все чаще поднимаются ввысь каскады воды от разрывов снарядов и мин. А вот навстречу нам тянутся желтые трассы пуль. Бьют два пулемета из каменного здания порта. Слышу свист и щелчки пуль о корабельный металл.

Лейтенант Бережной вовремя заметил эти трассы. Раздаются его команды, и наша сотка производит по зданию несколько выстрелов. Пулеметы замолкают. Но мины падают все гуще и гуще. Одна разрывается совсем близко, обдав мостик веером брызг.

Огнем главного калибра управляет Бережной, зенитных орудий — Мандель, а пулеметов — Сотников. Каждый из них действует самостоятельно, выбирая те цели, которые, по их мнению, наиболее опасны для нас и мешают высадить 450 десантников, стоящих наготове в проходах и у люков. От подавления ближних огневых точек противника сейчас во многом зависит выполнение кораблем своей основной задачи. Поэтому наши артиллеристы и пулеметчики стремятся не дать врагу прицельно стрелять по кораблю, а потом и по высаживающейся пехоте. [85]

Средним ходом приближаемся к молу. Стопорю машины, ставлю ручки машинного телеграфа на «малый назад». В этот момент несколько мин и снарядов падают совсем близко на причале, осыпав нас осколками. Ветер мягко прижимает «Щит» к стенке. Еще не поданы сходни, а десантники уже прыгают на причал и тут же вступают в бой. Они устанавливают пулеметы и открывают плотный огонь по береговым зданиям.

С мостика вижу, как наши краснофлотцы, не обращая внимания на разрывы снарядов и мин, выносят на мол тяжелые ящики с боеприпасами.

— С доставкой на дом, — шутят они, неся ящики к зданию какого-то склада, у стен которого сосредоточиваются десантники.

Швартовка корабля и высадка стрелковых подразделений заняли не более пятнадцати минут. Специальным кодом докладываю капитану 1 ранга Н. Е. Басистому о выполнении задания. Получаю от него приказание немедленно следовать к крейсеру «Красный Крым», отдавшему якорь на внешнем рейде, и вместе с катерами-охотниками высадить с него на причалы войска.

Готовимся отойти от мола. В этот момент сигнальщик докладывает, что в порт заходят два наших эсминца. Вижу, как один из них быстро приближается к стенке и, очевидно, не рассчитав расстояния, врезается форштевнем в причал. Скрежет металла на мгновение заглушает даже разрывы снарядов. Это был «Незаможник», командир которого Павел Андреевич Бобровников всегда любил швартоваться на больших скоростях, проявляя при этом незаурядное мастерство и оправданный риск. Сейчас же, в бою, действия Бобровникова тем более оправданны. Простой расчет: чем меньше времени корабль находится под огнем врага, тем меньше жертв среди десантников и членов экипажа. А на борту «Незаможника» около 800 человек десантников. Ночью, конечно, очень сложно определить [86] точную дистанцию до причала. Ошибка даже в несколько метров может привести к удару, если не удастся вовремя погасить инерцию корабля. На сей раз так оно и получилось. Павла Андреевича особенно-то и не корили за глазомерную ошибку, допущенную при швартовке. Людей он, как и мы, высадил быстро и без потерь.

В пять часов отваливаем от мола и идем к «Красному Крыму». Швартуемся к нему правым бортом, выбрав место с таким расчетом, чтобы десантники могли переходить по сходням к нам на полубак, находящийся почти на одном уровне с бортом крейсера.

Быстро принимаем подразделения пехотинцев, но оказывается, что эти подразделения перешли к нам ошибочно. Они поднимаются обратно на крейсер, а мы начинаем принимать других десантников. Из-за этого просчета мы теряем немало времени. Огонь врага усиливается. Один из снарядов врезается в фок-штаг «Щита» и выводит из строя весь расчет 100-мм орудия. Погибли старшины Филипп Федорович Трачук и Владимир Иванович Семенов, краснофлотцы Николай Иванович Верба и Тодос Яковлевич Гушель. Тяжело ранены лейтенант И. Ф. Бережной, электрик Петр Емельянов, комендоры Анатолий Белов и Сергей Царев, рулевой Камиль Мехтеев. Ранен и радист Василий Леонов, но он остается в строю. Осколки перебили швартовые концы, и нос тральщика стал отходить от крейсера.

Второй снаряд разорвался у мостика. Рядом со мной упал, тяжело раненный, старшина рулевых Владимир Баглай. Осколок располосовал ему всю спину. Подоспевший на помощь военфельдшер Прилипко обработал и забинтовал рану, а потом вместе с санитаром спустил Баглая вниз.

Мне тоже досталось. Контуженный близким разрывом снаряда, я плохо вижу и слышу, болит голова, из ушей и носа течет кровь, мутит, все перед глазами плывет. [87]

Стараюсь не терять самообладания. Через несколько минут мне становится легче.

Вражеский огонь причиняет нам все больше и больше бед. Мне докладывают, что в пороховом погребе тлеют боеприпасы, на правом борту образовалось более пятидесяти пробоин, через некоторые из них хлещет вода. Бросаю взгляд на полубак и вижу, что загорелся кранец первых выстрелов{15}.

Отдаю необходимые приказания, но голоса своего не слышу. Даже гул разрывов снарядов стал каким-то глухим. Не знаю, слышат ли меня другие, но вижу, что действуют все четко и организованно.

Вот прибежали на полубак двое краснофлотцев с огнетушителями, а сигнальщик Алексей Радченко развертывает пожарный шланг и включает мощную струю воды. Вскоре сюда прибывает и аварийная партия. В считанные минуты огонь в кранцах потушен. Артиллеристы тем временем устраняют угрозу взрыва в артиллерийском погребе.

На мостик поступают доклады и от механика Самофалова. Он сообщает, что пробоины заделываются, поступление воды прекращается. Особенно смело и находчиво действовали при заделке пробоин старшина 2-й статьи Константин Хвалеев и краснофлотец Иван Кондрашев.

Санитары осторожно переносят раненых в каюты и кают-компанию, превращенную в медицинский пункт. Там им оказывается первая помощь. Как-то сразу на корабле появляется терпкий запах крови и йода, перебивающий даже запах горелой взрывчатки. Тела погибших отнесли в одну из кают. У всех тяжело на сердце. Это наши первые большие потери с начала войны. [88]

Вскоре помощник Сотников докладывает, что на борт принято более 300 человек. По машинному телеграфу даю команду запустить дизеля, но ответного сигнала не получаю. Снова перевожу ручку телеграфа в нужное положение, и опять мое распоряжение не доходит до машинных отделений. Решаю, что телеграф вышел из строя, и прибегаю к помощи аварийной звонковой сигнализации. Буквально через несколько секунд улавливаю под ногами дрожь корабельного корпуса. Значит, дизеля запущены. Быстро отходим от крейсера и направляемся в порт.

Как-то вдруг сразу стало зябко. Я потянулся за своей овчинной шубой, которая висела около переговорных труб. Но, увы, к носке она была уже непригодна: ее всю исполосовали осколки. Посеченными осколками оказались и переговорные трубы.

Даю указание механику Самофалову, старшинам Агафонову и Савенкову внимательно следить за звонковыми сигналами о перемене хода, организовать дублирование команд по переговорным трубам, поставив к ним краснофлотцев.

Из-за грохота разрывов снарядов и мин и стрельбы в порту звонки плохо слышны, поэтому допускаем ошибки при швартовке. Но, к счастью, все обходится благополучно. Начинаем высаживать стрелковые подразделения с приданным им вооружением.

На этот раз нас уже не встречает прицельный пулеметный и автоматный огонь противника: бой идет в центре города и на его противоположной окраине. Вражеская артиллерия и минометы, хотя и продолжают обстрел порта и его акватории, огонь ведут только по площадям. Поэтому мы не несем большого урона. Есть несколько раненых среди десантников.

Высадка проходит еще быстрее и организованнее, чем в первый раз. У нас уже имеется опыт, мы лучше ориентируемся в порту. Как только «Щит» коснулся стенки, [89] с палубы на берег легли сходни, и тут же по ним побежали десантники. Краснофлотцы начали доставлять на берег боеприпасы. При вспышках ракет с мостика вижу мокрые и грязные от пота и гари лица лейтенанта Сотникова, боцмана Евменова. Боцман носится по палубе, руководя движением пехотинцев. То здесь, то там слышится его охрипший голос.

Палуба нашего тральщика не очень-то широка. И сейчас, когда на нем размещены более трехсот человек со станковыми пулеметами, с минометами, множеством ящиков с боеприпасами, трудно избежать заторов и сутолоки. Но нас выручает распорядительность лейтенанта Сотникова и его помощников. В руках у лейтенанта рупор. Он строго следит, чтобы не образовывались пробки. Его команды звучат громко и властно. Услышав их, попавшие в затор десантники быстро разбегаются по верхней палубе и уверенно находят сходни. Выдержка, собранность и спокойствие членов экипажа ободряюще действуют на пехотинцев.

Если бы до войны мне сказали, что нашему БТЩ придется высаживать десант непосредственно на причалы укрепленного противником порта, я бы ушам своим не поверил. Уж очень необычная для нас, «пахарей моря», боевая задача. А вот пришлось выполнять и ее. Заставила суровая военная необходимость. Не было тогда в составе флота специальных десантных кораблей, способных доставлять в назначенные районы не только живую силу, но и танки, самоходки, пушки и другую боевую технику. Такие замечательные корабли появились значительно позже, уже после войны. А пока приходилось использовать в качестве десантных средств и тральщики, и катера, и морские охотники, и обычные транспортные и рыболовные суда, и даже барказы.

Когда на берег сбежал последний боец, мы убрали сходни и вышли из порта. Доношу по радио капитану [90] 1 ранга Басистому о выполнении своих задач, о потерях и состоянии корабля. Хотя мы и понесли урон в людях, но можем продолжать боевые действия. Тем более что у нас еще достаточно топлива и боеприпасов, а технические средства, кроме машинного телеграфа, исправны.

Ответ на свою радиограмму получаю не сразу. Командир высадки Н. Б. Басистый со своим штабом и командир отряда корабельной поддержки капитан 1 ранга В. А. Андреев находятся на крейсере «Красный Кавказ», который швартуется к наружной стенке Широкого мола при сильном шестибалльном отжимном ветре и под постоянным артиллерийским огнем врага. Одновременно с высадкой армейских частей крейсер ведет обстрел огневых точек противника.

Швартовка затягивается. Меня несколько удивило решение при таком ветре ошвартовать крейсер у наружной стенки Широкого мола. Ведь если бы «Красный Кавказ» вошел в Феодосийский порт, он смог бы при прижимном ветре довольно легко подойти правым бортом к молу. Это мог сделать после него и «Красный Крым».

Сейчас, конечно, легко рассуждать. Все кажется проще и яснее. Тогда же мы еще не имели опыта высадки крупных десантов, да еще непосредственно в порт, занятый противником. Но тем более ценен и значителен успех операции.

После удачной высадки боевыми кораблями первого броска десанта вечером в порт вошли транспорты с частью сил первого эшелона, а в следующую ночь суда доставили в Феодосию войска второго эшелона.

В ночь на 29 декабря корабли Черноморского флота высадили также десант южнее Феодосии — в районе Эльчан-Кая. Там совершили беспримерный подвиг гидрографы лейтенанты Владимир Ефимович Моспан и Демьян Герасимович Выжгул. Высадившись с подводной лодки «Щ-203» на резиновую шлюпку, они добрались до обледеневшей [91] скалы, с большим трудом поднялись с аппаратурой на ее вершину и установили там ацетиленовый фонарь. Отважные моряки погибли в жестокой схватке с фашистами, но зажженный ими фонарь хорошо послужил нашим кораблям при проходе их к месту высадки десанта. Впоследствии мы с волнением прочитали напечатанные в нашей флотской газете стихи поэта А. М. Синайского, посвященные героическому подвигу двух лейтенантов-гидрографов.

В первой половине дня 29 декабря «Щит», маневрируя в Феодосийском заливе, отражал налеты отдельных вражеских самолетов. Около 14 часов я получил от Н. Е. Басистого радиограмму: «Следовать в Новороссийск».

Курс уже проложен на карте штурманом Чуйко. Тральщик развивает полный ход.

День выдался пасмурным, серая мгла заволокла берег. «Щит» идет, мерно покачиваясь на волнах. За кормой корабля резвятся дельфины. Временами они легко обгоняют нас, а потом снова отстают.

Впереди показывается силуэт корабля. Сигнальщики докладывают, что это «Незаможник». Идет он малым ходом, и мы его вскоре обгоняем. Помятый форштевень эсминца поднимает высокую струю воды. Она обливает полубак, а иногда достает и до ходового мостика.

Мы очень спешим в Новороссийск, чтобы облегчить положение наших раненых. А пока они находятся на попечении корабельного медика Ивана Моисеевича Прилипко. Сегодня ему впервые в своей медицинской практике довелось решать немало трудных задач. Раны у людей были, как правило, тяжелые, почти все рваные, засоренные тканью фланелевок и кителей, шерстью полушубков. И нашему военфельдшеру пришлось применять скальпель хирурга. Серьезный экзамен вместе с Прилипко держала вся медицинская служба корабля.

В Новороссийск пришли ночью. На причале нас ожидали [92] санитарные машины. Они приняли раненых и убитых, чтобы доставить их в госпиталь.

Флагманский врач соединения Е. И. Гелеква дал высокую оценку действиям Прилипко и его подчиненных, отметил, что они успешно справились со своей задачей.

На следующий день хороним на городском кладбище погибших боевых товарищей. Безграничная скорбь сжимает наши сердца. Ушли из жизни отважные люди, опытные моряки, с которыми мы прошли не одну тысячу боевых миль, не раз стояли плечом к плечу в схватках с врагом. Активным коммунистом, прекрасным моряком был старшина Филипп Федорович Трачук. Благодаря его усилиям орудийный расчет нашего «главного калибра» достиг высокого боевого мастерства. Образцовая служба Филиппа Федоровича была отмечена Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ. И вот осколок вражеского снаряда оборвал жизнь этого замечательного воина и человека. Одними из лучших специалистов корабля и отменными моряками были также старшина 1-й статьи Владимир Иванович Семенов, краснофлотцы Тодос Яковлевич Гушель и Николай Иванович Верба.

На траурном митинге у братской могилы моряки тральщика поклялись отомстить ненавистному врагу за гибель боевых друзей. Радист Леонов сказал:

— Мы будем сражаться с фашистами, не жалея крови и самой жизни, делать все, чтобы скорее приблизить день окончательной победы над гитлеровской Германией.

В штабе базы нам сообщили, что десант выбил противника из Феодосии и продвигается к Владиславовке. 2 января 1942 года высаженные войска 44-й армии вышли к Арабатскому заливу.

Теперь мы уже знали, что несколько раньше нас корабли и суда Азовской флотилии и Керченской военно-морской базы высадили десанты на северное и северовосточное побережье Керченского полуострова. [93]

Немецко-фашистские войска понесли большие потери в живой силе и технике, но успели избежать окружения. Подтянув из-под Севастополя две дивизии, бросив из резерва две немецкие дивизии и румынский горнострелковый корпус, гитлеровцы закрепились на заранее подготовленном рубеже западнее Ак-Монайских позиций.

Действия войск и военно-морских сил, участвовавших в Керченско-Феодосийской десантной операции, были отмечены благодарностью в приказе Верховного Главнокомандующего, опубликованном 31 декабря 1941 года.

В результате этой операции положение Севастопольского оборонительного района заметно улучшилось. Действовавшая здесь группировка вражеских войск была вынуждена перейти к обороне.

В последующем, к сожалению, войскам созданного на Керченском полуострове Крымского фронта не удалось закрепить и развить успех Керченско-Феодосийской десантной операции. И все же ее значение нельзя преуменьшать: она явилась существенной помощью защитникам Севастополя.

Воодушевленные успехом операции, мы с большим подъемом приступили к выполнению новых боевых заданий командования.

В начале марта начальник штаба соединения капитан 2 ранга В. И. Морозов встретил нас из очередного боевого похода радостной вестью о награждении группы командиров и краснофлотцев корабля орденами и медалями. Правительственных наград удостоились кроме меня и комиссара военфельдшер И. М. Прилипко, старшины 2-й статьи К. Н. Хвалеев, А. Д. Кошель, А. Ф. Агафонов, В. И. Баглай, И. С. Савенков, старшие краснофлотцы А. С. Вавилкин, Г. Н. Петренко и М. А. Данько.

В конце марта 1942 года в Севастополе командующий Черноморским флотом Ф. С. Октябрьский и член Военного [94] совета флота И. И. Азаров в торжественной обстановке вручили нам ордена и медали.

Как большую награду восприняли мы и специальный номер флотской газеты «Красный черноморец», посвященный нашему кораблю. Вышел этот номер 11 марта 1942 года. В нем была опубликована передовая статья под громким заголовком «Тральщик «Щит» в боях не знает поражений».

В тот день Савощенко зашел ко мне, взволнованный и радостный:

— Какая честь, командир! Это ведь о нас пишет орган Военного совета флота! А как отзываются об экипаже — вот прочитай подчеркнутое в передовой.

Я беру из его рук газету, читаю:

«С первых дней Великой Отечественной войны тральщик «Щит» с честью проносит над морем непобедимый Военно-морской флаг нашей Родины... Боевой дружбой спаян личный состав этого корабля, спаян крепко, по-моряцки — на жизнь и на смерть».

— Да, похвала большая, — замечаю я и в шутку добавляю: — Не зазнаться бы и не задрать нос выше того, что по уставу положено...

В других материалах газеты рассказывалось об опыте наших боевых походов, о действиях экипажа в десантной операции. В номере были помещены фотоснимки многих наших старшин и краснофлотцев, а также стихотворение Льва Длигача:

Идет по флоту слава неспроста
О беспримерной храбрости «Щита».
Стервятники теряют высоту,
Как только приближаются к «Щиту»;
Подлодка вражья тонет и трещит,
Когда по ней стреляет меткий «Щит».
Пускай родного флага высота
Зовет на подвиг моряков «Щита»! [95]

Краснофлотцы и старшины вырезали заметки, в которых рассказывалось о них, и отсылали в письмах родным.

В этот день мы были просто именинники — получали поздравления от моряков других кораблей.

Надо сказать, что газета «Красный черноморец» никогда не обходила нас своим вниманием. О нашем корабле нередко писали и до войны. Периодически публиковались материалы и теперь, в годину тяжелых испытаний.

Печатное слово очень помогало нам воевать. Я бережно храню газетные вырезки военных лет. Вот передовая «Красного черноморца» от 28 марта 1942 года под заголовком «Не допускать на переходах дыма и искрения». В ней отмечается ценная инициатива нашего старшины 2-й статьи Савенкова, который изготовил оросительную форсунку для устранения искрения трубы. А вот вырезка из той же газеты от 18 апреля 1942 года. В заметке говорится о том, что личный состав тральщика доблестно, по-черноморски выполняет свой воинский и патриотический долг. В этом же номере помещена фотография моряков «Щита», первыми из экипажа удостоившихся правительственных наград.

У нас на корабле частенько бывали редактор газеты Степан Сергеевич Зенушкин, сотрудники редакции Николай Юдин, Григорий Коптяев, Александр Соколенко, Борис Шейнин, Лев Длигач. Они вместе с нами ходили в боевые походы. Иногда запросто приходили к нам на корабль во время стоянки поговорить по душам.

Поэты, работавшие в газете, много раз читали экипажу свои стихи. Нередко бывали у нас Саша Баковиков, Володя Апошанский. Оба они пришли в газету с кораблей. О Саше уже говорилось выше. Володя же был флагманским минером Батумской базы. Хорошая военно-морская [96] подготовка, личная храбрость, сочетающиеся с незаурядными организаторскими и литературными способностями, позволяли этим журналистам давать в газету интересные материалы.

Доброе и умное слово газеты вдохновляло и учило нас, звало к новым боевым успехам. [97]

Дальше