Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1}Из отчета капитана 2 ранга А. В. Плотто о деятельности русских подводных лодок во Владивостоке.
{2}Есть другое объяснение, будто со стороны этой башни примыкал к Кремлю двор боярина Беклемишева. Беклемишевская башня была заложена в 1487 году. Ее архитектура наиболее сохранилась после позднейших перестроек. Лишь в 1707 году при укреплении Кремля, ввиду возможного нападения шведов, окна-амбразуры башни были расширены. По преданию, в Беклемишевской башне была укрыта легендарная «леберня» — библиотека Ивана Грозного. (Прим. авт.)
{3}Князь Дмитрий Пожарский (Беклемишев) приходился Пушкину двоюродным прадедом (Прим. авт.)
{4}В годы первой мировой войны капитан 1-го ранга В. А. Меркушев, командир подводной лодки «Окунь», был одним из самых дерзких подводников. Награжден Георгиевским оружием.
{5}Кондуктор — унтер-офицер сверхсрочной службы. (Прим. авт.)
{6}Имеется в виду русско-японская война 1904—1905 годов. (Прим.ред.)
{7}«Дельфин». 16 июня 1904 г. (Прим. сост.)
{8}Врио командира лейтенант Черкасов. (Прим. сост.)
{9}Черимс — вид малых раков. (Прим. авт.)
{10}Жироскоп — особого устройства подводный компас. (Прим. авт.)
{11}Штаг — стальной трос, который соединяет верхнюю часть командирской рубки с носовою частью лодки. На этом штаге находились постоянные «опознавательные фонари», которые не снимались во время ныряния лодки и которые служили для того, чтобы по особому сочетанию огней давать возможность отличать свои суда от неприятельских. (Прим. авт.)
{12}Конструкторы первых отечественных подводных лодок. (Прим. сост.)
{13}На эскадренном броненосце «Георгий Победоносец» держал флаг командующий Черноморским флотом. (Прим. сост.)
{14}Флаг-офицер — должностное лицо из штаба флагмана; в его обязанности входило выполнять распоряжения флагмана и флаг-капитана по управлению кораблями. (Прим. сост.)
{15}Флаг-капитан — здесь помощник начальника штаба флота. (Прим. сост.)
{16}Гидротранспорты (Прим. сост.)
{17}В наше время странно слышать, что подводная лодка должна была разведать эту обстановку для аэропланов, а не наоборот, но не надо забывать примитивное состояние авиации в ту эпоху. Аэропланы с авианосца спускались на воду, разбегались по воде, снимались для короткого полета и краном подымались на палубу авианосца. (Прим. авт.)
{18}Подводная лодка «Волк». (Прим. авт.)
{19}РККФ — Рабоче-Крестьянский Красный Флот. (Прим. сост.)
{20}Имеется в виду первая мировая война. (Прим. сост.)
{21}Причина так и осталась невыясненной. (Прим. авт.)
{22}Цифры числителя означают надводные данные, знаменателя — данные подводные. (Прим. сост.)
{23}ОВР—охрана водного района. (Прим. сост.)
{24}Морская миля — длина одной минуты дуги земного меридиана. В СССР и ряде других стран ее длина принята равной 1852 метрам. (Прим. авт.)
{25}На «Л-20» в то время еще не было приспособления для беспузырной стрельбы. (Прим. авт.)
{26}В западногерманском журнале «Mariner Rundschau» № 5, 1963, в статье «20 лет спустя», сообщалось, что противолодочный корабль «Uj-1202» 3 сентября 1943 г. был потоплен подводной лодкой «Л-20». (Прим. авт.)
{27}Для «Л-20» предельная глубина определялась 100 метрами, свыше которой целостность корпуса заводом не гарантировалась. (Прим. авт.)
{28}Расходовать воздух этой группы можно только с разрешения командира подводной лодки. (Прим. авт.)
{29}Этот момент изображен художником Н. Ясилевичем на картине, экспонируемой в Музее Краснознаменного Северного флота. (Прим. авт.)
{30}То есть прогиб корпуса подводной лодки под влиянием наружного давления воды. Обжатие корпуса уменьшает его объем, а следовательно, и плавучесть лодки. Обжатие становится довольно значительным на глубине свыше предельной. При всплытии лодки ее корпус принимает прежнюю форму, сохраняя иногда остаточную деформацию. (Прим. авт.)
{31}Пример: на поверхности одним кубометром воздуха (под давлением 100 атмосфер) можно продуть около 100 тонн воды, а на глубине 100 метров — всего лишь около 10 тонн. (Прим. авт.)
{32}Коордонат — уклонение корабля, например, с целью избежания опасности. Корабль делает поворот влево на определенный угол, затем идет прямо, после чего поворачивает вправо и ложится на курс, параллельный старому (начальный поворот делается в любую сторону). (Прим. авт.)
{33}На старых пароходах в котлах поддерживалось давление в пределах 8—12 атмосфер. (Прим.. авт.)
{34}Позднее мы пришли к выводу: воздух вырывался из отсеков не только через шахту гидролокатора, но и через многие другие отверстия и щели, в том числе через торпедопогрузочный люк (отжимая уплотнительную резину), крышки торпедных аппаратов, водоотливную магистраль. (Прим. авт.)
{35}См.: Шелфорд У. Спасение затонувших подводных лодок. М., 1963. С. 100. (Прим. авт.)
{36}Система фреонного пожаротушения. (Прим. авт.)
{37}До свидания (молд.).
{38}До свидания (итал.).
{39}«Сейф живучести» — обиходное название несгораемого ящика с документацией по непотопляемости корабля. (Прим. авт.)
{40}ИП-46 — индивидуальный дыхательный аппарат, позволяющий выполнять поставленные задачи в задымленном помещении. (Прим. авт.)
{41}ИДА-59 — индивидуальный дыхательный аппарат для работы под водой. (Прим. авт.)
Список иллюстраций