Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Эпилог

После расформирования нашего полка личный состав разъехался по всей нашей необъятной Родине. Однако связи и фронтовая дружба однополчан и их семей не прервались.

В Москве и Харькове, в Астрахани и Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Днепропетровске собирались фронтовые друзья на свои встречи. Начиная с 1960 года они стали постоянными. Их подготовкой и проведением руководит избранный на встречах полковой совет ветеранов.

Вспоминается встреча в Керчи в 1987 году. На эту встречу мы приехали втроем: я, жена и внук. Я пригласил их в морской порт посмотреть место, где стояли баржи и катера противника, на которые я сбросил два выливных прибора с фосфорными шариками. Представьте себе. Узнал это место.

На встречи приезжают не только ветераны-фронтовики, но и семьи погибших или ушедших из жизни после войны боевых товарищей: жены, дети, внуки. Бывший инженер нашей эскадрильи Лунов однажды приехал на встречу с правнуком. Жена моего авиатехника Щербича каждый год приезжает на встречу со своим сыном, вылитым Щербичем-старшим, и внуками.

Наши встречи, как правило, проходят очень интересно. Кто первый раз приезжает, тот подробно рассказывает, как он прожил эти мирные годы после войны, кем работал, где. Среди ветеранов много творческих личностей. Например, Роман Резников мне подарил три авторские книги.

На полковые встречи часто приезжал Владимир Иванович Нестеренко — авиационный механик самолетов Ил-2, на которых мне пришлось воевать. Необходимо заметить, что не было ни одного случая неисправности самолетов по вине милого, дорогого и уважаемого, опытного моего авиамеханика. По долгу службы после доклада механика перед вылетом я должен был осуществлять проверку самолета, мотора и вооружений. Это я не всегда делал. Володя чувствовал, что я ему доверяю, поэтому он очень тщательно старался готовить материальную часть к вылету. Один раз на встречу приезжал Коля Гилев. К сожалению, только один раз, его не стало на 54-м году жизни, в то время, когда я находился в длительной загранкомандировке.

Первый совет ветеранов полка был избран 30 лет тому назад, 9 мая 1960 года, на встрече в Москве. До этого несколько лет работала московская инициативная группа в количестве четырех человек. В нее входили Г.А. Панов, А.А. Павличенко, С.А. Малютенко, Е.П. Шашева. Позже в работу включились С.В. Попов, З.А. Лещинер, Н.Н. Карпенко, К. П. Сапухин, И.В. Сурай, А.Г. Кущ, А.Ю. Заблудовский, И.А. Цукерман. В состав первого совета были избраны Г.Ф. Сивков — председатель, Г.А. Панов, А.Ю. Заблудовский, А.Г. Кущ, И.И. Аверьянов, С.А. Малютенко, В.И. Нестеренко, З.И. Новоселова. А.А. Павличенко, Е.П. Шашева.

В соответствии с положением о советах, его состав несколько раз переизбирался. В разные годы, кроме перечисленных, в совет входили: З.А. Лещинер, И.В. Сурай, И.А. Цукерман, В.С. Фролов, В.П. Петров. В.И. Гаврилов, А.Д. Чемеркин, М.К. Королев.

Последний совет был избран на полковой встрече в Москве в 10 мая 1989 года. Председателем избран Г.Ф. Сивков. Заместителем В.С. Фролов. Необходимо отметить, что самым активным членом совета после смерти И.И. Аверьянова является В.П. Петров. Ему принадлежит много интересных идей по организации встреч, ведению документации и полковой кассы. Он очень болезненно переживает, если те или иные намеченные мероприятия не выполняются. ...3 февраля 1995 года самолет Ту-154М авиакомпании АЛАК в 12 часов 30 минут взлетел в аэропорту Внуково с пассажирами Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии и взял курс на город Астуриас одноименной провинции на севере Испании. Столица этой провинции город Овьедо с населением 155 тысяч жителей расположен в сорока километрах от аэропорта посадки нашего самолета.

Экипаж самолета состоял из четырех человек. Командир воздушного судна — пилот первого класса Василий Николаевич Селичев, второй командир самолета — инспектор по безопасности полетов авиакомпании Виктор Петрович Ермолов, бортинженер — старший инженер-инспектор Казбек Николаевич Кравцов и штурман Александр Михайлович Шебанов.

Экипаж прошел предполетную подготовку. Вылет был разрешен согласно плану. Затем, пройдя все формальности, летчики направились на самолет, который находился на стоянке в двухстах метрах от КДП.

Василий Николаевич, высокий стройный с красивыми усами командир вместе с бортинженером Казбеком Николаевичем подошли к самолету и приступили к его осмотру. Я обратил внимание на то, что они тщательно осматривают шасси.

— Почему вы так внимательно осматриваете посадочную систему самолета?

— В зимних условиях замки подвески шасси иногда после посадки и при стоянке на земле покрываются льдом, а это нежелательно...

Войдя в самолет, я увидел, как бортпроводницы Вика Рязанова и Жанна Пехтерева вместе с начальником службы бортпроводников авиакомпании Мариной Владимировной Булычевой умелыми движениями, профессионально осуществляли подготовку салонов самолета к полету. Тут же появились чистые подголовники, которыми быстро и умело были заменены старые. Разложены газеты «Московская правда», «Крылья Аэрофлота», журналы и другая рекламная продукция. Салоны преобразились.

Штурман Шебанов подтвердил маршрут полета. Да, действительно, мы пролетаем над Венгрией и Австрией. Для меня невольно вспомнились две даты: декабрь 1944 года и февраль 1945 года. В то время я, летчик 210-го штурмового Краснознаменного, ордена Кутузова Севастопольского авиационного полка 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта принимал непосредственное участие при освобождении городов Будапешта и Вены. Более 80 из 143 боевых вылетов пришлось мне совершить на самолете Ил-2 на бомбометание и штурмовку немецко-фашистских войск при освобождении Венгрии и Австрии. В то далекое время там проходили ожесточенные бои. Враг, особенно в Будапештской операции упорно сражался против наших войск.

Проходили сильные воздушные бои. 29 декабря 1944 года мой самолет был подбит зенитной артиллерией при выполнении бомбоштурмового удара по немецким танкам под Будапештом в районе населенного пункта Бичке. Пришлось с неработающим мотором вынужденно приземлиться с убранными шасси на территории противника.

Через три дня мы вместе с ведущим стрелком Николаем Гилевым, выбирая маршрут движения, пересекли линию фронта в болотистой местности и благополучно вернулись в свой полк, где нас считали погибшими. После возвращения мы продолжали воевать до долгожданного Дня Победы.

Для меня война закончилась не 9 мая, а 12 мая 1945 года, когда я выполнил последний боевой вылет по уничтожению окруженной немецкой группировки, продолжавшей оказывать нашим войскам упорное сопротивление в районе австрийского города Линц. Вспоминаю летчиков, воздушных стрелков нашего полка Н.А. Зуба, И.И. Панина, В.С. Ильина, А.Л. Кондраткова, Н.П. Дедова, Г.Н. Амбрудиса, В.П. Ясько, К.Ф. Григорьева... Они отдали свои жизни в сражениях с сильным смертельным врагом за честь и свободу нашей Родины, за независимость народов Европы.

В канун 50-летия Победы советского народа память возвращает к тем трудным, для многих из нас ставшим последними дням войны.

Мы пролетали эти страны в мирное время. По нам не стреляли ни зенитки, ни «эрликоны», не атаковали истребители противника.

Подошло время посадки пассажиров, но они задерживались. Затем автобус подъехал к трапу. С музыкальными инструментами они стали подниматься на борт самолета. Учитывая значительные габариты музыкальных инструментов, таких, как контрабас, появились некоторые сложности с их размещением в заднем пассажирском салоне. Безусловно, пассажиров можно было понять: они боялись за свои инструменты. Ведь для музыкантов они являются неотъемлемой частью их профессии. Члены экипажа и наши стюардессы безболезненно для пассажиров решили эту проблему, и все остались довольны. Все было готово к вылету, но рейс в итоге по вине наземных служб аэропорта задержался на полтора часа, что бывает в аэропорту Внуково нередко и виновных найти невозможно.

Самолет стал выруливать на взлетную полосу. В это время мы услышали приятный голос Вики. Она сделала объявление на русском и хорошем английском языках. После набора необходимой для продолжения полета высоты примерно через час пассажирам предложили великолепную закуску. Мнение пассажиров о полете единодушное: — Превосходно...

Пассажиры — народ общительный. Директор оркестра Александр Николаевич Плетцер, народный артист РФ Альберт Гофман, концертмейстер оркестра заслуженный артист РФ Григорий Красько проинформировали меня, что в 1995 году планируют дать концерты в Японии, США, Италии и Германии. Сезон же 1995 года они открыли своим концертом в Испании с помощью нашей, как они сказали, популярной авиакомпании АЛАК. В подтверждение скажу, что АЛАК в 1994 году осуществила полеты в восемь городов Испании. Это — Барселона, Герона, Валенсия, Малага, Мадрид, Бильбао, Сантьяго, Пальма. И вот Астуриас — девятый город, куда прилетел самолет авиакомпании АЛАК.

Полет продолжался строго по плану. В иллюминаторы можно было видеть горные вершины. Отдельные из них были покрыты снегом.

А вот и виден аэродром. Заход на посадку.

Пройдя упрощенные паспортные и таможенные формальности, мы отправились в гостиницу, которая находилась в сорока километрах от аэропорта посадки в городе Овьедо — столице провинции Астуриас. Это расстояние по прекрасной автостраде между горными вершинами мы преодолели за тридцать минут. Семиэтажное сооружение в центре города имело все мыслимые удобства. Чистота и порядок в этой гостинице сочетаются с такой же чистотой в городе, в котором, как ни странно, большая часть уличных тротуаров покрыта мрамором.

При посещении рынка на одной из улиц города мы встретили испанца. Его имя Гонсалес. Он был обрадован тому, что встретил русских. Разговорились. Гонсалес в 1938 году эмигрировал из Испании в нашу страну и проживал в Москве до 1946 года. Во время Великой Отечественной войны в составе частей Красной Армии принимал участие в боевых действиях под Ленинградом. Фронтовое братство не знает границ. Мы это прекрасно почувствовали.

Время возвращаться в Москву.

Вылет из аэропорта Астуриас прошел строго по расписанию. Таможенные и пограничные формальности для экипажа также были упрощенными. Все службы аэропорта к нам относились с искренним радушием и подчеркнутым вниманием.

Такое же внимательное отношение к нам было и в городе Овьедо. Когда узнавали, что мы русские, то с большим восторгом приветствовали нас. Прогуливаясь по улицам города, мы зашли в один винный магазин. Когда хозяйка узнала, что мы русские, то она предложила нам вино собственного приготовления. Выпив немного вина, мы собрались рассчитываться. Хозяйка категорически отказалась брать с нас деньги.

— Я много слышала о России, но не видела русских граждан. Сейчас я вижу вас впервые в моем магазине. Из-за глубокого уважения к вам, к вашей стране деньги с вас брать не могу.

Пожелала нам доброго здоровья и успешного полета из Овьедо в Москву.

— Передайте привет Москве, — добавила Мария Франциско, провожая нас к выходу.

Полет закончился отличным приземлением нашего самолета в аэропорту Внуково. В момент касания колесами ВПП раздались громкие и дружные аплодисменты во всех салонах самолета. Этим самым пассажиры выражали свою признательность экипажу за прекрасный полет.

В качестве благодарности за приятный полет экипаж самолета был приглашен на симфонический концерт в Центральную филармонию в Москве.

Хотелось бы как можно чаще слышать такую прекрасную музыку. Но как бывшему военному летчику, которому пришлось участвовать в боевых сражениях в период Великой Отечественной войны и видеть все ее ужасы, хотелось бы никогда не слышать звуки разрывов артиллерийских снарядов и авиационных бомб ни в Москве, ни в Чечне, ни в Абхазии, ни в Югославии — нигде во всем мире. И летать не на военных самолетах, а на мирных самолетах гражданского воздушного флота и приносить счастье и радость народам всех стран.

Содержание