Предисловие ко второму изданию
О предках автора нам известно немного. Заглянем в энциклопедию Брокгауза и Ефрона: «Чегодаевы древний дворянский род, ведущий свое происхождение от Хозяина Чегодаева, сына Саконского, впервые названного князем в грамоте великого князя Василия Иоанновича в 1524 г., и записанный в VI части родословной книги губерний Московской, Нижегородской, Орловской и Самарской, с правом именоваться татарскими князьями. Другой род дворян Чегодаевых записан во II части родословной книги Оренбургской губернии».
Князь Алексей Павлович Чегодаев-Саконский родился 9 марта 1875 года. В послужном списке значится, что он происходит из дворян Казанской губернии. В 1896 году он окончил Императорский Александровский Лицей и поступил юнкером во флот. Надо сказать, что очень немногие питомцы этого престижного учебного заведения выбрали такое начало службы за 1890-е годы таких насчитывалось всего девять, из них до штаб-офицерских чинов дослужились три. Большинство остальных ушли на гражданскую службу вскоре после сдачи экзаменов и получения мичманских звездочек. А. П. Чегодаев-Саконский и здесь составил исключение 10 мая 1898 года, по истечении двух лет службы, он был «перечислен в запас флота квартирмейстером». Вероятно, морская служба его не прельщала изначально. Он, как и многие его товарищи, поступавшие в вольноопределяющиеся или в юнкера флота, просто отбыл таким образом воинскую повинность. Впрочем, некоторый морской опыт он все же приобрел. Его «кораблями юности» стали учебное судно «Верный», крейсер I ранга «Генерал-адмирал», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков». Однако все планы юного князя связывались исключительно с гражданской службой.
Как известно, «человек предполагает, а бог располагает». Начавшаяся Русско-японская война внесла коррективы в судьбы огромного числа людей. Князь Чегодаев-Саконский 31 марта 1904 года, в черный день гибели в Порт-Артуре эскадренного броненосца «Петропавловск» с вице-адмиралом С. О. Макаровым и почти всем экипажем, был призван из запаса флота. Через месяц, 3 мая, он уже держал экзамен на чин прапорщика запаса по морской части перед Кронштадтской портовой комиссией. Как и следовало ожидать от выпускника Лицея, [4] единственную наивысшую оценку (12 баллов) Алексей Павлович получил по русскому языку. Познания по навигации и минному делу заслужили оценки в 9 баллов, по уставам, морской практике, огнестрельному оружию, артиллерии и пароходной механике в 8 баллов, а за мореходную астрономию вообще поставили «шестерку». Конечно, никто не ожидал найти в шесть лет назад ушедшем с флота человеке обширных знаний, для присвоения чина прапорщика среднего балла 8,5 было вполне достаточно. Соответствующий высочайший приказ по флоту и Морскому ведомству вышел 24 мая. 8 июня офицер был назначен на старую канонерскую лодку «Гроза», а 2 августа циркуляром штаба Кронштадтского порта переведен на крейсер II ранга «Алмаз» из состава спешно готовившейся к отправке на театр боевых действий 2-й эскадры Тихого океана.
Как известно, «Алмаз» был совершенно новым кораблем, но в крейсерах числился лишь номинально. Фактически он строился как комфортабельная яхта (посыльное судно) для наместника императора на Дальнем Востоке вице-адмирала Е. И. Алексеева. Роскошь его отделки бросалась в глаза, но вооружение было чисто символическим четыре 75-мм и восемь 47-мм пушек. При водоизмещении в 3285 т и скорости хода 19 уз слишком мало. Приказы начальства, как известно, не обсуждают, и экипаж во главе с капитаном 2 ранга И. И. Чагиным готовился честно исполнить свой долг.
Князь А. П. Чегодаев-Саконский занимал должность вахтенного офицера, существовали и иные обязанности, из которых особо выделим одну. Вероятно, учтя необычное для моряка образование Алексея Павловича (все-таки 12 баллов по русскому языку!), ему поручили вести исторический журнал крейсера документ, заводившийся на период военных действий. Так как никакого жесткого формуляра не существовало, на всех кораблях, где приказ о ведении такого журнала выполнялся (а выполнялся далеко не на всех!), форма его была весьма свободна. Фактически, это были ежедневные записи событий: стояли в таком-то порту, погрузили столько-то угля, вышли туда-то. Значительно уступая вахтенным журналам в полноте и точности, исторические журналы нередко содержат любопытнейшие детали и оценки, которые подчас нигде более не встречаются. Нет сомнений, что именно исполнение данного поручения и подтолкнуло князя к созданию в последующем книги, которая впервые увидела свет в 1910 году и сегодня вновь предлагается вниманию читателей. Пожалуй, главное ее достоинство взгляд на русский флот глазами штатского человека.
Дальнейшая судьба автора вкратце такова. В августе 1905 года за участие в Цусимском сражении его наградили орденом Св.Станислава 3 степени с мечами и бантом. 25 сентября он был списан с «Алмаза», а 31 октября того же года уволен в запас. Находясь на гражданской службе, князь А. П. Чегодаев-Саконский в 1911–1914 годах являлся эриванским вице-губернатором, с 1914 года в звании коллежского советника занимал ту же должность в Люблинской губернии. В эмиграции не порывал связи с моряками, участвовал в собраниях цусимцев. Скончался в Париже 4 мая 1949 года, покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. [5]