Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Комментарии

{1} В историческом журнале крейсера указано, что в состав эшелона входил также миноносец «Поражающий» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л. 1).
{2} «Быстрый» (командир — лейтенант О. О. Рихтер 2-й) должен был подойти к борту броненосца, но неудачно сманеврировал и навалился на борт корабля. В итоге был помят носовой торпедный аппарат и получена пробоина в подводной части. Несмотря на сильное волнение, экипаж миноносца и рабочие транспорта-мастерской «Камчатка» окончили исправление повреждений к вечеру 4 октября 1904 года (Афонин Н. Н. На пути к Цусиме (Миноносцы Невского завода типа «Буйный» в Русско-японской войне) // Морской исторический сборник. Вып. 2. СПб., 1991. С.18).
{3} Интересно, что в историческом журнале «Алмаза» записи о потере места нет.
{4} В историческом журнале крейсера «Алмаз» записано: «Покрытые угольной пылью офицеры чествовали уходящего» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л. 7 об.).
{5} Канал, или Английский канал — пролив Ла-Манш.
{6} В историческом журнале «Алмаза» А. П. Чегодаев-Саконский сделал интересную запись: «6 ч 45 <мин> Курс «Светланы» вел к опасности, замеченной «Жемчугом» и «Алмазом», но первый не решился указать ошибку «Светлане», что касается нас, мы передали по телеграфу: «Ваш курс ведет к опасности» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л. 17 об.).
{7} Алексей Афиногенович Ильин (1834–1889), генерал-лейтенант (1888), основал литографию, первоначально издававшую карты для военных училищ; в 1864 году она была преобразована в «Картографическое заведение А. А. Ильина». После его смерти дело продолжил сын, Алексей Алексеевич Ильин (1858–1942), картограф и историк, впоследствии член-корреспондент АН СССР (1928). Номенклатура изданий была очень широка — учебные атласы для гимназий, атласы фабрично-заводской промышленности, железных дорог и т.п. (Мелуа А. И. Инженеры Санкт-Петербурга. Изд. 2-е, доп. СПб., 1997. С. 343).
{8} Из исторического журнала «Алмаза»: «В душной кают-компании за покрытым сукном столом, с разбросанными по нем коробками сигар и папирос, с неизбежными бокалами шампанского в руках, велась оживленная, но мало связная беседа» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л.23 об.).
{9} В историческом журнале «Алмаза» сказано так: «Нельзя не заметить, что много похвал было произнесено по адресу морского штаба, выказавшего столь несвойственное ему внимание к покинувшим пределы России морякам» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л.26 об.).
{10} В историческом журнале крейсера указан также «Ярославль».
{11} Трагедия в кормовой башне произошла 3 марта 1897 года, при этом погибли 16 человек, из 15 тяжелораненых шесть вскоре скончались. Среди погибших был и командир башни, лейтенант А. П. Пещуров (подробнее см.: Богданов М. А. Эскадренный броненосец «Сисой Великий». СПб.: ЛеКо, 2004).
{12} Не ясно, кого имеет в виду автор. На «Буйном» служили минный офицер лейтенант Н. В. Вурм и вахтенный начальник мичман В. И. Храбро-Василевский.
{13} Здесь и далее не всегда ясно, о ком идет речь. На «Алмазе» служили минный офицер В. Ф. Григорьев 3-й и старший штурманский офицер Н. М. Григоров, оба лейтенанты.
{14} В историческом журнале корабля князь А. П. Чегодаев-Саконский записал такие строки: «В 7 ч с полубака свалился матрос (Верс). Падение его скорее было услышано, нежели замечено. Плеск у самых иллюминаторов кают-компании встревожил обедавших офицеров, которые бросились на палубу. На полубаке столпилось немало народу. [109]

Матрос свалился с правого борта, близ находившегося на шкентеле катера, стоявшего без паров. Немедленно несколько человек, в том числе боцман, спустились на двойку, находившуюся на левом шкентеле. Тем временем упавший был поддерживаем матросом, протянувшим ему руку из иллюминатора. На концах спустились несколько человек, но их помощь оказалась излишней. Буйки, сброшенные немедленно после падения человека за борт, спокойно колыхались у борта. Подошла двойка, и матроса вытащили. Когда его вывели на палубу, он лишился чувств, но не от утомления, а вследствие излишне выпитого на берегу вина.» (РГАВМФ. Ф.870. Оп.5. Д.1246. Л.40 об., 41 об.).

{15} Не ясно, о ком идет речь. На «Светлане» служили минный офицер Л. В. Воронец и вахтенный начальник А. В. Вырубов 2-й.
{16} Отмечалась не «годовщина» корпуса, а день Св. Павла Исповедника, в честь которого была освящена корпусная церковь. В этот день в свою alma-mater приходили многие выпускники, остальные отмечали праздник по месту службы. Для офицеров, эмигрировавших из России после революции 1917 года и Гражданской войны, этот день являлся главным объединяющим праздником.
{17} Лессепс Фердинанд Мари де (19.11.1805–07.12.1894) — организатор сооружения Суэцкого канала. Получив в 1854 году от египетского Сайда-паши лицензию на строительство, образовал Всеобщую компанию Суэцкого канала, в 1859–1869 годах руководил его сооружением. Подробнее об этой эпопее см.: Виноградов К. Б. Мировая политика 60–80 годов XIX века. События и люди. Л., 1991. С. 18–42.
{18} Температура 41° по шкале Реомюра соответствует 51,25° по шкале Цельсия.
{19} В историческом журнале крейсера приезд военного агента барона Стюарта отнесен к 22 ноября (Л.61 об.).
{20} Около 62 кг.
{21} Около 10 м.
{22} Запись представляется крайне сомнительной, ибо 19 декабря только начались переговоры о сдаче, японские же войска вошли в крепость 21 числа. В историческом журнале «Алмаза» А. П. Чегодаев-Саконский о сдаче Порт-Артура не упоминает.
{23} Вероятнее всего, речь идет о минном офицере В. Ф. Григорьеве 3-м.
{24} Крейсер II ранга «Урал» — бывший лайнер «Kaiserin Maria Theresia» (первоначально именовавшийся «Spree» германской компании «Норддейче Ллойд» (подробнее см.: Анка А. А. , Митюков Н. В. , Яровой В. В. «Реки Норддейче Ллойд» — к истории крейсера «Урал» // Гангут. Вып.29. СПб.: 2001. С.15–28).
{25} Прапорщик по механической части, младший судовой механик крейсера II ранга «Урал» А. А. Попов погиб 30 декабря 1904 года.
{26} Крейсер II ранга «Терек» — бывший лайнер «Columbia» германской компании «Гамбург-Америкканише ПакетфартАктиен Гезельшафт» (подробнее см.: Анка А. А. , Митюков Н. В. Три жизни крейсера «Терек» // Гангут. Вып.24. СПб.: 2000. С.20–27).
{27} 1 аршин — 71,12 см.
{28} Судя по всему, имеются ввиду сестры Павловская и Воеводская (известно, что они приезжали на завтрак к О. А. Энквисту 27 февраля 1905 года).
{29} Священник с крейсера «Дмитрий Донской» П. Н. Добровольский вспоминал: «Во время боевой стрельбы, на которую выходила вся эскадра, в «Донской» случайно попал снаряд, который разнес задний мостик, разбил шлюпку и едва не убил сигнальщика и инженер-механика М<ордовина>, случайно здесь находившегося» (ГАРФ. Ф.601. Оп.1.Д.513.Л.42).
{30} Вновь процитируем священника с «Дмитрия Донского»: «Другой случай внезапной смерти на «Донском» был с вестовым. Один из офицеров отдал для чистки вестовому револьвер, из которого по рассеянности не был вынут патрон. Предполагая, что револьвер разряжен, как и сказал ему офицер, давший его, вестовой, шутя, прицелился в товарища и спустил курок. Грянул выстрел, и тот упал смертельно раненный.

Похороны на эскадре сопровождались известным церемониалом. Свищут всех наверх; офицеры и команда выстраиваются во фронт. От госпитального судна «Орел» отделяется и медленно идет миноносец. На юте его лежит покойник, убранный зеленью и цветами. Миноносец идет через эскадру, вдоль фронта судов медленным ходом. С него доносится похоронное пение, а на судах по мере приближения начинают играть «Коль славен» и приспускаются флаги. Миноносец выходит в море, скрывается вдали; [110] слышен одиночный пушечный выстрел, тело предано воде. Церемониал кончен. Печально расходится команда.

Два случая внезапной смерти на «Донском» (один матрос погиб при ночной рыбной ловле. — Прим. ред.) совершенно подорвали его репутацию. Она, к слову сказать, и раньше была не на высоте в глазах адмирала. Опять в приказе появился строгий выговор командиру и старшему офицеру и наказание виновному офицеру — две недели в каюте «под пикой» (ГАРФ. Ф.601. Оп.1. Д.513. Л.41).

{31} В состав так называемого «Догоняющего отряда» (начальник — командир крейсера I ранга «Олег» капитан 1 ранга Л. Ф. Добротворский) кроме «Олега» входили также крейсеры II ранга «Изумруд», «Рион», «Днепр», пять миноносцев и транспорт «Океан».
{32} Для создания крена спускали гребные суда с одного борта и поднимали их на другой.
{33} Вероятно, автора пригласили в связи с тем, что он окончил Императорский Александровский Лицей в том же 1896 году, когда Н. П. Кехли и его товарищи — Морской кадетский корпус.
{34} 1-й отдельный отряд судов Тихого океана под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова 3 февраля 1905 года вышел из Либавы для поддержки 2-й эскадры. В его составе было десять боевых кораблей: эскадренный броненосец «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и крейсер I ранга «Владимир Мономах», крейсер II ранга «Русь» с воздухоплавательным парком на борту (из-за неисправности главных машин возвращен от Датских проливов в Либаву), транспорты «Ливония», «Курония», «Ксения» и буксир «Свирь».
{35} По другой версии, изложенной в донесении о Цусимском бое мичмана крейсера «Адмирал Нахимов» М. К. Энгельгардта, наблюдатели «Алмаза» за отряд минных судов приняли «поднятые рефракцией волны» (Сборник донесений о Тсусимском бое 14 мая 1905 г. СПб., 1907. С.337).
{36} Аннамитами в то время именовали вьетнамцев.
{37} Все трое вместе учились в Морском кадетском корпусе, который окончили в мае 1903 года.
{38} Непонятно, при чем здесь национальность владельца фирмы, осуществлявшей снабжение 2-й Тихоокеанской эскадры; как и в нескольких случаях ранее, видимо проявляется антисемитизм автора, что, впрочем, было в то время достаточно обычным явлением в офицерской среде российских вооруженных сил.
{39} Имеется ввиду английский пароход «Oldhamia» с грузом керосина из Нью-Йорка в Японию.
{4} ({1}Явная ошибка автора: Южно-Китайское море, в которое эскадра вошла через Малаккский пролив, уже входит в Тихий океан.
{41} 17,5° по шкале Цельсия.
{42} Следует назвать также крейсер «Отова», вступивший в строй в сентябре 1904 года.
{43} Эскадренный броненосец «Ясима» подорвался на русских минах под Порт-Артуром 2 мая 1904 года и в тот же день затонул по пути в базу. Крейсер «Такасаго» наткнулся на русскую мину в ночь на 30 ноября 1904 года, затонул на следующий день. Сведения о потере этих кораблей японцам удалось надолго скрыть.
{44} Иван Иванович Чагин с 1896 по 1899 год служил в Японии военно-морским агентом (атташе).
{45} На деле в состав 3-го боевого отряда входил новый крейсер «Отова»; «Цусима» состояла в 4-м боевом отряде.
{46} См. примечание 45.
{47} Предположение об уничтожении на японских броненосцах противоминных пушек не было обоснованным. Скорее всего, противник легко отразил бы минную атаку, использовав 76– и 152-мм орудия.
{48} Сколько-нибудь серьезных повреждений корабль не имел. Так, упомянутое автором попадание в корму привело к следующим разрушениям: гакоборт с правой стороны разбит на 3 сажени; вышиблена одна и повреждено пять стоек под бимсами адмиральского мостика, при этом шесть бимсов пробито; в верхней палубе имелась пробоина; осколками пробило надводный борт в четырех местах; осколки же повредили [111] адмиральскую рубку, разбили стекла в световом люке; от сотрясения лопнули стекла в портретах высочайших особ. Конечно, пострадал такелаж (о попадании в топ бизань-мачты говорилось в книге, также разбиты: крюйс-стеньга и бегин-рея, порван бегучий такелаж и семафоры) и шлюпки (разбит вельбот № 1, повреждены гребной катер № 1 и паровой катер № 1). Остальные повреждения носят примерно такой характер: «24. Шкентель стального троса для подъема катера № 2 перебит.» (РГАВМФ. Ф.793. Оп.1. Д.9.Л.46).
{49} Подробнее об этом эпизоде сражения см.: Партала М. А. «Кто-то мешал переговорам...» (из истории радиовойны на море) // Гангут. Вып.11. СПб.: 1996. С.56–67.

Комментарии А. Ю. Емелина

Список иллюстраций