Крейсер II ранга «Алмаз». Краткая историческая справка
«Алмаз» проектировался как крейсер-яхта для наместника императора на Дальнем Востоке. Строился в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Работа на стапеле началась в апреле 1902 года, официальная закладка в присутствии императора Николая II состоялась 12 сентября того же года. Спущен на воду 19 мая 1903 года.
Водоизмещение, т:
проектное 3285
фактическое 3316
Главные размерения, м:
длина наибольшая 111,40
ширина 13,30
осадка проектная 4,93
Скорость хода, уз:
проектная 20,0
фактическая 19,0
Дальность плавания, мили/при скорости, уз 3350/10
Главная энергетическая установка:
количество вертикальных паровых машин тройного расширения 2
суммарная мощность, л.с. 7945
количество котлов Бельвиля 16
Вооружение, количество орудий:
75-мм 4
47-мм 4
В сентябре 1903 года «Алмаз» был отправлен в первый поход в Средиземное море, где для пополнения морских сил Тихого океана формировался отряд под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. В начале января 1904 года «Алмаз» прибыл в алжирский порт Танжер, а после начала Русско-японской войны отряд А. А. Вирениуса получил приказание вернуться в Кронштадт. После возвращения «Алмаз» вошел в состав формируемой 2-й эскадры флота Тихого океана. В период подготовки эскадры к походу на крейсере дополнительно установили четыре 47-мм орудия и два пулемета.
Пройдя с эскадрой путь от Либавы до Цусимы, «Алмаз» оказался единственным крейсером из ее состава, сумевшим добраться до Владивостока. Летом 1905 года корабль перевооружили: было установлено три 120-мм, десять 75-мм и два 47-мм орудия.
2 ноября 1905 года «Алмаз» отправился в обратный путь на Балтику. Перед походом крейсер вновь перевооружили, оставив на нем шесть 75-мм и шесть 47-мм орудий. После возвращения в состав Балтийского флота «Алмаз» 11 марта 1906 года переклассифицировали в посыльное судно, а 7 октября 1908 года в паровую яхту.
23 июля 1911 года после капитального ремонта на Франко-Русском заводе «Алмаз» отправился в плавание вокруг Европы и через месяц прибыл в Севастополь, войдя в состав Черноморского флота. После начала Первой мировой войны «Алмаз» направили на Морской завод в Севастополе, где на нем установили семь 120-мм орудий и два пулемета. Несколько позднее его приспособили для размещения двух (в 1916 году еще двух) гидросамолетов. В ходе войны «Алмаз» участвовал в операциях по воздушной разведке и бомбардировке укреплений Босфора, в обстрелах береговых объектов и в операциях на турецких коммуникациях.
В мае 1918 года «Алмаз», находившийся на ремонте у стенки Севастопольского Морского завода, захватили немцы, а в декабре того же года французы, которые весной 1919 года перевели его в Константинополь. Осенью того же года «Алмаз» вернулся в Севастополь и вошел в состав флота Вооруженных сил Юга России. Во время эвакуации армии генерала Врангеля в ноябре 1920 года «Алмаз» ушел из Севастополя и вместе с другими кораблями прибыл в Бизерту, где был интернирован и в 1934 году разобран на металл.