Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

17-я глава

Приезд в Донской Конный завод. Работа в нем и эвакуация.

20-го декабря 1944-го года в 1 час ночи г. Адмиралов с семьей и казаками прибыл на ст. Нойштеттин, где их уже ожидали три великолепные тройки лошадей для отъезда в Конный завод, который стоял отсюда в 10-ти километрах, в селе Лоттин.

Дорога была прекрасная, легкий мороз, лошади прекрасные и через несколько минут были уже в Лоттине. Но заведующий Конным заводом, эсаул Копылов, жил в 3-х километрах от стоянки Конного завода на фольварке в Гогенгольце, в доме одного немецкого помещика. Их ожидали и никто не ложился спать. Встретили их казаки и эсаул Копылов торжественно и с речами, но в виду того, что приехавшие очень сильно утомились в дороге, они сейчас-же улеглись спать, оставив всякие разговоры до следующего дня. [129]

Следующий, целый день, провели в разговорах с Копыловым и казаками. Они жаловались друг на друга.

На другой день, г. Адмиралов познакомился с немецким начальником, сержантом Нюрингом. Это был молодой, типичный немец, эс-эсовец, культурный, но грубый.

25-го декабря была устроена елка у эсаула Копылова для всех казаков и калмыков. Вечер прошел оживленно, но у всех было настроение подавленное в связи со слухами, что дела немцев катастрофические. Г. Адмиралов много разговаривал с казаками и калмыками, работавшими на Конном заводе. Взаимоотношения их с Копыловым были просто ужасные. Копылов был очень требовательный начальник, но очень грубый и дерзкий в обращении со служащими. Он очень часто прибегал к нагайке, с которой не разставался, а когда был пьяным, то становился «зверем». С приездом г. Адмиралова, Копылов старался удерживать себя от грубостей, а про нагайку ему пришлось совершенно забыть. Он старался убедить г. Адмиралова, что все служащие Конного завода лентяи, лодыри и воры. Он любил выслушивать доносы и сплетни от своих любимцев, а эти старались выслуживаться и заискивать перед ним. Особенно плохо обращался он с калмыками. Но г. Адмиралов взял их под свою защиту и старался не давать их в обиду.

В Конном заводе г. Адмиралов встретил бывшего своего ученика, Власа Ивановича Агапова с супругой, Викторией Васильевной, а также познакомился с очень милым молодым человеком, Качевским, служившим в Конном заводе переводчиком. С этими лицами г. Адмиралов только и имел возможность вести дружеские беседы и они помогали ему налаживать взаимоотношения Копылова с казаками.

Конный завод все время двигался по лесам, выбирая подходящий корм, хотя немцы и давали зерно для подкормки лошадей, но такую массу лошадей прокормить было очень трудно. [130] Люди сильно пообносились и ни откуда ни одного раза не получали обмундирования.

В начале, во главе Конного завода стоял немецкий майор №, старый, ненавидевший Копылова и казаков. С ним у Копылова были постоянные столкновения. Он также любил употреблять плеть и бил казаков без всяких уважительных причин. Не смотря на жалобы немецкому командованию и просьбы о его увольнении с завода, немецкое начальство на просьбы не обращало никакого внимания, майор был партиец-нацист, имел в немецком Штабе связи, продавал лошадей и делился со своим немецким начальством, потому его и оставляли в Конном заводе. Незадолго, перед приездом г. Адмиралова, его, все-же, уволили и на его место назначили молодого сержанта Нюринга. Но майор еще долго не уезжал и оставался в Конном заводе, мешая работе Нюринга, внося дезорганизацию и делая различные гадости казакам.

После долгих усилий, г. Адмиралов наладил свою работу на Конном заводе, распределив обязанности между 5-ью фельдшерами и наладив взаимоотношения с Нюрингом, Копыловым и казаками.

1-го января 1945-го года была устроена встреча Нового Года. Все задумывались над вопросом: «Что принесет этот Новый Год?»

В общежитии казаков опять была зажжена елка и накрыт стол для ужина. Вечер прошел оживленно и весело.

3-го января в Конный завод приехал представитель Калмыцкого Управления, Шаманов, чтобы урегулировать взаимоотношения Копылова с калмыками, которые еще до приезда г. Адмиралова, подали жалобу на Копылова. Многие калмыки хотели уехать с Конного завода из-за грубого обращения Копылова. Но, т. к. калмыки были хорошими специалистами-коневодами, то он уговорил их остаться в Конном заводе, дав им обещание, изменить свое с ними обращение. [131]

В виду усиливавшихся слухов о наступлении на севере большевиков, 22-го января, при морозе в 20ть градусов по Цельсию и при снежной мятели, выехали из Лоттина в направлении на Ганновер. Проехали г. Нойштеттин и остановились на ночлег в придорожном немецком отеле, а табуны лошадей шли в стороне от дороги и остановились в соседнем лесу. На утро, двинулись на г. Штеттин. Около г. Штутгарта (на севере) остановились в одном селе, думая отдохнуть, но к ужасу своему узнали, что большевики обошли Конный завод и их передовые части, думая отрезать завод, стояли впереди его. Нюринг и Копылов, оказывается, знали об этом, но не хотели верить. Вскоре, стали доноситься очень близко орудийные залпы. В панике, был отдан приказ спешно продвигаться дальше в обход большевиков.

Проехали через Штутгарт и ночью двинулись без остановки дальше на Штеттин. Приэтом, нужно представить себе передвижение огромных табунов диких лошадей. Конские табуны растянулись на несколько километров, всего было около 3.500 лошадей и огромнейший при Конном заводе обоз. Только такие, замечательные специалисты-коневоды как калмыки могли управиться с такими дикими лошадьми.

Шли в полной темноте. Вдали слышались орудийные залпы и вспышки огня. Жена г. Адмиралова, сидя в экипаже, в испуге, спросила кучера Казьмина, что это за огни. Тот спокойно ответил, что это наверное станция (железно-дорожная), а жене г. Адмиралова показалось, что кучер сказал «танки». Она, вскрикнув в ужасе «танки», бросилась из экипажа и ее едва успели подхватить, а кучер, повернувшись, спокойно и невозмутимо, сказал: «Господь с тобой! Сергеевна, полковница, какие там «танки», это станция!» Все разсмеялись и она успокоилась. Но, через несколько минут выяснилось, что это была не станция, а огни немецких автомобильных фонарей, которые не применяли затемнения их, а всегда ездили при освещении. [132]

Поздно ночью, очень быстро проехали через г. Штеттин, не останавливаясь здесь. Город представлял собой сплошные развалины, т. к. англичане бомбили его по несколько раз в день. Проехав через г. Штеттин, нужно было «вброд» переезжать реку Одэр. Это была широкая и быстрая река. Около 2-х часов ночи, в полной темноте, прискакал вестовой и предупредил, чтобы приготовились к переправе в довольно глубоком месте, так-что подводам, может-быть, придется «плавать». Проехав немного, действительно, ничего не видя в темноте, почувствовали, как постепенно въезжали в реку и погружались в ледяную воду. Как не подбирали ноги, но вода, постепенно, поднималась все выше и выше и их подвода поплыла. Они окунулись по пояс в воду. Но опытный кучер, Казьмин, не растерялся, ударил по лошадям, те рванули и вскоре почувствовали под ногами дно реки. Только Бог спас их от гибели и их подвода не перевернулась. Подвода была с крытым верхом и, если-бы она перевернулась, то скоро из нее не выбрались-бы и могли легко захлебнуться. Только на утро, по морозу, добрались, обледеневшие до какого-то села, где могли обсушиться и обогреться, с ужасом вспоминая кошмарную ночь. И Господь миловал, никакой простуды не было, такими-же здоровыми поехали и дальше. Но отъехали не особенно далеко. Около г. Фюрстен-бэрг остановились в селе Айхово. Здесь жили недолго.

Спустя некоторое время, сюда приехал из Берлина полк. С. Н. Краснов, произведенный, незадолго перед этим, в генералы. С ним прихали: Начальник Главного Каз. Управления, полк. С. Н. Гусев и адъютант ген. П. Н. Краснова, полк. Моргунов. Все были рады видеть нового генерала, С. Н. Краснова, который пользовался большим уважением у всех казаков. Он был человек простой в обращении с казаками, не гордый, приветливый и всегда готовый оказать всем помощь.

По случаю его приезда, была устроена торжественная встреча, обед, ужин и конные скачки. [133]

Несколько раз сюда приезжал председатель Калмыцкого Комитета, Шаманов. Это был культурный и образованный калмык, писатель, старый эмигрант. Он пользовался большим почетом и уважением не только среди калмыков, но и среди казаков. Однажды, на Конном заводе, в Айхове, разыгралась очень неприятная семейная сцена, характеризующая эсаула Копылова. Он сильно побил и хотел застрелить свою жену и дочь. Женщины едва успели выскочить во двор, но Копылов, не стесняясь казаков и немцев, стал гоняться за ними и во дворе. Сцена была безобразная. Копылов почти каждый день был пьян, а напившись, становился невменяемым, дерзким, грубым, ко всем придирался и бил ногайкой. Казаки знали его «бусорный» и ужасно тяжелый характер и старались, в это время, не попадаться ему на глаза. Но за то казаки, иногда, намеренно, напаивали до безчувствия и били его «до полусмерти».

В Айхово простояли около месяца. Но настало время уходить и отсюда. Направились на г. Виттшток (в направлении на г. Цэлле). Не останавливаясь, проехали: Виттшток, Прецвал, Пэрлеберг и др. города. У г. Виттенберга, в 6ть часов утра переехали по мосту реку Эльбу. Здесь, видели над мостом, по которому должны были переезжать, очень красивую картину. Окола моста висели огромные, привязные, воздушные шары, с которых немцы производили наблюдения, а по берегам стояли скрытые аппараты для производства искусственных туманов, защищающих переправы и мосты, при налетах английских бомбардировщиков. Так в искусственном тумане и перегнали, в течении нескольких часов, с большим трудом, своих диких лошадей и огромное количество подвод. Приехали в Бельцен. Остановились вдали от города, в лесу. Здесь, пришлось пережить жуткое время. Недалеко от остановки Конного завода находился очень большой концентрационный немецкий лагерь для военнопленных и остарбейтеров (насильно угнанных на работы в Германию из России и других стран мужчин и женщин). [134] Проходя мимо остановки Конного завода, они всегда смеялись и издевались над казаками, считая их друзьями немцев. Это были несчастные страдальцы. Кроме тяжелой работы, которую они выполняли у немцев, над ними немцы производили всевозможные пытки и ужасные опыты. Смертность в лагере была огромная от различных болезней. Здесь-же функционировали и известные, ужасные, газовые печи, в которых немцы сжигали мертвых и часто живых людей. Но, т. к. трупов было очень много, то в печах немцы не успевали сжигать их и сжигали на кострах, разложенных во дворе лагеря, на виду у всех. Все это пришлось казакам видеть собственными глазами. Вокруг, стоял ужасный запах трупного и горелого мяса. Воздух был убийственный. Все это производило кошмарное впечатление. Люди и даже лошади не могли принимать пищу. Но немецкое начальство, как будто-бы ничего не видело, не замечало и не обращало никакого внимания на протесты и требования казаков о переводе Конного завода на другое место. Казалось, как будто-бы намеренно, людей ставили в такие ужасные условия. Копылов был, конечно, безсильным и безвольным орудием в руках немцев.

Кроме того, Конный завод находился недалеко от железной дороги, которую ежедневно бомбардировали англичане. Все переживали ужасные минуты. Порой казалось, что спасения нет. Англичане видели табуны лошадей с аэропланов, да и невозможно было спрятать такую массу, но не бомбили Конный завод, надеясь, повидимо-му, взять его как военную добычу.

Начальство Конного завода совсем потеряло голову и, чтобы отвлечь внимание казаков от ужасного положения и близости концентрационного лагеря, приказало рубить лес и делать конюшни, неизестно для какой цели, под выстрелами наступающего неприятеля. Казаки отказывались приводить в исполнение приказ, и, выходя на рубку леса, сидели и ничего не делали. [135]

Действительно, через несколько дней, был отдан приказ: сворачиваться и спешно уходить. Оказалось, что следом за Конным заводом наступали не большевики, а англичане. Когда казаки узнали об этом, то многие тайно оставались на местах, чтобы попасть к ним в плен. Настроение у всех было отчаянное. Дорога шла по очаровательным местам, но никто не видел этой красоты. Все окончательно выбились из сил, мерзли и кормили собственным телом паразитов, т. к. более месяца ели и спали, не раздеваясь на подводах, или-же под подводами прямо на мерзлой земле.

Наконец, остановились в лесу, на месте пересечения Гамбурго-Любэкского шоссе. Неуспели расположиться, как поднялась сильная бомбардировка шоссе, недалеко от стоянки Конного завода. Ночью, с аэропланов были развешены в воздухе светящиеся фонари и бомбежка шла при полном освещении. Поднялась паника. Начали быстро выезжать по освещенной дороге, но, к счастью, все окончилось благополучно и англичане Конный завод не тронули.

7-го апреля подъехали к г. Ульцену и остановились лагерем в лесу. Простояв один день, ночью переехали мост через реку Эльбу у г. Люненбурга, и остановились около г. Шварцвальда. Место опять оказалось очень опасное: с одной стороны – железная дорога, а с другой – шоссе. Аэропланы летали безпрерывно и сбрасывали бомбы. Все-же вынуждены были простоять здесь под обстрелом около 7-ми дней, а затем, двинулись дальше и расположились в лесу, в прекрасном и спокойном месте у озера.

Здесь, в Конный завод, случайно, приехал полк. Ольховик, из Власовского Комитета (РОА). Это был культурный, образованный и интеллигентный человек. Он, по его словам, был послан от Власовского Комитета на север Германии и в Данию с целью пропаганды. На всех он произвел приятное впечатление. Он имел большие связи в Дании и мог устроить отъезд туда казаков. Стали вести переговоры по этому поводу с немецким шефом, Нюрингом, который еще возглавлял Конный завод. [136] Но он был против отправки Конного завода из Германии, имея в виду, в критический момент, роздать лошадей немецкому населению. Но это было не в интересах казаков, которые скорее склонны были передать Конный завод, в полном составе с сотрудниками, англичанам.

Дальше