Начало боевого пути
Весной 1942 г., когда враг находился в 150–200 км от Москвы и осаждал Ленинград, развернулись активные боевые Действия на южном крыле советско-германского фронта и на северо-западном направлении. Советская Армия стремилась развить успех, достигнутый зимой 1941/42 г., противник же надеялся вернуть утраченную им стратегическую инициативу. К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочего класса и колхозного крестьянства, мобилизующей и руководящей роли Коммунистической партии увеличился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции для обеспечения Советской Армии вооружением, снаряжением и продовольствием.
На основе боевого опыта, полученного в ходе войны, количественного и качественного роста боевой техники, которая непрерывным потоком поступала в действующую армию, вносились изменения в тактику боевых действий и организационную структуру войск. Организационные мероприятия направлялись на обеспечение массированного применения и эффективного использования вооружения и боевой техники, значительного повышения огневой и ударной мощи всех видов Вооруженных Сил.
Существенной реорганизации подверглись и Военно-воздушные силы. Формировались однородные авиационные дивизии (бомбардировочные, истребительные, штурмовые). В составе каждого фронта создавались воздушные армии. В августе Ставка приняла решение приступить к формированию авиационных корпусов РВГК. Эти соединения стали мощным маневренным средством Ставки, предназначенным для усиления воздушных армий и создания количественного превосходства в авиации на решающих стратегических направлениях.
5 мая авиационные силы Западного фронта были объединены в 1-ю воздушную армию под командованием генерал-лейтенанта авиации Т. Ф. Куцевалова, которого в середине июня 1941 г, сменил генерал С. А. Худяков впоследствии маршал авиации. Политотдел возглавил бригадный комиссар В. Н. Толмачев. Заместитель командарма генерал А. К. Богородецкий, начальник штаба генерал А. С. Пронин. В состав воздушной армии первоначально входили 5 авиадивизий (4–5-полкового состава), затем их количество было доведено до 13 (201, 202, 203, 234, 235-я истребительные, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная, 215-я смешанная, 214, 224, 231, 232, 233-я штурмовые).
201-я истребительная авиадивизия была создана. 10 мая 1942 г. из боевых летных частей расформированных ВВС общевойсковых армий Западного фронта. Формирование дивизии проходило одновременно с выполнением боевых задач.
Командовал 201-й истребительной авиационной дивизией полковник Анатолий Павлович Жуков, человек высокой авиационной культуры и умелый организатор. В 1940 г. он успешно закончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. На фронте с первого дня войны: вначале командиром истребительного авиационного полка, а затем заместителем командующего ВВС 5-й армии.
Военком дивизии полковой комиссар И. Л. Ехичев, начальник штаба подполковник А. Д. Латышев, заместитель командира дивизии по летной подготовке Герой Советского Союза майор В. Ф. Скобарихин, старший инженер дивизии инженер-майор И. С. Рябченко, а также технический состав служб и офицеры штаба прошли большую и суровую школу войны и были хорошими помощниками командира дивизии.
Во главе 20, 32, 122, 236 и 519-го истребительных авиаполков дивизии стояли отличные боевые командиры майоры А. И. Кукин, И. Г. Колбасовский, Г. М. Баяндин, П. А. Антонец и К. Н. Мурга.
Ранее все полки принимали активное участие в боях, а офицеры штабов и летчики приобрели достаточный опыт ведения боевых действий.
В мае июне 1942 г. на Западном фронте установилась оперативная пауза. Советские войска готовились к наступлению, противник усиливал свою оборону.
Войска противника в полосе Западного фронта поддерживались крупной авиационной группировкой. Отборные эскадры 2-го воздушного флота, потерпевшие поражение в битве под Москвой, в срочном порядке были пополнены самолетами и летчиками. Активность вражеской авиации повысилась. Она пыталась вести разведку, наносить бомбовые удары по коммуникациям, аэродромам, районам сосредоточения войск, препятствовать боевым действиям нашей авиации.
В этот период в задачи, поставленные командующим 1-й воздушной армией перед 201-й истребительной авиационной дивизией, входило; совместно с другими авиационными соединениями армии вести активную борьбу за господство в воздухе, прикрывать боевые порядки частей 20-й армии, вести воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывать группу войск генерала П. А. Белова, которая совершала рейд по тылам врага. Кроме этого ежедневно выделять 10 экипажей, которые находились в распоряжении командарма в двухминутной готовности.
Авиационные части соединения вели боевые действия, базируясь в основном на полевых аэродромах. Штаб дивизии размещался в населенном пункте Новинки (12 км севернее Можайска).
В этот период истребительные полки 201-й авиационной дивизии произвели 1018 самолето-вылетов. В 29 схватках с противником было уничтожено 42 вражеских самолета.
В ходе непрерывных воздушных боев летчики дивизии продолжали совершенствовать боевое мастерство. Они проявляли инициативу и решительность в атаках, мужественно и умело действовали против численно превосходящего врага.
Следует подчеркнуть, что воздушные бои были важным источником информации о тактике действий противника. Сознавая это, командир дивизии полковник А. П. Жуков на истребителе Як-1 лично водил в бой сначала полк, а затем дивизию. С каждым боевым вылетом и проведенным воздушным боем росли опыт и мастерство летного состава. Непосредственное участие в боевых действиях и последующий их анализ помогали командиру соединения определять уровень подготовки летного состава и организаторские способности ведущих групп, находить новые тактические приемы и более эффективные способы применения скоростных истребителей с мощным вооружением. Это были тяжкие уроки жестокой школы войны. Только на Западном фронте с 21 июля 1941 г. по 28 октября 1942 г. Анатолий Павлович произвел около двухсот боевых вылетов, уничтожив в групповых воздушных боях 14 самолетов противника.
Размышляя над повышением боевых возможностей истребителей, полковник А. П. Жуков посоветовался со своим заместителем майором В. Ф. Скобарихиным, с командирами полков, эскадрилий и решил изменить боевой порядок групп истребителей и их тактику. За основу боевого порядка эскадрильи и полка была принята пара истребителей наиболее маневренная тактическая единица. Из пар в полках стали создавать боевые тактические группы, которые подразделялись на ударную и прикрывающую. До вступления в бой группы прикрытия в составе четырех, шести, восьми иди десяти самолетов находились не на одной линии с ударной, как раньше, а в стороне и выше. Пары в группах эшелонировались по высоте. Ведомый летчик имел превышение над ведущим. Прикрытие внутри группы осуществлялось взаимодействием пар, а в паре между ведущим и ведомым. Такой боевой порядок эскадрильи или полка позволял осуществлять четкое взаимодействие истребителей в воздушных боях, стремительно наносить по противнику внезапные удары и добиваться победы над его не только равными, но и превосходящими по численности силами.
Следует сказать, что в предвоенные годы была разработана система построения боевых порядков истребителей в плотных строях авиационных эскадрилий. Подобный способ относился к оборонительному воздушному бою на устаревших типах самолетов И-16 и И-153 без средств радиосвязи. Он оказался в противоречии с характером наступательного воздушного боя на скоростном истребителе, стал тормозом на пути развития его тактики, сковывал действия летчиков, лишал их самостоятельности и инициативы в бою.
Командиры соединений и частей внедряли новые тактические приемы. Шире стали применяться скрытное сближение с противником со стороны солнца, внезапность, открытие огня с коротких дистанций, вертикальное маневрирование и другие приемы.
Воспользовавшись тем, что в дивизию прибыли командующий армией генерал С. А. Худяков и его заместитель генерал А. К. Богородецкий, полковник А. П. Жуков доложил им свое решение об изменениях в тактике ведения боя. Идея нового боевого порядка из пар истребителей была одобрена.
В начале июля 201-я авиационная дивизия получила из штаба воздушной армии ряд рекомендаций по тактике, в том числе «Положение о боевых действиях пар истребителей с широким использованием радиосредств», «Методику подготовки молодых летчиков-истребителей для ввода их в строй» и упрощенную радиосигнальную таблицу, с помощью которой можно было подавать типовые команды:
«Разворот», «Прикрой меня», «Возвращение на аэродром» всего 10 команд, которые каждый летчик должен был знать наизусть. Так полезные рекомендации по тактике были узаконены командующим 1-й воздушной армией генералом С. А. Худяковым.
На основе требований этих документов командование дивизии организовало планомерную учебу в частях, используя кратковременные затишья, связанные с плохими метеорологическими условиями. Нелегкой науке побеждать учились абсолютно все: и ветераны полков, и молодежь, прибывающая из авиационных школ.
Большую работу по обобщению и изучению боевого опыта выполняли штабы. С этой целью они периодически организовывали и проводили в дивизии и полках летно-тактические и технические конференции, на которых неоднократно выступали опытные летчики В. Ф. Скобарихин, П. А. Антонец, К. Н. Мурга, И. Г. Колбасовский, А. Л. Тарасов и другие.
Одновременно на конференциях летному составу напоминалось, что по летно-тактическим данным самолеты Як-1, МиГ-3 превосходят истребители противника. И прежде всего в скорости, которая в горизонтальном полете на 50–80 км/ч больше, чем у вражеских истребителей. Благодаря этому МиГ-3 достигал точки открытия огня по уходящему «мессершмитту» с дистанции 2 тыс. м на пятикилометровой высоте за 2,5 минуты, а Як-1 за один вираж свободно заходил в хвост «мессершмитту», так как вираж выполнялся за 17 секунд. Кроме того, на боевом развороте или горке «як» мог стремительно набирать высоту и, не теряя скорости, свободно догонять Ме-109.
Инженеры, техники, механики, вооруженцы, радисты и другие авиационные специалисты обсуждали вопросы поддержания авиационной техники в боевой готовности, сокращения сроков подготовки самолетов к вылету, восстановления и ввода в строй поврежденных машин и другие меры технического обеспечения.
Накопленный, обобщенный и исследованный боевой опыт становился достоянием всего личного состава, в том числе и молодых летчиков и авиационных специалистов.
Командование 1-й воздушной армии в бюллетенях, выпускаемых по итогам конференций авиационных соединений, инструкциях и приказах давало методические рекомендации для эффективного использования высоких боевых свойств новых истребителей. Именно эти документы, разработанные на основе обобщения бесценного боевого опыта войны, положили начало внедрению новой тактики истребительной авиации.
В организацию и проведение боевой подготовки летного состава большой вклад внес заместитель командира дивизии Герой Советского Союза майор В. Ф. Скобарихин. По его инициативе в каждом полку вблизи аэродрома были оборудованы полигоны с мишенями, которыми служили подбитые вражеские самолеты. На них отрабатывались атаки по наземным целям. Полковник А. П. Жуков и майор В. Ф. Скобарихин часто бывали в полках, помогали командирам лучше организовать боевую учебу, лично проводили занятия. В паре с обучаемым летчиком они демонстрировали воздушный бой с противником по принципу «делай как я».
Для подготовки молодых летчиков в частях внедрялся опыт лучших командиров эскадрилий капитанов И. Немятого, А. Шварева, старших лейтенантов Н. Архипова, А. Филатова. Вчерашние курсанты изучали район боевых действий, способы взаимодействия истребителей с наземными войсками, штурмовиками и бомбардировщиками, отрабатывали технику пилотирования, стрельбы по наземным и воздушным целям. Лучшими наставниками молодежи были летчики А. Запорожец, А. Куприянов, В. Башкиров, В. Винокуров, А. Романенко, А. Бухторевич, Б. Бугарчев, М. Удалов, удостоенные боевых наград.
Перед вылетом молодых летчиков на боевые задания в частях дивизии практиковались показательные воздушные бои. Иногда проводили учебные бои истребителей Як-1 и МиГ-3 с вражеским истребителем Ме-109, который пилотировал первоклассный летчик майор П. А. Антонец. Но, конечно, не только в новейшей авиационной технике была мощь дивизии. Главную ее силу составляли люди с высокими морально-боевыми качествами.
Политработникам воздушной армии и дивизии за короткое время удалось хорошо наладить работу партийных и комсомольских организаций, обеспечить высокий боевой дух всего личного состава.
Политработа органически входила во все виды боевой деятельности и в повседневную жизнь частей соединения.
Политработники дивизии, полковой комиссар П. Л. Ехичев, старший батальонный комиссар М. С. Сердюк, инструкторы политотдела поддерживали тесную связь с командирами полков и подразделений, помогали им, постоянно заботились о том, чтобы партийно-политическая работа проводилась в тесной связи с теми задачами, которые решала дивизия.
Отважно и умело дрались в небе Подмосковья летчики авиационных частей 201-й истребительной авиационной дивизии. Однажды заместитель командира эскадрильи лейтенант Александр Максимов с командиром звена младшим лейтенантом Сергеем Белоусовым барражировали над своим аэродромом. В это время возвращалась с задания группа самолетов, которая, выпустив шасси, готовилась к посадке. С командного пункта полка передали предупреждение: «Соколы», будьте внимательны, в воздухе противник». Действительно, четыре внезапно появившихся вражеских истребителя готовились к атаке на наши самолеты в момент приземления. А сбить самолет при посадке очень легко.
Пара лейтенанта Максимова, не замеченная «мессершмиттами», успела своевременно встретить вражеские самолеты и связать их боем. Два «мессера» пошли в лобовую атаку, а два других старались набрать высоту и зайти в хвост «якам». Излюбленный прием фашистских асов «зажать в тиски». Исход боя решали секунды. Сближение на встречных курсах было таким стремительным, что столкновение четырех машин казалось неизбежным. Лейтенант Максимов первым поймал в прицел вражеский самолет и сбил его. Ведомый Ме-109 не выдержал, резко отвернул в сторону и свечой полез вверх, но и здесь истребитель Як-1 на боевом развороте догнал фашиста и поджег.
С аэродромной радиостанции раздался голос командира полка майора П. А. Антонец: «Молодцы, «Соколы»!»
Тем временем бой с немецкими истребителями продолжался. Ревя двигателями, круто ломая линию полета, самолеты то словно метеориты устремлялись к земле, то стрелой врезались в зенит. Сергей Белоусов, не отрываясь от своего командира, следил за парой «мессершмиттов». Вдруг один из «мессеров» устремился к ведущему. Выполнив быстрый и неожиданный разворот, Белоусов выпустил длинную заградительную очередь, отсек вражеский самолет от Максимова и этим спас от неминуемой гибели своего командира.
Вражеские истребители, не выдержав невероятно быстрого темпа схватки и мастерских атак наших летчиков, обратились в позорное бегство.
Когда самолеты зарулили на стоянку, летчиков встречали и однополчане, и специалисты батальона аэродромного обслуживания (бао). Радостные, улыбающиеся, они поздравляли отважных воинов с победой.
Лейтенант Максимов, обращаясь к встречающим его, сказал: «В этой победе есть доля заслуг наших надежных помощников, тех, кто подготовил самолеты к боевому вылету. Спасибо вам, ребята!»
Как гордился авиационный механик сержант И. Люшин, что на самолете, который он обслуживал, его командир лейтенант Александр Максимов на глазах у всех сбил два «мессершмитта»!
Молодые летчики, недавно прибывшие в часть, В. Барсуков, Л. Дема (ныне Герои Советского Союза), А. Коршак, М. Гоголев и другие благоговейно смотрели на отважного командира и горели желанием скорее вступить в бой с врагом, познать радость победы.
14 июня четверка «Яков» во главе с капитаном А. Е. Шваревым поднялась в воздух с аэродрома Васильковское и в точно назначенное время прибыла в район прикрытия кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова, который вел боевые действия за линией фронта. На подходе к району «яки» встретили авиаразведчик противника «Хейнкель-126», которого с первого захода сбил командир эскадрильи капитан А. Шварев. Через некоторое время с запада появилась девятка бомбардировщиков Ю-88 с намерением нанести бомбовый удар по конникам. Минуя плотный заградительный огонь «юнкерсов», коммунист А. Е. Шварев врезался в строй вражеских самолетов и сбил ведущего. Командир звена лейтенант Борис Бугарчев уничтожил второй бомбардировщик. Гитлеровцы, не выдержав такого напора, беспорядочно сбросили бомбы и повернули обратно.
Группа капитана Шварева продолжала патрулирование. В очередной схватке с восьмеркой «мессершмиттов» отважная четверка сбила два самолета противника. И тут вовремя показалась вторая группа советских истребителей, вызванная по радио Александром Шваревым. Заметив это, оставшиеся шесть «мессершмиттов» немедля исчезли.
Так шли дни за днями. Летчики дивизии по-прежнему выполняли боевые задачи по прикрытию войск 20-й армии, обеспечивали выход из тыла врага 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, вели разведку войск противника. Генерал П. А. Белов объявил благодарность личному составу 236-го истребительного авиаполка, отличившемуся по прикрытию конников.
Командование и политработники постоянно держали личный состав частей соединения в курсе последних событий на фронтах. После наших неудач в районе Харькова и Крыма противник, пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, создал значительное численное превосходство над советскими войсками на направлении своих ударов и устремился на юго-запад и юг Советского Союза. Уже в начале июля стало ясно, что враг рвется к Волге и Кавказу.
Ставка Верховного Главнокомандования поставила Западному фронту задачу в начале июля 1942 г. провести частную наступательную операцию на брянском направлении с целью сковать силы противника на западном участке фронта и не допустить их переброски на юго-западное направление, где Советская Армия вела кровопролитные оборонительные бои.
4 июля на левом крыле Западного фронта 10, 16 и 61-я армии развернули наступление с рубежа Киров, Волхов в сторону Брянска. В связи с этим 201-я авиационная дивизия была перебазирована на полевые аэродромы в районе Волхова.
В полночь 4 июля дивизии была поставлена боевая задача прикрывать наступающие войска 61-й армии. С рассвета летчики находились в готовности № 1 и после уточнения штабом дивизии боевых задач приступили к их выполнению. Наступили напряженные дни боевых действий.
Вражеские бомбардировщики на участке фронта, который прикрывала дивизия, накатывались волнами. Чтобы упреждать их удары, истребители вынуждены были непрерывно барражировать в этом районе. Из-за недостатка сил приходилось действовать мелкими патрульными группами, состоящими из 8–10 истребителей. Но и в этих условиях летчики патрульных групп дрались до последнего снаряда, до последней капли бензина, вызывая одновременно поддержку с аэродрома.
О напряженности обстановки в воздухе 8 июля 1942 г. можно составить представление на примере одного из многих боевых вылетов.
Утро предсказывало хороший полетный день. На аэродромах дивизии с рассвета шла напряженная работа. Истребители группами уходили на очередное задание.
В 7 часов 30 минут на прикрытие войск в район прифронтового города Белев вылетело восемь Як-1 под командованием капитана А. Г. Запорожца. На подлете к цели командир эскадрильи оглянулся: справа от него и чуть выше шел сержант А. А. Неброев, еще выше держались капитан А. Е. Шварев с лейтенантом К. И. Кондиным. В стороне, на некотором удалении и с превышением над ними, шло звено прикрытия, возглавляемое капитаном А. Л. Тарасовым.
Но вот на фоне облаков появились 27 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей, через мгновение начнется бой...
«Коммунист Запорожец решительно повел свою группу на первую девятку бомбардировщиков. И тут две пары «мессершмиттов» бросились нашим летчикам наперерез. Однако четверка Тарасова упредила их атаку и сбила ведущего группы.
Запорожец тем временем прорвался к бомбардировщикам и поразил головной «юнкерс», а затем и ведомого. Фашистские самолеты, оставляя за собой хвосты черного дыма, с резким снижением пошли к земле. Строй врага нарушился, и он обратился в бегство. Бомбардировщики остальных групп, увидев паническое бегство первой, поступили так же.
Через некоторое время показался второй эшелон вражеских самолетов в составе 18 «юнкерсов» и восьми «мессершмиттов». С крутого пикирования капитан Шварев сбил левого ведомого в головном звене, а Запорожец машину командира эшелона. Одновременно с падающим бомбардировщиком пошел к земле и третий, подожженный меткой очередью сержанта Молчанова. Остальные гитлеровцы поспешили развернуться и лечь на обратный курс, Оставшиеся три пары «мессершмиттов» прикрытия одновременно с разных сторон атаковали ударное звено «яков». Но фашисты не успели опомниться, как сами попали под огонь верхней четверки советских истребителей. Тарасов сбил ведущего. И это сломило волю остальных гитлеровцев, которые, пикируя веером, вышли из боя. Казалось, бой закончен, но на горизонте появилась третья группа вражеских бомбардировщиков. Капитан Запорожец, передав сообщение, о помощи, снова повел в атаку боевых товарищей.
Командир дивизии вызвал дежурные подразделения, возглавляемые капитаном И. П. Немятым и старшим лейтенантом В. М. Винокуровым. Подкрепление подоспело вовремя.
В результате трех воздушных боев за один вылет летчики сбили 8 и подбили 5 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. По два самолета уничтожили капитаны А. Запорожец и А. Тарасов, по одному капитан А. Шварев, лейтенант С. Белоусов, сержанты А. Неброев, М. Молчанов.
Этот успех был достигнут благодаря эшелонированному построению боевого порядка, отличному взаимодействию между парами, высокому летному мастерству и отваге летчиков, умелому и непрерывному управлению боем командиром группы.
Один из лучших командиров эскадрилий дивизии Андрей Григорьевич Запорожец был самым выносливым летчиком и искусным воздушным бойцом. Мужество и храбрость отважного командира сочетались с виртуозным пилотированием, отличным знанием боевого истребителя и доскональным владением приемами его боевого использования. В июле 1942 г. на его боевом счету было уже 195 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов противника.
В дни наступления войска 10, 16 и 61-й армий особенно нуждались в помощи авиации. Командование 1-й воздушной армии за счет. маневра сил массированно использовало авиацию на направлении главного удара. Благодаря этому на узком участке фронта сотни самолетов бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации буквально висели над полем боя, пробивая дорогу пехоте и прикрывая ее от ударов фашистских бомбардировщиков.
Так, на брянском направлении с 4 по 14 июля только 201-я авиационная. дивизия произвела 1396 боевых вылетов на прикрытие наземных войск и в ожесточенных боях с авиацией врага сбила 39 «юнкерсов» и 19 «мессершмиттов».
И если в воздухе сопротивление врага ослабло, то на земле оно значительно возросло. Бросив к участкам прорыва крупные резервы танков, артиллерии и пехоты, гитлеровцы пытались остановить продвижение советских войск и отбросить их на исходные позиции. Бои приняли затяжной характер, К 10 июля по приказу командования фронта все три армии перешли к жесткой обороне на достигнутых рубежах.
На примерах проведенных воздушных боев летчики частей соединения еще раз убедились в преимуществе новых способов боевого использования истребителей. Но имелось одно «но» недостатки управления истребителями в воздухе, вызванные отсутствием радиообмена друг с другом в парах и неустойчивой связью ведущих групп с радиостанциями наведения и постами наблюдения. Это объяснялось тем, что радиостанции были не на всех истребителях, радиоаппаратура была несовершенной, организация связи недостаточно четкой.
В боях на брянском направлении по радио разрешалось работать без ограничений. В эфир выходили одновременно сотни коротковолновых танковых, самолетных и других радиостанций. Это приводило к взаимным помехам.
В боевой обстановке ведущий группы вообще был лишен возможности заняться настройкой рации. Чтобы освободить руку для работы на панели радиостанции, он должен был бы прекратить наблюдение за воздухом и бросить управление двигателем и самолетом, а это создавало большую опасность для соседних самолетов в строю.
Неудобной была и бортовая радиостанция. В ходе воздушного боя командир часто забывал или не мог перевести тумблер из положения «Передача» на «Прием», и невольно терял связь, создавал помехи в эфире для других.
Кроме того, эффективность работы пунктов наведения истребителей и постов визуального наблюдения, расположенных в 2–3 км от линии фронта, порой была недостаточной. Вызывалось это тем, что радиус обозреваемого воздушного пространства даже в хорошую погоду ограничивался пределами 5–6 км. На большом расстоянии даже с помощью бинокля трудно было определить принадлежность самолета. Воздушная обстановка чаще всего складывалась так, что самолеты как противника, так и свои находились за пределами этой просматриваемой зоны.
Для того чтобы восполнить этот пробел, по приказанию oкомандующего 1-й воздушной армией генерала С. А. Худякова в каждом авиационном полку одну эскадрилью полностью укомплектовали самолетами с приемно-передающими радиостанциями, а в остальных истребители командиров эскадрилий. У ведущих пар и ведомых были только радиоприемники, которые тщательно настраивались в период подготовки к вылету. Командир группы перед взлетом запрашивал каждого летчика: «Сокол-10», если слышишь, подними руку» или: «Покачай элеронами».
Для истребителей прикрытия, штурмовиков и бомбардировщиков были определены отдельные радиосети. Эти мероприятия значительно улучшили управление боевыми действиями истребителей, которое стало более четким и гибким.
29 июля личному составу дивизии был зачитан приказ Народного комиссара обороны № 227, который требовал от бойцов и командиров: «НИ ШАГУ НАЗАД!» Затем состоялись полковые митинги. В своих выступлениях авиаторы заверили, что не пожалеют сил для успешного выполнения поставленных перед ними боевых задач.
30 июля войска правого крыла Западного и левого крыла Калининского фронтов перешли в наступление на ржевско-сычевском направлении. Немецко-фашистское командование, понимая всю важность этого участка фронта, ввело в сражение значительную часть своих сухопутных резервов и усилило авиацию.
1-я воздушная армия основные усилия сосредоточила на поддержке наступающих войск 5, 20 и 31-й армий. Массированные удары дивизий бомбардировщиков и штурмовиков по врагу были весьма ощутимы.
В августовских боях 201-я истребительная авиационная дивизия прикрывала ударную группировку 20-й армии и обеспечивала боевые действия частей 214-й штурмовой авиационной дивизии.
Погода стояла летная, и авиация могла вести активные боевые действия. В небе шли непрерывные ожесточенные бои.
На аэродромах дивизии кипела напряженная работа. Техники, механики и другие авиационные специалисты еле успевали готовить самолеты на очередное боевое задание. Группы истребителей без передышки вылетали по уплотненному графику. Только с 4 по 12 августа летчики дивизии сбили 47 самолетов противника.
Политаппарат, партийные и комсомольские организации соединения неустанно заботились об усилении наступательного порыва воинов. Партийно-политическая работа в период наступления наших войск охватывала все стороны боевой деятельности частей и подразделений, укрепляли моральный дух личного состава армии.
В эскадрильях частей дивизии все экипажи вступили в боевое соревнование. Условия подведения итогов простые, а выполнение обязательств сложное. Кто больше подготовит самолето-вылетов на боевое задание и больше их произведет, кто больше собьет самолетов и уничтожит живой силы врага, тот и выходил победителем в этом соревновании. В нем принимали участие летчики, техники, авиамеханики, мотористы, вооруженцы, радисты, прибористы.
Эскадрильи настойчиво боролись за первенство в полку. Личный состав подразделений стремился как можно лучше выполнить свой боевой долг.
Боевое соревнование имело огромное политическое значение. Оно служило воспитанию личной ответственности за судьбу Родины.
Выступая на партийном собрании, посвященном итогам боевого соревнования, командир эскадрильи Анатолий Тарасов сказал: «Отныне для каждого из нас железным законом стал лозунг партии «Ни шагу назад!». Поэтому для коммунистов путь в бою один только вперед, цель одна победа. Я люблю свою Родину, ленинскую партию и советский народ. За них не пожалею жизни в бою».
Заместитель секретаря партийного бюро 236-го истребительного авиационного полка А. Л. Тарасов выразил мысли и стремления всех коммунистов дивизии. И повсюду в те грозные дни борьбы на аэродромах и в воздухе коммунисты страстным партийным словом и личным примером звали авиаторов на подвиги во имя свободы и независимости Родины.
Примеров героизма и мастерства, показанных коммунистами и комсомольцами дивизии в воздухе и на земле, не счесть. Они проявляли ни с чем не сравнимую стойкость в бою с превосходящими силами противника, действовали смело и тактически грамотно.
Прикрывая наземные войска в районе Ржева, четверка МиГ-3, ведомая коммунистом В. М. Винокуровым, смело атаковала две девятки Ю-88 под прикрытием десяти «мессершмиттов». Вражеские истребители пытались отбить удар наших летчиков, однако Винокуров с товарищами успел завершить атаку, и два «юнкерса», объятых пламенем, упали на землю. Остальные, сбросив бомбы на свои войска, легли на обратный курс. Фашистские бомбардировщики при срыве их бомбометания всегда освобождались от опасного груза, чтобы не взорваться на нем. Тем временем, заняв выгодную позицию, старший лейтенант В. М. Винокуров и лейтенант В. А. Башкиров атаковали первую пару «мессеров» и сбили ее. После этих потерь действия вражеских летчиков стали нерешительными, и они вышли из боя. Наши герои благополучно вернулись на аэродром.
Большим мастером воздушного боя считали в 519-м истребительном авиационном полку старшего лейтенанта А. М. Филатова. 9 уничтоженных вражеских самолетов, 37 автомашин с пехотой таков боевой счет Филатова за девять месяцев пребывания в действующей армии.
Исключительно эффективно провела воздушный бой четверка истребителей МиГ-3 во главе с командиром эскадрильи А. М. Филатовым 4 августа 1942 г. западнее Гжатска (ныне город Гагарин). Патрулируя в заданном районе, советские истребители встретили несколько десятков бомбардировщиков противника под прикрытием 20 истребителей. Наши летчики решительно врезались в строй врага. В первой же схватке коммунист Филатов сбил истребитель Ме-109. Затем он атаковал подошедшие бомбардировщики и сбил самолет ведущего, а при выходе из атаки другой. Пара «мигов» с ведущим старшим лейтенантом Н. Г. Архиповым, находившаяся выше, в этот момент атаковала четверку вражеских «мессершмиттов», пытавшихся зайти в хвост самолету Филатова. Было сбито еще два истребителя врага. Отважные воздушные бойцы, искусно отражая яростные атаки «мессершмиттов», заставили гитлеровцев сбросить бомбы до линии фронта. Удар бомбардировщиков противника был сорван. В ожесточенной схватке с врагом наши летчики уничтожили 7 и подбили 5 неприятельских самолетов. Боевую задачу они выполнили успешно.
На другой день летчики-истребители 201-й авиадивизии совместно с другими соединениями воздушной армии продолжали вести жестокую и упорную борьбу за господство в воздухе.
Завершая боевой день 5 августа, командир 519-го авиационного полка майор К. Н. Мурга в третий раз повел восьмерку МиГ-3 на прикрытие войск в район Погорелое Городище. Ударное звено вел Мурга, звено прикрытия капитан И. Немятый. Патрулируя на высоте 4 тыс. м в заданном районе, наши летчики обнаружили бомбардировщики противника. 30 Ю-88 шли встречным курсом под прикрытием четырех групп истребителей. Одна группа «мессершмиттов» была впереди и выше бомбардировщиков, три другие ниже. Командир полка подал команду: «Атакуем «юнкерсы» в лобовую!» и первым ринулся на врага. На огромной скорости «миги» разошлись с истребителями головного прикрытия и прорвались к бомбардировщикам. Молнией сверкали пулеметные очереди. Нервы пилота флагманского корабля не выдержали. Избегая тарана, он резко отвернул в сторону и наскочил на своего соседа справа. Столкнувшиеся машины стали разваливаться в воздухе. Остальные фашисты не успели опомниться, как попали под перекрестный огонь «мигов». Вспыхнули еще три вражеских бомбардировщика.
Проскочив через боевой порядок бомбардировщиков снизу, Мурга быстро развернул свои истребители и обрушился сверху сзади на замыкающую девятку «юнкерсов». Майор Мурга сбил ведущего, а старший лейтенант Тузов ведомого. Затем, оказавшись под строем вражеских машин, ударили снизу сзади по средней девятке. Еще два бомбардировщика упали на землю. Боевой порядок противника был нарушен. То там, то здесь вспыхивали его самолеты, спускались на парашютах фашистские летчики. Бомбардировщики не выдержали и поспешно покинули поле боя.
Когда бомбардировщики были рассеяны, истребители противника, имея численное превосходство, яростно набросились на нашу восьмерку. По тому, как они начали схватку, Мурга понял, что имеет дело с опытным врагом. Командир полка, непрерывно передавая в эфир приказы и советы своим подчиненным, настойчиво навязывал инициативу боя. Распределив цели подчиненным, он ринулся в атаку на головной самолет в группе противника. Гитлеровец, искусно пилотируя свой Ме-109ф, пытался уйти от атаки. Но не так-то легко было оторваться от опытного советского летчика. Настигнув врага на предельной скорости, Мурга сбил лидера фашистских истребителей. Остальные гитлеровцы заметались и, кто пикируя, кто кабрируя, рассыпались в разные стороны. Ведущий второго звена капитан Немятый все же догнал и сбил еще одного фашиста.
Бой окончен. Задание выполнено. Два наших подбитых истребителя произвели посадку на фюзеляж на своей территории. Со станции наведения передали: «Пехота благодарит истребителей». Летчики тоже были довольны, что сумели достойно защитить царицу полей.
Непрерывное и четкое управление боем, высокое летное мастерство, тактически грамотные действия, отвага командира полка сыграли важную роль в достижении успеха в жестоком бою. Наши летчики, следуя примеру командира, дрались смело и уверенно. В итоге было сбито 9 самолетов противника, не считая двух столкнувшихся.
Особенно ожесточенные воздушные бои проходили над Ржевом, где наши войска находились в 2 км от стен древнего русского города, в районе населенного пункта Погорелое Городище.
В этих боях отличились летчики полка майора И. Г. Колбасовского. Иван Григорьевич Колбасовский был известен как тактически грамотный, смелый и инициативный командир 32-го истребительного авиационного полка.
«Мы встретились с обаятельным человеком и требовательным командиром, пишет в своих воспоминаниях Герой Советского Союза полковник в отставке В. Ф. Скобарихин. Иван Григорьевич был спокойным, чутким, вежливым, справедливым, но отнюдь не либеральным командиром. Приказания он отдавал не повышая голоса, иногда в форме совета, но всегда так, что не выполнить порученное было просто невозможно». И. Г. Колбасовский водил летчиков полка в бой тогда, когда боевые задания были наиболее ответственны или обстановка создавалась исключительно сложная.
7 августа майор И. Г. Колбасовский во главе восьми истребителей Як-1, прикрывая с воздуха боевые порядки наземных войск в районе Погорелое Городище, преградил путь 46 вражеским самолетам (36 Ю-88 и 10 Ме-109). Командир полка, распределив цели, вместе со своими ведомыми атаковал первую группу «юнкерсов» и с дистанции 100 м сбил флагманский бомбардировщик. Такая же участь постигла и второй Ю-88. По одному «юнкерсу» в этой атаке сбили старший лейтенант А. Бухторевич и капитан Н. В. Шаванда. В итоге группа истребителей под командованием И. Г. Колбасовского в двадцатиминутном бою уничтожила 11 и подбила 6 неприятельских машин, потеряв два своих самолета, летчики которых спаслись.
В этот же день группа самолетов из шести истребителей Як-1 под командованием капитана И. П. Немятого прикрывала район Крутица, Касилово, Спас-Вилки и встретила 25 бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождений истребителей.
Воздушный бой начался за линией фронта, и это уже стало правилом. Капитан И. Немятый, передав по радио на пункт наведения о появлении самолетов противника, смело атаковал группу бомбардировщиков. Советские летчики дрались героически и закончили бой полной победой. Бомбардировщики противника не выдержали дружных и стремительных атак советских истребителей. Патрульная группа в этом тяжелом бою уничтожила 7 самолетов врага. 3 сбил капитан И. П. Немятый. Однако радость победы в этом бою была омрачена гибелью командира эскадрильи Ивана Порфирьевича Немятого, которого знали и любили не только в 519-м полку. Летчик-истребитель коммунист Немятый был хорошо известен в войсках Западного фронта как бесстрашный защитник московского неба. Это он совершил подвиг, сбив таранным ударом пикирующий бомбардировщик «Мессершмитт-110». Летчики полка дали клятву беспощадно мстить врагу за боевого товарища.
В первой половине августа 1-я воздушная армия оказала решительное противодействие вражеской авиации, уничтожая ее не только в воздухе, но и на аэродромах. Один из таких ударов но аэродрому противника был нанесен 12 августа 1942 г. штурмовиками 214-й авиационной дивизии в сопровождении 32-го истребительного полка. Рано утром на КП был вызван штурман полка капитан А. С. Романенко. Он получил приказ во главе шести Як-1 сопровождать эскадрилью штурмовиков для нанесения удара по аэродрому противника в районе совхоза «Ново-Дугино». С командного пункта взвилась ракета. К аэродрому приближались штурмовики. Истребители взлетели и заняли свое место в строю,
Из всех многочисленных задач, стоящих перед истребителями, задача сопровождения штурмовиков считалась самым ответственным и сложным видом боевого обеспечения. Сопровождение почти никогда не обходилось без жестокой схватки с врагом в воздухе. Обычно ситуация в полете складывалась не в пользу летчиков прикрытия. И вот почему. Закованный в броню штурмовик Ил-2, тяжело нагруженный боеприпасами, имел значительно меньшую скорость, чем истребитель. Эта разница в скоростях при сохранении общего боевого порядка вынуждала наши истребители держать наименьшие обороты моторов и маневрировать «змейкой» зигзагами или «ножницами» с одновременной переменой мест в строю.
Вести воздушный бой с целью защиты штурмовиков чрезвычайно сложно; Наши истребители не могли навязать активный наступательный бой, так как были «прикованы» невидимой цепью к своим подопечным. Поэтому в ответ на вражескую атаку они, развернувшись на цель, давали короткую пулеметно-пушечную очередь и спешили вновь занять свое место в боевом порядке для достижения главной цели защиты.
Шестерка прикрытия Романенко в составе ударной группы штурмовиков пересекла линию фронта. На земле шли ожесточенные бои, горели деревни и лес. Летчики-истребители внимательно наблюдали за небом, а штурмовики за землей. Вскоре «илы» развернулись на северо-запад, в направлении вражеского аэродрома. Такой маневр обеспечивал группе скрытный подход к цели. Внезапный подход к аэродрому удался. На нем в это время готовились взлетать истребители. Выпущенные «илами» реактивные снаряды взорвались у вражеских машин и вывели из строя взлетную полосу.
И тут бывает же такое! верхняя пара «яков» из звена капитана Романенко едва не столкнулась с группой немецких бомбардировщиков «Юнкерс-88», прибывших за истребителями сопровождения. Наши летчики немедленно открыли огонь, и два «юнкерса», вспыхнув, врезались в землю. От неожиданной атаки в строю бомбардировщиков произошло замешательство. Не поняв, откуда на них свалились советские истребители и сколько их, гитлеровцы в панике рассыпались в разные стороны.
Продолжая штурмовку, «илы» образовали «замкнутый круг» над целью. В обратном направлении их движения пара Архипова ходила по малому кругу, а звено Романенко по большому кругу и с превышением в 600–800 м. Такой тактический прием с использованием «обратного круга» помогал упреждать внезапные атаки противника, обеспечивал надежную охрану штурмовиков.
Тем временем летчики-штурмовики пикировали один за другим на цель, снова и снова точно занимали свои места в замкнутом строю. Внизу факелами вспыхнули несколько самолетов, горели бензозаправщики, взрывались склады горючего. Наконец опомнились зенитчики противника, и батареи открыли было стрельбу, по под пушечно-пулеметными очередями «илов» стрельба их была беспорядочной. Истребителям прикрытия пришлось отражать атаку десяти «мессершмиттов», пришедших на помощь с другого аэродрома. Чувствуя свое численное превосходство, четыре немецких истребителя устремились к штурмовикам. Наши истребители дружно развернулись для отражения этого нападения. Фашисты не приняли лобовой атаки «яков» и оказались в невыгодном положении, подставив борта. Старший лейтенант Н. Г. Архипов выпустил длинную очередь по ведущему, и он упал с отвалившимся крылом на взлетную полосу аэродрома. Остальные вражеские истребители вышли из боя.
Мастерски дрались и «ястребки» капитана Романенко, которые связали боем вторую группу из шести «мессершмиттов» и два из них сбили.
Штурмовики, выполнив задание, взяли курс на свой аэродром. Но перед линией фронта группу догнали восемь немецких истребителей. И в заключительной схватке было сбито два и подбито три Ме-109. В итоге уничтожено семь самолетов противника.
Успех летчиков в бою во многом определялся постоянной исправностью самолетов, безотказной работой оружия. Это обеспечивали техники, механики, оружейники, прибористы, радисты.
Под руководством техника звена 122-го авиационного полка коммуниста Гилод комсомольцы Крылов, Пунич и Москалец меняли двигатель на истребителе МиГ-3 за 14–16 часов вместо 43 нормативных. Авиационные специалисты звена 519-го авиационного полка в составе коммунистов и комсомольцев Шувалова, Гурченко, Фролова, Вешенева, Пономарева и Дубинина за двадцать дней обслужили более 300 успешных боевых самолето-вылетов и восстановили пять поврежденных истребителей, на которых было сбито 9 самолетов противника.
В один из летних вечеров фашистские бомбардировщики нанесли удар по аэродрому и вывели из строя три самолета первой эскадрильи 236-го авиационного полка. Комиссар эскадрильи политрук Н. Г. Ручий и старший техник-лейтенант П. Ф. Семенов умело распределили коммунистов и комсомольцев на всех участках работ, поставив конкретные задачи по четко разработанному плану. Все действовали энергично, уверенно, проявляя инициативу и смекалку.
При тусклом свете переносных ламп от аккумуляторов, под плотными маскировочными самолетными чехлами всю ночь работали техники и механики эскадрильи, не замечая усталости.
С рассветом на стоянку эскадрильи прибыл старший инженер полка.
Все в порядке. Повреждения устранили, упредил вопрос старшего инженера Петр Филиппович Семенов.
При восстановлении поврежденных самолетов особенно отличились коммунисты П. И. Харченко, Н. Д. Берко, Н. Ф. Семенов, В. И. Барсов, комсомольцы В. Я. Мельник, А. Л. Антипов, Г. В. Кочетков, В. А. Васильковская, А. Бондаренко. С них брали пример другие специалисты.
В это грозное лето войны многие авиаторы подавали заявления с просьбой принять их в партию. На очередном партийном собрании рассматривали заявления сразу трех кандидатов в члены ВКП (б).
Комсомолец М. Молчанов в своем заявлении о приеме его в партию писал: «...клянусь до последнего дыхания, до последней капли крови уничтожать фашистских захватчиков...»
Летчик сержант Молчанов, уроженец Горьковской области, прибыл в дивизию недавно. На его счету было свыше семидесяти боевых вылетов и три уничтоженных самолета. Михаил был высокого роста, подтянутый и аккуратный. Его темно-синий комбинезон казался всегда новеньким. Отличался он немногословием. Его лицо все время было серьезным, даже печальным, только изредка оно оживлялось мягкой улыбкой. Причиной его постоянной задумчивости и печали была гибель родителей: отца на фронте, матери при бомбовом налете фашистских самолетов на Горький. Из близких родных осталась одна двенадцатилетняя сестренка.
О Борисе Богатыреве можно сказать коротко: простой и скромный русский парень. За год боевых действий полка он лично сбил 6 самолетов противника и в групповом бою 5.
Все трое Михаил Молчанов, Борис Богатырев и техник Петр Харченко единогласно были приняты кандидатами в партию. Через два дня после партийного собрания полковой комиссар И. Л. Ехичев вручил им кандидатские карточки у боевых самолетов.
Молнией облетела весь фронт весть о подвиге командира эскадрильи 201-й истребительной авиационной дивизии коммуниста А. Л. Тарасова.
День 8 августа 1942 г. в Подмосковье выдался знойным. Ни облачка, ни ветерка.
Неожиданно в землянке первой эскадрильи 236-го авиационного полка раздался телефонный звонок. Капитан Тарасов взял трубку и услышал голос начальника штаба полка майора Пронина.
Вас понял, приказ будет выполнен, четко ответил Тарасов и обратился к летчикам.
Получено задание прикрыть наземные войска в районе Погорелое Городище, сказал командир. Взлет шестерки через пятнадцать минут. В составе ударной группы со мной летят: сержант Молчанов, старшина Чехунов и сержант Линченко. Прикрывают мой заместитель старший лейтенант Привалов с младшим лейтенантом Демой. Превышение, дистанция, интервалы между самолетами и парами установленные. Все остальные указания о порядке прикрытия и боя, полученные при разборе предыдущего вылета, остаются в силе. Запуск двигателей по зеленой ракете. Взлет парами. Посадка по одному. По самолетам!
Схватив планшеты и шлемофоны, летчики побежали к машинам.
В капонире у самолета командира эскадрильи хлопотал технический экипаж заканчивал подготовку истребителя к четвертому за этот день вылету.
К капониру подошел старший техник-лейтенант Семенов.
Все готово? спросил он рослого авиационного механика.
Так точно, все готово, ответил сержант Кураченков.
Семенов проверил заправку истребителя. горючим, воздухом, кислородом. Все в норме.
Заметив командира эскадрильи, Семенов поспешил ему навстречу.
Товарищ командир, истребители эскадрильи к вылету и бою готовы! доложил инженер подразделения.
Тарасов обошел машину, осмотрел рули управления, винт, шасси и обратился к механику самолета, который как тень следовал за ним:
Как наша «десятка», товарищ сержант?
Машина надежная, товарищ капитан, с гордостью за свой истребитель ответил Кураченков.
Тем временем летчики заняли свои места в кабинах и ожидали вылета. Взвилась зеленая ракета, и почти одновременно закрутились воздушные винты, загудели моторы.
Шесть истребителей Як-1 взлетели и приняли боевой порядок.
Под крылом самолета поле боя. Там под массированным бомбовым ударом, под ураганным артиллерийским обстрелом, под свинцовым ливнем бойцы и командиры 20-й армии шли» вперед, бились с врагом, отвоевывая каждый метр родной земли.
Эскадрилья Тарасова сменила патрульную группу капитана Шаванды, которая только что рассеяла большую группу «юнкерсов» и три из них сбила. Качнув на прощание крылом, победители ушли на дозаправку. Истребители Тарасова приступили к патрулированию в 5 км за линией фронта.
Вскоре с запада показались 30 «юнкерсов» и двенадцать «мессершмиттов». Шесть против сорока двух!
Патрульная группа стремительно бросилась на врага. Яростный бой закипел на всех «этажах». Первым атаковал фашистов командир. Самолет Тарасова видели в самой гуще немецких «юнкерсов», словно стрела, он врезался в них сверху, снизу, сбоку и виртуозным маневром своевременно уходил из-под обстрела. В первые минуты боя он сбил одну вражескую машину, затем вторую. Несколько «юнкерсов» и «мессершмиттов» сбили его боевые друзья.
И все же бомбардировщики Ю-88 продолжали лететь прежним курсом, выдерживая боевой порядок.
Лидер, увлекая всю свою стаю, готовился дать команду на открытие бомболюков. Фашистские летчики, разъяренные тем, что сопровождаемые ими бомбардировщики один за другим падают на землю, неистово атаковали советские самолеты, стараясь связать их боем и отсечь от бомбардировщиков.
Огненная карусель продолжалась. Тарасов снова прорвался сквозь заградительный огонь и снова атаковал лидера. Вражеский стрелок трассирующими очередями хлестнул из пулемета. Но Тарасов сблизился до дистанции 50 м и дал короткую очередь по кабине воздушного стрелка. И вдруг сотрясающий удар по самолету опрокинул «десятку» на правое крыло. Тело летчика обожгла резкая боль пулеметная очередь раздробила бедро, , рука сорвалась с сектора газа. В этот миг сбитый Молчановым «мессершмитт», охваченный пламенем, пронесся вниз, впритирку с фюзеляжем «десятки».
Успех боевого задания висел на волоске. Враг не отворачивал и упорно шел к цели. В распоряжение Тарасова оставались считанные секунды.
Иду на таран. Прикройте, предупредил комэск по радио и направил истребитель на лидера.
Самолеты сначала падали вместе, но потом Як-1 перешел на планирование, а полосатый бомбардировщик развалился на части. Это зрелище оказало, большое психологическое воздействие на все экипажи «юнкерсов» они в панике шарахнулись в разные стороны.
«Мессершмитты» задались целью отомстить за восемь сбитых «юнкерсов» и словно хищники набросились на поврежденный истребитель Тарасова. Но он, весь изрешеченный, разбитый, чудом держался в воздухе и, управляемый слабеющей рукой раненого летчика, тянул к своей территории. На помощь командиру подоспели боевые друзья. Израсходовав боеприпас, ведомые летчики лобовой атакой встречали «мессершмиттов». Те не выдерживали и отворачивали в сторону. И все же перед линией фронта Тарасов был атакован сзади. В пространство между истребителем Тарасова и желтокрылым «мессершмиттом» ворвался ведомый летчик Молчанов, готовый к тарану преследователя. Но тут другой фашистский истребитель атаковал Молчанова. Молчанов заметил смертельную опасность, у него еще была возможность вывернуться из-под удара, но тогда наверняка погиб бы его командир. Молчанов чувствовал, как самолет вздрагивает от попадания снарядов, в упор выпущенных по нему, но он не свернул, с боевого курса и шел настойчиво в лобовую. Исход поединка должны были решить нервы. У кого они крепче, тот не свернет. Не выдержали нервы у фашистского пилота. Прекратив огонь, он, бросил истребитель в разворот.
Молодой коммунист Михаил Молчанов спас командира ценой своей жизни. Несколько огненных трасс ударили по фонарю кабины, по бронеспинке. Жгучая боль пронзила тело летчика, горячие осколки вонзились в шею.
Промелькнула роща, за ней большое колхозное поле. Туда и направил свою машину Тарасов. Следом шел Молчанов. Земля бережно приняла в свои объятия тех, кто ее самоотверженно защищал.
А в воздухе четыре летчика во главе с заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом К. Приваловым до прибытия смены продолжали прикрывать наземные войска.
Как позднее стадо известно, Тарасов и Молчанов произвели посадку вблизи огневых позиций артиллерийского дивизиона в километре от линии фронта. Когда военфельдшер и артиллеристы подбежали к истребителю с бортовым номером «10», они были поражены увиденным: от винта до хвоста истребитель был сплошь изрешечен пулями и осколками. Кок винта был смят в лепешку, а лопасти наполовину обрублены. Одна консоль отбита по бензиновый бак, часть хвостового оперения срезана как бритвой, лохмотьями свисали куски обшивки. В залитой кровью кабине с разбитыми приборной доской и прицелом сидел без сознания раненый летчик...
Второй, также искалеченный, самолет находился примерно в двухстах метрах от «десятки».
Артиллеристы бережно вынесли летчиков из кабин. По дороге в медсанбат сержант Михаил Молчанов скончался от потери крови, а капитан Тарасов в тяжелейшем состоянии был направлен в госпиталь. В настоящее время в краеведческом музее города Истра создана экспозиция «Советские соколы в битве за Москву». Здесь есть много нового, запоминающегося. На стенде документы Центрального архива Министерства обороны СССР свидетельствуют о том, что было совершено более 70 воздушных таранов; Эта цифра убедительно говорит о массовом героизме, о необычайной самоотверженности воздушных бойцов, среди которых два летчика 201-й истребительной авиадивизии коммунисты Иван Порфирьевич Немятый и Анатолий Леонидович Тарасов.
Наступательные операции на брянском и ржевском направлениях летом и осенью сорок второго года, несмотря на их ограниченный размах, имели важное стратегическое и политическое значение. Эти операции сковали крупные силы группы армий «Центр» и притянули в район сражений12 вражеских дивизий, в том числе с юга. Готовившиеся к переброске три танковые и несколько механизированных дивизий из состава этой группы были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем для контрударов.
В ходе боевых действий в составе 1-й воздушной армии с 10 мая по 27 октября 1942 г. 201-я авиационная дивизия произвела свыше 11 тыс. боевых самолето-вылетов, в которых было сбито 259 самолетов врага. Кроме того, бомбо-штурмовыми ударами уничтожено 937 автомашин с войсками и много другой боевой техники противника.
Боевые действия дивизии были высоко оценены Верховным Главнокомандованием многие авиаторы соединения были удостоены правительственных наград.
Бесценный боевой опыт, приобретенный личным составом частей дивизии в составе 1-й воздушной армии, был использован при проведении боевых действий на других фронтах Великой Отечественной войны.
По приказу Ставки Верховного Главнокомандования в конце октября 1942 г. 201-я истребительная авиационная дивизия, передав 20, 32, 122 и 519-й полки в другие соединения 1-й воздушной армии, в составе управления и 236-го авиаполка была перебазирована на Сталинградский фронт и вошла во 2-й смешанный авиационный корпус.