«Что еще придумал Лазарев ?»
Когда говорят «развернули госпиталь», все представляется будничным, обыкновенным. Что особенного? Сумма известных, заученных приемов.
Но нет! Всякий раз это творчество, изобретательность, сноровка. Мы научились многому: как, например, сбить нары из молодого сосняка; как связать солому, чтобы она не просеивалась сквозь щели в нарах; как из гильзы от снаряда или консервной банки сделать бездымную лампу, а из железной бочки печь; как построить в землянке баню, камеры для дезинфекции; как отеплить сарай; как вообще сделать так, чтобы раненым было тепло, уютно, удобно в разрушенном доме без окон и дверей или в амбаре. Все это приходилось выполнять в сжатые сроки, немедленно, с ходу.
Однажды нам приказали развернуться в большом селе Заболотье. Вместе с майором Лазаревым начальником госпиталя мы обошли село. Разметили избы мелом. Лазарев записал в блокнот примерное число раненых, которое можно разместить в каждой из них.
Уже в штабе мы набросали план села с тремя кривыми линиями улиц. Определили их отношение к странам света и долго потом размещали отделения: в школе операционный блок, в амбаре приемно-сортировочное, ближайшие избы отвели для тяжелораненых.
Самым сложным делом оказалось оборудование изб под госпитальные палаты. Избы были очень перенаселены и страшно запущены. В них жили не только хозяева, [26] но и крестьяне, согнанные отступавшими гитлеровцами из других деревень.
Что делать с этими людьми? Переселить их в соседние села?
С рассветом Лазарев, Каршин и я вновь двинулись по деревне. Шли от избы к избе и на месте решали: кого оставить, кого переселить.
Мы начали свой путь от школы. Ее окна зияли пустыми проемами. В наружной стене огромный пролом от артиллерийского снаряда. Повсюду осыпавшаяся штукатурка, паутина, разверзнутые черные чрева печей.
В школу сносили строительный материал. Около амбара тоже трудились санитары и колхозники.
Дымя трубкой, Лазарев сказал:
На этот раз объединим санитарный блок с перевязочно-операционным. И еще подробность: построим промежуточное звено обмывочную. Как считаете?
Прекрасная идея! Не нужно будет раненых одевать, чтобы переносить в перевязочную. В холодное время это особенно рискованно, сказал я. Из бани в обмывочную, салфетка на рану и в перевязочную или операционную.
Глаза майора под светлыми, с рыжинкой, бровями самодовольно поблескивали.
И время выиграем, и в перевязочной будет чисто, подытожил Лазарев.
В нем жил неугомонный изобретательский дух. Из других госпиталей приезжали и спрашивали: «А что еще нового придумал Лазарев?» И обязательно что-нибудь полезное, «лазаревское», заимствовали. Как, например, разбить большую палатку без внутренних мачт, на наружных столбах, подвесным способом; как приспособить к обычным печам добавочные железные коробки, чтобы было теплее, и т. д.
В первой же избе я едва не задохнулся от стоявшего в ней смрада. Главой семьи в сущности была здесь четырнадцатилетняя девочка, с немытым, потным лицом и озабоченными глазами. На ее руках всхлипывал замурзанный ребенок с крошками разваренной картошки на щеках. Вокруг суетились малые дети, оборванные, с шапками сбившихся волос на головах. В углу, покрытая рваной немецкой шинелью, лежала женщина. Она хрипло кашляла. Тут же, сидя на лавке, безумный старик в немецкой [27] каске стучал кулакам по кастрюле, как будто это был бубен.
Как зовут тебя, девочка? спросил я.
Ольга.
Откуда вы?
Из Тощицы... Нас немцы выгнали. Там наш дом, ответила девочка в стала тереть грязное личико ребенка.
А что вы едите? Есть у вас пища?
Есть... Бульба... Вот с собой на тачке везем.
Во время нашего разговора старик продолжал стучать в «бубен». Ольга подошла к нему, отняла кастрюлю. Ну успокойся, горе мое, успокойся...
А в углу кто лежит? спросил я.
Наша мама... Она больна... Кашляет...
Опустившись перед больной, я приподнял край зеленой шинели.
Пятна румянца горели на запекшихся щеках женщины. Полуоткрытые глаза с застывшими в уголках слезинками смотрели тускло и безразлично.
Сюда привезут раненых, прошептала женщина. Мы уже знаем... Ольга, окликнула она дочь. Собирай детей.
Детей мы сами перевезем. А вас поместим в госпиталь. О вашей семье позаботимся, не волнуйтесь.
У вас своих забот много, сказал женщина, приподнимаясь на локтях. А мы к ночи поспеем в Березовку добраться. Там люди приютят. Собирай, Ольга, детей...
Я вызвал Бородина и повариху Чернышеву. Пока Бородин осматривал больную, Чернышева накормила детей. С рецептом Бородина Ольга сбегала в нашу аптеку. Потом отвели детей в избу в конце улицы. Там уже находилось несколько малолетних сирот. Старика отдали под надзор соседей. А мать, как только освободились первые розвальни, перевезли в терапевтический госпиталь.
К концу дня я закончил обход улицы. Возвращался, когда совсем стемнело. Вот поворот. Вот колодец с «журавлем». Иду под мостик над замерзшей речушкой. И сразу площадь со школой и амбаром. Но их уже не узнать. Крылечка школы не видно, на этом месте разбита палатка и тамбур ее вставлен в двери. Пролом [28] в стене заделан. Окна все забиты наглухо только в середине оставлены небольшие прямоугольники, «застекленные» промасленной бумагой (изобретение Гажалы). Труба на крыше дымит значит, печи отремонтированы.
Вхожу в школу. Празднично пахнет свежей побелкой. Ослепительный свет заливает комнаты.
После сумрачных, прокопченных изб это показалось почти чудом, словно я увидел конец войны свет и возрождение. [29]