Фронтовое начало
Пока все шло совсем не так, как мне представлялось: слишком уж серо и буднично. Мы рвались на фронт, а приехали, кое-как добравшись от станции на попутных, до каких-то тыловых деревень. Ехали, правда, с фронтовиками, настоящими, с самой линии обороны, с линии огня, но разговоры у них между собой были самые обыденные: молодые офицеры, сержанты о девчонках, женщинах из соседних сел, о своих с ними похождениях, офицеры постарше, тоже бившиеся о борта грузовиков о письмах из дома, у кого-то кто-то родился, кто-то умер, кто-то не может связаться с затерявшейся в эвакуации семьей. А о боях, подвигах в сражениях с врагом никто ни слова, будто и не было вокруг этой самой войны, фронта, к которому мы с другом Чепелюком ехали, на который рвались.
Штаб штурмовой авиационной дивизии расположен в засыпанной снегом деревне с громким греческим названием Андриополь. Между прочим, как мы узнали в дороге, командует дивизией Герой Советского Союза полковник Каманин. Тот самый легендарный летчик, который вел звено «Р-5» на спасение челюскинцев. Он уже был лейтенантом, когда я в трусишках бегал по пишпекским улицам. Сердце замирает от сознания, что буду воевать вместе с таким знаменитым авиатором.
Слезли с машины, идем улицей села. Холодно. Натянули пилотки на уши. Ботинки и обмотки плохая защита от декабрьской стужи. Наконец добрались до штаба, доложили. Офицер посмотрел на нас, прочитал документы.
Замерзли? почему-то очень строго спросил он.
Никак нет! в один голос рявкнули мы с Сергеем.
Ладно. Отогрейтесь, а потом идите в Обруб. Это недалеко, через аэродром. Спросите командира полка Митрофанова. Ясно?
Ясно!
Исполняйте!
Что исполнять? Греться или идти? Мы решили, что лучше всего скорее добраться до полка.
У крыльца толпились летчики. Они разъяснили, где найти штаб полка.
Подул холодный ветер, бивший в лицо колючими снежинками. Мы шли, засунув закоченевшие руки в рукава, кое-как натянув на уши пилотки. Заледеневшие ботинки гулко бухали о закаменевшую на холоде, обледеневшую дорогу.
И вдруг в морозной тишине грохот близких взрывов.
Обстрел! Обстрел! Ложись! истошно заорал Сергей, рванулся в канаву, я за ним. Зарылись лицами в показавшийся горячим снег.
Грохот так же внезапно прекратился, а мы все лежали, зарылись в снег, прятали головы.
И чего это вы тут улеглись, братцы? Отдыхаете, что ли? -раздался над нами голос.
Мы выпростали головы из снега, над нами летчик офицер.
Или впервые здесь?
Впервые, с трудом выдавил из себя я, перепуганный.
То-то я вижу, в канаву вас бросило, усмехнулся офицер. Только зря шарахались-то. Стреляют зенитки наши. Вон по ним, ткнул он пальцем в небо.
Немцы? спросил Чепелюк.
Они самые. Видно, возвращались откуда-то, на нас налетели, да зениток испугались. Вон и ястребки наши.
Над лесом, на бреющем серыми молниями промелькнули истребители с ярко выделявшимися на хвостовом оперении красными звездами.
Наши! На фашистов! воскликнул я. Отогнали?
А как же, обязательно отогнали. Это им, фашистам, не сорок первый, мы их теперь крепенько бьем и гоняем. Вы-то сами куда направляетесь?
Смущенно пряча глаза, мы отряхнулись от снега, объяснили, перебивая друг друга.
Офицер показал на светившийся оконцем домик за аэродромом.
Там КП.
Штаб полка располагался на окраине тоже утонувшего в снегу села. На обшарпанном крылечке часовой.
Чего вам? спросил он окинув взглядом двух дрожавших от холода солдатиков в обтрепанных шинелях, ботинках с обмотками и пилотках. Так экипировал нас старшина запасного полка, знавший, что в части обмундируют как положено, а то, что поновей, понадобится для очередного пополнения.
К командиру полка! пересилив дрожь, как можно увереннее, рявкнул срывающимся баском Сергей Чепелюк, мой напарник по многодневному и многострадальному, в товарных вагонах, путешествию до полка.
Чегой-то к командиру? еще раз окинул взглядом часовой, но пропустил и проводил до двери в командирскую комнату.
Командир полка, как и часовой, глянул на нас недоумевающе:
Это кто же такие?
Вперед, вырубив два шага, опять рванулся Чепелюк.
Разрешите доложить, товарищ майор! Старший сержант летчик Сергей Чепелюк прибыл для дальнейшего прохождения службы!
Сержант летчик Талгат Бегельдинов прибыл для прохождения службы! отрапортовал за ним я.
Ишь ты, летчики, значит. А по виду... Ну, ладно, вид исправим, усмехнулся командир, шагнул из-за стола и обратился ко мне: А ты чего маленький такой? Годков-то сколько?
Девятнадцать, двадцатый пошел, для большей весомости уточнил я.
Ну что же, это ладно, если двадцатый, кивнул командир. На «ИЛах» летал?
Летал, товарищ майор. Общий налет одиннадцать часов двадцать шесть минут.
М-да, не густо. Ну ничего, у нас налетаете.
Он расспросил, где учились, посмотрел документы у обоих, подумал и махнул рукой:
В третью эскадрилью пойдете, к старшему лейтенанту Шубину. Желаю успехов!
Вышли на улицу, а куда идти не знаем. Уже совсем стемнело. На счастье, встретили группу летчиков, спросили. Пилоты с интересом посмотрели на наши куцые шинеленки, ботинки, обмотки. Рассказали, как найти командира третьей эскадрильи старшего лейтенанта Шубина.
Нашли, вошли в дом и, едва доложили, как из угла комнаты послышался голос:
Чепелюк! Ну, конечно, он. Серега, здорово!
Оказалось, что Сергей встретил своего друга еще по довоенным временам.
И Чепелюк остался в эскадрилье, а меня ждало разочарование.
Иди в первую эскадрилью к капитану Малову, напутствовал меня Шубин. У него летчиков не хватает. Самолеты стоят, может и возьмет.
Но и капитану Малову я не приглянулся. Встретил он еще суровее. Сам-то не очень высокий, окинув взглядом меня, поморщился:
Летчиков у меня не хватает, но именно летчиков, сынок, штурмовиков. Усек, сынок? Учить тебя, как говорится, растить, воспитывать некогда. Мне воевать, немцев бить надо. А сунуть тебя в боевую машину и сразу на верную гибель совесть не позволит. Да и машины жалко, сынок, помолчав, добавил он. А с тобой... Мальчик же...
И тут я взвился:
Что Вы говорите? Я не мальчик. Мне скоро двадцать. Я же учился. Я летчик!.. Вот мои документы, совал я сопроводительные.
Но командир не взял, отстранил руку.
Ну и хорошо, сынок, ну и ладно, летчик так летчик. Ты вот что, ты иди во вторую, к Пошевальникову, он таких любит, возьмет. Иди, иди, сказал он и выпроводил за дверь.
Это был удар. Я просто растерялся. Такой ситуации даже и в мыслях себе не мог представить. Учился во всех школах от аэроклуба на «отлично», самолеты водил, инструкторы хвалили, сам был инструктором. Считал себя настоящим летчиком, а тут такое... Я присел на запорошенное снегом бревно, переживая обиду.
Я вам докажу, какой я «сынок»! Я летчик! Слышите, вы?! Летчик! повернулся я к землянке-блиндажу. Я заставлю вас уважать меня! скрипел зубами от злости.
С трудом отыскал нужный дом. Обмел веником снег с ботинок, обмоток. Открыл дверь и остановился в замешательстве: к кому обращаться? Я был полон решимости драться за свои права и достоинства.
В просторной комнате было полно летчиков. Они сидели на больших деревянных нарах, стоявших у стен скамейках. Сидевшие за столом играли в шахматы. В углу широколицый старший сержант, склонившись над баяном, пиликал, видно, разучивал, перебирая потихоньку пальцами кнопки, какую-то мелодию. Четверо сгрудились вокруг стоявшей посередине комнаты железной печурки, на которой была кастрюля с вареной в мундире картошкой. Летчики ели ее, макая в рассыпанную по тарелке соль.
На вошедшего никто не обратил внимания, а я не знал, к кому обратиться, на кого излить кипевшую в груди обиду.
Тебе чего? К кому ты? наконец глянул на меня сидевший у печурки старший сержант.
Мне командира эскадрильи товарища Пошевальникова.
Командир Пошевальников слушает, повернувшись ко мне, спокойно проговорил старший сержант.
Разрешите доложить! Летчик-штурмовик! на всю комнату закричал я. Сержант Бегельдинов, по направлению командира полка, явился для прохождения службы.
Пошевальников кивнул головой, улыбнулся.
У нас тут тоже есть в некотором роде летчики, но зачем же так кричать? Глухих у нас, вроде, нет.
Он принял протянутые мною бумаги и кивнул:
Раздевайся, летчик, пристраивайся к печке. Вот тебе наше угощение, протянул картофелину. Отодвинулся, уступая место у печурки. Увидев, что парень не может застывшими деревянными пальцами справиться с картофелиной, взял ее, очистил сам. Подмигнул ободряюще. Рассыпчатая, вкусная. Ешь!
У меня отлегло от сердца, сразу исчезла злость, растворилась обида. Летчики подсунулись ко мне, расспрашивали, откуда я, как там, в тылу, чем живут люди. Я ел горячую картошку, рассказывал.
В комнате было тепло, а картошка действительно рассыпчатая и такая вкусная. И все окружавшие меня люди уже нравились мне, особенно сам командир, с виду сильный, коренастый мужик и такой простой, приветливый, с живыми добрыми глазами.
Когда я ответил, как мог, на все вопросы летчиков, он подсел ко мне, стал расспрашивать сам. Поинтересовался, откуда я родом, кто мои родители, где живут, регулярно ли я с ними переписываюсь. Даже про девушку стал расспрашивать, успел ли обзавестись, переписываемся ли. Я покраснел, но ответил как можно тверже:
Есть девушка. Хорошая. Пишет.
Ну, добро! И ты ей пиши. Здесь около смерти ходим, только ими, письмами родных да любимых наших, и живем.
Потом поинтересовался, как доехал, добирался. Я рассказывал охотно. И про неласковый прием в двух эскадрильях сказал. Командир усмехнулся, похлопал по плечу.
Это ничего, не со зла это. Так, пошутили они. У нас в полку ребята хорошие. Сам увидишь. И опять об учебе: на каких самолетах летал и, главное, как управлялся с «ИЛом», чем силен, какие за собой чувствует слабинки. В заключение сказал:
Вот чудаки! От такого парня отказались. Останешься у нас. Мы из тебя такого штурмовика сделаем, весь полк о тебе говорить будет. В общем, у нас останешься.
Я поблагодарил командира, расхвалил штурмовика «ИЛ». Сказал, что освоился со всеми машинами, на которых обучали от «У-2» до «СБ». Но лучше всего последний, на котором летал «ИЛ». Об этой машине говорил, захлебываясь от восторга. Заметил командиру это понравилось.
Да, машина хорошая, подтвердил он. Один недостаток у самолета хвост не защищен, спина летчика ничем не прикрыта. Ты себе это на носу заруби. И помни: в каждом полете изворачивайся, крутись, но хвост машины, свою спину фрицу не подставляй. Они, гады, знают, что спина у тебя не защищена, норовят с хвоста зайти... Иной раз заходят, бьют нас крепко, больно бьют. А ты не давайся, соображай, крутись по-всякому, но не подставляйся. Это уже не только мне, а всем сгрудившимся у печурки, сидевшим на нарах. Ты его в лоб, на вираже, как угодно, крутись и помни, ты сильней, ты его в щепки, в щепки можешь, только не подставляйся, уже кричал он, размахивая руками.
Причину такого, необычного для командира возбуждения я узнал в тот же вечер. Увидев на нарах свободное место, хотел забраться на него. Командир остановил.
Подожди, на плечо легла рука Пошевальникова, сюда нельзя. Сегодня поспишь на печи с ребятами, а завтра устроим тебя как следует.
Потом я узнал, что в тот день хозяин места не вернулся с боевого задания на базу. На его месте не полагалось спать сутки. Кто установил такое правило? Неизвестно, но оно всегда соблюдалось свято.
Утром командир приказал переодеть меня. Я облачился в меховой комбинезон, унты, получил планшет. Пошевальников снабдил литературой. Штурман выдал замызганные карты.
Знаю, проверки, экзамены надоели в школах и училищах. У нас без них тоже не обойдешься. Без зачета не полетишь. Садись, зубри. И добавил кучу инструкций, наставлений.
Готовиться было нетрудно. Все вызубрено в школах. Посидел над картами района боевых действий. Это было ново и интересно.
Зачет сдавал через два дня штурману же. На вопросы отвечал уверенно, без запинки, начертил карту района боевых действий, дал пояснения.
Штурман погонял по наставлениям, инструкциям. Заключил:
Молодец. К полетам допускаю.
Возвратившиеся со штурмовок летчики были хмурые. Командир швырнул на нары шлем, планшет, плюхнулся на лавку. Сидел молча. Угрюмо молчали летчики. И сегодня не обошлось без потерь.
Вечером помянули товарища минутой молчания, выпили по глотку водки. Потом Пошевальников усадил меня рядом и подробно рассказал о сегодняшнем дне, о том, как под Торопцом погиб товарищ.
В просторном штабном блиндаже собрались все летчики. Командир полка майор Митрофанов давал новые боевые задания.
Вторая эскадрилья на штурмовку колонны мотопехоты, на шоссе. Атаковать артиллерию. Она вот тут, справа, здесь и здесь, водил он пальцем по карте.
Летчики затем разошлись по самолетам. Остались новички. У них сегодня обстоятельное знакомство с аэродромом. Разместился он, растянулся взлетно-посадочными полосами в крепко скованной морозом низине. Самолеты выстроились у начала полосы, в правом углу между деревьями и замаскированными объектами. Неподалеку в пустом квадрате, плотно утоптанном снегом «пилотская курилка» здесь они сидели на скамейках и толклись, дежуря. В противоположной стороне летной полосы, в кустах разбитый немецкий танк, с покосившейся башней, с полустертыми черно-белыми крестами на броне цель для учебного бомбометания.
Сначала ознакомились с самолетами. Прозрачные лучи неяркого, затянутого морозной дымкой зимнего солнца высвечивали их четкие на чистом снежном снег сыпал всю ночь насте, темные силуэты. Я с восхищением оглядывал их, касался руками коротких, почти как у истребителя, но мощных крыльев несущих плоскостей. За время короткого знакомства с «ИЛами» я не уставал восхищаться. Да и как было не восхищаться этими грозными машинами, несущими разрушение и смерть врагу?!
Я шел вдоль их ломаного строя, повторяя крепко засевшую в голове, еще в школах, характеристику «летающих танков». Так их успели окрестить в наших наземных войсках.
Знал я и то, что созданный в канун войны конструкторской группой Ильюшина, штурмовик «ИЛ-2» с одетыми в броню мотором и кабиной летчика, сразу заявил о себе, как о принципиально новом боевом самолете, равного которому не имела ни одна армия мира.
Эвакуированные с фронта, находившиеся на излечении в госпиталях летчики, обязательно заходившие в летную школу, в запасной полк, с восторгом рассказывали об «Ильюшине».
Машина зверь, восклицал заявившийся из госпиталя, с рукой на перевязи, молодой летчик-фронтовик. Вооружение и вправду как у крепости, скорость до трехсот с лишним. А живучесть как у кошки: плоскости пробиты, изрешечены осколками, пулями, на лохмотьях держится.
Гитлер издал приказ, чтобы все находящиеся на месте танки, артиллерия и пулеметы все должны быть нацелены и стрелять по появляющимся штурмовикам. Такие они у нас «Горбатые»! Их так называют на фронте, штурмовиков, за возвышавшуюся над фюзеляжем кабину.
Я смотрел на самолеты и не мог оторвать глаз.
На следующий день, с утра командир полка приказал новичкам тренироваться на «ПО-2» и «ЯК-12» несколько дней. Затем инспектор дивизии по технике пилотирования принял зачеты.
Можно пускать на тренировочные полеты на боевом самолете, заключил он.
Полетишь? просил меня Митрофанов.
Хоть сейчас, товарищ майор.
Без инструктора?
Да.
А самолет не разобьешь?
Никак нет, не разобью.
Ну, добро. Видишь, вон там стоит самолет? Иди, прими его у механика и прирули к старту.
Подошел к «Ильюшину». Весь-то он изрешеченный, весь в заплатках и латках. На стабилизаторе цифра тринадцать. Между прочим, забегая вперед, я должен отметить интересное совпадение. На тринадцатом я первый раз летал на боевое задание. На самолете с таким же номером я закончил войну, летал на Берлин и в Прагу. Чего после этого стоят разговоры о том, что «чертова дюжина» приносит несчастье?
Итак, подошел к самолету. Из кабины вылезает механик. Передаю приказ майора. Механик смеется.
На нем никто не летает.
Ничего, я полечу.
А в бога веришь? Номер видал?
Верю и в бога, и в черта.
Смотри, сержант, его зенитки любят. Кто летит тот новые дыры привозит.
Ладно. От винта!
Мотор работает чисто. Молодец, механик! Значит, он не только подтрунивать умеет.
Подрулил. Командир полка приказал произвести разбег, но не взлетать. Исполнил.
Один полет по кругу, говорит Митрофанов и приказывает выложить «Т».
Взлетел, набрал высоту. Сердце поет. Еще бы, лечу на боевом самолете! Лечу на фронте! Лечу один! Точно рассчитал и сел на три точки у «Т». Даже сам удивился, как это здорово получилось. Смотрю, командир показывает: еще, мол, один полет. Повторил. Потом еще раз.
Хватит на сегодня, сказал Митрофанов, когда я в третий раз лихо произвел посадку.
Зарулил машину на место. Механик улыбается. А у меня чувство такое, что хочется громко кричать от радости. Вылез из кабины. Иду по аэродрому в комбинезоне, шлеме, унтах, планшет сбоку висит. Сам себе кажусь героем. Митрофанов выстроил всех, кто был в это время на аэродроме, и скомандовал:
Сержант Бегельдинов, два шага вперед! Я сделал два шага и застыл.
За отличный полет по кругу объявляю Вам благодарность. Служу Советскому Союзу! А у самого в душе все ликует. Вновь полеты по кругу, потом на фотобомбометание. О нем следует рассказать подробнее. Наш полк стоял в деревне на опушке леса. «Ильюшины» взлетали с замерзшего болота. Бойцы аэродромного обслуживания маскировали их еловыми ветками.
Нас с Чепелюком еще не пускали в бой. По утрам мы с завистью провожали в воздух бывалых летчиков. Днем, набрав положенную высоту, вводили свои штурмовики в крутое пике и яростно атаковали полузанесенные снегом танк и пушку. Атаковали, но не стреляли. Роль пушек и пулеметов выполняли фотокамеры. Рассматривая проявленную пленку, командиры судили о результатах наших полетов.
Через несколько дней нас начали тренировать строем в составе пары и звена. Это очень важно уметь строго держаться в строю.