Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава пятая.

Набеги

На торпедированном крейсере

Черное море и во время войны остается Черным морем. В июле, в самый разгар лета, оно будто плавится под солнцем близ берега и густо синеет вдали, у горизонта. Темно-зеленые живописные массивы холмов и гор Кавказа подступают к воде. Ласковая, теплая, искрящаяся волна легонько плещется на идеально обкатанной гальке пляжей. Но на пляжах запустение — нигде не видно беззаботных загорелых купальщиков. Зато нередко глаз цепляется за перекрещенные колья противодесантных проволочных заграждений.

В июле 1942 года мы оставили Севастополь. Теперь весь Крым был в руках врага. Наши войска потерпели неудачу под Харьковом, Воронежем и в Донбассе. Противник вышел к Дону, взял Ростов...

На Черноморском флоте создалось тоже тяжелое положение. Поредели и эскадра и отряд легких сил. Уцелевшие корабли держались на пределе эксплуатационных возможностей. Далеко не на всех крейсерах, лидерах и эсминцах были ликвидированы боевые повреждения. А обитали мы в портах, мало приспособленных для базирования флота. Затруднены были все виды обеспечения, не хватало технических средств, хранилищ для топлива и боеприпасов.

Уменьшение числа кораблей повлекло за собой некоторые организационные перестройки. Штаб флота запросил [155] нас: целесообразно ли в сложившейся обстановке оставлять два самостоятельных соединения — эскадру и отряд легких сил? Что касается меня, то я сразу ответил: нецелесообразно. Фактически уже трудно было различить, где эскадра, а где ОЛС, потому что корабли того и другого соединения в боевых походах давно уже действовали вместе, попадая под командование то одного, то другого начальника.

Вскоре последовал приказ — отряд легких сил расформировать и передать входившие в него корабли эскадре. Одновременно в ее составе была создана бригада крейсеров. Меня назначили командовать этой бригадой. Штабом ее стал штаб расформированного отряда.

В бригаде четыре крейсера: «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Первые два в полном порядке, «Кавказ» и «Крым» — ремонтируются. Корабли знакомые, их экипажи имеют богатый боевой опыт. Но что мы будем делать в нынешней обстановке? Неужели придется отказаться от активных боевых действий?

По корабельному составу на Черноморском театре мы все еще гораздо сильнее неприятеля. Но у него преимущество в авиации. С захватом Крыма гитлеровцы подтянули ближе к нашим базам также и торпедные катера. Нет сомнения, что самолеты и катера будут охотиться за нашими крупными кораблями.

Несмотря на это, нам было предписано использовать любую возможность для того, чтобы наносить удары по врагу, прерывать его морские сообщения, не давать ему покоя ни в море, ни в базах.

Меня вызвал к себе командующий эскадрой вице-адмирал Л. А. Владимирский.

— Получена боевая задача, — сказал он. — В ночь на третье августа надо обстрелять город и порт Феодосия и причалы Двуякорной бухты.

На Керченском полуострове противник стал сосредоточивать войска, которые по всем признакам нацеливались на Тамань. В Феодосии и находящейся неподалеку от нее Двуякорной бухте, по данным разведки, скопилось немало неприятельских судов и торпедных катеров. Нам приказали уничтожить их артиллерийским огнем. Выполнение этой задачи было возложено на крейсер «Молотов» и лидер «Харьков». Речь шла, таким образом, о набеговых [156] действиях двух крупных кораблей. Возглавить отряд поручили мне.

Я держу свой флаг на крейсере «Молотов», стоящем в Поти. Как и полагается, изучаем с офицерами штаба план действий. Нам предписано совершить скрытный ночной переход из Поти в Туапсе и вечером 2 августа выйти на выполнение задания. Рекомендовалось вначале следовать курсом на запад, а потом с наступлением темноты повернуть к Феодосии. Курсы и хода надлежало рассчитать так, чтобы осуществить огневой налет примерно в полночь и успеть до рассвета вернуться в зону действия своей истребительной авиации.

Для успешной стрельбы с моря по берегу без корректировочных постов очень важны уверенная ориентировка и точное определение места корабля. Иначе меткость огня будет сомнительной. В плане операции указывалось, что в назначенном квадрате нас будет ждать посланная туда подводная лодка. В условленное время она покажет белый огонь, который и поможет нам сориентироваться. Правда, для подводной лодки нет запасных вариантов действий. А ведь может случиться так, что в назначенной точке ей нельзя будет показаться на поверхность воды. И мы не увидим ориентировочного огня...

Понятно, что я имею право поставить этот вопрос перед командующим эскадрой. Но времени на это нет. Приходится надеяться, что все сложится согласно предписаниям штаба. Мы рады использовать любую возможность нанести урон противнику.

Приглашаю к себе командиров кораблей. «Молотовым» по-прежнему командует капитан 1 ранга М. Ф. Романов. А на «Харькове» командир новый, хотя и хорошо мне знакомый. Это капитан 2 ранга П. И. Шевченко. Он командовал эсминцем «Свободный», который погиб 10 июня в Севастополе. Шевченко — офицер боевой, ему не занимать ни опыта, ни храбрости. Мы быстро согласовываем все детали похода.

В ночь на 2 августа делаем переход из Поти в Туапсе, пополняем запасы топлива и под вечер (было 17 часов 12 минут) выбираем якоря и уходим в набеговую операцию. До наступления сумерек нас будут прикрывать наши самолеты. В воздухе появляются один истребитель ЛаГГ-3 и два МБР-2 (МБР — морской ближний разведчик, тихоходный, слабо вооруженный гидросамолет). [157]

Как и было намечено по плану, держим курс на запад, в открытое море. Не прошло и часа после начала плавания, как сигнальщики заметили на большой высоте вражеский самолет. Он, едва видимый, прошел над кораблями раз, другой. Ясно, что разведчик. Истребителю гнаться за ним не имело смысла — велико расстояние.

Не сомневаясь в том, что наше появление в море обнаружено, приказываю командирам кораблей изменить курс. Теперь крейсер и лидер, дезориентируя неприятельского разведчика, держат направление на Новороссийск. Разведчик исчезает на некоторое время, затем появляется вновь.

— Не нравится мне это, — говорю стоящему рядом на мостике командиру крейсера Михаилу Федоровичу Романову. — Прицепился немец и не отстает.

— Теперь на внезапность рассчитывать трудно, — отвечает Романов. — Надо полагать, что во все базы противника пошло предупреждение...

— А уж в ближайшие базы тем более, — вставляет свое слово флагманский штурман бригады Петров.

Эти предположения не лишены основания. Но, может быть, нам все-таки удастся усыпить бдительность врага ложным движением на Новороссийск?

Между тем начинает смеркаться. Когда темнота закрыла небо и горизонт, мы снова меняем курс, резко повернув в сторону Феодосии. Одновременно прибавляем ход — надо наверстывать время, потерянное на ложный маневр.

Впереди по курсу крейсера стал смутно вырисовываться берег. Угадываются очертания мыса Меганом, несколько яснее просматривается характерная горбатость мыса Киик-Атлама и гора Кара-Даг со своей остроконечной вершиной. Флаг-штурман Петров и штурман крейсера, «привязываясь» к береговым ориентирам, уточняют место корабля.

В 0 часов 37 минут с крейсера стал виден белый постоянный огонь. Именно такой огонь и должна нести находящаяся здесь наша подводная лодка. Штурманы берут пеленг, прокладывают линии на карте, пишут цифры. И на их лицах появляется недоумение. На карте получаются две точки. Одна из них показывает место корабля, определенное по огню, вторая — по береговым ориентирам. [158] Расстояние между точками более трех миль. Такого быть не должно.

— Что же вы за штурмана? — бросаю я упрек двум офицерам, склонившимся над картой.

Они снова берут пеленги, повторяют расчеты... Результат все тот же. Значит, белый огонь находится не там, где ему положено быть. Но не могли же командир и штурман лодки так здорово ошибиться, чтобы стоять в трех милях от указанной им точки?

Закрадывается сомнение: может быть, подводной лодки тут вовсе и нет, а огонь с какой-то целью выставлен противником или принадлежит его дозорному катеру? Если так, мы вынуждены пользоваться лишь той ориентировочной обсервацией, которая получена взятием пеленгов на мысы Меганом, Киик-Атлама и гору Кара-Даг. В этом случае уже трудно гарантировать нужную меткость стрельбы.

Однако медлить нельзя — каждая минута задержки здесь, у вражеского берега, может нам дорого обойтись. Поэтому отдаю командирам кораблей приказание ложиться на боевой курс и открывать огонь.

С мостика крейсера одна за другой идут команды на боевые посты. Поворачиваются невидимые в темноте могучие башни корабля, нацеливаясь стволами тяжелых орудий в сторону порта. Но в тот момент, когда должен грянуть залп, раздается голос сигнальщика:

— Катер слева по носу!

— Право на борт! — мгновенно реагирует Романов.

Резким поворотом крейсер приводит катер за корму. Проходит одна-две минуты. Катера нет, он будто растворился в темноте. Крейсер снова ложится на боевой курс, но после неожиданного маневрирования исходные данные для стрельбы артиллеристам приходится пересчитывать.

Лидер тем временем открывает огонь. Его дружные залпы гремят над морем. Он обстреливает Двуякорную бухту. Там темно, не видно даже разрывов снарядов.

Но вот берег озаряется вспышками. Они сверкают в районе двух мысов: Ильи и Киик-Атлама. Сверкают так же, как в памятную декабрьскую ночь, когда мы высаживали десант в Феодосию. Бьют береговые батареи. Их огонь довольно точен — всплески от снарядов вырастают совсем близко от борта крейсера. Вражеские артиллеристы стреляют, наверное, с помощью радиолокации. [159]

Крейсер, выдерживая боевой куре, подходит ко вновь рассчитанной точке первого залпа. Но опять, как и несколько минут назад, сигнальщик докладывает: «Слева на курсовом угле 20 градусов — торпедный катер». Снова крейсер круто поворачивает вправо, и его кормовые автоматы бьют по катеру. Тут же раздаются залпы главного калибра «Харькова». По берегу он стрельбу закончил, значит, ведет огонь на самооборону. И точно — командир лидера доносит, что атакован торпедным катером. Вскоре мы видим этот катер пылающим — артиллеристы «Харькова» били метко.

Наше положение очень серьезно. Никакой внезапности нет и в помине. Нас атакуют катера, обстреливают береговые батареи. Несомненно, появятся и самолеты-торпедоносцы. Дальнейший риск уже ничем не оправдан. Командую Романову:

— Отменить стрельбу, полным ходом идти на зюйд!

Крейсер, а вслед за ним и лидер удаляются прочь от берега.

Противник преследует корабли. Пока мы выходим из Феодосийского залива, крейсер атакуют три торпедных катера. Атаку удается сорвать плотным и метким огнем, в результате которого один катер был подбит. Потом пожаловали и торпедоносцы.

Появление первого самолета сигнальщики определили по гулу моторов. Торпедоносец летел низко над водой, затем сделал горку и с воем пронесся над кораблем. Ясно, что сбросил торпеду. Но крейсер несколькими мгновениями раньше начал поворот, чтобы увести свой борт из-под удара.

Минут через пять атака повторилась. Она была гораздо опаснее первой: на корабль шли два торпедоносца с разных сторон. От которого уклоняться? Романов правильно решил — от того, который справа. Он ближе и атакует с траверза, то есть под прямым углом к борту крейсера, обеспечивая себе наибольшую вероятность поражения цели. Руль положен «лево на борт», корабль кренится на повороте, все зенитные орудия и крупнокалиберные пулеметы бьют по самолетам. Тот, который летит справа, сбрасывает две торпеды и отворачивает, чтобы скрыться в темноте, но падает в воду. Сбит. В тот же момент я чувствую, как весь крейсер вздрагивает от сильного удара сзади под кормой. [160]

Торпеда? Но из-за орудийной пальбы взрыва не слышно. Ход корабль вроде бы не сбавляет — он продолжает быстро катиться влево на крутой циркуляции. Однако пора заканчивать поворот.

— Право руля! — командует Романов.

— Есть, право руля! — репетует рулевой.

Сейчас крейсер выровняется, пойдет прямым курсом. Но ничего подобного. Он не выходит из левого поворота, описывая полный круг.

— Рулевой! Право на борт!

В голосе командира понятное нетерпение. Тут дорога каждая секунда, а рулевой что-то мешкает.

— Руль положен право на борт! — следует доклад.

Тем не менее крейсер движется по кругу. Он не слушается руля. И это под носом у врага...

Вахтенный офицер бросается к телефону, звонит в румпельное отделение, где расположена рулевая машина. Ответа нет. В следующую минуту поступает доклад от командира электромеханической боевой части: «Взрывом торпеды оторвана кормовая часть корабля вместе с рулем и румпельным отделением». Значит, все-таки торпеда. Велики ли повреждения?

Вызванный на мостик командир БЧ-5 подробно докладывает, до какого шпангоута корма оторвана и до какого дошли разрушения. Это более чем на двадцать метров. Гребные винты на месте, но один из них, видимо, поврежден, так как есть вибрация гребного вала. Машины в порядке. На левом борту в результате взрыва отогнулись и действуют, как руль, металлические листы корабельного корпуса. Потому-то крейсер и не выходит из поворота. Аварийные партии борются с водой.

Неутешительно. Корабль, потерявший в бою управление, обычно становится добычей противника. Но мы еще посмотрим...

— Надеюсь, положение вам ясно, — говорю инженер-механику. — Машины во что бы то ни стало должны работать. Доступ воды внутрь корабля надо прекратить.

— Есть! — отвечает он и бегом устремляется вниз.

Командир крейсера опытным порядком пытается установить возможность управления кораблем с помощью машин. Меняя режим оборотов винтов, выискивает то соотношение в работе правой и левой машин, которое позволит удерживать крейсер на прямом курсе. Наконец [161] правильное решение найдено: левая — самый полный вперед, правая — малый или самый малый назад. Прекратив циркуляцию, «Молотов» медленно удаляется к югу.

Тем временем в кормовых помещениях крейсера делается все возможное, чтобы сохранить жизнь кораблю, обеспечить его боеспособность. Пущены в ход эжекторы для осушения затопленной парусной мастерской. Быстро поставлены подпоры на кормовую водонепроницаемую переборку, конопатятся разошедшиеся швы на листах металла. При этом очень энергично и умело действуют старшина 2-й статьи Шумилов, краснофлотцы Дмитриев и Калиничев. Дружными усилиями специалистов электромеханической боевой части поступление воды внутрь корабля было совсем прекращено. От этого делается несколько легче.

Мы отходим на юг, и луна сверкает прямо по носу крейсера. За кормой — темная часть горизонта. И оттуда надо ждать атак торпедоносцев. Поэтому лидеру «Харьков» приказываю держаться в кильватер, прикрывать наиболее опасное направление.

В половине второго ночи — очередная атака торпедоносцев. Их два, и замечены оба всего в трех кабельтовых. На открытие огня остаются секунды. Зенитчики и в эти секунды успевают ввести в действие все калибры. Один торпедоносец падает в воду. Две торпеды, сброшенные другим самолетом, проходят впереди крейсера, в нескольких метрах от его форштевня.

Логика подсказывает, что мы должны как можно быстрее удаляться отсюда. В два часа ночи отдаю радисту второе донесение командующему флотом (первое я отправил сразу же после попадания торпеды, сообщил характер повреждения, местонахождение кораблей, курс и скорость). В радиограмме докладываю обстановку и прошу к рассвету выслать для прикрытия истребительную авиацию.

До трех часов ночи отражаем еще несколько атак торпедоносцев. Появляются также бомбардировщики и торпедные катера. Три вражеские атаки метким и хорошо организованным огнем срывает лидер «Харьков». Потом наступает затишье.

— Может быть, у немцев и ночью бывает перерыв на обед, — пытаюсь я хоть чем-нибудь развеять мрачное настроение капитана 1 ранга Романова. [162]

— Ушли за торпедами, скоро продолжат.

Нет, Михаилу Федоровичу не до шуток.

— Как у зенитчиков с запасом снарядов? Палили они сегодня много.

— Снарядов-то хватит...

— Значит, дойдем.

Командующий флотом сообщил, что воздушное прикрытие будет.

Светает. Приказываю лидеру выйти в голову крейсера для обеспечения противолодочной обороны. В это время с кормы на бреющем полете появляется вражеский самолет. Но теперь не то что ночью — видно далеко, и наш огонь более точен. Фашистскому летчику огневая завеса не понравилась, и он ушел, отказавшись от атаки.

В пять часов утра прилетели наши истребители ЛаГГ-3, МиГ-5, И-153. Самолеты разных типов редко действуют вместе, но тут нужда заставила — собрали на аэродромах все, что можно послать. Несколько позднее в охранение «Молотова» и «Харькова» вступили торпедные катера и воздушные тихоходы — гидросамолеты МБР-2. Теперь живем!

Торпедоносцы противника все же намерены попытать счастья еще раз (это происходит уже на траверзе Новороссийска). Они атакуют группой из четырех самолетов. Ближе всего к заходившему слева торпедоносцу оказался один из наших «эмбеэров». Смотрю, он решительно повернул навстречу врагу. Подумалось — пошел на таран. Вдруг перед носом торпедоносца засверкали какие-то вспышки, и он отвернул, так и не сбросив торпед. Не сразу мы догадались, что летчик стрелял в гитлеровца осветительными ракетами. Тот, видимо, подумал, что против него применяется какое-то новое оружие...

У остальных торпедоносцев тоже ничего не получилось. Увидев, что мы идем в охранении, неприятельские летчики сбросили торпеды на большой дистанции, чтобы успеть скрыться. Только две из них прошли более или менее близко — в ста метрах по корме. След других торпед вообще не был обнаружен.

После этого противник оставил нас в покое. Всего за поход мы отразили более двадцати атак самолетов и торпедных катеров. Артиллеристам крейсера и лидера пришлось много поработать. На самооборону корабли израсходовали около трех с половиной тысяч снарядов разных [163] калибров, уничтожили два самолета и один торпедный катер врага. Еще два самолета и катер были повреждены.

И вот мы дома. Оба корабля бросают якорь на рейде Поти.

* * *

Еще не успев сойти с мостика, я вижу, как из порта к «Молотову» идет катер командующего эскадрой. Спешу к трапу, чтобы встретить Владимирского.

— Заставили вы нас поволноваться, — говорит Лев Анатольевич, поднявшись на палубу. — Показывайте, с чем пришли.

Вице-адмирал не один. С ним прибыл флагманский инженер-механик эскадры А. А. Шапкин, заместитель начальника технического отдела флота И. Я. Стеценко и другие специалисты. Они направляются по палубе в кормовую часть корабля, смотрят на искореженные листы металла, спускаются во внутренние кормовые помещения. Потом в моей каюте происходит короткий совет.

— Дело ясное, — заключает обмен мнениями командующий эскадрой. — Готовьте крейсер на постановку в ремонт.

Стеценко и Шапкину дается указание детально изучить степень повреждений, определить объем работ, подготовить предложения по восстановлению кормы и договориться обо всем с судоремонтным заводом.

Ремонт крейсера «Молотов» — интересная и необычная страница в жизни черноморской эскадры.

Как уже говорилось, в кавказских портах условия базирования кораблей были трудными. И организация ремонта крейсеров, эсминцев и других боевых единиц флота, получивших повреждения или выработавших свои моторесурсы, представляла задачу неимоверно сложную. Личному составу эскадры приходилось многое делать своими руками.

Под руководством флагманского инженер-механика А. А. Шапкина в Поти была создана судоремонтная мастерская эскадры, укомплектованная превосходными специалистами. Каждый крупный корабль имел аварийные и ремонтные партии, обученные не только борьбе за живучесть, но и подавляющему большинству ремонтных работ, включая газосварку и резку металла под водой. [164]

Мастерская получала немалую помощь от технического отдела флота, и в частности от И. Я. Стеценко. Через технический отдел мы держали связь с находившимся в Поти судоремонтным заводом. Он располагал высококвалифицированными инженерами и рабочими, эвакуированными из Одессы и Крыма. Даже при нехватке средств и материалов эти специалисты умудрялись решать сложнейшие технические задачи.

Инженеры и рабочие завода при помощи корабельных специалистов приступили к работе, которая должна была завершиться полным восстановлением всех боевых качеств крейсера «Молотов».

У корабля потеряна корма. Надстраивать ее обычным порядком — дело длительное, да, по существу, и невозможное. Для этого надо было бы отвести крейсер на тот судостроительный завод, который дал ему путевку в жизнь. А завод этот взорван при отступлении наших войск. Следовало искать другой выход. И специалисты его нашли.

Они приняли оригинальное и доступное для практического выполнения решение: отрезать кормовую часть у недостроенного до войны крейсера «Фрунзе» и приварить ее «Молотову». Обмеры и расчеты показали, что все может получиться отлично.

В том месте, где у крейсера «Молотов» оборвалась корма, торчали деформированные металлические конструкции. Потребовалось обрезать их, чтобы подготовить ровный «фронт» для приварки чужой кормы. Специалисты делали эту работу на плаву еще до постановки корабля в док. Она заняла 18 суток, причем половина из них ушла на подводную резку металла.

Размеры и водоизмещение плавучего дока в Поти не позволяли «поднять» крейсер данного типа. Но ведь не обязательно было вводить корабль в док целиком — достаточно и того, чтобы на нужный уровень приподнялась его корма.

Вначале в док поставили кормой крейсер «Фрунзе» и согласно тщательно произведенным расчетам начали отрезать автогеном ту часть, которая предназначалась «Молотову».

«Фрунзе» вышел из дока укороченным. Оставшуюся на месте корму установили на передвижное устройство [165] и соответствующим образом подготовили к стыковке с корпусом другого крейсера.

Затем в док на то место, где стоял «Фрунзе», с помощью доковых шпилей осторожно ввели крейсер «Молотов». При этом нос его остался за пределами дока с осадкой более семи метров, а полностью осушенной кормовой частью он подошел впритык к корме, отделенной от «Фрунзе». Док вместе с крейсером представлял собой своеобразное сооружение, державшееся на воде с большим дифферентом.

Наступил самый ответственный этап работы — стыковка довольно крупной секции одного корабля с корпусом другого. Рабочие с помощью простейших приспособлений произвели подгонку подвижной секции к корпусу «Молотова» и начали сварочные работы.

Столь сложный ремонт продолжался не один и не два месяца. Корпусные, доковые работы, испытания отсеков, монтаж рулевой машины, замена винтов и другие дела были закончены лишь в апреле 1943 года. Затем — контрольные измерения и регулировка размагничивающего устройства, выход на сдаточные испытания. Результаты их оказались вполне удовлетворительными.

Так благодаря самоотверженному труду инженеров, конструкторов, техников, рабочих судоремонтного завода и корабельных специалистов крейсер «Молотов» опять вошел в строй кораблей эскадры Черноморского флота и смог продолжать свои боевые походы.

Окончательная достройка крейсера «Фрунзе» производилась уже после войны. И этот корабль тоже немало лет был в составе Черноморского флота.

* * *

Со штабом бригады мы проанализировали набег на Феодосию. Против замысла его ничего не возразишь. В то время когда флот, можно сказать, был прижат к кавказским базам, когда на приморских участках фронта шли тяжелые оборонительные бои, нашлась возможность провести активную операцию. В случае ее удачи противник должен был понести немалые потери, к тому же мы показали бы, что флот сохранил свою боеспособность и не намерен давать врагу покоя.

К сожалению, при подготовке к рейду были допущены некоторые просчеты. [166]

Мы знали, что в Феодосии и Ялте неприятель сосредоточил торпедные катера, а на крымских аэродромах у гитлеровцев полно бомбардировочной и торпедоносной авиации. Значит, внезапность действий должна была обеспечиваться особенно тщательно. Но этого не случилось. 31 июля, то есть за два дня до нашего похода, к Феодосии посылались тральщики и торпедные катера. Первые артиллерией, а вторые торпедами и реактивными снарядами атаковали сам порт и Двуякорную бухту. Кроме того, удар по Феодосии наносила и наша авиация.

Гитлеровцы, естественно, насторожились. И когда крейсер с лидером, покинув Туапсе, появились в море, противнику не стоило большого труда догадаться о наших намерениях. Маневр ложного движения в Новороссийск, который мы предприняли после появления немецкого разведчика, не ввел врага в заблуждение.

После того как мы убедились, что неприятель следит за кораблями, надо было, наверное, набег на Феодосию отменить и действительно идти в Новороссийск, постоять там сутки или двое, усыпить бдительность врага, а потом осуществить задуманное.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, у нас все же оставались некоторые шансы на выполнение задания и благополучное возвращение. Следовало лишь максимально сократить время пребывания кораблей у неприятельского берега, руководствуясь данными определения их места по береговым ориентирам. Впоследствии выяснилось, что подводную лодку, которая должна была показать огонь в точно обусловленном месте, дозор противника обнаружил и загнал под воду. Какого-то запасного варианта на такой случай план наших действий не предусматривал.

Принимая во внимание все эти осложнения, надо считать удачей то, что мы, хотя и поврежденные, вернулись в свою базу. Правда, тут уже речь должна идти о высоком боевом мастерстве экипажей крейсера и лидера, о выдержке, храбрости и самоотверженности моряков. Именно они свели на нет все старания неприятеля пустить наши корабли на морское дно.

Вывод напрашивался только один: надо воевать умнее. Чем труднее, тем больше требуется расчетливости, хитрости, умения распознавать намерения врага. [167]

В конце августа немецко-фашистские войска, прорвавшись на Северный Кавказ, взяли Армавир и Майкоп и стали наступать на Туапсе и Новороссийск. На том и другом направлении вместе с бойцами Северо-Кавказского фронта сражались черноморцы. Под Туапсе гитлеровцев остановили, а угрозу Новороссийску отвести не удалось.

Наши корабли поддерживали огнем сухопутные части, сражавшиеся под Новороссийском, осуществляли воинские перевозки, эвакуировали жителей города и промышленное оборудование. В обороне Новороссийска принимали участие крейсер «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Незаможник», «Сообразительный», «Железняков», сторожевик «Шторм».

Как ни ожесточенны были бои, в ночь на 10 сентября Новороссийск пришлось оставить. Линия фронта прошла по его южной окраине.

В это же время враг настойчиво рвался к Волге. На подступах к великой русской реке гремела грандиозная битва.

В сообщениях о сражении под Сталинградом изредка появлялись сведения о действиях моряков Волжской военной флотилии. Кое-кого из них я знал. Например, бригадой речных кораблей там командовал контр-адмирал Т. А. Новиков. В недавнем прошлом мы служили с ним на Черном море. Более того, именно у него мне пришлось принимать дела при вступлении в командование отрядом легких сил флота в октябре 1941 года.

Новороссийск и Волга. В далеком 1918 году — году, пожалуй, еще более тяжелом — в Новороссийске решалась судьба Черноморского флота. И тогда же на Волге создавалась флотилия, которой суждено было покрыть себя неувядаемой славой.

Страницы из прошлого

Черноморский флот еще в декабре 1917 года перешел на сторону Советской власти. Но положение его было тяжелым. За время войны запасы флота сильно истощились. Не хватало угля, нефти, продовольствия, боеприпасов. Не хватало и людей, потому что с кораблей ушли многие моряки: пришлось формировать отряды для сухопутных фронтов. Весной 1918 года войска кайзеровской [168] Германии вторглись в Крым, захватили Симферополь и предъявили нам ультиматум о сдаче находившегося в Севастополе Черноморского флота.

Матросы на кораблях митинговали. Большевики агитировали за то, чтобы увести флот в Новороссийск. Меньшевики и эсеры выступали за оставление флота в Севастополе. Команды ряда крупных кораблей поддержали эту предательскую позицию. Зато на миноносцах и эсминцах матросы были настроены по-боевому — ультиматум ни в коем случае не принимать. Так решила и команда «Жаркого», на котором я служил.

Под вечер 29 апреля двенадцать миноносцев и эсминцев вышли из Севастопольской бухты. Через день после нашего прибытия в Новороссийск сюда пришли линкоры «Воля» и «Свободная Россия», а также еще несколько эсминцев. Но и здесь обстановка была сложная.

Немцы и белогвардейцы подошли к Новороссийску совсем близко. Уйти кораблям было некуда — все остальные базы находились в руках неприятеля. Тогда моряки получили приказ В. И. Ленина — ввиду безвыходности положения уничтожить флот, чтобы не сдавать его врагу.

18 июня черноморцы со слезами на глазах покидали свои корабли. На мачте каждого из них был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». А потом эсминец «Керчь», выйдя на рейд, стал расстреливать безмолвные корабли торпедами...

Моряки пошли воевать на сухопутье. Я попал в отряд, который направлялся в Нижний Новгород. Недалеко от него, в среднем течении Волги, действовала белая флотилия, в которой было несколько канонерок, плавучие батареи и десятка три различных судов. Они перерезали Волгу — важнейшую транспортную артерию. Надо было защищать волжский путь, дать врагу отпор.

В Нижнем Новгороде после высадки из эшелона нас привели в Канавино, на территорию Нижегородской ярмарки. У наклеенного на заборе листа толпились люди. Подошли и мы. В глаза бросилось слово, напечатанное крупными буквами: «Объявление». А далее уже более мелким шрифтом было набрано:

«Бывшие моряки Российского Военного флота всех специальностей призыва с 1910 по 1917 г. приглашаются [169] для записи в целях поступления на службу во вновь формируемый военный морской отряд.

Заявления будут приниматься ежедневно от 10-ти час. утра до 3-х час. дня с 25-го сего июня 1918 г. в Коллегии Управления Всероссийского военно-морского порта (Канавино, Сорокинское Подворье). От желающих поступить в отряд требуется признание платформы Советской власти, безукоризненная честность как по отношению к начальству, так и к своим товарищам. Не имеющих этих качеств просим не беспокоиться. Комиссар Волжской Военной флотилии Н. Маркин».

Знавшие Маркина балтийцы рассказывали нам, что это человек необыкновенный. Восемнадцатилетним юношей он вступил на путь революционной борьбы, сидел в царской тюрьме. После победы Октябрьского восстания в Петрограде стал членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета, работал в Комиссариате иностранных дел.

— Грамотный, несмотря на то что из матросов, ну а по храбрости и прямоте — моряк настоящий, — говорили балтийцы.

В то время Красная Армия и Флот формировались на добровольных началах. Поэтому нам и предлагалось дать свое согласие о зачислении во флотилию.

В штабе дело оформилось быстро. Нас спросили, кто мы и откуда, готовы ли служить Советской власти, какую имеем флотскую специальность. Мы написали заявление с обязательством служить на флотилии. А затем беседовавший с нами моряк сказал:

— Скоро начнем формировать экипажи судов и тогда определим ваше положение. Ждите вызова.

Создание флотилии было нелегким делом. Боевых кораблей на Волге не имелось. Приходилось отбирать из коммерческого флота пароходы, буксиры, баржи, катера, пригодные к плаванию, дооборудовать их и вооружать, укомплектовывать экипажи, снабжать их боеприпасами и продовольствием.

Нижегородский комитет партии, Совет рабочих и крестьянских депутатов мобилизовали речников, рабочих Сормовского завода. С их помощью в затонах отбирались нужные суда, приводились для ремонта к заводу «Теплоход». Рабочие сутками не выходили из цехов, стараясь побыстрее превратить пароходы и буксиры в боевые корабли. [170] Петроград и Москва слали специалистов, орудия, механизмы, различные материалы.

Меня зачислили на баржу-форт «Сережа» сигнальщиком. Торпедисты здесь были не нужны, а сигнальное дело я изучал еще в школе юнг. Баржа стояла у причала завода «Теплоход» — длинная, широкая, с будкой-мостиком в кормовой части. Недавно построенная, она была рассчитана на подъем 125 тысяч пудов сухого груза. Специалисты во главе с Маркиным, занимавшиеся формированием флотилии, решили сделать из нее плавучую крепость, передвигающуюся по реке с помощью буксира.

В начале августа из Петрограда прибыл эшелон с орудиями и снарядами. На «Сереже» началась установка четырех 100-миллиметровых дальнобойных пушек, шестнадцати 75-миллиметровых и еще двух пушек меньшего калибра. Двадцать два ствола! Такой огневой силе могли позавидовать и боевые корабли.

Баржа имела и своеобразную броню. Это были тюки спрессованного хлопка, ровной линией прилаженные вдоль бортов на верхней палубе. Тюки обнаружили на одном из складов Нижнего Новгорода, и кто-то высказал оригинальную мысль насчет использования их в качестве бортовой «брони». Как показало дальнейшее, такая «броня» отлично защищала экипаж не только от пуль и осколков, но даже от снарядов небольшого калибра.

Командиром у нас был старый большевик А. В. Сабуров, человек очень твердый и хорошо разбиравшийся в морских делах. Команда выбрала судовой комитет. В него попал и я — мне доверили пост заместителя председателя.

К середине августа закончилось вооружение нашей баржи, а также пароходов «Ваня», «Добрый», «Ташкент». В полной готовности были катера «Олень» и «Пересвет», вооруженные каждый двумя небольшими пушками и пулеметами. Мы получили приказ о выходе на фронт.

На митинг, посвященный проводам флотилии, собрались рабочие завода «Теплоход», прибыли представители Нижегородского губкома партии, военного комиссариата. Они желали нам боевых успехов в борьбе за Советскую власть. От имени моряков выступил Маркин. К тому [171] времени мы все уже хорошо знали его, у нас на «Сереже» он бывал несколько раз. Комиссар флотилии поблагодарил рабочих за то, что они так быстро отремонтировали и вооружили пароходы.

Затем, обращаясь уже к морякам, он сказал:

— Мы идем воевать с врагами Советской республики, и, если погибнем в боях, нас не забудет Советская власть!

В ответ раздались громкие крики «ура».

Снялись со швартовов. «Сережу» взял на буксир в недавнем прошлом пароход, а ныне боевой корабль «Ваня». Двигались медленно — маловато было у «Вани» силенок, чтобы тянуть наш «дредноут». Однако нам повезло — в Звениговском затоне мы обнаружили вполне исправный буксирный двухтрубный пароход «Мария» с почти полным штатом команды. Маркин приказал взять пароход для флотилии. «Мария» гораздо легче потянула «Сережу» по извилистому речному фарватеру.

В пути мы произвели отстрел орудий, то есть опробовали их действие. Надо было убедиться в надежности крепления орудий, в прочности корпуса баржи. Залпы «соток» звучали очень громко, гулко отдаваясь в металлической коробке «Сережи». Весь наш плавучий форт сильно содрогался при этом, палуба кое-где выгибалась. Но в общем корпус баржи испытание выдержал.

Двигаясь вниз по течению Волги, флотилия 21 августа прибыла к городу Свияжск. Здесь и был фронт. Фланги двух наших сухопутных армий упирались в реку с обоих ее берегов. И флотилия не только прикрыла эти фланги, но и стала связующим звеном между армиями.

Уже на второй день по прибытии в Свияжск произошла схватка с кораблями противника. Их обнаружил катер «Олень», вышедший в разведку вниз по реке. Он первый и завязал бой. Его поддержали корабли «Ольга», «Лев» и орудия нашей баржи. Мы дали понять неприятелю, что ему теперь не придется безраздельно хозяйничать на Волге.

Получая задание на обстрел той или иной цели, мы следовали на буксире вниз по течению до исходной точки. Здесь наш водитель пароход «Мария» поворачивал на обратный курс и, не отдавая буксира, ложился в дрейф. Баржа тоже разворачивалась и двигалась по течению кормой вперед. С помощью руля мы направляли ее к берегу [172] и закрепляли тросами за ближайшее дерево. Получалась стационарная позиция, с которой можно было вести огонь, пользуясь заранее рассчитанными данными. Если стреляли по невидимым целям, договаривались о корректировке огня с армейскими артиллеристами.

Обычно после наших первых залпов белые отвечали огнем береговых батарей и кораблей. Когда не удавалось подавить их и снаряды падали в опасной близости от баржи, быстро отдавали швартовы и сигналили буксиру, чтобы тот давал ход. Так как и «Сережа» и «Мария» были уже повернуты на обратный курс, это позволяло нам быстро сменить позицию или уйти за пределы дальности огня противника. Такой тактики на флоте обычно придерживаются при набеговых действиях, когда корабли внезапно появляются у берегов неприятеля, совершают огневой налет и немедленно отходят...

Нередко, спустившись вниз по течению, мы высаживали на берег разведывательную группу. Пользуясь отсутствием сплошного фронта, разведчики могли уходить довольно далеко в сторону Казани, следя за передвижением кораблей белых и засекая вражеские огневые позиции. По моей просьбе меня каждый раз включали в такую группу.

Форт «Сережа» вследствие своей ограниченной маневренности в первые дни боевых действий не рисковал спускаться слишком далеко вниз по Волге. А другие суда флотилии смело совершали глубокие рейды, тревожа корабли белых.

Очередной рейд наши суда совершили 26 августа. Они встретили корабли противника, навязали им бой, а затем начали отходить, как бы признавая превосходство белых. Это был заранее рассчитанный маневр. Корабли белогвардейской флотилии ринулись в погоню. За одним из поворотов реки они попали под огонь нашей баржи, которая по плану «операции» должна была здесь встретить врага. Сюрприз пришелся ему не по вкусу. Радостно было видеть, как преследователи на всех парах удирали обратно.

Короткие боевые стычки, проходившие с переменным успехом, не меняли общего положения на фронте. Действовать как-то иначе мы пока не могли — белогвардейская флотилия была сильнее нашей. Но вот 27 августа в район Свияжского моста подошли балтийские [173] миноносцы. Мы с завистью смотрели, как эти легкие и стройные корабли разворачивались и становились на якоря. Их было три: «Прочный», «Прыткий», «Ретивый» (еще один миноносец — «Поражающий» остался в Нижнем Новгороде на ремонте). Солидное пополнение!

Мы знали, что миноносцы шли к нам с Балтики по Маршшской водной системе. Этот переход оказался довольно трудным. Сооружения Маршшской водной системы не предназначались для проводки крупных судов. И корабли шли облегченными — без орудий и снарядов, с малым запасом топлива. За их движением следил лично Владимир Ильич Ленин. Когда в Рыбинске получилась задержка (здесь миноносцы должны были принять отправленные по железной дороге орудия и боеприпасы), В. И. Ленин послал комиссару и командиру отряда миноносцев телеграмму с категорическим требованием ускорить дело и немедленно следовать в Нижний Новгород. Это говорило о том, что действиям нашей флотилии придавалось большое значение.

Теперь состав флотилии выглядел внушительно. Балтийские корабли, плавучий форт, 5 канонерок, 4 боевых катера, вспомогательные суда. В общей сложности они имели 40 орудий и 75 пулеметов. Было еще 4 гидросамолета для разведки, корректировки огня и бомбовых ударов по противнику.

В те дни наши сухопутные армии (2-я и 5-я) Восточного фронта под руководством главкома И. И. Вацетиса начали наступление на Казань. И флотилия получила приказ взаимодействовать с ними.

28 августа наши корабля, подняв якоря, совершили рейд под Казань, обстреляли позиции противника у Верхнего Услона. Это было утром. А вечером форт «Сережа» с большой дистанции уже вел огонь по одной из казанских пристаней.

В последующие дни огневые налеты продолжались. 31 августа корабли облетела тяжелая весть: 30 августа в Москве было совершено злодейское покушение на В. И. Ленина. У нас на «Сереже», как и на других кораблях, моряки собрались на митинг. Матросы клялись отомстить за кровь вождя революции и выдвинули лозунг «Даешь Казань!».

В тот же день мы получили приказ командующего флотилией Ф. Ф. Расколышкова — привести баржу-форт [174] в боевую готовность и принять участие в предстоящих боевых действиях.

Ранним утром 1 сентября отдали швартовы и стали спускаться вниз по течению Волги. Впереди шли миноносцы. Они первыми открыли огонь по вражеской батарее, стоявшей возле Верхнего Услона. Часов в семь утра из-за мыса появились корабли неприятеля. Орудия баржи «Сережа» немедленно вступили в дело. Накануне мы получили 400 снарядов 100-миллиметрового калибра и потому могли позволить себе частую залповую стрельбу. Противник отступил.

Особенно памятен день 5 сентября. С восходом солнца армейские части начали наступление на вражеские позиции. Флотилия выдвинулась вперед, чтобы содействовать наступлению артиллерийским огнем. Подпустив нас километра на четыре, белогвардейские батареи правого и левого берега открыли ответную стрельбу. С флагманского корабля я принял сигнал: «Форту «Сережа» огонь по батареям!»

Белые хорошо пристрелялись. Около нашей баржи вздымались фонтаны воды и грязи, свистели осколки, Но прямых попаданий, к счастью, не было. Неподалеку загорелся вооруженный пароход «Дельфин». Накренился, получив повреждения, пароход «Ташкент». Прикрывая их, мы еще больше усилили огонь. К «Ташкенту» подошли «Олень» и «Прыткий», отбуксировали его за пределы досягаемости снарядов.

Тем временем сухопутные части начали атаку. «Сереже» было приказано открыть заградительный огонь по Волге, чтобы воспрепятствовать подходу кораблей белых. Сюда сунулся было один неприятельский пароход, но, попав под снаряды, быстро отошел. На «Сережу» совершил налет вражеский аэроплан. Одна бомба упала около борта, не причинив нам вреда. Аэроплан мы обстреляли из пулеметов.

Наверное, никогда Волга не слышала такого грохота, какой раздавался в тот день над ее плесом. С берега мы получили донесение о том, что продвижение сухопутных частей идет успешно, взята деревня Воробьевка, вот-вот падет Верхний Услон.

Верхний Услон наши части захватили на другой день — 6 сентября и начали наступление на высоты, господствующие над Казанью. Теперь суда флотилии были [175] в восьми верстах от Казани. Корабли выделили моряков для высадки на берег в помощь пехоте.

В адрес флотилии пришла телеграмма от Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова. В ней говорилось: «Дорогие товарищи, приветствуем успехи вашего оружия, отмечаем вашу доблесть, беззаветное стремление дать победу социалистическому отечеству, радуемся возможности принести выздоравливающему вождю Ленину вести о ваших подвигах... Уверен, что наши красные знамена в ближайшие дни будут веять над Казанью».

9 сентября отряд кораблей флотилии подошел к казанским пристаням. Артиллерийским огнем удалось отогнать прислугу неприятельских орудий и высадить десант. Захватив пулеметы и сняв замки с орудий, моряки вернулись на свои суда. Отличилась команда вооруженного винтового буксира «Олень». Кстати сказать, этот буксир, имевший хорошую маневренность, уже не первый раз действовал весьма дерзко. Он ходил в разведку, из-под самого носа врага уводил баржи с продовольствием или боеприпасами. Вскоре ему дали имя «Борец за свободу», а впоследствии он первым из кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Флота был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.

Ночью 10 сентября корабли флотилии вышли к Казани, чтобы высадить более крупный десант и помочь переправиться через реку частям 5-й армии. К утру город с трех сторон был окружен нашими войсками. И начался последний штурм. Форт «Сережа» вместе с другими кораблями поддерживал наступление огнем. К полудню сопротивление белых было сломлено.

Первая настоящая победа! Всем нам она принесла большую радость.

После взятия Казани наши корабли, в том числе и форт «Сережа», сразу же начали преследование отходившей белогвардейской флотилии. Но, к сожалению, догнать противника не удалось. Пользуясь преимуществом хода, он ускользнул вверх по Каме.

Наша флотилия остановилась в нескольких километрах от устья этой реки на рейде села Богородское. Отсюда форт «Сережа» обстрелял колонну отступающих неприятельских войск с артиллерией и обозами. Враг в панике бежал, бросая пушки и повозки. Для довершения его разгрома были посланы пароходы. Они вернулись [176] с трофеями — двумя орудиями, немалым количеством снарядов и повозок с лошадьми.

Через некоторое время командование решило разделить силы флотилии. Миноносцы и несколько пароходов остались на Каме, а другая часть кораблей направилась вниз по Волге под Симбирск, где тоже шли упорные бои с белогвардейцами. Форту «Сережа» довелось провести немало артиллерийских стрельб под этим городом.

Здесь настигла нас весть о гибели комиссара флотилии Николая Григорьевича Маркина. В сообщении, которое пересказал нам военком «Сережи», говорилось, что 1 октября в жестоком бою под Пьяным Бором на Каме погиб вооруженный пароход «Ваня-коммунист». Находившийся на нем Николай Григорьевич Маркин до последней минуты стрелял по врагам из пулемета и принял героическую смерть на боевом посту.

Тяжелая это была утрата. Маркин служил нам всем примером мужества и отваги, беззаветной преданности делу революции.

Из-под Симбирска наши корабли в первых числах октября направились к Самаре. Но сюда мы пришли уже в тот день, когда сопротивление оборонявших город чат стой противника было сломлено.

С освобождением Самары весь волжский водный путь оказался в наших руках. И баржу-форт «Сережа» направили в Астрахань. Здесь 100-миллиметровые орудия с баржи были сняты и установлены на сухогрузное морское судно «Коломна», вскоре переименованное в крейсер «Красное знамя». Меня зачислили в состав его экипажа в должности сигнальщика и дальномерщика.

1919 год принес новые испытания. Героическая оборона Астрахани под руководством С. М. Кирова, участие моряков в подавлении контрреволюционного восстания в Астрахани, бои с кораблями белогвардейцев и интервентов в северной части Каспийского моря.

...В апреле крейсер «Красное знамя» и другие корабли, появившись внезапно у форта Александровский на восточном берегу Каспия, высадили десант, который захватил форт, а в нем мощную радиостанцию.

Противник, не зная о нашем десанте, продолжал слать радиограммы. Их расшифровывали специалисты флотилии. В одной из переданных штабом белых радиограмм говорилось, что из Петровска в Гурьев направляется [177] пароход «Лейла» со специальной делегацией от Деникина к Колчаку. «Встретить!» — приказал С. М. Киров, находившийся на флагманском корабле.

На перехват «Лейлы» вышел эсминец «Карл Либкнехт», а крейсер «Красное знамя» обеспечивал эту операцию, приготовившись вступить в бой с вражескими кораблями, если они появятся в этом районе. Все получилось как нельзя лучше.

В котельном отделении плененной «Лейлы» наши моряки обнаружили труп белогвардейского генерала Гришина-Алмазова. Увидев корабли под красными флагами, он пытался сжечь документы. Но не успел и... застрелился.

А документы, находившиеся при нем, были особой важности. Они раскрывали планы дальнейших действий Колчака и Деникина. Надо ли говорить, какую ценность представили эти бумаги для нашего командования.

Много раз крейсер «Красное знамя» выходил на обстрел береговых позиций неприятеля, вместе с другими кораблями срывал его попытки прорваться в устье Волги. Потом поступил приказ — следовать к Царицыну. Здесь части Красной Армии с трудом сдерживали натиск деникинских войск.

Опять Волга. Заявок на артиллерийские стрельбы от армейского командования поступало множество — враг повсюду рвался вперед. Чувствовалось — очень тяжело нашим частям. И хотя они сражались геройски, город пришлось оставить.

Наши войска уходили отсюда организованно. Мы тоже в сохранности увели из-под Царицына все корабли и суда, с тревогой думая о том, что волжский путь снова перерезан белыми, что положение на фронтах стало, пожалуй, еще хуже, чем прежде. Но верили — вернемся, очистим Волгу от врага.

Прошло всего лишь несколько месяцев, и началось победоносное наступление Красной Армии. Оно завершилось разгромом войск Деникина. И по Волге снова пошли пароходы, на мачтах которых развевались красные флаги революции.

Не давать покоя врагу!

Давно замечено, что в годину тяжелых испытаний люди чаще обычного обращаются к историческим судьбам [178] своей Родины, своего народа. И это вполне понятно. Нередко события минувшего проливают яркий свет на происходящее и являются мудрыми советчиками. Вот и я за время войны не раз вспоминал свою боевую молодость.

В моей каюте на крейсере «Ворошилов» (в сентябрьские и октябрьские дни 1942 года он базировался по-прежнему в Батуми) висела карта. На ней флажками обозначалась линия фронта.

Ленинград в блокаде. Далее линия фронта шла на юг до озера Ильмень, петляла в районе Великих Лук и Ржева, круто забирала на восток севернее Орла, через Воронеж тянулась к Сталинграду, отсюда по степям Прикаспия шла к Моздоку и Орджоникидзе, упиралась в Кавказский хребет и поворачивала на запад к Новороссийску.

Далеко забрался враг. Угроза, нависшая над страной, действительно велика. Но мысленно я вижу другую карту. Это карта Советской республики в годы иностранной интервенции и гражданской войны. Небольшое пространство на ней закрашено красным цветом, и со всех сторон обведено черной линией. Фронт на севере вблизи Петрозаводска и Котласа. Фронт на востоке у Перми, Ижевска, Самары. Фронт на юге у Царицына, Воронежа, Орла. Фронт на западе у Пскова и Нарвы. «Советская республика в кольце врагов» — такая была на карте надпись.

Положение тогда представлялось отчаянным. Однако народ не складывал оружия, собирал силы, боролся. И он победил, хотя было голодно и холодно, хотя не хватало винтовок, пушек, снарядов и патронов.

Теперь нам тоже очень тяжело, но мы снова обязательно победим.

Нарушать морские сообщения противника, тревожить его в пунктах базирования артиллерийскими и бомбовыми ударами — эта задача оставалась главной для флота и во второй половине 1942 года. Она подтверждалась директивами Военного совета Закавказского фронта и Народного комиссара Военно-Морского Флота, полученными в конце сентября. Для этого объединялись усилия подводных лодок, авиации и надводных кораблей.

Понятно, что наиболее тяжело при выполнении этой задачи приходилось надводным кораблям. Воздушная и минная опасность, торпедные катера и береговые батареи неприятеля — все было против них. И тем не менее [179] крейсера, лидеры, эсминцы, сторожевики регулярно ходили в боевые походы, нанося удары по врагу то здесь, то там.

В начале октября, будучи в Батуми, я видел, как швартовались к причалу два эсминца — «Бойкий» и «Сообразительный». Они только что вернулись от берегов Крыма, совершив очередной набег на Ялту. С «Бойкого» в весьма приподнятом настроении сошел командующий эскадрой вице-адмирал Л. А. Владимирский. Достаточно было взглянуть на него, чтобы догадаться об успехе похода.

...Эсминцы начали движение из Поти в ночь на 2 октября. Вначале они направились к турецкому берегу на меридиан Синопа, затем повернули на север. В этот момент над ними появился воздушный разведчик. Чтобы дезориентировать его, оба корабля легли на курс в Анапу, которая в то время частенько подвергалась нашим ударам с моря и с воздуха (предыдущей ночью ее обстрелял сторожевой корабль «Шторм»). Поэтому противник мог поверить ложному маневру.

Разведчик сопровождал эсминцы без малого шесть часов. Избавиться от него удалось лишь с наступлением темноты. Только тогда «Бойкий» и «Сообразительный» повернули к действительной цели своего движения — Ялте.

Погода портилась. Усиливался ветер, дувший со стороны Кавказских гор, поднималась крупная волна. Это благоприятствовало скрытности подхода, но могло затруднить артиллерийскую стрельбу, так как орудийные установки эсминцев не имели стабилизирующих устройств. Но артиллеристы обоих кораблей были мастерами своего дела: им приходилось вести огонь и в более тяжелых условиях. Поэтому командиры эсминцев склонны были считать непогоду своей союзницей, а не помехой.

Возле Ялты штурманы постарались произвести возможно более точные навигационные определения по хорошо знакомым и неплохо видимым береговым ориентирам. И в 23 часа 20 минут корабли с дистанции 110 кабельтовых открыли огонь по причалам и складам порта.

Во время стрельбы мастерство артиллеристов проявилось в полной мере. Залпы с того и другого эсминца следовали через каждые 10 секунд, хотя ревун (звуковую [180] команду на производство залпа) приходилось давать лишь после того, как раскачивавшийся на волне корабль приходил на ровный киль.

Противник, однако, не дремал. Две батареи (одна с мыса Никитин, другая с мыса Айтодор) открыли огонь по кораблям. И тут командир шедшего концевым «Бойкого» капитан 3 ранга Г. Ф. Годлевский принял интересное решение. Он приказал вместе с дымовыми шашками сбрасывать за корму прикрепленные к поплавкам так называемые патроны Гольмса, начиненные карбидом. И вот в клубах дыма, оставшихся позади эсминца, засверкали яркие вспышки — они получались от соприкосновения карбида с морской водой. Видимо приняв эти вспышки за выстрелы корабельных орудий, вражеские артиллеристы сюда и направили свой огонь. Эсминцы тем временем продолжали обстреливать порт.

По Ялте было выпущено 406 снарядов 130-миллиметрового калибра. На это кораблям потребовалось всего 20 минут. Полностью выполнив свою задачу, «Бойкий» и «Сообразительный» в 23 часа 40 минут 2 октября легли на обратный курс. На берегу наблюдались два крупных очага пожара. На пути к Батуми, большая часть которого преодолевалась в темное время суток, неприятель не преследовал эсминцы.

Можно упомянуть еще об одном удачном огневом налете, которому подвергся Феодосийский порт. Этот налет осуществили ночью 14 октября эсминец «Незаможник» и сторожевой корабль «Шквал». Они выпустили 151 снаряд, вызвав в порту несколько мощных взрывов и три крупных пожара.

В октябре многим кораблям эскадры, в том числе крейсерам «Красный Крым» и «Красный Кавказ», лидеру «Харьков», пришлось немало потрудиться для обороны Туапсе, куда перебрасывались из Поти войска, орудия, минометы, боеприпасы, продовольствие.

В ноябре мы получили указание Народного комиссара Военно-Морского Флота о подготовке надводных кораблей для набеговых действий на удаленных морских коммуникациях противника у западного побережья Черного моря.

Штаб эскадры разработал план набеговых действий, целью которых было помешать осуществлению снабжения немецко-фашистских войск на фронте и создать в [181] представлении неприятеля угрозу высадки десантов. Для этих набегов готовились крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков», эсминцы «Сообразительный», «Бойкий» и «Беспощадный». Предполагалось, что они будут выполнять боевые задания двумя самостоятельными группами.

В это время радио принесло радостную весть о начале мощного наступления наших войск под Сталинградом.

29 ноября 1942 года на крейсер «Ворошилов», стоявший в Батуми, прибыли командующий эскадрой вице-адмирал Л. А. Владимирский и начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В. А. Андреев.

Крейсер, а также ошвартованные у причала лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный» находились в полном порядке и могли в любое время выйти в море. Владимирский приказал готовить корабли к походу.

29 ноября «Ворошилов», «Харьков» и «Сообразительный», выйдя из Батуми, направились вдоль берегов Турции в западную часть Черного моря. По плану действий крейсеру предстояло обстрелять румынский порт Сулина, эсминцу огнем своей артиллерии разрушить радиостанцию на острове Фидониси (Змеиный) и подавить артиллерийскую батарею на побережье, лидеру сначала действовать в паре с эсминцем, а затем произвести поиск судов противника на прибрежных коммуникациях и по возможности обстрелять порт Бургас. Командующий эскадрой вице-адмирал Л. А. Владимирский держал свой флаг на «Ворошилове».

«Сообразительному» для плавания на столь дальнее расстояние и маневрирование у вражеских берегов не хватило бы обычных запасов топлива. Поэтому в предвидении таких походов минный погреб эсминца был переоборудован под дополнительную мазутную цистерну.

На довольно длительном переходе морем разведка неприятеля корабли не обнаружила. Это счастливое обстоятельство можно было, в частности, объяснить тем, что силы немецкой авиации на Черноморском театре резко сократились, поскольку возросла потребность в самолетах на других участках фронта, где гитлеровцы отражали удары советских войск. К тому же и ненастная погода ограничивала возможности воздушной разведки.

Рано утром 1 декабря весь отряд появился у острова Фидониси. Загремели залпы. Снаряды накрыли радиостанцию, [182] разрушили причал. После этого крейсер и эсминец направились к Сулине, а лидер пошел вдоль побережья, осуществляя поиск судов противника.

Около восьми часов утра «Сообразительный», шедший справа от крейсера, подсек параваном мину. Командир эсминца тотчас же известил об этом флагмана условным сигналом. «Ворошилов» на какое-то время застопорил ход, а затем продолжил движение вперед. Однако через две минуты в 10–12 метрах от его правого борта раздался сильный взрыв. Затем такой же взрыв последовал у левого борта.

Теперь уж ничего другого не оставалось, как побыстрее выходить из опасного района. Крейсер, меняя курс, повернул влево. Эсминец, работая машинами враздрай, развернулся на месте и обратным курсом вышел с заминированного участка.

Тем временем на мостик «Ворошилова» поступили доклады о последствиях взрывов. В некоторых местах на корпусе корабля разошлись швы, и в трюмы стала поступать вода. Вышли из строя электротелеграфы, телефонная связь, приборы управления артиллерийским огнем, артиллерийская оптика. Оказались поврежденными топки котлов, нефтяные насосы в котельных отделениях, водяные и масляные магистрали. Ход корабля резко упал.

Экипаж начал быстро вводить в действие поврежденные механизмы. И уже через 18 минут после взрыва крейсер мог развить 30-узловой ход. Аварийные партии остановили поступление забортной воды в трюмы.

Считая, что дальнейшее пребывание в этом районе грозит опасными последствиями, вице-адмирал Владимирский приказал командирам кораблей возвращаться к своим берегам. К полудню 2 декабря отряд прибыл в Батуми, а уже оттуда «Ворошилов», нуждавшийся в ремонте, перешел в Поти.

Итак, еще раз дала о себе знать минная опасность. Вернее сказать, еще раз проявилась наша недооценка минной опасности.

Мы уже имели печальный опыт потери лидера «Москва». Во время набега на Констанцу в июне 1941 года он подорвался на минах в этом же мелководном районе Черного моря.

Крейсер «Ворошилов» и эсминец «Сообразительный», оказавшись на минном поле, по существу, повторили [183] ошибку кораблей, действовавших здесь в первый месяц войны.

Параваном эсминца была подсечена мина. Это сигнал о серьезной опасности. Следовало немедленно выходить из района минного заграждения, причем выходить задним ходом, ни в коем случае не уклоняясь в сторону от линии первоначального движения. Таково требование инструкции.

А крейсер и эсминец этого требования не выполнили. «Сообразительный», затеявший разворот на обратный курс, конечно, подвергался большой опасности подрыва на мине. Безусловно, подвергался ей и «Ворошилов», продолжавший движение вперед. Надежда на параваны в данном случае не была основательной — известно, что на малом ходу они не подсекают мины и некоторые из них, застревая в резаках, подтягиваются к борту и взрываются. В таком случае параван из средства борьбы с минами становится пособником последних. И вот результат — мины, взорвавшиеся в правом и левом параванах, нанесли крейсеру немалые повреждения.

Однако было бы неправильно видеть в этом походе только отрицательные стороны. Весьма положительной оценки заслуживает скрытный переход через все Черное море от его восточных до западных берегов и использование эсминца на предельном радиусе действия. Была еще раз продемонстрирована возможность привлечения надводных кораблей для нанесения чувствительных ударов по удаленным коммуникациям противника и его береговым объектам. И флот в дальнейшем использовал это.

В первой половине и в конце декабря надводные корабли еще дважды осуществляли набеговые действия в западной части Черного моря. В первом случае туда ходили четыре тральщика и эсминец «Сообразительный». Во втором такую же группу тральщиков сопровождали эсминцы «Сообразительный» и «Беспощадный». В районе Жебрияны они обстреляли вражеский конвой, повредили одно судно и уничтожили два сторожевых катера.

Вместе с тем продолжались набеги на другие, более близкие базы.

Ночью 20 декабря был осуществлен хорошо подготовленный одновременный удар наших кораблей по Ялте и Феодосии. К Ялте направились лидер «Харьков» и эсминец [184] «Бойкий». Не обнаруженные разведкой неприятеля на переходе морем, они в половине второго ночи вышли в точку стрельбы и открыли огонь с дистанции 112 кабельтовых. Оба корабля выпустили более трехсот снарядов, взрывы которых устроили неприятную побудку гитлеровцам в Ялте и вызвали немалые разрушения в Ялтинском порту.

В это же время эсминец «Незаможник» и сторожевой корабль «Шквал» заняли огневую позицию у Феодосии. Их стрельбу корректировал самолет. Снаряды вызвали в порту большой пожар и сильный взрыв.

Береговые батареи противника противодействовали кораблям. Но те закрылись дымовой завесой. Не удалась и атака вражеских торпедных катеров.

Обстановка на Черноморье понемногу менялась. Вскоре и здесь повеял радостный ветерок — предвестник близких наступательных операций... [185]

Дальше