Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава вторая.

Одесса дает отпор

Швартовка под огнем

Меня вызвал в свою каюту командир бригады крейсеров капитан 1 ранга С. Г. Горшков, по-прежнему державший флаг на «Червоной Украине».

— Пойдете в Одессу. На подготовку два дня, — сказал он.

Это было 26 августа. Шел третий месяц войны. Пламя ее бушевало на огромной территории нашей страны. С болью и тревогой слушали мы сводки Совинформбюро. Необъяснимым представлялось отступление Красной Армии. Ведь мы знали ее силу, знали, что каждый боец готов сражаться до последнего дыхания. Что-то оставалось для нас непонятным. Но сильно верилось, что неудачи временные, и хотелось побольше сделать для разгрома врага. Поэтому известие о походе в Одессу не могло не обрадовать.

Под Одессой шли тяжелые бои. Противник полностью блокировал ее с суши и беспрерывно атаковал позиции защитников города. Чтобы оказать огневую поддержку стойко оборонявшейся Приморской армии, Военный совет Черноморского флота решил послать туда большую группу кораблей, в их числе и «Червону Украину».

В то время мы стояли в Новороссийске. Вся бригада крейсеров перешла сюда из Севастополя еще в начале [32] июля в соответствии с планом частичного рассредоточения кораблей эскадры из-за постоянной угрозы воздушного нападения.

В Новороссийске воздушные налеты были редкими, задания ограничивались непродолжительным конвоированием транспортов. Поэтому почти каждый день мы проводили частные и общекорабельные учения. Артиллеристы продолжали разыгрывать учебные стрельбы, причем больше всего внимания уделялось стрельбам по береговым и воздушным целям. Это делалось с учетом опыта первых боев. Тот же опыт заставил нас учиться вести огонь сокращенными расчетами, при выходе из строя командных пунктов.

Много тренировались аварийные партии в борьбе за живучесть корабля: мы имитировали пожары, пробоины в бортах, заводили на них пластыри — специального изготовления большие парусиновые заплаты. Мой старший помощник Пархоменко неутомимо трудился над совершенствованием организации службы экипажа. Были откорректированы боевые расписания, пересмотрены наставления и инструкции в интересах более высокой боевой готовности корабля.

Сразу же после разговора с комбригом я пригласил к себе военкома, старпома, всех командиров боевых частей. Объявил им о походе в Одессу. Коротко обсудили, что надо сделать за оставшиеся двое суток.

Готовились тщательно. Штурман подбирал комплект морских карт, изучал полученные за последнее время документы по кораблевождению, колдовал над предварительной прокладкой курса, который должен быть наиболее безопасным. Артиллеристы во главе с капитан-лейтенантом Федюшко проверяли исправность орудийных установок, пополняли боеприпасами артиллерийские погреба. Проверкой техники и пополнением запасов топлива занимались инженер-механик Трифонов и подчиненные ему специалисты. Хватало дел у военкома Мартынова и политруков подразделений.

Напоследок провели общекорабельное учение. Оно показало, что все звенья крейсера действуют слаженно.

Когда учение кончилось, я спустился с мостика, чтобы обойти корабль. Смотрю — у одного из орудий на станке заряжания продолжается горячая работа. Старшина подает команды, краснофлотцы подносят тяжелые [33] болванки учебных снарядов, заряжают пушку. Условный выстрел — и все повторяется сначала.

Увидев меня, командир орудия старшина Деревенец доложил:

— Тренируемся на выносливость. Чтобы легче было в бою.

Короткий разговор с краснофлотцами. У них одно желание — бить врага.

Крейсер к походу готов. Докладываю об этом командиру бригады. Вечером 28 августа «Червона Украина» оставила Цемесскую бухту, на берегах которой расположен Новороссийск.

Пока светло, над нами барражируют истребители. С ними как-то спокойнее. Чувствуешь, что прикрыт с воздуха. Опасности грозят со всех сторон, и по крайней мере одной из них меньше.

С наступлением темноты истребители уходят. Теперь нас укрывает ночь. Нигде ни огонька, хотя крымский берег не так уж далеко с правого борта. Давно ли, плавая здесь, мы любовались гирляндами огней на побережье, по которым узнавали Ялту, Алушту, Гурзуф. Война все изменила. Она погасила и маяки. Только звезды, крупные южные звезды, светят, как и прежде. А раз есть звезды, мы обойдемся и без маяков. У нашего штурмана капитан-лейтенанта Перельмана большая практика в мореходной астрономии.

В полночь сменилась вахта. Моряки, уступившие товарищам свои места на боевых постах, имеют возможность поспать. Лишь у нас со штурманом нет никакой смены. Бодрствует на мостике и командир бригады С. Г. Горшков. Он, видимо, еще не вполне доверяет моему не очень солидному командирскому опыту.

Рассвет застает нас в районе Тендровской косы — узкой и низкой песчаной полоски суши на подходах к Днепровскому лиману. С аэродрома, расположенного на косе, поднимаются истребители, чтобы сопровождать крейсер до Одессы.

Постепенно справа вырисовывается берег. В бинокль видны утопающие в зелени селения. Пока не замечается никаких признаков войны. Они не сразу обнаруживаются и при подходе к порту.

Проходим около Воронцовского маяка, и город предстает перед нами с его улицами, домами, зеленью скверов. [34]

— Вот и Одесса, — говорит Сергей Георгиевич Горшков.

Сказано это с теплотой и любовью. Всем нам дорога красавица Одесса. За нее мы будем биться крепко.

Швартоваться приказано к 24-му причалу в районе Холодильника. Задача не из простых. Надо войти в гавань, с отдачей якоря развернуться на 180 градусов и поставить крейсер к бетонной стенке левым бортом. Разворот нужен для того, чтобы в случае необходимости быстрее выйти отсюда. Ведь город фронтовой.

Для разворота места маловато. В открытом море как-то не чувствуются размеры крейсера, а здесь, в тесной гавани, сразу отчетливо ощущаешь, какая это махина. Берег с той и другой стороны виднеется в опасной близости.

Медленно провожу корабль около причала в глубь гавани и начинаю осуществлять сложный маневр. Для меня он сложен еще и потому, что никогда до этого не швартовался к стенке. В Севастополе мы всегда становились на бочку. А здесь все происходит иначе и условия очень стесненные.

Переходя от одного крыла мостика к другому, смотрю, куда перемещается нос крейсера, куда заносит корму, прикидываю расстояния. И в этот момент противник стал обстреливать порт.

Снаряды падают то ближе, то дальше, взрываются в воде и на берегу. Судя по всплескам и взрывам, калибр крупный, не менее 150 миллиметров, но огонь ведется неприцельный, по площадям. Видимо, противник обнаружил приход крейсера и на всякий случай прощупывает снарядами возможные места его стоянки.

Следить за всплесками и взрывами некогда. Мне кажется, что корма «Червоной Украины» вот-вот может задеть за причал, поэтому немножко подрабатываю машинами вперед. Потом обнаруживается, что необходимо давать задний ход. Чувствую недовольство собой и еще раз подаю не совсем правильную команду.

Стоящий на мостике Сергей Георгиевич Горшков молча наблюдает за происходящим. Хорошо, что он не вмешивается в мои действия, дает возможность самому выпутываться из трудных положений. Иначе я стал бы еще больше нервничать и ошибаться.

Наконец крейсер закончил разворот и под острым [35] углом начал приближаться к причалу. С бака полетел на берег бросательный конец, а вслед за ним — стальной швартов с петлей, которая надевается на выступающую из бетона чугунную тумбу-пал. Вскоре такой же швартов протянулся на бетонную стенку с кормы. Я облегченно вздохнул и оглянулся вокруг. С удивлением обнаружил, что снаряды нигде не падают. Не заметил, когда прекратилась стрельба.

Командир бригады сходит на причал. Затем и я направляюсь в штаб Одесской военно-морской базы. Капитана 1 ранга С. Г. Горшкова должен принять командир базы контр-адмирал Г. В. Жуков, а мне надлежит явиться к начальнику штаба капитану 2 ранга К. И. Деревянко.

Встреча с Деревянко, хотя мы были прежде знакомы, получилась сугубо официальной. Капитан 2 ранга и раньше не отличался общительным характером, а теперь стал еще более суровым. Впрочем, оперативная обстановка, с которой он меня тотчас же познакомил, подойдя к карте, не располагала к отвлеченным разговорам.

Противник, имевший пятикратное численное превосходство (18 дивизий), с 20 августа начал новый штурм города. Повсюду на рубежах обороны не прекращались бои. Особенно опасным был восточный прибрежный участок фронта. Здесь враг сильно нажимал, чтобы прорваться ближе к порту и держать под прицельным огнем фарватеры, причалы и корабли. Морская пехота и части Приморской армии с трудом сдерживали натиск.

Слушая Деревянко, я разглядывал на карте линию обороны. Упираясь в морской берег с запада и востока от Одессы, она полукольцом опоясывала город всего в каких-нибудь восьми — пятнадцати километрах от него. Угрожающая близость.

— Вот тут, — Деревянко показал карандашом на восточный сектор обороны, — вам и придется в основном работать. Сюда направляйте свой корректировочный пост, но заявки на огонь могут поступать и от корпостов базы. Остальные указания получите от командира отряда действующих под Одессой кораблей контр-адмирала Вдовиченко. Сейчас он держит флаг на лидере «Ташкент».

Что ж, все ясно. Выйдя из штаба, спешу на крейсер. [36] На палубе «Червоной Украины», уже готовый к высадке, стоял личный состав корректировочного поста. Это группа моряков из восьми человек во главе со старшим лейтенантом Рабиновичем. Петр Семенович Рабинович командовал у нас дивизионом главного калибра, отлично знал правила стрельб, по положению он первый заместитель старшего артиллериста крейсера. Кому, как не ему, корректировать огонь. На широком ремне старшего лейтенанта в черной кобуре висит наган. У матросов — винтовки и гранаты. Два радиста распределили между собой довольно увесистый груз — приемник, передатчик и питание походной армейской ультракоротковолновой радиостанции.

Последние напутствия, и Рабинович повел свой маленький отряд по сходне на берег, а затем и к выходу из порта. Мы долго смотрим им вслед. Кто знает, все ли они вернутся.

Нам больше нечего делать у стенки. Снимаемся со швартовов, покидаем гавань и в ожидании заявок на огонь занимаем позицию на внешнем рейде, ближе к восточному сектору обороны города. Здесь уже находятся лидер «Ташкент» — красивый быстроходный корабль, имеющий на вооружении башенные артиллерийские установки, эсминцы «Смышленый», «Фрунзе» и «Шаумян».

«Фрунзе» маневрирует между нами и берегом, его пушки дружно грохочут, посылая снаряды в невидимую цель. Около эсминца вырастают всплески — ответный огонь ведет вражеская батарея. Корабль закрывается дымзавесой, выходит из-под обстрела, и снова сверкает пламя на кончиках стволов его орудий — бой продолжается. Вскоре начинают стрельбу лидер и другие эсминцы. Стволы их орудий направлены в сторону берега.

Но вот приходит и наш черед. Радист докладывает, что установлена связь с корректировочным постом базы и от него есть заявка на обстрел скопления пехоты противника в районе деревни Ильинка.

— Начнем! — говорю я капитан-лейтенанту Федюшко.

Судя по карте, от места, где мы стоим, до Ильинки 70 кабельтовых — около тринадцати километров. Для наших пушек это далеко не предел. Федюшко, заняв место управляющего огнем в боевой рубке, подает команды [37] на пристрелку. Раздается трехорудийный залп — пристрелка ведется одной батареей.

Затем следует довольно большая пауза. Проходят минуты, пока снаряды летят к цели, пока корпост засекает место их падения и передает на корабль поправки. Затем снова залп. Наконец корпост радирует по таблице условных сигналов:

— Снаряды ложатся точно, просим усилить огонь!

Теперь пошло. Крейсер содрогается от восьмиорудийных залпов главного калибра, следующих один за другим с короткими интервалами. У пушек жарко. Сильные, хорошо натренированные руки краснофлотцев загоняют в стволы тяжелые снаряды, лязгают, закрываясь, замки. Точно молния, сверкает вспышка выстрела, раздается грохот, и все повторяется сначала.

Мы не видим, куда падают снаряды. Но нетрудно представить, что творится там, где бушует пламя разрывов.

Через пятнадцать минут по сигналу корпоста прекращаем огонь. Задача выполнена. И в это время неподалеку от крейсера встают высокие столбы воды. Бьет вражеская береговая батарея. Но поздно. «Червона Украина», дав ход, быстро покидает зону обстрела.

Почин сделан. Федюшко выходит из боевой рубки на мостик. Капитан-лейтенант несколько возбужден. Радостным голосом он докладывает, что замечаний по работе личного состава и материальной части нет. Поздравляю его с боевым крещением и приказываю держать орудия в готовности к новой стрельбе.

Ждать приходится недолго. Следующая заявка на огонь поступает от нашего корабельного корпоста, который расположился среди боевых порядков 1-го морского полка, сформированного из личного состава Одесской базы. Этот полк под командованием ветерана гражданской войны Я. И. Осипова уже успел прославиться железной стойкостью в боях за город.

Чтобы поддержать огнем морских пехотинцев, подходим ближе к берегу. Пристрелку провели на ходу, причем Федюшко теперь значительно быстрее справился с нею. И опять в высоком темпе заговорили восемь наших орудий — расположение главного калибра на крейсере таково, что самый мощный бортовой залп производится из восьми стволов. [38]

Курс крейсера лежит параллельно берегу в зоне действия вражеских батарей. Едва мы начали стрельбу, как одна из них открыла огонь. В бинокль хорошо вижу вспышки залпов ее четырех орудий. Снаряды падают все ближе и ближе. Менять курс, уходить? Но тогда мы не выполним своей задачи.

Выручил «Червону Украину» маневрирующий неподалеку эсминец «Смышленый». Без всяких просьб с нашей стороны он вступил в бой с фашистской батареей. Орудия у «Смышленого» такого же калибра, как и наши, только более современные. Лучше у него и приборы управления огнем. Стрелял эсминец метко, и скоро батарея оставила нас в покое.

Прекрасный пример боевого взаимодействия! Рядом — надежные товарищи, и в этом наша сила. Командир эсминца капитан 3 ранга В. Т. Тихомиров-Шегула действовал смело и решительно. Он отлично сориентировался, проявил разумную инициативу. Не откажешь ему и в выдержке. Когда «Смышленый» завязал бой с батареей, со стороны моря на довольно большой высоте показались три вражеских бомбардировщика. Тихомиров-Шегула не свернул с курса, не прекратил боя. Наши зенитчики незамедлительно открыли огонь из стомиллиметровых орудий. Командир зенитного дивизиона крейсера И. И. Воловик и его подчиненные не ударили лицом в грязь перед своими товарищами из главного калибра. Около самолетов возникли белые облачка — следы разрывов снарядов. Это, видимо, подействовало на фашистских летчиков. Сброшенные ими бомбы упали в стороне от крейсера.

Находясь на мостике, слышу, как Федюшко подает команды в боевой рубке. Рядом с ним стоит комиссар крейсера Валериан Андреевич Мартынов. Он по телефону и переговорным трубам сообщает политрукам подразделений о ходе боя, чтобы те в свою очередь могли немедленно информировать о происходящем личный состав. Ведь каждый краснофлотец, на каком бы посту он ни находился, является участником боя и хочет знать, как действует его корабль.

Вскоре Рабинович передал нам благодарность морских пехотинцев за точную стрельбу. «Смышленому», как стало известно несколько позднее, за подавление вражеской батареи объявил благодарность командующий Приморской армией. [39]

Восемьсот снарядов

Утро 1 сентября «Червона Украина» встретила на Одесском рейде. Ровно трое суток мы уже находимся здесь в огне большого сражения. Дневные и ночные стрельбы, уклонение от снарядов береговых батарей, постановка дымовых завес, отражение вражеских атак с воздуха — все это как бы слилось в один тяжелый бой, напряженность которого все время нарастает.

Брагу очень важно парализовать работу порта. Ведь сюда прибывают транспорты с войсками, оружием, боеприпасами — помощь героическим защитникам Одессы.

Сегодня «Червона Украина» и другие корабли получили приказ обеспечить разгрузку транспорта со снарядами, заставив замолчать неприятельские батареи.

Для нашего экипажа такая задача уже не нова. Вчера мы отлично провели огневой налет на занятую противником деревню Дофиновку. Выполняя эту задачу, крейсер оказался под огнем фашистской береговой батареи. Мы прикрылись дымовой завесой и вышли из зоны обстрела. Но вскоре повернули обратно и неожиданно для вражеских артиллеристов выскочили из дымового облака довольно близко от берега. С короткой дистанции ударили всеми орудиями правого борта. Даже с мостика корабля было видно, как в районе цели поднялось облако дыма и пыли. Батарея ответила лишь несколькими разрозненными выстрелами.

Как только орудия «Червоной Украины» замолчали, наблюдавший за нашей стрельбой контр-адмирал Вдовиченко на катере приблизился к крейсеру и выразительно поднял вверх большой палец правой руки.

Однако вызванное удачей хорошее настроение скоро омрачилось. На наших глазах подвергся атаке неприятельских бомбардировщиков лидер «Ташкент». Стомиллиметровые зенитные пушки «Червоной Украины» — по тому времени довольно сильное средство противовоздушной обороны — открыли огонь. Но сорвать атаку противника нам не удалось.

Вражеские бомбы разорвались рядом с лидером, около него поднялись огромные столбы воды. «Ташкент» сбавил ход. Мысль мелькнула самая тревожная. Запросили семафором командира: «Не нужна ли помощь?» [40]

Получили ответ: «В борту пробоина, рули не работают, управляюсь машинами». От помощи командир отказался.

Лидер самостоятельно дошел до Одессы, а потом вынужден был направиться в Севастополь для ремонта.

Для нас этот случай послужил серьезным предостережением. Угроза с воздуха — дело не шуточное. Я приказал командиру зенитного дивизиона разобрать с подчиненными неудачную стрельбу, еще раз проверить систему наблюдения за воздухом.

Между прочим, чтобы лучше следить за воздушной обстановкой, некоторые из наблюдателей, находясь на открытых площадках крейсера, ложились на спину, надевали темные очки и непрерывно просматривали все пространство в своем секторе. Именно эти лежачие наблюдатели первыми заметили пикирующие бомбардировщики. И тут наши зенитчики уже не оплошали, хотя раньше никогда не встречались с такими самолетами.

Пикирующие бомбардировщики пытались неожиданно атаковать нас со стороны солнца, но встретили плотный заградительный огонь всех зенитных орудий крейсера. Поспешно сброшенные бомбы не причинили нам никакого вреда.

В боевой обстановке люди «Червоной Украины» действовали в высшей степени похвально. Говорить об этом очень приятно. Незаметных героев было много, всех не назовешь.

Я уже упоминал фамилию старшины Деревеица — того самого, который во время подготовки к походу в Одессу усиленно тренировал расчет своего орудия. Во время боевых стрельб расчет легко выдерживал высокий темп огня, не допускал ни пропусков, ни каких-либо других ошибок. Расчетом носового орудия главного калибра командовал старшина Бурлаки. У нас это было единственное орудие, которое могло вести огонь с правого и левого бортов, поэтому на его долю выпало наибольшее количество выстрелов. С повышенной нагрузкой расчет справлялся отлично.

Политработник БЧ-2 младший политрук Воронин, человек инициативный и энергичный, не преминул привлечь внимание всех артиллеристов к опыту лучших расчетов. Так же поступал и его коллега политрук Тараканов из БЧ-5. Весь экипаж равнялся на отличившихся в бою. [41]

Самые добрые слова хочется сказать в адрес инженер-механика Трифонова и его подчиненных. Машины крейсера постоянно находились в действии. Обстановка складывалась так, что нельзя было заранее сказать, какой ход потребуется в следующую секунду. Электромеханическая боевая часть обеспечивала любое маневрирование под снарядами и бомбами.

Всему кораблю известен самоотверженный поступок старшины 1-й статьи Кащеева. Засорился испаритель. Чтобы его очистить, полагалось ждать, пока он остынет. А ждать было рискованно. И Кащеев, подавая пример подчиненным, первым начал работать при высокой температуре. За рекордно короткий срок испаритель был очищен.

За эти дни мы кое-что критически пересмотрели. Получая задания на обстрел береговых целей, командиры кораблей стали согласовывать между собой район маневрирования, чтобы избежать скопления на огневых позициях нескольких кораблей, как это нередко случалось раньше, и не мешать друг другу. Более расчетливо начали ставить дымовые завесы, стараясь не только обеспечить свою безопасность, но и не лишить себя возможности продолжать огонь. Не допускалось теперь и неэкономное расходование снарядов.

Словом, удачнее стали варианты маневрирования, разнообразнее тактические приемы, огневые налеты получались все более точными и скоротечными.

Опыт подсказал также, что корректировать огонь кораблей удобнее всего базовой корректировочной группе. Когда каждый корабль посылал на берег свой корректировочный пост, возникало обилие радиопереговоров, к тому же моряки не сразу осваивались на передовой и приноравливались к местности. В этом отношении у базовой корректировочной группы были преимущества: она занимала заранее приготовленные позиции, хорошо знала обстановку, могла координировать действия кораблей, поскольку держала связь не с одним крейсером или эсминцем. Вот почему сегодня с берега вернулись наши корректировщики во главе с Рабиновичем. Их, запыленных и усталых, плотным кольцом окружили товарищи. Объятия, вопросы.

Рабинович, поднявшись на мостик, доложил о прибытии и коротко рассказал о выполнении задания. Морские [42] пехотинцы из полка Осипова встретили наших корректировщиков радушно, помогли им выбрать и оборудовать наблюдательный пункт. Вначале работали без помех, но вскоре противник нащупал расположение поста. Наверное, запеленговал радиостанцию. Начался артиллерийский и минометный обстрел. Одного человека ранило. Пришлось разместить радиостанцию отдельно от корпоста, держа с ней связь по телефону, причем после каждой стрельбы она меняла позицию. Эта уловка оправдалась.

— От морской пехоты «Червовой Украине» большая благодарность, — сказал Петр Семенович. — А корректировать огонь крейсера — одно удовольствие. Здорово стреляли! Особенно вчера...

...Выгрузка снарядов с транспорта в порту была назначена на 10 часов утра. К этому времени мы заняли огневую позицию.

Первым приблизился к берегу двухтрубный эсминец «Сообразительный» — корабль новой постройки, весьма маневренный, вооруженный стотридцатками. Командовал им капитан-лейтенант С. С. Ворков. Держа приличный ход, эсминец начал стрельбу. С берега несколько минут не было ответного огня. Но вот корабль накрыл залп шестиорудийной 150-миллиметровой батареи. «Сообразительный» начал маневрировать, поставил дымовую завесу и на новом курсе продолжал вести огонь. Снова около него возникли всплески. Но била уже другая батарея, расположенная восточнее первой.

Мы выжидали. Неизвестно, какие еще батареи обнаружат себя. У противника их несколько, и все они весьма живучи на своих позициях. За прошедшие дни мы истратили на них немало снарядов, отмечали даже точные попадания, подавляли их огонь, но совсем уничтожить зарытые в землю орудия не удавалось.

«Сообразительный», продолжая неравный бой, все бил и бил по первой цели. А по второй ударил эсминец «Беспощадный». Его командир капитан-лейтенант Г. П. Негода правильно оценил обстановку и вовремя пришел на помощь товарищу. Воркову стало легче, так как вторая батарея перенесла огонь на «Беспощадного».

Новых целей не появлялось, и мы начали действовать. Я решил поддержать «Беспощадного», поскольку батарея, с которой он вел бой, находилась ближе к «Червоной [43] Украине». Стреляли с дистанции 62 кабельтовых. Через 18 минут батарея замолчала. Тем временем справился со своей задачей и «Сообразительный»: первая батарея тоже прекратила огонь.

Зная, что в порту разгружаются снаряды, мы не уходили с занятых позиций, готовые в любую минуту продолжить артиллерийскую дуэль. Тем временем поступила заявка от сухопутного командования. Смотрим по карте — цель далеко. Значит, необходимо приблизиться к берегу. А вдруг оживет вражеская артиллерия?

— У нас на одном борту две батареи, — подсказывает капитан-лейтенант Федюшко. — Одной ударим по пехоте гитлеровцев, другой — по их артиллерии. Есть и второй управляющий огнем — Рабинович.

Неплохо рассудил Владимир Александрович. Принимаем его предложение.

Едва крейсер начал стрельбу по заявке сухопутного командования — ею управлял Рабинович, получивший в свое распоряжение одну батарею 130-миллиметровых орудий, — залпы с берега возобновились. Но у нас была наготове вторая батарея, расположенная с того же борта.

Одновременная стрельба по двум целям! Такого у нас еще не бывало. Но война всему научит.

Я следил с мостика за падением вражеских снарядов. Некоторые из них взрывались в опасной близости. Не мешало бы уйти в боевую рубку — там, за броней, командирское место. Но многое ли увидишь сквозь узкие прорези?

Удачно маневрируя, крейсер избегал попаданий неприятельских снарядов. В это время в небе появились семь «юнкерсов». Залпы главного калибра прекратились, их сменил гром зенитных пушек. Я старался не пропустить момента выхода бомбардировщиков в атаку (вот, кстати, еще одно доказательство необходимости пребывания на мостике, хотя его брезентовое ограждение и слишком ненадежное укрытие от осколков). Делая крутые повороты, изменяя скорость, корабль удачно уходил от прицельного бомбометания. Сбросив в море свой смертоносный груз, «юнкерсы» ретировались.

Около двух часов дня одна из подавленных батарей противника внезапно снова начала обстрел гавани. Вражеские артиллеристы, видимо, справились с повреждениями и решили, как говорится, еще раз попытать счастья. [44] Но мы не дремали. Немедленно стали бить по батарее вместе с «Сообразительным». Получился мощный дуэт — стреляли 12 орудий. Через десять минут над позицией батареи взметнулось пламя и выросло облако дыма. Судя по всему, там взорвались боеприпасы.

До самого вечера, пока не кончилась разгрузка транспорта, корабли охраняли порт, ведя борьбу с батареями. А когда солнце уже стало клониться к горизонту, «Червовой Украине» было приказано следовать в гавань. Там она получила новое задание — вывезти из Одессы в Севастополь раненых.

Густые сумерки закрыли порт, когда крейсер покинул его. Из района Пересыпи слышался орудийный гром. Это стрелял какой-то наш корабль у приморского фланга линии обороны.

Четверо суток мы делали то же самое. Сегодня к вечеру Федюшко доложил, что за время боев наш главный калибр израсходовал 832 снаряда. Солидная порция горячего металла на голову врага!

Чем дальше мы удалялись от Одессы, тем виднее становились огни пожаров, полыхающих и в центре и на окраинах.

Глядя на горящий город, я вспомнил события, происходившие здесь более двух десятилетий назад.

В тот далекий-далекий год вот этим же курсом уходил я на корабле из Одессы в Севастополь, став в ней очевидцем и участником событий, которые по праву могут быть названы боевыми, героическими. Только тогда я стоял не на мостике великана-крейсера, а на узкой палубе совсем небольшого отчаянно дымившего угольным дымом эсминца...

Мятежный эсминец

Медные буквы на борту эсминца составляли броское слово «Жаркий». Однако вид у этого корабля был совсем неказистый. Два орудия: одно калибром 75 и второе 47 миллиметров, два однотрубных торпедных аппарата — вот и все его вооружение. Водоизмещение 350 тонн. Две паровые машины мощностью 5500 лошадиных сил могли обеспечить скорость хода до 25 узлов. Экипаж — 4 офицера, 68 матросов и унтер-офицеров.

Эскадренным миноносцем он стал называться в [45] 1907 году, а до этого два года, со дня вступления в строй, числился в составе Черноморского флота миноносцем.

Эсминец оправдывал свое название тем, что служба на нем была действительно жаркой. Особенно это чувствовалось летом при погрузке угля. Угольные ямы корабля вмещали 75 тонн, и все это немалое количество топлива матросы таскали в мешках на своих плечах под палящими лучами солнца, обливаясь потом и размазывая по коже слой угольной пыли. Несладко приходилось и в походах. Даже небольшая волна сильно раскачивала верткий, неглубоко сидящий эсминец, и в его наглухо задраенных внутренних помещениях становилось нечем дышать.

Судьба свела меня с этим кораблем в 1915 году. А получилось все так.

Рос я в деревне Юрьевке на Херсонщине в бедной крестьянской семье, которая, имея небольшой земельный надел, едва сводила концы с концами. С малых лет помогал в поле отцу. Удалось окончить сельскую церковноприходскую школу. Пытался поступить в сельскохозяйственное училище, но из этого ничего не вышло. Даже в училище, не дававшее высшего образования, детям простых крестьян путь был закрыт. Однако тяга к учению взяла верх. Как раз в это время мне стало известно, что севастопольская школа юнг производит набор ребят моего возраста и готовит их для службы на боевых кораблях. О юнгах и кораблях я имел самое смутное представление, но все же решил попытать счастья. Думалось: начну самостоятельную жизнь, подучусь грамоте, повидаю разные страны.

В школе юнг дело обошлось без проволочек. Тут не посмотрели на мое незнатное происхождение, быстро определили, надели морскую форму. В то время царская Россия строила большой флот, и людей требовалось много. Так в свои шестнадцать лет я стал моряком.

Шел 1914 год, началась первая мировая война. Поэтому нас учили быстрее обычного. После школы юнг меня направили в минную школу на учебный корабль «Рион». Здесь тоже прошел ускоренную подготовку, и в 1915 году оказался уже на «Жарком» в должности минно-машинного унтер-офицера 2-й статьи. Под мою ответственность попал один из двух торпедных аппаратов эсминца. [46]

Корабль конвоировал транспорты, нес дозоры, выполнял разведывательные задания. Нагрузка на всех членов экипажа ложилась большая. Команду эсминца составляли в основном бывалые моряки, служившие на флоте по семь-восемь лет. Я, как мог, тянулся за ними. И тут выручала привычка к тяжелой работе, полученная с детства. В походах я нес вахту у торпедного аппарата и мог без конца смотреть на бескрайнюю ширь моря, на игру волн.

Из всех боевых заданий особенно запомнилась мне минная постановка у входа в пролив Босфор.

С самого начала войны русские корабли неоднократно осуществляли там минные постановки. И это было серьезным препятствием для действий турецкого флота. В конце 1916 года решено было скрытно выставить новое заграждение в непосредственной близости от неприятельского берега. Задачу выполняли эсминец «Дерзкий» — новый первоклассный корабль типа «Новик», эсминцы «Жаркий» и однотипный с ним «Живой».

Темной осенней ночью подошли мы к Босфору. «Дерзкий», имея на борту 72 мины, застопорил ход на почтительном расстоянии от берега. Дальше идти он не мог, так как рисковал подорваться на выставленном ранее нашем минном заграждении. Форсировать его предстояло «Жаркому» и «Живому», у которых была меньше осадка. Оба корабля приблизились к «Дерзкому», приняли на свои палубы по 12 мин и двинулись вперед. Опасный это был путь. В любой момент эсминцы могли наскочить на мину, которая по каким-либо причинам не встала на заданное углубление. Но ничего — пронесло.

В полной тишине, стараясь ничем не стукнуть, мы сталкивали мины за корму всего лишь в пяти кабельтовых от турецкого берега, на котором были и прожекторы, и береговые батареи. Потом вернулись обратно. Этот путь корабль проделал еще два раза. Таким образом, мы шесть раз пересекли минное поле.

За выполнение этого рискованного задания многие моряки «Жаркого» получили георгиевские кресты и медали. Досталась медаль и мне. Команда «Жаркого» была на хорошем счету у начальства, считалась вполне благонадежной, готовой умереть «за веру, царя и отечество». Действительно, на корабле не замечалось какого-либо недовольства матросов, не слышалось «крамольных» разговоров. [47] Однако, как выяснилось позже, свое истинное настроение моряки тщательно скрывали.

И вот наступил февраль 1917 года. «Жаркий» нес дозор у берегов Румынии. В последний день месяца он неожиданно покинул свое место, вошел в устье Дуная и встал на якорь в пустынном районе Килийского гирла. Экипажу было приказано построиться на верхней палубе. «Что бы это значило?» — думали мы.

На палубе появился командир — старший лейтенант Веселаго, надменный, придирчивый офицер, которого команда очень не любила. В полной тишине срывающимся голосом он объявил, что получено сообщение об отречении царя от престола.

Ошеломленные таким известием матросы молча расходились по кубрикам. И только здесь дали волю своим чувствам. Впервые громко произносилось слово «свобода», кто-то кричал, что теперь конец войне, отпускались ехидные реплики в адрес напуганного командира. Заражаясь общим настроением, я тоже думал о наступлении перемен, от которых намного улучшится жизнь.

Через несколько дней «Жаркий» направился в Одессу, а затем в Севастополь. Из Одесской гавани мы видели, как по Приморскому бульвару двигалось множество людей с красными флагами.

Команду будоражило, но пока толком никто не знал, в каком направлении действовать. Когда эсминец пришел в Севастополь, стало известно, что на кораблях создаются судовые комитеты, подчиняющиеся Севастопольскому Совету рабочих, солдатских и матросских депутатов. Избрали и мы на «Жарком» такой комитет. Возглавил его унтер-офицер 1-й статьи Мамай — корабельный баталер, грамотный, уважаемый всеми моряк. Но с первого же дня работы комитета у него начались острые конфликты с командиром эсминца. Веселаго и слышать не хотел о каком бы то ни было ограничении его власти. Севастопольский Совет, в который мы обратились за помощью, не оказал нам должной поддержки — в нем было засилье меньшевиков и эсеров.

На одном из заседаний судового комитета Мамай предложил послать в Петроград и Кронштадт делегацию команды эсминца — пусть разберутся в событиях, узнают, что к чему. Предложение приняли.

Группу матросов, отправлявшихся в дальнюю поездку, [48] возглавил кочегарный старшина Починков — спокойный, уравновешенный и рассудительный моряк.

Недели через две делегация вернулась. Мы слушали ее отчет на общем собрании команды. Починков рассказал, что на многих кораблях Балтики у руководства судовыми комитетами стоят большевики. И они действуют как реальная, твердая власть, без согласия которой командир не может принять ни одного решения. Наши делегаты видели бурные апрельские демонстрации питерского пролетариата, проходившие под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой войну!».

— Мы убедились, — сказал Починков, — что лишь у большевиков во главе с Лениным слова не расходятся с делом, что лишь они действительно борются за интересы народа, хотят покончить с войной, дать землю крестьянам. И все мы, члены делегации «Жаркого», пойдем теперь только с большевиками, чего и вам желаем...

Временное правительство, проводя антинародную политику, носилось с лозунгом «Война до победного конца», а народные массы, возглавляемые большевиками, требовали выхода России из войны, установления долгожданного мира. За это боролись и моряки «Жаркого».

Когда командир эсминца распорядился установить вместо кормового торпедного аппарата, как раз того, которым я заведовал, артиллерийское орудие, судовой комитет, поддержанный всей командой, заявил, что матросы воевать не собираются и никакого перевооружения не допустят.

Через несколько дней «Жаркому» было приказано выйти в море якобы для выполнения важного задания. Но по всей вероятности, эсминец хотели изолировать, чтобы лишить поддержки со стороны других кораблей.

После шумного собрания мы вынесли решение — не выполнять этого приказа и вообще не выходить в море под командованием Веселаго. Никакие уговоры представителей эсеро-меньшевистского Севастопольского Совета на нас не действовали. Мы твердо стояли на своем.

18 мая команду всполошило известие о том, что Мамая и еще трех членов судового комитета списывают с корабля. Весь экипаж построился на верхней палубе и потребовал к себе командира. Он выйти отказался. Тогда раздались возмущенные голоса:

— Вытащить его из каюты! Долой! [49]

Почуяв недоброе, Веселаго решил выйти к команде. Его появление было встречено криками «Вон с корабля!». Постояв минуту-другую в растерянности, он двинулся к сходне.

Изгнание командира — дело не шуточное. Как и следовало ожидать, конфликт, возникший на «Жарком», стал предметом обсуждения. Его разбирали на экстренно созванном делегатском собрании представителей кораблей и частей гарнизона, а затем в военно-следственной комиссии. Ее решение было доложено вновь созванному делегатскому собранию, которое приняло лишь один пункт постановления комиссии — о наказании командира эсминца. В резолюции собрания, хранящейся по сей день в Центральном архиве Военно-Морского Флота, было записано: «Членов судового комитета эскадренного миноносца «Жаркий» дисциплинарному взысканию не подвергать и порицаний комитету, как и команде, не выносить».

Но командующий флотом вице-адмирал Колчак решил иначе. Он обратился к Керенскому с просьбой отдать приказ о передаче дела прокурорскому надзору для выяснения виновных и привлечения их к суду. Играющий в демократию, хитрый политикан Керенский не взял на себя наказание «бунтовщиков». Он предоставил это право самому командующему флотом. А тот, не желая разоблачить себя как врага революционных солдат и матросов, не воспользовался им.

Однако, когда содержание телеграмм, которыми Колчак обменялся с Керенским, стало известно на кораблях, на флоте прошла волна собраний и митингов. На них моряки выражали свое сочувствие команде нашего эсминца, требовали ограничения власти офицеров, выступали против политики эсеро-меньшевистского Севастопольского Совета. Немалая заслуга в этом принадлежала прибывшей в Севастополь делегации моряков Балтики. Пятеро матросов-балтийцев побывали на многих кораблях и в частях. Они рассказывали о событиях в Петрограде, разъясняли требования большевистской партии.

Мне особенно запомнился митинг в минной дивизии на западном берегу Южной бухты, где в то время базировались эскадренные миноносцы. Понятными словами, так не похожими на трескотню эсеров и меньшевиков, [50] один из балтийских делегатов объяснял необходимость дружных, сплоченных действий в защиту народных прав и свобод, за дальнейшее развитие революции.

Еще более бурным был митинг, состоявшийся 5 июня в Черноморском флотском экипаже. На нем присутствовало более десяти тысяч человек. В предложенной резолюции содержалось требование разоружить офицеров и отстранить Колчака от командования флотом. Резолюцию приняли под громкие одобрительные крики матросов.

На следующий день в здании цирка открылось делегатское собрание рабочих, солдат и матросов Севастополя. Решающее слово здесь уже не принадлежало меньшевикам и эсерам.

После горячего обсуждения подавляющее большинство присутствующих проголосовало за такую резолюцию: «Командующего Черноморским флотом адмирала Колчака и начальника штаба капитана 1 ранга Смирнова, как возбудивших своими действиями матросские массы, устранить от занимаемой должности, вопрос об их аресте передать на экстренное рассмотрение судовых и полковых комитетов».

Однако осуществить это решение черноморцы не сумели. 7 июня Временное правительство отозвало Колчака в Петроград и тем спасло его от ареста. Новым командующим флотом был назначен контр-адмирал Лукин. На флот приехала правительственная комиссия для расследования инцидентов. Эти перемены несколько успокоили матросов и солдат.

На «Жарком» жизнь тоже вошла в свою колею. Корабль отстаивался в базе, командир на нем почти не появлялся. Всем на эсминце распоряжался судовой комитет, что экипажу очень нравилось. Ведь еще совсем недавно о такой свободе и не мечталось. А что эта свобода относительная и непрочная, понимали далеко не все.

Основные события в то время развертывались в Петрограде. До нас по-прежнему доходили только их отзвуки.

Но вот в конце октября председатель судового комитета Мамай, прибыв с берега, срочно собрал всю команду и радостно сообщил:

— Товарищи, в Петрограде произошла революция! [51]

Большевики взяли власть. Создано новое правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным.

Дружное «ура» прокатилось по кораблю. Мы были очень взволнованы. Еще бы — совершилось событие величайшей важности.

Вскоре поступило распоряжение готовить эсминец к походу. Нам было приказано выйти в Одессу на помощь рабочим.

На внешнем рейде Одессы мы увидели броненосец «Синоп», а в порту у причалов — крейсер «Память Меркурия», вспомогательный крейсер «Алмаз» и эсминец «Зоркий». Бросилось в глаза, что на кормовом флагштоке крейсера «Память Меркурия» развевался желто-голубой флаг Украинской центральной рады.

Как только наш эсминец ошвартовался, Мамай и Починков сошли на берег. Через несколько часов они вернулись и рассказали, что были в штабе Красной гвардии, установили связь с судовыми комитетами «Алмаза» и других кораблей, узнали о положении в городе. А оно было весьма сложным. Большую активность проявляли представители националистической Украинской центральной рады, объединявшей контрреволюционные буржуазные и мелкобуржуазные партии и группы. Они не собирались признавать Советскую власть. Действовал в городе и так называемый Румчерод — Исполнительный комитет Советов солдатских, матросских, рабочих и крестьянских депутатов румынского фронта, Черноморского флота и Одесского военного округа, созданный в мае 1917 года. Его эсеро-меньшевистское руководство проводило контрреволюционную политику и весть о революции в Петрограде встретило враждебно.

— Одесские большевики готовятся взять власть в свои руки, — сказал нам Мамай. — Они ведут агитационную работу на заводах и фабриках, разоблачая националистов и соглашателей, укрепляют отряды Красной гвардии. Нам поручено охранять арсенал и ждать боевого приказа.

В числе 25 человек, выделенных в караул на охрану арсенала, оказался и я. Мы строем прошли по улицам в западную часть города, заняли караульное помещение и расставили посты...

В то время в Одессе происходило много митингов и собраний. Шла подготовка назначенного на декабрь [52] II съезда Советов Румчерода. Возглавлял эту работу приехавший из Петрограда вместе с группой питерских большевиков член Президиума ВЦИК В. Володарский. Задача состояла в том, чтобы вырвать Румчерод из-под влияния меньшевиков и эсеров. Володарский и другие питерцы выступали на митингах и собраниях среди рабочих, солдат и матросов, рассказывали об Октябрьской революции, разъясняли суть первых декретов Советской власти — о мире и земле, помогали народу разобраться в происходящих событиях, призывали сделать Румчерод органом борьбы за власть Советов на юге страны.

Работа в массах сделала свое дело. На съезд Румчерода было избрано 396 большевиков и находящихся с ними в блоке левых эсеров. А это составило большинство делегатов.

Съезд выполнил свою задачу. Румчерод стал большевистским. На повестку дня встал вопрос об установлении Советской власти в Одессе и прилегающих к ней районах. При этом вовсе не исключались вооруженные столкновения с силами контрреволюции.

Утром 14 января 1918 года к нам в караульное помещение прибежал посыльный и сообщил, что минувшей ночью отряды красногвардейцев и матросов захватила вокзал, телеграф, штаб военного округа и другие административные центры города.

Одесский Военно-революционный комитет объявил о переходе власти в руки Совета рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов. Нам было приказано усилить боевую готовность.

Вечером мы получили распоряжение Румчерода — с наступлением темноты незаметно уйти от арсенала, так как оружие и боеприпасы были уже вывезены оттуда для раздачи красногвардейцам и матросам, а гайдамаки требовали освободить занятые объекты, угрожая в противном случае начать боевые действия.

Как только стемнело, мы по безлюдным улицам проскочили в порт. На эсминце провели тревожную ночь. В городе слышались выстрелы. На рассвете стало известно, что гайдамаки от угроз перешли к делу и уже заняли вокзал. Тотчас наш судовой комитет стал формировать отряд в распоряжение Военно-революционного комитета. Кроме тех, кто нес караул у арсенала, в отряд вошли еще десятка три матросов. [53]

Сначала мы направились на Торговую улицу к штабу Красной гвардии. Во дворе штаба было полно людей. Прямо с грузовиков раздавались винтовки и патроны. Солдаты, матросы и красногвардейцы строились, получали боевой приказ и быстро уходили.

Мы вместе с одним из красногвардейских отрядов получили задачу — пробиваться к вокзалу по Пушкинской улице. Так как она простреливалась из пулеметов, пришлось двигаться вперед перебежками, укрываясь в подъездах.

Чем ближе мы подходили к вокзалу, тем сильное становился огонь. Пули высекали искры из мостовой, чиркали о стены домов и, отлетая, издавали короткий звук, словно кто-то ударял по туго натянутой струне.

Навстречу нам гайдамаки пустили броневик. Он шел, поливая улицу свинцом. И тут из соседнего подъезда выскочил матрос. Короткий взмах — и граната полетела под колеса. Взрывом броневик тряхнуло, он остановился. Через минуту матросы и красногвардейцы вытаскивали из него ошалевших гайдамаков.

Так прошел весь день. Но вот мы наконец у привокзальной площади. По другим улицам к ней тоже подходили матросы и красногвардейцы.

Ночью небольшая группа моряков, в которую входил и я, поднялась на чердак высокого здания. Мы проломили крышу и установили там пулемет. Как только рассвело, ударили из «максима» по гайдамакам, спрятавшимся в соседнем дворе. Они заметались в поисках нового укрытия. Тем временем к дому подошел броневик. Он пытался поразить нас пулеметным огнем, но из этого ничего не вышло. Пара брошенных с крыши гранат заставила его замолчать.

Скоро по вокзалу и другим зданиям, где засели контрреволюционные войска, открыли огонь броненосцы «Синоп» и «Ростислав» («Ростислав» несколько позже «Жаркого» тоже прибыл в Одессу). Мы видели мощные взрывы десятидюймовых снарядов, от которых врагам приходилось не сладко. Эти залпы провозгласили в Одессе победу Советской власти. В тот день, 16 января, контрреволюция сложила оружие.

Радостные возвратились мы на корабль. Но пробыл там я недолго. Меня назначили в группу матросов, выделенных [54] для охраны банка. Отправляя нас на берег, Мамай сказал:

— Идете охранять народное добро.

Эти слова заставили меня еще раз задуматься над всей серьезностью свершившегося.

Через неделю в охраняемый нами банк явилась гражданская администрация, назначенная Советом. Невысокий человек в кожанке, предъявив мандат, сказал с широкой улыбкой:

— Спасибо, матросы. Теперь мы тут сами управимся.

Еще через день наш эсминец отдал швартовы и направился в Севастополь. Стоя на палубе около своего торпедного аппарата, я провожал глазами красавицу Одессу, которую мы отстояли для народа, для себя.

Непобежденные

Все это вспомнилось мне на мостике «Червоной Украины», когда она уходила из осажденной Одессы вечером 1 сентября 1941 года. Моя боевая молодость связана с этим городом. На его улицах более двадцати лет назад мы боролись за новую жизнь. Одесситы, верные своим революционным традициям, стойко держались в осаде. И наш крейсер четверо суток помогал им.

На переходе в Севастополь командир бригады крейсеров Сергей Георгиевич Горшков потребовал журнал боевых действий и сделал в нем такую запись:

«Несмотря на малое время прохождения боевой подготовки до войны, крейсер действовал грамотно и задачу выполнил хорошо. За время четырехдневной операции крейсер подвергался атакам авиации, находился несколько раз под огнем береговой 150-мм батареи. В этих случаях личный состав действовал уверенно, самолеты вовремя обнаруживались и отражались, а при обстреле с берега... личный состав держал себя спокойно».

До Севастополя мы дошли без каких-либо происшествий, встали на бочки в Северной бухте. Раненых быстро переправили на берег. Командир бригады разрешил мне на часок сойти с корабля.

От Графской пристани знакомым путем я зашагал к своему дому. Знал, что там никого нет — семьи командиров были эвакуированы из главной базы флота, — и все же спешил: казалось, будто увижу жену и дочь. [55]

Открыл дверь, обошел пустую квартиру, постоял на балконе. Сердце сжала тоска. Далекой показалась недавняя мирная жизнь. А что впереди? Когда-то теперь увижу своих?

«Червона Украина» недолго задержалась в базе. Приняв снаряды, топливо и воду, мы снова ушли в поход. Вместе с другими кораблями крейсер сопровождал в Одессу транспорты с войсками.

В ночь на 22 сентября в районе Григорьевки был удачно высажен десант. Его удар, слившийся со встречным наступлением защитников Одессы, значительно улучшил положение в восточном секторе обороны города. Эту первую черноморскую десантную операцию периода Великой Отечественной войны, в которой «Червона Украина», к сожалению, не участвовала, можно считать примером хорошо задуманных, подготовленных и осуществленных действий.

Удача под Григорьевкой настраивала на оптимистический лад. Верилось, что Одесса выстоит. Но взгляд на карту вызывал иные думы.

К концу сентября положение советских войск во всей полосе действий Южного фронта резко ухудшилось. Враг продвигался к Харькову и дальше — к Ростову. Нависла непосредственная угроза прорыва фашистских дивизий в Крым. Одесса оставалась в глубоком тылу противника.

Вскоре стало ясно, что гарнизон Одессы решено эвакуировать. В начале октября я получил приказ снимать наши части с Тендровской косы, где находились аэродром для истребителей, артиллерийские батареи, сухопутные войска, прикрывавшие корабли и транспорты, ходившие из Севастополя в Одессу и обратно.

Мы совершили к Тендровской косе три похода и каждый из них по строго рассчитанному графику.

Из Севастополя выходили под вечер, чтобы до наступления темноты достигнуть мыса Тарханкут. На этом участке нас прикрывали истребители. Дальнейший переход до Тендры, посадку бойцов на корабль и обратный путь совершали в темное время. Рассвет встречали у Тарханкута и дальше шли опять под прикрытием с воздуха.

Во время первого похода «Червона Украина» подверглась атаке вражеского торпедоносца. Надо сказать, что именно торпедоносцы и бомбардировщики противника представляли в то время главную опасность. [56]

...Истребители проводили нас до Тарханкута. Взошла луна. Увеличив ход до 26 узлов и оставляя за кормой хорошо видимый пенный след, крейсер в одиночестве продолжал путь. На море — полный штиль. В тот момент, когда, казалось, ничто не предвещало опасности, с кормового боевого поста по телефону поступил тревожный доклад: низко летящий самолет атакует крейсер. Не успел я отреагировать, как последовал второй доклад: самолет сбросил торпеду, и она прошла за кормой в десяти — пятнадцати метрах.

Не удивительно, что вражескому торпедоносцу удалось внезапно атаковать крейсер. В то время отсутствовали радиотехнические и совершенные оптические средства наблюдения, но существовала хорошо освоенная нами тактика артиллерийского боя или торпедной атаки в лунную ночь. Она предусматривала занятие кораблем такой позиции, чтобы противник оказался между ним и луной. Тогда неприятеля можно отлично видеть на лунной дорожке, а ему трудно обнаружить корабль, находящийся в темной части горизонта.

Это учел экипаж вражеского самолета, имевшего большой простор для маневрирования. Наши наблюдатели не смогли его увидеть. Услышать гул моторов из-за шума корабельных вентиляторов тоже было невозможно. На мостике он вообще все забивал, и это надо считать конструктивным недостатком крейсеров старой постройки.

Хорошо, что противник промахнулся, а то бы нам было худо. Правда, как потом выяснилось, промахнуться ему помогли наши зенитчики. Когда вражеский самолет был обнаружен, по нему сразу же ударил установленный на корме крейсера крупнокалиберный пулемет ДПЩ. Владимир Александрович Федюшко видел, как пулеметчик, навалившись плечами на упоры ДШК, беспрерывной очередью бил по летящему у самой воды торпедоносцу. След трассирующих пуль упирался прямо в самолет.

По всей вероятности, своевременно открытый прицельный огонь заставил фашистского летчика поторопиться, и поэтому торпеда не попала в цель. Так закончилась первая атака неприятельского торпедоносца по нашему крейсеру.

До Тендры дошли благополучно. Бросили якорь на почтительном расстоянии от берега, так как глубины там [57] небольшие. Быстро спустили барказ, и тот, урча мотором, скрылся в темноте. Скоро он вернулся, за ним шли катера. За несколько рейсов барказ и катера перевезли с берега на борт «Червоной Украины» батальон морских пехотинцев, который она благополучно доставила в Севастополь.

Два других похода к Тендровской косе прошли относительно спокойно.

В те дни в Севастополь приходило много кораблей и транспортов из Одессы, откуда начиная с 1 октября понемногу вывозились материальные ценности, оборудование предприятий, тыловые подразделения.

Для участия в заключительном этапе эвакуации из Севастополя в Одессу вечером 13 октября вышла группа кораблей во главе с командующим эскадрой контр-адмиралом Л. А. Владимирским. Он держал свой флаг на «Червоной Украине». За ней следовали крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый», «Смышленый», «Незаможник», «Шаумян» и «Дзержинский». Все старые знакомые, с которыми вместе пройдено немало огненных миль.

Рано утром 14 октября показалась Одесса. Во многих местах виднелись дымы пожарищ.

Встали на рейде. Контр-адмирал Владимирский с офицерами штаба ушел на катере в порт, а нам приказал маневрировать на рейде, по вызову корпостов открывать огонь, но особой активности не проявлять.

Сейчас фронт представлял собой тонкую ниточку, разорвать которую было совсем нетрудно. Поэтому соблюдались все меры скрытности, чтобы враг ни в коем случае не догадался о происходящем и не помешал эвакуации.

Прошли сутки. В полдень 15 октября на «Червону Украину» стали прибывать офицеры штаба Одесского оборонительного района. Они с корабля продолжали руководить свертыванием обороны.

С наступлением темноты должен был начаться общий отход батальонов, полков и дивизий с переднего края. Им было предписано скрытно оставить боевые позиции, быстро достигнуть порта, погрузиться на корабли и транспорты и до рассвета покинуть Одессу.

Сгустились сумерки. Внешне ничего не изменилось. Только огни пожаров стали ярче. [58]

«Червона Украина» стояла в полной готовности к выходу в море и к открытию огня. В случае необходимости она должна была прикрыть отход наших частей с фронта всей мощью своей артиллерии.

Я стоял на мостике и ждал боевого приказа. Однако его не последовало. А вот «Красный Кавказ», «Бодрый» и «Незаможник», находившиеся несколько восточнее, стали озаряться вспышками залпов. Они начали бить по боевым позициям противника, чтобы тот не заметил отхода наших войск. Артиллерийская канонада доносилась и со стороны города. Это стреляли до последней возможности береговые батареи.

Мне доложили, что на крейсер вместе с Владимирским прибыли командующий Одесским оборонительным районом контр-адмирал Г. В. Жуков, члены Военного совета района дивизионные комиссары И. И. Азаров и Ф. Н. Воронин. Военный совет района продолжал действовать. Между бортом крейсера и причалами сновали катера с приказами и донесениями.

Причалы скрывала темнота. Но вот около них поднялись языки пламени. В бинокль можно было разглядеть — горели склады. Зарево пожара освещало некоторые транспорты и двигавшиеся колонны людей. Тревожно стало на душе.

Жуков, Азаров, Воронин и Владимирский, поднявшись на мостик, тоже обеспокоенно смотрели туда, где полыхал огонь. Не налетит ли вражеская авиация?

Но пока все было тихо. Погрузка шла нормально, в порт прибывали последние части. К трем часам ночи многие транспорты, приняв людей и технику, были готовы к отплытию. Полностью затемненные, строго держась фарватера, они прошли совсем близко от нас и взяли курс на Севастополь.

Со стороны города слышался гул особой силы. Это специальные команды подрывников взрывали электростанцию, заводы, военные объекты.

Мы ждали последние арьергардные подразделения, которым было приказано стоять насмерть, если гитлеровцы заметят отход и попытаются атаковать.

Наконец к борту крейсера приблизились тральщики, и на палубу «Червоной Украины» стали подниматься бойцы, тяжело нагруженные винтовками, пулеметами, коробками с патронами. [59]

Наши краснофлотцы понимали, кого доставили тральщики, и старались помочь пехотинцам подняться по трапу, получше разместить их, напоить водой.

Всего было принято более тысячи человек. С тральщика на крейсер перешел и капитан 1 ранга А. А. Сарбарин — представитель флота в штабе Приморской армии. Он доложил Владимирскому:

— В порту осталась лишь небольшая группа людей — заканчивают минирование. Им уйти есть на чем.

Командующий эскадрой приказал сниматься с якоря. На часах было 5.30.

Крейсер все быстрее и быстрее шел туда, где скрылся последний транспорт. Стоявшие на палубе бойцы неотрывно смотрели на остающуюся за кормой Одессу, на зарево ее пожаров. Да и сколько пар глаз с транспортов и кораблей было устремлено сейчас туда же!

Оглянулся и я на этот давно знакомый мне город. Уходим, но мы еще вернемся и посчитаемся с врагом за все.

Быстро догнали растянувшийся на много миль караван, состоящий из больших и малых судов. Командующий эскадрой приказал крейсерам держаться мористее — прикрывать транспорты от возможных атак противника со стороны моря. Эсминцы заняли место между крейсерами и караваном.

Рассветало. Мы шли, подстраиваясь под медленное движение транспортов. Во все глаза смотрели за водой и небом наблюдатели, артиллеристы дежурили у орудий. Наивысшую готовность к открытию огня держали зенитчики. В воздухе не было наших самолетов, а вражеские могли появиться в любую минуту.

Часа три неприятель не давал о себе знать. Но после полудня в небе в стороне берега показались многочисленные черные точки. Они быстро увеличивались. Наблюдатели доложили — «юнкерсы». Вон когда спохватились гитлеровцы! Сейчас, конечно, будет жарко, но уже близка зона действия нашей авиации.

Все корабли встретили самолеты противника дружным и довольно точным огнем. «Червона Украина» и «Красный Кавказ» переместились ближе к голове колонны, чтобы залпами своих мощных зениток защитить транспорты.

Первую волну отбили. Но за ней следовала вторая — не менее пяти десятков бомбардировщиков. Фашистские [60] летчики целились в транспорты. Загорелось судно, шедшее последним. Это «Большевик». К счастью, на нем не было войск. А караван продолжал идти вперед. И скоро последовал доклад: «Наши истребители. Живем!»

В небе закружилась карусель. Задымив, упал первый фашист. За ним еще и еще. Как только истребители вошли в зону корабельного огня, зенитчики прекратили стрельбу.

Несколько часов продолжались атаки бомбардировщиков. Наши истребители сбили семнадцать самолетов противника, да еще три нашли себе могилу от зенитного опт кораблей. Чувствительные потери! Врагу оставалось лишь пребывать в бессильной ярости. Он прозевал наш уход и дорого заплатил за один потопленный транспорт, не имевший груза.

В эти тяжелые для Одессы дни наши армия и флот показали, что они сильны не только беспредельным героизмом бойцов и командиров, но и согласованностью действий, высокой организацией, мобильностью. Сказались также оперативная мудрость и дальновидность командования.

На подходе к Севастополю «Червоной Украине» было приказано оторваться от конвоя и быстро следовать в базу. Скоро крейсер встал на свое место в Северной бухте. К борту подошел катер. Прежде чем сойти с корабля, Жуков, Азаров и Воронин тепло попрощались с нами, поблагодарили. Мы восприняли эту благодарность как признательность всех защитников Одессы всем черноморцам из большого конвоя.

С гордо поднятым флагом

Прибывшие из Одессы корабли и транспорты заполнили бухты Севастополя. Полки и дивизии выгружались, а затем двигались к вокзалу. Там их ждали эшелоны.

Дело в том, что как раз в эти дни враг начал наступать на Крым с севера, прорвал перекопские укрепления и атаковал ишуньский оборонительный рубеж. Наши войска, не имевшие достаточного количества людей и артиллерии, с трудом сдерживали этот натиск. И защитники Одессы перебрасывались туда. Без отдыха, без передышки им предстояло снова вступить в бой.

На оборону Крыма переключались и корабли. Мы ходили в кавказские порты, конвоируя транспорты, которые [61] вывозили из Севастополя промышленное оборудование и гражданское население, а обратным рейсом доставляли в город войска и оружие. Пришлось снова побывать и на Тендровской косе — оттуда снимались последние воинские части.

После одного из таких походов на крейсер прибыл контр-адмирал Владимирский. Он выслушал мой доклад о выполнении задания и состоянии корабля. Потом Лев Анатольевич спросил:

— Как здоровье, настроение?

А сам смотрит пристально и несколько загадочно.

— На здоровье не жалуюсь, а настроение злое, — отвечаю ему и стараюсь понять, к чему этот разговор.

— Коли так, одевайтесь. Вызывает командующий флотом.

Быстро собираюсь и на катере пересекаю бухту. Вот и флагманский командный пункт флота. Он был оборудован в глубокой штольне. Однако в нее идти не пришлось. Вице-адмирал Ф. С. Октябрьский принял меня в небольшом «наружном» кабинете, который составлял часть дома, построенного неподалеку от входа в штольню. Командующий выглядел весьма моложаво. Лишь под глазами обозначились темные полукружия — следы бессонных ночей и напряженной работы. Не желая терять время на не относящиеся к делу разговоры, Филипп Сергеевич без всяких предисловий сказал:

— По нашему ходатайству нарком назначил вас командиром отряда легких сил флота. Имеете ли в связи с этим вопросы?

Вопросы? Признаться, не сразу дошел до меня смысл этих слов. Отряд легких сил, или, как мы его коротко называли, ОЛС, — большое соединение. В него входили и крейсера и эсминцы. И одним-то кораблем командовать не просто, а теперь их будет несколько. Хватит ли опыта, знаний? С чего начинать новое дело? И жаль расставаться с «Червоной Украиной». Все эти мысли быстро пронеслись в моей голове. Но я ничего не сказал командующему — вопрос был уже решен, приказ подписан, — а лишь поблагодарил вице-адмирала за доверие и заявил о готовности приложить все силы, чтобы оправдать его.

Командующий выслушал меня, а затем заговорил об отряде легких сил. Речь шла о знакомых мне кораблях и командирах. Несколько непривычно было думать о них [62] как о подчиненных. К этой мысли, наверное, и приучал меня Филипп Сергеевич, отмечая не только их достоинства, но и слабые стороны.

— В общем, наследство получаете неплохое, — сказал он в заключение. — Но помните — вам надлежит быть на голову выше любого командира корабля во всех отношениях. И мыслить придется иными масштабами, чем на крейсере. Желаю успеха.

Выйдя от командующего, я направился к члену Военного совета флота дивизионному комиссару Н. М. Кулакову, кабинет которого находился в том же доме. Николай Михайлович поздравил меня с назначением и тоже дал короткое напутствие. Он посоветовал опираться на политотдел, политработников и партийные организации кораблей.

Возвратившись на «Червону Украину», я прошел в свою каюту и предался размышлениям. Совсем недавно с опаской вступал я в командование крейсером, сколько сил положил, чтобы освоиться на «Червоной Украине», узнать экипаж. С этим кораблем, с этим экипажем встретил войну, прошел через первые боевые испытания. И вот теперь, когда все наладилось, когда появилась уверенность в себе и в экипаже, надо уходить. Придется опять учиться, привыкать к новому положению, находить контакты с другими людьми, быть готовым к принятию гораздо более ответственных решений. Но идет война. И с каждого большой сирое. Поэтому я решил отмести сомнения и выполнять порученное дело.

Открыв ящик стола, стал перебирать скопившиеся здесь за многие месяцы бумаги и письма. Надо освободить каюту для ее нового командира. Им должен был стать малознакомый мне в то время капитан 2 ранга Н. А. Заруба. Его приезд задерживался. Поэтому дела я сдавал старпому В. А. Пархоменко.

Наступило 7 ноября — двадцать четвертая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Раньше в такой день корабли выстраивались для парада, украшались флагами расцвечивания. Сейчас крейсера и эсминцы стояли в Севастопольской бухте, ощетинившись поднятыми к небу стволами зениток. Тоже вроде бы парад — парад немедленной готовности к бою.

В последний раз я обходил корабль. В кубриках прощался с матросами, благодарил их за службу. А офицеры тем временем собрались в кают-компании. Застолье было [63] по-военному скромным, но все же у нас нашлось чем отметить праздник. После поздравительной речи я сказал боевым друзьям, что мне было приятно служить вместе с ними, ходить в походы, выполнять боевые задачи, что дней, проведенных на «Червоной Украине», никогда не забуду. Были в моей речи и некоторые пожелания, и среди них самое главное — с честью нести флаг крейсера через все испытания.

За обедом старался сохранять веселое настроение, но, честно говоря, с трудом скрывал грусть, оглядывая уютную кают-компанию и знакомые лица. Право же, тут оставалось что-то очень дорогое, связанное с первыми командирскими шагами и боевым крещением.

К трапу подали катер. Когда он отходил от борта, я по морскому ритуалу поднял руку к козырьку фуражки, отдавая честь кораблю. Не думалось мне тогда, что больше уже никогда не увижу своей «Червоной Украины».

Путь мой лежал в Поти, Батуми, где в основном сосредоточились теперь корабли отряда легких сил. И уже там, с головой окунувшись в дела отряда, я узнал о гибели «Червоной Украины».

Надо ли говорить, какая это была тяжелая весть. Мне хотелось во всех подробностях узнать о последних часах жизни крейсера. Рассказывали об этом десятки людей. И вот какая картина предстала предо мной.

Начиная с 30 октября, то есть с первого дня Севастопольской обороны, крейсер вместе с другими кораблями и береговыми батареями поддерживал огнем наши части, отражавшие натиск противника. Стрельбы велись обычно с отведенной крейсеру позиции в Южной бухте напротив бывшей Торговой пристани в полукабельтове от берега. Вновь, как под Одессой, гремели орудия, посылая снаряды туда, где враг штурмовал созданную на дальних подступах к городу оборонительную линию.

Захватить Севастополь с ходу неприятелю не удалось. Корабельная артиллерия сыграла в этом большую роль. Поэтому, готовясь к наступлению крупными силами, немецко-фашистское командование решило ударить по кораблям. Участились воздушные налеты и артиллерийский обстрел бухты.

Наступление гитлеровцы начали 11 ноября. Артиллеристы «Червоной Украины» получали все новые и новые заявки на огонь. Они обстреливали резервы и боевые порядки [64] противника на разных направлениях от Дуванкоя до Балаклавы. За один только этот день крейсер израсходовал около 700 снарядов главного калибра. Он заставил замолчать три немецкие батареи, разбил восемнадцать автомашин и бронетранспортеров, уничтожил четыре тяжелых, танка и три роты фашистов.

Утром 12 ноября крейсер вел огонь по скоплениям гитлеровцев в районе Качи, Мекензиевых гор и Бельбекской долины. Во время этих стрельб над бухтой неоднократно появлялись вражеские самолеты-разведчики. Они обычно предвещали бомбовый удар.

В предыдущие дни зенитчики «Червоной Украины» вместе с артиллерией ПВО главной базы успешно отражали воздушные налеты. Думалось, что и на этот раз все обойдется. Но события развернулись иначе.

В полдень, когда крейсер вел перестрелку с батареей противника, над Севастополем показались шедшие группами с разных сторон неприятельские бомбардировщики. Одни из них ударили по зенитным батареям базы, другие нацелились на корабли.

Группа из двенадцати самолетов атаковала «Червону Украину». Зенитчики крейсера были начеку и встретили врага дружным огнем. Особенно точно били спаренные 100-мм орудия, расчетами которых командовали старшина 1-й статьи Лещев, старшины 2-й статьи Хруль и Харченко. Прицельного бомбометания у фашистских летчиков не получилось.

Но вскоре с другого направления на крейсер налетела еще более многочисленная группа «юнкерсов». Они бомбили с пикирования. И хотя зенитный огонь по-прежнему был сильным, двум самолетам удалось попасть в цель. Бомбы весом в сто и двести пятьдесят килограммов разорвались в носовой части корабля, образовав большие пробоины в правом и левом бортах. Во внутренние помещения хлынула вода, возникли пожары.

В борьбе с водой немалый героизм проявили матросы и старшины электромеханической боевой части под руководством инженер-механика Александра Фомича Трифонова. Были пущены в действие все водоотливные средства, герметизировались отсеки. Но повреждения оказались слишком серьезными. От взрыва деформировались переборки и палубы, листы металла расходились по швам. К тому же борта крейсера изрешетили осколки крупных [65] бомб, более десятка которых разорвалось вблизи корабля. И он все более оседал и кренился под тяжестью воды, заливавшей трюмы.

Борьбе с водой мешал огонь. Для него нашлось немало пищи. Горел мазут во втором котельном отделении. А рядом — носовой артиллерийский погреб. Рискуя жизнью, бросились тушить этот очаг пожара матросы, возглавляемые командиром котельной группы воентехником 2 ранга Бендерским. Они быстро сбили огонь. Не менее опасный пожар, грозивший кормовым артпогребам, ликвидировали матросы под руководством командира отделения трюмных старшины 2-й статьи Ананьева.

На крейсере оказалось много дерева: им были обшиты офицерские каюты, салон, кают-компания и другие помещения. Отделка, создававшая красоту и уют, теперь обернулась против корабля. Дерево полыхало, и аварийные партии метались из одного помещения в другое, пытаясь погасить пламя.

Экипаж делал все, чтобы спасти крейсер. Четкие распоряжения отдавал с мостика командир капитан 2 ранга Н. А. Заруба. Артиллеристы оставались на своих боевых постах и встречали огнем попытки самолетов противника добить корабль. Воздушные налеты продолжались вплоть до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Даже в котельных отделениях — то в одном, то в другом, по мере затопления, — поддерживался пар, чем до последней возможности обеспечивалась работа водоотливных и противопожарных средств. В котельных отделениях с большим хладнокровием и мужеством действовал корабельный ветеран мичман Рожков.

К вечеру крейсер принял четыре тысячи тонн воды — половину своего водоизмещения. Море наступало, и в неравной героической борьбе с ним людям приходилось сдавать одну позицию за другой.

К трем часам ночи «Червона Украина» еще оставалась на плаву. Только в четыре часа 13 ноября, когда крен на левый борт достиг критических сорока градусов, капитан 2 ранга Заруба распорядился покинуть корабль. Надо полагать, что нелегко ему было отдавать такой приказ. Только стал командиром — и такая трагедия...

Едва последний барказ, на котором находился и сошедший с корабля после всех Н. А. Заруба, отошел от борта, как крейсер перевернулся и ушел под воду. [66]

Вечером перед заходом солнца, когда экипаж мужественно боролся за жизнь корабля, командиру доложили о времени спуска флага. Заруба, секунду поколебавшись, приказал:

— Флаг не спускать!

Так был нарушен повседневный морской ритуал. Но я понимаю командира. Корабль погибал. И погиб он с гордо поднятым над его кормой флагом.

Вот как окончилась жизнь дорогой мне «Червоной Украины». Из ее экипажа был убит 21 человек и 120 ранено. Остальные продолжали сражаться с гитлеровцами.

Очень скоро оперативная группа артиллерийского отдела тыла флота под руководством инженер-капитана А. А. Алексеева приступила к съемке орудий с затонувшего корабля. Это была тяжелая и опасная работа, проводившаяся под артиллерийским обстрелом и бомбежками. Водолазам помогали моряки крейсера.

И в декабре пушки крейсера, из которых были составлены четыре береговые батареи, вновь открыли огонь по врагу. Обслуживали орудия комендоры «Червоной Украины», ее офицеры командовали батареями, установленными у хутора Дергачи, у Максимовой дачи, на станции Мекензиевы Горы и на Английском кладбище. Перед стрельбами комендоры писали на банкетах орудий «Отомстим за «Червону Украину»!» и метко поражали гитлеровцев.

Воюя на суше, моряки крейсера с честью выполняли свой воинский долг. Вместе с севастопольцами они участвовали в подвиге, совершенном советскими воинами у стен города-героя.

Севастополь не забыл ветерана-крейсера. Там, на знаменитой Графской пристани, в память о «Червоной Украине» установлена мемориальная доска. [67]

Дальше