Против общего врага
Первая группа французских летчиков прибыла 25 ноября 1942 года.
23 февраля 1943 года французская эскадрилья «Нормандия» была включена в 303-ю авиационную дивизию 1-й Воздушной армии Западного фронта. Она успешно выполняла все боевые задания, которые ставило перед ней командование: прикрытие поля боя, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, свободная охота.
На 4 апреля был запланирован первый боевой вылет французских летчиков на прикрытие бомбардировщиков, которые наносили удар по артиллерийским батареям противника.
Летчики эскадрильи «Нормандия» без промедления приступили к подготовке ответственной боевой задачи. [22]
5 апреля с рассветом все уже были на аэродроме. Не без волнения авиамеханики опробывали моторы и вели предполетный осмотр самолетов. Майор Тюлян сам проверял полетные карты, готовность летчиков к выполнению боевого задания. Он же и возглавил ударную группу.
Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого вылета. По самолетам! скомандовал Тюлян.
Летчики давно ожидали этой команды и бросились к своим «якам». Через несколько минут две девятки Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под надежным прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».
Над линией фронта самолеты были обстреляны зенитной артиллерией противника. При подходе к цели четыре вражеских истребителя, заметив группу Пе-2, пытались с ходу атаковать первую девятку. [23] Французы Прециози и Дюран, находившиеся в этот момент выше и правее бомбардировщиков, вовремя разгадали намерения фашистов и заградительным огнем отразили атаку. Тогда четверка вражеских истребителей бросилась на них. Завязался воздушный бой.
На помощь Прециози и Дюрану поспешила четверка Тюляна. Схватка была короткой, но после нее фашисты не досчитались двух самолетов. Их сбили старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран. Пока шел воздушный бой, бомбардировщики с пикирования сбросили точно на цель бомбы, уничтожив несколько вражеских орудий и минометов, вызвав два пожара в районе артиллерийских позиций. Боевое задание, в котором первый раз на советско-германском фронте принимала участие французская эскадрилья «Нормандия», было выполнено.
Впоследствии французские летчики изъявили желание летать в составе 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, на вооружении которого были самолеты Як-1.
Летчики «Нормандии» героически и успешно сражались за Орел. Но не обошлось и без потерь. В неравном бою пали смертью храбрых легендарный командир эскадрильи майор Жан Луи Тюлян и его боевой заместитель капитан Литольф. Тяжелы были эти утраты. Однако французские летчики не теряли морального духа. Их воодушевляли блестящие победы Красной Армии на Курской дуге. В начале августа 1943 года эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный полк «Нормандия» сражающейся Франции. Командование полком принял майор Пьер Пуйяд. Инженером полка был назначен инженер-капитан Агавельян С. Д.
Большой путь прошли советские авиаторы крылом к крылу с французскими летчиками-истребителями, много боев провели совместно. Этот путь начался с Подмосковья и закончился у берегов Балтики и Восточной Пруссии. Советские и французские летчики 303-й АД участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Советской Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кенигсберг, Пиллау.
За успешные бои и надежное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман полку «Нормандия» было присвоено наименование «Неманский». На боевом знамени полка сияли советские ордена Красного Знамени и Александра Невского и французские: Почетного легиона, Крест войны с шестью пальмами, Крест освобождения, Военная медаль.
Многих советских орденов были удостоены летчики французского полка «Нормандия Неман». Четверо из них Марсель Лефевр, Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жак Андре стали Героями Советского Союза.
Марсель Лефевр быстро сблизился с советскими летчиками. Его интересовало все: и тактика группового воздушного боя, и техника пилотирования на «яках», и как сражаются с «фокке-вульфами» и «мессерами» русские? По характеру общительный, любознательный, предельно вежливый, без фальши и назойливости. Он сбил 11 фашистских самолетов, когда наступил трагический день 22 мая 1944 года.
Выполняя боевое задание в районе Витебска, Лефевр заметил [24] течь бензина. Передал по радио: «у меня неприятности, прикрой. Иду на посадку... Я весь в бензине». Самолет приземлился. Кружа над аэродромом, де Жоффр следил за своим командиром. Он увидел, как после приземления самолет Лефевра подруливал, разворачивался...
И вдруг огромный факел огня и дыма взметнулся к небу. Воспламенился самолет вместе с летчиком. Семь дней врачи боролись за жизнь пилота. Они сделали все, что в человеческих силах. Но спасти Лефевра не удалось. С воинскими почестями бесстрашный летчик был похоронен в Москве.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм Марселю Лефевру Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Советский народ, его Вооруженные Силы сохранят в веках имя благородного сына Франции, геройски сражавшегося против немецко-фашистских поработителей и отдавшего жизнь за независимость и счастье советского и французского народов.
В одном из авиаполков Марсель Лефевр занесен навечно в списки личного состава.
Марсель Альбер. Свой боевой путь начал весной 1943 года. Первые победы и потери: Прециози и Дюран сбили по одному «фокке-вульфу», погибли Бизьен, Дервиль, Познанский. Тяготы фронтовой жизни наравне со всеми нес и Альбер. [26] Каждый день на волоске от смерти. Каждый полет мог оказаться последним. 16 июня 1943 года Альбер и Прециози барражировали в районе Думиничи и получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. «Рама» тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости пыталась уйти. Атака, еще атака. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Еще очередь, и вражеский разведчик перевернулся в воздухе и вошел в пикирование, все больше разгораясь. А несколько часов спустя снова в бой. Волна за волной идут вражеские самолеты. И вновь им путь преграждают «яки» «Нормандии».
Самолетам было тесно в небе, которое, казалось, раскалывалось от рева моторов и треска пушек.
В эти жаркие дни Марсель Альбер был постоянно в воздухе.
События сменялись в бешеном темпе. Во главе восьмерки «яков» Альбер вылетел для прикрытия наших наступающих войск. В районе барражирования увидел ниже себя вражеские самолеты, которые бомбили наш передний край. Заметив наши «яки», немцы повернули на запад. Восьмерка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника. Французские летчики с ходу обрушили на них всю огневую мощь своих машин. Стремительный удар разогнал фашистов, они пытались уйти на бреющем полете. Надо не упустить уходящего противника.
За мной! скомандовал Альбер.
Все устремились за командиром. А он вместе с Амарже, догнав самолет врага, двумя очередями уничтожил его. Это была двадцать третья победа Альбера. Отважный французский летчик был представлен к званию Героя Советского Союза.
«Франция, писала «Правда», гордится своими героями. И сегодня их горячо приветствует весь советский народ».
Роллан де ля Пуап, опытный летчик-истребитель, прибыл в Советский Союз весной 1943 года. В русское небо поднялся в числе первых, чтобы сразиться с фашистами. А затем, что ни день, то боевое задание.
Шло время. Эскадрилья росла, увеличивался ее боевой счет. Заслуги многих французских летчиков были отмечены высокими советскими наградами. Орден Красного Знамени засиял на груди Роллана де ля Пуап.
Осень 1944 года застала французский авиаполк в Восточной Пруссии. Шли ожесточенные и непрерывные бои. Немцы стремились любой ценой остановить наступление советских войск.
Роллан де ля Пуап вылетел со своим звеном на блокировку аэродрома. При подходе к цели Роллан заметил фашистские истребители Ме-109 и ФВ-190, которые начали подниматься в воздух. Противник, видимо, был предупрежден постами наблюдения о приближении четверки «яков» и решил поднять восьмерку. Осторожничать не было времени, и Роллан принял дерзкое решение атаковать немцев всей четверкой.
Противник не набрал еще полной скорости и был не в состоянии что-либо сделать против атакующих. [28]
В результате немцы, потеряв три самолета из восьми, не выдержали навязанного им стремительного боя и поспешили уйти в облака.
Через пятнадцать минут Роллан докладывал подполковнику Пуйяду: «Задание выполнено. Три самолета сбиты».
27 октября 1944 года подполковник Пуйяд доложил в Москву о 200-й победе своего полка. А спустя сутки Московское радио передало Указ Президиума Верховного Совета СССР: старший лейтенант Роллан де ля Пуап стал Героем Советского Союза.
Ранним утром 16 января 1945 года одна из четверок полка «Нормандия Неман» под командой Жака Андре прикрывала наши наступающие войска. Через некоторое время Жаку сообщили:
С запада идет большая группа вражеских самолетов.
Четверка Андре смело двинулась навстречу врагу. Через несколько минут впереди на высоте 2000 метров появились 20 ФВ-190 с бомбами. Их прикрывали столько же «фоккеров» без бомб.
Приготовиться к бою!
Жак Андре всегда отличался решительностью, умением мгновенно ориентироваться в обстановке, обладал быстротой реакции. На большой скорости со снижением отважная четверка «яков» врезалась в строй истребителей-бомбардировщиков. И прежде чем успели что-либо сделать самолеты прикрытия, три машины противника загорелись. Остальные, беспорядочно сбрасывая бомбы, рассыпались в разные стороны. Когда фашисты заметили, что перед ними только четыре «яка», они с яростью набросились на четверку Андре.
Разгорелся яростный воздушный бой. Во всем своем блеске раскрылись тогда великолепные боевые качества нашего самолета его маневренность, огневая мощь. Ни на мгновение не упуская из виду друг друга, готовые в любой момент прийти на выручку, летчики звена Андре сбили еще три вражеских самолета и без потерь вернулись на свой аэродром.
Сам Жак Андре сбил в этом бою четыре самолета врага! Его лицо светилось радостью, когда он вылез из кабины. Казалось, вот-вот он рассмеется счастливым смехом.
Когда Жака расспрашивали о бое, он отводил все попытки подчеркнуть его смелость, умение, талант. Весь успех дня отдавал своему самолету.
Как товарища, как живое существо любил он свой «як».
В этой машине, говорил он, я чувствую себя в воздухе полным хозяином.
И он был искренен, как был искренен и правдив всегда во всех поступках и делах. В дни самых напряженных боев под Кенигсбергом в поединке Жак Андре сбил пятнадцатый самолет противника. Этой победой закончил войну Жак Андре. За время пребывания на фронте он совершил 130 боевых вылетов и был удостоен звания Героя Советского Союза. Великолепный итог!
Спасибо тебе за все. И Жак прижался к борту «яка» щекой.
И вот передышка в боевых действиях в районе Курска, длившаяся [30] третий месяц, окончилась. Рано утром 5 июля 1943 года немецко-фашистские войска перешли в наступление.
О начале его летчики 303-й истребительной авиации узнали 6 июля, но к активным боевым действиям их пока не привлекали. По радио в оперативных сводках сообщалось, что советские войска, поддерживаемые авиацией, отбивают одну атаку врага за другой, уничтожая мощную технику врага «тигры», «пантеры», «фердинанды».
Читая сводки информбюро, летчики 303-й дивизии огорчались затянувшимся затишьем на нашем участке фронта. Между тем наши войска, сдержав натиск врага, измотав и обескровив его ударные части, сами перешли в наступление. В ночь на 12 июля удары по обороне врага первыми начали наносить ночные бомбардировщики. Они непрерывно шли на запад. На участках предполагаемого прорыва на укрепления вражеской обороны были сброшены сотни бомб.
Утром в 6 часов был передан по радио и телефонам условный сигнал [31] «Буря». Сигнал приняли во всех батальонах, батареях, в эскадрильях.
Радисты и телеграфисты стали буревестниками наступления, невиданного по своей мощи. Такого артиллерийского грома еще не слышала Орловская земля. С ним могла сравниться только канонада, которая гремела к юго-востоку от нас, на окаймленной огнем Орловско-Курской дуге.
Только в самые первые мгновения можно было различить звуки отдельных выстрелов. Затем все слилось в надсадный, всепотрясающий гул. Горизонт на юге исчез за дымом и огнем.
И вдруг орудийный гром внезапно смолк. Нам показалось, что мы оглохли такой непривычной, почти сверхъестественной была тишина. Она больно ударила в уши. А затем, после пятнадцатиминутной паузы, канонада вторично потрясла небо и землю.
Здесь, под Орлом и Белгородом, фашистов подвели их расчеты, все оказалось иначе, чем они ждали. После сокрушительного удара советской артиллерии наступила [32] тишина. Солдаты противника бросились из укрытий в передовые траншеи. Но за паузой последовал новый шквал огня и металла, который сметал с лица земли все на своем пути.
Перед началом нашего наступления над линией фронта прошли группы самолетов Ил-2. Они поставили перед передним краем обороны противника дымовую завесу, ослепив его пехотинцев, артиллеристов и минометчиков. Затем в воздух взвились ракеты, извещая о начале атаки. Стоявшие в засаде танки сбросили маскировку и двинулись на неприятельские окопы, а за ними с криками «Ура!» пошла в атаку пехота.
Что такое воздушный бой? Даже самыми емкими, самыми точными словами трудно передать те мгновения и все психологические нюансы, которые испытывает летчик в нем.
В момент горячей схватки все моральные и физические силы летчика-истребителя предельно сосредоточены. Мгновенный и правильный анализ своего положения по отношению к вражеским самолетам, безошибочный маневр и точная стрельба вот основные слагаемые воздушного боя. Плюс бесстрашие и отвага: без этого нет воздушного бойца! К этому летчик готовится постоянно и настойчиво.
Помню раннюю весну 1943 года. Зеленым ковром покрылась земля насколько хватает глаз с высоты. Летчики ежедневно и по многу раз отрабатывают слетанность и взаимодействие пар, чтобы каждая из [34] них стала боевой единицей, обладала неограниченной свободой маневра, была менее уязвима, а ведущий и ведомый научились взаимно оберегать друг друга.
Подбор пар, отработка взаимодействия и взаимопонимания между ведущим и ведомым и другие элементы составляли ту первооснову, без которой невозможно грамотно вести бой. Задача заключалась в том, чтобы пары не разрывались и ведомый не терял ведущего.
Моим ведущим в то время был Миша Чехунов. Спокойный, уравновешенный старшина был в бою расчетлив и смел. «Братья старшины» называли нас в полку, потому что мы были неразлучны на земле и в воздухе.
В дивизии много уделялось внимания учебе. Часто проводились тренировочные воздушные бои, перехваты учебных целей. Иногда участникам тренировочных полетов приходилось с ходу вступать в бой.
Вылетев в паре с Чехуновым, мы должны были пройти по маршруту, провести учебный воздушный бой и «заглянуть», что делается за линией фронта. Ведь каждый летчик в некоторой степени и разведчик. Выполнив задание маршрутного полета, встретили в воздухе немецкий самолет юго-западнее Сухиничи, Он попытался от нас удрать, но от хорошо слетанных истребителей уйти очень трудно. Мы вовремя разгадали намерение фашистского разведчика и атаковали его с двух сторон, как говорят летчики, «взяли в клещи». Из этих клещей противнику удалось выйти только горящим факелом...
Ранним утром 24 апреля четверка наших истребителей получила задание сопровождать штурмовики, которые должны были нанести удар по аэродрому противника в районе Спас-Демянска. Вылетели Ляпунов, Замковский, Чехунов и я. Хотя наша атака была неожиданной, над аэродромом нас встретили шесть истребителей противника, В коротком бою немцы не досчитались трех «мессеров». Наши штурмовики уничтожили на земле 18 вражеских бомбардировщиков и вернулись без потерь.
Во время Орловско-Курской битвы мне много приходилось летать с Мишей Чехуновым. 18 июля 1943 года мы сопровождали наши штурмовики, которые наносили удар по автоколонне противника, отступающей из Орла на Брянск. Штурмовики мастерски произвели штурмовку. Они сначала вывели из строя передние машины и задние, а затем обрушили всю мощь своего огня на остановившуюся колонну. Мы с Мишей тоже уничтожили по одной машине, так как в воздухе вражеских истребителей не было.
Позже наша дивизия была перенацелена на смоленское направление.
Вылетели с Мишей Чехуновым на разведку в район железнодорожной станции Павлиново, На станции обнаружили до десяти эшелонов с живой силой и техникой противника. Станция была сильно прикрыта зенитным огнем. Вся эта масса войск должна была прибыть в район Ельни. Мы срочно доложили по радио о результатах разведки. Командование решило нанести бомбовой удар по обнаруженной цели. Были подняты два десятка пикирующих бомбардировщиков «Петляков-2». Их сопровождали истребители 18-го гвардейского полка и французские летчики эскадрильи [35] «Нормандия». В результате точных попаданий бомб, эшелоны противника были уничтожены. Возникли большие очаги пожаров, вызванные взрывами.
Последний бой Михаил Чехунов провел 2 сентября 1943 года. Он вылетел по вызову с командного пункта нашей Воздушной армии в район Ельни. Но вылетел без меня, так как я был в это время на станции наведения. Нам хорошо было видно, как Миша Чехунов в паре с Замковским дерзко атаковал восьмерку «фоккеров» и с первой же атаки уничтожил вражескую машину. В этом неравном бою, как позже мы узнали, Чехунов был ранен в голову и потерял сознание. Машина стремительно понеслась к земле. Весь этот бой мы наблюдали с командного пункта, и как мне хотелось быть тогда рядом с другом!
Помню, как девушка-радистка, находящаяся со мной, кричала:
Миленький, миленький, ну еще немного, тяни, тяни к своим!..
Неуправляемый самолет врезался в землю, развалившись на части. И лишь далеко отброшенная кабина [36] с летчиком каким-то чудом осталась невредимой...
Волей судьбы я остался жив, вспоминает М. Н. Чехунов. В бессознательном состоянии меня подобрали пехотинцы. Лечился в нескольких госпиталях, потом добился, чтобы меня перевели в родной полк.
Друзья с радостью встретили боевого товарища. Командир полка вручил ему давно ожидавшую награду орден Красного Знамени.
Но летать Михаил Чехунов больше уже не смог осколком вражеского снаряда был поранен правый глаз.
Немногословны фронтовые характеристики и аттестации, но за каждой строкой видится подвиг. «Гвардии старший лейтенант Чехунов Михаил Никитович, читаем в одной из них, с июля 1944 года назначен адъютантом авиационной эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка с должности старшего летчика после ранения в воздушном бою и лечения в госпитале. В период Отечественной войны произвел 164 успешных боевых вылета, провел 40 воздушных боев, в которых лично сбил 10 самолетов противника, один самолет в группе и один на земле при штурмовке... Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней, Красной Звезды...»
Таков вклад в нашу общую победу моего боевого друга Михаила Чехунова.
Летом 1943 года инициатива уже прочно принадлежала советской авиации, моральное превосходство наших летчиков было явным. Это особенно ярко проявлялось в минуты неравного боя. В дни сражения на Курской дуге 16 истребителей, ведомые подполковником Голубовым, возвращались с задания и натолкнулись на вражескую армаду, состоящую из 50 «юнкерсов» и 40 «хейнкелей». По сигналу Голубова 16 советских истребителей на большой скорости врезались в строй вражеских самолетов. В результате немцы не выдержали, ушли за линию фронта, потеряв 14 машин. В группе Голубова были сбиты 2 самолета.
Опыт великое дело. В ходе войны уже выросли новые боевые кадры, которые личным примером могли показать, как надо драться с врагом. Почти в каждом боевом вылете участвовали командиры эскадрилий, полков и даже дивизий. Это вселяло уверенность в летчиков, придавало в бою дополнительную силу.
Голубов и его друзья часто сражались против вдвое-втрое превосходящих сил врага, но советские истребители всегда покидали поле боя победителями.
Наша авиация на всех фронтах надежно прикрывала наземные войска.
Ни разрекламированные Геббельсом «фокке-вульфы», ни новая модель «хейнкелей» не вернули немцам утраченного господства в воздухе.
Таких эпизодов было тысячи в течение тридцатидневного сражения, небывалого в истории войны. Победа за нами. Праздновал первый день свободы и многострадальный Орел.