Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1}До этого работал вторым помощником капитана на ледокольном пароходе «Садко».
{2}Твиндек — помещение между двумя палубами судна, предназначенное для грузов, пассажиров, команды.
{3}Ропак — льдина, стоящая ребром на сравнительно ровной ледяной поверхности.
{4}Рудерпис — вертикальная часть рулевой рамы, к которой крепится плоскость (перо) руля.
{5}Рудерпост — вертикальный брус кормовой оконечности судна, на который навешивается руль.
{6}М. И. Шевелев — заместитель начальника Главсевморпути, начальник экспедиции на ледоколе «Ермак».
{7}М. И. Шевелев и А. Д. Алексеев получили звание Героя Советского Союза за полет к Северному полюсу в 1937 году.
{8}Через полгода по просьбе Буйницкого приказом по судну он был назначен гидрографом.
{9}Брашпиль — горизонтальный ворот на носу корабля для поднятия якоря.
{10}На циферблате часов «Седова» имелось 24 деления.
{11}Английский фунт — 0,413 килограмма.
{12}Наибольшая глубина — около 5400 метров — измерена в районе впадины Литке.
{13}Острова у северного побережья Кольского полуострова.
{14}На Шпицбергене (Норвегия) Советский Союз вел разработку угля в порядке концессии. Было опасение, что немцы попытаются захватить остров и превратить его в свою полярную базу.
{15}Статья напечатана в моей книге «На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан», изданной в 1941 году.
{16}Поселок на реке Индиге в Чешской губе.
{17}Бакарица — грузовой район Архангельского порта на левом берегу Северной-Двины.
{18}Экономия — порт, находящийся в начале устья Северной Двины.
{19}Северодвинск — порт в западной части дельты реки.
{20}После ноябрьских праздников 1941 года в отряд вошел портовый ледокол номер шесть под командованием Алексея Александровича Миронова.
{21}В послевоенное время А. Ф. Пинежанинов удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.
{22}И. Д. Папанин был уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Белом море, одновременно оставаясь начальником Главсевморпути.
{23}См. Роскилл С. Флот и война. М., Воениздат, 1970, т. 2.
{24}Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В 2-х т. 2-е изд. М, Политиздат, 1976, т. 1, с. 68-69.
{25}Вторая «Каталина» принадлежала ВВС Беломорской флотилии.
{26}См. Ирвинг Д. Разгром конвоя P.Q.17. М., Воениздат, 1971, с. 25.
{27}Суда не раз допускали ошибку, показывая свое местонахождение открытым радиосообщением.
{28}На самом деле было одиннадцать.
{29}Сведения о действиях «Адмирала Шеера» взяты из донесений командира крейсера (см. Стеенсон Р. С. Северный морской путь. Копенгаген, 1957).
{30}Согласно донесению командира вражеского крейсера, «Сибиряков» и в эти минуты продолжал отстреливаться.
{31}Только после опубликования отчета капитана «Шеера» стало ясно, что, оставшись без самолета, а значит, без глаз, командир побоялся попасть в ледовую ловушку и в пролив Вилькицкого не пошел.
{32}Стеенсон Р. С. Северный морской путь. Копенгаген, 1957.
{33}В некоторых публикациях ошибочно назван еще пароход «Куйбышев».
{34}Стеенсон Р. С. Северный морской путь.
{35}Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., т. 1, с. 78.
{36}П. И. Вавилов последним покинул тонувшее судно. Очутившись в воде, он ухватился за шлюпку, которую не успели потопить фашисты. На шлюпке Вавилов добрался до острова.

В послевоенные годы П. И. Вавилов за доблестный труд удостоен звания Героя Социалистического Труда.

{37}Маймакса — река, отходящая от корабельного рукава, ниже Соломбалы.
{38}В рейсе вокруг света ледоколом командовал капитан С. М. Сергеев.
{39}Н. П. Аннин — помощник начальника УБЛО по военной части.
{40}Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., т. 1, с. 450.
{41}На судах, пересекающих демаркационную линию с запада на восток, считают один и тот же день дважды. И наоборот, в обратном направлении один день сбрасывается со счета.
{42}Переломы корпуса у судов типа «либерти», построенных в США, случались неоднократно и являлись следствием недоброкачественной электросварки.
{43}Кроме нас под перевозку паровозов были полностью переделаны теплоходы «Максим Горький» (капитан А. Полковский), «Севзаплес» (капитан И. Карасев), «Комилес» (капитан А. Бородин).
{44}После войны полученные от США ледоколы были возвращены.
{45}Альфред Великий — 849—900 годы.
{46}За послевоенное время в американской печати появились записки участников подводной войны 1941—1945 годов, где сообщалось о случаях непреднамеренного уничтожения советских судов американскими подводными лодками.
{47}Приливы в Охотском море достигают высоты 12—13 метров (Пенжинская губа). Они самые высокие в Советском Союзе.
Содержание