Армада уходит по старому следу
В ночь на 20 августа Борзенко не спалось. Еще не взошло солнце, только дальний горизонт в степи полыхнул холодной полоской рассвета. Над землей сизыми хлопьями расползался тяжелый туман. «Э-э, черт! Все равно не засну!» начальник политотдела поднялся, закурил и вышел на летное поле.
У крайнего Пе-2 заметил группу людей. «Не один я не сплю в эту ночь, пронеслось в мозгу. Хотя летчикам мы приказывали спать. Завтра у них тяжелая работа. Что они там делают?» [140]
От фюзеляжа бомбардировщика отошел механик.
«Саша Иванов, подумал Борзенко. Точно, он...»
Как, товарищ полковник? спросил Иванов и кивнул в сторону самолета.
На борту машины еще не просохла белая масляная краска. «Вперед, за Родину!» прочитал комиссар.
Пожалуй, впервые такая армада самолетов 317 машин работала по столь жестоко-четкому «графику».
Днем 19 августа содрогнулись от бомбовых ударов Сулина, Констанца и остров Фидониси. Пылали корабли у причалов сулинского порта, сам порт. Не успев взлететь, превратились в груду тлеющего лома «мессеры» на аэродромах, именовавшихся в гитлеровских документах как «щит Констанцы». Взлетели на воздух батареи острова Фидониси.
Фашисты в Сулине и Констанце, когда приблизилась ночь, думали, что эти удары конец. Но они были только началом... 23-й Николаевский полк сменил 5-й гвардейский.
Командир 5-го гвардейского авиаполка Михаил Буркин через три дня рассказывал мне:
Представляешь, тезка, что у нас творилось вечером! Честно говоря, работать мы привыкли в основном днем. Летчиков-ночников в полку раз-два, и обчелся. А летать не ближний свет в Констанцу. Ну, за «стариков» я был спокоен. Они на своем дальнем бомбардировщике Ил-4 ночью хоть до Америки долетят. И вдруг, представляешь, подходит ко мне вечером молоденький лейтенант Николай Гринин. Есть у нас такой. «Товарищ командир полка! Разрешите обратиться!» «Разрешаю». «Позвольте и мне ночью идти на Констанцу?» Обижать парня жалко: вижу, рвется в бой. Но и разрешить боязно: по моим сведениям Гринин ночью не летал. Как можно мягче я все это ему и объясняю. А он мне: «У вас неточные сведения, товарищ комполка». «Как так?» «Я на морском бомбардировщике ночью летал». Подумал я, подумал, решил рискну.
Ну и как?
Вчера представил его к ордену Красной Звезды. Отлично поработал парень. Лез в самое пекло, бил хладнокровно, поразил все цели... [141]
Над Констанцей плыло зарево. Огонь, казалось, испепелит все: и черную южную ночь, и тучи, спустившиеся на город. Горели нефтехранилища, огненный смерч бушевал в порту и на железнодорожных ветках, забитых цистернами с горючим для самолетов и танков.
Метались по городу чины гестапо. Жандармерия пыталась согнать людей на пожар, чтобы хоть как-то приуменьшить размах катастрофически развивающихся событий.
Гитлеровцы даже в кошмарном сне не могли бы предугадать, что принесет им утро 20 августа. Для них это было действительно черное утро.
Едва забрезжил рассвет, над городом появилось десять бомбардировщиков 30-го авиаполка.
«Десять не сотня!» с облегчением вздохнули в штабе гитлеровской противовоздушной обороны Констанцы. Здесь не знали, что главной целью десятки было отвлечь внимание на себя.
Летчики мужественно шли на это, принимая на себя огонь всего, что только еще могло стрелять в городе и его окрестностях.
Заговорили сотни зенитных пулеметов и пушек. Из подземных ангаров выползали «мессеры». Муравейник зашевелился.
И тогда с неба пришел страшный, разящий удар, которому никто не мог бы ничего противопоставить.
На зенитные установки, ангары, взлетные полосы, командные пункты, узлы противовоздушной обороны обрушился бомбовый шквал. Его нанес подполковник Н. Мусатов со своими орлами из 13-го гвардейского бомбардировочного.
Помешать подполковнику «пощекотать нервы Гитлеру», как он выразился перед полетом, было довольно трудно: с неба его надежно прикрывали истребители 11-го гвардейского полка. Истребители не подпустили к бомбардировщикам ни одного «мессера».
Здесь наступил и мой час...
Сегодня можно раскрыть то, что когда-то спутало все карты противнику. Собственно, Мусатов и Денисов со своими ребятами только пробивали путь главной армаде возмездия авиадивизии И. Е. Корзунова: пятьдесят девять Пе-2, сопровождаемые двумя истребительными [142] гвардейскими полками 6-м и 43-м, наносили, по замыслу операции, главный, решающий удар.
Вы заметили, читатель, какими цифрами я уже здесь оперирую? Разве могли мы мечтать хоть о чем-либо подобном в 1941-м или в 1942-м? Советская страна выковала свои могучие авиационные крылья!
Накануне у меня произошел памятный и радостный для меня разговор с Корзуновым:
Я веду главные силы удара, как приказ чеканил Иван Егорович. В Констанце не заблужусь: как-никак бомбил ее в первые сутки войны.
Много вас было?
Что ты? Всего четверка скоростных бомбардировщиков СБ. Да и сам я был тогда всего командиром звена. Сегодня другие масштабы. Но в такой сложнейшей операции все нужно рассчитать до мелочей. Ничего не забыть, ничего не упустить. Мы долго колдовали над картами.
Одним словом, закончил Корзунов, распределяем роли так: мою ты знаешь. Твоя же особая. Ты берешь свой полк. Назовем его «группой расчистки воздуха». Цель сковать любые силы истребителей противника, если они появятся над Констанцей. Словом ты головой отвечаешь за каждый Пе-2. Чтобы ни одна сволочь не могла сунуться к бомбардировщикам.
Когда наши «яки» оторвались от аэродрома и взяли курс на Румынию, на душе у меня было тревожно: черт его знает, сколько «мессеров» встретит нас в небе над Констанцей. И как сделать так, чтобы ни один из них не смог дотянуться до машин Корзуноза.
58 Пе-2 должны были работать спокойно. Если слово «спокойно» вообще употребимо применительно к войне...
Я вспомнил тогда другой полет. Трагичный и героический. 1943 год. Гитлеровцы на Кубани, на Северном Кавказе.
И вдруг как часто на войне бывает это «вдруг»! донесение разведки: в Констанце сосредоточилось множество транспортов и кораблей противника.
Тогда машину на Констанцу вел мой друг Герой Советского Союза Ефремов.
Я со своими ребятами прикрывал с воздуха его торпедоносцы.
Был солнечный день. В Констанце никому в голову не [143] могло прийти, что над городом могут появиться советские самолеты, И действительно, откуда им появиться?! Советские армии где-то там, на Кавказе...
Удар наносили с бреющего, с 30 метров. Два миноносца сразу пошли ко дну.
Тогда в шлемофонах раздался тихий голос Михаила Бензоношвили:
Я горю. Прощайте, друзья!
Михаил вывел подбитый зенитками, пылающий самолет из разворота и направил его на бензобаки.
Страшный взрыв даже наши атакующие машины швырнул в сторону.
И еще было в том полете: у штурмана Клюшкина осколком был поврежден правый глаз.
Левой рукой он зажал кровоточащую глазницу, а правой вел штурманскую прокладку.
И вот мы шли по старому следу...
Констанца в огне
Пламя и дым закрыли небо Констанцы.
Камнем срывается с неба первая шестерка пикировщиков. Сейчас, конечно, невозможно рассмотреть, кто из знакомых ребят сидит в кабинах. Знаю только головную машину ведут сам командир полка, мой друг Степан Кирьянов, и штурман Лаврентий Салата.
Но что за цель они выбрали?
Ясно! На водной глади хорошо различим миноносец. Он ведет яростный огонь по пикирующим самолетам. С борта корабля тянутся к машинам красные, зеленые, желтые трассы. В каждой смерть. Бьет, кажется, даже главный калибр.
Молодец Степан! Ни один самолет из его шестерки с курса не сворачивает. Лезут в самое пекло. Словно застрахованы от лобового удара. Случись попадание из пике самолет уже не выведешь. Врежешься в воду.
Трудно рассмотреть все сразу, но все же главное видно: вроде бы операция развивается по плану: Пе-2 перестраиваются в колонну шестерки. Разделяются. Все так [144] и задумано удар по базе будет нанесен с двух направлений.
Передано своим ребятам по радио:
Быть особенно внимательными! В таком аду «мессерам» ничего не стоит подкрасться незамеченными...
«Накаркал»! Прямо из сизой мглы вываливаются четыре немецких истребителя.
Немцы! кричу в микрофон, лихорадочно думая, как их не подпустить к пикировщикам. Но уже вижу реакция ребят молниеносна: четыре «яка» уже отвалили наперерез «мессерам», отсекающих от атакующих бомбардировщиков.
Прикрывай! кричу ведомому. Атакую их ведущего...
Знаю немцы не любят лобовых атак: иду в лоб!
Что-то бьет по плоскости, «як» вздрагивает, а «мессер» в последнюю секунду отваливает.
Только на мгновение вижу в прицеле его брюхо. Рука машинально нажимает гашетку. Ура! Зачадил, подлец!..
Снова бросаю машину в атаку.
Нет, стрелять уже нет необходимости. «Мессер» с ревом удирает с поля боя. Но вряд ли дотянет до своих: слишком густой шлейф дыма тянется за истребителем.
Тревожно оглядываюсь где же остальные.
Немыслимая карусель в воздухе кончилась.
Смылись, товарищ командир, слышу в наушниках насмешливый голос Саши Волкова.
Куда?
А бог их знает куда... Совсем смылись. Один, кажется, подбит. Чадил...
Молодцы, ребята! и тут же спохватываюсь: сейчас не до похвал. И уже строго добавляю: внимательно следить за воздухом...
Небо над Констанцей было уже целиком нашим. Ни один «мессер» не рискнул больше появиться над городом. Значит, «группа расчистки воздуха» задание выполнила.
На войне случается самое невероятное. Расскажи не поверят. Но здесь, в Констанце, слишком многие были свидетелями удачи воистину необыкновенной.
Когда я заложил вираж и снова мельком взглянул на миноносец, вначале не понял, что с ним происходит: палуба [145] его была вроде бы цела, а из бортов вылетало пламя.
Только позднее все прояснилось: надо же было случиться такому бомба попала прямо в трубу эсминца и благополучно «проследовала» в котельное отделение. Там и взорвалась. Вот почему так необычно чадил этот корабль.
Никто, понятно, на такую «точность» бомбометания не претендовал, но что было, то было.
На крутом повороте снова успеваю мельком взглянуть на бухту. Пламя и дым окутали крейсер «Дачка».
Молодцы ребята! Только позднее, на аэродроме, я узнал, что это была работа пикировщика Анатолия Бриллиантова.
Отбомбившись, пикировщики стали уходить к морю. Но я знал это еще не конец.
Так и есть. Бросаем истребители в высоту. Видим к Констанце подходит 29-й авиаполк под командованием Алексея Цецорина.
Сейчас все начнется сначала...
Когда наш полк вышел к морю, сердце сжалось от боли: один из бомбардировщиков Пе-2 судорожно пытался набрать высоту. Но у экипажа, видимо, ничего не получалось. Самолет явно был подбит.
Прошли какие-то секунды и, подняв к небу каскады брызг, Пе-2 сел на воду.
Мы барражировали над местом катастрофы. Вдруг кому-нибудь из экипажа удастся спастись.
И действительно, машина держится на воде, а на крыле ее люди.
Следить за воздухом. Не подпускать противника, приказал я.
А горючего уже оставалось буквально в обрез.
Мы облегченно вздохнули, когда увидели, что ребята успешно добираются до берега.
Вот они укрылись в камышах.
Позднее мы узнали, что летчики благополучно ушли от противника...
К ночи из штаба ВВС ушла в Москву шифровка: «Задание выполнено. Выведен из строя судоремонтный завод. По предварительным данным потоплено свыше тридцати кораблей противника. Сожжены склады боеприпасов и бензохранилища...» [146]
Еще чуть-чуть...
Звонок командующего ВВС Черноморского флота генерала Ермаченкова меня озадачил:
Михаил Васильевич! К утру 25 августа подготовьте два «яка». Полетим вместе с вами вдвоем на разведку гитлеровских аэродромов, расположенных в Румынии.
Я опешил:
Как вдвоем, товарищ командующий?! Мы такую разведку и своими силами можем сделать. А лично вам-то зачем лететь? Тем более вдвоем. Нарвемся на «мессера». За себя не беспокоюсь, тут же уточнил я, но вы же командующий...
Хочу все посмотреть сам.
Я действительно волновался. На войне бывает всякое. Не хватало еще, чтобы на моих глазах сбили моего же командующего. Бой есть бой. Тем более, если вдруг нас атакуют, скажем, десяток «мессеров».
Тогда, может быть, взять группу сопровождения?
Это ни к чему, отрезал Ермаченков. Какая же разведка скопом. Ты еще весь полк подними! А вдвоем все сделаем аккуратно.
Я знал личную храбрость Василия Васильевича, но так и остался при своем мнении: риск неоправдан. Но приказ есть приказ: его нужно выполнять. Двадцать пятого Ермаченков прибыл на аэродром:
Я буду ведущим. Ты прикрывающим.
Может быть, все же возьмем хотя бы шестерку сопровождения, не унимался я.
Нет.
А если бой.
А у нас задача иная. Наша цель разведка. Отобьемся... Дадим полный газ и домой.
Ну что же, вздохнул я, тогда летим.
А ты не вздыхай, Михаил Васильевич, Ермаченков похлопал меня по плечу. Всю ответственность я беру на себя...
Над линией фронта нас обстреляли. Правда, огонь был не очень сильным и прицельным. Только один раз немного тряхнуло машину командующего. [147]
Что я пережил в этот момент лучше не вспоминать.
Летим в глубь вражеской территории. До боли в глазах всматриваюсь в небо: не дай бог «мессеры». А я за командующего головой отвечаю. И еще более утверждаюсь в личном мнении: делаем глупость. Чтобы наблюдать за обстановкой в воздухе слева, справа, вверху впереди и сзади по курсу, двух моих глаз явно маловато.
После полета у меня болела шея извертелся до чертиков.
На солнечной стороне замечаю группу самолетов. Дождались! Хочу уже радировать генералу и облегченно вздыхаю: узнаю «яки». Наверное, из соседнего полка.
На бреющем проходим над аэродромами противника...
Теперь можно возвращаться.
Как мы перелетели линию фронта, как сели помню смутно: нервы на пределе. Ни в одном бою такого не чувствовал.
Подходит улыбающийся Ермаченков:
Я же говорил, что все будет в порядке. Кстати, заметил, он наклонился ко мне. Аэродромы-то почти пустые. Значит, немцы стягивают авиацию в Германию... А это что такое? неожиданно спрашивает генерал, показывая рукой на взлетное поле.
Смотрю на посадку идут «яки».
Откуда?
Не знаю, товарищ генерал... Сейчас спрошу у начальника штаба Локинского.
И тут меня осенило: так вот чьи «яки» я заметил в нашем рейсе на солнечной стороне.
На какое задание летали?
Ермаченков подходит, хитровато улыбается.
Локинский минуту мнется, потом безнадежно машет рукой:
Ладно, все равно узнаете... Я слышал, товарищ командир полка, ваш разговор с командующим... И на свою ответственность решил вас подстраховать. Вы же знаете повадки гитлеровцев: любят нападать из-за угла, скопом на одиночные самолеты... Вот и послал группу сопровождения... Часть первой эскадрильи под командованием капитана Гриба...
Ермаченков побагровел, потом вдруг расхохотался: [148]
Вот провели, черти! Ну ладно, за заботу спасибо!.. он крепко пожал руку Локинскому.
24 августа королевская Румыния вышла из фашистского блока. Утром мне стала ясна цель нашей с Ермаченковым разведки: огромные силы нашей авиации готовились перебазироваться на румынские аэродромы.
Удары авиации Черноморского флота сломили основные силы противника на побережье.
Войска 3-го Украинского фронта входили в Румынию. Да румынские солдаты и не хотели воевать с нами.
В те дни начальника штаба Локинского вызвал командующий:
Настроение в румынских войсках, сказал он, в нашу пользу. Попробуйте, используя это обстоятельство, своими силами занять аэропорт Констанцы и аэродром Мамая.
Попробуем...
На Констанцу пошли с группой машин Локинский и Гриб. Подошли к городу на самой малой высоте, С земли ни одного выстрела.
Ну и дела... протянул Гриб. Словно война кончилась.
Ты о чем? спросил по радио ведомый.
С Констанцей, кажется, все в порядке. Разведаем аэродром Мамая. Там все же авиационная школа базируется. Посмотрим, как нас там встретят...
Гриб не знал кто в Мамае: румыны или гитлеровцы. На всякий случай в багажник каждого самолета комэск еще на своем аэродроме посадил по автоматчику. Это были наши же мотористы. Мало ли что могло произойти на незнакомой земле. Да еще за линией фронта.
И вот под крылом Мамай.
Я иду на посадку. Разведаю, что и как. Остальным прикрывать с воздуха, передал по радио Гриб и выпустил шасси машины.
Сели. Автоматчики наготове. Медленно тянутся минуты томительного ожидания. Но вот из здания выходит человек, идет к самолету.
Позвольте представиться подполковник румынских ВВС, начальник школы.
Очень приятно, Гриб спрыгнул на землю. [149]
Подошла группа летчиков-румын.
Короткие переговоры, и все становится ясным: нас встречают как друзей.
Гриб машет рукой. «Яки» идут на посадку.
Начальник штаба Локинский оценил обстановку на аэродроме с воздуха и, убедившись, что все в порядке, возвратился назад, доложив мне о выполнении задания командующего.
На другой день 30 августа весь наш полк перелетел на аэродром Мамай.
Это был первый полет за всю войну, когда мы знали, что нас встретят не огнем, а дружественными улыбками.
В Румынии стояла золотая осень. Тихая и ясная. По утрам сквозь туманную дымку сиреневым силуэтом виднелась Констанца. Над ней уже не было ни черных клубов дыма, ни пожарищ, ни взрывов зенитных снарядов.
Тогда мы впервые почувствовали, что война все же идет к концу.
А через несколько дней снова в бой. Теперь уже в болгарском небе. За освобождение Варны и Бургаса.
Здесь и закончилась для летчиков нашего полка и для меня война.
Страшная война, взявшая столько дорогих жизней. Но без них не было бы этого конца...
Да, для одних из нас война завершилась раньше, для других позже. На Дунае и над Веной завершился боевой путь хорошего моего друга, Героя Советского Союза Ивана Тимофеевича Марченко. В аттестации, данной ему командованием, говорилось: «165 воздушных разведок провел морской летчик за годы войны, сбил 7 вражеских самолетов, уничтожил десятки танков, автомашин, повозок с военным имуществом».
Уже близко было время послевоенной тишины, когда из Вены пришло к нам письмо Ивана Тимофеевича: «Дорогие друзья-черноморцы, боевые соратники! Отсюда, из далекой Вены столицы Австрии, пишу я это письмо... Уже далеко ушли бои. Радуется сердце, что мы находимся здесь в действующей флотилии. Но в то же время скучаем по родной стороне. Мне хочется написать вам, дорогие друзья-черноморцы, чтобы вы каждую минуту учебно-боевой подготовки использовали для дальнейшего совершенствования своего мастерства. [150]
Не думайте, что враг стал слабее сопротивляться, что он бежит с поля боя и что можно почивать на лаврах» Нисколько! Крепче учитесь, овладевайте опытом прошедших боев, учитесь воевать над морем. Тесно взаимодействуйте с кораблями родного Черноморского флота.
Смею заверить вас, дорогие друзья, что мы, участвовавшие в сражениях за освобождение Кавказа, Крыма, очищение от врага Румынии и Болгарии, не посрамим чести авиации Черноморского флота...»
И мы не посрамим этой чести.