Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава XI.

Горечь разлуки

Экипаж готовился к очередному рейсу, когда к бронепоезду подкатила запыленная «эмка». На ней приехали два командира из штаба флота. Одного из них я знал — он работал в отделе комплектования. Второй, как выяснилось позднее, был из отдела кадров. Узнав, где находится капитан Саакян, они прошли к нему.

«Матросский телеграф» работает быстро, и через несколько минут бронепоезд облетела весть, что нашему экипажу приказано выделить часть людей в морскую пехоту.

Совместная работа по строительству бронепоезда и жаркие бои сплотили людей. Экипаж стал дружным и спаянным боевым коллективом, и потому мы даже растерялись, когда узнали, что предстоит расставание с друзьями. Но больше всего нас опечалила весть об уходе капитана Головина.

Бронепоезд был его детищем. Он с первого дня руководил его постройкой, формировал подразделения, готовил экипаж к боям...

Мне было особенно трудно согласиться с решением командования: я искренне любил Леонида Павловича, готов был пойти за ним в огонь и воду.

Придумав какой-то предлог, я зашел в командирскую рубку. Капитан Саакян, комиссар Порозов и представители штаба составляли списки. Капитана Головина в рубке не оказалось: он ушел с разведчиками на дрезине в район Камышловского моста.

Комиссар поднялся из-за стола и подошел ко мне.

— Что, комсорг, пришел с дипломатической миссией? — спросил он с грустной усмешкой. — Как видишь, приходится сокращать наши штаты. Остающимся придется воевать каждому за двоих. Трудно, брат, но надо — фронту требуется пополнение...

У меня еще теплилась какая-то надежда, что капитан Головин все-таки останется на бронепоезде, но комиссар, словно угадав мои мысли, сообщил:

— Людей в морскую пехоту поведет капитан Головин. Уже получен приказ о его переводе.

— Но ведь Леонид Павлович создал бронепоезд, — возразил я. — Разве это справедливо: посылать такого человека в пехоту...

— Приказы не обсуждают, а выполняют, — напомнил мне комиссар. — Видимо, Леонид Павлович нужнее сейчас в пехоте...

— Товарищ комиссар, — обратился я решительно. — Разрешите и мне идти вместе с Леонидом Павловичем. Ведь мы с ним в Одессе вместе воевали...

Комиссар, по-видимому, не ожидал такой просьбы и ответил не сразу:

— А ты, комсорг, нужен сейчас на бронепоезде... Капитан Саакян приказал дежурному построить личный состав. Подойдя к шеренгам, командир сообщил:

— Товарищи! Получен приказ: часть личного состава откомандировать в морскую пехоту. Нелегко расставаться с боевыми друзьями, но надо. Обстановка на фронте напряженная. Враг не считается с потерями, рвется к Севастополю. Уходящие товарищи сейчас же отправятся на передовую, чтобы влиться в ряды славных батальонов моряков, которые сдерживают натиск [100] фашистов на подступах к городу. Надеюсь, что они не уронят чести железняковцев...

Список членов экипажа, отправляющихся на передовую, оказался длинным. Из строя один за другим выходили бойцы железнодорожного взвода, пулеметчики, артиллеристы, минометчики. Всего тридцать минут давалось на сборы и прощание. Но какими тяжелыми были они и для тех, кто уходил с бронепоезда, и для остающихся...

Моряки собирались группами. Одни оживленно разговаривали, наказывали писать, давали советы, как держаться в бою, другие прощались скупо, без слов.

В стороне от всех стоят трое. Это земляки-очаковцы Терещенко, Малахов, Сергиенко. Вначале их было четверо. Один из них, Володя Новиков, погиб на бронепоезде. Что ждет остальных?

Подхожу к ним. Сергиенко явно растерян. Мне даже показалось, что на глазах у него слезы. Товарищи, как могут, успокаивают, обещают не терять связь, а он молчит, смотрит куда-то вдаль затуманенным взором.

— Не горюй, Миша, — говорю ему как можно бодрее. — Воевать-то будем на одной земле — на севастопольской.

— Да, конечно, — машинально отвечает он, а в голосе слышится обида: почему, дескать, его, а не кого-нибудь другого списали с бронепоезда.

Малахову и Терещенко, как видно, тяжело расставаться с другом.

Чтобы не смущать их, отхожу в сторону. Ко мне подходит капитан Головин.

— Ну, друг, прощай, — проговорил он и тут же поправился: — Нет, до свидания. Думаю, еще встретимся. Будь всегда таким же вожаком, как сейчас, береги наших ребят. Хорошие хлопцы подобрались у нас, настоящие моряки.

Мы обнялись и расцеловались.

Прощание было недолгим. Подъехал на своей полуторке Петя Гончаров. Отъезжающие быстро разместились в кузове, и машина тронулась. Моряки долго махали друг другу руками, бескозырками, пока грузовик не скрылся за поворотом. [101]

Только что были вместе, смеялись, шутили, ходили в бой. И вот нет с нами многих наших товарищей. Увидимся ли?

Небо прояснилось, когда экипаж закончил приготовления к выходу. К этому времени вернулась и наша полуторка. Из ее кабины вышел незнакомый командир. Представился Саакяну:

— Старший лейтенант Чайковский. Назначен к вам помощником.

Саакян обрадованно пожал ему руку:

— Хорошо, что застали нас. Рад такому помощнику. Слышал о ваших боевых делах на «Орджоникидзевце».

Капитан покосился на шофера. Тот стоял, понурившись.

— Что у вас, Гончаров?

За шофера ответил Чайковский. Оказывается, машина на обратном пути попала под артиллерийский обстрел. Осколком пробило радиатор.

Петра Павловича Гончарова у нас на бронепоезде уважали. И было за что. Когда требовалось, он мог трудиться сутками без сна и отдыха. Его старенькая полуторка с бортами, изрешеченными осколками, поспевала всюду. Если нужно было, подвозила боезапас прямо на позицию. Вместе с начальником боепитания Аркадием Каморником Гончаров грузил и разгружал снаряды, ящики с патронами, минами. Где бы ни был бронепоезд, Гончаров ухитрялся найти его и вовремя доставить матросам горячую пищу.

Сколько раз наш грузовичок с полным кузовом снарядов нырял по рытвинам среди столбов взметенной взрывами земли, Под любым огнем мчался он, не [102] сбавляя скорости. А мы места себе не находили, даже издали наблюдая за ним. Ведь достаточно было одного осколка, чтобы груз его взлетел на воздух. А Петр спокойно подкатывал к поезду и кричал:

— Братва, принимай гостинцы!

И всегда это случалось в такие минуты, когда мы испытывали острую нужду в боеприпасах. Он первым начинал носить на бронеплощадку тяжелые зеленые ящики.

Нередко полуторку основательно задевало при обстрелах. Петр часами не вылезал из-под машины, пока снова не ставил «на ноги». А сейчас приуныл: разбитый радиатор ему не починить.

К расстроенному шоферу подошел начальник боепитания.

— Не горюй, Петр. Приметил я в одном месте новенький радиатор. Пойдем, покажу.

Гончаров повеселел:

— Ну, и редкостный же вы человек, товарищ младший лейтенант! Просто золотой!

По сигналу боевой тревоги бронепоезд плавно отошел от перрона и, набирая скорость, помчался навстречу опасностям — туда, где его уже заждались морские пехотинцы.

Популярность бронепоезда растет с каждым днем. С переднего края нас буквально засыпают заявками:

— Железняковцы, просим огонька!

А фашисты все упорнее охотятся за нами. Над тоннелями, через которые курсирует бронепоезд, рыщут вражеские самолеты, бомбят выходы, железнодорожное полотно.

Дневные рейды стали опасными. Почти беспрерывно отбиваемся от атак с воздуха. И все же гитлеровцам ни разу не удалось помешать железняковцам выполнить боевую задачу. «Зеленый призрак» нападает на врага то тут, то там. Самолеты не всегда могут его обнаружить. Бронепоезд все время изменяет свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывают бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Неистощимый на выдумку младший лейтенант оказался недюжинным художником. [103] Много хлопот доставляли нам несколько выемок и Бельбекская долина. Издали с занятых противником высот они простреливались из орудий прямой наводкой. Но бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями.

Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах. Наконец, нам надоело гонять его туда-сюда, и мы поставили его в Цыганский тоннель: и укрыт надежнее, и к боевым позициям ближе.

Глава XII.

Был каждый бойцом

После нескольких дней непрерывных боев бронепоезд направлялся на станцию для профилактического ремонта.

Приближаемся к Инкерманской выемке и словно впервые видим эти места. Еще недавно здесь были строения, всюду виднелись люди. Они приветливо махали нам руками, когда мы уходили к переднему краю. А теперь здесь пустынно. Повсюду развалины и нигде ни одной живой души. Жители ушли в подземелья: укрылись в пещерах и штольнях. Тяжело видеть все это.

Погода в этот день смилостивилась над нами. Перестал дуть северный ветер, потеплело. Лишь уныло накрапывает мелкий дождь.

После второго поворота раздается команда:

«Всем в казематы!»

Приближаемся к простреливаемой долине. На этот раз прошли ее незамеченными. И снова все высыпали на площадки. С воздуха тоже не угрожала опасность: погода была нелетная.

Вот и Севастополь. На перроне вокзала следы войны. Повсюду воронки от снарядов, стены здания изрешечены осколками. Лишь три высоких стройных тополя высятся над перроном, гордо тянутся к небу.

Бронепоезд остановился на первом пути под навесом. Командир разрешил экипажу сойти. Головенко со своими помощниками направился в депо и мастерские. [104] Я с ними: хочется повидать знакомых, поговорить.

В мастерских кипела напряженная работа. Вместе с рабочими трудились моряки, артиллеристы, минометчики. Одни орудовали молотками и зубилами, другие раздували горны, третьи ходили с ветошью, протирали детали. Невысокого роста, весь пропыленный и задымленный порохом моряк громко просил, обращаясь к группе рабочих:

— Браточки, немец подпирает, оружие вот как нужно! Просим срочно отремонтировать пулеметы.

А с другой стороны уже подбегает артиллерист с планшетом и биноклем, видно, прямо с передовой.

— Товарищи, ведь всего и дела-то — вынуть гильзу из ствола, помогите.

Увидев нас, от группы рабочих отделился мастер А. В. Пекелис.

— А, железняковцы прибыли!

Он подошел, пожал всем руки.

— Вот так все время, — пояснил он, кивнув в сторону фронтовиков. — И, хоть работа у нас строго спланирована, как тут откажешь бойцам: каждый спешит на передовую. Вот и делаем все безотказно. Хорошо, что и сами они помогают. Видите, как усердствуют...

А началось все с минометов. Уже через несколько дней после того как их производство было налажено, руководители железнодорожного узла обратились к председателю городского комитета обороны Б. А. Борисову с предложением создать на узле мастерскую по ремонту вооружения. Городской комитет обороны поддержал эту инициативу. С некоторых городских предприятий сюда были доставлены станки, инструменты и материалы. Вскоре в цехах появились и первые «заказчики». У железнодорожников снова началась горячая пора. Защитники Севастополя доставляли в мастерскую поврежденные орудия, минометы, автомашины, полевые кухни. И все это нужно было отремонтировать срочно, без промедления...

— У нас чудесные люди, — продолжал Пекелис. — Работают столько, сколько нужно, ни с чем не считаются. Каждый рабочий стал универсальным оружейником. [105]

Старый мастер умалчивал только о себе. А ведь этот замечательный человек и сам отдавал фронту все свои силы. Его рационализаторская и изобретательская мысль работала неустанно. Как-то к нему пришел полковник Суровенко и сказал:

— Производство минометов наладилось. Теперь необходимо освоить изготовление взрывателей для мин.

— Что ж, — ответил Абба Вениаминович. — Если надо — сделаем. За нами дело не станет.

И сделали! Пекелис вместе с полковником составил эскиз, затем сделал расчеты. Прошло несколько дней, и первая партия взрывателей была готова. Они хорошо выдержали испытания, а через неделю выпуск их был организован в массовом масштабе.

О замечательных делах железнодорожников знали во многих частях. К ним шли с самыми различными просьбами. Как-то их попросили в суточный срок приспособить пять мотоциклов для разведчиков. Рабочие сразу же приступили к делу. На колясках устроили турели и установили пулеметы. К рулям приделали вилки для автоматов, чтобы мотоциклисты могли на ходу вести огонь. Испытания показали, что мотоциклы могут успешно использоваться в бою.

По этому образцу позднее были переоборудованы десятки мотоциклов для разведчиков.

Однажды в депо прибыл представитель танковой части с просьбой восстановить танк Т-34, на котором были повреждены гусеницы и другие детали.

— Помогите, товарищи, — взмолился танкист. — Такая машина вышла из строя!

Полукустарная мастерская, конечно, не была приспособлена для ремонта танков, но представитель части был настойчив.

Прошло несколько часов, и тягач доставил танк к кузнечному цеху. Пекелис и слесарь Божко вместе с танкистами, окружив машину, устроили своеобразный консилиум.

Трудная задача досталась на долю кузнеца. Гусеницы танка литые, а литейного цеха в депо не было. Кузнецы Науменко и Попов, осмотрев каждое звено, сказали:

— Трудно, но раз надо — попробуем.

Вместе с танкистами подобрали металл, отковали [106] детали, автогенщик Кузьменко сварил звенья. Уже темнело, но люди не отходили от машины. К восьми часам вечера ремонт был закончен. Железнодорожники и танкисты по-братски обменялись рукопожатиями. Тридцатьчетверка своим ходом отправилась на передовую.

И вот, когда мы беседовали с мастером, в депо забежал танкист. Он обратился к Пекелису:

— Командир и бойцы просили передать вам благодарность. Танк уже два раза ходил в бой...

В это время нудно завыла сирена. Воздушная тревога!

— Всем в укрытие! — распорядился мастер.

Над городом разгорелся жестокий воздушный бой, в мастерскую доносился грохот разрывов. Но большинство рабочих, словно солдаты в строю, оставалось у станков и верстаков. А ведь железнодорожники уже потеряли на боевых постах многих замечательных товарищей — машинистов Степана Макеева, Евстафия Михайлова, Андрея Иванова, Георгия Зюганова, кузнеца Кузьму Науменко, семнадцатилетнего токаря комсомольца Сергея Опалькова, слесарей Гурия и Ярошевского. Совсем недавно погиб инструментальщик, лучший рационализатор депо Божко. Многие получили ранения, в том числе и А. В. Пекелис.

Прошло несколько минут с момента объявления тревоги, а в депо уже появилась санитарная дружина, находившаяся на казарменном положении. И вовремя! Тихо простонал молодой рабочий Сергей Петренко и упал на руки товарищей. Из левого плеча хлынула кровь. Осколок бомбы перебил плечевую кость и застрял в ней. Дружинники кинулись к раненому, начали останавливать кровь. Быстро положили на носилки, и вскоре машина с пострадавшим умчалась к госпиталю.

Бомбежка кончилась. И снова закипела работа.

Через полтора часа бронепоезд — отремонтированный, почищенный, нагруженный углем и полным комплектом боезапаса — вышел со станции. Курс — на передовую.

Боевая активность крепости на колесах, несмотря на усилившуюся охоту фашистских самолетов, росла [107] с каждым днем. Правда, прибавилось работы железнодорожному взводу: после каждой бомбежки приходилось восстанавливать разрушенное полотно. Но железнодорожники с помощью личного состава бронепоезда отлично справлялись с делом.

Часто нас выручали и севастопольские связисты. Ведь связь для бронепоезда — одно из решающих условий боеспособности. Но из-за непрерывного обстрела и бомбежек она то и дело выходила из строя, и требовалось в самые короткие сроки восстанавливать ее.

В небольшом одноэтажном домике по Сапунской улице расположилась железнодорожная телефонная станция. Там же разместилась и аварийно-восстановительная бригада связистов, возглавляемая Александром Федоровичем Никишиным. В мирное время ей редко приходилось действовать, но в первые же дни севастопольской обороны связисты-ремонтники показали себя храбрыми и мужественными тружениками, настоящими бойцами. Когда в начале ноября фашистские войска, заняв Бахчисарай, подходили к станции Бельбек, Никишин получил задание немедленно выехать туда, снять и вывезти все средства связи. Не теряя ни минуты, Александр Федорович со своей бригадой отправился к месту, назначения. К этому времени гитлеровцы подошли к станции почти вплотную. Под огнем врага связисты сняли, погрузили и вывезли телефонные аппараты и другое оборудование, а что невозможно было снять — уничтожили.

Штурмуя подступы к Севастополю, противник повредил в районе Камышловского моста почти все провода. [108]

Восстановительная бригада немедленно выехала к месту повреждения. Не успели связисты приступить к работе, как появившийся внезапно вражеский самолет начал поливать их пулеметным огнем. Но бесстрашные ремонтники — Афанасий Моделиков, Андрей Литвинов, Виктор Щербаков — оставались на столбах. При каждом развороте самолета они перебирались на противоположную сторону столба, укрываясь от пуль. Фашистский пират улетел обратно, а отважные связисты, ликвидировав разрушения, благополучно возвратились в Севастополь.

Тяжелыми для связистов были дни после октябрьских праздников: 10 и 12 ноября вражеские самолеты беспрерывно бомбили город.

В районе Троицкого тоннеля они почти полностью уничтожили телеграфно-телефонную связь. На ликвидацию разрушений выехали Никишин, Моделиков, Лупарев, Литвинов. В течение двух с половиной суток работали они и полностью восстановили линию.

13 ноября фашисты сбросили много бомб на железнодорожный узел. В это время на коммутаторе дежурила телефонистка Серафима Гончар. Одна бомба разорвалась рядом с телефонной станцией, другая — у дома, где жила телефонистка. В окнах станции не осталось ни одного стекла, взрывной волной вырвало дверь. Но Серафима Гончар не бросила своего поста. Лишь через некоторое время, когда подошли другие работники, она попросила разрешения отлучиться на несколько минут домой — узнать, жива ли дочь.

Огромную помощь железняковцам оказывали жены железнодорожников. Они стирали белье, приносили журналы, газеты.

Трудно, очень трудно пришлось бы нам без самоотверженной помощи железнодорожников, всех севастопольцев. В те дни каждый житель города был воином, каждый работал на оборону.

Глава XIII.

Балаклавская ветка

Весь ноябрь бронепоезд «Железняков» действовал в основном в районе Дуванкоя. Здесь фашисты предпринимали все новые попытки прорваться на Северную [109] сторону, чтобы рассечь наши войска на две части. Когда эти попытки оказались безуспешными, гитлеровцы перенесли направление главного удара на юг, стали наступать со стороны Ялтинского шоссе. На это направление они бросили много танков, бронемашин, артиллерию. Завязались кровопролитные бои. Враг яростно лез, не считаясь с потерями. Защитники Севастополя стояли насмерть. Неприступным рубежом был каждый окоп, пока в нем оставался хоть один живой боец.

Моряки бронепоезда самоотверженно помогали пехотинцам. Днем мы уже не могли выходить из тоннеля — не давала вражеская авиация. Перешли к ночным налетам. Обстреливали высоты по данным, полученным разведкой. За ночь делали по три-четыре рейса. Не успели фашисты запеленговать бронепоезд в одном месте, как он появляется в другом, нанося короткие, но мощные и ошеломляющие своей внезапностью удары.

К беде нашей, балаклавская ветка на многих участках была разрушена. К позициям приходилось прорываться кружным путем, долгим и опасным. Моряки решили восстановить ветку своими силами.

Возглавили эту нелегкую работу помощник командира бронепоезда по железнодорожной части лейтенант Головенко и командир железнодорожного взвода младший лейтенант Андреев.

С наступлением темноты полуторка Пети Гончарова и наша видавшая виды мотодрезина, нагруженные всем необходимым, под сильным обстрелом помчались к месту работ. Там их ждали бригады, руководимые опытными железнодорожниками — Поповым, Галаниным, Поляковым, Матюшем. Все свободные от дежурства моряки вышли на линию. У нас оказалось много добровольных помощников. Почти все железнодорожники севастопольского депо объявили себя мобилизованными на восстановительные работы. На участок прибыли и руководители военно-эксплуатационного отдела И. Д. Киселев и А. Е. Немков, начальник дистанции пути М. Н. Вельский. За каждой бригадой был закреплен определенный участок пути. Вскоре пришли и бойцы железнодорожного батальона. Энергичные, трудолюбивые ребята. [110] Восстановительные работы развернулись на всей ветке одновременно. Трудились в полной темноте, чтобы не обнаружил враг.

А утром в воздухе появились вражеские самолеты. Все ушли в заранее приготовленные укрытия. Пока где-то невдалеке идет бомбежка, мы перекуриваем, отдыхаем, знакомимся с бойцами железнодорожного батальона.

Я познакомился с бойцом, который воевал под Одессой. Тех, кто побывал там в августовские и сентябрьские дни, связывают узы гораздо более крепкие, чем обычное землячество. И хотя с Алексеем Филипповым мы воевали в разных частях, все равно встреча эта была радостной.

Алексей начал войну на реке Прут. Потом оборонял Одессу. На крейсере «Красный Кавказ» в последние дни обороны эвакуировался в Севастополь. Воевал на Перекопе, был свидетелем гибели бронепоезда «Орджоникидзевец».

Когда бомбежка кончилась, мы вышли из укрытий, и снова закипела работа.

А тем временем лейтенант Зорин отправился к пехотинцам на разведку. Узнав, что «Железняков» готовится прийти им на помощь прямым путем, армейцы помогли Зорину тщательно изучить позиции врага. На карте нашего разведчика отмечались скопления войск, батареи, пулеметные точки, доты и дзоты противника.

Настал час, и бригады доложили: работы на всем пути закончены.

Вернулся лейтенант Зорин с точно нанесенными на карту целями. Вернулся он не один: вместе с ним пришли две миловидные девушки — Оля Доронькина и Зора. Сразу же явились к командиру и заявили, что не уйдут с бронепоезда, будут вместе с бойцами ходить в боевые рейсы.

До войны девчата учились в фармацевтической школе, но не закончили ее. Когда враг ворвался в Крым, они пошли в военкомат и потребовали отправки на фронт. По молодости им отказали. Но девушки не хотели мириться с этим. Они своими глазами видели бомбежки, руины красавицы Ялты, трупы детей, женщин.

2 ноября вместе с отступающими воинскими частями [111] они ушли в Севастополь. Шли по ночам, лесными тропами: фашисты бомбили все дороги.

В Севастополе Оля и Зора некоторое время работали в штольнях, помогали оборудовать подземный госпиталь. Там они и встретились с лейтенантом Зориным, который нередко заходил туда к раненому Косте Мегере. Девушки уже слышали о боевых делах «Железнякова», и они сразу же начали уговаривать лейтенанта взять их на бронепоезд. Тот отшучивался, но девчата были настойчивы.

Капитан Саакян вначале и слушать не хотел о том, чтобы зачислить их в экипаж, но под конец сдался.

Так семья железняковцев пополнилась еще двумя бойцами.

Бронепоезд стоял под парами в Троицком тоннеле. Когда стемнело, прозвучала команда, и поезд двинулся по новой ветке. На всем ее протяжении были выставлены дозоры. Путевые обходчики — пожилые севастопольские железнодорожники — встречали нас светлячками фонарей: путь свободен!

Вот и исходные позиции. Поезд сбавляет скорость. Теперь он движется медленно, бесшумно. Кругом стоит тишина, лишь слышится посвист ветра да постукивают колеса. Бойцы застыли на своих постах. Слева от нас, кажется, совсем недалеко, потрескивают выстрелы, короткими очередями постукивают пулеметы. Передовая не спит.

Низко нависло темное ночное небо. На земле светится рано выпавший снег, ставший уже серым от копоти. В пулеметные амбразуры со свистом врывается холодный ветер. Стволы орудий, минометов и пулеметов наведены в сторону врага. Приглушенно звучат команды.

У пулеметов — в полной готовности вся команда. Рядом со мной — Шапошников. У него строгое и решительное лицо. Ни тени растерянности или страха.

Наклоняюсь к нему:

— Ну, как, не страшно?

— Нет, товарищ старшина, не страшно. Скорее бы бить врага.

И сразу же после его слов громко прозвучала команда:

— Левый борт, огонь! [112]

Грохот орудий разнесся над степью. Бронепоезд обрушил на врага сокрушающий удар.

Прямо впереди вспыхнул фашистский прожектор. Приказываю Шапошникову погасить. Несколько очередей, и прожектор слепнет.

Залпы следуют один за другим. Подали свой могучий голос артиллерия и минометы первого сектора обороны. Вражеский передний край весь в огне.

Придя в себя, немцы открывают беспорядочную стрельбу, выдавая свои огневые точки. Нам того и надо. Сразу же по вспышкам бьют наши пушки и пулеметы.

В стане врага пожары. Их зарево осветило местность, помогая нам вести бой. Но и противнику нас видно. Его снаряды падают все ближе и ближе. Ярким светом освещают местность вражеские ракеты. Над нашими головами проносятся цветные пунктиры трассирующих пуль. От взрывов снарядов звенит в ушах.

Увлеченные боем, железняковцы не сразу заметили, как вспыхнула бочка с горючим на балластной площадке. Горящая жидкость разлилась по всей платформе, и та заполыхала факелом, демаскируя бронепоезд.

Немцы открыли ураганный огонь. Нужно как можно скорее уходить с опасного места.

— Полный назад! — приказывает командир машинистам.

Мчимся на всех парах. А платформа горит. Никто не догадался отцепить ее вовремя, а сейчас, на полном ходу, это уже невозможно.

А взрывы грохочут справа и слева.

— В укрытия! — приказывает командир.

Все попрятались в казематы. Но нет, не все. Никто не видел, как младший лейтенант Андреев прыгнул на горящую площадку. Сбросить бочку он уже не мог, да и не было смысла. Свесившись с платформы, сделал попытку разомкнуть сцепляющее устройство. Ценой нечеловеческих усилий он добился этого. Но дорога вела под уклон, и отцепленная платформа продолжала катиться за бронепоездом.

Снаряды падали все кучнее. Один из них попал в угол башни первой бронеплощадки. Нас так тряхнуло, что все подумали: летим под откос. Нервы у всех были [113] напряжены до предела. Но катастрофы не произошло.

Еще несколько километров, и поезд выйдет в безопасное место. А сейчас останавливаться нельзя. В стереотрубу за действиями Андреева внимательно следит командир. Да и так хорошо видно, как он мечется по платформе, отбиваясь от огня. Одежда на нем дымится. Вот он что-то поднимает и сразу же бросает на платформу: раскаленный металл обжигает руки. Снова поднимает. Мы догадываемся: это тормозной башмак.

Младший лейтенант перевешивается с платформы. Не достать! Тогда он откладывает башмак и хватает все, что попадается под руку: ломы, кирки, лопаты. Бросает их под колеса. Платформу, конечно, так не остановить, но ход ее замедляется.

Схватив тормозной башмак, Андреев спрыгивает на насыпь и сует его под колесо. Платформа с грохотом налетает на препятствие, встает дыбом и валится набок. С нее скатываются запасные рельсы и шпалы — и все это, раскаленное, дымящееся, рушится на младшего лейтенанта.

Мы стоим потрясенные: погиб наш отважный друг...

Но он не погиб. Падая, Андреев попал в канаву. Она и спасла его. Наши разведчики, оказавшиеся поблизости, вытащили Андреева из-под груды рельсов и шпал, сорвали с него тлеющую одежду. Младший лейтенант был без сознания, весь в ожогах.

Примерно через километр бронепоезд остановился. К месту падения платформы побежали Головенко, фельдшер Нечаев и еще несколько бойцов. Они-то и [114] встретили разведчиков, которые бережно несли Андреева.

Всех нас до глубины души взволновал поступок комсомольца Павла Андреева. Человек о жизни своей не думал, спасая бронепоезд, своих товарищей. Придя в себя, он первым делом спросил, как мы вышли из-под обстрела. Моряки горячо благодарили его за самоотверженный поступок, а он даже не захотел слушать слова благодарности:

— Да бросьте вы! Каждый из вас поступил бы так же, будь на моем месте.

Ехать в госпиталь Андреев наотрез отказался, остался на бронепоезде. И такая отчаянная жизненная сила оказалась в этом человеке, что он уже через неделю стал подниматься на ноги. Врач, который регулярно навещал его, не переставал удивляться:

— Вот она, молодость...

Спустя десять дней коммунисты бронепоезда единогласно приняли Павла Андреева в партию. Его представили к правительственной награде.

Глава XIV.

Письма из тыла

Враг бросал на Севастополь все новые и новые силы, стремясь во что бы то ни стало захватить его, выполнить приказ гитлеровской ставки. Но все их попытки разбивались о мужество защитников города.

Гитлеровский план захвата Севастополя рухнул. Фашистское наступление было сорвано.

21 ноября гитлеровцы прекратили штурм Севастополя, начали подтягивать резервы, чтобы хоть как-то пополнить свои потрепанные части. Черноморская крепость выстояла. Десятки тысяч вражеских солдат и офицеров нашли могилу у ее стен.

Мы использовали передышку, чтобы отремонтировать паровозы и бронеплощадки, пополнить боезапас. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. На второй бронеплощддке вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили [115] три полковых. Прибавилось и пулеметов: теперь их у нас восемнадцать.

На восьми километрах главного пути произвели восстановительные работы. Все это личный состав делал своими силами под руководством Головенко и Андреева.

Работали самоотверженно. Наравне со всеми трудились и девушки. Если кто-нибудь пытался переложить их труд на себя, они обижались: «Не хотим быть иждивенками». А ведь они добровольно взяли на себя и другие, дополнительные обязанности: чинили краснофлотцам обмундирование, стирали белье, занимались уборкой.

Особенно старательной, трудолюбивой была Нина Остроухова. Она работала кочегаром на паровозе. Для девушки это нелегкий труд, но Нина еще помогала готовить пищу, разносила ее, мыла посуду.

Как-то мы уже заканчивали обедать, когда налетела вражеская авиация. Бронепоезд был надежно укрыт в тоннеле, а мы, чтобы не задохнуться от дыма в подземелье, вышли на свежий воздух. Как только самолеты пошли в пике, все спрятались в укрытии. Вдруг кто-то забеспокоился:

— А где Нина Остроухова?

Мы бросились к выходу. Каждого охватила тревога за девушку: что с ней, жива ли?

Каково же было наше удивление, когда мы увидели ее с грудой посуды в руках. Кругом свистят осколки, а она собирает оставленные нами миски и котелки. Чуть ли не силой втащили ее в тоннель.

Работы по ремонту пути продолжались. Железнодорожники соорудили новую водоразборную колонку. Запасли впрок топлива. Для погрузки угля построили примитивные подъемники.

В те дни мы занимались не только хозяйственными делами. Моряки упорно учились, оттачивая мастерство стрельбы из орудий, минометов, пулеметов. Учились стрелять и девушки. Лучше всех овладела пулеметом Оля Доронькина.

В то же время по инициативе комсомольского бюро бойцы изучали железнодорожное дело, чтобы в любой момент заменить ремонтников.

Через несколько дней бронепоезд снова стал выходить [116] на боевые задания. Командиры вместе с разведчиками облазили весь передний край, во всех деталях изучили оборону противника, опорные узлы и огневые средства.

Во время рейсов вели огонь в основном от Мекензиевых высот и Шаровой выемки.

Стрельбу корректировали лейтенанты Молчанов и Майоров с группой разведчиков. После каждой стрельбы командир делал разбор.

На бронепоезде была сильная партийная организация, возглавляемая Василием Андреевичем Головенко. Коммунисты задавали тон и в бою. В дни первого штурма Севастополя партийная организация значительно выросла.

Молодежь вступала в комсомол. На бронеплощадках шутили: у нас еще не подали заявления в комсомол пулеметчик Сикорский да вестовой кают-компании дядя Миша Силин. Это самые «молодые» наши бойцы — обоим под пятьдесят.

Приезжал к нам Митраков — бывший комиссар первого морского полка в Одессе, а теперь заместитель начальника политотдела береговой обороны. Встретились мы с ним, как родные.

Но взволновала меня эта встреча не только потому, что я снова увидел дорогого мне человека. Была и другая причина — он прибыл к нам, чтобы проверить, как мы работаем с людьми. Мнением такого опытного политработника мы все очень дорожили.

Митраков остался доволен деятельностью комиссара Порозова и партийной организации. Похвалил и комсомольцев бронепоезда.

О нас очень часто пишут в газетах. Каждую такую [117] статью комиссар Порозов читает вслух, а затем сообща ее обсуждаем. Газеты пишут, что моряки бронепоезда с честью несут на своем знамени имя легендарного героя гражданской войны Анатолия Железнякова и по праву занимают почетное место среди храбрых защитников Севастополя. Приятно такое слышать.

Однажды во время передышки нам привезли новый кинофильм. Назывался он «Героический Севастополь». В нем были показаны и бои на Ишуньских позициях, где морская пехота мужественно сдерживала натиск фашистских банд. Картина с первых же кадров приковывала к себе внимание. С напряжением смотрели бойцы на отражение вражеской атаки. Яростно ведут огонь пулеметы. Прищурив глаза, строчат автоматчики. Кругом рвутся снаряды, мины, все утопает в серой пыли, перемешанной с дымом.

И вот — самый волнующий момент. Бойцы морской пехоты, сняв бушлаты и надев лихие бескозырки, вдруг выскочили из окопов и во весь рост устремились в контратаку. Впечатление такое, словно мы сами бежим вместе с пехотинцами, яростно стреляем, кричим во всю мощь матросских глоток «полундра! ура!». Вот они уже достигли вражеских окопов, орудуют штыками и прикладами. Мы видим, как фашисты, оставляя убитых и раненых, позорно бегут.

Сильные, потрясающие кадры. Вот точно так же шли в штыковые атаки защитники Одессы. Мелькнула мысль: каким же смелым, бесстрашным должен быть кинооператор, чтобы заснять такие эпизоды! Ведь ему нужно было находиться в окопах переднего края, снимать под градом пуль и осколков, вместе с бойцами бежать в атаку.

Кадры боя сменились будничными эпизодами. На экране крупным планом показывались те, кто только что выдержал натиск гитлеровцев и одержал победу в решительной схватке. И вдруг я вижу знакомое лицо. Под козырьком стальной, каски чуть прищуренные глаза, в руках автомат, на плечи накинута плащ-палатка. На груди скрещенные пулеметные ленты, на поясе граната. «Костя Ряшенцев», — узнал я, прежде чем диктор назвал его имя. Тот самый боец-автоматчик, портрет которого я видел на Приморском бульваре. Что ж, я не ошибся тогда: не только вид этого [118] бойца, но и его боевые дела олицетворяли образ защитника Севастополя.

Фильм произвел на всех незабываемое впечатление. И каждый железняковец еще сильнее ощутил свою ответственность за судьбу родного города.

Когда вышли из затемненного помещения, солнце уже клонилось к горизонту. Утих поднявшийся с утра ветер. Бронепоезд стоял у входа в Цыганский тоннель. Из труб паровозов вился легкий белый дымок.

Ждем разведку. Команда готовится к выходу.

Пока есть немного свободного времени, собираю членов комсомольского бюро. На наше заседание приходят и командир с комиссаром.

Первый вопрос о рекомендации в партию Борису Кочетову. Товарищи попросили лейтенанта рассказать автобиографию.

Чуть выше среднего роста, по-военному подтянутый, он поднялся, огляделся вокруг. Его большие черные глаза словно спрашивали: о чем же говорить, когда биография только начинается... Он еще раз взглянул на товарищей и улыбнулся своей удивительно белозубой улыбкой. Говорил с едва уловимым украинским акцентом и заметно волновался, словно боялся упустить или недосказать что-то особенно важное.

— Родился на Полтавщине, в крестьянской семье. Отец погиб в гражданскую. На флот пошел по комсомольскому набору. Окончил училище, стал командиром. На войне с первого дня, боевое крещение получил под Очаковым. Теперь вот — на бронепоезде...

Рассказ лейтенанта дополнили товарищи. Говорили о его характере, отличном знании артиллерийского дела, а еще о том, что его бронеплощадка в каждом бою наносит ощутимый урон врагу.

Выступил и командир бронепоезда. Напомнил случай, когда Кочетов, увидя, что у орудий никого нет (люди попадали от резкого толчка при внезапной остановке поезда), сам встал к пушке и открыл огонь по самолету.

— Я упрекнул его тогда: командиру бронеплощадки вовсе незачем превращаться в наводчика и замкового. А вообще-то лейтенант поступил правильно. Его пример сильно подействовал. От растерянности у матросов и следа не осталось. [119]

Члены бюро единодушно приняли решение: дать комсомольцу Кочетову рекомендацию в партию.

Заседание подходило к концу, когда дежурный доложил, что на бронепоезд прибыли командующий и член Военного совета Приморской армии. Через несколько минут весь экипаж выстроился в тоннеле. Генерал И. Е. Петров поблагодарил железняковцев за активную помощь пехотным подразделениям.

— Довольна пехота вашей боевой работой, вот и попросили нас с бригадным комиссаром Кузнецовым передать вам сердечное спасибо, — говорил генерал. — А еще мы приехали, чтобы вручить вам подарки, которые народ прислал защитникам Севастополя.

Командующий показал рукой на автомашину, кузов которой был доверху нагружен посылками.

Бригадный комиссар М. Г. Кузнецов поздравил железняковцев с боевыми успехами, рассказал о последних новостях на фронте и в стране, ответил на вопросы краснофлотцев и командиров.

Каждому моряку вручили посылку. С волнением раскрывали мы их. Пусть и немудреным было их содержимое: теплые носки, варежки, кисеты, махорка, колбаса, печенье, носовые платки, туалетное мыло, одеколон, но все это было согрето горячей любовью и заботой незнакомых и столь дорогих нам людей.

В каждой посылке письмецо. Письма были от девушек, школьников и самые дорогие — от матерей, наших солдатских и матросских матерей. Скупые строки, но сколько в них веры в победу, в тех, кто отстаивает свободу и счастье народа.

Люди тыла рассказывали о своих трудовых делах, но ни в одном письме не было жалоб на трудности, на нехватку продовольствия, на то, что приходится (мы знали это) работать в цехах с утра до вечера, а то и сутками, чтобы дать фронту вооружение, боеприпасы, обмундирование.

Читали эти письма матросы, и у многих влажнели глаза.

«Здравствуй, далекий наш, родной дядя-воин! — выведено печатными буквами. — Пишет тебе Таня. Мне исполнилось семь лет. Мама моя погибла, когда мы эвакуировались, при бомбежке. Папа на фронте. Мы живем с бабушкой. На дворе пурга, а бабушка [120] вяжет носки и варежки для вас, чтобы вам не было холодно. Ведь вы на фронте защищаете нас. Когда победите фашистов, приезжайте к нам на север, а возможно на Украину, когда мы вернемся обратно».

В моей посылке — папиросы, мыло, шерстяные носки, шарф, одеколон и даже четвертинка спирта. Сверху конверт. В нем письмо и фотография молоденькой девушки.

Юное красивое лицо. Широко раскрытые глаза устремлены на меня восторженно и доверчиво.

Девушка, далекая и незнакомая, пишет воину-фронтовику:

«Я работаю на Орском мясокомбинате, заменила отца, коммуниста. Он добровольно ушел на фронт. Его не брали, так как у нас шесть душ несовершеннолетних детей. Мне, старшей, шестнадцать лет. И мама больная. Но он ушел, и мы знаем, что так надо. Директор комбината очень хороший человек, помогает нам.

Я работаю хорошо, получаю премии. Работать приходится по 12 и 14 часов в сутки. А другой раз и неделями из цехов не выходим. Но я не устаю. Я рада, что своим трудом помогаю вам. Так говорит наш директор.

У меня большая радость: меня приняли в комсомол. Я очень хочу учиться на курсах медсестер, организованных при комбинате.

Дорогой мой далекий воин! Бей фашистов, не оставляй их, поганых, на нашей земле. Возвращайтесь с победой, приезжайте к нам в Орск. Мы будем очень рады вам.

Клава».

Прочитал я, и как-то радостно, тепло стало на душе, нахлынули воспоминания о доме, о далеком детстве...

Детство... Оно было нелегким. Родился я в грозном 1918 году, когда по всей стране пылала гражданская война.

На Лискинский мост через наше село Петренково наступали из-за Дона красновские банды. Шли сильные бои.

Отец после тяжелого ранения и болезни находился дома, но в эту ночь ушел в лес. Он хорошо знал, что деревенские кулаки не простят ему, красному командиру, [121] активной деятельности по установлению Советской власти на Дону.

Красновцы взяли село. Вместе с кулаками они сразу же начали зверские расправы над деревенскими активистами. Не пропустили и наш дом. Все перерыли, искали отца. Избили мать, бабушку. На ночь сделали засаду в доме.

В семье знали, что отец вот-вот должен прийти, чтобы забрать нас и увезти к родственникам на хутор Довжик. Все были в растерянности, кроме бабки Мавры. Она споила самогоном двух солдат, оставшихся в засаде, и те спокойно уснули. А ночью пришел отец, забрал семью и повел через огороды к мосту.

Не переставая лил дождь. Все промокли до нитки. Меня отец спрятал у себя за пазухой — ведь мне еще и недели не было.

На мосту — столпотворение, тысячи беженцев стремились быстрее переправиться на ту сторону Дона, чтобы не попасть в руки красновских карателей.

Белогвардейцы открыли огонь. Под напором толпы рухнули перила, многие упали в реку. Свалился в воду и отец со мной и моим старшим братом Мишей. Мать с двумя детьми вернулась домой. Не успела обогреться, как нагрянули контрразведчики. Ей тут же учинили допрос. Били, истязали, выспрашивали об отце. Потом бросили в подвал, а сами разграбили, растащили все, что было дома.

Отец, несмотря на ранение, все-таки сумел удержаться на воде, а затем выбраться со мной на берег. Старший брат утонул.

Вскоре отец присоединился к красным частям. Надо мной взяли шефство медицинские сестры и отвоевали у смерти.

Через день, получив подкрепление, наши войска пошли в наступление. Отец провел отряд плавнями. Беляки не предвидели, что с этой стороны окажутся красные, и безмятежно спали. Село было освобождено.

Эту историю знал каждый мальчишка нашего села. Сверстники называли меня Колькой-буденновцем, потому что я долго носил старый буденовский шлем. Позднее отец часто говорил: «Вырастешь, Колька, — будешь военным: не зря побывал в ледяной донской купели и под красновской шрапнелью...» [122]

Его слова сбылись. Правда, я не стал конником, как отец, но старался — воевать так, чтобы ему — кавалеру трех Георгиевских крестов и владельцу сабли, подаренной Буденным, — не было стыдно за своего сына...

Пока я предавался воспоминаниям, вокруг меня собрались краснофлотцы. Подошел и Ваня Шапошников. В руках письмо.

— Вот, комсорг, читай...

Хорошее, проникновенное письмо получил Ваня. Читаю вслух: «Я знаю, вы храбрый боец...»

Читаю, а сам краем глаза слежу за Шапошниковым. Он даже побледнел от волнения.

— Читай, старшина, читай, — торопит он.

«Я горжусь вашим мужеством, военной отвагой. Я верю: вы добьетесь победы, очистите нашу землю от фашистских захватчиков...»

Моряки внимательно слушают, о чем говорится в письме. Оно адресовано каждому из них и всем тем, кто с оружием в руках защищает нашу великую Советскую Родину.

Первым прерывает молчание Иван Шапошников.

— Секретарь, разреши сказать несколько слов! Он взбирается на площадку и срывает с головы бескозырку.

— Слышали, что в письме написано: «Я знаю, вы храбрый боец»... Это не про меня. Но клянусь: сколько хватит сил, до последнего дыхания буду бить фашистов. И мне не стыдно будет получать такие письма.

Вслед за Шапошниковым на бронеплощадку поднялся старшина Дмитриенко.

— После таких писем хочется сейчас же ринуться в бой, — подняв над головой несколько конвертов, говорил он. — Это не простые письма — это народ пишет, и мы выполним его волю. За сожженные города и села, за поруганную землю, за слезы и кровь советских людей мы отомстим гитлеровцам лютой карой.

Брали слово и другие моряки. Говорили страстно, клялись еще беспощаднее громить врага.

Командующий и член Военного совета вышли из вагона и с интересом следили за нашим стихийным митингом. Потом бригадный комиссар обратился к морякам. [123]

— Вы очень хорошо говорили. Будем надеяться, что в ближайшие дни сумеете подтвердить свои слова делом...

Уехали гости, разошлись по своим местам матросы. А я снова достал фотографию Клавы, перечитал письмо.

Клава, Клава, какая же ты, должно быть, милая и славная девушка... Неужели ты так и промелькнешь в моей судьбе, не оставив следа? И уже тогда я понял, что образ этой девушки навсегда останется в моем сердце.

Так оно и случилось. И я бесконечно благодарен судьбе, что именно мне досталась тогда посылка чудесной девушки, той самой, которая после войны стала спутницей моей жизни, моей женой.

Глава XV.

Мекензиевы горы

Восьмого декабря бронепоезд вышел на позицию к Камышловскому мосту. Предстояло поддержать огнем бригаду полковника Вильшанского. В тот день она производила разведку боем в районе высоты 74,4.

Началась артподготовка.

Налетели штурмовики. Они шли низко над землей, сея огонь и оставляя черные следы разрывов. Комендоры не прекращали огня. Один из самолетов спикировал так низко, что казалось, уже не выйдет из пике. Но у самой земли вдруг взмыл, и в ту же секунду пулеметные очереди стеганули по платформе, подняв фонтанчики ржавой пыли.

Налет продолжался несколько минут, но особого урона бронепоезду он не принес. Лишь после команды «отбой» по боевым постам разнеслась весть: ранен капитан Саакян...

Во время налета он управлял стрельбой с открытой площадки командного пункта. Его ранило в самом начале боя, но он продолжал руководить боевыми действиями экипажа, пока не потерял сознание.

И вот по бронепоезду разнеслось:

— Командир ранен...

Весть эта потрясла всех. Каждому хотелось поскорее [124] узнать, каково состояние командира, есть ли надежда на спасение. Но лишь после возвращения на стоянку комиссар собрал личный состав и рассказал, как это было.

— Самолеты отштурмовались, зенитчики уже отогнали их, капитан скомандовал «отбой». Я хотел что-то сказать ему, глянул, а он падает. Не успел даже поддержать его. А на палубе под ним лужа крови.

Матросы молчаливые, угрюмые. Жалко капитана. Все любили его.

Вечером, когда мы прибыли в Севастополь, раненого командира отправили в госпиталь.

Командование бронепоездом временно принял на себя старший лейтенант Чайковский, обязанности помощника стал выполнять Кочетов.

С ними мы несколько раз выходили в боевые рейсы. А через пять дней прибыл новый командир бронепоезда — инженер-капитан-лейтенант Харченко.

Обычно бывает трудно привыкнуть к новому командиру. Но Михаил Федорович быстро завоевал наше уважение. Холодок отчуждения растаял после того, как мы узнали его биографию. В гражданскую войну он семнадцатилетним парнем вступил в красногвардейский отряд А. В. Мокроусова и прошел путь от рядового бойца до командира бронепоезда «Ураган», награжден орденом Красного Знамени. В мирное время работал судовым механиком и техником по судоремонту.

С первого же дня между командиром и комиссаром установились такие отношения, какие и должны быть у людей, которым доверены судьбы многих воинов. [125] У них много общего: оба воевали в гражданскую, у обоих за плечами большая и суровая школа жизни. Харченко воевал под командованием Ворошилова, Порозов овладевал искусством партийно-политической работы под руководством комиссара Фурманова.

Харченко всегда говорил быстро, словно боясь чего-то не досказать, а когда волновался, начинал заикаться — давала о себе знать перенесенная контузия. Порозов — наоборот: взвешивал каждое слово, говорил неторопливо, но за каждым его словом чувствовалась правота и убежденность.

Комиссар и командир как нельзя лучше дополняли друг друга. И хотя оба пользовались одинаковыми правами, Харченко чувствовал, что старшим на бронепоезде является Порозов, и не противился этому.

Я встретился со своими одесскими друзьями — Ноем Адамия и Яшей Стрижаком. Узнав, где стоит бронепоезд, они заглянули ко мне. Гостей сразу же окружили товарищи. Железняковцы живо интересовались делами на передовой. А друзьям было что рассказать. Слава о снайпере Ное Адамия гремела по всему Севастополю. Газеты часто писали и о бесстрашном командире орудия Якове Стрижаке. Оба уже были награждены орденами.

Вспомнили мы Одессу, боевых друзей, погибших товарищей.

Особенно обрадовался наш старшина Джикия: отвел душу, поговорил с Ноем на родном грузинском языке, по которому успел соскучиться, — на бронепоезде он единственный грузин.

Подошел Харченко. Я представил своих друзей. Они рассказали, что на передовой знают о боевых делах бронепоезда, восхищаются храбростью железняковцев. Приятно было и командиру, и всем нам слышать такие слова.

Командир разрешил мне проводить Ноя и Якова. И вот мы идем по улицам Севастополя. Трудно узнать город. Всюду груды щебня, дымятся неостывшие пожарища. Людей не видно. Город ушел под землю. Предприятия, госпитали, учреждения, магазины, столовые переселились в подвалы и штольни.

На улице Карла Маркса мы закусили в подземной столовой. Посмотрели фильм в подземном кинотеатре. [126] И даже сфотографировались на память в подземном фотоателье. Город живет!

Вечером расстались, уговорившись чаще встречаться. Но увидеться нам уже не довелось. Ной Адамия, ставший известным снайпером, Героем Советского Союза, погиб в последние дни обороны города. Смертью храбрых пал на севастопольской земле и артиллерист Яша Стрижак...

Передышка на фронте была недолгой. Потерпев поражение после первых боев, фашисты снова перегруппировались, подтянули свежие части с других участков и начали усиленно готовиться к новому штурму. Активнее стала действовать вражеская авиация.

Появились тяжелые батареи, танковые соединения.

Но и наше командование умело использовало передышку: формировались новые части и подразделения, пополнялись запасы оружия и боеприпасов, укреплялись подступы к Севастополю.

Боевой дух защитников города поднимали победы наших войск под Тихвином, Ростовом. Больше всего обрадовала нас весть о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

Никто из нас не знал, когда начнется новое наступление фашистов на Севастополь, но каждый готов был встретить его во всеоружии.

И вот 17 декабря снова все загрохотало. Враг начал второй штурм черноморской твердыни. Опять, захлебываясь собственной кровью, фашисты лезли на Севастополь, надеясь сломить героический гарнизон.

Но враги и на этот раз просчитались. Моряки стояли насмерть. В те дни очень популярной была у нас песня неизвестного поэта на мотив «Раскинулось море широко»:

И грудью прикрыл Севастополь родной
Моряк, пехотинец и летчик.
У крепкой стены обороны стальной
Могилу находит налетчик...

Военный совет Черноморского флота обратился к защитникам города с призывом: «К Севастополю приковано внимание не только народов СССР, но и внимание народов всего мира, которые день и ночь следят [127] за битвой под Севастополем, за героизмом его защитников. До последней капли крови защищайте наш родной Севастополь! Родина ждет от нас победы над врагом. Победа будет за нами!».

Фашисты ввели в бой семь дивизий, две горнострелковые бригады, полторы сотни танков и большое количество артиллерии. Особенно жаркие бои разгорелись в районе горы Азиз-Оба и в Бельбекской долине, где противник силами двух дивизий наносил главный удар.

Оборонялись здесь части 8-й бригады морской пехоты полковника Вильшанского и 95-й стрелковой дивизии генерал-майора Воробьева.

С первого же дня штурма нам было приказано поддерживать эти части.

Став на позиции у Шавровой выемки, бронепоезд по приказанию начальника артиллерии Приморской армии полковника Рыжи открыл огонь по наступающей пехоте противника в районе горы Азиз-Оба. Командовал бронепоездом помощник командира старший лейтенант Чайковский. Капитан-лейтенант Харченко пока не вмешивался в управление огнем.

— Я еще денек-другой присмотрюсь, пройду стажировку, а уж потом приму командование, — откровенно сказал он. — У нас в гражданскую войну не было таких орудий, а о минометах мы и понятия не имели.

Огонь мы вели почти беспрерывно. Били залпами с короткими промежутками. Эхо раскатисто проносилось в долине и, сливаясь с новым залпом, создавало грозную мелодию боя. Фашистские снаряды то и дело разрушали полотно железной дороги, но отважные ремонтники под огнем врага восстанавливали положение, и бронепоезд снова и снова мчался к передовой.

Перевес в силах был на стороне врага. Несмотря на героизм людей, фашисты продвигались к городу. Линия фронта подошла к Камышловскому мосту. Зона действия бронепоезда сократилась. Все чаще и чаще нам приходилось вводить в дело минометы — так близко от нас противник. Пушки стараемся беречь — очень уж они изношены.

В последующие дни бронепоезд использовал и станковые пулеметы. Когда вражеская пехота наступала на северных склонах Бельбекской долины, бронепоезд [128] выскакивал из Мекензиевой выемки и прямой наводкой из минометов и пулеметов открывал огонь. Три-пять минут ураганного огня — и враг бежит, оставляя убитых и раненых. А бронепоезд снова исчезает в укрытие до следующего налета.

Конечно, это рискованно. Но у Михаила Федоровича риск основан на точном расчете. Вот когда мы убедились в отваге нашего нового командира!

— Используем опыт гражданской войны, — сказал он. — Будем применять все оружие, какое только у нас есть, вплоть до винтовок.

Контрольные площадки бронепоезда тоже превратились в огневые точки. Их борта обложили мешками с песком. Все, кто не был занят у орудий и минометов — железнодорожники, связисты, хозяйственники, — располагались здесь, как в окопах, с винтовками и гранатами.

22 декабря критическое положение создалось на участке 388-й стрелковой дивизии, оборонявшей Мекензиевы горы. На помощь ей была брошена 79-я отдельная бригада морской пехоты под командованием полковника Потапова, только что прибывшая на кораблях из Новороссийска.

Чтобы дать бригаде развернуться, командир бронепоезда приказал лейтенанту Головенко и мне взять всех свободных бойцов и задержать гитлеровцев у Мекензиевого кордона.

Через несколько минут у входа в Цыганский тоннель стояли тридцать пять моряков, вооруженных автоматами и гранатами. Головенко повел нас по каменистой дороге к кордону. Не прошли мы и километра, как из-за пригорка показались отступающие бойцы. Они отходили к тоннелю.

На высотах и станции Мекензиевы горы повсюду шла пальба. Не утихая, гремела артиллерийская канонада. Наш взвод цепью шел навстречу отступающим. В это время из тоннеля выскочил бронепоезд и, набирая скорость, двинулся к станции.

Головенко остановился и крикнул в мегафон, обращаясь к отходящим бойцам:

— Стой! Ни шагу назад!

Красноармейцы остановились. [129]

— За мной, вперед! — продолжает командовать Головенко и первым устремляется к высоте. — Ура!

И сразу у людей исчезла растерянность. Ободренные, они вместе с моряками ринулись за лейтенантом.

А справа набирает скорость бронепоезд, нацелив жерла орудий на станцию.

Гитлеровцы не ожидали такого натиска. И хотя они еще яростно сопротивляются, бойцы отбивают у них одну позицию за другой. Тем временем подоспели и морские пехотинцы из бригады Потапова. Они вливаются в ряды красноармейцев, и все мы ускоряем свой бег, стараясь не отстать от бронепоезда. А он уже влетает на станцию, где скопились вражеские войска. Впервые вижу свой бронепоезд со стороны. Окутанный огнем и дымом, он обрушивает на врага всю мощь своих орудий, минометов и пулеметов. Вокруг него все падает, рушится, горит.

Дерзкий налет «Железнякова» ошеломил гитлеровцев. Им и в голову не приходило, что мы рискнем ворваться в самую гущу их войск. Они по-хозяйски разместили на станции колонны танков и автомашин с военным имуществом. Даже походные кухни подвезли к обеду.

Бронепоезд вел огонь с обоих бортов, сметая и сокрушая все на своем пути. Гитлеровцы в ужасе разбегались от железной дороги, не оказывая никакого сопротивления. Они даже не успели завести танки — и их колонна так и осталась на шоссе. В тупике взорвалась огромная цистерна с горючим, и все вокруг заполыхало огнем.

Вслед за нами на станцию ворвались пехотинцы и, не задерживаясь, устремились вперед, тесня гитлеровцев к Камышловскому мосту. Утерянные ранее позиции были восстановлены.

На подступах к Камышловскому мосту железнодорожное полотно было разрушено, и бронепоезд остановился. Наш взвод, выполнив свою задачу, вернулся на бронепоезд, где все носило следы только что закончившегося боя: платформы бронеплощадок были завалены гильзами, на раскаленных орудийных стволах дымилась краска. Несмотря на резкий морозный ветер, стволы не успевали охлаждаться, и наши девушки накидывали на них мокрые одеяла и шинели... [130]

Пользуясь коротким затишьем, железняковцы подводили итоги боя. Особенно отличились орудийные расчеты Данилича и Дроздова. Это они с нескольких выстрелов подавили артиллерийскую батарею на подступах к станции и открыли путь бронепоезду. У орудий Данилича в самый разгар боя вышел из строя замковый механизм, но комендоры не прекратили огня: вручную открывали замок и продолжали стрелять по фашистам.

Не сплоховали в бою и Лаврентий Фисун, Борис Гришко и Василий Терещенко. Когда один из танков развернулся для стрельбы по паровозу, они в упор расстреляли его из своей стомиллиметровой пушки.

Морские пехотинцы от души благодарили железняковцев. Один из командиров подошел к нашей бронеплощадке.

— Спасибо вам, дорогие товарищи, от всех наших бойцов, — волнуясь, сказал он. — Если бы не вы, трудно бы нам пришлось... Земной вам поклон...

Дав потаповцам закрепиться на новом рубеже, «Железняков» вернулся на станцию Мекензиевы горы. Здесь все носило следы всесокрушающего огня крепости на колесах: черная, опаленная земля усеяна трупами, возвышаются догорающие остовы танков и автомашин. Повсюду груды разного имущества, брошенного в панике противником.

Да, не поздоровилось фашистам!

Бой за станцию Мекензиевы горы и окрестности длился четыре часа. Это был один из самых удачных наших налетов на врага за время обороны. На это направление враг бросил более трети своих сил под Севастополем. Но не перевес в силе и технике решил [131] победу, а сила духа, воля к победе наших советских моряков-черноморцев. И хотя на некоторых участках нашим войскам все же пришлось потесниться на 300 — 400 метров, эти метры были усеяны сотнями фашистских трупов.

Бронепоезд уже готовился вернуться в Цыганский тоннель, когда по бронеплощадкам разнеслась страшная весть: на станции в одном из заброшенных сараев найдены шесть изуродованных трупов наших бойцов. Комиссар Порозов распорядился: каждый член экипажа должен увидеть то, что совершили фашистские изверги.

Один за другим проходили железняковцы мимо замученных красноармейцев. Они лежали раздетые, с распоротыми животами и изуродованными лицами.

Молча, не проронив ни слова, смотрели мы на трупы наших товарищей, на злодейские дела извергов в человеческом обличье. Стиснув зубы и сжав кулаки, каждый из нас давал себе святую клятву отомстить за безвестных мучеников.

«Не забудем!», «Не простим!» — с этой мыслью возвращались мы на бронепоезд, чтобы снова отправиться в бой и люто покарать врага за все его преступления...

Дальше