Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Предисловие

Книга «Былые походы» представляет собой сборник воспоминаний словаков — участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в молодой Советской республике.

В ноябрьские дни 1957 года они собрались в Братиславе, чтобы отпраздновать сороковую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда-то и зародилась мысль об издании отдельной книгой воспоминаний бывших красноармейцев. И вот в 1958 году в Братиславе вышла в свет на словацком языке такая книга; она быстро завоевала популярность.

В книге приводятся воспоминания восемнадцати участников Октябрьской революции и гражданской войны. Многие из них — бывшие военнопленные. Большинство авторов — выходцы из рабочих и крестьян. Два рассказа написаны русскими женщинами, сражавшимися вместе со своими мужьями-словаками в рядах Красной Армии и потом уехавшими вместе с ними на постоянное жительство в Чехословакию.

Авторы воспоминаний — теперь седовласые старики. Самому младшему из них около 70 лет. Все они, как один, горды тем, что внесли свой посильный вклад в Октябрьскую революцию и участвовали в гражданской войне в рядах Красной Армии. [6]

Автор этих строк не раз встречался в Чехословакии со многими чехами и словаками — участниками Октябрьской революции и гражданской войны в СССР. Многие из них хорошо говорят по-русски, и пережитые события до сих пор свежи в их памяти.

Все они живые свидетели и непосредственные участники величайших в истории человечества событий, и это придает их воспоминаниям особую ценность для нынешнего поколения строителей социализма в Чехословакии.

* * *

Почему военнопленные словаки встали на сторону русской революции? Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы коротко познакомиться с историей их страны.

С XI века Словакия находилась под игом венгерских феодалов. В Чехии же хозяйничали австрийские и немецкие помещики. После объединения Австрии и Венгрии под единой короной Габсбургов положение словаков не улучшилось. Словакия осталась провинцией Венгрии и хищнически эксплуатировалась как сельскохозяйственная житница и поставщица дешевой рабочей силы. Чиновничья бюрократия в Словакии держала все управление и суд в своих руках, она не разрешала издавать книги на словацком языке, открывать словацкие школы, а в венгерских школах могли учиться лишь дети имущих словаков. Официальным языком считался венгерский. Бесправное положение словаков и издевательства со стороны венгерских королевских чиновников вызывали ненависть народных масс. История Словакии богата восстаниями против венгерских поработителей. Несмотря на политику мадьяризации, словацкий народ почти через тысячу лет угнетения пронес и сохранил национальную самобытность, не утратил чувства национального достоинства. С развитием капитализма в Венгрии росло сопротивление словацких трудящихся угнетателям. Вслед за созданием в Венгрии в 1890 году социал-демократической партии в словацких районах начали возникать местные социал-демократические организации. Вскоре была образована Словацкая секция Венгерской социал-демократической [7] партии. Нередко словацкие и венгерские рабочие вместе участвовали в стачках и забастовках, сообща боролись против венгерского капитализма. 1 мая 1897 года вышел первый номер рабочей газеты «Нова доба» («Новое время») на словацком языке.

Революция 1905 года в России оказала большое влияние на развитие рабочего движения в Венгрии и особенно в Словакии. Летом 1905 года массовое стачечное движение достигло небывалого размаха. Уже тогда среди словацких рабочих появилось выражение: «Говорить по-русски», означавшее — действовать русским революционным методом. Под влиянием русской революции в Словакии была создана самостоятельная социал-демократическая партия, в июне 1905 года состоялся первый ее съезд.

Как известно, лидеры австро-венгерской социал-демократии уже тогда проводили оппортунистическую линию в рабочем движении, а в 1914 году, с самого начала первой мировой войны, они призвали пролетариат к участию в войне на стороне «своих» буржуазно-помещичьих правительств. Оппортунизм и предательство лидеров австрийской и венгерской социал-демократических партий оказали пагубное влияние на руководство словацкой социал-демократии, которое также проводило оппортунистическую линию. Игнорируя национальные чаяния словацких трудящихся, оно открыто заняло позиции реформизма. Вместо марксизма рабочим преподносилась мешанина из самых различных антимарксистских учений в духе Бернштейна, Масарика, так называемого христианского социализма и т. д.

Помещики и кулаки, составлявшие десять процентов населения словацкой деревни, владели восемьюдесятью процентами всех сельскохозяйственных угодий. Поэтому малоземельное словацкое крестьянство постоянно выделяло большое количество свободных рабочих рук, не имевших возможности найти работу в Венгрии даже в качестве батраков. Сотням тысяч словаков приходилось искать работу за границей, особенно на американском континенте. Обычно в Венгрии в первую очередь увольняли словаков — активных участников революционного движения. Они вынуждены были эмигрировать. Среди них были люди, стоявшие в основном на марксистских позициях, и их отъезд за границу способствовал тому, что [8] руководство социал-демократической партии Словакии удерживалось в руках оппортунистов. В этой стране, где преобладало сельское хозяйство, где сильны были феодальные пережитки и не была завершена буржуазно-демократическая революция, рабочий класс по вине оппортунистической социал-демократической партии не смог в тот период стать руководящей силой национально-освободительной борьбы и революционного свержения капитализма, В. И. Ленин неоднократно говорил о националистическом одурачении рабочих и истреблении их авангарда в целях ослабления революционного движения пролетариата. Эта характеристика полностью относилась и к Венгрии. Правящие классы Венгрии рассчитывали на сравнительно легкую военную добычу, надеясь таким путем отодвинуть на второй план назревшие внутриполитические проблемы. Поддержав шовинистические лозунги правящих классов, социал-демократия предала рабочий класс. Но одетые в солдатские шинели рабочие и крестьяне, особенно чехи и словаки, не хотели воевать за чуждые им интересы полуфеодальной Австро-Венгерской монархии. Уже в середине 1915 года в Венгрии начались антивоенные стачки и забастовки. Среди чехов усилилось движение за раздел Австро-Венгрии, о чем еще раньше В. И. Ленин говорил как о требовании исторического процесса развития. Создание единого и независимого Чехословацкого государства было великим чаянием чешского и словацкого народов. Чешская и словацкая буржуазия использовала рост стачечного движения в своих целях, стремясь не допустить его перерастания в революционную борьбу пролетариата за власть. Но Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние и на словацкий народ. В стране бурно росло число стихийных революционных выступлений трудящихся. Во главе их стоял рабочий класс, однако вследствие предательства социал-демократического руководства он не имел в тот период своей закаленной и идейно зрелой партии. Левое крыло социал-демократии, способное возглавить революционную борьбу, к тому времени еще не оформилось, Коммунистической партии тогда еще не было.

Чехословацкая Компартия была создана в Советской России по инициативе левых чешских и словацких социал-демократов — бывших военнопленных — в мае [9] 1918 года как секция РКП (б). На территории Чехословакии Компартия образовалась в 1921 году.

Большую роль в революционном движении в Словакии, в росте революционных настроений масс, сыграли возвратившиеся из Советской России на родину после заключения Брестского мира бывшие военнопленные. Приобретя опыт революционной борьбы в России, получив там политическую закалку, эти люди во многих случаях были застрельщиками революционных выступлений в Словакии как в городе, так и на селе.

В дни полного краха Австро-Венгрии осенью 1918 года и образования Чехословацкого государства они явились инициаторами создания Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов по образцу Советов в России. Были случаи, как, например, в городе Врутки, когда рабочие создавали отряды Красной гвардии, причем в состав этих отрядов входили вернувшиеся из России военнопленные. Опубликованные в настоящее время в Чехословакии архивные документы свидетельствуют о том, что уже в апреле 1918 года полицейские чины доносили правительству из разных городов, что возвращающиеся из России военнопленные привозят с собой революционные листовки и всюду разбрасывают их, а в городе Кошице рабочие, воодушевленные рассказами бывших военнопленных, начали угрожать местным властям тем, что они тоже могут «заговорить по-русски».

В июне 1919 года, когда венгерская Красная Армия, громя интервентов, вступила на территорию Словакии, в городе Прешове была провозглашена Словацкая Советская Республика. Возвратившиеся из России бывшие военнопленные сыграли в ней видную роль. С их помощью было начато формирование словацкой Красной Армии. Правительство Словацкой Советской Республики впервые в истории страны предоставило избирательные права трудящимся, приступило к национализации промышленных предприятий и банков, помещичьих имений, освободило крестьян от налогов и прежней задолженности. Хотя Словацкая Советская Республика просуществовала очень недолго (в начале июля 1919 года ее задушили при помощи империалистов Запада войска чехословацкой буржуазии), она сыграла большую роль в истории революционного движения в Чехословакии. [10]

Участие в гражданской войне на территории Советской России в качестве добровольцев Красной Армии было для словаков (как и для добровольцев других национальностей) великой, хотя и нелегкой школой пролетарского интернационализма. В интернациональных частях и подразделениях Красной Армии они плечом к плечу с представителями других национальностей боролись против общего врага трудящихся всех стран — помещиков и капиталистов. Каких-нибудь два — три года назад они воевали против войск царской России, а теперь они друзья и братья русских рабочих и крестьян и вместе с ними отражают натиск контрреволюции и интервенции. Чехи, словаки, венгры и другие интернационалисты, находясь в рядах Красной Армии, понимали, что на фронтах гражданской войны в конечном счете решаются судьбы и их народов. Здесь, в Советской России, в боях против контрреволюции, вспоминают авторы сборника, они поняли, что противоречия между чешским, австрийским, немецким, венгерским и словацким народами, которые раздувались в Австро-Венгрии господствующими классами, вполне разрешимы, если рабочие и крестьяне будут определять судьбы своих народов сами. На опыте русской революции они поняли, что главным врагом рабочих и крестьян любой национальности являются не другие нации, а помещики и капиталисты собственной страны.

* * *

В 1917 году в России находилось около двух с половиной миллионов военнопленных: чехов, словаков, венгров, австрийцев, немцев, турок, курдов, хорватов, сербов и других. Словаков, по неполным данным, было среди них до десяти тысяч человек. Авторы воспоминаний пишут, что чехи и словаки — выходцы из семей трудящихся — не хотели воевать ни за императора Франца Иосифа, ни за Австро-Венгерскую империю. Не желая воевать за чуждые им интересы, они искали любого удобного случая, чтобы сдаться в плен. Они не были убежденными противниками войны. Как они сами говорят, у них было какое-то смутное недовольство порядками в армии, положением в стране, оскорблением национальных [11] чувств чехов и словаков. Они не понимали, ради чего они должны участвовать в этой страшной войне. Война им была чужда и ненавистна даже тогда, когда социал-демократия поддержала ее.

Все чехи и словаки — бывшие военнопленные — независимо от своих политических взглядов обычно заявляли, что первые проблески классового самосознания у них появились именно в русском плену под влиянием бесед с русскими солдатами, рабочими и крестьянами. Обстановка для многих из них начала проясняться после Февральской революции, когда военнопленные получили кое-какие демократические свободы, и особенно после того, как они стали почти беспрепятственно общаться с местным населением.

Позднее, когда русский пролетариат, убедившись в антинародной политике Временного правительства Керенского, совершил под руководством партии большевиков социалистическую революцию, многие бывшие военнопленные ясно осознали необходимость участия в борьбе на стороне русского рабочего класса. Десятки тысяч бывших пленных разных национальностей добровольно вступили в отряды Красной гвардии, а затем Красной Армии, с оружием в руках помогали русскому народу отстаивать завоевания революции от покушений империалистических государств и их наемников — белогвардейских генералов. Даже после образования Чехословацкой республики в 1918 году, когда всем бывшим военнопленным — выходцам из этой страны — было объявлено, что они могут вернуться на родину, тысячи словаков и чехов, находившиеся тогда в Красной Армии, не захотели покинуть ее ряды. Они вернулись в Чехословакию только после окончания гражданской войны в Советской России.

Советский читатель не найдет в книге чего-либо нового по истории Октябрьской революции или гражданской войны в СССР, но он узнает, как относилось большинство бывших военнопленных словаков к борьбе трудящихся России против царизма и капитализма. Узнает, как бывшие военнопленные по мере своих сил и способностей помогали трудящимся Советской России отстаивать и защищать Советскую власть, как они в огне революции и гражданской войны сами проходили политическую школу и готовились к тому, чтобы начать [12] такую же борьбу на родине. Следует подчеркнуть, что многие словаки, бойцы Красной Армии, вернулись на родину коммунистами. Большинство тех, кто здравствуют и доныне, принимают участие в общественной жизни, несмотря на преклонный возраст.

Авторы воспоминаний очень простым и доступным для каждого читателя языком рассказывают о том, что они видели и пережили. При переводе мы старались сохранить особенности их языка. Эти правдивые рассказы проникнуты гордостью за советский народ, который первый зажег зарю свободы.

Следует подчеркнуть, что воспоминания написаны через сорок лет после Октябрьской революции. Почти тридцать лет авторы воспоминаний жили в буржуазной Чехословакии, правящие круги которой постоянно вели клеветническую антисоветскую пропаганду. Но ничто не смогло сломить у бывших красноармейцев веру в советский народ, веру в те идеалы, за которые они боролись в рядах Красной Армии. Более того, кто не был членом Коммунистической партии в Советской России, вступил в нее у себя на родине. Это еще раз подтверждает то, о чем авторы говорят в своих воспоминаниях: что политически они прозрели именно под влиянием Октябрьской революции.

Для всех авторов сборника характерен иронический тон в отношении лоскутной Австро-Венгерской империи, ее императора, австрийского и венгерского офицерства. Авторы со справедливым презрением отзываются о тех бывших военнопленных в России, которые воевали против Советской власти в 1918–1919 годах в составе белочешских войск. Добровольцы Красной Армии — чехи и словаки отмежевались от белочехов и с оружием в руках боролись против них.

В русском плену (особенно после Октябрьской революции) солдат-словак окончательно освобождается от фальшивого австро-венгерского «патриотизма», навеянного социал-демократией и антирусской пропагандой, и становится на путь пролетарского интернационализма. Октябрьская революция помогла ему освободиться от этого ненужного груза, отягощавшего его сознание.

В книге ясно видно своеобразие пути словацких трудящихся [13] к социализму — пути сложного, переплетающегося с многочисленными страданиями и лишениями, с внутренней и внешней классовой национальной борьбой.

Образование в 1918 году Чехословацкой республики, где власть принадлежала буржуазии, не принесло ни национального, ни социального освобождения словацкому народу. В буржуазной республике Масарика и Бенеша словацким трудящимся жилось не лучше, чем при венгерских феодалах и капиталистах.

Чешская буржуазия сделала Словакию своим аграрным придатком и резервуаром, откуда она черпала дешевую рабочую силу для чешской промышленности. В конце 1938 года с помощью Гитлера власть в Словакии захватили фашисты. Все эти годы вплоть до прихода в Словакию Советской Армии ожесточенная классовая борьба не утихала ни на один день. В августе 1944 года в Словакии вспыхнуло народное восстание против внутреннего и германского фашизма. Это событие, одно из самых славных и выдающихся в Словакии, открыло новую эпоху в истории словацкого народа.

Восстание положило начало коренным изменениям во всей политической жизни страны, способствовало наступлению Советской Армии на фашистское логово.

Период с Октябрьской революции 1917 года до освобождения Чехословакии Советской Армией в 1945 году — это период роста национально-классового самосознания словацкого народа. От полурабского существования в начале первой мировой войны словацкий народ к концу второй мировой войны поднялся до такого политического уровня, что смог вместе с братским чешским народом осуществить под руководством Коммунистической партии Чехословакии социалистическую революцию.

Сборник воспоминаний бывших красноармейцев был хорошо принят словацкими читателями. Мы надеемся, что и советский читатель с интересом прочтет эту книгу.

В конце книги помещена статья Штефана Штвртецкого «Из истории участия чехословацких красноармейцев в боях на фронтах гражданской войны в Советской России». Эта статья поможет нашему читателю лучше разобраться в вопросах участия чехов и словаков в гражданской войне в первые годы образования Советской республики. Товарищ Штвртецкий — сотрудник Института [14] истории Коммунистической партии Словакии при ЦК Компартии Словакии — является составителем сборника.

Следует отметить инициативу в издании этой книги на русском языке члена КПСС с 1905 года тов. Кривова Т. С., встречавшегося с некоторыми авторами воспоминаний.

В. Карякин [15]

Дальше