Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Переправа через реку Цзиньша

Вступление Красной армии в Юньнань было вызвано необходимостью форсировать реку Цзиньша. Красные части поэтому вступили в Юньнань двумя колоннами. Главные их силы заняли Чжаньи, Малун, Сюньдянь, Гаомин и непосредственно угрожали Куньмину, столице Юньнани. Другая часть армии отвлекала юньнань-гуйчжоуские провинциальные войска. На границе Гуйчжоу — Юньнани она разбила пять полков генерала Ю Го-цая, захватив у него много оружия. После этого красные войска, как известно, вступили в Юньнань, заняли Сюаньвэй, Дунчуань, уезд Цяоцзя и переправились через реку Цзиньша.

Приближение главных сил красных войск к Куньмину очень встревожило власти Куньмина и всей провинции. Но целью Красной армии был не захват Куньмина, — она хотела отвлечь юньнаньские войска от реки Цзиньша. Красные части думали было переправиться через реку Цзиньша у Цзяосиду, но чтобы ввести в заблуждение преследующие их войска, они заняли на западе Люцюань и Удин; продвигаясь еще глубже на запад, они заняли Юаньмоу, а отсюда двинулись на север к Лунгаю, делая вид, что желают перейти реку в этом месте.

Войска Чжоу Хунь-юаня, юньнаньские и хунаньскяе силы направились на Юаньмоу, а Красная армия, придя к переправе около Цзяосиду, беспрепятственно перешла через реку Цзиньша.

Только после того как Красная армия переправилась через реку Цзиньша, заняла Тунъань и создала непосредственную угрозу городу Хойли, преследующая армия узнала, что красные войска перешли реку в Цзяосиду. Тогда части этой армии повернули на Цзяосиду, но красные отряды давно уже были на другом берегу. Девять суток шла переправа, а войска генерала Чжоу Хунь-юаня только на одиннадцатый день вечером приблизились к берегу реки. Лодки, необходимые для переправы, были уже сожжены, и Красная армия хорошо укрепилась в ущелье горы на северном берегу реки Цзиньша. Войска Чжоу Хунь-юаня ничего не могли сделать.

Успешное проведение этой операции очень обрадовало бойцов и командиров Красной армии.

Переход Красной армии через реку Цзиньша несомненно один из самых отважных и героических подвигов. [36]

Вдоль обоих берегов реки Цзиньша — горы и хребты; за исключением нескольких мест, берега повсюду высоки и обрывисты.

На пути от Юньнани до реки Цзиньша, в 60 ли от нее, находится местечко Сяпу. От Сяпу до Цзяосиду на протяжении 40 ли и от Цзяосиду до берега — 20 ли тянутся высочайшие горные цепи.

От Цзяосиду до берега ландшафт еще более горист. Спускались с гор, опираясь на палки, с риском свалиться в горные потоки. Во время перехода погода (в конце апреля) стояла чрезвычайно жаркая. На протяжении 20 ли не было почти никакой растительности. Чем ниже спускаешься с гор, тем сильнее чувствуешь жару. Когда мы дошли до реки, стало еще более жарко. Красноармейцы с жадностью набросились на холодную воду.

У берега живут только 5–6 семейств, которые занимаются перевозкой на лодках. Так как весной и летом там стоит сильная жара, а осенью и зимой — жестокая стужа, то эти люди живут в пещерах, вырытых в горах.

На северном берегу реки Цзиньша разместились 6–7 семейств лодочников. Там же имеется и таможенная застава, так как товары, идущие в Сычуань и Юньнань и обратно, оплачиваются пошлиной.

Говорят, что цены на знаменитый юньнаньский опиум, после того как его перевозят на другой берег реки, возрастают вдвое.

Местные жители считают район на северном берегу реки сычуаньским, а на южном — юньнаньским. Когда мы переправлялись через реку и наша лодка накренилась, лодочник крикнул стоящим по середине лодки: «Повернитесь спиной к Юньнани», чтобы лодка не перевернулась.

Южный берег — мягкий, песчаный, а северный — скалистый. В скале пробит тоннель протяжением в 100 метров.

Когда лодки подошли к северному берегу, они остановились у входа в тоннель. Все пассажиры прошли через тоннель в восточной половине горы, к таможенной заставе. Во время нашей переправы вода в реке была низка, и от берега до входа в тоннель надо было взбираться по каменной лестнице.

Река Цзиньша вдвое уже реки Ванпу в Шанхае. Быстрота течения с запада на восток 4–5 метров в секунду. В верхнем течении река низвергается в виде водопада. В обыкновенное время высота волн достигает полуметра, а во время бурной погоды они достигают двух метров.

Бури на реке Цзиньша поистине ужасны. Как раз в то время, когда я переезжал через реку, поднялась сильная буря. Песчаные столбы, крутясь, поднимались к небу. Соломенные строения береговых жителей были унесены разразившимся ураганом.

Я стоял на тропинке, когда на меня вдруг налетел порыв ветра и повалил на землю. Спустя полчаса ветер и дождь прекратились, выглянуло солнце. Впоследствии мы узнали от местных жителей, что ветер и дождь на реке Цзиньша редко продолжаются больше получаса.

Река Цзиньша настолько быстра, что по ней не могут проходить джонки. От Ибиня до Лучжоу (вниз по течению) могут [37] итти только деревянные суда, а ниже Лучжоу могут итти пароходы. Ниже Дунчуаня и Цяоцзя количество лодок сравнительно велико, а выше Цяоцзя у каждой переправы не более 10 лодок. В окрестностях Лунгая употребляются лодки, сделанные из кожи животных. На такой лодке может переезжать только один человек. Такие лодки употребляются в верховьях реки, потому что течение воды там быстрое и из воды выступает много острых камней, о которые деревянные лодки легко разбиваются.

Во время переправы Красной армии через реку навести пловучий мост было нельзя. Поэтому красноармейцы, разыскав шесть небольших лодок у пристани Цзяосиду и в ее окрестностях, начали переправу, помещая в большие лодки 30 человек, а в маленькие — 11 человек. Лодки были старые и гнилые, в них все время набиралась вода; для откачки воды были выделены специальные люди, иначе переправа грозила гибелью.

Из-за быстрого течения реки в час можно было сделать только 3–4 рейса туда и обратно. Переправа шла днем и ночью. По ночам на обоих берегах зажигали костры, и их яркий свет освещал поверхность реки.

Если бы я лично не видел этой переправы целой армии на шести разрушенных лодках, то не поверил бы этому. Но факт остается фактом. Эта сравнительно спокойная переправа через реку объясняется главным образом тем, что красным войскам удался маневр по отвлечению нанкинских и юньнаньских сил. Это дало им возможность переправить через реку всех своих людей и обоз.

Через два дня после переправы войска противника пришли к берегу реки Цзиньша. Отставших среди красноармейцев было мало. Переправа, несмотря на то, что лодки были очень плохие, была хорошо организована.

Штаб Красной армии и ЦК компартии Китая организовали специальный штаб из партийных руководящих работников для организации переправы. Все части должны были подчиняться приказам этого штаба и согласно установленной им очереди переправляться через реку. По всей дороге к реке были расклеены приказы с призывом соблюдать дисциплину во время переправы.

У каждой лодки был номер, специальные люди устанавливали грузоподъемность лодки и порядок посадки. Этот распорядок точно соблюдался всеми. Красная армия еще раз показала дисциплинированность и высокую сознательность своих бойцов.

Командиры корпусов и дивизий при посадке на лодки, как и красноармейцы, подчинялись всем приказам штаба по переправе. Штаб по переправе направил коммунистов для агитпропработы среди местного населения и установил хорошую зарплату для лодочников; благодаря этому число лодочников увеличилось с 18 до 27.

Я слышал, что каждому лодочнику штаб платил ежедневно 5 долларов. Ели они 6 раз в сутки, и каждый раз им выдавалась свинина, а руководители переправы сами получали только растительную пищу (бобы и др.).

После переправы через реку красные отряды сожгли все лодки, [38] принадлежавшие вождю племени ицзя тусы{11} Цзиню. Лодочникам выдали, кроме жалованья, наличными по 30 долларов.

Красная армия завоевала огромный авторитет и доверие среди лодочников. Большинство из них тут же вступило в ряды Красной армии и ушло с нею в Сычуань.

Интересно отметить, что при переправе через реку Цзиньша не погибло ни одного человека и ни одной лошади.

Дальше