Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава 3.

Успехи подводных лодок

Одновременно с нападением на Пирл-Харбор и началом боевых действий у североамериканского побережья производились высадки десантов на Филиппинских о-вах и п-ве Малакка. Десять подводных лодок 4-й эскадры под командованием контр-адмирала И. Иоситоми, действовавшие у п-ва Малакка, были рассредоточены таким образом, чтобы предотвратить любые попытки английского флота, базировавшегося в Сингапуре, сорвать высадку японских десантов и снабжение их с моря. Почти все высадки японских десантов, произведенные на рассвете 7 декабря на восточное побережье п-ва Малакка, были успешными, за исключением высадки десанта в районе Кота-Бару. 7 декабря наши разведывательные самолеты донесли о том, что в Сингапуре стоят на якоре 2 английских линейных корабля. На следующий день в 15 час. 15 мин. подводная лодка «I-165» обнаружила 2 крупных корабля в Южно-Китайском море в 300 милях севернее Сингапура. Она опознала их. Это были линейный корабль «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Корабли следовали полным ходом курсом на север с целью выйти на пути снабжения наших десантов. Хотя корабли были ясно видны, однако они были вне предела досягаемости торпед. Командир подводной лодки «I-165» капитан 3-го ранга Харада дал шифрованную радиограмму с указанием пеленга на обнаруженные корабли и курса их следования. Радиограмму своевременно получили в штабе сил, участвовавших в Малаккской операции. Все подводные лодки, находившиеся в этом районе, получив соответствующие указания, начали немедленно преследование противника, развивая максимальный надводный ход. Группировка японского флота в районе [462] п-ва Малакка в составе линейных кораблей «Конго» и «Харуна» вместе с эскадрой крейсеров и эскадрой миноносцев под командованием вице-адмирала Набутакэ Кондо не могла фактически противостоять группировке противника, однако наши корабли полным ходом устремились вперед в надежде вынудить противника к ночному бою, в котором они могли рассчитывать на успех. Однако ночью контакт с противником был потерян. 10 декабря в 3 часа 40 мин. подводная лодка «I-156» обнаружила и атаковала корабли противника, следовавшие курсом на юг, однако вследствие темноты выпущенные торпеды не попали в цель. На рассвете соединения авиации, окрыленные известием об успехе в Пирл-Харборе, также начали поиск кораблей противника, в результате чего бомбами, сброшенными с самолетов, 2 вражеских корабля были потоплены. Английскому военно-морскому флоту был нанесен жестокий удар. С этого дня линейные корабли уступили свое первенство (среди крупных боевых кораблей) авианосцам.

Хотя наша авиация по праву может гордиться той ролью, которую она сыграла при этом, все же подводные лодки первыми сообщили и подтвердили местонахождение двух упомянутых кораблей, следовательно, успех явился результатом совместных действий подводных лодок и авиации.

При разработке оперативного плана командующий Соединенным флотом должен был решить главное: прежде всего требовалось с достаточной точностью определить масштаб боевой деятельности противника, при этом особенно важно было определить те его группировки, которые, вероятнее всего, он мог противопоставить главным силам нашего флота. Существовали различные способы получения сведений по этому вопросу, из которых наиболее надежным и доступным являлась воздушная разведка. Так как радиус действия разведывательных самолетов был невелик, то особые надежды возлагались на самолеты, носимые подводными лодками. Размеры наших подводных лодок постепенно увеличивались, в результате чего увеличивался и радиус действия их самолетов. Японское командование приложило немало усилий в предвоенный период для того, чтобы совершенствовать этот класс подводных лодок. Предварительные испытания, проведенные [463] с самолетом, выпускаемым с подводной лодки «I-5», привели к принятию на вооружение новой подводной лодки, на палубе которой возможно было устанавливать катапульту. К началу войны 11 подводных лодок были оборудованы в качестве носителей специальных самолетов, в том числе лодки «I-7», «I-8», «I-10», «I-15», «I-17», «I-19», «I-21», «I-23» и «I-26». Впоследствии были созданы новые типы специальных самолетов, носимых подводными лодками, и построено до конца войны в общей сложности 24 подводных лодки-носителей самолетов: от «I-27» до «I-45» и «I-54», «I-56», «I-58», «I-11» и «I-12».

Самолеты — одноместные гидропланы — могли совершать полеты продолжительностью до трех часов при скорости 165 км/час. Будучи очень малыми по размерам, они были снабжены только радиостанцией и не имели никакого вооружения, поэтому встреча с истребителями противника означала для них верную гибель.

Поскольку время подъема и закрепления самолета на палубе занимало около одного часа, то в отдельных случаях, когда подводным лодкам угрожала явная опасность, приходилось бросать самолет и спасаться путем срочного погружения.

Ввиду незащищенности этих самолетов их обычно спускали на воду перед рассветом и поднимали обратно на палубу с восходом солнца, используя, таким образом, крайне ограниченное время. В условиях плохой погоды и волнения на море самолетам трудно было совершать посадку на воду, вследствие чего этот способ ведения разведки был сопряжен со многими опасностями.

Тем не менее благодаря, усилиям опытных командиров и хладнокровию личного состава, много ценных донесений было быстро передано в адрес высшего командования. Из летчиков, поднимавшихся на самолетах с подводных лодок, наиболее опытным был мичман Фудзита. Он налетал 4 тыс. час., и его хладнокровие и мужество в значительной степени облегчали действия личного состава при запуске самолета с катапульты и подъеме его на палубу.

Так как при возвращении из разведки самолету было трудно заметить такой малый объект, как подводная лодка, то [464] всегда назначались определенные места встречи, к которым должны были точно прибывать как подводная лодка, так и самолет.

Как правило, самолеты взлетали в воздух недалеко от территории противника, после чего подводная лодка ожидала возвращения самолета, непрерывно поддерживая с ним радиосвязь. Командира и команду подводной лодки постоянно тревожила мысль о том, что лодка могла быть внезапно обнаружена самолетом-разведчиком противника. Если, допустим, возвращение самолета ожидалось через полчаса, то после его посадки на воду требовалось еще около одного часа на подготовку лодки к погружению, так что лодке в общей сложности приходилось находиться на поверхности воды до двух с половиной часов.

Иногда во время подготовки к полету повреждались крылья самолета и их приходилось тут же ремонтировать. При тренировочных взлетах мотор самолета запускался спустя 10-15 мин. после всплытия лодки на поверхность, но в условиях непосредственной близости противника это делалось не раньше, чем через 30-60 мин., в течение которых имелась возможность убедиться в том, что подводная лодка не обнаружена противником.

Перед объявлением войны подводные лодки «I-10» и «I-26» получили приказание произвести разведку у о-вов Фиджи, Самоа, Тутуила и Алеутских и закончить ее к 5 декабря 1941 года. 16 и 19 ноября соответственно эти лодки вышли из Йокосука и выполнили поставленные задачи, не прибегая к использованию самолетов. 4 декабря в группе о-вов Фиджи подводная лодка «I-10» обнаружила американский крейсер «Астория», ничего больше ею обнаружено не было.

На рассвете 17 декабря 1941 года самолет с подводной лодки «I-5», летая над Пирл-Харбором, произвел разведку и доставил ценные сведения о повреждениях, нанесенных базе и кораблям противника нашими оперативными соединениями в самом начале войны.

В январе 1942 года самолет с подводной лодки «I-9», возвращавшейся от побережья Северной Америки в Кваджелейн, также произвел разведку, совершив полет над Пирл-Харбором. [465]

В феврале 1942 года подводная лодка «I-25» вышла из Кваджелейна и в течение двух месяцев вела разведку у восточного побережья Австралии и основных портов Новой Зеландии, достигнув при этом значительных успехов. В начале апреля лодка возвратилась в Японию. Самолет, находившийся на ее палубе, летал над Сиднеем, Мельбурном, Хобартом (о. Тасмания), Веллингтоном, Оклендом, Сувой и Паго-Паго (о. Тутуила).

Командир подводной лодки «I-17» получил приказание произвести воздушную разведку порта Коломбо и базы Тринакомали в Индийском океане, но так как эти пункты сильно охранялись противником, лодка не смогла выполнить поставленной задачи.

В период боевых действий у о. Мидуэй и Алеутских о-вов в мае 1944 года для ведения воздушной разведки района о. Кодьяк (Алеутские о-ва) из Йокосука были направлены подводные лодки «I-25» и «I-26». Находясь недалеко от Датч-Харбора, лодка «I-25» готовилась запустить самолет. Но в это время был обнаружен крейсер противника. Командир был в затруднительном положении, однако решил послать самолет в разведку, согласно плану. Крейсер прошел, не заметив лодку, но несколько позже появился эскадренный миноносец противника. К счастью, самолет уже был принят на лодку и она могла погрузиться на безопасную глубину. Примерно в то же время подводную лодку «I-19» обнаружил вражеский самолет в момент, когда команда лодки готовила к запуску свой самолет. Лодка вынуждена была срочно погрузиться, оставив самолет на поверхности воды.

Воздушная разведка, производившаяся самолетами с подводных лодок, продолжалась до 1944 года. Но по мере усиления активности сторожевых кораблей и патрульных самолетов противника вести такую разведку становилось все опаснее. 19 августа 1943 года самолетом противника была атакована и потоплена подводная лодка «I-17», проводившая разведку у базы Нумеа (о. Новая Каледония). В августе 1942 года в ответ на налет на Токио американских самолетов типа «В-25» были предприняты действия против американского материка. Намечалось сбросить зажигательные бомбы на лесные массивы штата Орегон, используя при этом небольшие [466] самолеты с подводных лодок, приспособленные каждый к подъему двух зажигательных бомб весом по 75 кг. 15 августа 1942 года из Йокосука вышла для этих целей подводная лодка «I-25» под командованием капитана 3-го ранта Тагами, имея на борту 6 специальных бомб. Следуя по дуге большого круга, лодка после двухнедельного перехода достигла побережья штата Орегон, но из-за плохой погоды и, следовательно, невозможности запуска или принятия на палубу самолета направилась на юг к мысу Бланке, ожидая улучшения погоды. В один из дней середины сентября, за полчаса до восхода солнца, когда лодка находилась в шести милях к югу от маяка мыса Бланке, с лодки поднялся самолет, пилотируемый летчиком Фудзита. На лесной массив, находящийся в 80 км к юго-востоку от мыса, было сброшено 2 бомбы, после чего в районе цели наблюдался белый дым. Самолет возвратился к подводной лодке, которая ожидала его на поверхности воды в течение двух часов. Сброшенные зажигательные бомбы были особого типа, они создавали очень высокую температуру, эффективно поражая цели. Предполагалось, что возникли значительные пожары, поскольку американское радио сообщало, что имелись человеческие жертвы.

Два часа спустя после захода солнца самолет совершил второй вылет. На этот раз бомбы были сброшены в 16 км к западу от мыса Бланке. Когда Фудзита возвратился к условленному месту встречи (в 80 км восточнее мыса) с лодкой, то ему было трудно определить ее местонахождение. К счастью, он смог найти ее по масляному следу, оставшемуся на поверхности воды.

В конце сентября стояли сильные туманы. В связи с дальнейшим ухудшением погоды в октябре месяце, когда запуск самолета и подъем его на палубу стали чрезвычайно затруднительными либо совершенно невозможными, указанные выше действия были прекращены.

В начале октября подводная лодка «I-25» потопила 2 танкера у западного побережья США и при наличии лишь одной оставшейся торпеды атаковала и потопила американскую подводную лодку. В конце месяца «I-25» вернулась в отечественные воды. [467]

Тем временем подводные лодки выполняли и другие задачи. В марте 1942 года был запланирован воздушный налет на Пирл-Харбор с использованием летающих лодок. Командир подводной лодки «I-22» получил задание выбрать место, которое можно было бы использовать в качестве базы пополнения топливом летающих лодок на пути их перелета. Наиболее подходящим для этой цели оказался рифовый атолл Френч-Фригат. Лодка произвела также предварительную разведку района между Гавайями и о. Мидуэй. В конце февраля, в период подготовки к операции, подводные лодки «I-15», «I-19», «I-26» приняли запас авиационного бензина и вышли к атоллу. Подводная лодка «I-9» заняла позицию в районе между Маршалловым и о-вами и рифами Френч-Фригат, чтобы принимать радиодонесения с летающих лодок и передавать их в базу гидроавиации на атолл Джалуит (Маршалловы о-ва).

В воздушном налете на Пирл-Харбор участвовали крупные летающие лодки «типа 2 » с большим радиусом действия. 4 марта на закате солнца летающие лодки благополучно прибыли с атолла Джалуит в район рифов Френч-Фригат. Заправившись с подводных лодок горючим, летающие лодки взяли курс на Гавайские о-ва, а семь часов спустя после захода солнца атаковали Пирл-Харбор и затем благополучно возвратились на базу в Джалуит.

В этот же самый день оперативное соединение военно-морских сил противника атаковало о. Уэйк, вследствие чего вторая атака наших летающих лодок была перенесена на 5 марта. Однако ее вскоре отменили, подводным лодкам было приказано занять позиции с целью перехватить соединение противника на его отходе от о. Уэйк.

В начале сентября 1942 года в связи с внезапным изменением обстановки в районе Соломоновых о-вов, как только стало известно, что противник принял решение силами 17-й армии начать первое общее контрнаступление на о. Гуадалканал, главнокомандующий Соединенным флотом адмирал Ямамото предпринял попытку организовать разведку самолетами гидроавиации обширного района к юго-востоку от о. Гуадалканал.

В середине сентября в этот район вышла подводная лодка «I-122», которая примерно в течение недели занималась заправкой летающих лодок топливом. Последние вели на [468] широком фронте разведку позиций противника, что давало возможность нашим силам быть готовыми к отражению внезапных атак.

В период морских боев в южной части Тихого океана подводная лодка «I-26» вела разведку в районах к югу от Соломоновых о-вов. Лодка вышла из базы на о. Трук 4 октября и возвратилась обратно только 30 ноября. В районе Соломоновых о-вов лодка в течение нескольких дней производила заправку горючим летающих лодок, действовавших с базы гидроавиации, расположенной на о. Шортленд. В ходе этих действий подводная лодка наскочила на риф, но ей удалось сняться с него, продув цистерны и использовав задний ход, хотя три нижних носовых торпедных аппарата были при этом выведены из строя. В другом случае эта лодка была атакована американским самолетом «В-17», однако повреждение оказалось незначительным.

Несмотря на частые разведывательные полеты летающих лодок противника в районе рифов Индиспенсейбл, подводная лодка «I-127» смогла 10 ноября заправить горючим наши летающие лодки. В период отступления с о-ва Гуадалканал в январе 1943 года летающие лодки все еще могли заправляться горючим у рифов Индиспенсейбл, но уже к началу февраля подводные лодки не могли больше выполнять свою задачу из-за воздушных атак противника.

С каждым днем наступление американцев в районе Соломоновых о-вов и восточного побережья о. Новая Гвинея усиливалось, поэтому большая часть наших подводных лодок использовалась с целью нарушить подвоз пополнений противника, а также снабжать наши изолированные передовые базы.

В середине августа 1943 года, по данным разведки, стало известно, что на Гавайях сосредоточиваются и готовятся к новой операции крупные американские силы. Для уточнения этих данных штаб Соединенного флота решил послать туда подводную лодку «I-36». Она закончила подготовку к походу и в начале сентября вышла из Йокосука, прибыв к Гавайским о-вам в середине сентября.

20 и 27 сентября предпринимались попытки организовать разведку, используя запускаемый с лодки самолет, однако [469] вследствие эффективного действия американских радиолокационных станций подход лодки к островам был затруднен. Использовать для разведки самолет, находясь далеко в море, оказалось невозможным, поэтому разведку пришлось отставить. Дальнейшие попытки приблизиться к Гавайям также оказались безуспешными. Наконец, в середине октября командир лодки решил провести воздушную разведку, когда лодка находилась в 300 милях от островов. Такое большое расстояние позволяло самолету осуществить полет только в одну сторону, к объекту разведки.

Пилот самолета сообщил по радио, что в Пирл-Харборе находились 4 линейных корабля, 4 авианосца, 5 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев. Самолет обратно не вернулся. На следующий день в 300 милях юго-западнее Пирл-Харбора подводная лодка «I-36» обнаружила крупный конвой противника, следовавший курсом на юго-восток, и начала его преследование, сообщив об этом в штаб. Получив донесение лодки, командующий Соединенным флотом немедленно направил подводные лодки «I-35», «I-19», «I-175» к Гавайским о-вам, но вскоре после этого контакт с конвоем противника был потерян. 19 ноября конвой внезапно появился у о-вов Гилберта, и подводным лодкам было приказано сосредоточиться в этом районе.

Из лодок оперативного соединения особого назначения, возвратившегося из района Гавайских о-вов, и нескольких подводных лодок новейших типов была сформирована 8-я эскадра подводных лодок, в ее состав входили: «I-18», «I-20», «I-21», «I-22», «I-24», «I-27», «I-29» и «I-30». Лодки эскадры под командованием контр-адмирала Исидзаки проходили подготовку ко второму периоду специальных действий.

В конце апреля 1942 года подводные лодки «I-10», «I-16», «I-18», «I-20» и «I-30» вышли в Индийский океан с заходом в порт Пенанг и произвели разведку важных районов на Африканском побережье. В результате этого было решено произвести 31 мая атаку кораблей противника в порту Диего-Суарес (о. Мадагаскар). Накануне дня атаки самолет с подводной лодки «I-10» сообщил, что на якоре в Диего-Су.арес стоят линейный корабль типа «Куин Элизабет», один [470] крейсер и другие корабли. В ночь на 31 мая в 10 милях от входа в гавань с подводных лодок «I-16» и «I-20» были спущены на воду сверхмалые лодки. «I-18» не смогла спустить на воду свою лодку из-за поломки машин. Ни одна из двух спущенных лодок не вернулась из гавани, хотя «I-16» и «I-20» ожидали их в условленном месте сбора после атаки до 2 июня. Впоследствии было установлено, что получил серьезное повреждение линейный корабль типа «Куин Элизабет»{5} и что команды сверхмалых лодок после атаки высадились на берег, вели перестрелку и погибли.

Другая часть лодок 8-й эскадры в составе «I-21», «I-22», «I-24», «I-27» и «I-29» под командой капитана 2-го ранга Сасаки действовала во второй половине мая 1942 года в австралийских водах. В порту Сидней стояли на якоре линейный корабль, крейсер и другие корабли, которые решено было атаковать. В соответствии с этим 31 мая в 16 час. 30 мин. в 7 милях к востоку от Сиднея с подводных лодок «I-22», «I-24» и «I-27» были спущены сверхмалые лодки. Поскольку два самолета больших лодок были повреждены, то результаты атаки определить не удалось, и только после войны стало известно, что одна торпеда, выпущенная сверхмалой лодкой, прошла за кормой крейсера и взорвалась между ним и причалом, повредив катер и причинив небольшие повреждения крейсеру, результаты же атаки других лодок остались неизвестными{6}. Хотя результаты атаки были незначительными, сам факт внезапной атаки кораблей противника в порту Сиднея, крупнейшего города Австралии, имел большой моральный эффект. В последующие годы, когда война приняла для нас плохой оборот, храбрость, проявленная теми, кто погиб во время атаки в Сиднее, являлась воодушевляющим [471] примером для добровольцев в команды этих специальных подразделений. Ввиду усилившейся активности кораблей охранения противника в районе якорной стоянки Лунга (о. Гуадалканал) было решено атаковать стоявшие там корабли сверхмалыми лодками, которые понесет на себе труппа подводных лодок в составе «I-16», «I-20», «I-24» под командованием капитана 2-го ранга Н. Ста. Планировалось, что большие лодки возьмут сверхмалые в районе о-вов Трук или о. Шортленд, пройдут до северного входа в пролив Индиспенсейбл, где спустят их на воду. После атаки сверхмалые лодки должны были следовать к пункту Маровово, расположенному на северной оконечности о. Гуадалканал, где команды должны были высадиться на берег, предварительно потопив свои лодки. 15 ноября 1942 года подводные лодки «I-16» и «I-20» произвели атаку, потопив транспорт и эскадренный миноносец, однако после атаки возвратилась только одна сверхмалая лодка.

Лодки «I-6» и «I-20» за период с середины ноября до середины декабря произвели каждая по две атаки, используя сверхмалые лодки, потопив в общей сложности 4 транспорта и один эскадренный миноносец. Одна сверхмалая лодка в результате поломки не смогла выпустить торпеду. Половина сверхмалых лодок, атаковавших корабли противника, не вернулась обратно.

С целью обороны о. Минданао и прикрытия проливов Сан-Бернардино и Суригао в районе Филиппин находилось 8 сверхмалых лодок, из которых 4 дислоцировались в Себу, 2 — в Замбоанга и 2 — в Давао. По мере того как развивалось вторжение противника на Филиппинские о-ва, усилилось движение судов в море Сулу от о. Минданао к другим островам, поэтому районом атаки была избрана узкая часть моря Сулу между южной оконечностью о. Негрос [472] и северной оконечностью о. Минданао. Лодки находились в Думагете (о. Негрос) в готовности к выходу и должны были выйти по сигналу с наблюдательного поста, установленного на побережье пролива Суригао. С 8 декабря 1944 года по 21 марта 1945 года этими подводными лодками было потоплено 14 кораблей и судов противника, в том числе 2 крейсера, 1 авиатранспорт, 5 эскадренных миноносцев, 5 транспортов. 20 марта 1945 года американские войска высадились в Давао, вследствие чего дальнейшее использование этой базы оказалось для нас невозможным. Команды сверхмалых лодок сами потопили лодки и высадились на берег, чтобы принять участие в боевых действиях сухопутных частей. [473]

Дальше