Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Предисловие к американскому изданию

После морской операции или сражения всегда бывает интересно и поучительно получить по возможности полную картину происшедшего с точки зрения своего противника.

В период сражения у о. Мидуэй{1} «туман войны» был достаточно густым, хотя еще до начала боевых действий наша разведка действовала безупречно. Например, мы ничего не знали о судьбе «Хирю», пока через несколько дней после его гибели наши поисковые отряды, высланные с о. Мидуэй, не обнаружили и не спасли шлюпку с несколькими матросами машинного отделения этого корабля. Точно так же в течение некоторого времени под вопросом оставалась гибель «Микума». Последний раз мы видели «Микума» вечером 6 июня. Нам удалось сфотографировать его безжизненно лежащим на волнах океана. На носу и корме «Микума» находились оставшиеся в живых члены команды. На следующее утро наша подводная лодка, обследовавшая этот район, корабля не обнаружила. Еще пример. Только спустя много времени после сражения мы узнали, что адмирал Ямамото с семью линейными кораблями, авианосцем, крейсерами и эскадренными миноносцами находился к северу от о. Мидуэй.

Настоящая книга содержит ценные сведения о военных замыслах, которые вынашивались в Японии за несколько месяцев до начала войны, и боевых действиях, развернувшихся в последующие шесть месяцев. [19]

Читая о событиях 4 июня, я все больше убеждаюсь § том, что судьба играет иногда большую роль в морском сражении. Авторы незаслуженно хвалят нас за то, что мы сумели выбрать наиболее подходящий момент для нападения на японские авианосцы, когда они находились в самом невыгодном положении. Полетные палубы их были забиты заправленными горючим самолетами, которые уже приняли боеприпасы и готовились к взлету. Я могу похвалиться лишь тем, что мы стремились застать противника врасплох и хотели поскорее нанести ему решающий удар всеми имеющимися силами.

Читая японское описание сражения у о. Мидуэй, стоит также обратить внимание на следующие два момента.

Во-первых, на наш временный отход в восточном направлении в ночь с 4 на 5 июня. Обстановка к вечеру 4 июня сложилась следующим образом: днем авианосец «Йорктаун», входивший в состав сил адмирала Флетчера, обнаружил «Хирю» и сообщил об этом; затем «Йорктаун» был поврежден двумя торпедами, сброшенными самолетами с «Хирю» во время второй атаки; позже «Хирю» был выведен из строя самолетами с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет». После возвращения самолетов на «Энтерпрайз» и «Хорнет» я решил отойти в восточном направлении, надеясь избежать ночного боя с превосходящими силами противника, и ночью же вернуться обратно с таким расчетом, чтобы на рассвете подойти к о. Мидуэй на расстояние, которое позволило бы базовой авиации с о. Мидуэй оказать поддержку моему соединению в случае нападения противника. Оказалось, что приказ о ночной атаке моего соединения был отдан японцами.

Во-вторых, речь идет о событиях 6 июня, третьем и последнем дне сражения. Я намеревался преследовать отступающего противника и нанести ему как можно больший урон. Однако мы знали, что японцы сосредоточили на атолле Уэйк крупные военно-воздушные силы, которые они должны были перебросить на о. Мидуэй после его захвата. Стремясь избежать нападения этих сил, я решил не подходить к атоллу Уэйк ближе, чем на 700 миль. Выполнив поставленные перед нами задачи на 6 июня — один поиск, три атаки и одно задание по фотографированию, — мы обнаружили, что наши запасы топлива подходят к концу, и мной овладело чувство, интуитивное, конечно, что наше соединение под влиянием неизменных удач зашло слишком далеко на запад. Поэтому мы повернули на восток и направились [20] в точку встречи с танкеров, высланным к нам адмиралом Нимицем. Если бы в ночь с 6 на 7 июня мы продолжали продвигаться на запад, утром мы наверняка натолкнулись бы на адмирала Ямамото с его превосходящими силами.

Успеху в сражении у о. Мидуэй мы, в первую очередь, обязаны нашей прекрасно поставленной разведке, которая позволила адмиралу Нимицу в полной мере проявить свой талант. Он отозвал 16-е и 17-е соединения специального назначения из южной части Тихого океана и, не медля ни минуты, расположил их северо-восточнее о. Мидуэй. Имевшиеся в его распоряжении подводные лодки были развернуты северо-западнее острова. Направив на Мидуэй дополнительные силы морской пехоты, артиллерии и авиации, адмирал Нимиц укрепил его обороноспособность. Он приказал также вести воздушное патрулирование на угрожаемых направлениях. Часть сил была переброшена к Алеутским островам.

Большую роль в сражении сыграл адмирал Флетчер, который в то время командовал 16-м и 17-м соединениями специального назначения. Эффективно действовали самолеты с авианосца «Йорктаун». Когда он был выведен из строя, его самолеты не прекратили своей боевой деятельности, но теперь они базировались на авианосцы «Энтерпрайз» и «Хорнет».

Я уверен, что участники сражения у о. Мидуэй, а также лица, занимающиеся изучением его, с удовольствием и пользой для себя ознакомятся с этим событием в интерпретации японцев. Авторов же следует поздравить с отлично проведенным исследованием вопроса и написанной ими книгой.

Раймонд А. Спрюэнс,

адмирал ВМФ США (в отставке)

апрель 1955 г.

[21]
Дальше