Организация пропаганды
Пропаганда английской политики, английских интересов проводилась в Англии еще до войны, но с началом военных действий она была расширена. В частности, ее интенсивная деятельность была обращена на США, где дело шло о том, чтобы представить в полном блеске великое и справедливое дело союзников и повернуть общественное мнение против Германии. Туда послали сэра Жильберта Паркера крупного писателя, уроженца Канады и хорошо знавшего Америку. В качестве сотрудников он имел специалистов по политической пропаганде.
Задача, порученная Паркеру, состояла, помимо подрыва германских симпатий, в точном осведомлении британского правительства об эволюции мнений и чувств американской публики. Почтовый контроль дополнял его сообщения ежедневными сведениями. Министерство иностранных дел имело возможность следить за мельчайшими пульсациями и скачками американских настроений.
С денежными затратами не считались. Паркер располагал очень крупными суммами и не экономил ни на чем. Более трехсот американских газет получали каждую неделю даровой номер бюллетеня пропаганды, содержавший большой выбор статей и газетных материалов. В этом номере помещались интервью государственных деятелей Франции и Англии, заявления знаменитых людей и другие актуальные статьи, имеющие целью поддержать интерес к войне и убеждение в бескорыстии английской политики. Различные союзы, синдикаты, институты массами получали статьи, фотографии, всякого рода информационные материалы, прославляющее храбрость англичан и мощь их военного флота. Видные деятели посещали различные штаты и пользовались всяким предлогом прочесть лекцию или сделать доклад. Все они имели одну цель показать, [62] что Англия и союзники сражались только за святую справедливость. Организовывались беседы с влиятельными лицами, чтобы ловко подстроенными вопросами вызвать их ответы и напечатать затем в газетах. Американских писателей подстрекали к писанию статей и предоставляли в их распоряжение всевозможные документы.
Каждый американец обрабатывался, так сказать, индивидуально. В дальнейшем от него уже не отставали, чтобы интерес, возбужденный к делам Европы, ни в коем случае не мог в нем погаснуть.
Эта британская пропагандистская организация действовала с такой интенсивностью, что ее враги едва имели возможность выступать. Она имела перед ними то громадное преимущество, что у нее была общность языка, она имела доступ в университеты и в другие педагогические заведения, в том числе и в столь распространенный «Союз христианской молодежи»{4}. Таким образом английская пропаганда могла воздействовать на средние классы и с мнимой беспристрастностью освещать вопросы, относящиеся к войне. Позже, уже после своего вступления в войну, Соединенные Штаты сами взяли на себя работу по разжиганию воинственных чувств населения.
С такой же энергией, как в США, английская пропаганда велась и во всех других союзных и нейтральных странах и среди своих соотечественников. Она никогда не пропускала случая, возбуждая мировое общественное мнение против Германии, выступать с незаметной типично английской рекламой. Она хвалила боеспособность германских войск, методическую организованность германского командования, для того чтобы сравнить их с полным отсутствием подготовки у англичан. Это была старая английская тактика, благодаря которой всегда удавалось придавать ореол чудесного тем успехам, которые уже задолго до этого были подготовлены и укреплены английской политикой.
Телеграфное агентство Рейтер ежемесячно передавало по кабелю за границу более миллиона слов для пропаганды в интересах Англии, что по количеству соответствует примерно [63] толстому тому Британской энциклопедии. Иностранная пресса получала каждую неделю около 400 статей, составленных на всех языках мира. Секция пропаганды публиковала каждые две недели периодические издания на испанском, португальском и греческом языках и печатала восточные газеты на шести различных языках. «Война в иллюстрациях» выпускалась каждый месяц в восьми изданиях по семьсот тысяч экземпляров, а военные англофильские кинофильмы наводняли весь мир. Во всех дружественных и нейтральных странах были открыты отделения, которым поручено было распространение всех этих материалов, систематически подготовляемых для пропаганды.
Английское правительство арендовало вблизи французской линии фронта три больших замка. Они были специально приспособлены, чтобы оказывать широкое гостеприимство иностранным гостям, которым показывали все самые интересные пункты фронта; «гости» затем обычно становились лучшими агентами пропаганды. Один из этих замков был предназначен для американцев, второй для других национальностей, а третий для журналистов. Эти три группы не смешивались, так как подход к ним был индивидуальный и воздействие на них оказывалось различными методами.
Во всех нейтральных странах с началом войны появились сотни антигерманских изданий. Отделы пропаганды старались в каждой из этих стран завоевать влиятельных лиц, которые поддерживали бы и рекламировали эти издания, что, конечно, увеличивало их влияние.
Когда англичане поняли, насколько непрочным был союз центральных держав, они, выбрав благоприятный момент, организовали под руководством лорда Нордклифа специальный департамент, которому была поручена пропаганда в Германии, Австрии, на занятой территории Бельгии, в Болгарии и в Турции. Работа его должна была воздействовать на изнуренные и деморализованные войска, а также на население. Сотни тысяч статей и листовок печатались в Лондоне на всех языках центральных государств, затем они перевозились на континент и тайно распространялись в прифронтовых районах противника. В Германии никто не подозревал об источниках происхождения этих листовок. Считали, что авторов следует искать среди немцев. Многочисленные слои населения поддавались влиянию этих пессимистических сообщений. Англичане [64] имели достаточно средств, чтобы осуществить свои проекты, и большое число искусных агентов, прекрасно владевших местным диалектом. Они приезжали в Германию из Дании, Нидерландов и Швейцарии, чтобы под видом разъяснения обстановки своей пропагандой лишать население бодрости, парализовать его сопротивляемость.
С политической точки зрения невозможно не признать огромного масштаба деятельности английской пропаганды. Она руководствовалась только интересами своей страны и шла к цели, не отвлекаясь и не отступая ни перед какими последствиями.
В двенадцатом томе Британской энциклопедии издания 1922 года есть статья, в которой подробно излагается теория и практика английской пропаганды. Автор этой статьи, бывший офицер связи между военным министерством и департаментом пропаганды, излагает руководящие принципы и основные соображения, применяемые Англией в борьбе против своих врагов. Он говорит:
«Правда ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда способна привести к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично. Хотя правда не является необходимой для успеха пропаганды, но из этого, однако, не должно вытекать, что те лица, которые занимаются пропагандой, являются сознательно бесчестными людьми. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение принимают участие люди, которые порой безразлично относятся ко всяким доказательствам или считают, что цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть это будет патриотизм или алчность, гордость или жалость, тем более заглушается чувство критики. Подозрительность, которую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность; из этого следует сделать вывод, что бóльшая часть работы должна проводиться незаметно».
В то время как пропаганда Антанты добилась больших успехов, пропаганда Германии с самого начала проводилась неудачно. Мы не можем похвастаться ни удачей, ни искусством. Наша пропаганда была совершенно недостаточной. Мы слишком долго недооценивали эту работу, и потому мы не оказались на должной высоте.
Особенно много ошибок и промахов германская пропаганда совершила в США, отношение которых к происходившим событиям имело тяжелые для нас последствия. [65]
Несмотря на то, что несколько самых видных американцев, и среди них крупный ученый германофил Баяр Хэл, заявили о своем измерении воздействовать на страну в нашу пользу, мы все больше и больше теряли почву под ногами.
Последовавшая изоляция, цензура, блокада сделали наше положение еще более затруднительным. Нам очень недоставало прямых средств сообщения. Наши брошюры по пропаганде выпускались в свет наудачу. О том, доходили ли они до места назначения и как были встречены, мы узнавали с большим трудом и притом слишком поздно. У нас не было никакой возможности контролировать их воздействие и без промедления приспособляться к новым условиям.
Один из самых неприятных инцидентов произошел в 1915 году в результате непростительной неосторожности доктора Думба, австро-венгерского посла в Вашингтоне. Наши представители в США достаточно хорошо знали о строгостях британской цензуры, не делающей исключения и для нейтральных стран. Однако австро-венгерское посольство оказалось столь наивным, что пробовало отправить, не предприняв необходимых мер предосторожности, в высшей степени секретные информационные материалы через сеть британского надзора. Оно выбрало в качестве посланца человека, политически скомпрометированного. Это был американский журналист Арчибальд, который провал первые месяцы войны в Германии и в Австрии и который по возвращении оттуда опубликовал серию германофильских статей в тех американских газетах, куда он имел доступ. Благодаря этому он давно числился у союзников в списках подозреваемых лиц. В 1915 году он возвращался со своей семьей в Германию через Голландию. По дороге корабль, как обычно, был принужден войти в английский порт. Арчибальд и его багаж были тщательно обысканы. Во время обыска нашли письмо одного немецкого журналиста фон-Скаль, который с большими подробностями излагал свою деятельность в отделе пропаганды в Южной Америке. А главное нашли сильно компрометирующее донесение австро-венгерского посла к своему правительству.
Письмо было, правда, шифрованное, но очень нетрудное для расшифровки. В нем доктор Думба перечислял все меры, которые были им предприняты, и те, которые он собирался предпринять для того, чтобы парализовать производство оружия и боеприпасов в различных городах [66] Пенсильвании и особенно на больших сталелитейных заводах Вифлеема и Питсбурга.
Если бы нарочно надо было в эти тяжелые времена дать Англии повод для восстановления против Германии США, то трудно было найти более подходящий случай, чем этот. Письмо вызвало бурное негодование в США, и правительство вернуло паспорт доктору Думба, который вынужден был уехать в Австро-Венгрию. [67]