Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава 9.

Первая «клубная вылазка»

I

Это был первый из походов, которые позднее стали знамениты, как «клубные вылазки» Соединения Н.

Было собрано очень сильное соединение, «Ринаун» и «Вэлиант» гарантировали наличие тяжелых орудий, а «Илластриес» с «Арк Ройялом» — воздушное прикрытие.

Эскадра вышла в Средиземное море, причем эсминцы должны были прикрывать большие корабли от атак итальянских подводных лодок. В первые недели войны итальянский подводный флот действовал довольно активно. Однако они ничего особого не добились, зато мы в ответ нанесли удар, который с самого начала надломил дух итальянских подводников. В первые же дни [683] войны в Средиземном и Красном морях были потоплены около 14 итальянских подводных лодок.

Одна из них сдалась в совершенно исправном состоянии после знаменитого боя с вооруженным траулером «Мунстоун» и была приведена в Аден{3}! От такого удара итальянский подводный флот не мог оправиться очень долго!

Во время своего первого похода Соединение Н не имело никаких серьезных задач. Однако ему пришлось столкнуться с множеством трудностей, которые вызвал переход на новый театр. Кораблям пришлось знакомиться с новым морем в ходе первой операции.

Первая «клубная вылазка» была организована для того, чтобы «Илластриес», «Вэлиант» и важный конвой смогли пройти «на другой конец». По ходу дела «Суордфиши» бомбили Кальяри.

Один «Суордфиш» был потерян. Пилоты «Суордфишей» рассказывали мне, что их самолеты настолько медлительны, что «не успевают вылететь из собственных выхлопных газов». Может быть, это и было преувеличением, но эти самолеты были самыми тихоходными бомбардировщиками в мире. С другой стороны, они обладали непревзойденной маневренностью.

Один из них, как я уже говорил, был тяжело поврежден зенитным огнем. Великолепное мастерство пилота ВСФ позволило ему посадить самолет на тот аэродром, который он только что бомбил. Экипаж был взят в плен. Когда Соединение Н вернулось домой, от летчиков была получена весточка:

«Когда в следующий раз будете бомбить Кальяри, оставьте в покое полицейское управление. Мы живем там, причем со всеми удобствами».

Эта бомбардировка была не просто проявлением нахальства. Она должна была предотвратить возможные воздушные [684] атаки против наших кораблей в узостях. Диверсия удалась, корабли прошли без помех. Лишь один приблудный самолет-разведчик болтался некоторое время на почтительном расстоянии от эскадры. Но 2 авианосных истребителя догнали его, и он рухнул в воду, оставляя за собой длинный хвост дыма.

Хваленый «огненный треугольник» приносил Муссолини одни неприятности уже после первого нашего визита туда. Ничего не произошло. Наши корабли побывали там и спокойно вернулись домой. Погода была хорошей, Средиземное море тихим и теплым. А вот противника не было. Не появился никто, ни итальянские тяжелые корабли, ни легкие силы, ни торпедоносцы, ни бомбардировщики.

Эскадра вернулась в Гибралтар, чуть ли не заскучав.

6 сентября несколько кораблей ушли, чтобы прикрывать высадку в Дакаре: «Арк Ройял», «Барэм», «Резо-люшн» и несколько эсминцев 8-й флотилии. «Файрдрейк» остался в порту. Он не присутствовал на третьем акте трагедии во Французской Африке.

Здесь не место обсуждать достоинства и недостатки операции в Дакаре. 15 сентября морское министерство Виши объявило, что крейсера «Монкальм», «Жорж Лейг» и «Глуар» в сопровождении 3 эсминцев прибыли в Дакар. Они вышли из Тулона по приказу маршала Петэна и адмирала Дарлана, получив предварительно разрешение немцев.

24 сентября штаб Свободной Франции, находившийся в Великобритании, выпустил коммюнике. Генерал де Голль заявил, что имеет место просачивание немцев и итальянцев в Африку, что создает опасность захвата Осью Дакара, поэтому Свободная Франция решила взять его под свой контроль.

Когда послы Свободной Франции под белым флагом переговоров подошли к порту, их обстреляли. Последовала бомбардировка порта с моря и воздуха, короткий бой с вишистами. После этого операция была отменена, как многие считали — преждевременно. [685]

Но «Файрдрейк» всего этого не видел. Эсминец патрулировал возле острова Альборан, крошечного клочка земли, лежащего на полпути между Европой и Африкой в том месте, где Гибралтарский пролив переходит в Средиземное море. Во время патрулирования он установил гидроакустический контакт с подводной лодкой и атаковал ее глубинными бомбами, но безрезультатно. В остальном патрулирование проходило спокойно.

Затем их сменил эсминец «Рестлер», который передал сообщение, полное мрачной иронии:

«Когда мы выходили, наши бывшие союзники бомбили Гибралтар в течение 2 часов».

Это произошло в сумерках 24 сентября. Команда «Файрдрейка», вернувшись, в потемках не заметила никаких разрушений, хотя французы позднее заявили, что добились попадания в «Ринаун». Они сбросили на крепость более сотни тонн бомб, повредили несколько орудий и вызвали небольшую панику.

Эсминец подошел к главному причалу рядом с Башней — зданием штаба. Весь район был оцеплен, и один из портовых рабочих сообщил:

«Там лежит неразорвавшаяся бомба».

Но сам порт практически не пострадал. Гавань была пустой. Корабли Соединения Н ушли в море в разгар первого налета, предпочтя сражаться на глубокой воде, а не в тесном порту.

«Ринаун» выходил северным фарватером, ведя огонь из всех зенитных орудий. Жители Гибралтара говорили, что это было впечатляющее зрелище.

Ночь прошла тихо, никаких сигналов воздушной тревоги.

На следующее утро сигналы тревоги тоже не прозвучали. На берегу говорили: «Честь спасена — даже в том кривом смысле, который вкладывают в это слово французы: они показали себя — больше ничего не будет».

Жизнь вошла в привычную колею. Эсминец стоял в гавани, и единственным развлечением был свист [686] боцманской дудки. Команда выскакивала наверх, слыша «Большой сбор» и «Захождение» или, наоборот, расходилась после сигнала «Подвахтенные вниз».

Все выглядело тихо и мирно, лишь на горизонте витало смутное облачко. Всюду царила атмосфера «после боя». На берег в увольнение отправлялась половина команды, и моряки получили возможность хорошо отдохнуть.

Но потом в 14.30 раздался сигнал воздушной тревоги. На мачте над Башней взлетели черный и желтый вымпелы. «Файрдрейк» послушно отрепетовал сигнал, подняв на фалах черное и желтое. В этот момент он оказался единственным военным кораблем в гавани. Там находилась также пара траулеров, но Соединение Н отсутствовало. «Желтую тревогу» в Гибралтаре объявляли по пять раз на дню. Это могла быть ложная тревога, могло быть извещение о приходе «ищейки», так как время от времени над портом пролетали самолеты-разведчики всех заинтересованных сторон.

Но почти сразу вслед за сигналом начался налет. Над головой появились 3 самолета, которые летели высоко в облаках. Они прилетели с юго-востока и выскочили из туч прямо над Скалой.

Первыми открыли огонь южные батареи. Затем к ним присоединились северные батареи, бофорсы и зенитки на мысе Европа, орудия, разбросанные по всей крепости. Небо тут же покрылось черными клубками разрывов. Грохот выстрелов раскатистым эхом отдавался среди утесов Скалы.

На «Файрдрейке» зенитчики тоже заняли места при орудиях. Они приготовились к стрельбе. Наконец выпал случай опробовать недавно установленное 76-мм орудие. Оно открыло огонь. Молодые призывники военного времени, составлявшие его расчет, действовали так же сноровисто, как ветераны. Они поставили настоящую стену разрывов на пути самолетов.

Но затем, сквозь грохот собственных выстрелов и злобный треск выстрелов Скалы, они услышали звук, хорошо [687] знакомый им со времен Норвегии — зловещий свист бомб. Первая серия легла в море далеко от гавани. В небо поднялись привычные фонтаны грязной воды.

Первая волна улетела, появилась вторая.

Это не был символический налет. Это была еще одна целенаправленная атака возмездия, нацеленная на Скалу, еще одна атака, на которую Виши подтолкнула слабость и слепое повиновение воле Германии. Ну, разумеется, и раненая гордость. Раненая гордость — прежде всего.

Офицеры на мостике смотрели, как развивается атака, видели падение бомб и следили за всем этим с ледяным спокойствием. Вторая волна бомбардировщиков летела с юга вдоль горного хребта Скалы. Снова орудия эсминца вплелись в грохот многочисленных батарей Гибралтара.

Эти бомбы легли прямо в бухте Роскиа. Они уничтожили несколько домов и повредили дорогу. Они целились в порт, но промахнулись.

Почти сразу после этого началась новая атака. Стало ясно, что налет был тщательно спланирован и хорошо отрепетирован.

Эти самолеты подошли с востока. Этим они собирались сбить с толка наводчиков, которые ожидали появления противника с юга и запада.

Один самолет сбросил бомбы с малой высоты, явно намереваясь попасть либо в Башню, либо в «Файрдрейк». Они видели, как бомбы отделились от самолета и описали длинную изящную кривую. Но укрыться от них не было никакой возможности. Бомбы легли поперек гавани, подняв огромные столбы воды.

Самый близкий взрыв произошел в 30 ярдах от «Файрдрейка». Одна из бомб попала прямо в траулер, стоящий около стенки. С эсминца увидели огромный всплеск, а потом поднялся столб дыма.

А от мыса Европа уже шла новая группа бомбардировщиков. Эти самолеты летели ниже, чем первые. Морякам [688] эсминца показалось, что они вообще идут на бреющем полете.

Эсминец открыл огонь раньше, чем береговые батареи, они увидели черные клубки ниже и выше головной машины. Затем последовал еще один разрыв, еще, еще... Прекрасная стрельба, прямо по цели.

Моряки увидели, как самолет внезапно повернул на запад, словно пытался обойти разрывы, но тут же клюнул носом и свалился в штопор. Затем из него выпрыгнул человек, над которых мелькнуло белое пятнышко парашюта. На минуту стрельба прекратилась, и на эсминце ясно услышали радостные вопли, прокатившиеся по всей Скале, — после грохота орудий странная тонкая нота, напоминающая писк комара.

Теперь между атаками появились промежутки, однако они не были продолжительными. Несколько самолетов перескочили через вершину Скалы, несколько подошли с юга; потом они появились с запада.

Бомбардировщики старались сделать все возможное, чтобы нанести максимальный ущерб. Но, несмотря на всю свою решительность, несмотря на ярость атаки, добились они весьма немногого. Похоже, один пилот сообразил, что его предшественники плохо целились, потому что спикировал с севера. Он развернулся где-то около испанской границы и вошел в пологое пике. Он проскочил над Северным молом и помчался на Башню и «Файрдрейк». Впервые за все время боя в бешенстве затрещали 12,7-мм пулеметы. Они увидели, как яркие белые цепочки трассирующих пуль поднялись вверх. Так сверкает струя из пожарного шланга, попав в лучи прожекторов. Самолет притянул эту струю словно магнитом. Последовали несколько вспышек, затем он окутался дымом и полетел к испанской границе. Он разбился в Альхесирасе.

Затем моряки получили небольшую передышку. Часть из них разделась до пояса. Артиллеристы обслуживали орудие «Q» в костюмах нельсоновской поры. Добровольцы [689] подавали боеприпасы на палубу. Кранцы первых выстрелов давно опустели, как и находящиеся рядом с орудием ящики. Но снаряды подавались из артпогреба непрерывным потоком.

Они не оставили нападение без ответа. Они постарались достойно ответить. И корабль первым вставал на пути каждой группы атакующих.

Прошел один час, за ним второй. Начался третий ас, но французские самолеты продолжали прилетать. Однако большая часть их бомб упала в открытом море. Серия за серией рвалась около мыса Европа, словно французы целились именно в него. Впрочем, может быть, они просто не хотели целиться в своих недавних союзников по борьбе с немцами. В тот день в воды вокруг Гибралтара упало две трети бомб. Да и те, что были сброшены прямо на Гибралтар, причинили на удивление мало вреда.

За все время бомбардировки только 4 бомбы разорвались в гавани. Старый город остался практически невредим, если не считать одну или две бомбы, разорвавшиеся возле Гражданского госпиталя, и одну у верхних ворот. В бухте Роскиа и вдоль дороги к мысу Европа пострадали несколько домов. Остальная взрывчатка досталась бульвару Аламеда и верхней части восточного склона Скалы.

Убитых можно было пересчитать по пальцам одной руки. Раненых было примерно столько же.

Налет стал великолепным примером неправильного использования сил. Он продлился 3 часа и закончился, так как остальные самолеты сбились с курса и не вышли к цели. Виши объявило о том, что 12 самолетов не вернулись. Французы не причинили Гибралтару такого вреда, который оправдал бы потерю 12 дорогостоящих бомбардировщиков и их экипажей.

Единственное зенитное орудие «Файрдрейка» — орудие «Q» — весьма отличилось. За время одного воздушного налета оно выпустило 162 снаряда! Временами ствол разогревался чуть ли не докрасна. Его расчет от постоянной пальбы просто оглох, и к некоторым матросам слух [690] вернулся только через 2 недели. Увы, но один из них так полностью и не вылечился.

Во многих отношениях это было хуже, чем в Нарвике. На этот раз эсминец стоял неподвижно и не мог уклоняться, а потому был заманчивой целью для бомбардировщиков. Однако моряки потом говорили, что не испытывали ничего похожего на беспомощность, как в Норвегии. Ведь теперь они могли отбиваться. Они знали, что могут дать надлежащий отпор. Орудие «Q» приобрело широкую известность.

Но было в этом нечто мрачное и печальное. Ведь отбиваться приходилось от бывших союзников. И еще горше становилось от понимания того, что это неизбежно.

Но, как обычно, трагедия и комедия шли рука об руку. Трое молодых офицеров «Файрдрейка» купались на дальнем берегу Скалы, когда начался налет. Они не видели предупреждения, так как над этим пляжем не поднимались сигнальные флаги. Они видели самолет, но решили, что это наш. И тут внезапно они услышали свист бомб.

В галерее Уфицци висит знаменитая картина «Пизанские солдаты, захваченные врасплох во время купания». Что там пизанские солдаты! Им показалось, что бомбы падают прямо между ними и их одеждой. Купальщики понеслись галопом. Позднее они рассказывали, что узкая полоска пляжа показалась им просто бесконечной.

Большой воздушный налет закончился. Экипаж эсминца сделал все возможное, чтобы спасти тонущий траулер, но помочь тому было уже невозможно. А на «Файрдрейке» пришлось долго убирать стреляные гильзы, которыми была завалена палуба вокруг орудия «Q».

II

Ночь они провели в гавани, отдыхая. На следующее утро «Файрдрейк» вышел в море, некоторое время патрулировал, в 4 часа вернулся, а в 8 снова вышел в море. [691]

Он отсутствовал два дня и вернулся 28 сентября. Проведя в гавани 2,5 часа эсминец ушел на Азорские острова.

Это был период, когда над Пиренеями нависла серьезная угроза. Казалось, что гитлеровские орды, которые уже сокрушили Францию подобно гуннами Аттилы, в любую минуту могут ринуться через горы. Испанцы промолчат, либо окажут чисто символическое сопротивление, и тогда немцы полностью оккупируют Иберийский полуостров.

В то время казалось более чем вероятным, что одновременно из Бордо будет отправлена экспедиция для захвата Азорских островов. Их значение для Оси было колоссальным. Это была непревзойденная база для подводных лодок и дальних самолетов-разведчиков. Если бы немцы захватили эти острова и сумели их удержать, то заблокировали бы половину Атлантики. Этот архипелаг почти посреди Атлантического океана был завидной добычей, к которой уже тянулись лапы противника.

Один слух сменялся другим.

Мы приняли «меры предосторожности». Мы послали соединение, чтобы перекрыть направления, с которых могла подойти десантная армада. Если бы противник отправил ее, мы ее перехватили бы. Но ничего не случилось. В течение 10 дней Соединение Н крейсировало неподалеку от островов. Сан-Мигель, Понта дель Гарда, Файял и Хорта — эти имена напоминали о славных днях прошлого. «Во Флоресе на Азорских островах лежит сэр Ричард Гренвилл...» Они были готовы проделать с германской эскадрой то же самое, что сэр Ричард проделал с испанцами. Вероятно поэтому немцы так и не показались. Они заправились в море и вернулись в Гибралтар.

7 октября в 9.00 эсминец вошел в гавань, но прежде чем они закончили завтрак, им приказали выходить в море, чтобы собрать рассеявшийся конвой. Как я говорил, даже здесь, на теплом юге, они не получили ни минуты отдыха. [692]

В течение следующих 10 дней они лишь изредка появлялись в порту. Если «Файрдрейк» не сопровождал какой-нибудь конвой, он находился в патруле.

15 октября они вышли из Гибралтара, чтобы снова торчать возле острова Альборан. Погода была хорошей, видимость прекрасной. Эсминец лениво слонялся взад и вперед. Вдали смутно обрисовывались африканские вершины, с другой стороны время от времени мелькали горы Испании. Сам остров Альборан постоянно торчал перед глазами, причем на рассвете или на закате его можно было принять за авианосец, появившийся на фоне красного зарева.

А затем рано утром 18 октября пришло сообщение, из которого стало ясно, что этот поход может резко отличаться от остальных. В 1.00 они покинули зону патрулирования с приказом перехватить вражескую подводную лодку, маршрут которой стал известен. К этой охоте были привлечены и другие корабли. В 7.00, незадолго до рассвета, показался эсминец «Видетт». В 8.00 к ним присоединился «Рестлер».

Охота началась.

В полдень они установили контакт и атаковали лодку глубинными бомбами, но тут же ее потеряли. В полдень прилетели самолеты — это были английские разведчики, вылетевшие из Гибралтара. Они кружили над эсминцами, а те кружили в море.

В полдень эсминцы медленно шли на WSW, когда на «Файрдрейке» внезапно увидели, как один из самолетов спикировал, и сбросил бомбу, поднявшую столб воды. Корабль немедленно повернул в ту же сторону. Он был похож на ястреба, внезапно заметившего добычу.

Другие самолеты прилетели к месту атаки и начали поочередно пикировать. С мостика «Файрдрейка» напряженно следили за ними, пока эсминец пожирал расстояние, отделявшее его от заветного места. Сначала самолеты были похожи на мошек, но потом мошки превратились в ласточек, ласточки — в соколов, а соколы выросли в размерах до орлов. Они кружили и кружили, время от времени спускаясь к самой воде. [693]

На помощь самолетам помчался и «Рестлер».

Воздух был совершенно прозрачным. По морю шла легкая зыбь. Эсминец установил гидроакустический контакт практически прямо под крутящимися в небе самолетами. Асдик не мог ошибиться, это была лодка в подводном положении. Она тихонько кралась где-то в глубине, невидимая морякам, невидимая летчикам. Однако чуткие пальцы асдика нашли ее.

Эсминец установил контакт и тут же бросился в атаку. Была сброшена серия глубинных бомб. Они ушли в глубину, оставив после себя только небольшие всплески. Когда эсминец оказался на почтительном расстоянии от этого места, прогремели взрывы. Сейчас это была рутина, к которой они привыкли за время войны.

Затем эсминец развернулся и повторил атаку. Корабль резко накренился при повороте, но в бурлящей воде они заметили под собой неясный силуэт, уже сбросив на невидимого врага новую серию бомб.

Тут подошел «Рестлер» и тоже вступил в бой, сбросив свою порцию глубинных бомб. Часы показали 17.00, потом 18.00, но преследование не прекращалось. Глубинные бомбы одна за другой летели в воду, разрываясь где-то в темных глубинах.

А затем, уже в начале вечера, когда понемногу стало темнеть, последняя серия бомб «Файрдрейка» выкинула лодку на поверхность. Эсминец развернулся, чтобы открыть огонь, но «Рестлер» опередил его. «Файрдрейк» тоже открыл огонь, однако лодка выкинула белый флаг. Они увидели, как экипаж поднимается из рубочного люка и торопливо прыгает в море.

Это была большая лодка одного из новейших типов. Эта серия была названа в честь недавних легких побед в Абиссинии. Она одной из первых заплатила за этот разбойничий поход{4}. [694]

Эсминцы приблизились и спустили шлюпки. «Рестлер» был ближе, и его шлюпка оказалась воде первой. Он подошел к лодке, которая слегка покачивалась на слабой волне, молчаливая и беспомощная. «Файрдрейк» тоже послал туда свою шлюпку.

Через несколько мгновений лодка затонула. Сначала она уходила под воду на ровном киле, словно выполняла обычное погружение, а потом резко дернулась, накренилась и исчезла.

Суб-лейтенант и экипаж шлюпки видели, как она уходит в глубину, окруженная фосфоресцирующим ореолом, — зеленый призрак подводной лодки, мерцающий призрачным светом. А потом остались лишь крутящиеся завитки зеленого свечения.

Битва закончилась. Они вернулись к скрывающейся во мраке громаде Скалы, забрав с собой пленных. «Файрдрейк» оставался в Гибралтаре до полуночи. А рано утром на следующий день он снова приступил к патрулировании. Эсминцы не получали отдыха даже после победы.

Дальше