Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава 5.

Норвегия

Рано утром 8 апреля мы поставили 3 минных заграждения у западного побережья Норвегии. Одно — между северной оконечностью Лофотенских островов и материком, второе — возле Будё, третье — у Стадландета, который расположен возле Вагсё и Хелле-фиорда.

Немецкие торговые суда регулярно использовали норвежские прибрежные маршруты внутри территориальных вод — от Скагеррака до Нарвика, в котором грузили железную руду. Мы утверждаем, что немецкие военные корабли тоже пользовались этим фарватером. Дело «Альтмарка», имевшее место 2 месяца назад, было еще слишком свежо в памяти. Более того, повышенная активность германского флота в западной Балтике и у немецкого побережья показывала, что затевается нечто подозрительное поблизости от норвежских границ. Приготовления противника были в полном разгаре.

В тот же самый день эсминец «Глоууорм», возвращавшийся с минных постановок у берегов Норвегии, был перехвачен немецкими кораблями и потоплен.

Утром 9 апреля немцы вторглись в Норвегию. Они почти одновременно высадились в Осло, Арендале, Кристиансанде, Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике. Дания сдалась без сопротивления. Норвегия стала жертвой измены.

Но еще до того, как рухнуть, она оказала отважное сопротивление. Норвегия более столетия соблюдала нейтралитет, [643] войны ее обходили. До сих пор она не участвовала в международных конфликтах, так как была защищена морем. Норвегия не имела армии, а ее флот был довольно маленьким: несколько старых броненосцев береговой обороны, горстка современных миноносцев, несколько подводных лодок, торпедные катера, суда защиты рыбных промыслов и тому подобное. Они не имели никаких шансов в борьбе с мощным германским флотом. Немцы начали битву, рассчитывая на быструю и бескровную победу, потому что им помогали изменники.

Однако флот, который никогда не собирался воевать и армия, которая никогда не воевала, оказали отчаянное сопротивление, хотя их положение было безнадежным с самого начала.

Два броненосца береговой обороны (которым исполнилось почти 40 лет) были без предупреждения атакованы торпедами и потоплены.

Некоторые из норвежских миноносцев были застигнуты врасплох противником, который проскользнул мимо береговых батарей, неутрализованных пятой колонной. Именно эта самая «пятая колонна» практически парализовала всю норвежскую оборону.

Один за другим корабли гибли в смелых, но бесполезных стычках. Миноносец «Эгир» уничтожил 3 самолета, однако остальные достаточно быстро потопили его. «Драуг» захватил германский транспорт, но сам был потоплен немецкой авиацией. Можно рассказать еще десяток подобных историй.

На следующий день после высадки 5 британских эсминцев, патрулировавших возле минных заграждений перед Нарвиком, атаковали значительно превосходящие силы немцев в фиорде. Весь мир знает эту историю. Как только капитану 1 ранга Уобертону-Ли дали право решать самому, он взвесил трудности и опасности предстоящего боя и решил атаковать.

Мы потеряли эсминец «Хантер». Эсминец «Харди» выбросился на берег. Однако 1 германский эсминец был [644] торпедирован, еще 3 были тяжело повреждены, потоплены 7 транспортов. Это нанесло серьезный удар германской обороне в Нарвике.

В этот день, 9 апреля, «Файрдрейк» стоял в доке. Его машины были разобраны, он только что начал ремонт. Эсминец так и остался в доке.

Он все еще торчал там, когда линкор «Уорспайт» и эсминцы типа «Трайбл» вошли в фиорд. Вместе с ними были «Фоксхаунд» и «Форестер» из нашей флотилии. Эта эскадра стерла даже память о Первом бое у Нарвика. Вся группа германских эсминцев, которую собственное командование поставило в крайне опасное положение, была полностью уничтожена.

Дела в Норвегии пошли хуже некуда. Король Хаакон и его правительство бежали. Из Эльверума и Хамара на озере Мьеса, из Остердаля и Тронхейма поступали все более тяжелые новости.

Но затем 15 апреля было официально объявлено, что британские войска высадились в нескольких городах.

На какое-то время показалось, что нам удалось взять ситуацию под контроль, но тут мы услышали рев моторов германских самолетов. А потом мы услышали об отходах и отступлениях. Был потерян Гудбрандсдаль. Была потеряна железная дорога Домбаас — Стерен. В Стерене 30 апреля встретились две группы немецких войск.

30 апреля «Файрдрейк» снова вышел в море, чтобы принять участие в этой беспорядочной и фантастической кампании в фиордах.

Он покинул Клайд и тонущий «Маей Брезе», который стал жертвой собственной торпеды. Корабли были набиты буквально солдатами. Мы пытались перебросить подкрепления армии, которая вела тяжелые бои на юге Норвегии. К северу от пролива Минч он присоединился к конвою, вышедшему из Скапа Флоу, и направился в Норвегию.

Переход оказался спокойным. Флот Гитлера во время боев в Норвегии уже получил несколько тяжелых ударов. [645]

Мы точно знали, что он потерял 2 крейсера — «Карлсруэ» и «Блюхер». Еще несколько кораблей были наверняка повреждены, а могли и погибнуть. 7 самых больших и современных немецких эсминцев были потоплены в Нарвике, остальные отошли на юг. Были уничтожены несколько малых судов и транспортов. В действительности после захвата Норвегии у Германии просто не осталось флота. Сегодня мы знаем, что немецкие потери оказались настолько тяжелыми, что когда пришло время, то немцы не сумели набрать ударное соединение для вторжения в Англию.

Поэтому, когда конвои шли через Северное море в Норвегию, немцы не могли их перехватить. Немецкий флот ничем не мог помочь своей армии.

Конвой «Файрдрейка» прибыл в My. Корабли подошли к норвежскому берегу утром в среду 8 мая. Но за короткий отрезок времени с момента выхода из Скапа и до прибытия в Норвегию ситуация резко изменилась. В те дни события неслись бешеным галопом. Немецкие войска затапливали страну, как река заливает все вокруг, прорвав дамбу. Командование не могло обеспечить точную информацию кораблям в море. Им только сообщили, что пункт назначения уже может находиться в руках противника.

«Файрдрейк» получил приказ проверить это.

Он прибыл в Ранен-фиорд, полностью готовый к бою. Команда стояла у орудий. Из любого уголка, из-за любого камня, с островков и холмов в любую секунду могли раздаться выстрелы.

Когда корабль подходил к опасному месту, он встретился с эсминцем «Ветеран». Тот поднял сигнал — традиционную шутку британского флота: «Удачи! Хотел бы идти вместе с вами». Этот сигнал поднимал корабль, остающийся в безопасности, чтобы выразить наивысшую степень сожаления.

Подходы к норвежскому побережью были буквально усеяны скалами и рифами. Эсминец не видел, какие опасности таятся под поверхностью моря. [646]

В те сложные времена не было никаких буев, маяков и других ориентиров. Кораблям приходилось рассчитывать только на самих себя, никакой другой лоцман не мог им помочь. Эсминец двигался крайне осторожно, буквально вынюхивая дорогу. Они прошли.

Во время перехода вверх по фиорду они встретили маленькое судно, одно из тех суденышек, которые работают в этих узостях. Англичане называли их галошами, и под этим именем пароходики прослужили всю кампанию. Этот был полон солдат и женщин, бегущих от немцев. Лишь теперь англичане кое-что узнали.

Пароходик остался позади, торопясь выбраться из фиорда. Эсминец подошел к My, маленькому городку на берегу фиорда, и навстречу ему замигал прожектор.

Опознавательные?

Они внимательно следили, как мигают точки и тире, которые складываются в буквы и слова. Орудия эсминца были направлены именно туда.

Но прожектор говорил по-английски. Он не запрашивал опознавательные. Он не запрашивал название. Он даже не запрашивал национальность.

Прожектор грубо и нетерпеливо спросил: «У вас есть виски?»

Британские солдаты все еще удерживали My, и они испытывали страшную жажду. Совсем недалеко к югу от города находились немцы, но сейчас солдат занимало другое. Они знали объем винных погребов кораблей ЕВ.

Моряки отправили виски на шлюпке под командованием суб-лейтенанта. Он вернулся с сообщением, что армия готовится оставить город. Удержать My оказалось невозможно.

Тогда эсминец отправился обратно вдоль по длинному фиорду в открытое море. Ранен-фиорд находится совсем рядом с Полярным кругом на 3 градуса севернее Тронхейма, между Тронхеймом и Лофотенскими островами.

На «Файрдрейке» начало подходить к концу топливо, поэтому он должен был дозаправиться, прежде снова [647] присоединиться к конвою. Эсминец шел вниз по длинному Ранен-фиорду, вдоль цепочки островов, отделявших его от больших глубин. Сам город My находился далеко от моря, в самом конце лабиринта узких фиордов чуть ли не на границе со Швецией.

По пути эсминец встретил еще одну галошу. У нее на борту находились 3 человека из экипажа погибшего британского противолодочного траулера «Челюскин»{2}.

Еще ниже по фиорду встретилась третья галоша. У него на борту собралась совсем невероятная компания: норвежский полицейский, 2 офицера норвежских ВВС, один рядовой ВВС, британский солдат и несколько женщин, бежавших из Германии. Все они перебрались на «Файрдрейк», в том числе и женщины. Двое из них даже поднялись на мостик. Наверняка, это были единственные немки, которым за всю войну удалось побывать на мостике британского военного корабля! Однако их вежливо, но твердо препроводили обратно на пароход, экипаж которого оставался на своих местах. Остальные пассажиры остались на «Файрдрейке».

Интересно добавить, что мичман «Файрдрейка» спас брата одного из летчиков. Он служил вторым помощником на норвежском сухогрузе, который был потоплен немецкими пиратами в Атлантике еще до захвата Осло.

Когда эсминец выбрался в море, он взял курс на Скъель, где должен был ожидать танкер.

Но вместо танкера они нашли там крейсера «Винидиктив» и «Пенелопе» и эсминец «Эскимо», поврежденные противником. Так «Файрдрейк» впервые воочию столкнулся с настоящей войной, изматывающей и смертельно опасной войной авиации против кораблей в фиордах. Некоторые из фиордов были настолько узкими, что корабли [648] не могли маневрировать, а потому не могли уклоняться от бомб.

Очень многие наши корабли получили повреждения у берегов Норвегии, но при этом погибло удивительно мало.

Они пошли из Скъеля через узкий фиорд Тьельсундет, все еще пытаясь обнаружить танкер. Топлива оставалось все меньше и меньше, поэтому перед кораблем вполне реально возникла неприятная перспектива: полностью израсходовать остатки нефти и потерять ход.

И в тот момент, когда топливо было израсходовано полностью (один из механиков заметил, что эсминец идет на одном запахе), в Холле они встретили танкер.

Эсминец подошел к нему в 10.00. Согласно записи в бортжурнале, в 12.56 швартовы были отданы и «Файрд-рейк» снова дал ход. Он пошел вниз по Тьельсундету, обходя путаницу проливов между Лофотенскими островами, к входу в Уфут-фиорд, ведущий к Нарвику.

Наша армия катилась от фиорда к фиорду, каждый раз пытаясь закрепиться на северном берегу, чтобы остановить наступающих немцев.

В этой дикой местности не было никаких дорог, все передвижения происходили по воде. Невозможно применить тактику выжженной земли к воде. Невозможно было помешать немцам использовать сотни маленьких рыбацких ботов, десятки траулеров, небольших пароходов и барж, пассажирских катеров, которые использовались для снабжения городков и деревень северной Норвегии.

То, что сумели захватить немцы, позволяло им перевозить свою армию, передвигающуюся прыжками с места на место. И мы откатывались все дальше и дальше. Будё, самый северный пункт шоссе, был последним местом, где нам следовало держаться до отступления в Уфуи-фи-орд. Пока мы еще удерживали этот город, продолжались бои за Нарвик.

«Файрдрейк» прошел через широкие ворота между Лофотенскими островами и материком и 9 мая прибыл в Будё. [649]

В море он встретил свой конвой и вместе с транспортами направился к берегу. Со стороны моря Будё прикрывает масса скал, рифов и мелей. Они имели карты фарватеров, карты приливных течений и лоцманские книжки, но все эти бумаги не могли точно описать неисчислимые причуды и капризы норвежских прибрежных вод. Рифы прикрывали Будё не хуже береговых батарей. Конвой просто не мог войти в порт на большой скорости.

«Файрдрейк» шел первым, разыскивая путь. Он был настолько извилистым и узким, что пришлось спустить катер. Он шел впереди, и моряки буквально руками нащупывали фарватер. Конвой тащился следом за эсминцем. Это была исключительно сложная работа, при этом выполненная просто блестяще. Ни один корабль не получил повреждений. Через час операция была завершена. Мы прибыли в Будё. Теперь мы были готовы выйти в море, чтобы начать новую партию.

Так завершился первый поход «Файрдрейка» в Норвегию. Он не видел противника. Он не подвергся ни одной атаке, если не считать извечных врагов всех моряков — неизвестные течения, подводные камни, запутанные фарватеры.

10 мая он поднял якорь и вместе с эсминцем «Нубиэн» отправился обратно в Англию. 11 мая в 21.30 он прибыл в Скапа Флоу.

Дальше