Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Флагтух (от голл. vlagdoek) — чистошерстяные камвольные ткани для флагов на кораблях и железнодорожном транспорте.
{2} Подробное описание боя в Синопской бухте, а также обороны Севастополя приведено в главах, посвященных великим русским флотоводцам П. С. Нахимову и В. А Корнилову.
{3} День и месяц рождения В. А. Корнилова не установлены.
{4} Морская служба в Англии, или Руководство для морских офицеров всякого звания//Сочиненис капитана английского королевского флота Гласкока; перевод с английского флота капитана 2 ранга В. А. Корнилова. СПб., 1839. Ч. 1.С. 1.
{5} Белавенец П. И. Павел Степанович Нахимов. Севастополь. 1902. С. 46.
{6} Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. СПб., 1906. Т. 5. С. 306.
{7} Английский флот (командующий вице-адмирал Ч. Нейпир) состоял из 10 винтовых линейных кораблей, 15 винтовых фрегатов, 7 парусных линейных кораблей, 17 пароходофрегатов и пароходов. Французский флот (командующий вице-адмирал Парсеваль-Дешен) имел 9 линейных кораблей (один винтовой), 7 фрегатов, 7 пароходофрегатов и 8 других судов <6. С. 528–529>.
{8} Обзор деятельности Морского управления в России (1855–1880 гг.). СПб., 1880. С. 436.
{9} Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л., 1987. С. 10–11.
{10} Всеподданнейший отчет по Морскому ведомству 1855–1880 гг. С. 16 // Библиотека РГА ВМФ.
{11} Вильсон X. Броненосцы в бою / Пер. с англ. СПб., 1896. Т. 2. С. 253–254.
{12} Моисеев С, П. Список кораблей русского парового и броневого флота. М, 1948. С. 13.
{13} В 70-е годы в дополнение к этим кораблям было построено девять канонерских лодок типа «Ерш», предназначенных для непосредственной обороны Кронштадта.
{14} Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях. Л., 1966. С. 101–102.
{15} Военно-морской словарь. М, 1990. С. 484.
{16} 12 октября 1909 г. переименован в «Нарова», 8 ноября 1924 г. — в «25 Октября». Участвовал в Первой мировой, Гражданской, советско-финской, Великой Отечественной войнах. Разоружен 28 июля 1944 г.
{17} Лурье А., Маринин А. Адмирал Г. И. Бутаков. М., 1954. С. 105.
{18} Бутаков Г. Новые основания пароходной тактики. СПб., 1863. С. VII.
{19} Семечкин Л. Лекции о морской тактике и эволюциях, прочитанные в Кронштадте в 1868 г. СПб., 1868. С. 30–31.
{20} Бутаков Г. Новые основания пароходной тактики. С. IX.
{21} Г. И. Бутаков командовал Практической эскадрой сначала винтовых, а затем броненосных кораблей Балтийского флота с 1860 по 1862 г. и с 1867 по 1875 г.
{22} Семечкин Л. Лекции по морской тактике и эволюции, прочитанные в Кронштадте в 1868 г. С. 97–98.
{23} История военно-морского искусства. М., 1954. Т. 2. С. 245.
{24} Развитие минного оружия в русском флоте: Документы. М, 1951. С. 224–225.
{25} Павлович Н. Развитие броненосного флота и взглядов на его тактику //Морской сборник. 1953. № 11. С. 63.
{26} Огородников С. Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802–1902 гг.). СПб., 1902. С. 218.
{27} Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море. М., 1926. С. 27.
{28} Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. С. 24.
{29} Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963. С. 63.
{30} Вопросы боевой подготовки флота подробно рассмотрены С. О. Макаровым в работе «Без парусов».
{31} Добров А. Дальневосточная политика США в период русско-японской войны. М., 1952. С. 143–144.
{32} Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. М, 1947. С. 34.
{33} Немитц А. Русско-японская война 1904–1905 гг.: Стратегический обзор. СПб., 1911. С. 80.
{34} Дальневосточное наместничество создано в августе 1903 г. Наместник подчинялся Комитету по делам Дальнего Востока, председателем которого являлся Николай II.
{35} Цит. По: Вотинов А. Японский шпионаж в Русско-японскую войну 1904–1905 гг. М., 1939. С. 53–54.
{36} Стационер — корабль (судно), постоянно находящийся на стоянке в иностранном порту.
{37} Русско-японская война 1904–1905 гг. Пг., 1918. Ч. 1. С. 92.
{38} Костенко М. Н. Осада и сдача крепости Порт-Артур. Киев, 1906. С. 32.
{39} Разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией произошел 24 января 1904 г.
{40} Цит. по: Боевая летопись русского флота. М, 1948. С. 268.
{41} Аммон Г. А. Морские памятные даты. М., 1987. С. 162.
{42} В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований // Морской сборник. 1886. № 3. С. 3.
{43} Морской атлас. Т. III. Ч. 1: Описания к картам. С. 689.
{44} История военно-морского искусства. М., 1963. Т. I. С. 197.
{45} История военно-морского искусства. Т. 1. С. 206.
{46} С началом формирования 2-й Тихоокеанской эскадры на Балтийском море Тихоокеанская эскадра официально стала именоваться 1-й Тихоокеанской эскадрой.
{47} Цит. по: Морской сборник. 1922. № 7. С. 298.
{48} Морской сборник. 1925. № 5. С. 76.
{49} Боезапас для практических стрельб 2-й эскадры находился на транспорте «Иртыш», который перед выходом потерпел аварию. Находившиеся на нем снаряды были выгружены и отправлены на Дальний Восток по железной дороге, о чем З. П. Рожественского даже не предупредили.
{50} Морской сборник. 1925. № 5. С. 77.
{51} Там же.
{52} Там же. С. 78.
{53} Русско-японская война: Из дневника А. Н. Куропаткина и Н. П. Линевича. Л., 1925. С. 163–164.
{54} В мирное время командование всеми силами флота на морском театре предоставлялось командующему морскими силами Балтийского (Черного) моря — высшему местному морскому начальнику. Во всех отношениях командующий морскими силами подчинялся морскому министру. С объявлением военного положения он становился командующим флотом и подчинялся главнокомандующему; у него сосредоточивалась вся полнота власти над морскими силами, находившимися на театре военных действий, и при руководстве ими в ходе боевых действий. У командующего морскими силами прав было меньше, чем у командующего флотом (не мог распоряжаться объектами в прибрежных районах, награждать и т. д.).
{55} Цензовая система прохождения службы офицерами флота введена в 1885 г.; заменена новым положением о прохождении службы в 1913 г. Морской ценз предусматривал производство в чины и назначение на должность только офицеров, имеющих определенный стаж плавания на кораблях: для кадетов, гардемаринов, мичманов — 40 месяцев, лейтенантов — 58 месяцев, капитанов 2 ранга — 24 месяца. Определялся также предельный возраст службы для каждого чина, по достижении которого лица, не имевшие установленного ценза, увольнялись со службы.
{56} Морской атлас. Т. III. Ч. 1: Описания к картам. С. 750, 752.
{57} Новые эскадренные миноносцы «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный» и «Пылкий» вступили в строй в день начала боевых действий на Черном море — 29 октября 1914 г.
{58} История военно-морского искусства. М., 1963. Т. 1. С. 230.
{59} Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1918 гг. М., 1939. С. 6.
{60} Морской сборник. 1951. № 9. С. 30.
{61} Морской сборник. 1939. № 7. С. 52.
{62} Бюллетень связи ВМФ. М., № 5. С. 54–56.
{63} Морской сборник. 1940. № 4. С. 17.
Список иллюстраций