Содержание
«Военная Литература»
Военная история

20. Танки и моторы

В связи с особенностями местности тяжелые и средние танки большого значения в войне не имели, зато часто находили применение в бою легкие быстроходные танки и танки завода Ансальдо Фиат, весом 2,7 т, с мотором в 45 л. с., имеющие способность подъема под углом до 45°, максимальную скорость 45 км в час и экипаж из 3 человек. Наряду с танками применялись вооруженные пулеметами бронированные наблюдательные автомобили, которые, будучи менее широкими, легко проходили кустарники. Броня этих машин была достаточно прочной, но отсутствие вращающейся башни у дозорных броневиков, о которых у нас имеются сведения, лишало их возможности стрелять назад, и этот недостаток, при разнообразии приемов нападения, практиковавшихся абиссинцами, давал себя чувствовать.

Расход горючего легких танков, а именно 1 л на километр, был чересчур велик. Установленные на четырехколесные одноосные подвесы, танки эти могли итти на прицепе. Из цифр применения легких танков также едва ли можно извлечь сколько-нибудь полезные уроки в важном вопросе применения танков в масштабе европейской войны. При разведках они оказывали помощь, как и в отдельных частных наступлениях в Сомали, но средством прорыва они все-таки не стали, а для быстрых самостоятельных операций здесь достаточно было и небронированных моторизованных соединений. Танки не наводили страха на абиссинцев, но когда к ним в руки попадали трофейные машины, пользоваться ими они не могли.

Войска располагали и другими механическими средствами. Например, кавалерия применяла пулеметные мотоциклы (системы Гуцци). В моторизованной артиллерии зарекомендовали себя с хорошей стороны тягачи Павези.

Гораздо больше было число машин для подвоза снабжения. В основе эти машины распадались на тяжелые [109] и легкие грузовики, а также на «автоповозки», т. е. испытанные уже в Альпах вездеходные горные грузовозы, обладавшие способностью подъема в 60° при весе в 3,8 т; со своим 46-сильным мотором они везли по бездорожью 2 т груза. По сравнению с этими очень полезными, способными передвигаться и в стороне от дорог транспортными средствами тяжелые грузовики, охотно применяемые вследствие их большой грузоподъемности, оказались для новоустроенных дорог весьма вредными, так как они очень быстро разрушали их настил. По существу они нуждались в бетонированных дорогах и в дальнейшем использовались преимущественно на севере, где все более развивалась сеть таких дорог.

Какое количество транспортных средств (если не считать крупных передвижений войсковых частей) требовалось там, можно видеть из того, что для одной, например, 7,5-см батареи без животных, с двухдневным запасом продовольствия и воды и 2 000 выстрелов, требовалось 18 грузовиков; для одного туземного батальона без обоза, но с необходимыми для обслуживания офицерского состава запасами и тоже с двухдневным запасом продовольствия требовалось от 50 до 55 грузовиков, а с однодневным запасом, но включая обоз, — 27 грузовиков. При прохождении по особенно трудным участкам местности применялись тяжелые и гусеничные тягачи. При наступлении Грациани на Харрар пришлось прибегнуть к их помощи. 37-я группа с 19 тяжелыми и 38 гусеничными тягачами вошла в Аддис-Абебу. Каждый из тягачей мог тянуть 40 т, а с помощью предохранительного щита пробивался через кустарники и опрокидывал деревья толщиной до 40 см.

Изнашиваемость машин в этих местностях была чрезвычайно велика. Только в декабре 1935 г. устроена была в Асмаре центральная мастерская, производительность которой вначале измерялась 100 крупными ремонтами машин и моторов в месяц и доведена была в дальнейшем до 800 ремонтов. Впереди расположенная близ Адиграта армейская мастерская довела подконец свою производительность до 400 ремонтов в месяц. Для среднего ремонта существовало между Ом Агер и Макалле 5 фронтовых мастерских; впоследствии к ним прибавились еще мастерские в Дессие и Аддис-Абебе; передвижные мастерские с запасными частями следовали за войсками. С помощью такой организации удалось постоянно пополнять [110] убыль и лихорадочной работой удовлетворять поступавшие внезапно массовые требования, как это было, например, во время экспедиции в Гондар и в Аддис-Абебу. Для снабжения горючим на Северном театре войны имелись 24 склада горючего. С 1 апреля 1935 г. до 31 марта 1936 г. они выдали 55 млн. л горючего. Здесь требовалось везде, и в первую очередь в Сомали, особенно хорошее смазочное масло, и воду для охлаждения приходилось менять очень часто.

В отношении применения автомобильного транспорта абиссинская война может служить примером и для войн большего масштаба. Мотор доказал, что он в состоянии преодолевать значительные трудности, создаваемые бездорожьем.

Дальше