19. Сухопутные и воздушные силы
Для итальянских военно-воздушных сил, усиление которых шло с 1934 г. по единому плану, при затрате огромных денежных средств, условия военных действий на театре войны, которого они могли достигать в общем лишь при помощи морского транспорта, целиком отличались от условий какой-нибудь европейской войны. Если их задача значительно облегчалась отсутствием авиации у противника, то им приходилось преодолевать исключительно [104] трудные технические условия. На Северном театре войны взлет с большой высоты над уровнем моря был нелегок из-за разреженного воздуха. В полете приходилось иметь дело с резкими колебаниями температуры. Большую опасность представляли для летчиков покрытые туманами многочисленные высокие горные вершины. Ориентировка чрезвычайно затруднялась отсутствием дорог, легко опознаваемых рек и крупных населенных пунктов. Хороших карт не было.
Опасные воздушные течения, часто встречающиеся на севере в горах, оказались свойственны также залитому солнцем Сомали, где, кроме того, песчаные вихри портили моторы, а летчики подвергались тепловым ударам и прочим вредным влияниям климата. Конечно, приобретенный в Ливии опыт не мог не быть полезным как раз в условиях работы в Сомали. Так как аэродромы, в связи с трудностями их устройства, в особенности на севере, были расположены далеко от фронта, полеты требовали много времени. Воздушный флот насчитывал меньше наблюдателей, чем пилотов, вследствие чего первые были перегружены.
Перед воздушными силами в начале военных действий совсем не ставилась задача препятствовать мобилизационным мероприятиям противника или вносить разрушения в его тылу; не приходилось также охотиться за неприятельскими самолетами. Учитывая вполне удовлетворительную в общем наземную разведку, можно было обходиться почти без артиллерийских самолетов. Истребители применялись для разведки. Те же истребители, а также наблюдательные самолеты применялись для бомбометания. Стратегическую разведку, как правило, было легче осуществить, чем тактическую. Последняя велась над густыми кустарниками и горными участками на небольших высотах, при которых даже ружейный огонь мог быть опасным для летчиков.
В начале операций на севере генерал де-Боно видел главнейшую задачу военно-воздушных сил в том, чтобы обеспечить армию от таких внезапных нападений, как под Адуа в 1896 г. Генерал Ранца, который на первых порах командовал разведывательными силами, заменял в известном отношении начальника кавалерии; его самолеты оказывали постоянную поддержку находившимся в дороге дозорным отрядам. Бомбардировочная деятельность на севере вначале была слабой и направлена только против близлежащих скоплений абиссинцев. Наряду [105] с этим шла еще деятельная работа по исправлению карт с помощью аэрофотосъемки.
На Южном театре войны ген. Грациани с самого начала военных действий в отношении использования военно-воздушных сил придерживался другой тактики, так как ему, в связи с характером местности, не приходилось опасаться внезапных нападений. Бомбардировщики служили ему и для подготовки и для проведения местных действий. Образцами такой тактики служат атака на Дагнерей и занятие Горрахей. Обороняющийся был здесь привязан к небольшому, лишенному укрытий району, уязвимому вследствие этого воздушными налетами. Так как налицо самолетов было немного, то подготовка к атаке растянулась на несколько дней. Успехи Грациани послужили примером для северного фронта. Первоначальные удачные бомбежки и бреющие полеты с пулеметным обстрелом нагнали на абиссинцев такой страх, что они после этого решались маршировать только ночью. Правда, они научились вскоре отыскивать укрытия, но они в этой местности встречались очень редко. Легкие бомбы, весом в 2,5 кг и меньше, которые можно было везти на самолете в большом количестве, приносили итальянцам бóльшую пользу, чем тяжелые, так как подходящие для последних цели редко попадались.
После того как предполагавшийся с помощью 20 самолетов налет на Макалле не состоялся, потому что абиссинцы не стали этот пункт защищать, «массовых» воздушных налетов предпринято было на северном фронте только два, а именно 18 ноября и затем 7 декабря; первый налет имел своим объектом лагерь к югу от Амба Арадам, а второй направлен был против главной императорской квартиры в Дессие. Налеты эти совершались силами лишь 20 или 18 самолетов, причем 7 декабря полет был совершен от Эла (в 60 км к юго-западу от Ассаба) на дальность в 300 км. Истребители летали тогда на высоте 300 м, бомбовозы на 500 м.
На Дессие было сброшено 7,5 т бомб. Насколько возросла затем деятельность авиации, можно видеть из расхода боеприпасов в период крупных боев. С 9 по 24 февраля (во время сражения в Эндерта) расход этот составлял 375 т бомб и 25 000 пулеметных выстрелов; в период времени с 26 февраля по 10 марта 270 т бомб и 40000 пулеметных выстрелов; в дни решающих действий против негуса 240 т бомб и 66000 пулеметных выстрелов. Постепенно при этом увеличивалось число [106] участвовавших в налетах самолетов и в соответствии с этим аэродромов для пополнения горючим. Однако ни разу в один день не летало больше 70 самолетов; поэтому те, кто утверждают о более высоком числе участвовавших машин, просто смешивают число самолетов с числом вылетов.
При наступлении на Амба Арадам энергичная бомбардировка горного плато послужила основательной поддержкой планомерного артиллерийского огня. Авиация не справилась целиком с задачей образования у р. Такказе огневой завесы, чтобы воспрепятствовать остаткам разбитой в начале марта в Тембиене абиссинской армии переправиться через реку. Авиация участвовала в преследовании во время сражения в Эндерта и особенно успешно у оз. Ашанги, после того как Грациани дал блестящий пример преследования от Доло до Негелли, имевшего целью привести противника в смятение. В своем последнем наступлении против раса Насибу он произвел бомбардировку повторными вылетами 30 самолетов. Единственный случай успешного налета авиации на неприятельскую артиллерию имел место в сражении у Май Чио.
Таким образом, в продолжение всей войны самолеты ни разу не принимали участия в бою в очень большом числе. Италия просто обладала господством в воздухе, и в этом основной фактор успешного применения военно-воздушных сил в бою. Опыт показал, что авиация имеет важное значение для исхода боя во взаимодействии с другими родами оружия, но еще более велико ее значение в деле развития достигнутого успеха. Для этого необходимо включать ее в план маневренного боя во всех его фазах. Вполне независимо действует авиация при проведении атаки против указанных ей, отвечающих ее назначению целей. В остальном же она должна находиться в руках высшего командования. Только сосредоточение всех военно-воздушных сил в руках главнокомандующего армией обеспечивает надлежащее их использование. Продолжительное подчинение авиации соединениям и частям суживает ее возможности.
Наряду с использованием авиации в бою в течение войны ее все чаще использовали для ведения дальней разведки. Так был совершен полет эскадрильи с северного фронта над Аддис-Абебой, предшествуемый полетам над Негелли. Дальние полеты из Ливии в Эритрею и из Эритреи в Сомали (последний полет был совершен [107] товарищем министра воздушных сил ген. Валле) показали, что различные колонии могут оказывать друг другу взаимную помощь военными силами. Управление военно-воздушных сил во время войны расширило деятельность воздушных линий, связывающих метрополии и Восточную Африку, и оборудовало новые линии.
Использование самолетов в целях управления зачастую и высшими начальниками (при помощи радио) является примером для будущего.
Гренадерский батальон, состоящий из 800 человек, после окончания военных действий был переброшен по воздуху из Дессие в Аддис-Абебу на транспортных самолетах. Транспортные самолеты стали посылаться в Восточную Африку в целях подготовки почвы для предполагавшегося прочного завоевания новой империи при деятельном участии военно-воздушных сил.
Большой размах воздушного снабжения во время боев выражается в нижеследующих цифрах: продовольствия и оборудования для войск было перевезено по воздуху 1000 т, горючего, продовольствия и оборудования для 4 выдвинутых аэродромов 503 т и после занятия Аддис-Абебы для нужд гарнизона столицы 450 т.
Подвижная колонна Стараче получила отдельно 219 т, Эритрейский армейский корпус от 7 до 30 апреля 180 т. Пока предметы снабжения сбрасывались с парашютами, грузы до 80 кг упаковывались в сукно, а более тяжелые грузы в металлические ящики длиной 120 см и шириной 35 см. Для перевозки этих грузов применялись трехмоторные бомбардировщики. Используя самолеты, командование освободилось в значительной мере от оков тыла, благодаря чему воздушные силы превратились в ценнейшее вспомогательное стратегическое средство.
Старые разведывательные самолеты «R1» сумели еще, по итальянским донесениям, в качестве «бодрых служак», справиться в Африке с задачей, для которой они на европейском театре войны были бы уже непригодны. Использованные первоначально одномоторные бомбардировщики «Капрони СА-III» были во время войны заменены современными трехмоторными «Савойя S81», обладавшими продолжительностью полета в 4 часа и полезной нагрузкой в 2 т.
Деятельность авиации в Восточной Африке в целом составляла более чем 7500 полетов общей продолжительностью в 35000 летных часов, 872 бомбежки, 178 пулеметных обстрелов, доставку 1 500 т бомб, расход 270000 [108] пулеметных патронов, 830 дальних и 2149 разведывательных полетов. Цифры эти, помимо своего чисто статистического значения, отражают и деятельность людского состава военно-воздушных сил, потерявшего в войне 86 убитыми и 150 ранеными от действия неприятельского оружия и от несчастных случаев. Личный состав подвергался во время бреющих полетов энергичному обстрелу с земли.