13. Преследование до столицы
Маршалу Бадольо важно было не дать противнику времени для организации сопротивления, поэтому его операции должны были принять новую форму. В западной части Северного театра войны части колонн продолжали свое продвижение, не встречая значительного сопротивления.
Генерал Кутюр продвигался вдоль по суданской границе до Галлабата (12 апреля), затем повернул в глубь страны на Уахе, которого он достиг 3 мая; генерал Стараче шел с запада в обход оз. Тана, южной оконечности которого он достиг 29 апреля; 3-я Эритрейская бригада к востоку от того же озера до Дебра Табор (24 апреля). Задачи охранения выполнялись все еще дивизией «28 октября» в Тембиене, 4-м армейским корпусом в местности севернее горного массива Анкуа (Рас Дашан), 3-м армейским корпусом под Сокота, откуда корпусу для достижения его ближайшей цели, Магдала, нужно было преодолеть труднопроходимую пересеченную местность.
Таким образом, широкая операция, хотя бы из соображений имевшегося в распоряжении количества самолетов и автомобилей, должна была ограничиться участием 1-го и 3-го Эритрейских армейских корпусов, которые теперь приближались к оз. Ашанги. Так как в 15 км к югу от Май Чио, у Кворам, начиналась проезжая дорога в столицу, необходимо было со сравнительно слабыми силами возможно скорее дойти до этого пункта/чтобы доделать недостающую часть дорожного полотна между Май Чио и Кворам и тем самым открыть путь для главной массы войск. Тем временем маршал Бадольо предполагал образовать сильный автомобильный эшелон и перебросить его тотчас же по завершении дорожных работ в Дессие, чтобы выслать оттуда в кратчайший срок войска в Аддис-Абебу. Таким путем он хотел добиться скорейшего и наилучшего использования успеха сражения. Опыт с быстрой переброской войск при помощи автомобильного транспорта перед сражением в Ширэ побудил его уже 8 марта отдать все предварительные распоряжения, касающиеся образования такого эшелона.
В то время как воздушные силы продолжали неустанное преследование обратившегося в бегство неприятеля, Эритрейский армейский корпус получил 5 апреля приказ продолжать поход на Дессие, чтобы до 15 апреля [73] занять этот пункт, до сих пор служивший главной квартирой негуса. Ген. Сантини, командиру 1-го армейского корпуса, поручено было вместе с новоприбывшими подкреплениями в срочном порядке построить дорогу между Май Чио и Кворам и организовать снабжение обоих армейских корпусов. Ему было передано общее руководство всей операцией. На генерала саперных войск возложено было все дело устройства сообщений к северу от Май Чио, на главного интенданта перенос вперед базы подвоза. 6 апреля на совещании с главным интендантом и генералом инженерных войск маршал Бадольо заслушал их доклады о наличных средствах и состоянии дорог. Около 1 300 грузовиков ген. Далл'Ора обещал привести в готовность и подвести их в Дессие между 20 и 22 апреля.
Исходя из этого, маршал предполагал выступить между 23-м и 25-м и занять к 30 апреля неприятельскую столицу. Вступление итальянских войск в столицу не только должно было завершить военные операции, но и показать населению силу итальянской державы. Для этого все транспортные средства должны были быть приведены в наилучший порядок, а участвующие в занятии столицы войска надеть новую форму.
Ген. Пирцио Бироли, предшествуемый авангардом ген. Долмаццо, командира 2-й Эритрейской дивизии, выступил 9 апреля. Ген. Долмаццо пришлось потерять 2 дня для того, чтобы разогнать оставшиеся части противника в 15 км южнее Кворам. Через Коббо и Уальдиа, преодолевая тяжелые перевалы, собирая многочисленные трофеи, он достиг утром 14 апреля Боруниеда (в 15 км к северу от Дессие), пройдя, таким образом, 125 км в шесть переходов. Так называемая проезжая дорога оказалась настолько плохой, что транспортные средства еще не могли следовать за армией и для пропитания двух дивизионных эшелонов (18000 человек и 9000 животных) было сброшено 120 т продовольствия с самолетов.
Против Дессие, где, как предполагалось, абиссинский наследный принц намеревался еще раз оказать сопротивление, ген. Пирцио Бироли утром 15 апреля предпринял охватывающее наступление четырьмя колоннами, с соблюдением всех мер предосторожности. Меры эти оказались излишними: противник исчез, итальянская армия уже ушла на юг, перевалив через высоту Магдала, где в 1868 г. закончилась английская экспедиция. [74]
Ген. Далл'Ора сосредоточил к 17 апреля поблизости от Кворам автомобильную колонну.
Все назначенные к наступлению войска были сосредоточены там к 24 апреля. Кроме дивизии «Сабауда» и различных прикомандированных частей, они состояли из одного батальона дивизии милиции «3 января», трех (легких и средних) моторизованных артиллерийских дивизионов и саперного батальона. Вместе с моторизованными войсковыми транспортными средствами число машин здесь доходило до 1600.
Когда маршал Бадольо 20 апреля прибыл со своим штабом на самолете в Дессие, стало ясно, что противник не использовал в качестве оборонительной позиции гор, возвышающихся к юго-западу невдалеке от Дессие. Днем позже последний участок дороги должен был быть готов, поэтому маршал отдал приказ провести подготовку автомобильной колонны к наступлению и назначил начало операций на 24 апреля. Предполагалось продвигаться вперед по двум дорогам, а именно: справа по горной тропе через Доба (сх. 20) ген. Ваккаризи с 1-й Эритрейской бригадой, одним кавалерийским дивизионом, одним дивизионом горной артиллерии; слева в авангарде один [75] пехотный эшелон, состоящий из одной группы эритрейских батальонов и одного дивизиона горной артиллерии; за авангардом автомобильный эшелон, на который теперь была посажена также 2-я Эритрейская бригада. Всего, таким образом, в отряде было 10000 белых и цветных солдат с одиннадцатью батареями и одним эскадроном быстроходных танков. Марш был построен таким образом, чтобы в районе перевалов Доба Термабер, где противник мог обороняться, все три группы могли действовать совместно. Если бы, однако, здесь боя не произошло, то предполагалось выслать вперед автомобильный эшелон, чтобы он, перегнав идущую впереди пехоту, уже к 1 мая очутился перед Аддис-Абебой, куда оба пехотных эшелона должны были прибыть между 4 и 5 мая.
В действительности одному шведскому офицеру было поручено организовать сопротивление наступающему противнику, но подчиненные ему абиссинцы или вовсе не явились, или разбежались. Сопротивление было оказано лишь частичное. Части под командой ген. Ваккаризи совершали дневные переходы в горах до 40 км. Продовольствие для них сбрасывалось с самолетов. Автомобильному эшелону удалось до 30-го перегнать пехоту с большими трудностями. Пришлось не менее 22 раз переходить вброд реки и болота. Переходы обеспечивались саперным батальоном под командой подполк. Канилья.
1 мая эшелон стоял у подошвы перевала Термабер, возвышающегося в бесчисленных извилинах от 1350 м над уровнем моря до горного плато высотою 3150 м. Под непрерывным дождем войскам пришлось производить здесь большие земляные работы и даже возводить исполинские опорные стены. Очень медленно, поодиночке проходили автомобили через перевал. Лишь 4 мая весь эшелон снова построился по ту сторону перевала. В этот день пехотные части обеих колонн подходили к Аддис-Абебе, откуда пришла весть о бегстве императора и о грабежах в городе. Однако маршал Бадольо не решился одними этими частями войти в город. Автомобильный эшелон, пройдя за 36 час. 120 км пути, прибыл 5 мая после полудня в столицу, после чего последовало торжественное вступление армии.