Содержание
«Военная Литература»
Военная история

6. Развертывание сил

Одновременно с подготовкой района развертывания за морем полным ходом шла подготовка развертывания сил: сперва посылались войсковые части, необходимые только для обеспечения и пополнений; в больших количествах посылались средства снабжения; с июля непрерывным потоком стала прибывать армия. Много пришлось потрудиться генеральному штабу для того, чтобы приноровить весь аппарат транспорта к африканским условиям. Главнейшими исполнительными органами по этой части являлись комендантства двух главнейших портов Италии — Генуи и, в большей степени, Неаполя, где командовал ген. Кавандоли. Отдельные транспорты отправлялись также из Бари, Таранта, Мессины, Ливорно и Кальяри. Погрузочные комиссии в этих портах и разгрузочные [27] комиссии в Восточной Африке руководили переходом с суши на корабли и обратно.

Суда для этого приходилось брать из торгового флота, но они оказались мало приспособленными для массового транспорта, вследствие того что эмиграция за последние годы сократилась и они были в запущенном виде. Вначале достаточно было перешедших на консервацию пароходов, но в дальнейшем пришлось снять с пароходных линий обслуживающие их суда, в том числе крупные пассажирские пароходы. С февраля 1935 г. до февраля 1936 г. всего было зафрахтовано 93 парохода с общим тоннажем в 725171 т, не считая 34 судов, взятых для обслуживания воздушного ведомства, и 16 судов для морского флота, зафрахтованных ими для собственных надобностей. Собственных перевозочных средств итальянского торгового флота нехватало, поэтому за границей было закуплено 12 пассажирских пароходов, общим тоннажем около 140000 т, а также и грузовые пароходы. Приспособление судов для транспорта войск происходило на государственных и частных верфях, по указаниям военного флота, который назначал на каждое судно коменданта и небольшой военный гарнизон. Работы по приспособлению судов производились с величайшей поспешностью: в один из месяцев, например, было оборудовано 90 пароходов. Вследствие долгих морских переездов в тропическом климате войска нельзя было перевозить вместе с животными. Провозоспособность транспорта постепенно увеличивалась: так, в феврале было перевезено 5890 человек, 400 животных, 82 автомобиля; в сентябре 1935 г. 51 743 человека, 22166 животных, 660 автомобилей, а с февраля 1935 г. до февраля 1936 г. 360000 человек (включая рабочих), 30000 животных, 6500 автомобилей и 3 млн. т снаряжения. Доля Италии в общем транспорте, прошедшем через Суэцкий канал, которая составляла в 1934 г. 6,81%, возросла в 1935 г. до 19%, при максимуме в 28% в сентябре того же года.

Из Массауа, от убийственного климата прибрежья, выгружавшиеся войска немедленно перевозили грузовиками. После того как люди привыкали к разреженному воздуху плоскогорья, их постепенно переводили к границе, с тем чтобы не только проходить военное обучение, но и участвовать в дорожном строительстве и в охране границы. Приведение в боевую готовность первых находившихся в Эритрее в начале августа 1935 г. [28] частей показано на схеме 2. Начиная с сентября оно значительно усилилось. В Сомали ген. Грациани, учитывая, по всей вероятности, климатические условия, передвигал к фронту главным образом цветные войска, дивизию же «Пелоритана» оставил в тылу.

Развертывание итальянских сил не встречало сопротивления со стороны абиссинцев. В Тигрэ абиссинскими войсками командовал рас Сейюм, база которого находилась в Адуа. Этот рас слыл опасным противником.

В Огадене абиссинцы укрепили посты на реках, протекавших в сторону итальянских владений, в особенности на Уэби Шебели и на Фафан; между этими реками они укрепили отдельные колодцы. Особенно сильно, видимо, была укреплена линия Уадере, Герлогуби, Горахей. Уже тогда английские наблюдатели, замечали, что абиссинцы не доверяли вождям племен расположенных между этой линией и р. Шебели. [29]

В то время как в Эритрее маребская граница совершенно четко разделяла обе враждебные армии, в Сомали фронт обозначался линиями колодцев. В районе Уал-Уал войска противников сходились вплотную, далее же к югу и к юго-западу, у Мустогиля и Доло, итальянский фронт несколько отходил назад. В особенно угрожаемый район Горахей в качестве надежного начальника рас Насибу послал герасмача Афеворка. Главные силы абиссинской армии все еще не были мобилизованы, не говоря уже о том, что развертывание и не начиналось. Негус, объявив мобилизацию, дал итальянцам недостававший повод к началу военных действий.

К этому времени сезон дождей прошел. [30]

Дальше