5. Организация районов развертывания
Чтобы ввести в дело крупные массы итальянской армии в Восточной Африке, потребовалась основательная организация обоих районов развертывания. Оборону войск против преждевременного наступления из Абиссинии надлежало предусмотреть путем устройства пограничных укреплений. В Эритрее план постепенного усиления пограничной позиции разработан был полк. Форджиеро. Но гораздо сложнее по своему объему [21] были работы, потребовавшиеся для того, чтобы подвести войска к границе, подготовить их к военным действиям и содержать их. Все эти работы можно было выполнить только с помощью большого числа рабочих. Вскоре пришлось убедиться в том, что среди местного, привыкшего к климату, населения можно было найти лишь незначительное количество рабочей силы, хотя в стране была введена своего рода трудовая повинность. Вспомогательные средства из нейтральных областей вскоре совсем перестали поступать; не оставалось ничего другого, как привлечь к работам в Сомали, отличающемся своим нездоровым климатом, рабочих-итальянцев. Ими выполнялись, часто за весьма высокую заработную плату, не только специальные работы, но и дорожное строительство, разгрузка судов и всякие другие, очень изнурительные работы. До июля 1935 г. в Африке уже было занято 30000 человек из метрополии; к концу войны число белых рабочих достигло 100000 человек, при общей численности армии в 400000 человек. В общем переселенческое управление, которому поручено было дело вербовки рабочих, переправило в Африку более 130000 рабочих.
Работы им пришлось выполнять на территории, простиравшейся от берега моря до фронта. У моря они работали по заданиям морского флота, на суше по заданиям армии. Воздушный флот сам заботился об удовлетворении своей потребности в рабочей силе. Высшее командование заранее разработало основной план снабжения фронта всем потребным для него на длительный срок. В основу этого плана положены были суточный подвоз 3000 т грузов и доставка воды по 10 л на человека и по 20 л на животное (суточная потребность в Эритрее).
Для того чтобы осуществить такое снабжение, необходимо было подготовить средства выгрузки. В этом отношении единственной подходящей гаванью в Эритрее являлась Массауа. С этой целью незначительная по своим размерам гавань, обслуживавшая до тех пор весьма слабую торговлю с месячным оборотом в 2000 т, т. е. по 80 т в сутки, должна была быть перестроена и приноровлена к нуждам громадного грузооборота со всем потребным для этой цели оборудованием в виде пристаней, разгрузочных набережных, складочных мест и пакгаузов, подъездных путей и пр. Не вполне понятно, почему это дело было поручено военному флоту лишь в июне 1935 г. [22]
К этому времени порт оказался основательно забитым. Для разгрузки 18 судов, стоявших на рейде, требовалось в среднем 6 дней и 18 дней, если груз состоял из животных и боеприпасов. После того как дело разгрузки перешло в руки морского флота, до августа удалось снизить сроки разгрузки до 1–2 дней для войск и 7 дней для боеприпасов, несмотря на то, что число судов на рейде достигало теперь в среднем 50. Это сделалось возможным благодаря тому, что наряду с увеличением гавани Массауа в качестве подсобных портов использованы были расположенные невдалеке новые разгрузочные площадки (Аркико и Дакилия). Уже в то время выгрузка доходила до 2500 т в сутки. Она продолжала увеличиваться и дальше. Дело снабжения водой также взял на себя морской флот со своими кораблями-цистернами и пароходом, приспособленным к дестилляции морской воды. В дальнейшем было создано на суше дестилляционное оборудование с суточной производительностью в 7500 т.
Еще два других судна с рефрижераторами помогли быстро растущему населению переносить трудности местного климата. В несколько меньшем масштабе те же мероприятия были проведены морским флотом в Ассабе.
На побережье Сомали вообще не существовало настоящей гавани. Пароходы вынуждены были отстаиваться на рейде Могадишо, подвергаясь действиям муссона; главный город Сомали выбран был разгрузочной базой, хотя производительность ее составляла всего несколько тонн в сутки. В мае 1935 г. разгрузка каких-нибудь 10 пароходов на рейде (средняя посещаемость этого порта) тянулась бесконечное время. Военный флот добился того, что здесь в сутки стали разгружать 2000 т грузов с 25 судов в среднем, причем время стоянки судов с войсками снижено было до 10 суток, а со снаряжением до 20 суток. Кроме того, по обе стороны Могадишо на открытом берегу Индийского океана между Оббия и Кизимайо устроено было пять новых вспомогательных разгрузочных пунктов с суточной производительностью в общем 500 т. Единственная не подвергающаяся действию муссона новая гавань Бендер Кассим в Аденском заливе, в самой северной части Сомали, не могла быть надлежащим образом использована вследствие отдаленности ее от района военных операций. Кроме того, все эти пункты приходилось снабжать водой. [23]
Для руководства всеми работами между побережьем и фронтом в Эритрее военное командование нашло в лице ген. Далл'Ора, назначенного главным интендантом, вполне подходящего человека. Посланный в начале января 1935 г. с небольшим штабом в разведку, он в апреле развернул свою деятельность в широком масштабе. Для перевозки на фронт войск и снаряжения, выгружаемых с пароходов, нехватало транспорта.
Единственная шедшая из Массауа через Асмару железная дорога, протяженностью в 120 км, обслуживалась до сих пор всего 4 парами поездов в неделю, причем переезд продолжался 6 час., так как паровозу от равнины у Красного моря приходилось преодолевать крутой подъем в 2000 м с резкими поворотами; вдобавок, эта железная дорога располагала скудным оборудованием. Отчасти путем перестройки, отчасти путем введения новых моторных вагонов до середины июня 1935 г. дорога была улучшена, и в день шло 7 пар поездов, совершавших рейс за 3 часа.
Кроме того, началась постройка подвесной дороги от местности Гинда, с помощью которой преодолевался подъем на плоскогорье. Предполагавшееся первоначально продление этой дороги до Массауа, которое, повидимому, так и не было осуществлено, должно было довести суточную транспортную производительность до 60 т.
Обе эти дороги должны были перевозить на первых порах лишь третью часть транспортируемых грузов; все остальное должно было перевозиться гужевым транспортом. Но для этого совершенно недостаточна была существовавшая сеть дорог, ибо единственной автомобильной дорогой из Массауа в Асмару можно было пользоваться для движения в одну сторону.
Второй важной задачей ген. Далл'Ора была постройка дорожной сети; по плану, к октябрю 1935 г. должно было быть готово 814 км, что, однако, к сроку выполнено не было. Помимо большой гудронированной автомобильной дороги, снабженной искусственными сооружениями и шедшей из Массауа через Нефасит в Асмару, и вспомогательной дороги, шедшей в обход также от моря до столицы Эритреи, предполагалось построить 4 параллельных дороги, частью, правда, пригодных только для повозок и верблюдов; эти дороги должны были служить путями наступления из района Асмара до границы и связываться между собой двумя рокадными [24] дорогами. Далее ген. Далл'Ора построил водосборные бассейны и водопроводы, вырыл колодцы, оборудовал места расквартирования для войск между Асмарой и границей и устроил на возвышенной равнине к востоку от Асмары большой лагерь для акклиматизации; затем он заботился об устройстве стационарных рефрижераторов, о снабжении охладительными приспособлениями и водяными цистернами железной дороги и дорожного транспорта. До начала военных действий генерал осуществил порученное ему дело, доведя суточную производительность транспорта до 3000 т; позднее он довел эту производительность до 5000 т.
В Сомали из Могадишо внутрь страны вела только одна ширококолейная железная дорога длиной в 120 км, Дорога эта доходила до Вилладжио Дука дельи Абруцци. Позднее эта дорога, перестроенная на колею в 60 см, была продолжена до Було Бурти. По этой дороге вначале ходили ежедневно только 4 поезда с полезной грузоподъемностью в 50 т каждый; поезда обслуживались локомотивами, работавшими на нефти. Из Було Бурти грузы перевозились в глубь страны на автомобилях. Так как здесь не приходилось преодолевать подъемы различного уровня, как в Эритрее, то можно было обойтись без больших искусственных сооружений. При огромных расстояниях, с которыми здесь приходилось иметь дело (так, например, от Бендер Кассима до Рокка Литтория 800 км, от Могадишо до Беслет Уэн 365 км, от Могадишо до Луг Ферранди 420 км), особенно важное значение имело то, что значительную часть года автомобильный транспорт мог переезжать по неукрепленным путям.
В Сомали редко встречается каменистая почва, и в связи с этим трудно раздобыть материал для дорожного строительства. Сомалийская «красная земля» сохраняется довольно твердой во все времена года, зато «белая земля» в сухое время года превращается в тончайшую пыль, проникающую всюду. Затрачивая чрезвычайно много сил, водитель вынужден водить машину обычно на первой скорости, не больше 10 км в час, при весьма большом расходе горючего. В дождливое время года «белая земля» становится еще хуже: образуется скользкая грязь, заполняющая все колеи. Чтобы преодолеть 1 км пути, приходится тратить от 4 до 6 час. Когда рабочих рук нехватало, чтобы начать постройку прочных дорог, приходилось ограничиваться подъездами [25] к фронту и подобной же рокадной связью позади фронта, в остальном же приходилось устраиваться при помощи гусеничных тягачей, хорошо преодолевавших песчаные и болотистые участки дороги.
В обеих колониях следовало наладить широкую сеть связи. Для этого морской флот использовал радиооборудование, приданное связи еще в мирное время. Морской флот располагал двумя крупными радиостанциями в Асмаре и Могадишо и, кроме того, 32 постами, раскинутыми по всей стране. За время кампании число их было доведено почти до 50, причем практиковалась система перенесения радиостанций вслед за продвигающимися войсками; ежемесячная производительность этих станций к концу кампании достигла 6000000 слов, тогда как в мирное время она едва достигала 200000 слов. В мае 1935 г. глава правительства приказал установить радио-телефонную связь с Римом. Станция Асмара включилась в эту связь с 23 августа того же года; что же касается Могадишо, то этой станции удалось установить радио-телефонную связь с Римом лишь к концу войны.
Устройство телефонной и радиосвязи между частями войск входило в обязанности инженерной службы.
Военно-воздушным силам тоже надлежало совершить большую работу для подготовки района развертывания. К началу напряженных отношений между сторонами аэродромы имелись в Эритрее только на побережье, в Массауа и Ассабе, внутри же страны у Асмары.
В Сомали в Могадишо имелся прибрежный аэродром. Внутри страны был аэродром в Рокка Литторио. Теперь были еще устроены большой центральный аэродром у Гура (в 35 км южнее Асмары), который вследствие незначительного противодействия предполагалось основательно занять на продолжительное время, и три выдвинутых к границе небольших аэродрома. Далее, в Сомали оборудована была посадочная площадка у Бур Акаба (между Могадишо и Луг Ферранди). Кроме того, начато было устройство вспомогательных посадочных площадок, которые вследствие особенностей местности гораздо легче было найти в Сомали, чем в Эритрее. В начале войны всего было налицо 26 вспомогательных посадочных площадок, а к концу 29 аэродромов и посадочных площадок на севере и 59 в Сомали. Так как площадки нуждались в уходе, особенно в дождливое время года, то работы на них было очень много. Для [26] военно-воздушных сил было перевезено 250000 т материалов в 50 пароходных рейсах.
Для своих нужд в портах военно-воздушное управление выстроило свои собственные пристани, у которых возникли целые поселки. Было построено 1200 сараев и бараков; уложено 80 км узкоколейных путей, оборудовано 400 вагонов для узкоколейной дороги, 40 локомобилей, 500 водяных цистерн, 60 электромоторов и доставлено на театр военных действий 1700 машин для получения электроосветительной энергии. Огромное количество горючего военно-воздушное управление получало из колоссальных запасов, свезенных интендантством в гавани и на многочисленные склады, расположенные в прифронтовой полосе.
В противоположность всем этим мероприятиям, подготовительные работы в районе развертывания на абиссинской стороне были значительно беднее. Попытка построить дорогу в сторону Судана для связи с заграницей так и осталась неосуществленной. В Огадене, пограничной с Сомали области, начато было строительство автомобильных дорог, в особенности в северной части, где рас Насибу, под руководством Вехиб-паши, подготовлял перевозку войск на автомобилях. Одновременно между Харраром и итальянской границей начаты были работы по постройке ряда эшелонированных позиций. В передней части области были укреплены колодцы; кроме того, установлены были головные посты телефонной и радиосвязи.