Содержание
«Военная Литература»
Военная история

5. Организация районов развертывания

Чтобы ввести в дело крупные массы итальянской армии в Восточной Африке, потребовалась основательная организация обоих районов развертывания. Оборону войск против преждевременного наступления из Абиссинии надлежало предусмотреть путем устройства пограничных укреплений. В Эритрее план постепенного усиления пограничной позиции разработан был полк. Форджиеро. Но гораздо сложнее по своему объему [21] были работы, потребовавшиеся для того, чтобы подвести войска к границе, подготовить их к военным действиям и содержать их. Все эти работы можно было выполнить только с помощью большого числа рабочих. Вскоре пришлось убедиться в том, что среди местного, привыкшего к климату, населения можно было найти лишь незначительное количество рабочей силы, хотя в стране была введена своего рода трудовая повинность. Вспомогательные средства из нейтральных областей вскоре совсем перестали поступать; не оставалось ничего другого, как привлечь к работам в Сомали, отличающемся своим нездоровым климатом, рабочих-итальянцев. Ими выполнялись, часто за весьма высокую заработную плату, не только специальные работы, но и дорожное строительство, разгрузка судов и всякие другие, очень изнурительные работы. До июля 1935 г. в Африке уже было занято 30000 человек из метрополии; к концу войны число белых рабочих достигло 100000 человек, при общей численности армии в 400000 человек. В общем переселенческое управление, которому поручено было дело вербовки рабочих, переправило в Африку более 130000 рабочих.

Работы им пришлось выполнять на территории, простиравшейся от берега моря до фронта. У моря они работали по заданиям морского флота, на суше — по заданиям армии. Воздушный флот сам заботился об удовлетворении своей потребности в рабочей силе. Высшее командование заранее разработало основной план снабжения фронта всем потребным для него на длительный срок. В основу этого плана положены были суточный подвоз 3000 т грузов и доставка воды по 10 л на человека и по 20 л на животное (суточная потребность в Эритрее).

Для того чтобы осуществить такое снабжение, необходимо было подготовить средства выгрузки. В этом отношении единственной подходящей гаванью в Эритрее являлась Массауа. С этой целью незначительная по своим размерам гавань, обслуживавшая до тех пор весьма слабую торговлю с месячным оборотом в 2000 т, т. е. по 80 т в сутки, должна была быть перестроена и приноровлена к нуждам громадного грузооборота со всем потребным для этой цели оборудованием в виде пристаней, разгрузочных набережных, складочных мест и пакгаузов, подъездных путей и пр. Не вполне понятно, почему это дело было поручено военному флоту лишь в июне 1935 г. [22]

К этому времени порт оказался основательно забитым. Для разгрузки 18 судов, стоявших на рейде, требовалось в среднем 6 дней и 18 дней, если груз состоял из животных и боеприпасов. После того как дело разгрузки перешло в руки морского флота, до августа удалось снизить сроки разгрузки до 1–2 дней для войск и 7 дней для боеприпасов, несмотря на то, что число судов на рейде достигало теперь в среднем 50. Это сделалось возможным благодаря тому, что наряду с увеличением гавани Массауа в качестве подсобных портов использованы были расположенные невдалеке новые разгрузочные площадки (Аркико и Дакилия). Уже в то время выгрузка доходила до 2500 т в сутки. Она продолжала увеличиваться и дальше. Дело снабжения водой также взял на себя морской флот со своими кораблями-цистернами и пароходом, приспособленным к дестилляции морской воды. В дальнейшем было создано на суше дестилляционное оборудование с суточной производительностью в 7500 т.

Еще два других судна с рефрижераторами помогли быстро растущему населению переносить трудности местного климата. В несколько меньшем масштабе те же мероприятия были проведены морским флотом в Ассабе.

На побережье Сомали вообще не существовало настоящей гавани. Пароходы вынуждены были отстаиваться на рейде Могадишо, подвергаясь действиям муссона; главный город Сомали выбран был разгрузочной базой, хотя производительность ее составляла всего несколько тонн в сутки. В мае 1935 г. разгрузка каких-нибудь 10 пароходов на рейде (средняя посещаемость этого порта) тянулась бесконечное время. Военный флот добился того, что здесь в сутки стали разгружать 2000 т грузов с 25 судов в среднем, причем время стоянки судов с войсками снижено было до 10 суток, а со снаряжением до 20 суток. Кроме того, по обе стороны Могадишо на открытом берегу Индийского океана между Оббия и Кизимайо устроено было пять новых вспомогательных разгрузочных пунктов с суточной производительностью в общем 500 т. Единственная не подвергающаяся действию муссона новая гавань Бендер Кассим в Аденском заливе, в самой северной части Сомали, не могла быть надлежащим образом использована вследствие отдаленности ее от района военных операций. Кроме того, все эти пункты приходилось снабжать водой. [23]

Для руководства всеми работами между побережьем и фронтом в Эритрее военное командование нашло в лице ген. Далл'Ора, назначенного главным интендантом, вполне подходящего человека. Посланный в начале января 1935 г. с небольшим штабом в разведку, он в апреле развернул свою деятельность в широком масштабе. Для перевозки на фронт войск и снаряжения, выгружаемых с пароходов, нехватало транспорта.

Единственная шедшая из Массауа через Асмару железная дорога, протяженностью в 120 км, обслуживалась до сих пор всего 4 парами поездов в неделю, причем переезд продолжался 6 час., так как паровозу от равнины у Красного моря приходилось преодолевать крутой подъем в 2000 м с резкими поворотами; вдобавок, эта железная дорога располагала скудным оборудованием. Отчасти путем перестройки, отчасти путем введения новых моторных вагонов до середины июня 1935 г. дорога была улучшена, и в день шло 7 пар поездов, совершавших рейс за 3 часа.

Кроме того, началась постройка подвесной дороги от местности Гинда, с помощью которой преодолевался подъем на плоскогорье. Предполагавшееся первоначально продление этой дороги до Массауа, которое, повидимому, так и не было осуществлено, должно было довести суточную транспортную производительность до 60 т.

Обе эти дороги должны были перевозить на первых порах лишь третью часть транспортируемых грузов; все остальное должно было перевозиться гужевым транспортом. Но для этого совершенно недостаточна была существовавшая сеть дорог, ибо единственной автомобильной дорогой из Массауа в Асмару можно было пользоваться для движения в одну сторону.

Второй важной задачей ген. Далл'Ора была постройка дорожной сети; по плану, к октябрю 1935 г. должно было быть готово 814 км, что, однако, к сроку выполнено не было. Помимо большой гудронированной автомобильной дороги, снабженной искусственными сооружениями и шедшей из Массауа через Нефасит в Асмару, и вспомогательной дороги, шедшей в обход также от моря до столицы Эритреи, предполагалось построить 4 параллельных дороги, частью, правда, пригодных только для повозок и верблюдов; эти дороги должны были служить путями наступления из района Асмара до границы и связываться между собой двумя рокадными [24] дорогами. Далее ген. Далл'Ора построил водосборные бассейны и водопроводы, вырыл колодцы, оборудовал места расквартирования для войск между Асмарой и границей и устроил на возвышенной равнине к востоку от Асмары большой лагерь для акклиматизации; затем он заботился об устройстве стационарных рефрижераторов, о снабжении охладительными приспособлениями и водяными цистернами железной дороги и дорожного транспорта. До начала военных действий генерал осуществил порученное ему дело, доведя суточную производительность транспорта до 3000 т; позднее он довел эту производительность до 5000 т.

В Сомали из Могадишо внутрь страны вела только одна ширококолейная железная дорога длиной в 120 км, Дорога эта доходила до Вилладжио Дука дельи Абруцци. Позднее эта дорога, перестроенная на колею в 60 см, была продолжена до Було Бурти. По этой дороге вначале ходили ежедневно только 4 поезда с полезной грузоподъемностью в 50 т каждый; поезда обслуживались локомотивами, работавшими на нефти. Из Було Бурти грузы перевозились в глубь страны на автомобилях. Так как здесь не приходилось преодолевать подъемы различного уровня, как в Эритрее, то можно было обойтись без больших искусственных сооружений. При огромных расстояниях, с которыми здесь приходилось иметь дело (так, например, от Бендер Кассима до Рокка Литтория — 800 км, от Могадишо до Беслет Уэн — 365 км, от Могадишо до Луг Ферранди — 420 км), особенно важное значение имело то, что значительную часть года автомобильный транспорт мог переезжать по неукрепленным путям.

В Сомали редко встречается каменистая почва, и в связи с этим трудно раздобыть материал для дорожного строительства. Сомалийская «красная земля» сохраняется довольно твердой во все времена года, зато «белая земля» в сухое время года превращается в тончайшую пыль, проникающую всюду. Затрачивая чрезвычайно много сил, водитель вынужден водить машину обычно на первой скорости, не больше 10 км в час, при весьма большом расходе горючего. В дождливое время года «белая земля» становится еще хуже: образуется скользкая грязь, заполняющая все колеи. Чтобы преодолеть 1 км пути, приходится тратить от 4 до 6 час. Когда рабочих рук нехватало, чтобы начать постройку прочных дорог, приходилось ограничиваться подъездами [25] к фронту и подобной же рокадной связью позади фронта, в остальном же приходилось устраиваться при помощи гусеничных тягачей, хорошо преодолевавших песчаные и болотистые участки дороги.

В обеих колониях следовало наладить широкую сеть связи. Для этого морской флот использовал радиооборудование, приданное связи еще в мирное время. Морской флот располагал двумя крупными радиостанциями в Асмаре и Могадишо и, кроме того, 32 постами, раскинутыми по всей стране. За время кампании число их было доведено почти до 50, причем практиковалась система перенесения радиостанций вслед за продвигающимися войсками; ежемесячная производительность этих станций к концу кампании достигла 6000000 слов, тогда как в мирное время она едва достигала 200000 слов. В мае 1935 г. глава правительства приказал установить радио-телефонную связь с Римом. Станция Асмара включилась в эту связь с 23 августа того же года; что же касается Могадишо, то этой станции удалось установить радио-телефонную связь с Римом лишь к концу войны.

Устройство телефонной и радиосвязи между частями войск входило в обязанности инженерной службы.

Военно-воздушным силам тоже надлежало совершить большую работу для подготовки района развертывания. К началу напряженных отношений между сторонами аэродромы имелись в Эритрее только на побережье, в Массауа и Ассабе, внутри же страны — у Асмары.

В Сомали в Могадишо имелся прибрежный аэродром. Внутри страны был аэродром в Рокка Литторио. Теперь были еще устроены большой центральный аэродром у Гура (в 35 км южнее Асмары), который вследствие незначительного противодействия предполагалось основательно занять на продолжительное время, и три выдвинутых к границе небольших аэродрома. Далее, в Сомали оборудована была посадочная площадка у Бур Акаба (между Могадишо и Луг Ферранди). Кроме того, начато было устройство вспомогательных посадочных площадок, которые вследствие особенностей местности гораздо легче было найти в Сомали, чем в Эритрее. В начале войны всего было налицо 26 вспомогательных посадочных площадок, а к концу — 29 аэродромов и посадочных площадок на севере и 59 в Сомали. Так как площадки нуждались в уходе, особенно в дождливое время года, то работы на них было очень много. Для [26] военно-воздушных сил было перевезено 250000 т материалов в 50 пароходных рейсах.

Для своих нужд в портах военно-воздушное управление выстроило свои собственные пристани, у которых возникли целые поселки. Было построено 1200 сараев и бараков; уложено 80 км узкоколейных путей, оборудовано 400 вагонов для узкоколейной дороги, 40 локомобилей, 500 водяных цистерн, 60 электромоторов и доставлено на театр военных действий 1700 машин для получения электроосветительной энергии. Огромное количество горючего военно-воздушное управление получало из колоссальных запасов, свезенных интендантством в гавани и на многочисленные склады, расположенные в прифронтовой полосе.

В противоположность всем этим мероприятиям, подготовительные работы в районе развертывания на абиссинской стороне были значительно беднее. Попытка построить дорогу в сторону Судана для связи с заграницей так и осталась неосуществленной. В Огадене, пограничной с Сомали области, начато было строительство автомобильных дорог, в особенности в северной части, где рас Насибу, под руководством Вехиб-паши, подготовлял перевозку войск на автомобилях. Одновременно между Харраром и итальянской границей начаты были работы по постройке ряда эшелонированных позиций. В передней части области были укреплены колодцы; кроме того, установлены были головные посты телефонной и радиосвязи.

Дальше