Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Подстрочные примечания
{1} «Мною шума из ничего», действие I, картина 1-я. Перевод Т. Щепкиной-Куперник (Прим. перев.)
{2} HMS (His Majesty Ship) — «Корабль Его Величества», официальный титул боевых кораблей Британского королевского флота. HMAS — «Австралийский Корабль Его Величества», то есть боевой корабль Австралийского королевского флота. (Прим. перев.)
{3} Поскольку описываемые в книге события происходили по другую сторону международной линии перемены дат, то для приведения в соответствие с гавайским временем нужно из всех приводимых дат вычитать единицу. (Прим. авт.)
{4} Hart, «Narrative of Events», p. 8.
{5} Ныне Калимантан. (Прим. перев.)
{6} Бортовые номера даются при первом упоминании корабля, катера или подлодки. Полный их список см. в конце книги.
{7} Из-за плохой погоды японские налеты на авиабазы вокруг Манилы (Кларк-фим, Иба и Николе), где была сосредоточена основная часть американской авиации на Филиппинах, начались только в 11:35 — через 8,5 часа после того, как в штабе Макартура получили известия об атаке Перл-Харбора. Таким образом, причиной столь быстрого уничтожения американских воздушных сил на Дальнем Востоке стала не внезапность нападения противника, а разгильдяйство собственного командования. (Прим. ред.)
{8} Вряд ли корректно сравнивать морские силы в одном конкретном регионе с суммарными силами противника на всем театре военных действий. Для операции против Филиппин японцы выделили всего лишь один авианосец — легкий «Рюдзё» и ни одного линкора («Конго» и «Харуна» базировались в Камрани и прикрывали высадку в Малайзии). (Прим. ред.)
{9} Имеется в виду легкий крейсер «Тромп» с полным водоизмещением в 4800 тонн и шестью 150-мм орудиями. (Прим. ред.)
{10} ABDA — Америка, Британия, Голландия и Австралия. (Прим. перев.)
{11} На подавляющем большинстве японских кораблей радары (как зенитные, так и артиллерийские) в то время тоже отсутствовали. (Прим. ред.)
{12} Точнее — на острове Таракан у восточного побережья Борнео (Прим. ред.)
{13} Чилачап — глубоководный порт на южном побережье Явы.
{14} На самом деле — по семь эсминцев в каждой. Однако четыре эсминца были выделены для сопровождения тяжелых крейсеров, поэтому в отряде «Дзинцу» было четыре эсминца, а в отряде «Нака» — шесть. (Прим. ред.)
{15} В военно-морском флоте США коммандер равен по рангу армейскому подполковнику или нашему капитану 2-го ранга. (Прим. перев.)
{16} Вопреки распространенному мнению, в сражении в Яванском море японская эскадра не имела решающего превосходства над силами союзников. Общее суммарное водоизмещение (приведенное к стандартному) кораблей ABDA составляло около 54 000 тонн, японской эскадры — 65 000 тонн, при этом японские крейсера были заметно более старой постройки, чем корабли союзников. На 20 японских 200-мм орудий и 14 140-мм орудий главного калибра приходилось 12 стволов 203-мм калибра и 25 орудий калибра 150—152 мм на кораблях союзников. Однако японцы имели решающее превосходство в миноносных силах, более новые эсминцы и более мощные торпеды, применение которых и решило исход сражения. (Прим. ред.)
{17} Eccles, «Java Sea Battle», p. 5.
{18} RAN — Королевский австралийский флот. (Прим. перев.)
{19} Нижеприведенный список требует некоторых комментариев. Во-первых, другие работы о войне на Тихом океане не упоминают потопление транспортов «Такусима-мару» и «Хораи-мару». Во-вторых, сами японцы говорят о повреждении в бою 28 февраля лишь двух эсминцев — «Сиракумо» и «Сикинами», причем через месяц эти корабли уже были отремонтированы и приняли участие в рейде в Индийский океан. Эсминец «Асагумо» был поврежден 27 февраля снарядом с эсминца «Электра» (погибло 4 человека). «Харукадзе» повреждений не получил, либо же они оказались незначительны, эсминца под названием «Кину» в составе японского флота не имелось. Тральщик W-2 постройки 1920 года имел водоизмещение 650 тонн и вооружался двумя 120-мм орудиями. Можно также добавить, что танкер «Цуруми» имел вместимость 6500 брт и был окончательно потоплен американской субмариной «Серо» 5 августа 1944 года. (Прим. ред.)
{20} Это была армейская плавбаза десантных средств «Рюдзё-мару» (она же «Синсю-мару») водоизмещением 9000 тонн, оснащенная десантными катерами и гидросамолетами. Японцы утверждают, что она была потоплена торпедой с эсминца «Фубуки». Судно затонуло на мелководье, позднее было поднято и вновь вступило в строй. Окончательно потоплено американской авиацией 5 января 1945 года в 40 милях от Токио. (Прим. ред.)
{21} 250 футов примерно равно 75 метрам. (Прим. перев.)
{22} Pig-boat, по аналогии с pig-board — клинообразной доской для серфинга (Прим. перев.)
{23} Корабль затонул утром 9 февраля, погибло 8 человек. (Прим. ред.)
{24} Hart, «Narrative of Events», p. 45.
{25} Ibid
{26} Ibid, p. 31.
{27} Ibid, р. 38.
{28} Австралийцы, как и англичане, называли свои береговые базы так же, как корабли.
{29} Софтбол — разновидность бейсбола. (Прим. перев.).
{30} Hart, «Narrative of Events», p. 65.
{31} Ibid, p. 65.
{32} Ibid, р. 68.
{33} Цифры для указания числа выпущенных торпед и числа целей экстраполированы из списка боевых походов подлодок, содержащегося в книге Клэя Блэйра «Бесшумная победа». Возможно, эти цифры занижены — но они достаточно близки к истине для иллюстрации потрясающих масштабов этой трагедии.
{34} Presidential Unit Citation — одна из официальных американских наград, присуждаемых боевому кораблю либо соединению. (Прим. ред.)
{35} В те времена право голоса в США предоставлялось с 21 года. (Прим. перев.)
{36} Так в оригинале. На самом деле передача Британии 50 эскадренных миноносцев в обмен на военные базы осуществлялась до вступления в действие закона о ленд-лизе и не имела никакого отношения к этой программе. (Прим. ред.)
{37} Согласно японским данным, было потоплено только три транспорта — «Сумануора-мару», «Куретаке-мару» и «Тацугами-мару». (Прим. ред.)
{38} Адмирал Томас Харт 14 февраля 1942 года был освобожден от обязанностей командующего Азиатским флотом и командующего военно-морскими силами ABDA и на следующий день отбыл в США. Ответственность за планирование этого фиаско лежит на его преемнике на посту в ABDA вице-адмирале Хельферихе.
{39} В этом доке он и был захвачен японцами в марте 1942 года, после чего отремонтирован и введен в строй как «Патрульный корабль № 102». После войны возвращен США, использовался как корабль-цель. (Прим. ред.)
{40} Крозе (см. далее) пишет, что торпедная стрельба американских эсминцев производилась с расстояния в 11000 метров. Карта сражения показывает, что эта атака была весьма нерешительной — американцы не сближались с японскими кораблями больше, чем голландские крейсера (до 8000 метров). Конечно же, попасть 533-мм торпедой в противника с такого расстояния можно было только чудом (для сравнения — погибший английский эсминец «Электра» приблизился к противнику на 4000 метров). Впрочем, Пол С. Далл утверждает, что задачей американских эсминцев в этой атаке был поиск транспортов, С Э. Морисон о ее целях говорит крайне неопределенно, а С. Роскилл вообще о ней не упоминает. В любом случае после израсходования торпед (сначала американцы стреляли правым бортом, а затем, уже после поворота на обратный курс, — левым) эсминцы были отправлены Доорманом в Сурабаю и в последней, самой трагической, фазе боя участия не приняли. (Прим. ред.)
{41} «Эдсолл» был переоборудованным эсминцем «четырехтрубного» типа. (Прим. ред.)
{42} 23 мая 1946 года корабль был исключен из состава ВМС США и впоследствии использован как мишень. (Прим. ред.)
{43} Фактически они начали операцию даже на два часа раньше удара по Перл-Харбору. См.: Можейко И. В. Западный ветер — ясная погода. M.: Наука, 1984. С. 68. (Прим. перед.)
{44} 227 килограммов. (Прим. ред.)
{45} Город в Китае, часть «трехградья» Ухань. (Прим. персв.).
{46} Официально лодка была подарена чунцинскому правительству Китая только в марте 1942 года. Была переименована в «Мей-Юань», находилась в строю до 1966 года. (Прим. ред.)
{47} В марте 1942 года лодка «заочно» была подарена американским правительством Китаю, после войны (в 1946 году) переименована в «Тай-Юань», находилась в строю до 1966 года. (Прим. ред.).

{48} Glassford, «Narrative of Events», p. 30—33.

{49} На самом деле лодка, в японском флоте называвшаяся «Карацу», 3 марта 1942 года была торпедирована американской субмариной «Нарвал» возле Минданао, отбуксирована в Манилу и там сдана на слом. По крайней мере, в приложении к книге Т. Роско «Американские подводные лодки во Второй мировой войне», которую автор использовал в качестве одного из основных источников информации, эта канонерка числится на счету «Нарвала». (Прим. ред.)
{50} Позднее был поднят японцами и в апреле 1943 года введен в строй как «патрульный корабль № 103». (Прим. ред.)
{51} 3-я эскадра торпедных катеров была единственным подразделением Азиатского флота, постоянно действующим как единая боевая часть. По этой причине в первую часть данной книги включена вся история 3-й эскадры торпедных катеров во Второй мировой войне.
{52} Напоминаем: младший лейтенант в американском флоте соответствует старшему лейтенанту отечественного флота. (Прим. ред.)
{53} Судя по всему, это был вспомогательный тральщик «Бансю-мару № 52» вместимостью 234 брт, числящийся погибшим на мине в бухте Субик-бей 20 января 1942 года. (Прим. ред.)
{54} С. Э. Морисон в книге «Восходящее солнце над Тихим океаном» (1950 г.) об этой операции пишет следующее: «В ночь на 1 февраля противник пытался высадиться в юго-восточной части полуострова Батаан. Эта высадка была обнаружена и отражена истребителями Р-40 и торпедными катерами лейтенанта А. Балкли. Самолеты армии потопили пять барж, груженных войсками, а торпедные катера — еще три баржи и, кроме того, повредили эскадренный миноносец прикрытия, атакованный торпедами». Далее Морисон дает следующий нелицеприятный комментарий к действиям катеров: «Торпедные катера ничего существенного не сделали в эту кампанию, в каждом бою они скорее выходили из строя, чем пополняли его. Два крейсера и два больших торговых корабля, которые они числили своими жертвами, фактически были не только не потоплены, но даже не повреждены». (Прим. ред.)
{55} Крейсер «Кума», шедший в сопровождении авиатранспорта и двух эсминцев с войсками в Панау, получил повреждение носовой части от близкого разрыва одной торпеды. (Прим. ред.)
{56} Около 6 километров. (Прим. перев.)
{57} Следует заметить, что бомбометанием с указанной высоты невозможно достичь «убийственной меткости» — чем выше находится самолет, тем больше рассеивание бомб. (Прим. ред.)
{58} Около 1500 метров. (Прим. перев.)
{59} Sackett, «The History of the USS Canopus», p. 8.
{60} Никакие международные конвенции не ограничивают применение дроби, поскольку ее убойная мощность чрезвычайно мала. Возможно, здесь имелся в виду охотничий жакан — пули с крестообразными насечками, известные также как «дум-дум». (Прим. ред.)
{61} Прозвище американских морских пехотинцев. (Прим. перев.)
{62} Для «осады» Батаана на это время были оставлены весьма незначительные силы — отряд Кимура (часть 16-й пехотной дивизии — 20-й полк и два батальона), 65-я пехотная бригада, отряд Такахаси (9-й пехотный полк и 8-й полк тяжелой полевой артиллерии) и 7-й танковый полк общей численностью около 25 тысяч человек, в то время как на Батаане находился 80-тысячный гарнизон. Элитная 48-я пехотная дивизия была переброшена японцами для захвата Явы. Лишь с конца февраля сюда начали прибывать части 4-й пехотной дивизии и 240-мм осадная артиллерия. (Прим. ред.)
{63} Sackett, «The History of the USS Canopus», p. 17—18.
{64} Если высадка в этом районе ожидалась с самого начала войны, то совершенно непонятно, почему у входа в залив Лингаен не было организовано постоянное патрулирование соединения субмарин, а единственная дозорная лодка не получила вовремя замены. (Прим. ред.)
{65} Около 27 метров. (Прим. перев.)
{66} Это были легкий авианосец «Рюдзё», легкий крейсер «Дзинцу», 4 эсминца и несколько транспортов, 25 декабря высадившие на Холо так называемый отряд Сакагути — 56-ю смешанную пехотную группу 16-й армии численностью около батальона. (Прим ред.)
{67} В числе высадившихся на Холо войск не было зенитно-артиллерийских подразделений, да и вряд ли можно было расставить зенитки по холмам за несколько часов. Возможно, японцы стреляли из захваченных ими американских орудий. (Прим. ред.)
{68} Это были девять палубных «Зеро» из авиагруппы «Рюдзё». (Прим. ред.)
{69} В ходе операции против Давао и Холо авиагруппа «Рюдзё» потерь не имела. (Прим. ред.)
{70} Утверждение о японском «контроле» над водами вокруг Холо иллюстрирует степень паники в американских штабах. Ближайшие к Холо японские морские и воздушные силы на этот момент находились более чем в 200 милях к востоку — в Давао на острове Минданао (высадка 20 декабря) — и не имели возможности контролировать огромную окружающую акваторию. (Прим. ред.)
{71} Моро — исповедующие ислам жители юга Филиппин. (Прим. перев.)
{72} Описанное поведение американцев невозможно назвать иначе, чем трусостью, ибо защищать местное население было обязанностью военнослужащих США, именно с этой целью американские войска присутствовали на Филиппинах. Но, пренебрегая как воинским долгом, так и элементарным чувством благодарности, летчики предпочли спасать собственную шкуру. Странно, что автор не видит в этом ничего постыдного. (Прим. ред.)
{73} На самом деле четырехмоторные летающие лодки S-42 использовались на дальних пассажирских авиалиниях — в частности, они совершали рейсы из Калифорнии на Филиппины. (Прим. ред.)
{74} 1 галлон равен примерно 4,5 литрам.
{75} Это были 16 (по П. Даллу — 15) транспортов в сопровождении легкого крейсера «Нака» и 10 эсминцев. (Прим. ред.)
{76} 23 января при дневном налете трех «летающих крепостей» были повреждены транспорты «Тацугами-мару» и «Нана-мару». Около полуночи голландская подводная лодка K-XVI11 потопила транспорт «Цуруга-мару», но затем сама была настигнута и потоплена эсминцем «Уранами» при помощи бортового гидросамолета с крейсера. Других потерь к моменту боевого столкновения японское соединение не имело. (Прим. ред.)
{77} Как упоминалось выше, «Цуруга-мару» погиб четырьмя часами ранее от торпеды с голландской субмарины. (Прим. ред.)
{78} Поведение японскою адмирала Нисимуры скорее свидетельствует о том, что он полностью сохранил хладнокровие и помнил о своей главной задаче: обеспечении высадки и защите транспортов — в частности, от подводных лодок, которых у союзников в этом районе теоретически имелся не один десяток. (Прим. ред.)
{79} Тем не менее «Нака» — единственный японский крейсер в этом районе — атаку субмарины даже не заметил. (Прим. ред.)
{80} Всего японские потери возле Баликпапана составили четыре транспорта — все они были перечислены ранее. (Прим. ред.)
{81} Поскольку японцы не использовали здесь своих подводных лодок, можно предположить, что эти транспорты подорвались на минах своего же оборонительного заграждения. (Прим. ред.)
{82} Первоначальные двадцать восемь PBY были усилены ещё одиннадцатью машинами из VP-22 и пятью голландскими.
{83} Японские войска высадились в Амбоне утром 31 января 1942 года, но гарнизон ABDA, состоявший из 2600 человек, капитулировал только 3 февраля. (Прим. ред.)
{84} 17 000 футов — примерно 5200 метров.
{85} В операции против Амбоины участвовало два авиатранспорта («Читозе» и «Мидзухо»), легкий крейсер «Дзинцу», 10 эсминцев, 5 тральщиков и два эскортных корабля, а также 11 транспортов. Однако к 5 февраля оба авиатранспорта уже покинули гавань Амбона. (Прим. ред.)
{86} Сумпитан — духовое ружье туземцев Индонезии. (Прим. псрев.)
{87} На самом деле в составе Ударного авианосного соединения вице-адмирала Кондо Нобутакэ имелось 4 авианосца («Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю») 2 тяжелых крейсера («Тоне» и «Тикума»), легкий крейсер «Абукума» и 7 эсминцев. Линейных кораблей в соединении Кондо не было, ближайшие к месту событий японские линкоры находились в Кендари на острове Целебес. (Прим. ред.)
{88} Последующее описание, скорее, демонстрирует непрофессионализм экипажа самолета, умудрившегося не заметить появления вражеских истребителей. (Прим. ред.)
{89} 2000 футов — около 600 метров, а 600 футов составляет порядка 180 метров. (Прим. перев.)
{90} Поскольку пароход «Флоренс Д» нес американский флаг и выполнял задание ВМС США, а лейтенант Томас Мурер принял командование над шлюпками со спасенными, то оставшиеся на берегу филиппинцы являлись его подчиненными, за которых он нес полную ответственность. Капитан последним покидает корабль — но будущий адмирал и председатель ОКНШ трусливо сбежал с острова, бросив своих раненых умирать. И опять автор книги не видит в этом ничего предосудительного. (Прим. ред.)
{91} Японцы признали потерю одной машины, по их утверждению, сбитой зенитками «Марблхэда». (Прим. ред.)
{92} Скрудж — персонаж «Рождественских рассказов» Чарльза Диккенса, скряга. (Прим. перев.).
{93} Хельферих сменил адмирала Томаса С. Харта на посту командующего ABDA 14 февраля 1942 года.
{94} Японцы не признают ни одного попадания в свои корабли на этой фазе боя. Все японские крейсера в последующие дни активно участвовали в поддержке своих десантных сил и в добивании остатков вражеского соединения. (Прим. ред.)
{95} Очевидно, союзники принимали за попадания своих снарядов постановку японцами дымовых завес — реально до поворота «Эксетера» ни один японский корабль не покинул строя. (Прим. ред.)
{96} Один 120-мм снаряд с «Электры» попал в легкий крейсер «Дзинцу», убив одного и ранив четырех человек. (Прим. ред.)
{97} Это был эсминец «Асагумо», вместе с «Минегумо» приблизившийся к американским кораблям на расстояние в три мили. Но во время этой атаки он получил лишь одно попадание — 120-мм снаряд с эсминца «Электра». (Прим. ред.)
{98} То есть на 9000 метров, в то время как предельная дальность американских 533-мм торпед Mark-14 составляла лишь 8200 метров на 32 узлах. (Прим. ред.)
{99} Сам того не ведая, Доорман вел союзные корабли на недавно поставленное минное заграждение. «Юпитер» подорвался на одной из этих мин.
{100} Перед тем как скрыться во тьме, японские крейсера дали в направлении противника залп из 12 торпед. Спустя 15 минут, показавшихся американским морякам едва ли не целым часом, эти торпеды нашли свою цель. (Прим. ред.)
{101} Всего в Яванской десантной операции был задействован 51 транспорт, высадка проводилась в трех местах — в заливе Бентам, возле Мерака и около Эретенветана. Высадку в бухте Бентам прикрывали тяжелые крейсера «Микума» и «Могами», легкий крейсер «Натори» и десять эсминцев, разбросанных на достаточно большом пространстве. Им противодействовали крейсера «Хьюстон» и «Перт», эсминец «Эдсол», а также 150-мм голландские береговые батареи и остатки авиации ABDA. (Прим. ред.)
{102} Это были тяжелые крейсера «Нати» и «Хагуро» под командованием адмирала Хагуро, сопровождавшиеся двумя эсминцами. (Прим. ред.)
{103} Это были однотипные с предыдущими «Миоко» и «Асигара» под командованием адмирала Такахаси, сопровождаемые еще двумя эсминцами. В ходе последующего боя японские корабли никаких повреждений не получили. (Прим. ред.)
{104} Факт исторически маловажный, но добавляющий к этой катастрофе прихотливый штрих: в последний момент с крейсера выпустили на волю нескольких уток, которых держали на главной палубе «Эксетера» близ кормы для снабжения капитанской столовой свежими яйцами. Спасающиеся вплавь моряки испытывали странную радость, видя как птицы шлепаются за борт и, весело крякая, быстро уплывают на север — явно направляясь к побережью Борнео.
{105} Японцы утверждают, что это были шесть одномоторных палубных самолетов с «Рюдзё». (Прим. ред.)
{106} Это делается для того, чтобы бомбы не взрывались на уже тонущем корабле при достижении установленной глубины, калеча оставшихся в воде моряков. (Прим. ред.)
{107} С. П. Лэнгли — американский исследователь. В 1890-х годах на средства Смитсонского института построил несколько удачных летающих моделей с паровым двигателем. В октябре 1903 года в присутствии военных испытывал самолет собственной конструкции «Аэродром», построенный на деньги Управления артиллерии и фортификации американской армии. Самолет должен был взлетать с катапультной установки, смонтированной на речной барже. Эксперимент закончился неудачей, однако в 1914 году известный авиаконструктор Г.Кертисс дооборудовал «Аэродром» Лэнгли, усилив его конструкцию, после чего тот совершил несколько успешных полетов. (Прим. ред.)
{108} Вице-адмирал Хельферих (Королевский флот Нидерландов) 14 февраля 1942 года сменил американского адмирала Томаса Харта на посту командующего военно-морскими силами ABDA. В то время американский вице-адмирал Уильям Глассфорд-младший (лишь недавно получивший это звание), оставался в штабе ABDA. Как командующий в Юго-Западной части Тихого океана он отвечал за передвижение всех военных судов США в данном районе боевых действий.
{109} «Си Уич» добралась до Чилачапа на Яве и выгрузила из своих трюмов грузовики и ящики с разобранными самолетами Р-40, которые вскоре попали в руки японцев. Сама же она скрылась из порта ночью 1 марта 1942 года и, сопровождаемая яхтой «Изабель», благополучно прибыла во Фримантл, Австралия.
{110} В оригинале книги дано ошибочное написание «William Van der Zaan». (Прим. ред.)
{111} Постоянные ссылки автора на недальнобойность корабельных зениток вызывают удивление. Как морской летчик, он должен был бы знать, что с высоты, недосягаемой для пушек калибром более 40 мм, бомбардировщик может попасть в корабль разве что по чистой случайности. (Прим. ред.)
{112} Старший радист Лиланд Э. Леонард при потоплении «Лэнгли» спасся, но погиб, когда потопили и «Пекос».
{113} «Лэнгли» был первым кораблем в ВМФ США с турбоэлектрической силовой установкой.
{114} В Индийском океане в этот момент не было ни одного японского авианосца. Рейд Ударного авианосного соединения адмирала Нагумо в Бенгальский залив начался лишь полтора месяца спустя. (Прим. ред.)
{115} Финал трагедии состоялся, когда доблестный капитан Херт через два с половиной месяца по возвращении домой случайно погиб на охоте.
{116} Адмирал Старк имеет в виду Южно-Китайское море, именуемое в оригинале книги просто «Китайским». (Прим. перев.).
{117} В Гонолулу, по другую сторону линии перемены дат, было еще 7 декабря.
{118} ЕТА — американская аббревиатура, означающая предполагаемое время прибытия. (Прим. перев.).
{119} Прозвище вещавшей на английском дикторши японского радио во время войны. (Прим. перев.).
{120} Согласно содержащейся в архивах ВМФ США официальной истории USS «Изабель», голландский флот признал за ней потопление подводной лодки. Гидросамолет PBY, покружив над районом атаки после ухода «Изабели», подтвердил уничтожение субмарины.
{121} Проще говоря, лейтенант Пейн пытался отбыть в тыл, но ему не дали это сделать. (Прим. ред.)
{122} К этому моменту на Яве силы ABDA имели около 40 тысяч солдат регулярных войск, из них 25 000 составляли части голландской армии. Им противостояли высадившиеся в бухте Краган и в районе Батавии две японские пехотные дивизии — 2-я и 48-я, а также части 5б-й пехотной бригады (отряд Сакагути). Общая численность японских войск на острове никак не превышала имевшиеся здесь силы союзников. (Прим. ред.)
{123} Баррио (исп. ) — село, мелкий городишко, пригород. (Прим. перев.)
{124} Смесь китайского и английского языков, широко используемая моряками и прибрежными жителями в юго-западной части Тихого океана. (Прим. ред.)
{125} Бакаут — гуаяковое (или железное) дерево, произрастающее в Южной Америке. (Прим. перев.)
{126} В настоящую библиографию включены лишь вторичные источники. Опущены ссылки на официальные рапорты американского, британского и австралийского флотов, а также другие документы и интервью. Звездочками отмечены книги, выходившие на русском языке — почти все они (за исключением мемуаров Тамеити Хара) в последние годы переизданы в серии «Военно-историческая библиотека». Можно также обратить на ошибку американского редактора книги: Лиддел Гарт — это фамилия, а не имя и фамилия. (Прим. ред.)
{127} Звездочкой обозначены погибшие корабли.
{128} До 1 декабря — 2-я и 5-я эскадры ПЛ.
{129} «Уэйк» и «Тутуила» были оставлены в Китае и не вошли в состав Берегового патруля.
{130} 3-й дивизион имел эсминцы нового типа («Асасио») постройки 1937—1938 годов.
{131} 5-й дивизион имел эсминцы старых типов («Камикадзе» и «Муцуки») постройки 1922—1927 годов постройки.
{132} 2-я и 4-я флотилии имели эсминцы новых типов — «Сирацую» (1937 года) и «Кагеро» (1939 -1940 годов).
{133} В конце ноября передан из состава Северного соединения.
{134} 11-й, 12-й и 19-й дивизионы имели эсминцы нового типа («Фубуки») 1928—1929 годов постройки.
{135} Потоплен голландской подводной лодкой K-XVI возле Кучинга (Восточное Борнео) 24 декабря 1941 года.
{136} Потоплен голландским гидросамолетом (по другой версии — подорвался на мине) возле Мири (Восточное Борнео) 17 декабря 1941 года.
{137} 4 декабря передан из состава Южного соединения.
Список иллюстраций