5. Самолеты
Ни одно из подразделений Азиатского флота за первые три месяца войны не получило таких тяжелых ударов, как его авиация, 10-е патрульное крыло. Когда началась война, «Паткрыл», как его обычно именовали, располагало двадцатью восьмью двухмоторными гидропланами PBY, поровну разделенными на патрульные эскадрильи VP-101 и VP-102. Вспомогательная эскадрилья крыла состояла из десяти одномоторных самолетов четырех амфибий J2F, пяти гидросамолетов OS2U и одного гидросамолета типа SOC. Пилоты и экипажи их числились среди наилучших во всем американском флоте. Командир крыла кэптен Фрэнк Вагнер называл их «лучшими в мире».
Для поддержки операций гидросамолетов на отдаленных якорных стоянках крыло имело четыре плавбазы гидросамолетов. «Лэнгли», самая большая из них, представляла собой потасканный остов некогда гордого корабля первого авианосца американского военного флота; «Чайлдс» и «Уильям Б. Престон» были переделанными гладкопалубными эсминцами времен Первой мировой; а «Херон» (AVP-2) в Первую мировую [77] был тральщиком класса «Берд». Все плавбазы были оборудованы сообразно выполняемым задачам и имели на борту большие запасы авиационного бензина. Хотя слабое вооружение и небогатое оборудование едва ли позволяли им самим отбиваться от рыскавших по морю и в воздухе хищников, все четыре плавбазы, как правило, действовали в одиночку, вдали от любой осязаемой поддержки.
Когда началась война, гидросамолеты 10-го патрульного крыла часто называли «большими лодками», но в скором времени их начали презрительно именовать «летающими гробами». Это были тихоходные, неуклюжие машины, спроектированные в первую очередь для дальней разведки. Не имея протектированных бензобаков и вооруженные лишь двумя 0,5-дюймовыми пулеметами по обоим бортам в центре фюзеляжа, а также 0,3-дюймовым пулеметом на хвосте и еще одним таким же спереди, они очень плохо могли защитить себя от вражеских истребителей.
Когда адмирал Томас Харт 29 ноября 1941 года получил от начальника штаба ВМС «предупреждение о возможности войны», он велел 10-му патрульному крылу развернуть широкое воздушное патрулирование. В залив Давао отправили три PBY вместе с «Уильямом Б. Престоном» патрулировать восточные подходы к Целебесскому морю, воды которого омывали берега Борнео и южные подступы к Филиппинам. А четыре одномоторных гидроплана и плавбазу «Херон» разместили на южной оконечности острова Палаван высматривать японские корабли, могущие войти в Целебесское море с запада Голландские же самолеты патрулировали северные границы Голландской Ост-Индии и наблюдали за территорией, прилегающей к зоне контроля 10-го патрульного крыла. Базирующиеся в Кавите и Олонгапо самолеты PBY следили за районом, простирающимся на западе до побережья Индокитая, на северо-востоке до острова Хайнань и на севере до Формозы (Тайвань).
Таким образом, с чисто практической точки зрения можно сказать, что самолеты 10-го патрульного крыла, держа наготове заряженные пулеметы, взаимодействовали с англичанами, [79] голландцами и австралийцами еще за неделю до нападения на Перл-Харбор.
Эти самолеты не углядели ничего особенно интересного вплоть до 2 декабря, когда обнаружили в бухте Камрань (Французский Индокитай) двадцать торговых судов японцев, в том числе и транспорты. К 3-му числу этот отряд увеличился до пятидесяти судов, в число которых входили крейсера и эсминцы. 4 декабря, воспользовавшись скверной погодой, эта зловещая армада исчезла. Однако через сорок восемь часов ее заметил английский самолет, теперь она двигалась на запад, к Сиамскому заливу. В то самое время, когда эскадра адмирала Нагумо должна была атаковать Перл-Харбор, эти транспорты намеревались высадить тысячи японских солдат на пляжах в 400 милях к северу от Сингапура, начав таким образом вторжение в Малайю{43} .
5, 6 и 7 декабря PBY 10-го патрульного крыла встречали японские самолеты, ведущие воздушную разведку неподалеку от побережья Лусона. Хотя и японцы, и американцы наводили друг на друга пулеметы, никаких выстрелов не прозвучало, и противники лишь настороженно наблюдали друг за другом, словно рвущиеся с поводков собаки.
Хотя японские эмиссары в Вашингтоне и говорили о мире, это перемещение кораблей и самолетов прозрачно намекало, что готовится высадка крупных сил где-то на полуострове Малакка а возможно, и на Филиппинах. В Азиатском флоте едва ли нашелся бы хоть один человек, от адмирала Харта до самого последнего рядового матроса, который бы хоть капельку сомневался в том, что война с Японией становится суровой реальностью, и не затянул потуже ремень, готовясь к боям.
В 03:15 8 декабря 1941 года (7 декабря по Гавайскому времени), когда Вагнер получил уведомление о нападении на Перл-Харбор, он сразу же приказал подвесить всем действующим [80] PBY по две 500-фунтовые бомбы{44} и отправил их в четыре зоны сосредоточения в радиусе 60 миль от Манилы.
В это время три PBY действовали, опираясь на «Уильям Б. Престон», базирующийся далеко на юге в бухте Малалаг (залив Давао). В 07:05, когда один самолет патрулировал небо, а два других с подвешенными бомбами покачивались на воде, дожидаясь приказа, произошла катастрофа. Авиатранспорт со своими самолетами был без всякого предупреждения атакован японскими пикирующими бомбардировщиками авианосного базирования. Бомбы, которым предназначалось ликвидировать «Уильям Б. Престон», упали в опасной близости от корабля, но не причинили больших повреждений. Однако двум PBY повезло гораздо меньше обе машины были расстреляны из пулеметов и потоплены. Мичман Роберт Тиллс, пилот одной из них, погиб, пытаясь поднять свой самолет в воздух. Он стал первым американцем, лишившимся жизни в Азии, и вряд ли молодой пилот флотского резерва мечтал о подобном отличии.
Первый же день войны оказался катастрофическим для Дальневосточных ВВС генерала Макартура: японские самолеты уничтожили более половины американских бомбардировщиков и две трети истребителей, большей частью на земле. Эти летные силы и так-то были не велики, а когда они сократились до тридцати семи истребителей и семнадцати бомбардировщиков, господство в воздухе окончательно перешло к врагу. Эти потери означали, что предназначенным в первую очередь для дальней разведки неуклюжим PBY 10-го патрульного крыла приходилось брать на себя самоубийственную роль бомбардировщиков.
Без всякого сопровождения истребителей доблестные пилоты и члены экипажей PBY принялись воевать. Они пытались бомбить линкоры и крейсера, хотя при этом их сильно донимал зенитный огонь и вражеские истребители. К 13 декабря, через пять дней после начала войны, крыло потеряло 11 из 28 [81] своих машин PBY, а оставшиеся были отправлены на более безопасные базы в Голландской Ост-Индии. Около 172 солдат и офицеров, которых оставили из-за нехватки места, сражались на Батаане и Коррехидоре.
В последующие за этим отчаянные недели PBY 10-го «Пат-крыла» вылетали на задания из Сурабаи; опираясь на плавбазы «Уильям Б. Престон», «Чайлдс», «Херон» и «Лэнгли», они также действовали из отдаленных бухт на островной цепи Малайского барьера до Амбона и на юг до Дарвина. Задача эта была не из легких. Экипажи PBY зачастую спали прямо на борту своих стоящих на якоре самолетов, в местных сараях на берегу, а иной раз и в жарких, тесных помещениях плавбаз. Еды не хватало, и ее приходилось заменять сухим пайком. Чистая одежда и горячая ванна являлись роскошью. Днем и ночью требовалось летать на разведку, а отдых в перерывах между полетами грубо прерывали воздушные налеты. Всего этого вкупе с необнадеживающими новостями о сбитых или пропавших без вести товарищах по эскадрилье вполне хватило бы, чтоб сломить дух менее стойких людей, но летчики 10-го «Паткрыла» ни разу не дрогнули. Хотя соотношение сил складывалось сильно не в их пользу, они выполняли свои задания с суровой решимостью и большим мастерством. Увы, одной лишь смелости было недостаточно.
К 1 января из первоначальных 28 машин PBY в распоряжении крыла осталось только 8. Их усилили одиннадцатью спешно переброшенными своим ходом из Гонолулу PBY 22-й патрульной эскадрильи и еще пятью, предоставленными голландцами, у которых не было для них экипажей. Шестого числа в крыле произошла смена командования: кэптену Вагнеру приказали перейти в штаб адмирала Харта в качестве командующего авиацией Азиатского флота и его сменил коммандер Джон Питерсон.
Не располагая серьезными морскими и воздушными силами, союзники не могли остановить гигантского спрута японской агрессии, щупальца которого все ближе подбирались к Голландской Ост-Индии. При вражеском господстве в небе даже самые отдаленные базы не могли считаться безопасными. [82]
Даже Дарвин, лежавший, как считалось, вне пределов досягаемости японских бомбардировщиков, подвергся 19 февраля сокрушительному удару сухопутных и палубных самолетов.
В то время в Дарвине базировались четыре PBY из эскадрильи VP-22, они вылетали на задания, опираясь на плавбазу «Уильям Б. Престон». Один гидросамолет японцы сбили в воздухе, три других уничтожили на воде. «Престону» досталось прямое попадание бомбы, убившее семнадцать и ранившее одиннадцать моряков. Судно получило сильные повреждения, но сумело уйти для ремонта в Южную Австралию.
Восемь дней спустя, в тот самый день, когда японцы сокрушили флот ABDA в Яванском море, плавбаза «Лэнгли», пытавшаяся добраться до Чилачапа с истребителями на палубе, подверглась бомбовому удару и затонула в 130 милях к югу от пункта назначения. А ранним утром 1 марта японские войска хлынули на берег северного побережья Явы. Встречая лишь спорадическое сопротивление, они стремительно двинулись вглубь острова. Лишившееся боевых кораблей и самолетов, с распадающейся еще до боя туземной армией и при постоянных воздушных атаках врага, командование ABDA было распущено. После этого Глассфорд, Вагнер и их штабы, вместе с британским контр-адмиралом Артуром Паллисером, начальником штаба вице-адмирала Хельфериха, не теряя времени перебрались из Бандунга в Чилачап. Одновременно коммандер Питерсон и его небольшой штаб покинули штаб-квартиру крыла в Сурабае и направились в тот же порт эвакуации.
Той ночью Глассфорд, Паллисер, Питерсон и некоторые другие высшие офицеры погрузились на борт гидросамолета PBY. Несмотря на предупреждения голландских пилотов о том, что взлетать в темноте с тесной акватории Чилачапского порта будет чистым самоубийством, почти в полночь они вылетели отсюда. На следующее утро они благополучно прибыли в залив Эксмут (Австралия).
Незадолго до рассвета 2 марта три PBY 10-го патрульного крыла, не побоявшись базирующихся на авианосцах японских истребителей и вездесущих самолетов врага над Явой, вылетели из залива Эксмут чтобы эвакуировать кэптена Вагнера, [83] его штаб и нескольких других военнослужащих флота. При вылете обратно один из самолетов, мотор которого никак не хотел заводиться, передали голландцам дабы те его отремонтировали либо уничтожили. Его экипаж и пассажиры втиснулись в остальные две машины, которые благополучно прибыли в Австралию.
На 3 марта в 10-м патрульном крыле оставалось всего пять из сорока четырех приданных ему машин PBY, а вспомогательная эскадрилья потеряла все свои самолеты, кроме одного. Крыло временно оказалось не у дел. Его пилотов и экипажи распределили по другим частям, но плавбазы «Херон», «Уильям Б. Престон» и «Чайлдс» остались в Австралии обслуживать эскадрильи, прилетевшие на смену.
Все вышесказанное не претендует на то, чтобы быть окончательной историей 10-го патрульного авиакрыла. Скорее, это краткая сводка его деяний, цель которой обрисовать фон для боевых донесений, содержащихся во второй части данной книги. И потому будет достаточно указать, что помимо 19 вылетов на бомбардировку противника без всякого прикрытия истребителями и более 200 дальних разведывательных вылетов одного-двух самолетов, пилоты патрульного крыла успешно выполнили 10 опасных спасательных операций. Эти операции, считавшиеся, в общем, самыми рутинными, включали в себя посадки в контролируемых японцами районах Голландской Ост-Индии с целью забрать голландцев, оставленных там для уничтожения нефтепромыслов либо других важных объектов. Нельзя также не упомянуть и о вылетах для спасения сбитых армейских и флотских летчиков, застрявших на окруженных рифами атоллах или дрейфующих в открытом море.
10-му патрульному крылу повезло на многочисленных героев, которые так и останутся безвестными, поскольку в те первые дни войны доблестные подвиги считались нормой. Официальных докладов о патрулировании от летчиков не требовали, и о схватках лишь коротко упоминалось в «военном дневнике» крыла. Вот типичная запись об одном таком патрулировании: [84]
30 января 1942 года. Два самолета, №41 (мичман Дид) и № 42 (мичман Джекобсон) вылетели патрулировать район Макасара и Кендари. Самолет № 42 сообщил о нападении береговых истребителей и скрылся в облаках. Этому самолету удалось уйти (44 пробоины).
Подробные рапорты остались только от тех пилотов, кто уцелел после того, как их сбили.