Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение I.
Развитие французского флота. 1855–1895 гг.

Мы видели, что Франция была передовой державой в отношении применения брони для защиты кораблей береговой обороны (действовавшие под Кинбурном батареи), и для защиты мореходных броненосцев («Глуар»). Передовой остается Франция и до сих пор; нет страны, в которой проявили бы такую находчивость и смелость в разработке типов военных кораблей. Краткий конспект французского морского прогресса лучше всего даст нам, англичанам, возможность проверить собственное движение вперед в этом отношении.

Во времена «Глуара» были построены похожие на него деревянные броненосные фрегаты «Энвинсибль» и «Норманди», а также железный фрегат «Куронь». Все они вооружались французскими 50-фунтовыми гладкоствольными 16-см{421} орудиями. За ними последовали два корабля больших размеров, «Маджента» и «Сольферино», заложенные в 1859 г. и имевшие пятьдесят четыре 16-см орудия в двухдечной батарее. У этих кораблей впервые появляется таран. За ними следуют в 1862 г. 10 фрегатов, по чертежам очень похожих на «Глуар», но защищенные вместо 4,7-дюймовых плит, броней толщиной [669] 5,9 дюйма. Эти корабли, кроме того, несколько легче управлялись и развивали немного большую скорость. Вес брони на этих кораблях — от 880 до 950 т. Все они были одного типа, и это однообразие, несомненно, давало Франции преимущество, которое только в последнее время перешло к Англии.

После этих фрегатов был построен небольшой броненосец «Белликёз» водоизмещением 3750 т, в общих чертах похожий на английский «Беллерофон», но меньшего размера. Он предназначался для крейсерства в дальних водах и был построен из дерева; батарея его состояла из четырех 19-см, четырех 16-см и четырех 14-см орудий. В 1865 г. появились корабли типа «Альма», которых было построено семь. На них верхние части уже не были построены из дерева, хотя сам корпус ниже ватерлинии был все же деревянный. От штевня до штевня тянулся броневой пояс, имелась центральная батарея, и, кроме того, на каждом траверзе стояло по барбетной установке, орудия которых могли стрелять по носу и в корму. Эти барбеты с бортов слегка выступали, и в каждом стояло по одному 19-см орудию. В 1868 г. был спущен «Океан», весьма сильный корабль, а в 1869 и 1870 гг. однотипные с ним «Маренго» и «Сюффрен». Вес брони на них увеличился до 1370 т, а толщина — до 8,6 дюйма по ватерлинии. Корпус был построен из дерева, а надстройка — из железа. Артиллерия стояла в центральном бронированном каземате и в четырех барбетных установках, стоявших на бронированных стенках каземата, в средней части корабля, и стреляла по траверзу. Орудия, как это обычно и бывает в башнях французского образца, вращались на центральном штыре среди неподвижной башни. Прислуга у орудий не была должным образом защищена, но зато они могли ясно видеть неприятеля. В каждой башне имелось по одному 27– или 24-см орудию, а в центральном каземате — еще четыре или шесть тяжелых орудий. Кроме тяжелой артиллерии, на броненосце имелась и вспомогательная, состоявшая из 12-см или 14-см орудий. Машины на «Сюффрене» были системы компаунд{422}. [670]

В 1868 г. заложили «Ришелье» — улучшенный «Океан». Корабль имел четыре барбетные установки первоначального образца, но длинную центральную батарею. В каждом барбете имелось по одному 24-см орудию; в центральной батарее — шесть 27-см орудий, а в носу, под полубаком, одно 24-см орудие. Броня имела толщину 8,6 дюйма. Скорость на испытаниях составляла 13,1 узла. Ниже ватерлинии корпус был построен из дерева, выше ее, снаружи центральной батареи, из железа. Вес брони достигал 1690 т. За этим броненосцем последовали еще три корабля того же типа, которые, впрочем, немного отличались как от него, так и между собой. «Тридан» имеет две барбетные установки, и его вооружение составляют восемь 27-см и два 24-см орудия. «Кольбер» и «Фридланд» имеют первый — восемь 27-см и шесть 24-см орудий, а последний — восемь 27-см орудий. Корпуса этих кораблей построены из дерева, а максимальная толщина брони достигает 8,6 дюйма.

В 1872 г. был сделан громадный шаг вперед. Отказались от дерева; уменьшили осадку проектировавшихся кораблей; ввели броневые палубы; стали устраивать пушечные порты уступами для возможно большего усиления носового и кормового огня. «Редутабль» стал первым броненосцем, на котором были введены эти усовершенствования. Это был корабль с центральным казематом и барбетами; в каземате стояли четыре 27-см орудия; в двух барбетах, находившихся над казематом по одному с каждого траверза, — еще два таких же орудия и, наконец, на корме еще одно орудие того же калибра. Барбеты не были защищены от артиллерийского огня, но зато центральный каземат был окружен со всех сторон 10-дюймовой броней. По всей ватерлинии имелся броневой пояс толщиной 14 дюймов в средней части. Вес брони — 2502 т. Прямо по носу могли стрелять четыре 27-см орудия: два в барбетах и два в центральном каземате. Не была забыта и вспомогательная артиллерия, на баке и на шканцах размещались восемь 14-см пушек. Скорость на испытании достигла 14,26 узла. Вначале корабль нес полное рангоутное вооружение, но к настоящему времени имеет только легкие боевые мачты. [671]

За «Редутаблем» следовали «Девастасьон» и «Курбэ». На них вес брони был увеличен до 2700 т, а наибольшая толщина доведена до 15 дюймов, но она уже не простиралась от штевня до штевня — корма была оставлена незащищенной. В общих чертах главные особенности «Редутабля» были без изменений приняты и на этих кораблях; так, имеется центральный каземат с четырьмя орудиями, могущими стрелять по диаметральной плоскости, но только калибр их возрос до 34 см, и над центральным казематом имеются незащищенные барбеты с 27-см орудиями; в носовой части дополнительно установлено одно тяжелое орудие. Сперва на «Девастасьоне», потом на «Курбэ», а затем и на последующих французских броненосцах начали устанавливать гидравлические приводы системы Рендела. «Девастасьон» представляет из себя чуть ли не лучший из когда-либо спроектированных кораблей с центральным казематом, и благодаря своему круговому обстрелу он значительно превосходил современные ему английские броненосцы. На пробе «Девастасьон» показал 15,1 узла. Запас угля равен 900 т.

Постройка броненосца «Амираль Дюперре» была начата в 1876 г., через несколько месяцев после «Девастасьона». У этого корабля уже совершенно нет центрального каземата, и главную роль играют барбеты. Барбетных установок четыре, из которых две поставлены на баке, по одной на борт, одна в середине корабля и одна на корме, на высоте 27 футов от уровня воды. Барбеты защищены 15-дюймовой броней, и в каждом из них стоит по одному 34-см 48-тонному орудию. Барбетные установки, покоящиеся своим основанием на верхней палубе и имеющие только броневой колодец, доходящий вниз до броневой палубы, настолько низки, что не прикрывают не только голов, но и плеч орудийной прислуги; вместе с тем если под эти установки ударит снаряд, то они могут обрушиться вниз и страшно повредить корабль. От штевня до штевня тянется узкий броневой пояс максимальной толщиной 21,5 дюйма. Вес брони равен 2900 т. В средней части броненосца поставлено четырнадцать 14-см орудий. Главный недостаток этого корабля заключается в том, что слишком большая часть площади его бортов остается незащищенной [672] от неприятельского огня. В этом «Дюперре» очень похож на «Инфлексибл», хотя и сильно отличается от него своим броневым поясом по всей ватерлинии и высотой своих орудий над поверхностью воды.

«Амираль Бодэн» и «Формидабль», последовавшие за «Дюперре», в общем схожи с ним. Вместо четырех барбетов поставлено три, все в диаметральной плоскости. Стальная броня имеет толщину 16,5 дюйма на барбетах и 21,5 дюйма на ватерлинии в средней части корабля; вес ее почти достигает 4000 т. Артиллерия состоит из трех 75-тонных орудий в барбетах и двенадцати 14-см пушек в средней части корабля. Как у «Дюперре», так и у этих кораблей борт почти на всем своем протяжении незащищен даже от мелких снарядов, так как только очень малая площадь его защищена, правда, очень толстой броней.

В 1880 г. заложили еще три барбетных броненосца — «Марсо», «Нептюн» и «Мадженту» — и четвертый — смешанной барбетной и башенной системы — «Гош». У них четыре тяжелые орудийные башни расположены в виде ромба: одна в носу, другая в корме и по одной на каждом борту; таким образом, при любом положении корабля три орудия могут быть наведены на неприятеля. Вместо 75-тонных орудий «Бодэна» на первых трех из этих броненосцев поставлены длинные 34-см орудия. Узкий броневой пояс от штевня до штевня имеет толщину 17,75 дюйма, на барбетах — 13,75 дюйма, броневая палуба имеет толщину 3,5 дюйма. «Гош» отличается от других трех броненосцев тем, что у него на носу и на корме вместо барбетов поставлены две башни, с одним 34-см орудием в каждой; в средней части — два барбета тоже с одним, но 27-см орудием. Вес брони равен 3618 т, и говорят, что корабль недостаточно остойчив и внушает опасения. Действительно, в проектах всех четырех броненосцев найдены большие ошибки. Но если у них защита над ватерлинией неважная, то они все-таки очень сильно вооружены, на каждом из них, не считая тяжелой артиллерии, стоит не менее семнадцати 14-см орудий.

Затем в течение восьми лет Франция закладывала только броненосцы 2-го класса, а после этого был построен [673] «Бреннус». Он имеет две башни (в носу и на корме); в носовой установлены два длинных 71-тонных 34-см орудия, а в кормовой — одно такое орудие. От штевня до штевня тянется 15,75-дюймовый пояс брони компаунд, а над ним, в средней части броненосца, легко бронированный каземат. На каземате стоят четыре небольшие башни, в каждой из которых установлено по одному 16-см скорострельному орудию. Еще шесть таких орудий поставлены в каземате и отделены друг от друга переборками, защищающими прислугу и пушки от осколков. Таким образом, всего имеется десять 16-см скорострельных орудий, из которых пять могут стрелять на каждый борт, а прямо на нос или на корму — четыре. Форштевень срезан вертикально, и таранного образования не имеет. В своем первоначальном виде броненосец был так перегружен, что приходилось опасаться за его остойчивость, поэтому теперь в нем производятся большие переделки.

Английский «Naval Defense Act», проведенный через парламент в 1889 г., побудил Францию значительно усилить кораблестроение. В 1891 г. начали постройку трех первоклассных броненосцев — «Шарль Мартель», «Карно» и «Жорегиберри». Вернулись к прежнему расположению орудий в виде ромба, от которого отказались при постройке «Бреннуса». Вооружение этих броненосцев состоит из двух 30-см орудий, расположенных на баке и на юте, и двух 27-см пушек, поставленных по одной с каждого борта. Открытых барбетов нет, и система установки орудий башенная. Вспомогательная артиллерия состоит из восьми 14-см скорострельных орудий; на «Жорегиберри» эти пушки стоят попарно в четырех легко бронированных башнях; на двух других броненосцах каждое орудие имеет отдельную бронированную башню и колодец для подачи боеприпасов. Благодаря этому все пушки отделены одна от другой и все защищены броней. Все башни и ватерлиния прикрыты броневыми плитами толщиной от 17,75 до 10 дюймов. Пояс по ватерлинии тянется от штевня до штевня. Над этим поясом, также по всей длине, имеется другой, толщиной в 4 дюйма и шириной в 4 фута. Башни средней артиллерии прикрыты 4-дюймовой броней. Броненосцы эти, без сомнения, отличные [674] и очень сильные корабли, имеющие до 4000 т брони, но большая часть их поверхности оставлена незащищенной. Ожидается, что они разовьют скорость в 18 узлов. По проектам, очень сходным с проектами вышеописанных кораблей, строятся броненосцы «Бувэ» и «Массена», у которых вес брони достигает громадной цифры — 4160 т{423}.

К совершенно другому типу относятся «Сен-Луи», «Шарлемань» и «Голуа». Здесь опять отказались от ромбоидальной системы установки орудий и расположили их по диаметральной плоскости. На носу и на корме поставлены четыре 30-см орудия, попарно в двух башнях, защищенных 15,75-дюймовой броней. В батарейной палубе стоят восемь 14-см скорострельных пушек, по четыре на борт, за 3-дюймовой закаленной сталью. Еще два таких же орудия, защищенные только щитами, стоят на верхней палубе, а на шельтр-деке — шесть 10-см скорострелок. Пояс по ватерлинии тянется от штевня до штевня, достигая наибольшей толщины (15,75 дюйма) в средней части корабля и уменьшаясь к оконечностям; над этим поясом — другой, толщиной 3,75 дюйма. Броневых палуб две; одна, толщиной 3,5 дюйма, лежит на высоте верхней кромки толстого броневого пояса, другая, толщиной 1,5 дюйма, — на высоте нижней его кромки. Огонь по диаметральной плоскости очень силен. По носу и по корме стреляют: два 30-см, шесть 14-см и четыре 10-см орудия, а на борт — четыре 30-см, пять 14-см и три 10-см орудия. Все эти орудия имеют большую длину ствола и обладают очень высокими начальными скоростями. «Сен-Луи», «Шарлемань», «Голуа» и «Массена» имеют по три винта, благодаря чему если не скорость, то, во всяком случае, их маневренность будет хорошая.

Никакой обзор морских сил Франции не будет полон, если не включить в него «garde-cotes cuirasses», или броненосцы береговой обороны. Некоторые из них, правда, пригодны разве что для портовой службы; но большинство [675] все же в спокойную погоду может выходить в море, и с ними, конечно, пришлось бы считаться в Средиземном море. Первыми кораблями этого класса стали пять бронированных батарей, построенных в 1855 г. «Торо», деревянный таранный корабль с одним 24-см орудием, поставленным в барбете на носу, последовал в 1863 г., а несколько позже были построены четыре похожих корабля с двумя 24-см пушками, стоявшими во вращающейся башне в носу. В 1864 г. заложили несколько плавучих батарей для обороны портов. Эти корабли были очень несовершенны даже тогда, когда их только проектировали, и в открытом море они могли принести мало пользы. В 1872 г., после войны с Германией, появился корабль нового типа, похожий на английские «Руперт» и «Глэттон». Представители этого класса — безрангоутные мониторы, имеющие по одной двухорудийной башне. Они назывались «Темпет», «Тоннер», «Ванжёр» и «Фюльминан». После них были построены два корабля несколько отличного типа — «Тоннан» и «Фурье». Они имели в носу и корме по одному барбету, в которых стояло по одной 34-см пушке, и толстый броневой пояс, защищавший их по всей ватерлинии; оба обладают неважной мореходностью.

К этим кораблям тем не менее отнеслись с одобрением и по их усовершенствованным чертежам были построены «Кайман», «Эндомптабль», «Рекен» и «Террибль». Они немного больше, так же сильно бронированы и еще сильнее вооружены. На каждом из них поставлено на носу и на корме по два 42-см орудия, не считая четырех 10-см пушек. Спущены они были между 1881 и 1885 гг. Тогда же французский флот увеличился на восемь небольших броненосных канонерских лодок сомнительного значения.

Из числа кораблей береговой обороны тип «Жеммап» близко подходит к мореходным броненосцам. «Жеммап» и «Вальми» построены по образцу «Каймана» и вооружены одним 34-см орудием в носу, другим — на корме; орудия размещены в закрытых башнях. В середине корпуса находится высокая надстройка, по углам которой поставлены четыре 10-см орудия. Это отличные небольшие корабли, [676] хорошо вооруженные, хорошо слушающиеся руля и быстроходные. Еще совершеннее «Бувин» и «Треуар», у которых борт в носовой части высок, 34-см пушки заменены 30-см орудиями, а число 10-см скорострелок увеличено до восьми. Скорость также выше. В 1896 г. предполагается заложить усовершенствованный броненосец этого типа — «Анри IV».

В конце Гражданской войны в Америке Франция купила монитор «Онондага» и большой казематированный корабль «Дамдерберг», переименованный в «Рошамбо». Впрочем, оба они вскоре исчезли из списков французского флота.

Для крейсерства в дальних водах или для боя в своих с крейсерами, имеющимися ныне во всех флотах, Франция построила особый, третий класс броненосцев. Первыми его представителями были «Альма» и однотипные с ним. Чрез несколько лет после этого были построены небольшие броненосцы «Галиссоньер», «Триомфан» и «Викторьёз». Все они деревянные, с полным броневым поясом толщиной 6 дюймов и 4,75-дюймовой броней на батарее и барбетах. Но эти броненосцы слабые и тихоходные. В боевом отношении они приблизительно так же плохи, как и наш «Нельсон». После них построено было четыре гораздо лучших корабля — «Тюренн», «Байяр», «Дюгеклен» и «Вобан». Первые два деревянные, последние же имеют корпуса, построенные из железа и стали. Это просто уменьшенные «Дюперре», имеющие четыре барбета, расположенные таким же образом, т. е. два барбета побортно на носу, один — в диаметральной плоскости в средней части и один — в корме. Толщина брони и вес орудий уменьшены наполовину; наибольшие орудия — казнозарядные 24-см. Скорость этих четырех кораблей колеблется между 14 и 14,5 узла.

Между спуском «Дюгеклена», наиболее современного из этих четырех броненосцев, и проектированием «Дюпюи-де-Лома» прошло три года. За это время осознали значением быстроходности, а появление сильных взрывчатых веществ сделало броню еще более необходимой. Постройка «Дюпюи-де-Лома» была начата в 1886 г. и окончена в 1894-м. Это быстроходный крейсер с широким [677] поясом из 4-дюймовой закаленной стали, простирающимся от уровня верхней палубы до уровня на несколько футов ниже ватерлинии. Вооружение его состоит из двух 19-см орудий, поставленных в средней части, по одному на борт, в выступающих башнях; и шести 16-см скорострельных пушек, помещенных в отдельные башни. Три 16-см орудия сгруппированы на носу, а три на корме. По носу могут стрелять: два 19-см и три 16-см орудия; на борт — одна 19-см и четыре 16-см пушки. На «Дюпюи-де-Ломе», как и на новейших французских броненосцах, имеется двойная броневая палуба, а скорость предполагалась в 20 узлов, но на практике ее не достигли. Рангоут состоит из двух боевых мачт; трубы не одинакового размера, что сильно портит внешний вид. Нельзя отрицать большого боевого значения этого крейсера: он хорошо вооружен, быстроходен и хорошо защищен.

За «Дюпюи-де-Ломом» следует серия из четырех таких же крейсеров, но меньшего размера. Они имеют широкий 4,5-дюймовый стальной пояс. В башнях, защищенных 3,5-дюймовой закаленной сталью, стоят шесть 14-см и два 19-см орудия. Как и у «Дюпюи-де-Лома», огонь по диаметральной плоскости у них очень силен. Скорость должна равняться 19 узлам. На «Латуш-Тревиле» вращение башен и подача боеприпасов производятся с помощью электрических приспособлений. Строится также пятый, немного больший и более быстроходный крейсер — «Потюо», а шестой находится в проекте.

В последние годы Франция обратила большое внимание на неброненосные крейсера. Из больших первоклассных крейсеров она построила только «Таж» и «Сесиль», схожих по типу с английскими «Блейк» и «Эдгар», но вскоре предполагается начать постройку еще четырех{424}. Из крейсеров 2-го класса первыми вступили в строй «Сфакс» и великолепные «Исли», «Альжер» и «Жан Бар», быстроходные и сильные. У всех современных французских крейсеров большое внимание обращается на скорость хода и на силу огня по носу и по корме. [678]

По отношению к водоизмещению, французские крейсера вооружены сильнее, чем английские. Из числа известных типов лучшими надо считать «Альжер», «Даву» и «Паскаль». Первый вооружен четырьмя 16-см и шестью 14-см орудиями; второй — шестью 16-см и четырьмя 10-см пушками; последний — четырьмя 16-см и десятью 10-см орудиями. Из числа крейсеров 3-го класса существуют типы «Кондор» и «Форбэн», более подходящие для разведывательных целей, чем для боя. Эти корабли нельзя назвать крепкими, и они слишком малы для продолжительной службы в море. В постройке торпедно-канонерских лодок Франция была впереди других государств со своими восемью представителями типа «Бомб», оказавшимися потом слишком слабыми для суровой службы в море. Последовавшие затем «Леже» и «Леврие» — больше по размерам. Еще крупнее «Казабьянка», «Кассини» и «Д'Ибервиль» — три прекрасных корабля. Последний, испытывавшийся на мерной миле и в море, вероятно, самая быстроходная торпедно-канонерская лодка в Европе.

Миноносцев Франция имеет много. С самого начала французские моряки стали придавать торпеде большое значение. Французские миноносцы подразделяются на три класса. К первому принадлежат 55 больших мореходных миноносцев, длиной более 125 футов. Они могут сопровождать эскадру в море, даже в бурных водах Атлантического океана. Они регулярно крейсируют с французскими броненосцами, но в бурную погоду нередко бывают вынуждены укрываться в портах. Далее идут 173 миноносца с ограниченными морскими качествами. Некоторые из них непригодны для продолжительной службы в море даже в хорошую погоду; другие лишь немного уступают настоящим мореходным миноносцам. Наконец, во Франции имеются еще 14 миноносцев длиной менее 86 футов; они пригодны только для обороны портов или для нападения в портах. Один из них имеет корпус из алюминиевого сплава и на мерной миле показал скорость 20,5 узла. Франции удалось достигнуть на своих новых миноносцах громадных скоростей. Так, мореходный миноносец «Шевалье» на мерной миле развил 27,2 узла. [679]

Ожидается, что «Форбэн» будет иметь такую же скорость, как и «Сокол», т. е. 30 узлов{425}.

Подводных лодок Франция имеет четыре: «Губэ», «Жимнот», «Гюстав Зедэ» и «Морс». Первые две серьезного значения не имеют; две последние по размерам больше, но, вероятно, также немного лучше. У «Зедэ» корпус имеет форму сигары и длину 131 фут. Водоизмещение равняется 266 т, экипаж — восемь человек. Двигателем служит электромотор, питаемый от аккумуляторов. Однако газы, выделяющиеся из последних, оказались источником больших неприятностей для команды; кроме того, во время их зарядки происходили взрывы. Лодка эта во время своих испытаний опускалась на глубину до 60 футов и двигалась там со скоростью шести или восьми узлов, стреляя торпедами. Но так как, однако, на такой глубине невозможно видеть, то лодка имеет очень сомнительное значение. «Морс», как говорят, по чертежам очень похож на «Гюстава Зедэ».

Если рассматривать французский флот в общем, то это, без сомнения, сила очень внушительная. Все броненосцы первого класса по ватерлинии защищены очень хорошо, имеют высокие борта и орудия на очень большой высоте. Но у старых кораблей орудия защищены плохо, а прислуга фактически и вовсе не защищена. Большие вспомогательные батареи во время сражения с современным кораблем не могли бы действовать. Опять-таки у них, как и у современных им английских броненосцев, сделана одна и та же ошибка — слишком большая часть борта оставлена незащищенной. Все французские броненосцы постройки 1879–1886 гг. имеют один очень опасный недостаток: их тяжелые орудия могли бы быть приведены в негодность от разрыва под ними одного фугасного снаряда. Этим же недостатком страдают и наши «Адмиралы», но не броненосцы типа «Инфлексибл» или броненосцы, построенные после «Адмиралов». Французские корабли, кроме того, часто недостаточно остойчивы, что [680] представляет собой очень важный недостаток. «Гош» при трех развернутых орудиях и руле, сравнительно немного положенном на борт, кренится на 15 °. При этом крене у него с одной стороны броневой пояс уходит в воду, а с другой открывается незащищенная подводная часть.

Ромбоидальная система расположения орудий имеет свои серьезные недостатки. Когда два тяжелых орудия, находящихся побортно, направлены прямо на нос или прямо на корму, то пороховые газы после выстрела угрожают сильно повредить надстройки. Это очень мешает действовать и вспомогательной артиллерии, так как перед каждым выстрелом приходится подавать рожком особый сигнал, по которому люди, находящиеся в зоне действия этих газов, вынуждены укрываться. Все это, конечно, породило бы во время боя большие трудности и беспорядок. Все французские крейсера и броненосцы имеют этот недостаток, и поэтому их огонь по носу и по корме, такой сильный на бумаге, во время боя оказался бы значительно слабее. Например, «Дюпюи-де-Дом» никогда бы не смог стрелять по носу из пяти орудий. Если стрелять из его 19-см пушек мимо башен 16-см орудий, это оглушило бы людей в этих башнях, не говоря уже о том, что при этом снесены были бы надстройки крейсера. Французы, разумеется, понимают это не хуже нас и, вероятно, никогда и не стали бы наводить свои 19-см пушки прямо по носу. Орудиям своим они придали по возможности наибольшие углы обстрела, и, возможно, это будет иметь значение, особенно если под огнем неприятеля некоторая часть вооружения выйдет из строя.

Сравнивать морскую силу Франции с морской силой Англии — задача довольно трудная. Почти невозможно оценить личный состав обоих флотов, немногим легче оценивать и материальную часть. Корабли, которые оба соперника по морскому могуществу построили прежде, так различны, что только после настоящего сражения можно будет судить об их относительных достоинствах. Ведь вполне возможно, что после испытания на войне тот или другой тип окажется совершенно негодным. Говоря в общем, английские строители стремились защитить орудийную прислугу и для этого укорачивали [681] поясную броню. Французские же инженеры, с другой стороны, обращали очень мало внимания на защиту людей и очень много — на защиту ватерлинии; вследствие этого они уменьшали высоту броневого пояса. Английские броненосцы постройки 1875–1885 гг., может быть, немного лучше французских, хотя те из них, на которых еще оставлены дульнозарядные орудия, вооружены хуже. По крайней мере, на «Инфлексибле» орудийная прислуга защищена надежно; хорошо защищены и основания башен тяжелой артиллерии. Ни того, ни другого нет ни на «Дюперре», ни на «Бодэне», а их барбеты, со своими тонкими орудийными щитами, представляют собой не что иное, как ловушки для снарядов.

Мерилом боевой пригодности и достоинства броненосца служит возраст — чем корабль моложе, тем он лучше. Действительно, вследствие прогресса в морской науке корабли обычно выбывают из числа первоклассных через 10 -12 лет, и не потому, что они непременно лишились бы своего значения: хорошо построенный корабль в большинстве случаев можно перевооружить и перестроить, но после 10 или 12 лет артиллерия, металлургия, котельное или машинное производство делают такие шаги вперед, что приходится все эти кораблестроительные элементы комбинировать совершенно иным образом. Например, может случиться, что вследствие появления большого количества скорострельных орудий возникнет необходимость заменить толстую броню малого протяжения — тонкой броней большого протяжения; или же, наоборот, если тяжелые орудия заметно усовершенствуются, придется вернуться к толстой броневой защите.

Таким образом, к «эскадренным броненосцам», или броненосцам 1-го класса, можно отнести корабли не старше 10 лет, считая со времени спуска на воду. Кроме того, при классификации кораблей обычно определяют и некий предел водоизмещения, и для броненосцев 1-го класса большей частью этим пределом служат 9000 т, меньше этого они быть не могут.

Но все же малые размеры едва ли могут иметь в этом случае такое же важное значение, как годы. У так называемых [682] броненосцев 2-го класса вооружение обычно слабее; меньше запасы угля и боеприпасов, во все-таки бывают случаи, когда меньшие корабли вполне могут сражаться в одном строю со своими более крупными сотоварищами. Если разделить новейшие броненосцы по водоизмещению, то 8000 т могут послужить границей. Таким образом, получилось бы два класса эскадренных броненосцев: один, состоящий из кораблей водоизмещением более 8000 т, другой — из кораблей менее 8000 т, причем со времени спуска на воду как первых, так и вторых не должно было пройти более 10 лет.

Цифры в таблице показывают относительное число таких кораблей в Англии и во Франции, причем сюда включены и некоторые броненосцы (например, «Конкерор», «Бодэн» и три представителя типа «Кайман»), которые, если уж очень строго придерживаться правила о предельном возрасте, не должны быть туда внесены.

    Более 8000 т Менее 8000 т Итого
Англия строящихся и достраивающихся 8 0 8
готовых 20 2 22
Франция строящихся и достраивающихся 8 0 8
готовых 7 8 15

Сравнение это отчасти несправедливо по отношению к Франции, так как тут исключены из 1-го класса «Курбэ» и «Девастасьон» — отличные корабли. С другой стороны, таблица также не показывает однородности английского флота. Разбирая же в каждом флоте различные типы в отдельности и не вдаваясь в большие подробности, получим следующее: [683]

Английские броненосцы Французские броненосцы
9 типа «Маджестик» (строятся){426} 3 типа «Шарлемань» (строятся)
1 типа «Ринун» (строится) 4 типа «Карно» (строятся)
2 типа «Центурион» 1 типа «Жорегиберри»
8 типа «Ройял Соверен»{427} (строится)
2 типа «Нил» 1 типа «Бреннус»
5 типа «Адмирал» 13 типа «Маджента»
1 типа «Санспарейль» 1 типа «Ош»
2 типа «Хиро» 3 типа «Формидабль»
  4 типа «Жеммап»
  4 типа «Кайман»
Кораблей 30. Типов 8. Кораблей 23. Типов 9.
В среднем на тип приходится по 3,75 корабля В среднем на тип приходится по 2,25 корабля

Девять «Маджестиков» и восемь «Ройял Соверенов» образуют две однородные эскадры, причем каждый корабль этих эскадр в отдельности сильнее любого французского корабля. Восемь посредственных, но очень схожих между собой кораблей во время войны, вероятно, одержат верх над восемью такими кораблями, которые в отдельности хотя и лучше единиц этой однородной эскадры, но в то же время различны между собой. Если корабли строить по возможности одинаковыми, закладывая всегда большое число представителей одного типа, то матрос, знающий один из них, будет знать все, и обучение личного состава значительно упростится. Одинаковое вооружение, которым эти корабли могут в случае надобности обмениваться, одинаковые диаметры циркуляции, одинаковые скорости — все это факторы, имеющие большое значение. В нашем же флоте к этому следует еще прибавить, что вооружение кораблей очень сильное, а запасы угля и боевых припасов велики. Тот избыток водоизмещения, которым обладают наши новейшие корабли [684] по сравнению со строящимися французскими, главным образом происходит вследствие увеличения или усиления этих важнейших элементов. С другой стороны, французские корабли, находящиеся теперь на стапелях, должны будут ходить на пол-узла быстрее наших.

Англия, без сомнения, стоит намного впереди других держав в отношении броненосцев 1-го класса. Если принять во внимание небольшие размеры французских кораблей, то Англия в этом отношении относится к Франции, как пять к трем.

Если теперь мы перейдем к тоннажу броненосцев 2-го класса, спущенных в период с 1875 по 1885 г., и если этот класс, подобно первому, подразделить по водоизмещению, только принимая за предел не 8000, а 7000 т, то получатся следующие цифры:

  Более 7000 т Менее 7000 т Итого
Англия 14 3 17
Франция 5 8 13

В число 14 английских броненосцев водоизмещением более 7000 т включены «Тандерер» и «Девастейшн», которые, строго говоря, не подходят сюда по своему предельному возрасту. Но они были полностью перевооружены и представляют собой, вне всякого сомнения, отличные боевые единицы. Также включены «Имперьюз» и «Уорспайт», близко подходящие к классу броненосцев. Три корабля меньшего водоизмещения — это «Белль-иль», «Орион» и «Руперт»; последний построен давно, но, подобно «Тандереру», перевооружен. Эти три броненосца не могут держаться в море в свежую погоду, но на них можно положиться в случае боевых операций в Канале. Из 17 английских кораблей только восемь вооружены тяжелой казнозарядной артиллерией; восемь же имеют дульнозарядные орудия, что представляет собой серьезный недостаток; один броненосец имеет орудия как казно-, так и дульнозарядные. Цифра, показывающая число французских кораблей, получена следующим образом: «Тридан» и «Кольбер» как деревянные не учитывались; «Фридланд» с корпусом из железа включен, несмотря на [685] то что был спущен в 1873 г.; также включены были два корабля типа «Вобан», из числа новейших броненосных крейсеров: «Дюгеклен» и «Вобан» и шесть «garde-cotes» — кораблей береговой обороны. Из общего числа 13 шесть имеют сомнительные мореходные качества. Остальные броненосцы — хорошие и крепкие. «Девастасьон», например, не хуже, если не лучше любого английского корабля этого класса. Принимая же во внимание дульнозарядные орудия, не приходится и сомневаться насчет того, у кого корабли этого класса лучше: у Англии или у Франции.

Остается еще некоторое количество таких броненосцев, которые могут еще пригодиться в боевом строю или же в резерве, несмотря на то что они были построены более 20 лет тому назад. Представителей этой категории Англия имеет 17, а Франция — 11. В числе английских показаны старые корабли типа «Ахиллес», которым вряд ли когда-нибудь придется сражаться в строю, «Глэттон» и «Пенелопе». Все 11 французских кораблей деревянные и шесть из них, вероятно, в очень недалеком будущем будут исключены из списков.

Из таких бронированных кораблей, которые нельзя причислить к числу эскадренных броненосцев, у Англии есть пять кораблей береговой обороны, а у Франции — восемь небольших броненосных канонерских лодок. Англия, кроме того, имеет 10 броненосных крейсеров; три из них — «Шеннон», «Нельсон» и «Нортхэмптон» большого значения не имеют, прочие же семь все-таки с броненосцами сражаться не могут. У Франции есть шесть броненосных крейсеров типа «Дюпюи-де-Лом». Эти корабли лучше крейсеров с броневой палубой, но слабее броненосцев. У Англии нет представителей этого типа.

Если разбирать одни лишь цифры и не учитывать те обязанности, которые придется обоим флотам нести в военное время, Англия имеет, без сомнения, громадный перевес в силах. Это превосходство особенно бросается в глаза в броненосцах 1-го класса, но не менее очевидно и при сравнении неброненосных сил. Последние могут быть разделены на три класса: более 6000 т, более 2000 т и меньше 2000 т. Так как тип быстроходного неброненосного [686] крейсера с горизонтальной палубной броней появился сравнительно недавно, то большинство из этих крейсеров новые. Хотя в нижеприведенной таблице и учтено один или два быстроходных старых корабля без палубной брони, но не включен ни один крейсер, который на испытаниях не показал бы более 16 узлов.

  Более 6000т Более 2000 т Менее 2000 т Итого
Англия 17 68 17 102
Франция 4 22 12 38

Наконец, торпедоносные силы обеих держав выражаются в следующих цифрах:

  Торпедные кан. лодки Контрминон. Морех. минон. Минон. 1-го класса Минон. 2-го класса. Малые Итого одних миноносцев
Англия 31 62 43 26 4 93 166
Франция 13 8 47 53 84 50 234

Так как миноносцы — оружие слабейшей стороны, то Англия обратила наибольшее внимание на корабли, предназначенные для борьбы с ними: торпедно-канонерские лодки и контрминоносцы. Тем не менее представляется сомнительным — принесут ли они пользу в море, и многие придерживаются мнения, что лучшим противником миноносцев окажутся крейсера 3-го класса. Но во всяком случае, для торпедной атаки контрминоносцы всегда окажутся значительно лучше любых миноносцев, даже если они и будут бесполезны для крейсерских целей.

Таблицы морских сил могут, однако, дать только очень поверхностное представление об истинном состоянии флотов: по существу своему они не могут касаться таких важных элементов, как организация флотов и обучение, дисциплина и характер их личного состава. И в этом случае мы не имеем никакой возможности произвести сравнение, никакого мерила, за исключением суровых испытаний военного времени. Но все-таки обыкновенный [687] английский матрос должен стоять выше обыкновенного французского, вследствие того что у него служба долгосрочная, между тем как последние во многих случаях служат во флоте не более четырех или пяти лет. На службе твердость и дисциплина появляются только после долгого обучения, и в случае войны у наших матросов, без сомнения, не будет недостатка в этих важнейших качествах. С другой стороны, при долгосрочной службе трудно организовать обученный резерв, и в этом отношении Франция находится в лучшем положении, чем Англия.

Наконец, надо принимать во внимание и те многочисленные требования, которые будут предъявлены английскому флоту в случае военных действий. Недостаточно быть сильнее Франции; Англия должна иметь над ней такое превосходство, чтобы она могла запереть неприятельские броненосцы в их портах и не позволить вражеским крейсерам истреблять свою торговлю. Возможно, что для установления тесной блокады достаточно иметь по два броненосца на один французский; но по отношению к крейсерам, наверное, и четырех кораблей на один французский не окажется слишком много.

Политическим деятелям следует принять во внимание и возможность того, что Англии придется одной иметь дело с союзными флотами. Россия и Франция по сравнению с Англией окажутся к концу нынешнего столетия, без сомнения, настолько же сильными или даже сильнее ее в отношении материальной части, если только Великобритания не сделает дальнейших и очень решительных усилий в этом отношении. С другой стороны, одинокая держава имеет громадное преимущество над союзниками, а Англия, занимая положение среднее между своими противниками, могла бы действовать против обоих, нападая на каждого в отдельности.

В последней таблице резюмируем все вышесказанные результаты нашего обзора и для сравнения включаем сюда еще и русский флот. [688]

  Англия Франция Россия Россия и Франция
Броненосцы 1-го класса (эскадренные) 30 23 16 39
2-го класса 17 13 5{428} 18
3-го класса 20 11 6 17
Броненосцы береговой обороны 5 8 13 21
Крейсеры броненосные 7{429} 6 4 10
неброненосные более 6000 т 17 4 0 4
неброненосные более 2000 т 68 22 3 25
неброненосные менее2000 т 17 12 0 12
Торпедно-канонерские лодки 31 13 8 21
Контрминоносцы 62 8 17 25
Мореходные миноносцы 43 47 55 102
Малые миноносцы 123 187 116 303 [689]

Дальше