Прорыв на реке Миссисипи. 1861–1863 гг.
Вернемся теперь на несколько месяцев назад, к более ранним операциям в верховьях Миссисипи. Борьба на этом направлении имела громадное значение; но в ней армия играла такую же большую роль, как и флот. Тем не менее без кораблей северянам было бы невозможно очистить реку и таким образом разделить надвое силы Конфедерации. Морские силы и здесь также оказали большое влияние на борьбу и применялись и действовали с большим успехом, хотя театром военных действий являлась река, а не море.
Конфедераты в 1862 г. твердо укрепились на обоих берегах реки. Ими были возведены или еще находились в постройке сильные укрепления ниже Нового Орлеана, в Батон Руж, Виксбурге, Мемфисе, на Острове № 10, в Форт Пиллоу и Коламбусе; тогда как на реках Теннесси и Кумберленд были воздвигнуты форты Генри и Донелсон. Последний защищал левый фланг южан от непосредственной атаки армий северян и был хорошо приспособлен, чтобы служить базой для возможного осуществления намерения конфедератов двинуться вперед до реки Огайо и угрожать северным штатам Иллинойсу и Огайо. Большое число броненосных кораблей Конфедерации находились в постройке в различных пунктах реки Миссисипи. По большей части они относились к типу одному с «Мерримаком» казематированные и обшитые железными плитами.
В начале 1861 г. северяне принялись за работы по постройке речной флотилии. Для этой цели были куплены три деревянных паровых судна; котлы их защищались угольными ямами, и суда вооружены были гладкостенными пушками. Кроме этих судов имелось еще девять небольших, с тонкой броней канонерских лодок, построенных [77] в Кейро господином Идсом за очень короткий срок в течение 100 дней{33}. Эти колесные пароходы имели казематы, в носовой части защищенные 24-дюймовой дубовой обшивкой и 2– или 3-дюймовыми железными плитами; в средней же части и в кормовой железная броня устанавливалась без дубовой подкладки. На них имелись конические штурманские рубки и вооружение их, состоявшее из 8-дюймовых и 32-фунтовых гладкоствольных орудий, а также 42-фунтовых нарезных пушек, располагалось таким образом, что носовой огонь был самым сильным. Они были очень неповоротливыми, и управлять ими было довольно затруднительно. Колеса преимущественно помещались в средней части судна, в сделанных в бортах отверстиях, и защищались кожухами. Изготовлено было также 38 деревянных паромов, вооруженных каждый одной 13-дм мортирой. Серьезная ошибка заключалась в том, что, обшив речную флотилию несоразмерно толстой броней, совершенно не позаботились о защите палуб. В результате корабли сильно страдали от навесного огня укреплений фортов и батарей, которые конфедераты повсеместно возводили на высотах{34}. Канонерские лодки и броненосцы были укомплектованы разношерстными [78] экипажами, состоявшими из солдат, матросов, машинной команды, новобранцев и морских и армейских офицеров. Но, несмотря на все это, недостаточно сплоченные команды вели себя одинаково храбро и решительно.
В сентябре начались сражения между этими судами и фортами конфедератов или с их войсками по берегам рек Миссисипи, Теннесси и Кумберленд. 6 ноября две канонерские лодки прикрывали посадку на суда армии Гранта в Бельмонте и спасли ее почти от верной гибели. 11 января 1862 г. «Де Кальб» и «Эссекс» вступили в бой с плавучей батареей конфедератов в Коламбусе и причинили ей некоторые повреждения. Но самое серьезное сражение произошло между войсками и кораблями при атаке форта Генри. Там, по обоим берегам реки Теннесси, располагались батареи, вооруженные 10-дюймовыми гладкоствольными орудиями и 6-дюймовыми нарезными пушками, не считая более мелкой артиллерии. Численность конфедеративных войск составляла 2800 человек. В 10:20 6 февраля 1862 г. корабли начали атаку. Броненосцы выстроились в линию фронта в следующем порядке, считая их с правого фланга: «Эссекс» (9 орудий), «Цинциннати», флагманский корабль «Керонделит» (13) и «Де Кальб» (13). Три деревянные канонерские лодки «Конестога» (3), «Тайлер» (9) и «Лексингтон» (9) находились в арьергарде. Подойдя на расстояние 500 ярдов, корабли открыли по батареям энергичный огонь из носовых орудий. Град снарядов обрушился на артиллеристов Конфедерации, причем орудийная прислуга была совсем не защищена. Около часа дня снаряд, выпущенный конфедератами, попал в «Эссекс» и пробил его котел. В каземате произошла ужасная сцена. Вырвавшийся пар жестоко обварил большую часть находившихся там людей, и лишь немногие успели выскочить через люки. Оба штурмана в штурманской рубке были обварены насмерть, командир опасно ранен, палуба покрылась людьми, находившимися в предсмертной агонии. 28 человек стали жертвами этого выстрела, и только половина из них смогла поправиться. Поврежденный и беспомощный «Эссекс» медленно понесло вниз по течению прочь от форта, между [79] тем как остальные корабли продолжали бой. «Цинциннати» был пробит в 31 месте, но все же пробоины не были серьезны. «Де Кальб» имел семь пробоин, «Керонделит», по донесению флаг-офицера Тута, шесть, а по сообщению храброго капитана Уолка 30. Огонь конфедератов был очень меток и силен, но солдаты их серьезно пострадали от канонерских лодок.
В 13:40 форт Генри поднял белый флаг; это было сделано тогда, когда был зажжен весь лагерь конфедератов и войска генерала Гранта, насчитывавшие 10 000 человек, были развернуты для атаки. Раненые из команды «Эссекса» очень обрадовались, узнав что их страдания не были напрасными. Со сдачей форта река Теннесси была открыта для северян, а так как она вела к самому сердцу конфедератов, к северу от Алабамы и Миссисипи и к югу от Теннесси, то войска северян получили возможность угрожать как этим штатам, так и чрезвычайно важной железной дороге, соединявшей Чарлстон с Мемфисом, единственной дороге с востока на запад. После взятия форта три деревянные канонерские лодки двинулись вверх по реке, разрушили железнодорожный подъемный мост; сожгли три нагруженных порохом и военными запасами транспорта конфедератов и захватили отличный пароход «Истпорт» с огромным количеством провизии. Ущерб оказался огромным, так как войска Конфедерации остро нуждались во всех этих запасах.
Форт Донелсон немногим пережил форт Генри. Это было еще более важное укрепление, которое действительно можно было назвать ключом к наружной линии обороны конфедератов, простирающейся от Коламбуса до Боулинг Грин. Численность войск там достигала 21 000 человек, сам же форт вооружался большим количеством орудий, начиная с 10-дюймовых гладкоствольных и ниже. 12 февраля капитан Уолк на «Керонделит» подошел к фронту чрезвычайно сильных неприятельских укреплений. Получив от Гранта приказ бомбардировать эти укрепления, он так и поступил как в тот, так и последующие дни, выпустив 139 гранат по укреплениям и получив незначительные повреждения, при этом на корабле одним выстрелом пробило защищенный казематом [80] приемник парового отопления. На следующий день, после того как подошли «Де Кальб» «Луисвиль», «Питсбург», «Тайлер» и «Конестога», атака была возобновлена. Для защиты кораблей от навесных выстрелов их палубы были покрыты толстыми деревянными брусьями, мешками с углем, цепями и канатами.
Как обычно, четыре броненосца вели атаку в линии фронта, тогда как деревянные корабли держались в арьергарде. Броненосцы продвигались вперед до тех пор, пока расстояние между ними и конфедератами не уменьшилось до 400 ярдов, за это время их неоднократно поражали вражеские снаряды. «Луисвиль» получил продольные попадания, и его рулевой привод пришел в негодность. На «Де Кальбе» снаряд попал в штурманскую рубку, находившийся в ней лоцман был убит. Так как эти корабли начало относить от места сражения, то конфедераты всю силу своей артиллерии сосредоточили на «Керонделит» и «Питсбурге». Снаряды неоднократно попадали в их ватерлинии, а все части, выступающие снаружи брони, оказались совсем сбиты или сильно повреждены. Некоторые броневые плиты были расколоты и раздроблены на куски, а две нарезные пушки разорвало внутри казематов. Через полтора часа после начала боя кораблям пришлось отступить. Это было тем более обидно, что конфедераты начали показывать признаки колебания. Флот потерял в общем 11 человек убитыми и 43 ранеными и при этом потерпел серьезное поражение. Однако на следующий день, когда Грант повел свои войска на приступ, сказалось действие бомбардировки. Неприятель был деморализован и сдался 16 февраля. Таким образом, центральная часть линии конфедератов перешла в руки федеративных войск. Находившийся на правом фланге Боулинг Грин был поспешно покинут, и остался только один Коламбус, который 2 марта также был очищен.
После уничтожения этих укреплений Грант с большой армией переправился вверх по Теннесси к Питтсбург Лэндинг. Конфедераты были этим сильно обеспокоены и сделали отчаянную попытку его раздавить. Для этого вокруг в районе Шило под командованием генерала [81] Джонстона были сосредоточены большие силы. 6 апреля 1862 г. началась одна из наиболее кровопролитных битв за эту войну. Решительно и упорно южане продвигались вперед и постепенно оттесняли северян назад, к берегу реки Теннесси.
Они собирались на левом фланге произвести окончательную атаку, которая отдала бы в их руки не только Кентукки и Теннесси, но и Огайо, Миссури и Запад, когда к северянам прибыла неожиданная помощь, которая их и спасла. Пока южане с криком шли в атаку, «Лексингтон» и «Тайлер» открыли по ним продольный огонь картечью и разрывными снарядами. Это ободрило солдат северян, и ход сражения изменился. На следующий день конфедераты отступили, понеся ужасные потери, и Теннесси осталась во власти Гранта.
Когда пал Коламбус, северяне двинулись вниз по течению до Острова № 10, и пока Грант сражался у Шило, здесь начала свои действия вторая федеративная армия (под командованием генерала Поупа), поддерживаемая флотилией. У острова, лежащего в изгибе реки, было два фарватера. Северный был загражден, южный же защищали батареи конфедератов. Выше конфедератов находился флот северян, ниже союзная армия{35}. Для успеха военных операций было совершенно необходимо, чтобы одна или несколько канонерских лодок спустились бы по течению реки к ее устью для того, чтобы перехватить все подкрепления конфедератов, доставлявшиеся по воде. Через излучину реки был прорыт канал, по которому транспорты сверху могли спуститься к Острову № 10, но углубление канонерских лодок не позволяло им воспользоваться этим удобным и прямым сообщением. Оставался один способ: какой-либо канонерской лодке прорваться [82] мимо батарей. Выполнить эту задачу вызвался командир капитан Уолк, командир «Керонделита»{36}.
Нельзя было терять ни одного дня, так как постройка конфедеративных броненосцев в различных пунктах на юге близилась к концу и после их вступления в строй транспорты, находившиеся ниже Острова № 10, могли оказаться в полной их власти. Ночью, 1 апреля 1862 г., прорыв подготовили шлюпочной атакой верхней батареи, находившейся на Острове № 10. На укрепление бросились раньше, чем конфедераты успели выслать людей на брустверы, и 7 пушек удалось заклепать без всяких потерь. Плавучая батарея конфедератов была ошвартована у верхней части острова; на следующий день снарядом с бомбарды перебило ее швартовы, так что течением ее понесло вниз по реке, очищая дорогу для «Керонделита».
4 апреля, в темную и грозовую ночь, был произведен прорыв. Самые уязвимые части «Керонделита» защитили бухтами 11-дюймовых кабельтовов, перлинями и всяким хламом. Для прикрытия крюйт-камеры борт о борт с ним принайтовили шлюпку, нагруженную углем и тюками с сеном. Вскоре после 22 часов он отдал свои швартовы и пошел вниз по течению, среди непроницаемого мрака, периодически освещаемого ослепительным блеском молнии. Он прошел незаметно верхнюю батарею с ее заклепанными пушками, но только успел оставить ее за собой, как его выдал блеск горящей сажи, вылетавшей из его дымовой трубы. Тотчас же взвилась сигнальная ракета и неприятельские артиллеристы сбежались к своим орудиям. Горящая сажа была немедленно потушена, но спустя несколько минут, когда он находился напротив нижней батареи, сажа опять загорелась и вновь показала его место конфедератам. Они немедленно открыли огонь, и в то время как снаряды падали около него, штурман Хоэл смело стоял впереди на палубе, совершенно не защищенный от неприятельских выстрелов. Быстрое течение, внезапные повороты и полный мрак были [83] худшими врагами, чем батареи. Вдобавок ко всему под самыми дулами конфедеративных пушек он коснулся мели, пока наконец, миновав батареи без потерь в людях, добрался до Нью-Мадрида. Через две ночи после того «Питсбург» последовал его примеру. 8 апреля северяне пожали плоды, вполне заслуженные их блестящей храбростью, так как в этот день Остров № 10 сдался вместе с пятитысячным гарнизоном.
Следующая, подвергшаяся нападению крепость конфедератов была форт Пиллоу, на который двинулись теперь соединенные силы северян. 9 мая 1862 г. Фут, раненный в бою за форт Донелсон, был заменен кэптеном Дэвисом, и на следующий же день восемь конфедеративных таранов{37} атаковали отряд северян. Это были речные пароходы, у которых носовую часть обшили 1-дюймовыми железными плитами, укрепленными на солидной деревянной подкладке; их котлы и машины были обложены хлопком и сосновым лесом. В тот момент, когда они начали свою атаку, плавучая мортирная батарея, находившаяся впереди федеральных кораблей, бомбардировала форт. «Цинциннати», поспешивший к ней на помощь, был таранен конфедеративным кораблем «Дженерал Брэгг» в правую раковину, а несколько минут спустя его таранили «Дженерал Прайс» и «Дженерал Самтер». Во избежание потопления он был вынужден выброситься на мель. Следующий за ним «Маунд Сити» был также протаранен конфедератами, и ему тоже пришлось выброситься на мыс. «Керонделит» находился в лучшем положении. На него напали три тарана, но он всех их отогнал и прострелил паропроводную трубу «Дженерал а Самтера». После этого конфедераты отступили, избавившись от одного своего противника. «Маунд Сити» был исправлен в Кейро, а «Цинциннати» стащен с мели и отремонтирован своими средствами. После этой атаки федералисты [84] сами обзавелись быстроходными таранными кораблями. Было куплено девять речных пароходов; корпуса которых укрепили надежными деревянными брусьями, связанными с помощью железных полос; котлы же их были прикрыты 2-футовыми дубовыми брусьями. Наибольшую известность среди этих таранов получили «Монарх» и «Куин оф ве Вест»{38}, которыми командовали два сухопутных офицера, братья по фамилии Эллет. Им вскоре представился благоприятный случай продемонстрировать свою доблесть. После падения 4 июня форта Пиллоу, на следующий день после жестокой бомбардировки, северяне спустились вниз по реке к Мемфису. Конфедераты с восемью таранами, в строю двойного фронта, двинулись им навстречу. Впереди отряда федеральных кораблей шли броненосные канонерские лодки, а на некотором расстоянии в арьергарде, спускаясь вниз по течению реки, шли два тарана.
Как только корабли противников приблизились друг к другу, «Монарх» и «Куин оф ве Вест» обошли менее быстроходные канонерские лодки и направились на неприятеля. «Куин оф ве Вест» бросился на конфедеративного «Дженерала Ловелла», и столкновение носами надо было считать неизбежным, но «Ловелл» рыскнул в сторону и тотчас же получил удар тараном по миделю. «Куин оф ве Вест» разрезал «Ловелла» почти пополам, но пока он старался высвободиться из корпуса неприятеля, самого его конфедераты таранили с обоих бортов. Начиная тонуть, он направился к берегу; и хотя одно его колесо было оторвано, он все-таки успел исполнить свое намерение. В это время «Монарх», следовавший за ним, был атакован с двух разных сторон «Борергардом» и «Прайсом». Они промахнулись по нему и налетели друг на друга. После этого «Монарх» повернул на «Борергарда» и его таранил. Несчастный корабль тут же пошел ко дну, так как в момент столкновения, кроме того, еще неприятельская бомба пробила его котел. «Прайс», получивший серьезные повреждения, выбросился на мель. На другом корабле [85] конфедератов, «Литтл Ребел», был также прострелен котел, и этот корабль тоже оказался на мели. Река наполнена была тонувшими конфедератами, и ужас ситуации усиливался тем обстоятельством, что их друзья и родственники, собравшиеся посмотреть на бой в ожидании их верной победы, следили с берега за происходящим. С удивительным гуманизмом, проявленным во время ожесточенного боя, канонерские лодки северян спустили шлюпки для спасения своих врагов. Оставшиеся корабли конфедератов, видя участь, постигшую их товарищей, обратились в бегство, но двое из них были взяты, а третий, загоревшийся во время сражения, взорвался. Из всей флотилии спасся только один корабль. Мемфис перешел в руки федеральных сил, и теперь река была расчищена вплоть до Виксбурга.
17 июня «Маунд Сити» взял форт Чарльз, лежащий на реке Уайт, и понес при этом ужасные потери в личном составе. Одним из выстрелов был пробит его цилиндр, и большое число людей было обварено паром; всего на нем погибло 84 человека, в то время как полный комплект команды составлял 175 человек.
Теперь наступало время, когда федеральные силы, поднимаясь вверх от Нового Орлеана, должны были соединиться выше Виксбурга с кэптеном Дэвисом. Подвигаясь вверх по реке со своими изношенными и избитыми кораблями, построенными не для службы на реке, а для войны на море, он принял сдачу Батон Руж и Натчеза. У него не было войск, чтобы закрепиться в этих местах, когда он проходил их, и хотя он понимал всю нецелесообразность такой простой морской прогулки, но он получил приказы, не допускающие возражений, и был вынужден повиноваться{39}. Ни в Порт-Гудзоне, ни в Гранд Галф пока еще не было сильных укреплений, и высадка батальона в каждый из этих пунктов могла бы спасти от бесконечных затруднений. 18 июня «Бруклин» и «Ричмонд» стояли на якоре ниже Виксбурга, а спустя несколько дней пришли другие суда отряда вместе с 17 мортирными [86] шхунами. Бомбардировка укреплений конфедератов началась немедленно.
В то время это была последняя на реке позиция конфедератов, и укрепления ее были очень сильны. Находящиеся на ней пушки были очень хорошо распределены, так что трудно было заставить их замолчать бомбардировкой. Некоторые батареи были возведены на высоких отвесных берегах, откуда они могли вести весьма действенный навесный огонь, другие же батареи располагались на уровне воды. Сильное течение реки достигало 3 миль в час, но, невзирая на эти трудности, Фаррагут решил прорваться мимо фортов и соединить свои силы с флотилией канонерок кэптена Дэвиса, стоявшей выше города. 28 июня, в 2 часа утра, он снялся с якоря и двинулся в атаку, построив свои корабли в две колонны. Правую колонну составляли «Ричмонд», «Хартфорд» и «Бруклин»; в левой колонне с короткими интервалами шли «Ирокез», «Онеида», «Уиссахикон», «Скиота», «Винона», «Пинола», «Катадин» и «Кеннебек». В 4 часа утра мортирные шхуны начали стрельбу, между тем как 6 пароходов из мортирной флотилии присоединились к ним для совместного прикрытия атаки. Корабли проследовали мимо батарей, идя очень медленно, и очень мало пострадали. Некоторые снасти были изорваны, корпуса получили несколько продольных выстрелов, но находящиеся у воды батареи конфедератов принуждены были замолчать, когда флот пришел на их траверз. Как раз под батареями командор Палмер, капитан «Ирокеза», заметив, что сильный огонь направлен против «Хартфорда», застопорил свою машину и сдрейфовал для того, чтобы помочь этому кораблю, но, узнав, что все идет хорошо, он снова пошел вверх против течения, и в шестом часу утра все силы Фаррагута, за исключением «Бруклина», «Кеннебека» и «Катадина», стояли на якоре выше Виксбурга. Последние три корабля по ошибке остались внизу. Потери отряда равнялись 15 убитым и 30 раненым. Оба флота, один поднимаясь вверх по реке, а другой спускаясь вниз по течению, таким образом соединились. Но Виксбург все-таки еще не был захвачен. [87]
Имелись сведения, что на реке Язу, впадающей в Миссисипи немного выше Виксбурга, заканчивается постройка конфедеративного броненосца, поэтому 15 июля «Керонделит», «Тайлер» и «Куин оф ве Вест» были посланы вверх по этой реке выяснить, в каком состоянии он находится. Этот броненосец был известен под именем «Арканзас»; он строился по типу «Мерримака», защищался 3-дюймовыми железными плитами и вооружался двумя 9-дюймовыми, двумя 8-дюймовыми и двумя 32-фунтовыми гладкоствольными орудиями, не считая четырех 6,4-дюймовых нарезных. Нос его был вооружен тараном, и он был двухвинтовым, но, как почти у всех броненосцев конфедератов, машины его были слишком слабы. Он тронулся вниз по Язу немного раньше кораблей северян, двинувшихся по ней вверх, и появился перед ними совершенно внезапно и неожиданно. «Тайлер», шедший впереди, сразу повернул назад, чтобы предупредить следовавшие за ним корабли. Все трое бросились вниз по течению, чтобы ускользнуть от своего могучего врага, сопротивляться которому они считали невозможным. Во время своего бегства от «Арканзаса» все они по возможности стреляли по нему из своих кормовых орудий. «Керонделит», имевший худший ход, вскоре отстал, и в него несколько раз попадали снаряды. «Арканзас» сделал отчаянную попытку его таранить, но промахнулся и проскочил вперед. В этот момент «Керонделит» мог ретироваться, избегая безнадежного для себя боя, но вместо того, чтобы сделать это, он оставался на своем месте позади противника до тех пор, пока его штуртрос не был перебит и он был вынужден отойти к берегу. В его корпусе оказалось 13 пробоин, а экипаж потерял 30 человек убитыми и ранеными.
«Арканзас» продолжал идти своим курсом позади «Тайлер» и «Куин оф ве Вест», хотя его команда была очень плохо обучена. Его дымовая труба была сбита снарядами, так что идти он мог только с одноузловой скоростью, а кроме того, и броня была сильно избита. Дойдя до Миссисипи, он без колебаний направился к Виксбургу мимо федеральной эскадры. Если бы северяне оказались более бдительны, то он не смог бы от них ускользнуть, [88] но они стояли на якорях, имея лишь жар в топках, и не смогли вовремя поднять пары, чтобы его таранить. Он прошел мимо них, получая последовательно по залпу с каждого корабля, и отвечал огнем тех пушек, из которых мог стрелять. Его храбрая команда довела броненосец до Виксбурга, хотя и не без тяжелых потерь; под пушками береговых батарей он благополучно встал на якорь. Только один «Ланкастер» сделал попытку таранить его, но был отогнан артиллерийским огнем.
В ту же ночь Фаррагут приготовился к новой атаке этого тарана. Его корабли должны были прорваться мимо батарей и, спускаясь вниз по реке, последовательно обстреливать «Арканзас». План был приведен в исполнение, и таран получил большие повреждения, но все-таки не был окончательно уничтожен. Общие потери федеральных сил во всех этих операциях равнялись 32 убитым, 10 пропавшим без вести и 72 раненым. Повреждения кораблей были незначительны.
22 июля «Арканзас» был еще раз атакован, и на этот раз «Эссексом» и «Куин оф ве Вест». Пройдя почти вплотную, «Эссекс» первый выпустил по его каземату три 9-дюймовых снаряда, которые убили или ранили 15 человек, но затем он сам подвергся жаркому огню, прежде чем смог отойти. За ним следовал «Куин оф ве Вест», который дважды таранил броненосец конфедератов, но все-таки не смог потопить его, а сам очень избитый и поврежденный был вынужден ретироваться. Однако 3 августа «Арканзас» окончил свое существование. На пути вниз по реке в Батон Руж его машина сломалась, и он сел на мель. При приближении старого врага «Эссекса» командир зажег его, а сам укрылся на берегу.
После прорыва мимо батарей Виксбурга во второй раз Фаррагут со своими кораблями{40} удалился в Новый Орлеан, и от Батон Руж до Виксбурга река снова перешла в руки конфедератов. Благодаря этому из Техаса по Красной реке были отправлены в Южные Штаты различные припасы, и пагубная ошибка, вследствие которой корабли [89] Фаррагута были оставлены без поддержки сухопутных войск и вследствие которой не были заняты позиции по реке, по мере того как Фаррагут по ней двигался, надолго затянула войну. Конфедераты торжествовали; после отступления Фаррагута им приходилось бояться только речной флотилии, которая в это время была усилена некоторым количеством «tinelods», т. е. кораблями, защищенными железными плитами, которые были непробиваемы снарядами, и пятью казематированными броненосцами: «Лафайет», «Чоктав», «Индианола», «Чиллисоте» и «Таскамбия»{41}. Они имели броню толщиною от 1 до 3 дюймов.
В течение нескольких последовавших затем месяцев речная флотилия занималась покорением конфедеративных портов, лежащих на притоках Миссисипи, и патрулировала саму реку. 12 декабря 1862 г. на реке Язу от взрыва двух мин погиб «Кейро». Форт Хиндмен, известный также под названием поста Арканзас, был взят 11 января 1863 г.
В это же время Шерман и Грант со стороны суши действовали против Виксбурга. 2 февраля «Куин оф ве Вест» среди белого дня прорвалась мимо виксбургских укреплений и удачно таранила пароход конфедератов, который был ошвартовлен под самыми пушками неприятеля. За этим подвигом последовало полное уничтожение запасов конфедератов и их пароходов, стоявших на реке. Однако 14 февраля корабль этот, поднимаясь вверх по Красной реке, был атакован неприятельской батареей и сел на мель. Его экипажу пришлось покинуть корабль, но он избежал плена на взятом им призе «Эра №5». Возвратившись на Миссисипи, экипаж «Куин оф ве Вест» увидел, что «Индианола», прорвавшись мимо батарей, сжигала и уничтожала запасы конфедератов. «Эра № 5» была послана [90] вверх по реке для того, чтобы иметь сообщение с федеральными силами, находившимися выше Виксбурга. «Индианола» закончила свое существование 24 февраля. Ее атаковали тараны конфедератов «Вебб», «Доктор Батей» и «Куин оф ве Вест». Последний из них был захвачен конфедератами после того, как северяне его бросили. «Вебб» таранил «Индианолу» на полном ходу в нос, но, как ни странно, это обошлось без серьезных последствий для обоих кораблей. Затем, сразу после этого, ее дважды таранила «Куин оф ве Вест», повредив один из ее двух рулей, причем в тот же момент на нее напал с кормы «Вебб». Она выбросилась на мель и сдалась, но только для того, что бы сейчас же затонуть. Через несколько дней после этого конфедераты постарались ее поднять, но сами же потом и уничтожили. Их напугало появление судна, изображавшего монитор, у которого трубы были сделаны из бочонков. Это ужасное на вид судно, дрейфуя вниз по течению, быстро приткнулось к берегу, но все-таки хорошо исполнило свое назначение.
После этого ряда жарких стычек прошел целый месяц, в течение которого северяне предпринимали попытки обойти Виксбург и найти речной к нему путь с тыла. Однако генерал Пембертон, конфедеративный комендант Виксбурга, был так же деятелен и предприимчив, как и его противники, и срывал все их попытки. Корабли тщетно прорубали себе дорогу через полузатопленные леса и отводили воды Миссисипи в заброшенные и забытые каналы. После усилий, столь же тщетных, сколько энергичных, северяне наконец для взятия Виксбурга решились просто его атаковать. Таким образом, в то время как Грант и Портер{42} были заняты этим делом выше Виксбурга, Фаррагут, со своей стороны, ниже его также не оставался в бездействии. После его отступления из-под Виксбурга конфедераты существенно усилили защиту Порт-Гудзона, желая не допустить корабли северян в ту часть реки, через которую с Красной реки и с Запада проходило огромное количество хлеба и припасов. 14 марта [91] 1863 г. Фаррагут подошел к укреплениям. Его корабли были снайтовлены попарно: «Хартфорд» с «Альбатросом», «Ричмонд» с «Дженеси», «Мононгахела» с «Кинео». Одиночным остался «Миссисипи».
Фаррагут стремился расчистить путь для прорыва, бомбардируя те укрепления, которые должны были атаковать его корабли. По-видимому, он не очень верил в эффективность простой бомбардировки, но как мера подготовительная она могла казаться ему достаточно целесообразной. В 23 часа шесть мортирных шхун открыли огонь, под прикрытием которого отряд двинулся вперед. Предполагалось при этом, что отряд генерала Бэнкса{43}, находящийся на берегу, мог оказать поддержку. Ночь была темная, дым из труб и от выстрелов плавучих батарей вскоре повис над водой почти непроницаемой завесой. В дыму мелькали большие огни, зажженные на берегу, но они освещали очень недостаточно, чтобы показывать северянам их путь. Находившийся в авангарде «Хартфорд» страдал от дыма менее других кораблей{44}. Его появление застало врасплох комендоров конфедератов, которые сначала убежали от своих пушек. Однако они быстро вернулись и открыли сильнейший огонь. Невзирая на это и несмотря на то что флагманский корабль приткнулся к мели как раз под укреплениями, он прошел мимо Порт-Гудзона с незначительными потерями, имея двух человек убитыми или утонувшими и двух раненых. «Ричмонду» повезло меньше. Идя со всевозможными предосторожностями, он миновал главные батареи, и ему оставалось подойти к последней из них, когда навесной выстрел с нее прошел через весь корабль по диаметральной плоскости и повредил или приподнял предохранительные клапаны у котлов. Пар тотчас же вырвался наружу, и давление в котлах упало до 9 фунтов. Машины [92] «Ричмонда» разом остановились, а «Дженеси» оказался не в силах тащить его против течения, обладавшего скоростью 5 миль, и он принужден был опять пройти мимо батарей и стать на якорь ниже их. Общие потери его равнялись трем убитым и 15 раненым. Следующая пара «Мононгахела» и «Кинео», идя среди густого дыма, потеряла из виду другие корабли и, сойдя с фарватера, села на мель. «Мононгахела» повредила руль и прочно приткнулась к мели; что касается «Кинео», миновавшего эту мель, то он отдал швартовы только для того, чтобы тоже сесть на мель, пройдя вперед лишь незначительное расстояние. С «Мононгахела» после снятия ее с мели случилось точно такое же несчастье. При этом мостик, на котором стоял командир, был сбит снарядом, а командир серьезно ранен. Простояв некоторое время на мели, оба корабля сумели с нее сняться, при этом «Кинео» пришел на помощь своему сотоварищу и стянул его с мели. Но бедствия «Мононгахела» еще не закончились. Подходя к верхней батарее, пришлось застопорить машины, так как в одной из них разогрелся мотылевый подшипник. Корабль продрейфовал вниз по реке и стал на якорь ниже батарей. Вероятно, его спас дым.
Последним шел «Миссисипи»; он уже благополучно дошел до поворота ниже верхней батареи, как внезапно сел на мель. У него не было под рукой сотоварища, чтобы его стащить, так что хотя и приняты были все возможные меры и машины переведены на полный задний ход, но сдвинуться с места не удавалось. Корабль накренился на левый борт, и тотчас же конфедераты, увидев это, открыли по нему жестокий огонь. Снаряды один за другим поражали корабль, так что хотя батарея его правого борта и отвечала энергично, но скоро стало ясно, что спасти его невозможно. Командир «Миссисипи» Меланктон Смит отдал приказ заклепать орудия и выбросить их в реку, в это же время были сделаны все приготовления для того, чтобы зажечь корабль. Но град летевших в него снарядов не позволил выполнить распоряжения относительно пушек. Больные и раненые были спущены в шлюпки, куда за ними последовал и экипаж, а корабль был зажжен с носа. В это время три снаряда пробили его борт насквозь [93] ниже ватерлинии, и ворвавшаяся внутрь вода погасила огонь. Корабль был снова зажжен с кормы в пяти местах, причем его командир и первый лейтенант оставались на борту до тех пор, пока огонь не набрал достаточную силу. Они покинули охваченный огнем корабль и высадились на берег только тогда, когда сгорели все верхние надстройки. После этого суд но «Миссисипи» всплыло еще раз, и его понесло вниз по течению. Наконец, в 05:30 корабль взорвался и пошел ко дну. Его гибель была очень чувствительна для северян, причем потери одними только убитыми достигли 25 человек.
Таким образом, Фаррагут потерпел очевидную неудачу. Из семи кораблей, которые пытались прорваться, только два выполнили это с успехом. Но тем не менее он решил свою задачу и теперь мог прекратить подвоз подкреплений для конфедератов{45}. Все его потери равнялись 114 человек убитых и раненых; за блокаду Порт-Гудзона, падение которого теперь стало неизбежным, цена эта, может быть, была и невысока. Но если бы северяне заняли этот пункт в предыдущем году, когда Фаррагут проходил здесь в первый раз, то дело обошлось бы даже и без этих потерь. После этого он пошел вверх по реке с «Хартфордом» и «Альбатросом», к которым присоединился и таран «Свитзерленд», прорвавшийся мимо фортов Виксбурга с небольшими авариями котлов. У «Ланкастера», пытавшегося следовать за «Свитзерлендом», котел был пробит гранатой, и корабль затонул.
«Хартфорд», «Альбатрос» и «Свитзерленд» пошли уничтожать запасы конфедератов и пароходы, какие только могли достать, чем причинили противнику большой ущерб. 6 апреля Фаррагут прошел выше Порт-Гудзона и, желая снестись со своим флотом, стоящим ниже этой крепости, послал туда на челноке своего секретаря, [94] прикрытого сверху хворостом. Маленькое суденышко исполнило свою опасную миссию благополучно. После этого Фаррагут направился к устью Красной реки, вниз по течению которой шли к конфедератам все подкрепления, и тесно заблокировал устье этой реки.
Тем временем Грант и Портер решились оставить на время Виксбург и атаковать линию конфедератов ниже его в Гранд Галф. Для выполнения этого плана нужно было пройти мимо виксбургских батарей, и не только с военными кораблями, но и с нагруженными людьми транспортами. Успех «Свитзерленда», прорвавшегося среди бела дня, убедил Гранта в возможности такого риска, но его подчиненные далеко не были с ним согласны. Федеральный генерал пошел наперекор мнению своего военного совета, и вместе с Портером для осуществления попытки они выбрали ночь на 16 апреля. Для прорыва были назначены следующие канонерские лодки: «Бентон» под флагом Портера, «Лафайет», «Луисвиль», «Маунд Сити», «Питсбург», «Керонделит», «Таскамбия» и «Дженерал Прайс». Буксирный пароход «Иви» был принайтовлен к «Бентону», деревянная канонерская лодка «Прайс» к «Лафайету», а три транспорта следовали в арьергарде, позади всей линии под защитой «Таскамбии». Для уменьшения дыма было дано распоряжение, чтобы огонь в топках хорошо горел, чтобы в котлах держали малое давление пара и чтобы корабли пользовались колесами только для удержания своего места в строю и для обхода банок. Отряд должен был миновать форты, дрейфуя по течению, а расстояние между каждой парой кораблей должно было равняться 50 ярдам.
За несколько минут до 23 часов канонерские лодки были уже в районе огня и началась перестрелка. «Бентон» прошел незамеченным первую батарею, когда же он приблизился ко второй, то конфедераты зажгли несколько смоляных бочек, подожгли железнодорожную станцию, и пламя пожаров дало им возможность увидеть неприятеля. Тогда с оглушительным грохотом начала действовать каждая пушка и каждое ружье. Отряды северян отвечали на это шрапнелью и картечью, тем самым сильно мешая целиться неприятельским комендорам. [95]
Град ядер и гранат пролетал над кораблями, но снаряды попадали редко или далеко друг от друга, и так как корабли северян были очень тщательно подготовлены к бою (палубы защищены бревнами, а борта обшиты лесом), то вследствие этого получили лишь незначительные повреждения. Только штурманские рубки были зажжены разрывными снарядами, однако никто в них не был убит. Северяне потеряли только одно судно транспорт «Генри Клей». Снаряд разорвался в одном из тюков хлопчатой бумаги, служащей для его защиты, и немедленно его зажег. Пока он был весь в огне, конфедераты сконцентрировали на нем свои выстрелы, отчего пароход через несколько минут и затонул. Второй транспорт «Форест Куин» потерял возможность управляться, так что «Таскамбии» пришлось взять его на буксир. Пробыв под огнем 2,5 часа, флотилия наконец встала на якорь ниже Виксбурга. По всей вероятности, из тысячи выстрелов, сделанных конфедератами, только 68 попало в корабли, и те, в свою очередь, ранили только 15 человек. Прорыв мимо фортов решил судьбу Виксбурга, который теперь подвергся тесной блокаде, хотя падение его и произошло только 4 июля 1863 г.
В ночь на 22 апреля еще шесть транспортов прорвалось вниз по течению реки, с потерей лишь одного судна, а после этого была произведена общая атака на Гранд Галф. Укрепления его, расположенные на господствующих высотах, были вооружены четырьмя тяжелыми нарезными пушками калибром 8, 7 и 6,5 дюйма, не считая более мелких орудий. В 8 часов утра под командой Портера двинулись «Питсбург», «Луисвиль», «Керонделит», «Бентон», «Таскамбия» и «Лафайет». «Бентон» и «Таскамбия» заняли позиции как раз под орудиями верхней батареи и пытались подбить неприятельские пушки, в это же время остальные корабли атаковали нижнюю батарею. Она замолчала после 3-часовой канонады, но корабли ничего не могли сделать с пушками, расположенными на высотах. Течение, очень сильное в этом месте, потащило вниз неуклюжие канонерские лодки со слабыми машинами с их позиций под высотами и отнесло под огонь конфедератов. У штурмана «Бентона» снарядом [96] оторвало ногу, а так как штуртрос тоже был поврежден, то корабль стал неуправляемым. В «Таскамбию» неоднократно попадали снаряды. Один снаряд ударил в пушечный полупортик, проник в каземат и убил или ранил много орудийной прислуги. Второй порт был заклинен снарядом, который исковеркал его полупортик. Граната, попавшая в третий порт, вывела из строя всю прислугу одного из 9-дюймовых орудий. Броня на «Таскамбии» была сдвинута, часть ее сорвалась со своих мест и упала за борт; одна из ее машин была повреждена. Всего в корабль попал 81 снаряд, его экипаж потерял 6 человек убитыми и 24 ранеными, из которых многие тяжело. В «Бентон» попало 47 снарядов, и его 0,75-дюймовая броня была пробита в 12 местах, а четыре снаряда пробили и 2,5-дюймовую броню. В «Лафайет» попало 45 снарядов, а в «Питсбург» 35. Общие потери на этих кораблях составили убитыми 21, а ранеными 57 человек. Таким образом, для содействия армии, расположенной ниже города, канонерские лодки прошли этой ночью в Гранд Галф, и в начале мая крепость была покинута конфедератами. В день атаки Гранд Галфа для отвлечения внимания виксбургского гарнизона флотилия, в состав которой входили броненосцы «Де Кальб» и «Чоктав», атаковала укрепления конфедератов Хейнес Блафф на реке Язу, но без каких-либо результатов и вместе с тем без значительных потерь. 2 мая Фаррагут передал наблюдение за Красной рекой Портеру, а сам присоединился к своему флоту ниже Порт-Гудзона. Вверх по Красной реке, для того чтобы очистить ее от конфедератов, был послан отряд войск. Без большого труда отряд взял неоконченный укрепленный пункт конфедератов форт Де Бюсси, овладел Александрией, уничтожил в огромном количестве запасы, после чего возвратился в Гранд Галф и через несколько дней после того с остальною частью флота Портера отошел вверх по реке к Виксбургу. Эта крепость и Порт-Гудзон были последними остатками грозной цепи конфедеративных укреплений на Миссисипи, и теперь их энергично осаждали сухопутные войска северян, под командованием Гранта и Бэнкса. Реку Язу позади Виксбурга сторожили канонерские лодки, которые, после того [97] как Хейнес Блафф перед наступлением Гранта был очищен конфедератами, поднялись к городу Язу. Тамошний конфедеративный комендант был вынужден сжечь все свои склады и три больших броненосца, строившихся в эллингах.
22 мая армия и флот предприняли общий штурм Виксбурга. Боеприпасы на канонерских лодках закончились раньше, чем был достигнут какой-либо осязаемый результат, и они отступили, не понеся, однако, серьезных потерь. 27-го числа, для того чтобы заставить замолчать батарею, которая затрудняла действия федеральных войск в их траншеях на правом фланге, был послан «Цинциннати». Однако вместо того чтобы иметь дело с двумя орудиями, как это предполагалось, в тот самый момент, когда корабль начал пальбу по незначительному укреплению, с отвесного берега по нему открыла огонь очень сильная замаскированная батарея. Первый снаряд конфедератов попал ниже ватерлинии, и корабль начал наполняться водой. Так как укрепление успело пристреляться, то его снаряды один за другим попадали в корабль и пробивали его слабую броню. «Цинциннати», на котором флаг гвоздями прибили к флагштоку, направился к берегу и подал туда перлинь, который, однако, будучи плохо закреплен, отдался, и корабль начал дрейфовать вниз по течению. Все шлюпки на нем были разбиты в щепки, и команде пришлось спасаться вплавь под огнем конфедератов. 15 человек утонули, и 19 были убиты или ранены. Наконец, корабль пошел ко дну с развевающимся флагом. 19 июня соединенные силы армии и флота бомбардировали Виксбург, и эту бомбардировку упорно поддерживали канонерские лодки, которые действовали в продолжение недели поочередно. 4 июля величайшая твердыня конфедератов сдалась, а 9-го ЧИСЛА падение форта Гудзон открыло наконец северянам всю реку от истоков до самого моря.
Конфедератам был нанесен серьезный удар. Юго-восток и юго-запад были теперь разделены на две части, и с этого времени северяне неусыпно стерегли воды Миссисипи и ее притоков. Конфедераты время от времени действовали по канонерским лодкам или огнем [98] «bushwhackes», т. е. стрелков, сидящих в кустах по берегам реки, или же внезапно открывали огонь из замаскированных батарей, но они не делали дальнейших попыток к утверждению своей власти в этих водах. Что касается последующих военных действий, то они имели небольшой тактический или стратегический интерес. Последняя отчаянная оборона Виксбурга истощила энергию южан в этом направлении, и северная «Анаконда»{46} медленно и не спеша стягивала свои кольца вокруг Конфедерации.
Как флот во время кампании на Миссисипи мог мало сделать против крепостей конфедератов без поддержки армии, так и армия была бесполезна без содействия флота{47}. Главная заслуга в эту войну, бесспорно, принадлежит флоту. Генерал Грант описывает выполненные им операции чрезвычайно выразительно: «Флот под командованием Портера был вполне на высоте своего положения в течение всей кампании. Без его помощи кампанию нельзя было бы окончить успешно даже с двойным количеством людей. Без таковой поддержки, с каким угодно количеством войск, решительно невозможно было бы выполнить все то, что было сделано».
Виксбург не был взят штурмом: его заставили сдаться голодом{48}. Так как армия никоим образом не могла воспрепятствовать [99] подвозу хлеба и свинины на транспортах Конфедерации, то для этого понадобилась флотилия канонерских лодок. Эта флотилия и прервала коммуникационную линию конфедератов и прикрыла в то же время линию северян, дав возможность Гранту, Шерману и Бэнксу бросить их сухопутную базу, так как флотилия, где бы она ни находилась, являлась для них базой. Запасы, предназначенные для снабжения конфедератов перед Ричмондом, в Шило, Виксбурге и в Порт-Гудзоне, были сожжены или перевезены в лагерь северян. Донесение о том, что «огромное количество запасов и провизии было уничтожено», не дает еще ясного представления обо всем произошедшем, но такое массовое уничтожение имело глубокое стратегическое значение для хода войны, и, несомненно, набеги и опустошения северян произвели должное впечатление на население Миссисипи, отвратив его от участия в борьбе. С потерей реки цены на предметы первой необходимости на Востоке сильно повысились. Южные Штаты были опустошены войной. Все мужское население было в строю, и поэтому все эти штаты чрезвычайно зависели от Запада. В январе 1863 г., когда Запад был еще открыт, в Ричмонде свинина продавалась по 65–70 центов за фунт; в январе 1864 г., когда с потерей Миссисипи прервалось сообщение Юга с Западом, она стоила 4,5 доллара и более. Цена на муку учетверилась и в том же месяце 1864 г. дошла до 195 долларов за барриз{49}. Надо еще заметить, что это были товары, на которые блокада не очень влияла и которые преимущественно привозились с Запада.
Можно сказать, что для армии северян, благодаря судам, не существовало расстояний. Возвращаясь к свидетельству генерала Гранта в его воспоминаниях о войне, мы видим, что канонерские лодки действительно очистили дорогу к самому сердцу Конфедерации. Куда федеральную армию не смогли бы привести целые годы жестоких битв и успехов, туда привел ее флот через несколько недель. Обладание рекой Теннесси давало армии северян возможность угрожать самому сердцу Южных Штатов. [100] По своей стратегической важности и оставляя первенство только за Миссисипи, Теннесси в данном случае играла роль как бы потайного хода в конфедеративные штаты. Здесь так же, как и в долине самой реки Миссисипи, были основательно уничтожены запасы провианта и хлопка.
Падение Виксбурга было встречено всем Севером с огромной радостью. Это обстоятельство, быть может, явилось ключевым моментом войны, и Линкольн написал Гранту чрезвычайно лестное письмо, наполненное похвалами за его участие в этом деле. Но в вышеупомянутом письме президента нет ни одного слова о флоте, благодаря которому состоялось падение Виксбурга, а операции на Миссисипи сделались возможными. И действительно, прочитав письмо, никто не предположил бы, что флот содействовал армии почти в каждом сражении и что по крайней мере дважды спас войска от поражения{50}.
Тактические уроки борьбы при Миссисипи немногочисленны. Боевые действия главным образом происходили между кораблями и батареями, причем нельзя сказать, чтобы батареям пришлось хуже, чем кораблям. Тем не менее батареи оказались бессильны помешать ночным прорывам и могли сделать эту операцию до некоторой степени опасной только днем. Почти во всех подобных сражениях дым чрезвычайно затрудняет действия комендоров обеих сторон. Возможно, из-за дыма и произошла сравнительная неудача Фаррагута у Порт-Гудзона. Временами же флот прорывался мимо батарей с удивительной легкостью, как, например, Грант и Портер у Виксбурга. Комендоры конфедератов по движущимся предметам целили почти всегда слишком высоко; по целям же, стоящим на месте, например «Миссисипи» и «Цинциннати», они стреляли довольно удовлетворительно. [101]
При медленно стреляющих пушках, плохой их наводке и при трудности обращения с ними, какими и были тяжелые орудия того времени, такие мало успешные действия против движущихся кораблей легко объяснимы. Броня федеральных кораблей, как и можно было ожидать, оказалась слишком тонкой. Она колебалась от 0,75 до 3 дюймов и пробивалась из пушек всех типов, начиная с 8-дюймовых нарезных. Особой опасности подвергались котлы, и нередко случалось, что именно они бывали пробиты и выведены из строя. Еще заслуживает внимания то обстоятельство, что за все время действий, с самого начала и до конца, северяне потеряли только четыре броненосные канонерские лодки. Это были «Цинциннати», «Индианола», «Де Кальб» и «Кейро». Только одна из четырех «Цинциннати» погибла от артиллерийского огня; «Индианола» была потоплена тараном, а «Де Кальб» и «Кейро» взорваны минами на реке Язу. Таким образом, если броня и не вполне защищала эти корабли, то благодаря тем серьезным испытаниям, которым она подвергалась, было все-таки доказано, что для поддержания кораблей на плаву в обычных обстоятельствах она достаточно сильна и даст возможность стать лицом к лицу с батареями без больших потерь в людях.
Характерной чертой редких схваток, происходивших между кораблями, стало использование тарана. Этим способом была уничтожена «Индианола». Этим же способом были серьезно повреждены «Цинциннати» и «Маунд Сити» 10 мая 1862 г., и надо предполагать, что они не были совсем уничтожены только благодаря тому, что нападавшие корабли конфедератов имели небольшую величину и малую скорость. С другой стороны, конфедераты потопили «Дженерала Ловелла», протаранив его в то время, как он сам старался таранить, а «Прайс» и «Борегард» протаранили друг друга в тот момент, когда пытались таранить «Монарха». Много было и других попыток таранить, но они не имели решительных результатов. Для пользования тараном, представлявшим из себя в то время новое оружие, условия по большей части были благоприятны, так как бои обычно происходили в ограниченных и узких водах, в которых таран [102] скорее, чем где-либо, должен был приводить к серьезным последствиям.
Снайтовливание кораблей попарно оказалось мерой чрезвычайно полезной для прохода мимо фортов. В то время против пушек, имевших малую пробивающую силу, всякий корабль становился как бы средством для прикрытия своего соседа, и если один из кораблей получал повреждения, то его товарищ иногда мог вывести пострадавшего из сферы неприятельского огня. Целесообразность принайтовливания борт о борт шлюпок, заваленных сеном и лесом, заслуживает внимания; хотя против современной артиллерии оно не даст больших преимуществ, только вызовет несомненные неудобства, так как свяжет свободу действий корабля и будет служить ему только помехой. Защита палуб мешками с песком и канатами могла бы принести гораздо большую пользу; аналогичным способом поступали китайцы в их войне с Японией, употребляя в дело мешки с углем. [103]