Список иллюстраций
Список схем
Схематическая карта с указанием мест операций Х-лодок (обозначено «X») и человекоуправляемых торпед (обозначено «Ч/Т») (стр. 10)
Схематичный план кислородного дыхательного аппарата с запасом на 9 часов работы для экипажей человекоуправляемых торпед. Водолазы Х-лодок использовали модификацию аппарата с меньшим ресурсом. По рисунку петти-офицера Чарльза Кирби, резерв Королевского флота (стр. 19)
Схематический рисунок первой модели человекоуправляемой торпеды. По рисунку петти-офицсра Чарльза Кирби, резерв Королевского флота (стр. 33)
Попытка атаковать «Тирпиц» человекоуправляемыми торпедами (стр. 76)
Схема разреза карликовой подводной лодки класса «ХЕ» (упрощенная) Классы «Х-5-10» и «Х-20-25» очень похожи. С оригинального рисунка, выполненного лейтенант-коммандером Королевского флота Дж. Бруксом, кавалером креста «За выдающиеся заслуги». А
— место первого лейтенанта за управлением горизонтальным рулем, насосом и электромотором; В
— место командира за перископом; С
место механика машинного отделения за управлением вертикальным рулем; D
место водолаза в отсеке «W & D» (затопляемая камера); 1 горизонтальный руль; 2
вертикальный руль; 3
гребной винт; 4
кормовая дифферентная цистерна; 5
выхлопная труба с глушителем; 6
электромотор; 7
воздушный компрессор; 8
дизель; 9
— топливный бак; 10
кислородные баллоны; 11 баллоны сжатого воздуха в киле; 12
ящик с инструментами; 13
баллон с пресной водой; 14
— различные механизмы: очиститель воздуха и холодильное оборудование, компенсирующий насос и т. д.; 15
магнитный компас; 16
задний люк; 17
балластная цистерна № 3; 18
гирокомпас; 19
боевой перископ; 20 поисковый перископ под ограждением перископа; 21 —мотор, поднимающий перископ; 22
компенсационная цистерна; 23
— шахта перископа; 24
койка и стол для карт; 25
воздухозаборная труба; 26
передний люк; 27
люк в центральный пост; 28
«Q»-цистерна (для быстрого погружения); 29
люк в аккумуляторный отсек; 30
балластная цистерна № 2; 31 запасные части; 32
аккумуляторная батарея (носовое спальное место); 33
основная батарея (под ней топливная цистерна); 34
носовая дифферентная цистерна; 35
балластная цистерна № 1; 36
вентиляционный клапан; 37
свободное затапливаемое пространство (стр. 170-171)
Атака на «Тирпиц». Операция «Source» («Источник»). Показаны передвижения «Х-10» с 20 по 28 сентября 1943 г. (стр. 198-199)
Атаки «Х-24» в Бергене, Норвегия. Апрель и сентябрь 1944 г. Операции «Guidance» («Гвиданс») и «Heckle» («Гекла») (стр. 236)
Атака «ХЕ-23» на «Такао» (операция «Struggle» («Борьба»)) (стр. 326)
Список фотографий
Король Георг VI осматривает нож чариотера на борту его величества корабля «Бонавенчур» в 1944 г. За плечом его величества виден адмирал сэр Брюс Фрейзер, командующий флотом метрополии; слева кэптен В.Р. Фелл
Первый учебный класс чариотов в Лох-Эрисорте Вверху, слева направо:
машинист, петти-офицер Ч.Т. Уоррен, лейтенант Д.С. Эванс, лейтенант С.Э. Боннелл, лейтенант А. Моретон. Нижний ряд
капрал Дж. Алландер, сержант Д. Крэйг, матрос Дж. Браун
Участники первой успешной операции чариотов возле Букингемского дворца после награждения. Слева направо:
лейтенант Р.Т.Г. Гринленд, старший сигнальщик А. Ферриер, лейтенант Р.Г. Доу
Уставший моряк. Водителю чариота помогают подняться на борт тренировочного судна
Первую модель человекоуправляемой торпеды («Марка-1») поднимают на борт. На этой фотографии нет боеголовки (зарядного отделения)
Два этапа одевания чариотеров. Водитель чариота ждет, пока ему наденут на голову шлем
...затем надежно закрепят его ботинки и туго перетянут зажим на животе
Его величества корабль «Титания». На переднем плане у борта стоит подводная лодка с контейнерами для чариотов
Лейф Ларсен (слева)
и кэптен В.Р. Фелл на первом совместном обеде 12-й флотилии подводных лодок, Лондон, 1951
Человекоуправляемая торпеда на поверхности
Подводная лодка класса «Т» с чариотами первой модели («Марка-1») и сконструированными для них контейнерами
Х-лодка на поверхности. На фотографии «Х-21» и командующий ею офицер, лейтенант Дж.М. Терри-Ллойд
Х-лодка погружается. Перископ поднят
Интерьер центрального поста Х-лодки, вид назад от порога отсека «W & D». Боевой перископ поднят
Интерьер центрального поста Х-лодки, вид вперед от места первого лейтенанта, управляющего погружением
Лох-Кернбоун (порт HHZ). Видны «Бонавенчур» (на переднем плане) с
Х-лодками на колодезных палубах, «Титания» (на среднем плане)
с парой подводных лодок у борта, перед отправлением на операцию против «Тирпица»
Четыре боевые X-лодки класса «5-10» в сухом доке
Х-лодка на подпорках на задней колодезной палубе «Бонавенчура»
11 сентября 1943 г. Первая «Х-5» поднята для подготовки к операции против «Тирпица». Ясно виден ее левый бортовой заряд-контейнер
Его величества подводная лодка «Трешер» и «Х-5» покидают Лох-Кернбоун. Можно даже разглядеть буксирный трос
«Х-10» покидает Лох-Кернбоуню На кожухе лодки командир рейсового экипажа сублейтенант Э.В. Пейдж
«Тирпиц»ю Рисунок Адольфа Бока, изображающий корабль класса «Тирпиц» на полном ходу
Боевой и походный экипажи «Х-5»: Задний ряд, слева направо:
лейтенант Дж.Терри-Ллойд, сублейтенант Т.Дж. Нельсон, лейтенант X. Хенти-Крир и сублейтенант А.Д. Малькольм. Сидит, справа:
механик машинного отделения Р. Мортибойз
Боевой и походный экипажи «Х-6»: Задний ряд, слева направо:
лейтенант А. Уилсон,лейтенант Д. Кэмерон,сублейтенант Дж.Т. Лори-мер. Сидят, слева направо:
сублейтенант Р.Х. Кэндалл, механик машинного отделения Э. Год-дард, старший матрос Мак-Грегор, механик Оксли
Боевой и походный экипажи «Х-7»: Задний ряд, слева направо:
сублейтенант Р. Эйткин, лейтенант Б.С.Г. Плэйс, сублейтенант Л.Б. Уиттем, лейтенант П.Х. Филип. Сидят, слева направо:
старший матрос Дж.Дж. Медженнис, механик Лак, механик машинного отделения В.М. Уитли
Боевой и походный экипажи «Х-8»: Задний ряд, слева направо к центру:
лейтенант В.Дж. Мардсен, лейтенант Б.М. Мак-Ферлан, лейтенант Дж.Э. Смарт. Сидят, слева и справа:
механик машинного отделения Дж. Мюррей и старший матрос Х.А. Помери
Боевой и походный экипажи «Х-9»: Задний ряд, слева направо:
лейтенант Т.Л. Мартин, лейтенант М.Х. Шин, сублейтенант Дж. Брукс, сублейтенант Э. Кирон. Сидит, в центре:
механик машинного отделения В. Колье
Боевой и походный экипажи «Х-10». Задний ряд, слева направо:
сублейтенант Г. Хардинг, лейтенант К.Р. Хадспет, сублейтенант Б. Энзер; сублейтенант Э.В. Пейдж. Сидит, слева:
механик машинного отделения Тилли
Водолаз Х-лодки проводит ее сквозь противолодочную сеть С рисунка лейтенант-коммандера Дж. Брукса
Боевой экипаж «Х-24» на мостике его величества подводной лодки «Сциптр» возвращается после удачной атаки на «Баренфельс» в гавани Бергена. Слева направо:
сублейтенант Дж. Брукс, лейтенант MX. Шин, механик машинного отделения В. Колье и сублейтенант Ф. Огден
«Х-24» и «Веселый Роджер». Сублейтенант Дж. Бритнелл и его лодка в Лох-Кернбоуне
Боевой экипаж «Х-21» (осень 1944 г.) Слева от центра:
лейтенант Дж.В. Терри-Ллойд. Справа от центра:
сублейтенант А. Дж. Реноуф. На фото видны размеры люка отсека «W & D»
Экипаж «ХЕ-12», Лох-Стривен (весна 1945 г.) Стоят, слева направо:
механик Уорнер, сублейтенант Дж. Бенсон, петти-офицер Г. Айвес. Сидит:
лейтенант В.Д.С. Симондс