Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Список иллюстраций

Список схем

Схематическая карта с указанием мест операций Х-лодок (обозначено «X») и человекоуправляемых торпед (обозначено «Ч/Т») (стр. 10)

Схематичный план кислородного дыхательного аппарата с запасом на 9 часов работы для экипажей человекоуправляемых торпед. Водолазы Х-лодок использовали модификацию аппарата с меньшим ресурсом. По рисунку петти-офицера Чарльза Кирби, резерв Королевского флота (стр. 19)

Схематический рисунок первой модели человекоуправляемой торпеды. По рисунку петти-офицсра Чарльза Кирби, резерв Королевского флота (стр. 33)

Попытка атаковать «Тирпиц» человекоуправляемыми торпедами (стр. 76)

Схема разреза карликовой подводной лодки класса «ХЕ» (упрощенная) Классы «Х-5-10» и «Х-20-25» очень похожи. С оригинального рисунка, выполненного лейтенант-коммандером Королевского флота Дж. Бруксом, кавалером креста «За выдающиеся заслуги». А — место первого лейтенанта за управлением горизонтальным рулем, насосом и электромотором; В — место командира за перископом; С  — место механика машинного отделения за управлением вертикальным рулем; D  — место водолаза в отсеке «W & D» (затопляемая камера); 1  — горизонтальный руль; 2  — вертикальный руль; 3  — гребной винт; 4  — кормовая дифферентная цистерна; 5  — выхлопная труба с глушителем; 6  — электромотор; 7  — воздушный компрессор; 8  — дизель; 9 — топливный бак; 10  — кислородные баллоны; 11  — баллоны сжатого воздуха в киле; 12  — ящик с инструментами; 13  — баллон с пресной водой; 14 — различные механизмы: очиститель воздуха и холодильное оборудование, компенсирующий насос и т. д.; 15  — магнитный компас; 16  — задний люк; 17  — балластная цистерна № 3; 18  — гирокомпас; 19  — боевой перископ; 20  — поисковый перископ под ограждением перископа; 21 —мотор, поднимающий перископ; 22  — компенсационная цистерна; 23 — шахта перископа; 24  — койка и стол для карт; 25  — воздухозаборная труба; 26  — передний люк; 27  — люк в центральный пост; 28  — «Q»-цистерна (для быстрого погружения); 29  — люк в аккумуляторный отсек; 30  — балластная цистерна № 2; 31  — запасные части; 32  — аккумуляторная батарея (носовое спальное место); 33  — основная батарея (под ней топливная цистерна); 34  — носовая дифферентная цистерна; 35  — балластная цистерна № 1; 36  — вентиляционный клапан; 37  — свободное затапливаемое пространство (стр. 170-171)

Атака на «Тирпиц». Операция «Source» («Источник»). Показаны передвижения «Х-10» с 20 по 28 сентября 1943 г. (стр. 198-199)

Атаки «Х-24» в Бергене, Норвегия. Апрель и сентябрь 1944 г. Операции «Guidance» («Гвиданс») и «Heckle» («Гекла») (стр. 236)

Атака «ХЕ-23» на «Такао» (операция «Struggle» («Борьба»)) (стр. 326)

Список фотографий

Король Георг VI осматривает нож чариотера на борту его величества корабля «Бонавенчур» в 1944 г. За плечом его величества виден адмирал сэр Брюс Фрейзер, командующий флотом метрополии; слева — кэптен В.Р. Фелл

Первый учебный класс чариотов в Лох-Эрисорте Вверху, слева направо: машинист, петти-офицер Ч.Т. Уоррен, лейтенант Д.С. Эванс, лейтенант С.Э. Боннелл, лейтенант А. Моретон. Нижний ряд — капрал Дж. Алландер, сержант Д. Крэйг, матрос Дж. Браун

Участники первой успешной операции чариотов возле Букингемского дворца после награждения. Слева направо: лейтенант Р.Т.Г. Гринленд, старший сигнальщик А. Ферриер, лейтенант Р.Г. Доу

Уставший моряк. Водителю чариота помогают подняться на борт тренировочного судна

Первую модель человекоуправляемой торпеды («Марка-1») поднимают на борт. На этой фотографии нет боеголовки (зарядного отделения)

Два этапа одевания чариотеров. Водитель чариота ждет, пока ему наденут на голову шлем

...затем надежно закрепят его ботинки и туго перетянут зажим на животе

Его величества корабль «Титания». На переднем плане у борта стоит подводная лодка с контейнерами для чариотов

Лейф Ларсен (слева) и кэптен В.Р. Фелл на первом совместном обеде 12-й флотилии подводных лодок, Лондон, 1951

Человекоуправляемая торпеда на поверхности

Подводная лодка класса «Т» с чариотами первой модели («Марка-1») и сконструированными для них контейнерами

Х-лодка на поверхности. На фотографии «Х-21» и командующий ею офицер, лейтенант Дж.М. Терри-Ллойд

Х-лодка погружается. Перископ поднят

Интерьер центрального поста Х-лодки, вид назад от порога отсека «W & D». Боевой перископ поднят

Интерьер центрального поста Х-лодки, вид вперед от места первого лейтенанта, управляющего погружением

Лох-Кернбоун (порт HHZ). Видны «Бонавенчур» (на переднем плане) с Х-лодками на колодезных палубах, «Титания» (на среднем плане) с парой подводных лодок у борта, перед отправлением на операцию против «Тирпица»

Четыре боевые X-лодки класса «5-10» в сухом доке

Х-лодка на подпорках на задней колодезной палубе «Бонавенчура»

11 сентября 1943 г. Первая «Х-5» поднята для подготовки к операции против «Тирпица». Ясно виден ее левый бортовой заряд-контейнер

Его величества подводная лодка «Трешер» и «Х-5» покидают Лох-Кернбоун. Можно даже разглядеть буксирный трос

«Х-10» покидает Лох-Кернбоуню На кожухе лодки — командир рейсового экипажа сублейтенант Э.В. Пейдж

«Тирпиц»ю Рисунок Адольфа Бока, изображающий корабль класса «Тирпиц» на полном ходу

Боевой и походный экипажи «Х-5»: Задний ряд, слева направо: лейтенант Дж.Терри-Ллойд, сублейтенант Т.Дж. Нельсон, лейтенант X. Хенти-Крир и сублейтенант А.Д. Малькольм. Сидит, справа: механик машинного отделения Р. Мортибойз

Боевой и походный экипажи «Х-6»: Задний ряд, слева направо: лейтенант А. Уилсон,лейтенант Д. Кэмерон,сублейтенант Дж.Т. Лори-мер. Сидят, слева направо: сублейтенант Р.Х. Кэндалл, механик машинного отделения Э. Год-дард, старший матрос Мак-Грегор, механик Оксли

Боевой и походный экипажи «Х-7»: Задний ряд, слева направо: сублейтенант Р. Эйткин, лейтенант Б.С.Г. Плэйс, сублейтенант Л.Б. Уиттем, лейтенант П.Х. Филип. Сидят, слева направо: старший матрос Дж.Дж. Медженнис, механик Лак, механик машинного отделения В.М. Уитли

Боевой и походный экипажи «Х-8»: Задний ряд, слева направо к центру: лейтенант В.Дж. Мардсен, лейтенант Б.М. Мак-Ферлан, лейтенант Дж.Э. Смарт. Сидят, слева и справа: механик машинного отделения Дж. Мюррей и старший матрос Х.А. Помери

Боевой и походный экипажи «Х-9»: Задний ряд, слева направо: лейтенант Т.Л. Мартин, лейтенант М.Х. Шин, сублейтенант Дж. Брукс, сублейтенант Э. Кирон. Сидит, в центре: механик машинного отделения В. Колье

Боевой и походный экипажи «Х-10». Задний ряд, слева направо: сублейтенант Г. Хардинг, лейтенант К.Р. Хадспет, сублейтенант Б. Энзер; сублейтенант Э.В. Пейдж. Сидит, слева: механик машинного отделения Тилли

Водолаз Х-лодки проводит ее сквозь противолодочную сеть С рисунка лейтенант-коммандера Дж. Брукса

Боевой экипаж «Х-24» на мостике его величества подводной лодки «Сциптр» возвращается после удачной атаки на «Баренфельс» в гавани Бергена. Слева направо: сублейтенант Дж. Брукс, лейтенант MX. Шин, механик машинного отделения В. Колье и сублейтенант Ф. Огден

«Х-24» и «Веселый Роджер». Сублейтенант Дж. Бритнелл и его лодка в Лох-Кернбоуне

Боевой экипаж «Х-21» (осень 1944 г.) Слева от центра: лейтенант Дж.В. Терри-Ллойд. Справа от центра: сублейтенант А. Дж. Реноуф. На фото видны размеры люка отсека «W & D»

Экипаж «ХЕ-12», Лох-Стривен (весна 1945 г.) Стоят, слева направо: механик Уорнер, сублейтенант Дж. Бенсон, петти-офицер Г. Айвес. Сидит: лейтенант В.Д.С. Симондс

Содержание